Когда менять тормозные диски, и какова их минимальная толщина. К чему ведет износ тормозных дисков Признаки изношенных тормозных дисков

Тормозная система любого автомобиля является очень важной его частью, от её исправной работы зависит безопасность и даже жизни водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. Наибольшему износу подвергаются тормозные колодки, чья замена является одним из простейших видов ремонта, а также тормозные диски.
Дисковые тормоза таких автомобилей, как Mercedes, Volkswagen и Audi имеют большой ресурс работы, но рано или поздно и там проявляются признаки износа. Оставлять эти признаки без внимания нельзя, так как изношенные тормозные диски - прямой путь к аварии. На какие же симптомы следует обратить внимание, чтобы не пропустить наличие этой проблемы?

Симптомы износа тормозных дисков

В первую очередь, это появление характерного звука, который издает изношенный тормозной диск, это может быть писк, скрип, или даже скрежет. Также одним из явных признаков является блокировка педали тормоза при торможении. Это происходит от прикипания колодок к тормозному диску, что может привести к потере диском своих качеств. Также при торможении может наблюдаться отчетливое биение в руль, что говорит об осевом смещении тормозного диска, а также неэффективность торможения или вибрация в процессе. Износ дисков можно установить также визуально, по наличию глубокой выработки. Каковы бы не были признаки износа, они одинаково серьезны, и при появлении любого из них, выход только один - замена. Правда, к его замене может привести не только неисправность, а желание модернизировать автомобиль и заменить тормозные диски с обычных на вентилируемые.

При замене тормозных дисков необходима одновременная замена тормозных колодок . Также следует знать, что диски меняются только парой, это обязательно следует учесть при покупке запасных частей.

Процедура замены дисков

Все начинается с фиксации автомобиля при помощи башмаков, поддомкрачивания и снятия колеса. Затем следует отжать рабочий поршень тормозной системы, очистить суппорт и ступицу от различных загрязнений. Следующим этапом будет откручивание болтов, которые фиксируют тормозной диск на ступице. Эту часть процедуры лучше выполнять не в одиночку, а с помощником, который будет удерживать рулевое колесо зафиксированным, и одновременно жать на педаль тормоза. После этого необходимо снять тормозную скобу и зафиксировать её, снять колодки, прижимные пружины и скобу суппорта. Потом фиксируется ступица, откручиваются до конца болты крепления и снимается старый тормозной диск.

Устанавливаем новый диск и производим все этапы в обратном порядке.

Производители тормозных дисков

При выборе тормозных дисков следует обязательно учесть, какая фирма будет более предпочтительной для данной марки автомобиля.

Самый простой способ - заказать оригинальные запчасти по коду VIN автомобиля. Вы можете удивиться, обнаружив в оригинальной упаковке VAG, диски с эмблемой Textar. Зная коробочного производителя, можно серьезно сэкономить, заказав неоригинальные запчасти конкретной марки.

Хорошо зарекомендовали себя тормозные диски следующих производителей: Brembo, ATE, TRW, Ferodo, Lemforder, Febi. Эти марки олицетворяют качество и высокую безопасность вождения. Элементы тормозной системы этих брэндов прекрасно подходят ко всем немецким автомобилям.

Тормозные диски , так же как и тормозные колодки - это те части тормозной системы, которые более всего подвергаются износу. В связи с этим каждому автовладельцу надо владеть элементарными знаниями о том, когда пора срочно менять. Ведь при дальнейшей эксплуатации автомобиля с неисправной тормозной системой, в частности с изношенными дисками и колодками риск несвоевременной остановки значительно вырастает, что может привести к весьма печальным последствиям.

Самый явный и достаточно убедительный знак в необходимости замены тормозных колодок либо дисков - это сигнал индикатора, который загорается на приборной панели, ведь большинство современных автомобилей оснащены датчиком износа этих самых элементов тормозной системы. Ни в коем случае нельзя пренебрегать и игнорировать такой загоревшийся сигнал!

Как же определить износ тормозных колодок, дисков если индикатора износа тормозных колодок, дисков нет или если вы чувствуете, что с вашими тормозами что-то не в порядке?

