КамАЗ-5410 – выдающийся грузовой автомобиль, возглавивший славный род седельных тягачей, выпускаемых Камским автозаводом. Благодаря своей надежности и выносливости, функциональности и неприхотливости, данная модель была признана одной из самых удачных разработок советского автопрома. Различные модификации КамАЗ-5410 в течение нескольких десятилетий активно эксплуатировались не только на всей территории СССР, но и более чем в сорока зарубежных странах.
Универсальность конструкции седельно-сцепного механизма тягача позволяет его использовать с различными видами полуприцепов, предназначенных, например, для перевозки грузов различного назначения, сжиженного газа, топлива и прочих жидкостей, сельскохозяйственной продукции и т.д. Даже сегодня, несмотря на свой солидный возраст, еще немало этих грузовиков продолжает оставаться в строю.
Седельный тягач КамАЗ-5410 принадлежит к числу автомобилей, созданных на базе первого трехосного большегруза, получившего индекс 5320. Дебют опытной модели состоялся в 1974 году, а уже в феврале 1976 года с конвейера предприятия сошли такие серийные машины, как седельный тягач 5410, самосвал 5511, грузовик с удлиненной бортовой платформой , шасси 53213, а также их двухосные аналоги.
Выпуск этих автомобилей был приурочен к XXV съезду Компартии СССР. Все представители данного семейства обладали схожей конструкцией и по многим параметрам были унифицированы.
Благодаря своим уникальным техническим характеристикам, КамАЗ-5410 стал одним из самых популярных грузовиков в линейке. Эта модель еще долго оставалась востребованной и в постсоветское время, поэтому ее производство продолжалось аж до 2006 года. Достойным продолжателем рода трехосных седельных тягачей стал КамАЗ-54115, получивший ряд конструктивных новшеств, позволивших повысить его грузоподъемность, эксплуатационные качества и комфорт.
Модель КамАЗ-5410 относится к классу седельных тягачей с колесной формулой 6х4. Его конструкция включает седельно-сцепной механизм, имеющий две степени свободы. Автомобиль предназначается для работы в составе автопоезда, полная масса которого составляет 25,9 тонн.
По нынешним меркам КамАЗ-5410 никак не тянет на звание экономичного автомобиля. В среднем расход топлива этой машины составляет около 41 литра на 100 км. Однако при полной загрузке, да еще зимой, этот показатель значительно возрастает.
В связи с таким нескромным «аппетитом» грузовика, конструкторы КамАЗа заменили 250-литровый бак, которым он изначально оснащался, на большие емкости. Так базовая версия тягача комплектуется топливным баком объемом в 350 литров, а более дорогая модификация располагает 500-литровым резервуаром.
Изначально на все модификации КамАЗ-5410 устанавливался четырехтактный двигатель КамАЗ-740.10. Это V-образный 8-цилиндровый атмосферный дизельный агрегат с рабочим объемом 10,85 литров. Его номинальная мощность составляла 154 кВт (210 л. с.), а крутящий момент – 668 Нм.
Двигатель КамАЗ-740.10
За многие годы эксплуатации этот мотор доказал свою надежность и неприхотливость, но его экологические характеристики оставляли желать лучшего.
Со временем тягач стал оснащаться более усовершенствованными двигателями с турбонаддувом – КамАЗ-740.11 мощностью 240 л. с., соответствующими экологическому стандарту Евро-1.
Ныне на российских дорогах курсируют еще и КамАзы-5410 с рядными 6-цилиндровыми турбированными двигателями объемом 9,5 л и мощностью 260 л. с. БМЗ-31.06.01 (Евро-2), произведенными на Белгородском моторном заводе.
Двигатель автомобиля КамАЗ-5410 работает в паре с 5-ступенчатой МКП с дистанционным управлением механического типа. Конструкция трансмиссии включает делитель, представляющий собой дополнительную 2-ступенчатую коробку, расположенную между сцеплением и основной коробкой, которая обеспечивает увеличение количества скоростей вдвое, т.е. до 10.
Показатель передаточного числа главной передачи составляет 5,43. Крутящий момент от мотора на коробку передается посредством двухдискового фрикционного сухого сцепления, оснащенного гидравлическим приводом с пневматическим усилителем. Фрикционные накладки имеют диаметр 350 мм.
КамАЗ-5410, к сожалению, не может похвастаться плавностью хода на неровных дорогах. Однако, учитывая, что он и не является прогулочным автомобилем, то, в принципе, ходовая часть имеет очень даже неплохую конструкцию.
За мягкое преодоление дорожных неровностей передними колесами отвечают две полуэллиптические листовые рессоры, а за сокращение вертикальных колебаний – гидравлические телескопические амортизаторы. Задняя подвеска – балансирного типа, выполненная на паре продольных полуэллиптических рессор с 6-ю реактивными штангами.
На передних и задних осях тягача располагаются бездисковые колеса размером 7,0-20 (178-508), «обутые» в пневматические радиальные шины 9.00R20 (260R508).
Грузовик оснащен тормозами барабанного типа с пневмоприводом на все колеса. Тормозные барабаны в диаметре насчитывают 400 мм, а тормозные накладки по ширине – 140 мм. На всех модификациях тягачей у полуприцепов тормозная система с комбинированным приводом, кроме гидрофицированной версии для работы со специализированными полуприцепами – там задействована двухпроводная схема тормозов.
Основные элементы рамы тягача КамАЗ-5410 выполнены из 8-миллиметровой листовой стали путем штамповки. Конструкция рамы включает два продольных лонжерона со швеллерным профилем и пять поперечен со сборной конструкцией. Все элементы скрепляются между собой посредством заклепок.
Передняя часть рамы оборудована буфером с парой буксирных вилок. Задняя рамная поперечина имеет жесткое тягово-сцепное устройство, предназначенное для буксировки неисправных автомобилей на короткие расстояния.
Внешний дизайн кабины КамАЗ-5410 предельно прост и лаконичен, как полагалось всем грузовикам советской эпохи. Главная задача конструкторов состояла в создании максимально функциональных автомобилей-трудяг, поэтому над эстетической составляющей никто не заморачивался.
Примитивные угловатые формы кабины, неброская решетка радиатора, нелепо висящий грубый металлический бампер, небольшие круглые фары, плоское лобовое стекло, состоящее из двух частей – эти характерные черты были свойственны всем моделям КамАЗов того времени. В общем, можно с уверенностью резюмировать, что внешность этого седельного тягача восторга не сможет вызвать даже у самых жизнерадостных оптимистов.
Не отличается какими-либо наворотами и внутренний дизайн кабины. Искать в салоне хотя бы намек на уют не стоит – здесь царит брутально-спартанский стиль.
К положительным моментам можно отнести большой объем внутреннего пространства, достигаемый за счет бескапотной конструкции кабины, а также удобное расположение и информативность приборов, регулируемое водительское сиденье с пружинами, обеспечивающими хоть и минимальный, но комфорт при езде по неровностям. К сожалению, пассажирские сидения этой «роскошью» не располагают.
Что касается компоновки внутреннего пространства кабины, то здесь производитель предлагал два варианта: без спального места и с таковым. Автомобили, которые были предназначены для эксплуатации на ближних дистанциях, оборудовались двумя или тремя сиденьями. Дальнобойные версии тягачей оснащались спальником для отдыха водителей, располагающимся за сидениями.
Как ни прискорбно, но за все те 30 лет, что выпускался КамАЗ-5410, какие-либо серьезные доработки, направленные на повышение комфорта в салоне, так и не были проведены.
С целью максимального расширения функциональных ресурсов тягача КамАЗ-5410, а также обеспечения возможности его использования в любых климатических условиях, Камский автозавод выпускал этот автомобиль в нескольких модификациях:
Несмотря на выдающиеся рабочие качества КамАЗа-5410, не стоит забывать о его преклонном возрасте. Автомобиль выпускался 30 лет, плюс уже более 10 лет прошло с момента прекращения его производства. И хоть предложений о продаже этой модели на вторичном рынке присутствует все еще достаточно, но желающих купить ее не так уж и много. Объясняется это тем, что в нормальном состоянии найти такой грузовик практически не представляется возможным, плюс к этому, устаревшие модификации двигателей не соответствуют никаким экологическим стандартам.
В результате, продавцы вынуждены снижать цены на этот автомобиль до минимума. Так стоимость модификаций 80-х годов выпуска варьируется в пределах 180-200 тыс. рублей, ценовой диапазон автомобилей 90-х составляе от 300 до 500 тыс. рублей, а за более новые образцы просят от 600 тыс. до 1 млн. рублей.
КамАЗ-5410 — седельный тягач производства Камского автомобильного завода. Самосвал выпускался на протяжении 30 лет, начиная с 1976 года.
Конструкция автомобиля включает:
КамАЗ-5410 — технические характеристики агрегата представлены в таблице.
Уровень грузоподъемности, т | 20 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 85 |
Время, необходимое для разгона, с | 70 |
Наибольший преодолеваемый подъем | 18° |
Расстояние тормозного пути, м | 38,5 |
Габаритный радиус поворота, м | 8,5 |
Система управления сцеплением | Пневмогидравлический усилитель |
Емкость бака для топлива, л | 350 |
Мощность двигателя, л.с. | 210 |
Вид кузова | Бескапотный грузовик |
Габариты, м | 6,2*2,5*2,83 |
Крутящий момент, Нм | 2200 |
Расстояние дорожного просвета, м | 0,39 |
Параметры колесной базы | 6*4 |
Колея по передним колесам, м | 2 |
Колея по задним колесам, м | 2 |
Размер колес, мм | 3350 |
Запас хода, км | 1100 | 3300 |
Давление в шинах, кгс/см² | 6,5 (передние), 4,3 (задние) |
ТНВД | V-образный |
Максимальная разрешенная масса прицепного устройства, кг | 14500 |
Расстояние поворота по внешнему колесу, м | 7,7 |
Вес автомобиля, кг | 14900 |
Полная масса автопоезда, кг | 25900 |
Год выпуска | 1976 |
Установлен силовой агрегат модели КамАЗ-740.11-240 с V-образной схемой устройства. Это восьмицилиндровый дизельный двигатель с объемом рабочей жидкости 10,85 л. Диаметр цилиндрических элементов равен 12 см. Мощность — 210 л.с.
Мотор был изготовлен в соответствии с экологическим международным стандартом Евро-1:
Расход топлива зависит от условий, в которых эксплуатируется техника, от времени года и скорости движения.
Среднее потребление на 100 км составляет 33 л.
Данная модель мотора позволяет справляться с высоким уровнем нагрузок в условиях бездорожья.
Такая модель КамАЗа оснащена пятиступенчатой коробкой передач механического типа. Управляется она механическим дистанционным способом.
Трансмиссия включает фрикционное двухдисковое сцепление сухого типа. Данная система оснащена гидравлическим приводом и пневматическим гидроусилителем. Сцепление передает крутящий момент от двигателя к коробке передач.
Диаметр фрикционных накладок равен 35 см. При высоком уровне нагрузки передаточное число (5,43) вызывает быструю реакцию технической стороны транспортного средства. Это помогает уберечь детали от преждевременного износа.
Дополнительная двухступенчатая коробка находится между системой сцепления и КПП. Она помогает увеличить в 2 раза количество передач, т.е. с 5 до 10.
Подвеска необходима для обеспечения плавности хода и устранения колебаний техники во время езды по бездорожью.
У КамАЗа есть 2 вида подвески:
Установлены передняя и задняя подвески рессорного типа. Это дает возможность использовать транспортное средство в качестве лесовоза.
Для того чтобы предотвратить вытекание смазочной жидкости, производитель установил в башмаках армированные манжеты из резины, а для защиты уплотнений от грязи — уплотнительные кольца.
На данной версии КамАЗа установлены бездисковые колеса пневматического типа. У шин есть камеры, которые устойчивы к появлению грыж и шишек. Колесная база — 6*4. Резина отличается повышенным уровнем износостойкости и не боится ударов.
Устройство тормозной системы:
Цена покупки и аренды КамАЗа:
Седельные тягачи КамАЗ – 5410 с дизельными силовыми агрегатами являются одними из наиболее популярных грузовиков в модельной линейке Камского автозавода.
Госиспытания седельного тягача КамАЗ-54101 в составе автопоезда были завершены в конце 1975 года, а в 1976 году проводились испытания опытных экземпляров тягачей КамАЗ-54102.
Модель КамАЗ-5410 сходила с конвейера Камского автозавода более четверти века, с 1976 по 2002 годы. Седельный тягач выпускался на базе грузовика КамАЗ-5320.
Тягач приобрел востребованность в автохозяйствах и гаражах благодаря своей неприхотливости, долговечности, надежности и отличным техническим характеристикам. Он может применяться для транспортировки тяжелых и негабаритных грузов размерами до 12х3х3м.
Снаряженная масса тягача КамАЗ-5410 составляет 6650 кг. Масса нагрузки на переднюю ось составляет 3350 кгс, нагрузка на задние колесные пары -3300 кгс. Масса предусмотренной нагрузки на седельно- сцепное устройство составляет 8025 кг. Максимальная грузоподъемность тягача составляет 20 тонн.
Седельный тягач комплектуется турбодизельным силовым агрегатом КамАЗ-740.11-240 производства ярославских моторостроителей. Мощность V-образного 8-цилиндрового дизельного силового агрегата составляет 240 лошадей при частоте вращения коленвала 2200 оборотов в минуту. Диаметр цилиндров равен 120мм. На сто километров дороги седельный тягач в среднем расходует около 33 литра топлива.
Работу электрооборудования, рассчитанного на напряжение 24 вольт, обеспечивают два аккумулятора — 12/190 В/Ачас и генератор 28/800 В/Вт.
Кабина тягача КамАЗ-5410 выпускалась в двух- и трехместной версиях, со спальным местом или без него. Кабина бескапотной компоновки, расположенная над двигателем, позволяет увеличить полезное пространство на раме.
Базовый полуприцеп модели ГКБ-9572 или 9370-01 применяется для гидрофицированной модификации тягача.
Помимо базовой модели, седельный тягач также выпускался в арктической и тропической версиях, предназначенных для работы в условиях экстремальных температур.
Тягач КамАЗ-5410 предназначен для эксплуатации с прицепами или полуприцепами, оснащенная масса которых превышает допустимую для этой модели автомобиля массу.
При этом прицепы и полуприцепы должны быть оснащены выводами электрических и пневматических систем, в том числе, штепсельным разъемом на напряжение 24 вольт и выводами приводов тормозных систем.
В качестве опционного оборудования, на КамАЗ могут быть установлены противотуманные фары, пусковой подогреватель, ремни безопасности. При необходимости, конструкцией автомобиля предусмотрена установка дополнительного 350-литрового топливного бака.
Седельный тягач укомплектован сухим двухдисковым сцеплением фрикционного типа с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем. Диаметр накладок равен 350 мм. Силовой агрегат агрегатирован с 10-ступенчатой механической коробкой передач.
Автомобиль комплектуется колесами бездисковой конструкции в пневматическими шинами типоразмера 9,00 R20. Размер обода колеса равен 7,0-20.
Габаритные размеры КамАЗ-5410
Седельные тягачи КамАЗ-5410 можно смело причислять к легендам отечественного автомобилестроения. Несмотря на то, что он уже свыше десяти лет не сходит с конвейера завода в Набережных Челнах, тягач КамАЗ-5410 остается одним из массовых автомобилей в своем классе в нашей стране. Впрочем, он нередкий гость не только на российских дорогах. Он популярен также у автомобилистов постсоветского пространства, да и в ряде стран дальнего зарубежья он остается, по-прежнему, востребованным.
Общие характиристики | |
---|---|
Диаметр разворота | 8,5м | 10960кг | 3940кг |
Полная масса автомобиля | 14900кг |
Полная масса автопоезда | 25900кг |
Тип кабины | 3-х местная без спального |
Экологический стандарт | EURO I |
Мотор | |
Степень сжатия | 17 |
Количество цилиндров | 8 |
Крутящий момент | 637Н*м |
Модель двигателя | 740.10-210 |
Мощность двигателя | 210л.с. |
Наддув | Турбонаддув |
Объем двигателя | 10,85см3 |
При оборотах | 1600-1800мин-1 |
Расположение цилиндров | V-образное |
Система питания | Дизель |
Топливо | Дизельное топливо |
Трансмиссия | |
Количество передач | 5 |
Тип коробки передач | Механическая |
Подвеска | |
Тип задней подвески | Рессоорная |
Тип передней подвески | Рессорная |
Тормоза | |
Задние тормоза | Барабанные |
Передние тормоза | Барабанные |
Эксплуатация | |
Макcимальная скорость | 80км/ч |
Объем топливного бака | 250л. |
Снаряжённая масса автомобиля | 6650кг |
Грузовик Камаз 5410 — это один из самых популярных грузовиков советского времени. Подобная машина выпускалась в известном Камском автомобильном заводе примерно с 1995 года и по 2006 год. Высокие качественные характеристики и уникальная функциональность автомобиля позволили стать ему настоящей легендой отечественного автопрома. В серийном производстве грузовик находился примерно 30 лет.
Автомобиль Камаз категории 5410 получил в процессе разработки и выпуска категорию особого бескапотного типа, а также колесную форму, стандартную для большой машины 6 на 4. Модельный ряд авто достаточно широкий. На выбор представлены классические варианты, предназначенные для использования в суровых морозах, а также для жаркого климата. Подобная универсальность позволила эксплуатировать Камаз 5410 в самых разных районах страны и ближнего зарубежья. Грузовики этой марки широко применялись в следующих сферах и областях:
Одновременно с универсальностью можно отметить эффективность и неприхотливость авто. Грузовики идеально справляются с самыми разными работами и грузами. Машина Камаз 5410 непритязательна к условиям применения, отмечается простота управления и эксплуатации, универсальность, а также доступность обслуживания и ремонта. Несмотря на то, что машина выпускалась достаточно давно и существует огромное количество иных грузовиков, Камаз 5410 все равно еще достаточно востребован.
В транспортном средстве Камаз 5410 установлен дизельный качественный 4-тактный, а также 8-цилиндровый двигатель одноименной категории. Цилиндры устройства расположены V-образно. Силовая качественная установка много лет являлась настоящей гордостью автопрома СССР. Особенностью двигателя является его оснащение турбонаддувом, который позволяет выработать уникальную мощность, а также обеспечить высокий уровень КПД. По своим характеристикам полностью соответствует требованиям «Евро-1». Двигатель и профессиональные разработки, которые проводились над данной моделью грузовика, наделили его следующими техническими характеристиками:
Грузоподъемность существенно выше, чем у иных многочисленных аналогов. Именно по этой причине грузовик широко используется в строительной области и в сельском хозяйстве. Универсальные технические и эксплуатационные характеристики позволяют выполнять самые сложные работы, при этом расход топлива Камаз категории 5410 достаточно низкий для такой крупногабаритной машины.
Особого внимания заслуживает кабина, которая выполнена в прямоугольной форме. Грузовик оснащен фарами круглой формы спереди, а также радиаторной решеткой внушительных размеров. На ней расположена традиционная символика знаменитого Камского завода. Описывая особенности и преимущества внешнего вида авто, можно отметить следующие отличительные характеристики:
Подобные приспособления и конструкционные элементы значительно облегчают процесс управления столь габаритным грузовиком.
Особого внимания заслуживает водительское место. Несмотря на то, что оно выполнено в достаточно сдержанном стиле, кресло и панель управления являются достаточно комфортными. В ручной доступности находятся все необходимые функции. Присутствует также спальное место, на основании чего грузовик на протяжении долгого времени использовался, как средство передвижения для дальнобойщиков. Место для сна расположено сразу за сиденьем и представляет собой небольшой отсек с достаточно комфортной полкой. При желании на нем может разместиться одновременно два человека.
По своим внешним характеристикам Камаз марки 5410, как седельный тягач отличается оптимальной простотой исполнения и лаконичностью. Здесь полностью отсутствуют какие-либо детали. В процессе проектирования пристальное внимание было уделено именно техническим составляющим авто, грузоподъёмность благодаря этому получилась очень высокая. Все это позволяет использовать машину в самых разных современных сферах промышленности.