Каждый автолюбитель знает, что система зажигания в любом авто нужна для воспламенения горючей смеси в моторе. Не исключением являются и грузовые автомобили ГАЗ. В этой статье мы предлагаем узнать, какой ГАЗ-53, с какими неисправностями может столкнуться автолюбитель и как производится его настройка.
[ Скрыть ]
Чтобы знать, как правильно происходит регулировка и настройка системы, рекомендуем в первую очередь ознакомиться с устройством. Грузовики ГАЗ-53 оснащаются бесконтактной СЗ.
Такая БСЗ является батарейной, поскольку в ней содержатся источники тока, в частности, речь идет о:
Любая СЗ грузовика ГАЗ включает в себя две цепи: высоко- и низковольтную.
Основные составляющие низковольтной сети такие:
Что касается вторичного участка, то в его состав входят такие компоненты:
При активации замка на первичном участке в конструкции прерывателя начинает образовываться магнитное поле. Когда вал трамблера крутится, то на данном участке цепи ток прерывается, соответственно, образованное поле пропадает. В это время в обмотке вторичной цепи начинает появляться сигнал, который впоследствии расходится по цилиндрам.
По каким причинам происходят сбои в работе устройства:
Если зажигание позднее, проблему можно решить своими силами. Чтобы произвести регулировку привода распределителя необходимо правильно установить и выставить метки.
Установка привода осуществляется следующим образом:
Часто бывает такое, что даже после проведения регулировки электронной СЗ мотор все равно перегревается. Силовой агрегат теряет тягу, начинает возрастать расход бензина, могут иметь место перебои в работе двигателя.
Проблему позволяет решить регулировка угла системы при запущенном ДВС:
Известен всем, кто хоть раз сталкивался с ремонтом этого популярного ГАЗона. Но сам двигатель – V-образная восьмерка, объемом 4,2 литра, не является «слабым местом» грузовика. Просто некачественная сборка, отсутствие необходимых смазочных материалов и надежда на «русский авось», свели на нет его достоинства.
То, что последний «газон» сошел с конвейера более двадцати лет назад, заставляет вспомнить о ремонте. И ремонт блока цилиндров с полной разборкой мотора – обязательное условие. Основываясь на том, что порядок работы цилиндров ГАЗ 53 – 1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 – 8, сохранился и у приемника – модели ГАЗ 3307, можно смело говорить об удачности компоновки. Сам блок, равно, как две головки, были алюминиевыми, что благотворно сказалось на весе агрегата.
Ремонт мотора (конечно если он не совсем «убит») не будет ни сложным, ни разорительным. Только необходимо под рукой держать памятку или сохранить в голове порядок работы цилиндров ГАЗ 53, иначе, если промахнетесь, восстанавливать будет уже нечего. До сих пор выпускаются запчасти для ЗМЗ-53 (а именно он ставился на ГАЗ-53). «Доноры», брошенные прежними хозяевами. Наконец, просто «советские» запасные части, оставшиеся в различных АТП и на Ремонтных базах, делают оправданным капитальный ремонт двигателя. И ремонт этот не будет сложным, а необходимые для этого инструменты, есть везде.
Но помимо ремонта двигателя, рассматривайте и его замену. Ведь современный дизель не только легко впишется в грузовик, но и в дальнейшем сэкономит немало средств при эксплуатации. Но это будет уже не старый добрый «газик», с его плюсами и минусами.
И хоть «прожорливый» мотор в XXI веке для среднетоннажного грузовика – не лучший выбор, немало «старичков» – ГАЗ-53– бегают по дорогам и перевозят немало грузов. По дорогам не лучшего качества и заправляются топливом неизвестного происхождения. И не один десяток лет.
Прежде всего давайте познакомимся с системой зажигания грузовика ГАЗ-3307. Система зажигания ГАЗ-3307 - батарейная, бесконтактно-транзисторная с напряжением в первичной цепи 12В, состоит из источников электрического тока, катушки зажигания, добавочного резистора (если я не ошибаюсь где с 2000 года выпускаются уже без добавочного резистора), коммутатора, распределителя зажигания, свечей зажигания, наконечников свечей, выключателя зажигания и проводов низкого и высокого напряжения.
Техническая характеристика системы зажигания автомобилей ГАЗ-3307 (ГАЗ 53)
Порядок зажигания ГАЗ-3307 1 - 5 - 4 - 2-6 - 3 -7 - 8 Тип распределителя зажигания (трамблер) - 24.3706 Частота вращения валика распределителя в 1 мин с бесперебойным искра-образованием при работе с катушкой зажигания Б116 на трехэлектродный разрядник при искровом промежутке 7 мм, мин-1 - 20 - 2300 Направление вращения валика распределителя зажигания (трамблер) ГАЗ-3307 - по часовой стрелке Катушка зажигания ГАЗ-3307 - Б116 Свечи зажигания - А11 Величина искрового промежутка в свечах, мм - 0,8 - 0,95 Добавочный резистор - 14.3729 Коммутатор - 131.3734 или 13.3734 Наконечник свечи - 35.3707200
Схема системы зажигания ГАЗ-3307
И так, как я уже говорил в наше время у грузовика ГАЗ-3307 система зажигания потерпела небольшие изменения.
Как я уже писал это произошло после 2000 года, это примерно я говорю. Точно не скажу боюсь ошибиться, а гуглить-искать не стал времени на это просто нет да и особо не интересно. Если Вам интересно поищите потом со мной тоже поделитесь. Можно оставить комментарий.
Это касается транзисторного коммутатора марок 13.3734 и 131.3734
Разницу видите всего одна цифра то есть было 13.3734 это до 2000 года, а стали выпускать ГАЗ-3307 уже после 2000 года с коммутатором 131.3734. И так всего одна цифра и вот это одна цифра, то есть, как Вы заметили, цифра 1 убирает с системы зажигания ГАЗ-3307 добавочный резистор - 14.3729.
То есть попросту говоря функцию добавочного резистора - 14.3729. встроили в транзисторный коммутатор 131.3734.
Хочу Вас предупредить кто то может сказать "да я вот поставил вместо марки 131.3734 марку 13.3734 и не чего машина работает" соглашусь с ним.
ГАЗ-3307 конечно будет работать и поедет нормально но не далеко. А почему, Вы спросите конечно, и будете правы надо же узнать почему ? Да потому что у Вас просто на просто перегорит катушка зажигания (бобина) .
Почему это произойдет : Катушка зажигания, ГАЗ-3307 (Б 116) представляет собой трансформатор, на железном сердечнике которого намотаны вторичная, а сверху ее первичная обмотки. Сердечник с обмотками установлен в герметичном стальном корпусе, наполненном маслом и закрытом высоковольтной пластмассовой крышкой.
Рабочая температура от -50° С до +80° С. Величина сопротивления при температуре 25°С: первичной обмотки (0,65+0,07) Ом, вторичной обмотки (18+1,8) кОм.
Развиваемое вторичное напряжение 18 кВ макс. Напряжение питания 12 В. Вес 0,95 кг. При работе катушка зажигания Б-116 добавочный резистор-14.3729 . Резистор при работе нагревается, это нормально. Резистор, при включений стартера (при пуске двигателя) шунтируется и катушка питается полным напряжением (точнее бортовым, просаженным стартером) это облегчает пуск.
После выключения стартера снова берется за "работу" добавочный резистор-14.3729 . И вот приставьте себе такую картину ГАЗ-3307 ну скажем после 2000 года выпуска там конечно же зажигание без добавочного резистора-14.3729 и катушка зажигания Б-116 и транзисторный коммутатор 131.3734 , а Вы взяли и поставили транзисторный коммутатор 13.3734 , и что дальше ГАЗ-3307 конечно же заведется мало того поедет нормально (как я уже излагал выше) не далеко катушка перегорит. То есть понижать бортовое напряжение, для катушки зажигания, уже не кому.
А как нам уже известно катушка зажигания Б-116 питается пониженным напряжением через добавочный резистор-14.3729 или же с добавленной функцией понижения напряжения в транзисторный коммутатор марки 131.3734.
И в последствий катушка зажигания Б-116 просто перегорит.
Еще не могу не отметить такой момент. Есть еще катушка зажигания Б-114
Как Вы заметили она на вид не чем не отличается от Б-116 (некоторые ставят её) она тоже подходит на ГАЗ 3307 , но я лично не советую Вам её ставить. ГАЗ-3307 конечно же будет работать (сам проверял, приходилось с катушкой зажигания Б-114 до дома доезжать, когда Б-116 перегорел) Если Вы поставите её и поедите можете не почувствовать разницу, но в конце концов это отразится на расход топлива (увеличиться)и конечно же на тягу автомобиля (уменьшиться), двигатель будет работать неустойчиво. Просто на просто катушка зажигания Б-114 предназначена для ГАЗ-53 с контактно-транзисторной системой зажигания
1. Свечи; 2. Помехоподавительные сопротивление; 3. Трамблер; 4. Коммутатор; 5. Катушка зажигания; 6. Генератор; 7. Предохранитель; 8. АКБ; 9. Замок зажигания.
1. Трамблер; 2. Коммутатор; 3. Добавочный резистор (вариатор); 4. Катушка зажигания.
С контактно-транзисторной системой зажигания можно ознакомится вот в этой статье:
И так друзья мы с Вами, как я считаю, закончили ознакомление с системой зажигания грузовика ГАЗ-3307 (ГАЗ-53). Если вдруг у Вас возникнут какие то вопросы можно оставить комментарии.
А теперь давайте разбираться какие причины бывают отсутствия искры.
Если вдруг, Вы что то не нашли, или у Вас просто нет времени на поиски, то я рекомендую ознакомиться со статьями в категорий "Ремонт ГАЗ ". Я уверен Вы найдете ответ на свой вопрос, а если же нет напишите в комментариях интересующий Вас вопрос я обязательно отвечу.
Принцип работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) основан на преобразовании энергии, высвобождающейся в процессе горения топлива в механическое движение. ДВС получили широкое применение. В бензиновых двигателях для того чтобы воспламенить горючую смесь необходима искра. Любая система зажигания предназначена для обеспечения своевременного и качественного сгорания топлива, и ГАЗ 53 не исключение.
Система зажигания автомобиля ГАЗ 53 в настоящее время является бесконтактной. Изучив устройство и принцип действия, можно попутно овладеть навыками поиска и устранения неисправностей. Особенно, это необходимо тем, кто эксплуатирует ГАЗ 53. Ведь часто бывает так, что рядом нет хороших специалистов, которые помогли бы в решении возникших проблем. К тому же за их услуги придётся платить. Качество проделанной работы можно определить иногда спустя некоторое время. Неисправность, возникшая неожиданно и в неподходящий момент, создаст неприятности.
Система зажигания автомобиля ГАЗ 53 состоит из нескольких элементов, каждый из которых выполняет свою функцию. Зная их, можно гораздо быстрее найти и устранить неисправность. Система состоит из следующих элементов:
Все составляющие элементы можно сгруппировать в зависимости от выполняемых задач. В этом случае, они будут входить в соответствующие группы. Система зажигания автомобиля ГАЗ 53 будет работать правильно, когда соблюдены основные условия:
Для своевременной подачи искры нужно тщательно соотнести такты работы двигателя и появление напряжения на электродах свечи. Нужная мощность искры, в свою очередь, зависит от величины напряжения, зазоров между электродами свечи и исправности цепи. Отсутствие искры приводит к снижению мощности и увеличению расхода топлива, поэтому пропуски недопустимы.
Сопоставление определённого такта и подачи напряжения на свечи является задачей датчика-распределителя. Бесконтактная система зажигания автомобиля ГАЗ 53 может быть снабжена магнитоэлектрическим или полупроводниковым датчиком-распределителем, который находится внутри трамблёра. Перечень элементов трамблёра включает в себя:
Магнитоэлектрический датчик ГАЗ 53 представляет собой генератор импульсов переменного тока, частота которых зависит от оборотов двигателя. Это устройство имеет восемь полюсов (по числу цилиндров). В процессе вращения распределительного вала, а вместе с ним и ротора датчика происходит последовательное прохождение полюсов постоянного магнита через полюсы обмотки статора. В результате изменяющегося магнитного потока в обмотке наводится ЭДС индукции, которая создаёт управляющий импульс для коммутатора.
Центробежный регулятор поворачивает ротор датчика относительно статора, что, в свою очередь, изменяет угол опережения зажигания ГАЗ 53. Это происходит при увеличении оборотов вращения коленчатого вала двигателя. Грузики регулятора, преодолевая усилие пружин, поворачивают ротор. Таким образом, усилие должно быть определённым, иначе это отразится на работе ГАЗ 53.