Рассмотрим признаки износа тормозных дисков и тормозных колодок, на основании которых можно приблизительно определить износ. Естественно, такие признаки износа тормозных колодок и дисков будут приблизительными, так как точно определить изношены ли диски и колодки возможно только при их внимательном осмотре либо при осмотре специалистами на сервисе.

Большинство производителей тормозных колодок оснащают тормозные колодки индикаторами износа в виде металлической полоски, которая установлена под фрикционным материалом. При эксплуатации фрикционный материал стирается до степени, когда его присутствие имеется, но торможение становится менее эффективным, будет называть его начальной степенью износа. При такой начальной степени износа проявляется индикатор и начинает издавать звуки, похожие на скрежет либо скрип вследствие соприкосновения с металлом диска. В случае, когда тормозные колодки не оснащены таким индикаторов скрип и скрежет уже появляются когда наступает последняя стадия износа, в таком случае эксплуатация автомобиля - угроза безопасности водителя, пассажиров, пешеходов и остальных участников дорожного движения.

Также, признаком износа тормозных колодок и дисков может говорить увеличение усилия при нажатии на педаль тормоза и увеличение тормозного пути.

Почему быстро износились тормозные колодки и диски?

Быстрый износ тормозных колодок и дисков может произойти в случае, например, попадания между ними каких-либо частиц: песок, грязь, мелкие камушки и т.д., в результате чего может произойти их частичное разрушение, неровности и трещины. И если вы почувствуете едва заметную вибрацию, биение педали тормоза при нажатии одной из причин возможно стало попадание туда вышеупомянутых частиц. Однако,вибрация и биение могла появиться и в результате нарушения работы тормозных цилиндров, износе , суппорта, а также, при деформации диска.

Еще одним признаком быстрого износа одной колодки, может быть занос автомобиля при торможении в ту или иную сторону, а при резком торможении с большой скорости возможно раскручивание даже на сухом и ровном асфальте.

Если я нажал на педаль, а она обратно не вернулась.

Если во время торможения вы нажимаете на педаль, а она обратно не возвращается - это свидетельство того, что возможно ваши тормозные колодки пригорели к тормозному диску. Это происходит вследствие воздействия при торможении высокой температуры на тормозную колодку и тормозной диск, чего бы не случилось при наличии достаточного количества фрикционного материала.

Если вдруг Вы начали подозревать, чувствовать, слышать биение, звуки, скрежет, писк, свист, занос и т.д. - это не паранойя - произведите лишний раз осмотр тормозной системы самостоятельно либо на автостанции.

Когда мне точно надо менять тормозные колодки и тормозные диски?


Достаточно явными признаками износа тормозных дисков и колодок могут быть признаки, обнаруженные только при их осмотре:

Толщина накладки тормозной колодки стала ниже допустимой, что также может проявиться в виде просветов металла индикатора;

Трещины, сколы, выщербоины, лущение фрикционного материала колодки, вообщем все дефекты, которые могут быть обнаружены на тормозной колодке;

Тормозной диск, а точнее толщина, а еще точнее его рабочая поверхность стала ниже допустимой;

Тормозной диск треснул;

На тормозном диске обнаружен выступающий бортик по наружному краю диска;

На тормозном диске появились глубокие царапины либо сколы;

Обнаружена деформация или перекос диска, не равномерная, волнистая поверхность.

Конечно же, для того чтобы избежать появления вышеуказанных признаков, необходимо использовать тормозные колодки, тормозные диски, а также другие элементы тормозной системы, специально рекомендованные произведителем Вашего автомобиля.

Дисковые тормозные механизмы иногда приходится менять куда раньше, чем степень износа достигнет критической. Вибрации, появляющиеся на педали при торможении, в сервисе вызывают однозначный вердикт: менять! Реже предлагают проточку дисков. В этом случае можно выбирать между проточкой дисков на машине и на станке. Проточка на машине — это быстро и, очевидно, не слишком качественно, ведь масса ступицы с тормозным диском невелика, подшипники изношены и добиться высокой точности сложно. Совсем другое дело — проточка на станке. Она позволяет добиться куда лучших результатов. Попробуем разобраться вместе со специалистами компании JapanCar, в каком случае стоит делать проточку, какие бывают противопоказания и что можно получить в результате.

Тормозной диск современной легковой машины — деталь достаточно сложная.

У большинства массовых автомобилей она выполнена из чугуна: этот материал отлично подходит для подобной работы.

Передние тормозные диски обычно делают вентилируемыми для более интенсивного охлаждения, это позволяет улучшить работу тормозных механизмов на высоких скоростях, но делает диски более дорогими и менее прочными.

Задние тормозные механизмы у большей части машин не вентилируемые, и диски сплошные, но встречаются и конструкции, усложненные наличием внутреннего барабана для стояночного тормоза. Кстати, тормозные барабаны в тормозных механизмах задних колес тоже все еще встречаются, на бюджетных машинах это распространенный вариант.

Стоимость обычных чугунных тормозных дисков колеблется от тысячи рублей до более чем 25 тыс., но для большинства современных иномарок их цена укладывается в диапазон 2500-7000 рублей. И если в сервисе говорят, что диски износились, то в большинстве случаев их просто заменят на новые, прибавлив к стоимости трудозатраты.

Допустимый предел по износу обычно находится в пределах 1,5-3мм, а ресурса хватает на 40-100 тыс. км в зависимости от материала тормозных колодок, интенсивности эксплуатации и методики торможения. Обидно выбрасывать диски, которые «отходили» меньше половины ресурса? Если запас по износу еще есть, то, возможно, проточка поможет восстановить диск.

Причин для проточки может быть несколько. В первую очередь, это биение диска при торможении. Подобный эффект может вызвать отклонение поверхности от плоскости на 15 и более «соток» — сотых долей миллиметра, или изменение толщины диска более чем на 5 «соток». Причина в большинстве случаев — перегрев, особенно в сочетании с локальным охлаждением, например при попадании воды из лужи.

Подобного эффекта можно добиться и простым удержанием машины на месте с зажатыми тормозами после интенсивного торможения: нарушение теплоотвода в месте контакта с тормозными колодками может обеспечить коробление не меньше, да еще и оставить материал колодок на поверхности, что со временем как раз и приводит к локальному изменению толщины сегмента диска и очень сильной вибрации при торможении. В случае «припекания» тормозных колодок к поверхности диска принесенный материал вызывает заметные изменения в коэффициенте сцепления диска и колодки и в теплоотдаче диска, со множеством негативных последствий.

Аналогичные симптомы будут и в том случае, если нарушается прилегание диска к ступице, например из-за коррозии или перегрева. Неравномерный износ поверхности тоже может стать предпосылкой к проточке, причем хорошо заметный «буртик» по внешнему краю — лишь часть проблемы, куда более неприятной ее составляющей является колебание степени износа диска по диаметру. В этом случае сильно увеличивается время приработки тормозных колодок, уменьшается срок их службы, да и эффективность тормозной системы падает, а вероятность локального перегрева и появления биения диска возрастает. Неисправности такого рода не только снижают комфортность при торможении, но могут в разы увеличивать тормозной путь и влияют на работу систем ABS и ESP, что, в свою очередь, может повлечь за собой очень тяжелые последствия. Движение на машине с «бьющей» педалью недопустимо. В общем, или менять, или точить.

Проточить можно любые чугунные диски, в том числе вентилируемые и с перфорацией. Необходимыми условиями являются лишь достаточная толщина рабочей поверхности диска и отсутствие серьезных повреждений посадочной поверхности. И конечно, отсутствие трещин и каверн. Поскольку диски работают в очень жестких условиях, трещины и коррозия вентиляционных полостей и посадочной поверхности нередки.

Составные диски, к сожалению, точить не берутся, даже если у них рабочая поверхность из чугуна. И тем более обработке не поддаются самые-самые дорогие диски из серийных: металлокерамические и из углеродного волокна. А вот тормозные барабаны можно точить любые — и цельночугунные, и составные (с алюминиевым центром и чугунной рабочей поверхностью), тем более что запас по толщине рабочей поверхности делает проточку крайне эффективным средством восстановления.

Насколько велики типичные изменения геометрии диска? Биение «по плоскости» в 15 сотых миллиметра уже сильно ощущается на педали и заметно снижает эффективность торможения. Для его нейтрализации достаточно снять 30 «сотых», или 0,3 мм толщины, — с учетом допустимого износа в 1,5-3 мм для передних тормозных дисков останется еще немало. Биение по толщине диска ощущается куда сильнее, уже 3-5 сотых разницы в толщине соседних «четвертей» практически не дают нормально замедляться. В этом случае проточка еще более эффективна, ведь величина снимаемого слоя будет в пределах 5-10 сотых долей, что практически не скажется на ресурсе диска, но полностью восстановит эффективность его работы.


К сожалению, больше всего приходится «снимать» в случае с банальным неравномерным износом. Неравномерная твердость материала колодок из-за их неравномерного перегрева и спекания или изначально плохого качества способна вызывать колебания толщины диска по диаметру вплоть до 2-3 мм глубиной. Конечно, при таком износе речи о проточке уже не идет, но если процесс на зашел так далеко, то проточка может восстановить работу тормозного диска, и с новыми колодками он начнет новую жизнь — в пределах остатков своего ресурса, конечно.

Тормозные барабаны тоже часто попадают на проточку, тут основная проблема в глубине износа и появлении «буртика» по внутреннему краю диска — он мешает установке колодок. В силу меньшей точности механизма и усилия на колодках допуски на биение достаточно велики, даже 20-30 сотых долей миллиметра биения по диаметру почти не ощущаются на педали, а вот продольные «волны» поверхности и «буртик» мешают как работе колодки, так и операциям по ее замене.


Часто забывают о том, что многое зависит и от качества посадочной поверхности диска. К сожалению, чугун медленно, но корродирует, а в зоне контакта со сталью ступицы электрохимическая коррозия особенно вероятна. Как итог — нарушение геометрии посадки тормозного диска со временем, особенно после длительного простоя автомобиля в неотапливаемом помещении. Часто достаточно минуты работы корщеткой, но если диск протачивается, то полностью восстанавливается и контактная поверхность, резцом с нее снимается минимальный слой, что восстанавливает геометрию посадочного места.

Работа по восстановлению тормозных дисков проводится на обычном токарном станке. В качестве базовой поверхности диска выступает наружная поверхность внутреннего барабана в точке крепления ступицы. На практике это позволяет с достаточной точностью произвести обработку обеих поверхностей трения тормозного диска, его торцевой поверхности и посадочной плоскости.


Каков итог?

Точность выполнения всех операций — порядка 2-3 «соток», что сравнимо с характеристиками недорогих новых дисков и порой выше, чем точность изготовления откровенно дешевых «безродных» китайских вариантов. Конечно, новый тормозной диск гарантированно имеет больший запас толщины, но проточенный будет отличаться от него только по ресурсу, но не по качеству работы. Если же говорить о финансовой выгоде, то она очевидна: средняя цена полной проточки диска со снятием и установкой — 1500 рублей. Для равномерного торможения оси диски протачиваются парами. В итоге получается, что даже при минимальной цене оригинального диска с установкой проточка обходится почти вдвое дешевле, и при этом не теряются необходимые характеристики механизма.

Инструкция

На каждом автотранспорте существуют свои критерии по периодичности замены тормозных колодок. В основном автомобилисты считают, что колодки требуют замены после 8-10 тысяч километров пробега. Этот показатель общий и полностью ориентироваться на него не стоит. У каждого водителя стиль езды индивидуальный: кто-то спокойно водит машину, в этом случае колодки могут проработать до 20 тысяч километров, а любителям быстрой езды и резких остановок приходится менять колодки уже после 5-6 тысяч пробега. Кроме того, существует множество параметров, способствующих износу колодок: качество тормозных элементов, окружающая среда, перепады температуры и т.д.

Об износе колодок свидетельствует присутствие тормозной пыли с примесью металлической стружки на колесных дисках, а также сильно резкое, или, наоборот, чрезмерно слабое торможение, присутствие биения в момент торможения. Если на вашем автомобиле имеются похожие проблемы, проверьте тормозные колодки.

Для проверки степени износа тормозных колодок и передних тормозных механизмов установите автомобиль на смотровую яму или домкрат.

Телескопическим ключом открутите передние колеса. При проверке колодок тормозного механизма слева поверните руль влево, а при проверке правых тормозных элементов – рулевое колесо вправо.

Определите толщину накладок тормозных колодок через смотровое отверстие в подвижной скобе суппорта. Если толщина фрикционной накладки составляет 1,5 мм или менее, колодки следует заменить.

Для проверки колодок заднего тормозного механизма поставьте домкрат под задние колеса и открутите их, а также снимите тормозной барабан.

Штангенциркулем или линейкой измерьте толщину фрикционных накладок. Если она менее 1,5 мм, замените и задние тормозные колодки.

Видео по теме

Обратите внимание

Необходимо менять колодки в следующих случаях: толщина накладок составляет менее 1,5 мм, накладки плохо соединены с основанием, поверхность накладок замаслена.

Источники:

  • тормозные колодки износ
  • Видео замены передних тормозных колодок ВАЗ 2107 2106 2104

Основными системами, обеспечивающими безопасность управления автомобилем во время движения являются рулевой механизм и тормоза. Предельно допустимый износ шарниров или накладок тормозных колодок нередко становятся причиной совершения дорожно-транспортных происшествий.

Вам понадобится

  • - гаечные ключи на 13 и 17 мм,
  • - домкрат,
  • - «баллонный» ключ.

Инструкция

Процедура проверки технического состояния тормозных начинается с затягивания рычага стояночного тормоза и установкой противооткатных упоров под задние колеса. Далее на ступице отпускаются гайки крепления переднего диска, и затем при помощи домкрата исследуемая часть машины устанавливается на жесткой опоре.

На данном этапе колесо окончательно снимается со ступицы и осуществляется визуальный осмотр колодок тормозного механизма. Если толщина накладок менее полутора миллиметров, то они безотлагательно заменяются новыми.

Для проверки задних колодок под передние колеса устанавливаются противооткатные упоры, а рычаг стояночного тормоза опускается до конца вниз. Затем также откручиваются на пару оборотов болты на ступице, и после размещения машины на жесткой опоре диск с шиной демонтируется окончательно.

Если в тормозном барабане предусмотрено технологическое отверстие для визуального осмотра накладок, то они исследуются через него.

В тех случаях, когда барабан сплошной, тогда выкручиваются два направляющих штифта, которые одновременно служат и креплением для него, после чего указанная деталь демонтируется, открывая доступ для замера толщины фрикционных накладок, которые должны быть не тоньше полутора миллиметров. В противном случае колодки заменяются новыми.

Тормозные колодки - это второй по частоте смены после масла расходный материал в автомобиле. Если пропустить момент, когда необходимо их заменить, это может превратиться для машины в большие неприятности. К тому же умная техника заранее предупреждает, когда именно нужно их поменять.

Инструкция

Если вы чувствуете при легкое биение - это как раз и означает, что тормозных вашего подошел к концу. Происходит это потому, что стираются они неравномерно, а из-за этого возникают различные сколы и трещины. Порядком износившаяся тормозная система начинает издавать шум и биение. Главное - этот процесс не запускать, иначе могут пострадать тормозные . И тогда ремонт обойдется вам в большую сумму. А потраченное на ремонт время значительно увеличится.

Если тормозная система начинает вести себя неадекватно, это тоже является признаком неполадок в колодках. На их износ указывают такие факторы, как слишком слабое или, наоборот, чрезмерно жесткое торможение. Если же колеса блокируются слишком резко, это сигнализирует автовладельцу о том, что накладки износились на 100% и уже металл трется об металл.

Еще одним признаком полного износа колодок может служить появление тормозной пыли с примесью металлической стружки на дисках. Когда вы заглянете под диск, оцените внешний вид того, что там находится. Так, например, если налет на колодках равномерно темный, значит, накладка еще сохранена. Если же вы наблюдаете металлические вкрапления, то это говорит о том, что колодка уже вовсю царапает диск, и менять ее нужно очень срочно.

Сильный свист при торможении или звук скрежета, как будто что-то попало в колесо и скребется, должны насторожить автолюбителя. Все дело в том, что на тормозных колодках есть специальный ограничитель, который по мере стирания тормозов приближается к диску и начинает скрести по нему. Отсюда и появляется характерный звук. Он говорит о том, что колодки пора менять, но время у вас еще есть. И только в том случае, когда шум превращается в непрерывный, нужно понимать, что менять колодки нужно срочно.

Тормозные колодки – это тот элемент автомобиля, от которого напрямую зависит ваша безопасность на дороге. Имея неисправности в тормозной системе, вы рискуете серьезно пострадать.

Инструкция

Перед началом работ запаситесь штангенциркулем или обыкновенной . Поднимите автомобиль на подъемник или при помощи домкрата на подставки. Произведите снятие . Через отверстие, находящееся в корпусе тормозной скобы проверьте состояние . При толщине накладок меньше допустимого значения, выполните замену тормозных колодок.

Также измерьте толщину тормозного . Для этого лучше снимите его, вывернув нижний болт, который крепит суппорт. После этого поднимите суппорт вверх и произведите снятие колодок с направляющих. Если измеренное значение меньше допустимого, то тормозные колодки также подлежат немедленной замене.

Если на вашем тормозные механизмы на задних колесах также являются дисковыми, то тормозов барабанного типа необходимо снять заднее колесо и тормозной барабан. Для этого при помощи зубила выньте из ступицы защитный колпачок, извлеките шплинт из цапфы. Сняв упорную шайбу, отверните гайку.

Аккуратно снимите барабан вместе с внутренним подшипником. Возьмите в руки штангенциркуль и измерьте диаметр рабочей поверхности. Если это значение превышает установленное, которое можно найти на внутренней стороне тормозного барабана, то его нужно заменить.

Внимательно осмотрите поверхность барабана. Если толщина накладок не превышает 1 мм, если их поверхность обильно покрыта маслом, то необходимо заменить колодки. Также замены не избежать, если барабан имеет неровности или ярко выраженную овальность. Заодно проверьте подшипники ступицы, которые должны вращаться легко и бесшумно, также у них должны отсутствовать следы деформаций. Помните, что тормозные барабаны необходимо менять парами, правый и левый одновременно.

Видео по теме

Фрикционные накладки, прижимаемые к тормозному диску или барабану, являются важной частью тормозной системы автомобиля. Необходимо регулярно менять тормозные колодки, так как изношенные значительно ухудшают качество торможения и отрицательно сказываются на безопасности движения.

Инструкция

В первую очередь ориентируйтесь на периодичность замены колодок. Если подходит срок их замены, значит изношенность достаточно сильна и может быть близка к критическому уровню. Для разных производители устанавливают разные замены колодок. С другой стороны на изношенность колодок в значительной степени влияет стиль езды, используемый водителем. Так при спокойном стиле вождения колодки могут проработать до 20 тысяч км, а при агрессивном и резком подойти к критическому уровню, пробежав 5-6 тысяч. На скорость износа влияет качество изготовления самих колодок, условия эксплуатации и многие другие факторы.

Об изношенности тормозных колодок говорит биение при резком . Это происходит из-за неравномерности в износе тормозной колодки. В результате этого на колодке могут образовываться трещины и сколы. Отсюда и происходит биение и шум при торможении. Следует заметить, что тот же самый эффект возникает при износе тормозного диска. Диск при этом протачивается или меняется на новый.

Сигнализировать о необходимой замене изношенных тормозных колодок могут неадекватные моменты в поведении тормозной системы. Например, если тормозная система становится слишком слабой, педаль при нажатии вдавливается ниже, а интенсивность замедления заметно падает. Или, наоборот, слишком резкое поведение тормозной системы. В этом случае резкая блокировка колес свидетельствует об окончательном износе фрикционной накладки и происходящем трении металла о металл.

Наличие тормозной пыли с включениями из металлической стружки на колесных дисках – тоже явный признак износа тормозных колодок. При этом других признаков износа может и не быть. Наличие тормозной пыли можно определить, заглянув под колпак колеса. Равномерно темный налет угольного цвета означает близкий к критическому износ накладок. Наличие металлических стружек в налете говорит о том, что колодка стерлась окончательно и царапает тормозной диск. Требуется немедленное обращение на станцию технического обслуживания. Обратите внимание: этот метод не подходит для автомобилей с легкосплавными колесными дисками и/или вентилируемыми тормозами.

Обратите внимание

Своевременный контроль и замена тормозных колодок продлевают срок безотказной службы автомобиля и гарантируют безопасность для водителя и других участников движения

Тормозная система требует к себе всегда повышенного внимания, ведь от этого напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров. Именно поэтому следует регулярно проводить полный осмотр на предмет выявления неполадок и неисправностей. Каждый автомобилист должен знать, как определить износ тормозных дисков, так как они наравне с колодками являются важнейшим элементом всей тормозной системы в целом.

Почему необходимо уделять этому компоненту внимание

Дело в том, что в процессе эксплуатации диски и колодки подвергаются довольно высокой нагрузке. В связи с этим они изнашиваются и теряют свои первоначальные свойства, что в свою очередь значительно снижает надёжность и безопасность. Каждый владелец любого транспортного средства обязан правильно оценивать состояние тормозной системы в целом и ресурс дисков в частности.

В среднем "срок жизни" дисков и колодок составляет около 100-150 тысяч километров. Но всё равно лучше самому знать, как определить износ тормозных дисков.

Особенности работы

Конечно, любой специалист скажет, что в этом случае лучше всего отправить автомобиль в мастерскую и тщательно проверить всё на стенде. Но удовольствие это не из дешёвых, к тому же, на это просто не хватает времени.

В процессе торможения кинетическая энергия автомобиля превращается в тепловую. Именно поэтому диски сильно нагреваются, а высокая температура, как известно, достаточно отрицательно действует на металл и различные механизмы. На этот случай разработчики используют различные методы охлаждения, как правило, основанные на вентиляции холодным воздухом через специальную перфорацию.

Но в любом случае лучше точно знать, как определить износ тормозных дисков, особенно если он чрезмерный.

На долговечность тормозной системы влияет несколько факторов:

    Качество самих дисков;

    Качество тормозных колодок;

    Стиль вождения.

"Левые" запчасти никогда не отличались надёжностью и долговечностью, поэтому желание сэкономить порой оборачивается лишними тратами, а то и угрозой для жизни и здоровья.

Агрессивный стиль вождения в городских условиях - с резкими разгонами и торможениями на светофорах - также негативно сказывается на состоянии дисков и колодок. Срок службы со 150 тысяч километров вполне может сократиться до 30-40 тысяч. Так что, по мере возможности, лучше проявлять аккуратность.

Диагностика состояния тормозных дисков

В некоторых случаях водитель может самостоятельно и без использования специальных инструментов определить состояние тормозной системы, в первую очередь по своим личным ощущениям.

Какие факторы помогают определить износ тормозной системы?

    Вибрации, скрежет, рывки, посторонние шумы во время торможения;

    Появление заметных выемок и трещин непосредственно на самом диске.

Если вы замечаете нечто подобное, то это говорит о том, что с тормозной системой вашего автомобиля не всё в порядке, следовательно, необходимо принять меры.

Процесс торможения транспортного средства должен быть спокойным и ровным. Если в этот момент слышатся шумы, а машину начинает дёргать или разворачивать, то это говорит о неисправностях.

Если ещё и при визуальном осмотре обнаружены те или иные неисправности и проблемы, то тогда вообще не стоит откладывать в долгий ящик ремонт.

Чтобы окончательно во всём убедиться, следует провести специальные измерения.

Для этого возьмите штангенциркуль и проверьте толщину тормозного диска. После этого сравните с изначальными и рекомендуемыми параметрами. Найти их можно в руководстве пользователя автомобиля, либо даже в интернете на сайте производителя. Как правило, там же указывается примерный срок службы, так что можно понять, насколько эффективно у вас работает тормозная система.

    Разница в толщине нового и изношенного диска не должна превышать 2-3 мм.

    Размер трещин и сколов не должен быть больше 0,01 мм.

В противном случае можно смело говорить о значительном износе тормозных дисков. Соответственно, тормозная система не может считаться надёжной.

Как устранить неисправности

Если всё же отклонения от нормы не слишком значительные, то стоит попробовать восстановить тормозной диск и продлить ему жизнь.

Избавиться от мелких буртиков и выемок поможет проточка на специальном оборудовании. В принципе можно попробовать проделать это даже с помощью обычного напильника, но это довольно сложно и не слишком надёжно. Суть проточки заключается в том, что с обеих сторон снимается тонкая (одинаковой толщины) полоска металла, фактически она просто стачивается. После этого диск получает обновлённую ровную поверхность.

Однако не стоит забывать и о том, что продлить срок службы тормозной системы может и изменение своего стиля вождения на более спокойный. Но при чрезмерном износе всё равно следует заменить диски и колодки, не стоит подвергать себя и своих близких опасности из-за желания сэкономить!

Видео

В следующем видеоматериале вы наглядно увидите, как определить износ тормозных дисков: