Какая причина если при торможении бьют руль. Что диагностировать, если при торможении бьет руль? Подвеска и колеса

Биение руля, как правило, говорит о неисправностях автомобиля, связанных с угрозой безопасности движения. Причём далеко не всегда для устранения поломки требуется дорогостоящий ремонт – зачастую положение спасают обычные, «профилактические», действия.
Почему бьёт руль при торможении на большой скорости, а также просто при прямолинейном движении по ровной дороге и на что, в первую очередь, следует обращать внимание для выявления неисправности?

Плохая балансировка колеса может стать причиной биения руля


При сильном биении ухудшается управляемость авто, происходит разрушение деталей подвески и рулевого управления.

Плохая на автомобиле приводит к биению руля при движении с определённой скоростью, вернее, в определённом диапазоне скоростей.
Связано это с неравномерным распределением массы по окружности колеса. На тех участках, где есть её «избыток», при вращении возникает биение, вызванное центробежной силой. Во время движения с определённой скоростью биение вызывает резонанс, а нагрузка на колесо и механизмы (ступичный подшипник, шаровая опора, рулевая тяга, рулевой механизм, крестовина рулевого вала) принимает ударный характер.
Кроме того, при сильном биении ухудшается управляемость авто, происходит постепенное разрушение деталей подвески и рулевого управления. То есть преждевременно появляются люфты в шарнирах рулевых тяг, разбивается крестовина рулевого вала и т.д.
Если собрать новое колесо и, не сделав балансировку, начать его эксплуатировать, то оно прослужит примерно 1000 км, а потом его останется лишь выбросить – протектор местами будет «содран» до корда.
Особенно опасно покупать импортные б\у шины. Неоднократно случалось так, что колесо с хорошим протектором, которое при балансировке не потребовало множества грузиков, через пару-тройку месяцев приходило в состояние полнейшей негодности – резина в прямом смысле становилась «кривой». То есть на поверхности шины появлялись вздутия, протектор местами был вырван, форма колеса напоминала перекрученный обруч. Скорее всего, это связано с внутренними повреждениями корда.
Журнал «За рулём» лет 15 назад посвятил целую статью, касающуюся импортной б\у резины. В ней были подробно описаны метки, нанесённые мелом на боковой поверхности шин. Эти метки поясняли, почему та или иная шина была отбракована. Естественно, перед продажей все эти знаки удалялись, в результате чего на рынок попадала «кривая» резина, которая поначалу имела приемлемый внешний вид.

Неисправности подвески и рулевого управления

Передняя подвеска автомобиля

К таким неисправностям относятся увеличенные зазоры между подвижными деталями (люфты). Сами по себе они не вызывают биения руля, но, в силу того, что поверхность дорожного полотна и балансировка колёс никогда не бывают абсолютно идеальными, они способствуют увеличению ударных нагрузок, возникающих при вращении колёс под нагрузкой. Поэтому при возникновении биения начинать поиск его причин (и одновременно устранять их) следует всё-таки с колёс.
После того, как колёса отбалансированы, нужно проверить:

Люфты подвески и рулевого управления способствуют увеличению ударных нагрузок, возникающих при вращении колёс.

  • момент затяжки колёсных болтов или гаек;
  • неисправности (люфты) рулевого механизма и тяг;
  • затяжку гаек ступиц (ступичных подшипников);
  • износ сайлентблоков;
  • износ (люфты) ступичных подшипников;
  • состояние ШРУСов и приводных валов.

Сильное биение руля также может возникать из-за погнутых колёсных дисков. Особенно сильно деформируются штампованные изделия. Водители зачастую устанавливают наиболее «кривые» колёса на заднюю ось, но такая «рокировка» приводит к тому, что возникает сильная вибрация всего кузова, поэтому лучше избавиться от отслуживших своё дисков.

Почему бьёт руль при торможении на скорости

Посыпавшийся тормозной диск


Кроме неисправности тормозных дисков причиной биения может стать неравномерный износ передних тормозных колодок.

В подавляющем числе случаев это связано с деформацией тормозных дисков. При торможении на достаточно высокой скорости тормозной диск может нагреться докрасна. При резком его охлаждении (например, при въезде в лужу) металл «ведёт» - поверхность диска искривляется. Иногда владелец ездит, не подозревая о трещинах в дисках, что представляет немалую опасность.
Кроме неисправности тормозных дисков причиной биения может стать «неправильный» износ передних тормозных колодок – когда фрикционная накладка стачивается неравномерно, под углом к металлической основе. Такой износ обусловлен перекосом подвижной части суппорта – из-за «закисания» направляющих. Чтобы избежать подобной неприятности, достаточно при замене колодок очищать направляющие и смазывать их тонким слоем консистентной смазки. Графитную смазку применять крайне нежелательно – при нагреве она пересыхает, образуя твёрдые наслоения на деталях.

Почему важен контроль давления в шинах автомобиля

Спущенное колесо автомобиля


Оптимальное давление в шинах легкового автомобиля составляет в среднем 2-2,2 кг/см2.

Эксплуатация авто как с пониженным, так и с повышенным давлением воздуха в шинах приводит ко многим негативным последствиям. Подробно на их описании останавливаться не будем, отметим лишь самую главную опасность – повреждение шин.
Следствием повреждений шины (разрыв корда, «грыжа», нарушение геометрии) является, в числе прочих неприятностей, и биение руля при различных режимах движения.
Оптимальное давление в шинах легкового автомобиля составляет в среднем 2 – 2,2 кг/см2. Впрочем, на каждом авто есть наклейка-памятка, содержащая необходимые сведения. Она может располагаться на внутренней стороны лючка топливного бака, средней стойке между дверьми, внутри бардачка и т.п.
Контролировать давление воздуха можно «по-старинке» - с помощью манометра, но некоторые автомобилисты устанавливают на свои авто датчики контроля давления в шинах.

Как работает система контроля давления в шинах

Система контроля давления в шинах автомобиля


Система контроля давления в шинах позволяет отслеживать состояние шин во время движения.

Датчики вкупе с другими элементами составляют TPMS (Tyre Pressure Monitor System) – . Она позволяет отслеживать состояние шин во время движения. При падении или превышении давления на определённую величину подаётся звуковой сигнал на пульт управления.
Датчики состоят из воспринимающих давление элементов, батарейки и передатчика сигнала. Они могут устанавливаться как сверху на вентиль, заменяя колпачок, так и внутри диска.
Прибор, воспринимающий сигнал, находится в пульте управления. На системах TPMS, устанавливаемых на конвейере, приёмник сигнала устанавливается в колёсной нише и соединяется с пультом (встроенном в панель приборов) проводами.
Датчики, устанавливаемые снаружи, имеют достаточно громоздкий вид. Но зато у них легко меняется элемент питания и для монтажа датчика не требуется разборки колеса. У датчиков же, устанавливаемых изнутри, элемент не поддаётся замене, зато исключается возможность их хищения – хотя бы детьми, из любопытства.

Биение руля является одним из наиболее раздражительных и неприятных факторов при эксплуатации авто. К тому же она не только может вывести из себя любого водителя, да еще и в некоторых случаяx, , стает причиной создания аварийной ситуации.

Вибрация на руле может быть двух типов:

  • Вибрация на скорости;
  • Вибрация при торможении.

Очаги возникновения этих двух типов вибрации разные, как собственно и сам её характер.

Проблема, связанная с вибрацией руля на скорости (или же при движении) довольно часто появляется у автовладельцев после , а так же вследствие наезда на яму на скорости. Причем биение может быть как постоянного характера, так и возникающее на определенной скорости (в основном это от 80 км и до 100 км/ч), хотя бывают случаи, когда биение не поддается анализу, когда оно начинается на разных скоростях и разных дорожных покрытиях.

Можно долго гадать из-за чего проблема, но ясно одно, в большинстве случаев – это нарушение балансировки массы одного или же нескольких колес . Рассмотрим эти, и другие причины, которые, как правило, еще и дополняют друг друга.

Причины биения руля на скорости

  1. Загрязненный диск;
  2. Нарушена балансировка колес;
  3. Нарушение геометрии шины или диска;
  4. Деформация ступицы или всей подвеске (в основном это нарушение параметров рычагов);
  5. Несоответствующий диск параметрам ступицы (нарушена установка колеса). К этой причине также относится неправильная затяжка болтов колеса, которые имеют конусное основание. Затяжка гаек должна происходить вручную на вывешенном колесе при этом чередуя последовательность противоположных болтов.

Вывод из всего сказанного один, нужно делать балансировку в проверенных СТО, следить за состоянием колесных дисков и шин и аккуратно водить автомобиль. Производить правильную установку шин и дисков в соответствии с тех. характеристиками.

Проблема с вибрацией руля при торможении заключается либо в колесных дисках, либо тормозных колодках. Точный диагноз можно поставить, лишь разобрав суппорт и проверив состояние колодок и тормозных дисков. Также подобный эффект дают разбитые рулевые тяги и люфт рулевой рейки.

Причины биения руля при торможении

  1. Изношены тормозные колодки «в ноль»;
  2. Расслоение колодок;
  3. Выработка тормозного диска;
  4. Нарушение геометрии диска или тормозного барабана;
  5. Нарушена работа

Владельцы новых автомобилей ВАЗ 2110 достаточно часто задаются вопросом: «Почему при попытке затормозить на скорости около 100 км/ч возникают ощутимые и весьма неприятные вибрации рулевого колеса?» Водители «десяток» желают знать о причинах, которые приводят к столь неожиданной реакции автомобиля, а также способах устранения этого явления.

Выявить причину подобного нештатного поведения автомобиля в гаражных условиях достаточно сложно, однако опытные водители, методом проб и ошибок, смогли выяснить, что причина подобного явления кроется не в рулевом управлении, а в тормозной системе.

Диагностика неисправности и методы ее устранения

Как устранить подобную проблему? Водители, которые считают, что к данному недостатку приводят бракованные детали тормозной системы, проводят их замену. Однако, подобный подход эффективен не всегда. Замена запчастей помогает не надолго, поэтому установка новых деталей взамен имеющихся - это бесполезная трата денег и времени. Замена якобы бракованных деталей напоминает ситуацию, когда при сильной простуде больной пытается вылечиться всего лишь горячим чаем.


Опытные водители рекомендуют производить замену всех тормозных дисков на новые, при этом новые диски обязательно должны быть импортного производства. Дело в том, что замена имеющихся дисков на новые отечественные может привести только к усугублению проблемы. Это объясняется тем, что металл, из которых изготовлены российские диски более «сырой» в сравнении с импортными образцами, а потому он очень быстро изнашивается от контакта с тормозными колодками. Не последнюю роль в этом процессе играет дорожная пыль и песок.

Иногда, даже установка высококачественных дисков импортного производства не позволяет добиться положительного результата, так как корень имеющейся проблемы находится совершенно в ином месте.

Пример из жизни

Авто с пробегом 55 тысяч км. При попытке затормозить на высокой скорости возникает сильная дрожь рулевого колеса. В ходе профилактических мероприятий была выполнена проверка ходовой части авто и органы его управления. По результатам тестирования произведена замена рулевого наконечника с левой стороны и выполнена балансировка колес. Однако, для устранения неисправности необходимо выполнить шлифовку или замену тормозных дисков.

Необходимо отметить, что проточкой тормозных дисков следует заниматься только квалифицированному мастеру, поэтому не доверяйте эту серьезную операцию первому попавшемуся токарю. Также, не следует обращать серьезного внимания на некоторую шероховатость поверхности после проточки, она абсолютно не опасна.



Обычно, толщины тормозного диска достаточно для выполнения проточки. Напомним, что у автомобиля ВАЗ 2110 и ему подобных величина приемлемой толщины вентилируемого диска равна 17,8 мм, такой же показатель для не вентилируемого диска равен 10,8 мм.

Производим установку дисков совместно с опытным токарем. Остается закрепить суппорт, после чего установить колесо на свое место, однако, что-то не дает покоя. Интуиция подсказывает, что не следует торопиться устанавливать на место колесо, предварительно следует проверить величину биения тормозного диска. Бывает же такое - засомневался в квалификации мастера. Как правило, отточенные дики гораздо лучше заводских экземпляров. Но все же интуиция не дает покоя и требует перепроверить.

После перепроверки выяснилось, что величина биения рабочей поверхности тормозного диска находится в пределах двадцати пяти соток. Завод-изготовитель допускает величину на уровне пятнадцати соток. Вопрос: «Зачем на высокой скорости подобное чувствительное биение, которое приводит к бешеному движению стрелки индикатора?»

Пытаемся выяснить, в чем же дело. На подшипник грешить не стоит, так как он подвергался дополнительной перепроверке. Демонтируем диск и в очередной раз производим замер величины биения ступицы. Пипец, аж 18 соток! Нормально! Привет работникам ВАЗа и всем его поставщикам…

Нетрадиционные меры

А что делать? Терять нечего и я согласился. При любом раскладе данный заводской «подарок» необходимо либо заменить, либо проточить, а затем придется ступицу выпрессовывать и снова запрессовывать, а ведь эта работа в гаражных условиях достаточно непроста, кроме того, придется приобретать еще один подшипник, а гарантии, как не было, так и нет, что он будет соответствовать всем показателям качества. Давай, дружище, проэкспериментируем. В результате ты получишь бесценный опыт, а я смогу отделаться незначительными денежными затратами в результате благоприятного исхода. Да и вообще, мне очень интересно: чем вся эта лабуда закончится?

Он быстренько прикинул размеры требуемого приспособления и место, в которое его следовало бы закрепить. Тут нужно отметить, что приспособления, требуется крепить жестко, а кроме этого, они должны быть расположены строго перпендикулярно оси детального вращения. Более того, необходимо точно определить угол, под которым следует закреплять резец.

После того как все было закончено, под автомобиль были установлены хорошие, максимально надежные, упоры, убран домкрат, служащий для подъема кузова, надежно завязан к амортизатору тормозной суппорт посредством проволоки. После чего мы с напарником запустили двигатель и включили первую передачу.

Выяснилось, что оборотов для нормальной работы станка достаточно, стружка снимается тонким слоем и наматывается на резец, блин. По результатам первого прохода осталась абсолютно нетронутая «залысина» с внешней стороны, однако, расстроиться по этому поводу мы не успели, так как она благополучно исчезла после пары очередных заходов. При окончании токарных работ имеющееся в нашем распоряжении ступица сточилась «под ноль». Далее на очереди следующее колесо.

Окончание работ

Наш эксперимент закончился благополучно, а ступицы проверены временем - в течение последнего года езжу без всяких биений. Вот только «десяточники», задавая вопрос о биении моего руля при скоростном торможении, напоминают мне о давно забытой проблеме. Конечно же, рано или поздно тормозные диски придется менять, приобретая абсолютно новые, но это уже совершенно другая история, так как вся проблема будет заключаться только в их выборе.

А может ли ступица быть неисправной? Конечно, может. Однажды, при ремонте своего автомобиля я был очень удивлен одному обстоятельству. Незначительное биение ступицы может привести к довольно таки ощутимому биению тормозного диска. Это особенно характерно для максимально удаленных от оси мест, то есть для тормозных колодок. В случае торможения на высокой скорости тормозные колодки сильно сжимают вращающийся на высокой скорости диск с наличием неровностей, что приводит к возникновению вибраций, которые передаются на рулевое колесо через рулевые тяги, рычаг поворота и сам рулевой механизм.


Бьет руль на скорости или при торможении - и Вы понимаете - всё, пора тормозить. Тяжело описать свои чувства, которые возникают при вождении автомобиля (независимо какой марки - будь то отечественный ВАЗ или иномарка), когда у Вас в руках начинает интенсивно и абсолютно бесконтрольно, а главное так внезапно и не вовремя начинает дергаться руль Вашего авто. Расскажу случай из своей практики. У меня автомобиль GOLF 2 1,6D. Не так давно у меня начал бить руль на скоростях от 70 до 110 км/час, при меньшей скорости не бил, а если дорога попадалась в форме стиральной доски, так руль вообще пыталось (а, иногда и вырывало) из рук.

Самым простым решением было бы отправить автомобиль на СТО - пусть с этим разбираются автомеханики. Но никакой гарантии никто Вам не даст, что они это сделают очень быстро и при этом не сдерут с Вас три шкуры за ремонт - заменив Вам полностью рулевое управление, не пытаясь разобраться в причинах возникновения Вашей проблемы. Или проводя замены каждого из ниже приведенных узлов по очереди и гарантируя, что после этого с автомобилем будет всё в порядке. Что отнимет у Вас соответственно массу сил и средств, а также кучу времени.

Причин приводящих к биению руля на скорости или при торможении может быть довольно много:

  1. разбалансировка колёс;
  2. неравномерный и сильный износ тормозных колодок передних колёс;
  3. рулевые тяги;
  4. рулевая рейка;
По этой причине я пошел по пути наименьших финансовых и временных затрат - в первую очередь проверил то, что можно проверить, не прибегая к использованию сложного и дорогостоящего оборудования. Вот список 6-ти причин, почему бьет руль, а также методов их решения:


Перво-наперво я проверил наличие балансировочных грузов на каждом колесе - все оказались на месте, но смею Вас заверить - это ещё не сто процентная гарантия того что колёса не разбалансировались. Выяснить это можно только на специальных стендах или приборах. Так что дальнейшую проверку на стенде я отложил на более позднее время (так как это требует денег и оборудования).

Тормозные колодки передних колёс


Потом пришёл черед проверки ещё одной из самых распространённых причин биения руля на скорости - износ передних тормозных колодок. Основной симптом износа колодок - биение руля при торможении. Для этого я поддомкратил автомобиль и снял по очереди передние колёса. Износ, конечно, был, но небольшой. Вызывать такое биение он просто не мог.


Дальше что чаще всего приводит к биению руля - это износ наконечников и выработка на рулевых тягах. Проверил рулевые тяги - шата в них нет. Для того чтоб это проверить попросил жену крепко держать руль в одном положении а сам поддомкратив автомобиль по очереди подергал за рулевые тяги, при этом свободного хода быть не должно. Если есть свободный ход или рулевая тяга болтается, то это может быть причиной биения руля, либо срыва рулевой тяги во время движения и полной потери управляемости автомобиля на скорости соответственно. Такую тягу необходимо заменить. Также следует помнить, что после замены рулевых тяг необходимо сделать развал-схождение автомобильных колёс.


Ещё к биению руля на скорости может привести сильный износ рулевой рейки. При её износе ещё и увеличивается свободный ход рулевого колеса. Для устранения этой неисправности я поджал регулировочный болт прижима рулевой рейки. Затянул болт до состояния, когда во время движения, после совершения поворота руль сам не возвращается в «нулевое» положение, после чего отпустил болт на одну грань. Биение немного уменьшилось, но всё-таки осталось. Таким образом, я выяснил, что частичное биение руля давал зазор на рулевой рейке.


После этого проверил шат колес на шаровой опоре - шата не было. Для проверки шата в шаровой опоре необходимо поддомкратить машину и поставить шаровую опору на статическую опору, стоящую на земле, так что бы колесо оказалось полностью в воздухе (в качестве опоры можно взять стальной цилиндр, деревянную чушку, или гидравлический домкрат). После чего взять одной рукой за верхнюю часть колеса, а второй рукой за нижнюю часть колеса и попытаться пошатать колесо, потянув по очереди верхнюю и нижнюю часть колеса на себя и от себя соответственно. Если присутствует шат - значит, присутствует износ шаровой опоры и её необходимо заменить.

Настал момент, когда мои познания, не требующие вложения средств, механизма рулевого управления закончились, пришлось ехать на шиномонтаж и балансировать колёса - результат тот же - биение не пропало.

Последняя причина - карданная передача


Пришло время поиска информации в интернете и народными методами - начал расспрашивать автомехаников и всех знакомых, у которых есть автомобили и были проблемы с рулевым управлением, что это может быть и как с этим бороться. Предположений было много, и снять полностью рулевое управление - потом смотреть что там - но это долго и привело бы к большим временным потерям. Как-то раз один из моих знакомых порекомендовал мне посмотреть маленькую карданную передачу, которая есть в рулевой колонке. Проделать процедуру осмотра довольно легко, для этого необходимо снять нижний кожух рулевой колонки и опустится по ней вниз до изгиба, там, где рулевая колонка заходит в кузов автомобиля, там и находится карданная передача. Подергав, её я обнаружил лёгкий шат. После этого я снял карданную передачу и, разобрав её, обнаружил там выработку, которая и создавала, как оказалось, такое биение на скорости. После замены карданной передачи биение ушло - теперь ездить стало комфортно.

Видео про причины вибрации руля:

Иногда у владельцев ВАЗ-2112 могут возникать такие проблемы с автомобилем, которые потребуют незамедлительного вмешательства владельца. Одной из таких ситуаций, на которую владельцу машины надо обратить особое внимание, является биение руля при торможении или на большой скорости. В данной статье такие причины будут рассмотрены более детально.

Причина вибрации или ударов руля может быть в том, что вышли из строя шарниры рулевой тяги и самого механизма. Также часто встречаются ситуации, когда вся причина кроется в колёсах автомобиля. Чтобы разобраться в этом, следует придерживаться правил ниже.

Диагностика тормозных дисков и колодок

Видны канавки и износ, а что диск повело — с виду и не увидишь

В большинстве случаев виноваты «кривые» . В народе говорят, что их «повело». Можно попробовать оценить состояние дисков визуально, а можно и на специальном диагностическом оборудовании. Оно замерит вибрацию и выдаст точный вердикт по состоянию тормозной системы и о необходимости .

Сейчас стало получше, но раньше было много подделок, и нарваться на «кривые» диски можно было даже с новья деталию

Диагностика подвески

Когда есть вибрация руля, то следует произвести такие действия:


Важно! Не надо закручивать ту гайку, которая крепит механизм к основе кузова, сильно . Это может привести к облому шпилек, которые заменить самостоятельно достаточно сложно. Затяжка должна ровняться 16-19 Нм .

Осмотр соедиений рулевых тяг

Диагностика соединения рулевой тяги к рулевой рейке

Также внимание надо обратить на те места, где соединяются тяги рейки и рулевые тяги . Если в них есть зазоры, то их потребуется устранить. Если этого не сделать, то рулевые наконечники в скором времени придётся менять. Неисправные наконечники создают .

Важно! Когда будет меняться наконечник рулевой тяги, то можно нарушить . Поэтому после проведения мероприятия потребуется посетить СТО, где данный показатель потребуется привести в норму. Своими силами установить такой угол не получится.

Если при осмотре не будет выявлено причин, по которым происходит биение руля, то причина может быть в колёсах. На них может быть грыжа, или отсутствовать балансировка.

Грыжа на колесе

В таком случае на СТО шины надо поменять и произвести их балансировку.

Выводы

Зная эти моменты, владелец может самостоятельно выявить причины, по которым у его авто ВАЗ-2112 происходит биение руля при торможении или на скорости. Если не удастся выявить причины самостоятельно, то следует обратиться на СТО. Эксплуатировать автомобиль с такой неисправностью опасно!