Вакуумный регулятор поворачивает статор относительно ротора, изменяя угол. Он работает в зависимости от нагрузки и оборотов двигателя.
Ни для кого не секрет, что хорошая искра является залогом качественного воспламенения горючей смеси. Система зажигания автомобиля ГАЗ 53 будет иметь хорошую искру если есть следующие условия:
Слишком малый зазор между электродами свечи приведёт к тому, что воспламенение топливовоздушной смеси окажется затруднено. Из-за этого может возникнуть пропуск не в искрообразовании, а в воспламенении. Последствия одинаковые.
Чрезмерно большой зазор повышает суммарное сопротивление высоковольтной цепи. Из-за этого искра иногда будет пропадать. Оптимальным вариантом будет необходимый зазор. Он обеспечит при прочих условиях качества хорошую искру.
Исправность катушки зажигания проявляется в её способности индуцировать необходимое напряжение без перерывов (пропусков). Как правило, неисправная катушка даёт о себе знать по характерному снижению качества работы всех восьми цилиндров. Если установлено, что катушка неисправна, то менять её нужно на однотипную, той же маркировки. Эта деталь ГАЗ 53 представляет собой две обмотки: первичная и вторичная. Последняя содержит гораздо больше витков, чем первая. Обмотки намотаны одна поверх другой на магнитопроводе. Вся конструкция находится в герметичном корпусе, залитым пластмассой. Неисправность этой детали связана с замыканием, которое может быть межвитковым и на корпус.
Система зажигания автомобиля ГАЗ 53 не будет работать качественно, если форма импульсов коммутатора, поступающих в первичную обмотку катушки, будет неправильной. От амплитуды и формы первичного напряжения зависит скорость убывания тока, а следовательно, и величина ЭДС самоиндукции, которая влияет на искру. Проверить правильность формы импульса можно, лишь имея осциллограф и образцовые формы осциллограмм.
Качество цепи высокого напряжения заключается в надёжном контакте всех соединений, отсутствии замыканий на всём её протяжении и необходимом значении сопротивления, которое должно быть распределено, чтобы уменьшить помехи от работы системы зажигания ГАЗ 53. Это возможно при соблюдении правил замены элементов на новые.
Система зажигания автомобиля ГАЗ 53 нуждается в периодическом осмотре. Необходимо проверять качество посадки высоковольтных проводов в гнёзда катушки и распределителя. Если налицо ослабление контакта, то надо разогнуть разъёмы проводов и до упора вставить их в гнёзда. Пробой катушки зажигания наиболее вероятен, если она покрыта слоем пыли, грязи или в воде. Поэтому по возможности этого нужно избегать. Нахождение ГАЗ 53 с включённым зажиганием и неработающим двигателем может привести к пробою катушки.
Дело в том, что напряжение в первичной обмотке при включенном зажигании и неработающем двигателе есть всегда, т. к. датчик-прерыватель не работает. При покупке новых свечей зажигания желательно устанавливать рекомендуемые заводом-изготовителем, предварительно проверив зазор между электродами. При необходимости отрегулировать его. Замена элементов на новые с другой маркировкой может привести к выходу из строя другие составляющие системы. Нужно периодически смазывать валик распределителя через имеющуюся маслёнку.
Да Нет
Один из немногих грузовиков, которым Россия может гордиться. Все системы ГАЗ-53 отвечают всем требованиям, предъявляемым к грузовикам, предназначенных для эксплуатации на дорогах всех типов. Единственная система, с которой могут быть связаны некоторые проблемы – это зажигание автомобиля.
Грузовик самосвал на базе ГАЗ 53
Система зажигания в бензиновых двигателях внутреннего сгорания (ДВС) предназначена для воспламенения бензиновой смеси в цилиндрах в момент ее сжатия. На дизельных моторах такая система отсутствует – дизельное топливо воспламеняется за счет высокой степени сжатия и впрыска его под большим давлением.
На ГАЗ-53 установлена бесконтактная транзисторная система зажигания, первичная цепь которой выдает напряжение 12 вольт. Система зажигания считается батарейной, состоящей из источников электрического тока, которым может выступать аккумуляторная батарея, катушки зажигания, коммутатора, датчика-распределителя, и другого , которое чаще всего и вызывает проблемы, так как его необходимо настраивать, свечей с наконечниками, добавочного резистора, выключателя зажигания проводов низкого и высокого напряжения.
на чертеже показана полная схема системы зажигания ГАЗ-53
Система зажигания является одной из самых важных систем в автомобиле, так как именно от ее исправной работы зависит работа двигателя, а также расход топлива всего автомобиля. Для подавления радиопомех, которые создают провода высокого напряжения и наконечники свеч, на первых установлены распределенное сопротивление, а на вторых — подавительные резисторы.
В системе зажигания установлена катушка марки Б 116, предназначение которой преобразовывать ток низкого напряжения в высокое напряжение.
В свою очередь катушка состоит из трансформатора, в который вмонтирован железный сердечник. На этот сердечник сверху намотана первичная обмотка, а под ней вторичная. Сам трансформатор является стальным корпусом, который герметично закрыт, внутри него вместе с сердечником залито масло.
Для обслуживания этого трансформатора предусмотрена пластмассовая крышка, которая способна выдержать воздействие высокого напряжения.
Первые имели контактно-транзисторную систему зажигания, затем она стала бесконтактной электронной. Так как контактная (или контактно-транзисторная) система уже безнадежно устарела, будем рассматривать бесконтактную систему. Система зажигания ГАЗ 53 состоит из низковольтной и высоковольтной цепи. В низковольтную цепь входит:
Во вторичной (высоковольтной) цепи присутствуют следующие элементы:
Читайте также
Устройство головки блока цилиндров ГАЗ-53
При включении зажигания поворотом ключа в замке в первичной цепи в прерывателе создается магнитное поле. При вращении вала трамблера ток в первичной цепи прерывается и магнитное поле исчезает. В этот момент в обмотке вторичной цепи возникает высоковольтный импульс, который распределяется по цилиндрам.
Неисправности в системе ведут к перебоям в работе двигателя, в некоторых случаях ДВС не запускается.
Так выглядит замок зажигания в автомобиле газ 53
Наиболее частые причины, ведущие к перебоям в работе мотора:
Сам трамблер выходит из строя нечасто и обычно отрабатывает свой положенный ресурс.
Если двигатель не развивает мощность и греется больше нормы, одной из причин такого явления может быть позднее зажигание.
Читайте также
Варианты тюнинга ГАЗ 53
При этом еще в карбюраторе (впускном коллекторе) могут наблюдаться хлопки. Для устранения данной проблемы необходимо выставить зажигание, сделать его пораньше. Можно выставлять его и по метке, по стробоскопу, но практика показывает, что угол опережения зажигания получается недостаточным. Почему-то «дедовские» методы более эффективны и во многих случаях действуют наверняка.
Поршень первого цилиндра устанавливают в в.м.т. в конце такта сжатия. Коленчатый вал поворачивают до совмещения метки на шкиве коленчатого вала (отверстие) с меткой ВМТ на указателе установки зажигания, укрепленного на крышке датчика ограничителя максимальных оборотов.
Затем поворачивают коленчатый вал (против часовой стрелки) до совмещения метки на шкиве с риской 9 на указателей датчика ограничителя максимальных оборотов.
После этого ослабляют болт крепления верхней пластины октан-корректора к корпусу прерывателя. Присоединяют контрольную лампочку одним проводом к массе, а вторым - к клемме прерывателя. Включают зажигание и медленно поворачивают корпус прерывателя против часовой стрелки до загорания лампочки. Это будет соответствовать началу размыкания контактов.
Затем затягивают болт крепления прерывателя и ставят ротор и крышку распределителя. От сегмента, против которого установилась пластина ротора, присоединяют провод к свече первого цилиндра. Остальные провода соединяют со свечами зажигания по часовой стрелке в порядке работы цилиндров двигателя 1-5-4-2-6-3-7-8 (рисунок ниже).
Устанавливая зажигание у двигателя ГАЗ-53, нужно повернуть коленчатый вал так, чтобы риска на его шкиве не доходила до центральной риски на указателе ВМТ, который крепится к двигателю, на четыре деления.
При слишком раннем или слишком позднем зажигании двигатель перегревается, теряет свою мощность, увеличивается расход топлива и возникают перебои в его работе.
Поправляем угол зажигания на заведенном моторе: