Сегодня все больше автолюбителей предпочитают авто с дизельными моторами. Основная причина – экономичность, надежность, простота эксплуатации. Но есть и недостатки, которые перечеркивают все плюсы – плохое топливо для дизельных двигателей и нехватка знаний о солярке у отечественных автолюбителей. Как следствие, возникает множество проблем в эксплуатации – загрязнение топливной системы, снижение , замерзание солярки в морозную погоду и так далее. Чтобы избежать неприятностей, стоит знать о дизтопливе как можно больше и главное – уметь его выбирать.
По своей структуре топливо для отличается от привычного бензина. В народе такой состав называется «соляркой». По сути, это смесь углеводородов, которые формируются путем перегонки нефтепродуктов и выбора из них необходимых фракций. В основе дизельного топлива углеводороды, которые отличаются высокой температурой кипения – около 300-350 градусов Цельсия.
Столь разные составы бензина и дизеля объясняют и различность подходов в работе двигателей. К примеру, в бензиновом моторе воспламенение топлива происходит от искры (источник последней – свеча зажигания). Для бензина ключевое значение имеет устойчивость к детонации, то есть октановое число. В свою очередь, дизельный двигатель работает за счет создания более мощной степени сжатия.
Основной параметр, характеризующий качество смеси – цетановое число. Именно по нему можно судить, насколько быстро воспламеняется дизтопливо в цилиндре силового узла. Чем больше цетановое число, тем меньше затрат времени на воспламенение горючей смеси и тем эффективнее работа двигателя. Собственно, цетановое число отображает временную задержку между впрыском топливной смеси в камеру сгорания цилиндров и ее воспламенением.
В случае если цетановое число ниже 40, то работа двигателя будет неудовлетворительной. Появляются сильные задержки при воспламенении, падает мощность, возникает детонация, снижается общий ресурс мотора. У топлива нормального качества цетановое число должно находиться на уровне 48-52. Что касается солярки более высокого качества, то ее цетановое число и вовсе может достигать 53-55.
Российские стандарты в отношении соляры считаются одними из самых «мягких». Здесь допускается применение дизельного топлива с цетановым числом от 48 единиц и выше (для зимнего топлива). Но есть исключения. К примеру, для некоторых зимних видов солярки, имеющих депрессорные присадки в составе, разрешается выпуск и продажа соляры с описываемым нами параметром от 40 и более.
Хотелось бы отметить, что слишком высокое цетановое число – также не очень хорошо. К примеру, если показатель будет превышать отметку «60», то топливо просто не будет успевать сгорать, повышается дымность выхлопа, увеличивается «прожорливость» транспортного средства и так далее.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Часто новички забывают о главном недостатке солярки – его способности замерзать уже при небольшом морозе. В такой ситуации , а для решения проблемы приходится применять целый комплекс мер по прогреву основных элементов и повышению температуры солярки в системе. Чтобы этого не допустить, важно правильно выбирать дизельное топливо, знать его виды и особенности.
Из основных классов солярки можно выделить:
Его особенность – жидкое состояние при температуре от «нуля» градусов Цельсия и более. К основным параметрам можно отнести:
Главный недостаток летнего топлива – появление конденсата влаги внутри бака, отслаивание влаги и ее скопление в нижней части емкости. Подобная особенность доставляет массу проблем автолюбителям:
Данный вид солярки пользуется наибольшей популярностью в России. При этом нельзя забывать о главной его особенности – замерзании при достижении 30 градусов мороза. Для регионов с суровой зимой такое топливо для дизельных двигателей – не лучший вариант.
К основным характеристикам зимнего дизтоплива можно отнести:
Параметры вязкости и плотности приведены для температуры 20-22 градусов Цельсия.ъ
Это лучший вариант для районов, где температура на улице может опускаться намного ниже тридцати градусов. Такая солярка способна достойно выдержать морозы до -50 градусов Цельсия, что существенно ниже, чем у конкурентов. Из основных характеристик арктического топлива можно выделить:
Параметры вязкости и плотности, как и в предыдущих случаях, приведены для температуры в 20-22 градуса Цельсия.
Распознать биодизель можно по специальному обозначению. Так, в США о наличии биодизеля в составе можно судить по наличию буквы «В» в названии. Далее стоит цифра, которая показывает процентное содержание специального состава в общей массе. Что касается цветанового числа, то для такого вида топлива оно составляет около 50-51.
К основным показателям топлива для дизельных двигателей можно отнести:
Если вы отдали предпочтение автомобилю с дизелем, то важно как можно больше знать о топливе для них, особенностях его выбора и эксплуатации. В этом случае можно добиться лучшей экономичности авто, исключить проблемы с лишней водой в баке и замерзанием топлива.
Сорта дизельного топлива.
ГОСТ Р 52368-2005 “Топливо дизельное Евро. Технические условия” предусматривает выпуск современного дизельного топлива для умеренного, холодного и арктического климата 6 сортов, 5 классов и 3 х видов. Данный ГОСТ унифицирован с европейским стандартом EN590 и соответствует требованиям к двигателям Евро-3, Евро-4 и Евро-5.
1. Умеренный климат.
Сорта топлива 6 наименований (A,B,C,D,E и F) экологических классов топлива К4 и К5 (обозначение по техническому регламенту Таможенного союза) предусмотрены для умеренного климата , характеризуются предельной температурой фильтруемости (таблица 1). В таблице приведены данные для 4 и 5 экологических классов топлива.
Таблица 1.
Сорт топлива | Экологический класс по ТР ТС | Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | Содержание серы, мг/кг, не более | Цетановое число, не менее | |
К4 (вид II) | |||||
К5 (вид III) | |||||
К4 (вид II) | |||||
К5 (вид III) | |||||
К4 (вид II) | |||||
К5 (вид III) | |||||
К4 (вид II) | |||||
К5 (вид III) | |||||
К4 (вид II) | |||||
К5 (вид III) | |||||
К4 (вид II) | |||||
К5 (вид III) |
Сорта А, В, С относятся к летним, сорта D , E , F – к переходным.
Температура фильтруемости обозначает ту температуру, ниже которой дизтопливо не проходит через стандартный фильтр с необходимым расходом.
2. Холодный и арктический климат.
2.1. Дизельное топливо для этих климатических зон по ГОСТ Р 52368-2005 выпускается по классам 5-и значений (0, 1, 2, 3, 4), характеризующихся предельной температурой фильтруемости, температурой помутнения и другими показателями (таблица 2).
Таблица 2.
Показатели | Классы зимнего топлива | ||||
Предельная температура фильтруемости, °С | |||||
Температура помутнения, °С, не выше | |||||
Цетановое число, не менее | |||||
Кинематическая вязкость при 40°С, мм 2 /с | |||||
Плотность при 15°С, кг/м 3 | 800-840 | ||||
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже | 30 |
2.2. Согласно таблицы 1 ГОСТ Р 52368-2005 и приложения 1 к техническому регламенту Таможенного союза зимнее дизельное топливо классифицируется следующим образом (таблица 3).
Таблица 3.
2.3. Пример записи продукции при заказе и в технической документации по ГОСТ Р 52368-2005:
«Топливо дизельное ЕВРО по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009)
— Сорт А (В, С, D, Е, F), вид I (вид II, вид III);
— класс 0 (1, 2, 3, 4) , вид I (вид II, вид III)».
Автотранс-консультант.ру.
дизельное топливо делилось на следующие марки:В настоящее время вышеуказанный стандарт СССР устарел, но старые обозначения солярки еще можно встретить в запросах потребителей.
В Европейском союзе в 1993 г. введен стандарт EN 590 (первоначально Евро-1), который претерпел 4 модификации. В настоящее время действует европейский стандарт EN 590-2009, он же ЕВРО-5. Эти стандарты классифицируют дизельное топливо по температурно-климатическим зонам применения: Class A - F для температур от +5 до -20 °С, Class 0 - 4 для температур от -20 до -44 °С.
В России при уходе от советского стандарта изначально решили переходить на европейскую систему классификации. С 2005 г. в РФ действует новый государственный стандарт на дизельное топливо - ГОСТ Р 52368-2005 . Он полностью соответствует спецификации EN 590 . Согласно новому стандарту в дизельном топливе ограничивается содержание серы, а именно:
Новый ГОСТ рассматривает дизельное топливо отдельно в зависимости от климатических условий местности его использования. Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам , которые указывают на предельную температуру фильтруемости:
А для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы c предельной температурой фильтруемости:
Необходимо отметить, что в настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2 , с 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3, а с 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.
С 1 июля 2014 года в России будет введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное» . Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:
При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.
Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура фильтруемости. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей , часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.
Дизельное топливо - это смесь углеводородов, используемая в качестве топлива для всех видов дизельных двигателей и для газотурбинных энергетических установок.
Дизтопливо изготавливают зимних и летних сортов, маркируют по сере и, кроме того, летние - по температуре вспышки, зимние - по температуре застывания. Обозначение марок дизтоплива начинается, как правило, с одной из трех букв: Л (летнее), 3 (зимнее) или А (арктическое). Затем идет цифра 0.2, 0.4 или 0.5, обозначающая максимально допустимое содержание серы в процентах. Далее идет цифра, которая для летнего дизтоплива характеризует температуру вспышки в закрытом тигле, а для зимнего - температуру застывания. С целью исключения ошибок "минус" перед значением температуры пишется словом, а не знаком "-".
Дизтопливо Л-0.2-40 - summer diesel L-0.2-40
Летнее дизтопливо для автотракторных дизелей. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения минус 5°С, его применение возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле - не ниже +40°С.
Дизтопливо Л-0.5-40 - summer diesel L-0.5-40
Показатели те же, что у Л-0.2-40, но содержание серы - не более 0.5%.
Дизтопливо Л-0.2-62 - summer diesel L-0.2-62
Летнее дизтопливо для мало- и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, имеет те же показатели, что Л-0.2-40, но температура вспышки в закрытом тигле - не ниже +62°С.
Дизтопливо Л-0.5-62 - summer diesel L-0.5-62
Показатели те же, что у Л-0.2-62, но содержание серы - не более 0.5%.
Дизтопливо А-0.2 - arctic diesel A-0.2
Арктическое дизтопливо. Имеет границы кипения от 180°С до 330°С. Температура застывания - не выше минус 55°С, его применение возможно при температурах воздуха выше минус 50°С. Содержание серы - не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.5 до 4 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле для А-0.2, предназначенного для мало- и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, не ниже +35°С, для автотракторных дизелей - не ниже +30°С. А-0.2 не может содержать более 0.01 меркаптановой серы.
Дизтопливо А-0.4 - arctic diesel A-0.4
Показатели те же, что у А-0.2, но содержание серы - не более 0.4%.
Дизтопливо арктическое экологически чистое - arctic diesel ecologicaly safe
Показатели те же, что у А-0.2, но содержание серы - не более 0.05% для топлива I вида и не более 0.1% - для топлива II вида.
Дизтопливо ДЛЭЧ - diesel (summer ecologicaly safe)
Дизтопливо летнее, экологически чистое. Изготавливается методом гидрокрекинга, имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Имеет повышенное значение цетанового числа, которое должно быть не менее 53. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения - минус 5°С, применение ДЛЭЧ возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.05% для топлива I вида и не более 0.1% для топлива II вида. Кинематическая вязкость при 20° может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +65°С. Плотность при 20°С не более 0.845 г/см3.
Дизтопливо ДЗп - winter diesel DZp
Дизтопливо зимнее с депрессорной присадкой. Изготавливается на базе летнего дизельного топлива Л-0.2-40 или Л-0.5-40, температура застывания которых снижена за счет добавления депрессорной присадки. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Температура застывания не выше минус 35°С, температура помутнения минус 5°С, применение ДЗп возможно при температурах воздуха выше минус 15°С. Содержание серы не более 0.2% для топлива I вида и не более 0.5% для топлива II вида. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +40°С. Плотность при 20°С не более 0.86 г/см3.
Дизтопливо ДЗЭ - winter diesel (export grade)
Дизтопливо зимнее экспортное. Имеет границы кипения от 180°С до 360°С. Может содержать депрессорные присадки. Температура застывания - не выше минус 35°С, применение ДЗЭ возможно при температурах воздуха выше минус 30°С. Содержание серы - не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 2.7 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле - не ниже +60°С. Плотность при 20°С - не более 0.845 г/см3.
Дизтопливо ДЛЭ - summer diesel (export grade)
Дизтопливо летнее экспортное. Имеет границы кипения от 180°С до 340°С. Температура застывания не выше минус 10°С, температура помутнения минус 5°С, применение ДЗЭ возможно при температурах воздуха выше 0°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле не ниже +65°С. Плотность при 20°С не более 0.845 г/см3.
Дизтопливо 3-0.2 минус 35 - winter diesel Z-0.2 minus 35
Зимнее дизтопливо. Имеет границы кипения от 180°С до 340°С. Температура застывания не выше минус 35°С, температура помутнения минус 25°С, его применение возможно при температуре воздуха выше минус 20°С. Содержание серы не более 0.2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.8 до 5 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле для 3-0.2, предназначенного для мало и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, не ниже +40°С, для автотракторных дизелей не ниже +35°С
Дизтопливо 3-0.5 минус 35 - winter diesel Z-0.5 minus 35
Показатели те же, что у 3-0.2 минус 35, но содержание серы - не более 0.5%.
Дизтопливо 3-0.2 минус 45 - winter diesel Z-0.2 minus 45
Показатели те же, что у 3-0.2 минус 35, но температура застывания не выше минус 45°С, температура помутнения - не выше 35°С и применение его возможно при температуре воздуха выше минус 30°С.
Дизтопливо 3-0.5 минус 45 - winter diesel Z-0.5 minus 45
Показатели те же, что у 3-0.2 минус 45, но содержание серы - не более 0.5%.
Дизтопливо малосернистое №2 - low sulphur №2 oil
Производится и потребляется на рынке США. Содержание серы не выше 0.05%. Цетановое число в зависимости от региона меняется от 40 до 45. Плотность при 20°С 0.87 г/см3. Температура вспышки в закрытом тигле не менее 54°С.
Дизтопливо "ГОМ" - gasoil motuer
Французское зимнее дизтопливо. Цетановое число для равно 48, а для печного топлива с этим же названием - 40. Содержание серы - не более 0.3%.
Дизтопливо "Джапан-А" - gasoil Japan-A
В состав топлива входят газойли каталитического крекинга и гидрокрекинга. Содержание серы - до 0.5%. Температура помутнения - минус 5°С для летнего вида топлива и минус 10°С для зимнего вида. Цетановое число - не ниже 45.
Дизтопливо "Джапан-Б" - gasoil Japan-В
В состав топлива входят только легкие газойли атмосферной перегонки. Содержание серы - до 0.5%. Температура помутнения - минус 5°С для летнего вида топлива и минус 10°С для зимнего вида. Цетановое число - не ниже 50.
Дизтопливо "Сингапур регулар" - gasoil Singapore regular 0.5pct, gasoil Singapore regular 1.0pct
Дизтопливо с содержанием серы 0.5% или 1% в зависимости от марки. Температура помутнения - от +6°С до +15°С. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1.8 до 5.5 сантистокс. Цетановое число равно 48. Плотность, как правило, равна 0.845 г/см3.
Маркировка указывает на тип дизельного топлива, географическую область применения и сезонность, а также наглядно показывает уровень его экологичности.
В 2011 году на территории Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь был принят технический регламент ТР ТС 013/2011, регламентирующего способ обозначения дизельного топлива, маркировка которого обозначается в виде трех групп знаков:
В результате на рынке Российской Федерации появилось два действующих документа, регламентирующих обозначение дизельного топлива.
1 июля 2014 года на территории РФ начал действовать ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное» для видов топлива, предназначенных к применению в условиях холодного климата, изготовленных методом каталитической депарафинизации.
Маркировка топлива по данному стандарту состоит из четырех групп знаков. Первая группа – принадлежность к типу дизтоплива (ДТ). Вторая группа обозначает сезонность – арктическая или зимняя. Третья группа – экологический класс (К3, К4 и К5) соответствует экологическому классу ТР ТС 013/2011. Четвертая группа обозначает минимальную температуру фильтруемости дизельного топлива, знак отрицательной температуры обозначается как «минус».
Данный стандарт не отменяет действия ГОСТ Р 52368-2005.
Необходимо указать, что с 01.01.2016 года на территории Российской Федерации дизельное топливо ниже экологического класса К5(вид III) запрещено к выпуску и обращению.
В настоящее время маркировка дизтоплива дает информацию о количестве серы и температуре использования, остальная информация приводится в паспорте качества.
Марка | Границы кипения, °С | Сера, % не более | Температура применения, °С | Температура помутнения, °С | Температура застывания, °С | Температура вспышки в закрытом тигле, °С | Кинематическая вязкость, Ст (сантистокс) | Цетановое число |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ДТЛ-0,5-40 (summer diesel L-0,5-40) | 180÷360 | 0,5 | 0 | -10 | -5 | +40 | 3÷6 | - |
ДТЛ-0,2-40 (summer diesel L-0,2-40) | 180÷360 | 0,2 | 0 | -10 | -5 | +40 | 3÷6 | - |
А-0,2 (arcticdiesel A-0,2) для тепловозных и судовых двигателей | 180÷360 | 0,2 | -50 | - | -55 | +35 | - | - |
ДТЛ-0,5-62 (summer diesel L-0,5-62) | 180÷360 | 0,5 | 0 | -10 | -5 | +62 | 3÷6 | - |
ДТЛ-0,2-62 (summer diesel L-0,2-62) | 180÷360 | 0,2 | 0 | -10 | -5 | +62 | 3÷6 | - |
А-0,4 (arcticdiesel A-0,4) | 180÷360 | 0,4 | -50 | - | -55 | +30 | - | - |
А-0,2 (arcticdiesel A-0,2) для автотракторных дизелей | 180÷360 | 0,2 | -50 | - | -55 | +30 | - | - |
arctic diesel ecologicaly safe | 180÷360 | 0,05 (0,1) | -50 | - | -55 | +30 | - | - |
ДЗп winter diesel DZp | 180÷360 | 0,2 | -15 | -5 | -35 | +40 | 3÷6 | - |
ДТ ДЛЭЧ diesel (summer ecologicaly safe) | 180÷360 | 0,2-0,5 | -15 | -5 | -35 | +62 | 3÷6 | - |
ДТ ДЛЭ summer diesel (export grade) | 180÷360 | 0,2 | 0 | -5 | -10 | +65 | 3÷6 | - |
ДТДЗЭ winter diesel (export grade) | 180÷360 | 0,2 | -30 | - | - | +60 | 2,7÷6 | - |
3-0,5 минус 35 winter diesel Z-0,5 minus 35 | 180÷360 | 0,5 | -20 | -25 | -35 | +65 | 3÷6 | - |
3-0,2 минус 35 winter diesel Z-0,2 minus 35 | 180÷360 | 0,2 | -20 | -25 | -35 | +65 | 3÷6 | - |
3-0,5 минус 35 winter diesel Z-0,5 minus 45 | 180÷360 | 0,5 | -30 | -35 | -45 | +65 | 3÷6 | - |
3-0,2 минус 35 winter diesel Z-0,2 minus 45 | 180÷360 | 0,2 | -30 | -35 | -45 | +65 | 3÷6 | - |
gasoilmotuer | 180÷360 | 0,3 | - | - | - | - | 48 | |
lowsulphur №2 oil | 180÷360 | 0,05 | - | - | - | +54 | - | 40÷45 |
gasoilJapan-A | 180÷360 | 0,5 | - | -5 (Л) -10 (З) | - | - | - | 45 |
gasoilJapan-A | 180÷360 | 0,5 | - | -5 (Л) -10 (З) | - | - | - | 50 |
gasoil Singapore regular 0,5pct | 180÷360 | 0,5 | - | 6÷15 | - | 1,8÷5,5 | - | 48 |
gasoil Singapore regular 1pct | 180÷360 | 0,5 | - | 6÷15 | - | 1,8÷5,5 | - | 48 |
В настоящее время также можно встретить запросы с устаревшей маркировкой дизельного топлива.
Ранее существовал стандарт маркировки ГОСТ 305-82 (дата введения: 01.01.83, в настоящее время устарел). Маркировка дизельного топлива зависела от сезонности с обязательным указанием максимально возможного процентного содержания серы. Сезонность топлива обозначалась литерами, обозначая летнее «Л» (фильтруемость до 0°С), зимнее «З» (-20°С) или арктическое «А» (-50°С) топливо. Максимально допустимое процентное содержание серы регламентировалось в пределах 0,2;0,4 или 0,5 процента. В маркировке летней марки топлива должна была указываться температура вспышки, в маркировке зимних должно было быть указание температуры застывания. При маркировании зимнего топлива в целях исключения ошибок при чтении маркировки знак отрицательного числа не мог обозначаться знаком «–», обозначение делалось словом «минус» или «minus».
На смену устаревшего стандарта в 2005 году был принят к исполнению стандарт ГОСТ 52368-2005, действовавший до 2014 года. Данный государственный стандарт действовал на территории Российской федерации. Регламент принимал европейский тип классификации дизельного топлива EN 590, более известного под названием ЕВРО-5.В данном стандарте ограничивалось содержание массовой доли серы:
Также дизельное топливо по данному стандарту классифицировалось по климатическим зонам. В качестве классификатора принималась температура фильтруемости топлива, при котором топливо уже не может течь по топливным магистралям.