Как выглядит самая маленькая машина в мире. Маленькие легковые автомобили на российском рынке

Представляем вашему вниманию 10 компактных серийных автомобилей, длина которых не превышает 3,5 м, а вес — 900 кг.

1. Peel P50 (Великобритания).
Длина 1370 мм, ширина 1040 мм, высота 1170 мм
Масса: 59 кг
Максимальная скорость: 80 км/ч
Цена: $11 000
Это самый маленький и легкий автомобиль в мире. Мелкосерийное производство этого авто началось в Великобритании в самом конце 2011 года. При необходимости его можно просто взять и унести или перекатить вручную, ведь именно для этого на задней части машины есть ручка. Peel P50 уже выпускался в 90-х годах в Англии.


2. Mercedes SMART ForTwo (Франция).
Длина 2700 мм, ширина 1560 мм, высота 1540 мм.
Масса: 730 кг
Максимальная скорость: 135 км/ч
Цена: $15 000
Двухместный суперминиатюрный автомобиль производится с 2004 года с бензиновым и дизельным двигателем. Маленькие габариты не помешали оснастить SMART ForTwo самым современным оборудованием. В комплектацию авто входят: бортовой компьютер, 6-ступенчатая автоматическая коробка передач, антиблокировочная система ABS и система стабилизации ESP. Всего за 13 секунд автомобиль может разогнаться до 100 км/ч и тратит при этом всего от 3,5 до 5 л топлива. Единственный минус - при поворотах на высокой скорости его все же заносит, так что поворачивать стоит при скорости ниже 50 км/ч.


3. Suzuki Twin (Япония).
Длина 2735 мм, ширина 1475 мм, высота 1450 мм
Масса: 560 кг
Максимальная скорость: 120 км/ч
Цена: $12 000
Малолитражный автомобиль оригинального дизайна создан специально для городских улиц. Небольшие габариты позволяют быть маневренным при парковке и движении в пробках. Эта модель производится в двух вариантах: с бензиновым и с гибридным двигателем. Suzuki Twin является самым дешевым из гибридов. За 33 секунды машина разгоняется до 100 км/ч, однако укороченная колесная база не дает машине стабильно удерживать прямолинейное движение на такой скорости. Поэтому приемлемая скорость для этого авто - 60 км/ч.


4. Fiat Seicento (Италия).
Длина 3319 мм, ширина 1508 мм, высота 1440 мм
Масса: 730 кг
Максимальная скорость: 140 км/ч
Цена: $8000
Этот автомобиль производится с 1998 года и за все время почти не претерпел изменений: миниатюрный и маневренный переднеприводный трехдверный хетчбэк. По заявлению производителей, он считается пятиместным, хотя реальная вместимость - не более четырех человек. Дизайн кузова выглядит слегка несовременно и напоминает об автомобилях стран соцлагеря. Fiat Seicento обладает внушительной грузоподъемностью - почти 500 кг. За 18 секунд авто разгоняется до 100 км/ч.


5. Citroen C1 (Франция).
Длина 3430 мм, ширина 1630 мм, высота 1460 мм
Масса: 835 кг
Максимальная скорость:157 км/ч
Цена: $12 000
Этот четырехместный автомобиль является совместным творением французской компании Citroеn и японского концерна Toyota Motor Corporation. Производится он с 2005 года на заводе в Чехии. Дизайн кузова авто весьма элегантен и по праву соответствует концепции женского авто. При миниатюрных внешних габаритах он достаточно вместителен изнутри. Все сделано в духе благородного минимализма: на приборной доске только спидометр с крупными цифрами и дисплей бортового компьютера. Единственный минус этого авто - задние стекла не опускаются. Автомобиль разгоняется до 100км/ч всего за 14 секунд.


6. Chevrolet Spark (США).
Длина 3495 мм, ширина 1495 мм, высота 1500 мм
Масса: 775 кг

Цена: $12 000
Пятидверный хетчбэк Chevrolet Spark считается удачным и сравнительно недорогим городским авто. Благодаря оригинальному дизайну кузова он не теряется на фоне городского потока машин. А на дорогах он ведет себя довольно шустро и маневренно. В машину действительно могут уместится пять человек. Обновленная в 2007 году модель стала более устойчивой и безопасной в управлении. Автомобиль выпускается в двух вариантах: с силовым агрегатом объемом 0, 8 л и мощностью 52 л. с. и с двигателем посильнее, объемом 1л, который обеспечивает 63 л. с. До 100 км/ч автомобиль разгоняется всего за 14 секунд.


7. Peugeot 107 (Франция).
Длина 3430 мм, ширина 1885 мм, высота 1470 мм
Масса: 800 кг
Максимальная скорость:160 км/ч
Цена: $12 500
Как и Citroen C1, этот автомобиль разработан совместно французским и японским концерном. Инженеры Peugeot дали автомобилю дизайн, подвеску и отличные ходовые качества, а специалисты Toyota — высокотехнологичный трехцилиндровый двигатель, КПП и бортовую электронику. Места для багажа в этом авто очень мало, а крупный пассажир может разместиться только спереди. Машина оснащена трехцилиндровым бензиновым двигателем объемом 1,0 л и дизельным 1,4 л. Коробка передач предоставляет выбор: можно установить либо механическую пятиступенчатую, либо автомат 2-Tronic. Разгонятся на этом авто свыше 100 км/ч нежелательно, так как машина реагирует на дорожное покрытие и боковой ветер.


8. Toyota iQ (Япония).
Длина 2985 мм, ширина 1680 мм, высота 1500 мм
Масса: 845 кг
Максимальная скорость: 170 км/ч
Цена: $22 000
Выпуск этого авто начался с 2009 года. Toyota iQ позиционируется как автомобиль класса «микро-премиум». Она практически вся оснащена инновационными решениями, особенно в области активной и пассивной безопасности. Кстати, у этой машины целых 9 подушек безопасности, и одна из них для заднего стекла. Цена этой малолитражки довольно высокая. Оснащенная бензиновым двигателем VVT-i объемом 1 л и мощностью 68 л. с. Toyota iQ разгоняется до 100 км/ч за 11,6 секунд.


9. Aston Martin Cygnet (Великобритания).
Длина 3078 мм, ширина 1680 мм, высота 1500 мм
Масса: 890 кг
Максимальная скорость:170 км/ч
Цена: $49 500
Aston Martin Cygnet является результатом совместных усилий компаний Aston Martin и Toyota. Запущен в производство он только в 2011 году. Базой для создания этого авто стала Toyota iQ. Производство машины находится в Англии, хотя многие агрегаты поступают из Японии. Автомобиль оснащен самой современной электронной начинкой, есть даже док-станция для iPod. Но самым главным здесь является выдержанный в стиле Aston Martin внешний вид авто - характерная решетка радиатора, вентиляционные прорези в капоте, спойлер. Салон сделан из дорогой кожи черного или белого цвета. В машине могут разместиться три взрослых человека и один ребенок. До 100 км/ч Cygnet разгоняется за 12,5 с.


10. Daihatsu Move (Япония).
Длина 3395 мм, ширина 1475 мм, высота 1635 мм
Масса: 810 кг
Максимальная скорость:160 км/ч
Цена: $13 500
Daihatsu Move - это четырехметсный микровэн. Выпускается он с 2005 года, а в 2010 году машина прошла полное обновление. Очень удобными в машине являются двери, которые открываются на 90 градусов, что увеличивает комфорт при погрузке. Внешний вид автомобиля одновременно могуч и легок. Двигатель объемом 0,66 л и мощностью 58 л. с. позволяют разогнать автомобиль до 100 км/ч за 13 с. Машина оснащена четырехступенчатой автоматической коробкой передач, а за безопасность отвечает новая технология Active Safety с лазерным локатором и камерами переднего обзора, работающая по аналогии с дистанционным управлением в авиации, а также радарная система автоматического регулирования скорости Radar Cruise Control и система безопасности Pre-Crash Safety System.

Избитая фраза «размер не имеет значения» в который раз оправдывает себя. Самые маленькие машины в мире могут быть не только вместительными, но и вполне безопасными, при этом обладая внушительной скоростью, на которую способны. Давайте сами в этом убедимся, познакомившись с самыми компактными автомобилями на сегодняшний день.

10. Chevrolet Spark | Скорость до 160 км/ч

Открывает десятку самых маленьких машин в мире Chevrolet Spark (США). Габариты автомобиля составляют 3,5 м. в длину, 1,5 м. в ширину и 1,5 метра в высоту. Пятидверный американский хетчбэк способен вместить до 5-ти пассажиров. При объеме двигателя 0,8 л с мощностью 52 л.с. Chevrolet Spark может брать разгон до сотни за 14 секунд. Предельная скорость, на которую способна эта модель - 160 км/ч.

9. Citroen C1 | Скорость до 157 км/ч


Следующий представитель рейтинга Citroen C 1 (Франция) является совместным детищем французской и японской автомобильной фирмы. Выпускается автомобиль с 2005 года и входит в десятку малогабаритных машин. Длина машины равна 3,43 метра, а ширина составляет 1,6 м. Модель довольно невысокая - 1,46 м. При таких габаритах масса Citroen C 1 находится в пределах 835 кг. Максимальная скорость, на которую способна машина - 157 км/ч. При мощности двигателя 68 л. с. Передвижной компактный транспорт способен разогнаться до сотни за 14 секунд.

8. Peugeot 107 | Скорость до 160 км/ч


Следующий представитель рейтинга самых маленьких машин в мире - (Франция). При длине 3,4 м. и ширине 1,8 м. автомобиль имеет высоту 1,47 метра. Общая масса транспорта составляет 800 кг. Модель была создана совместно французской и японской компаниями. Peugeot 107 может быть оснащен как бензиновым двигателем с объемом 1,0 л, так и дизельным объемом 1,4. Заявленная максимальная скорость - 160 км/ч, но все же производители не рекомендуют разгоняться свыше 100 км, так как машина относительно легкая и может перевернуться. Пятидверный хетчбэк оснащен системой безопасности и с комфортом может разместить в салоне до 5-ти человек.

7. Fiat Seicento | Скорость до 140 км/ч


Трехдверный хетчбэк (Италия) выпускается на протяжении почти двух десятков лет. С тех пор во внешнем образе модели мало что изменилось. Она входит в список самых малогабаритных машин. Ее длина составляет 3,3 метра, а ширина равна 1,5 метра. При этом Fiat Seicento весит 730 кг. С абсолютным комфортом в салоне могут разместиться четыре пассажира. Двигатель с объемом 1,3 л способен на мощность 60 л.с., что позволяет разогнаться до сотни за 18 секунд. Предельная скорость «итальянца» - 140 км/ч.

6. Tata Nano | Скорость до 100 км/ч


Tata Nano (Индия) входит в список самых миниатюрных автомобилей в мире. Его длина составляет 3,1 метра, ширина 1,5 м. Высота минигабаритной машины равна 1,6 м. Максимальная скорость на которую способен 0,6-литровый двигатель при мощности 33 л.с - 100 км/ч. Расход топлива при этом очень экономичный - 5 литров на сотню. Объем топливного бака достаточно мал и способен вмещать лишь до 15 литров горючего. В салоне могут уместиться до 4 человек. Функционирует автомобиль на 1,2-литровом турбодизеле. Кроме всего Tata Nano признана самой дешевой машиной в мире.

5. Aston Martin Cygnet | Скорость до 170 км/ч


Следующий малогабаритный представитель относится к автомобилям премиум-класса (Великобритания). Производится он английской фирмой с 2011 года. Модель была создана на базе Toyota iQ. При габаритах 3м. в длину, 1,7 м. в ширину и 1,5 м. в высоту машина весит 890 кг. Двигатель объемом 1,33 л и мощностью 98 л.с. способен взять разгон до сотни всего за 12,5 секунды. Предельная скорость на которую способен Aston Martin Cygnet - 170 км/ч. Специальная функция Stop&Start позволяет значительно экономить топливо в городских пробках. Роскошный кожаный салон рассчитан на 4 пассажиров плюс место водителя.

4. Toyota iQ | Скорость до 170 км/ч


(Япония) входит в рейтинг самых маленьких машин в мире. «Японец» имеет длину 2,98 м. и ширину 1,7 м. Высота автомобиля составляет 1,5 м, а масса равна 845 кг. Выпуск микротранспорта начался с 2009 года. Он относится к автомобилям премиум-класса. Несмотря на свои скромные габариты Toyota iQ на дорогах настоящий скоростной зверь с мощностью 68 л.с., который способен разгоняться до 170 км/ч. За 12 секунд машина набирает скорость с нуля до сотни километров в час. Радует и минимальный расход топлива, который в смешанном цикле составляет порядка 5 литров. Салон рассчитан на трех человек вместе с водителем и оборудован надежной системой безопасности: 9 подушек безопасности, ABS , VSC , антипробуксовочная система и т.д.

3. Mercedes SMART ForTwo | Скорость до 100 км/ч


Звание самой маленькой машины в мире удалось получить и модели Mercedes SMART ForTwo (Франция). Габариты машины составляют Д –2,7м., Ш – 1,5м., В – 1,5м. Весит при этом автомобиль ни много ни мало - 730 кг. Он выпускается французским производителем с 2004 годом и пользуется немалой популярностью, благодаря компактности, экономичности и хорошо развиваемой скорости. При мощности двигателя 41 л.с. за несколько секунд Mercedes SMART ForTwo способен разогнаться до 100 км/ч. Максимально набираемая скорость находится в пределах 135 км в час. В зависимости от цикла транспорт потребляет от 3,6 до 5 литров на сотню километров. Модель оснащена 6-ступенчатой коробкой передач, системами ABS и ESP . Также здесь предусмотрены подушки безопасности.

2. Suzuki Twin | Скорость до 120 км/ч


(Япония) - одна из самых маленьких машин в мире. Длина передвижного транспортного средства составляет 2,7 м., а ширина 1,4 метра. В высоту автомобиль достигает 1,5 м. При своих миниатюрных габаритах Suzuki Twin весит 560 кг. Максимальная скорость на которую способен двигатель в 44 л.с. - 120 км/ч, но производители не рекомендуют разгоняться более чем на 60 км/ч. Салон рассчитан на комфортное размещение двух пассажиров. Заднее пространство может использоваться в качестве багажника. Кроме всего, это очень экономичная модель, для которой потребуется чуть более 3 литров бензина на 100 км.

1. Peel P50 | Скорость до 45 км/ч


Peel P50 (Великобритания) возглавляет список самых маленьких машин в мире. Длина транспортного карлика составляет 1,37 м., а ширина немного более 1 метра. Такие габариты позволили железной коняшке попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Чтобы залезть в автомобиль двухметровому человеку, в буквальном смысле нужно будет сложиться вдвое, так как высота Peel P50 всего 1,1 метр. Масса транспортного средства передвижения равна всего 59 килограммам. С трехколесной одноместной малюткой справиться по силам даже хрупкой девушке: ее можно перекатить вручную, для этого здесь предусмотрена специальная ручка на задней части кузова. Сам кузов Peel P50 выполнен из стекловолокна. Внешне она очень напоминает большую игрушку. Выпускается в Англии такая модель с 1960 года. Peel P50 обладает мощностью 4 л. с. и способна разгоняться только до 45 км/ч.

Среди множества марок и моделей, продающихся на российском рынке, маленькие легковые автомобили находятся в меньшинстве, как бы несуразно это не звучало. Какие же микроавтомобили можно купить в России в 2014 году? Добро пожаловать в наш обзор! Только давайте сразу обозначим, что мы считаем маленьким автомобилем. Это легковой автомобиль с габаритной длиной менее 3.7 м.

Chery Kimo (3700 мм, от 350 900 рублей)

В 2007 году на смену устаревшему Chery QQ пришла модель Kimo, дизайн которого разрабатывала знаменитая компания Bertone. Автомобиль стал крупнее предшественника, но все-равно остается в классе маленьких легковых автомобилей. На разработку Chery Kimo было потрачено около 3 лет продуктивной работы инженеров. Двигатель для Chery Kimo разрабатывался в Австрии в компании AVL. Это 1.3-литровый силовой агрегат мощностью 83 л.с.

Chevrolet Spark (3640 мм, от 416 000 рублей)

Отличный городской хэтчбек Chevrolet Spark второго поколения начал выпускаться в 2010 году. Выразительный внешний вид Spark всегда привлекает внимание. Оригинальный и своеобразный дизайн кузова дополняют стильные передние фары, круглые задние фонари и яркие цвета. Гамма двигателей включает 1,0-литровый 4-цилиндровый силовой агрегат мощностью 68 л. с. и 1,2-литровый вариант мощностью 82 л.с. Цены стартуют с отметки 416 000 рублей.

Kia Picanto (3595 мм, от 389 900 рублей)

KIA Picanto - самая маленькая модель в гамме компании. Выпуск второго поколения маленького автомобиля начался весной 2011 года. Автомобиль доступен с 3- и 5-дверным кузовом хэтчбек. Picanto нового поколения стала немного больше предыдущего, сохранив при этом свою компактность: длина увеличилась на 60 мм, а колесная база на 15 мм. Стандартная комплектация является самой бюджетной и включает следующий набор опций: электропривод стекол и зеркал, обогрев заднего стекла и зеркал, аудиосистему, БК, иммобилайзер, центральный замок. Двигателей два на выбор: 3-цилиндровый, 12-клапанный, объемом 1.0 л и 4-цилиндровый, объемом 1.2 л.

Fiat 500 (3546 мм, от 562 000 рублей)

Fiat 500 1957 года был легендарной моделью, хоть и размером с наперсток. Конструкторы и дизайнеры, создававшие новое поколение в 2008 году, постарались передать неповторимый ретро стиль оригинального малыша. И у них это получилось: новый FIAT 500, прежде всего, очень имиджевый автомобиль! А еще очень безопасный. Например, он заслужил 5 звёзд от EuroNCAP, ведь в базовое оснащение каждого Fiat 500 входит 7 подушек безопасности, а также системы ABS, EBD, EBA. Среди комфортных опций числится кондиционер и CD-магнитола. За дополнительные средства FIAT 500 можно дооснастить климатической системой, ксеноном, парктрониками, Hi Fi музыкой.

Daewoo Matiz (3497 мм, от 247 000 рублей)

Крохотный 5-дверный хэтчбек Daewoo Matiz в 2008 году пришел на смену модели Tico. Внешность для Daewoo Matiz разрабатывали итальянцы из дизайн студии ItalDesign. Этот дизайн изначально предназначался для FIAT Cinquecento, но впоследствии его отклонили. В 2000-м году UZ Daewoo начало производство этих моделей в Узбекистане. Matiz является самой дешевой иномаркой на российском рынке. Для покупателей доступен выбор из двух силовых агрегатов: 0.8 л (51 л.с.) и 1 л (64 л.с.).

Mitsubishi i-MIEV (3475 мм, от 999 000 рублей)

Mitsubishi i-MiEV - один из самых нестандартных маленьких легковых автомобилей на российском рынке. А все потому, что это электромобиль! Более того, i-MIEV - первый электрокар, официально продающимся на территории России. В движение 5-дверный компактный хэтчбек приводится электродвигателем мощностью 49 кВт (67 л.с.), а запас хода при полной зарядке составляет 150 км. В базовой комплектации покупатели Mitsubishi i-MiEV получат весь набор средств безопасности: несколько подушек, системы ABS, EBD, ESP. С февраля 2014 года дистрибьютор автомобилей Mitsubishi в России «ММС Рус» значительно снижает цены на хэтчбек за счет обнуления таможенных пошлин. Теперь i-MiEV можно приобрести за 999 тыс. рублей (до этого цена составляла 1 млн. 799 тыс. руб.)

Citroen C1 (3435 мм, от 404 000 рублей)

Citroen C1 представляет собой плод сотрудничества французского концерна PSA (Peugeot-Citroen) и японской фирмы TMC (Toyota Motor). В итоге, в 2005 году на свет появилась троица компактных автомобилей Citroen C1, Toyota Aygo и Peugeot 107. Все три модели уже дважды подвергались модернизации: в 2008 и 2012 годах. В качестве двигателя C1 использует 1-литровый силовой агрегат мощностью 68 л.с. Выпускается с 3 и 5-дверным кузовом хэтчбек.

Peugeot 107 (3430 мм, от 407 000 рублей)

Рестайлинговая версия малолитражного хэтчбека Peugeot 107 появилась в России в 2012 году. Автомобиль получил новые бампера, светодиодные ходовые огни и измененный дизайн фар. На нашем Peugeot 107 предлагается с 3- и 5-дверным кузовом и в нескольких комплектациях. Базовые версии оснащены бедно: туда даже не входит гидроусилителя руля. Двигатель 107-го аналогичен модели Citroen C1 - 1-литровый 68-сильный. Модель предлагается в версиях с механической или роботизированной коробкой передач.

Smart ForTwo (2695 мм, от 640 000 рублей)

Титул самого маленького легкового автомобиля на российском рынке достается Smart ForTwo, который в 2012 году был немного обновлен. Для Smart ForTwo был проведен ряд доработок для повышения безопасности и надежности конструкции. 1-литровый силовой агрегат выдает 71 или 84 л.с., а двухместный салон, несмотря на компактные габаритные размеры, предоставит водителю и пассажиру достойный комфорт.

Современные условия жизни требуют от каждого человека повышенной мобильности. Личный автомобиль - прекрасный способ этим требованиям соответствовать. Но, помимо своей функциональности, он должен отражать и индивидуальность владельца. Поэтому многие девушки предпочитают подчеркнуто женственные автомобили. А практичные барышни еще и обращают внимание на цену. Поэтому маленькие недорогие машины для женщин и пользуются таким спросом. В чем их особенности и на какие модели обратить внимание?

Достоинства небольших авто

Маленькие недорогие машины для женщин, обзор которых будет представлен ниже, не только идеально отвечают эстетическим предпочтениям обладательниц. У них есть и несколько преимуществ. Так, небольшой автомобиль отличается повышенной маневренностью. Мощность такой машины невелика, зато передвигаться она может куда проворнее, перестраиваться из ряда в ряд без труда и парковаться куда быстрее, чем крупный внедорожник. Еще один плюс - экономичность. Малый объем двигателя требует меньше бензина. Налоги, техосмотр, страховка и запчасти нередко оказываются для такой машины дешевле. Логичным последствием меньшего количества бензина становится экологичность - маленькие недорогие машины для женщин куда безопаснее для окружающей среды, чем традиционные крупные авто для мужчин. Наконец, стоимость. Даже в самой роскошной комплектации в силу своих размеров такой автомобиль стоит намного дешевле, чем стандартное купе, а тем более чем агрессивный внедорожник, которые, как правило, предпочитают выбирать мужчины.

Daewoo Matiz

Итак, рассмотрим детальнее маленькие недорогие машины для женщин. Марки машин, предлагающих подобные варианты, составляют достаточно обширный список. Одним из обязательных пунктов будет модель Matiz от «Дэу». Это доступная и компактная машина городского типа. Клиренс и подвеска не подойдут для экстремальной езды по бездорожью, но в обычных условиях они идеальны. Эта машина станет прекрасным выбором для автолюбительниц, которые садятся за руль впервые. Единственная особенность, на которую стоит заранее обратить внимание - небольшой багажник. Если вы не планируете перевозить внушительные объемы вещей, машина идеально подойдет.

Hyundai Getz

Азиатские производители одними из первых стали создавать маленькие недорогие машины для женщин с легким и комфортным управлением и эстетичным видом. Отличный пример - модель Getz от Hyundai. Правда, выпуск таких автомобилей остановлен, но найти его на рынке не вызывает особых трудностей. Можно даже выбрать между механической и автоматической коробкой передач. Компактный и надежный, автомобиль прекрасно подходит для передвижения в городских условиях. Кроме того, у него нет небольшого недостатка, которым иногда отличаются маленькие недорогие машины для женщин. Фотографии модели позволяют быстро убедиться - у этого авто вместительный багажник. В отличие от крошки «Дэу», Getz предоставляет обладательнице много места для покупок и вещей.

Skoda Fabia

Продолжаем перечислять маленькие недорогие машины для женщин. Название, которое стоит запомнить - Skoba Fabia. Этот автомобиль считается очень надежным, а цена его лишь ненамного больше, чем у предыдущих моделей. В комплектации предлагаются усилитель руля, подушки безопасности, автоматическая коробка и ABS. Компактные в сочетании с достаточно мощным двигателем обеспечивают маневренность движения. Такой всего подойдет для девушки, которая уже является опытным водителем, но и новичок сможет разобраться с вождением в комфортный срок. Так что можно смело сказать, что эта работа от чешского автопрома будет практичным и надежным вариантом для женщин.

Kia Picanto

Как уже упоминалось ранее, азиатские заводы часто создают маленькие недорогие машины для женщин. Название с фото, достойные внимания - Kia Picanto. Это оригинальный автомобиль с запоминающимся и крайне привлекательным дизайном. Как и "Шкода", он чуть дороже описанных выше моделей, зато комплектация дополнена автоматической коробкой, подушками безопасности и другими полезными мелочами. Удивительно компактный автомобиль легко припарковать где удобно. Для поездок в городских условиях эта машина представляет одно из лучших решений. Выпуск в разнообразных ярких оттенках делает ее особенно привлекательным выбором для женщин.

Citroen C3

Есть маленькие недорогие машины для женщин и в ассортименте известной марки "Ситроен". Модель C3 создана для утонченных леди, разбирающихся в технике - комплектация автомобиля достаточно хороша. Можно выбрать не только автоматическую, но и роботизированную коробку с чуть менее мощным двигателем. Это не но его цена вполне оправдана и все равно достаточно низкая по сравнению со стоимостью крупного паркетника. Для девушки, которая ценит свой комфорт, такой выбор будет весьма уместным.

Lifan Smily

Продолжим перечислять маленькие недорогие машины для женщин. Обзор автомобилей с компактными размерами и оригинальным дизайном будет неполным без упоминания этой модели. Она нравится многим женщинам благодаря потрясающему внешнему виду в сочетании с экономичной ценой. В комплектации предлагаются усилитель руля, две подушки безопасности, противотуманные фары и электрозеркала. Есть варианты и с кондиционером и литыми дисками. Единственным небольшим минусом данного авто является внушительный объем потребляемого бензина - десять литров для таких размеров могут показаться некоторым неоправданно большим количеством. Дизайн, напоминающий куда более дорогой Mini Cooper, позволит владелице выделить свой изящный вкус без лишних затрат, которые предполагала бы покупка знаменитого компактного британца.

Peugeot 107

Поклонницам европейских марок стоит присмотреться к этой привлекательной машине от французского бренда "Пежо". Она предлагается в трех- или пятидверном вариантах. Базовая версия оснащается неплохим двигателем с мощностью в шестьдесят восемь лошадиных сил. Это прекрасная цифра для спокойной езды в городских условиях. Комплектация включает две подушки безопасности, ABS, а в более дорогом варианте - усилитель руля, кондиционер и аудиосистему. Можно выбрать как автоматическую, так и роботизированную коробку передач. Несмотря на то что этот женский автомобиль достаточно невелик, в нем с легкостью размещаются четыре человека. Скромные размеры багажника компенсируются потрясающей экономичностью топлива - на сто километров потребуется не более шести литров. В целом это идеальная машина, созданная специально для дам.

Citroen C1

Еще одна достойная внимания модель от "Ситроен". Машина оснащается двигателем с объемом в один литр и мощностью в шестьдесят восемь лошадиных сил. Трехдверный вариант доступен в комплектации механической или роботизированной коробкой передач, которая будет чуть дороже. Комплект включает ABS и две подушки безопасности, опционально наличие автомата, усилителя руля, электростеклоподъемников и других деталей. Существует также пятидверная версия с аналогичным оснащением. Можно найти модели с кондиционированным салоном и дополнительными подушками безопасности. Данная машина от "Ситроен" пользуется спросом у женщин благодаря прекрасному сочетанию практичности, привлекательного внешнего вида, доступной цены и надежности.

Chevrolet Spark

Небольшой автомобиль от "Шевроле" привлекает своим симпатичным видом и удивительной функциональностью - он может без проблем вместить в себя пять человек одновременно. Кроме того, даже базовая комплектация предполагает наличие кондиционера и усилителя руля. Цена машины вполне доступна, при желании можно выбрать и вариант с автоматической коробкой и ABS, который будет чуть дороже. В любой из оснащается двигателем в 1 литр с мощностью в шестьдесят восемь лошадиных сил. Есть также вариант с двигателем в 1,2 литра и мощностью в восемьдесят одну лошадиную силу. Такая комплектация возможна исключительно с механической коробкой и дополняется боковыми подушками безопасности, климат-контролем и литыми дисками. Отдельно стоит отметить доступную палитру - множество вариантов пастельных оттенков, воплощенных в краске с эффектом металлик, позволят каждой даме подобрать свой любимый цвет без всяких проблем. Идеальное преимущество для женской машины!

К огда семилетний сын задал этот вопрос: «А какая машина самая маленькая?» - я принялся мямлить что-то, едва ли напоминающее нормальный ответ. В голову полезли какие-то , трёхколёсные моторикши, потом со скоростью, бессмысленной для погони, промчалась по подсознанию … Но и при детальном рассмотрении этот вопрос оказывается не так уж прост: на самом деле, те автомобили, которые большинство считает очень маленькими, таковыми вовсе не являются. Самый главный вопрос, на который предстоит ответить – это «как считать?». По каким критериям определять величину автомобиля?

Абсолютное большинство исследователей данной темы обходят этот вопрос стороной, случайно или намеренно. Всегда есть определённый подход, допущения и ограничения: то в качестве выборки используется перечень машин какого-то определённого класса, то – определённой эпохи или страны: скажем, сайт сайт писал о . В ряде случаев в исследование включаются миниатюрные самоделки, которых за все годы существования автомобилей было безмерное множество: их строили и в Европе, и в США, и в странах Востока, и, конечно, в России – правда, последние гораздо менее известны в силу исторической изолированности отечественных «кулибиных» от остального мира. Порою же приходится иметь дело и вовсе со случайными подборками, в которых «самым маленьким автомобилем» назван, на самом деле, довольно крупный аппарат.

Чаще всего во главу угла ставится длина машины. Но, позвольте, а как же остальные габаритные размеры транспортного средства? Ведь иногда именно малая ширина или высота автомобиля могут привести к определённому выводу; правильному или нет – вопрос уже другой. Но раз уж для авто всегда регламентированы три габарита, почему бы не использовать их вместе в качестве характеристики компактности машины?

Свой подход, свои правила и ограничения будут и в нашем небольшом исследовании. Во-первых, мы исключим из рассмотрения самоделки, а также эксклюзивные и экспериментальные машины, сделанные в единственном экземпляре. У нас будут лишь серийные модели, которые предлагаются к покупке или предлагались в прошлом. Одно исключение из этого правила будет, но только в силу того, что оно весьма показательное. И во-вторых, мы будем использовать все три габарита – длину, ширину, высоту – для определения размера автомобиля.

1 / 2

2 / 2

С этой целью мы введём термин под названием «условный объём». Термин не нов, он имеет отношение к морской и речной навигации и используется для взимания судовых сборов в порту. Условный объём судна исчисляется в кубических метрах и определяется произведением трёх величин: наибольшей длины, наибольшей ширины судна и наибольшей высоты его борта. В качестве «условного объёма автомобиля» мы будем понимать произведение трёх его габаритных размеров.

Конечно, ключевое слово здесь «условный» – никакой картины реальной вместимости автомобиля этот показатель не даст (скажем, в вопросе взимания портовых сборов объём конкретного судна уточняют с помощью коэффициентов), но примерное понимание – так сказать, в первом приближении – получить поможет: при оперировании одной цифрой взамен нескольких уже имеет место быть определённая характеристика, по которой можно вести сравнительный анализ. Будем считать, что введённый нами показатель – это некий прямоугольный параллелепипед, в объём которого можно теоретически уместить машину – например, для перевозки или хранения. Условный объём в кубометрах мы будем округлять до второго знака после запятой, а при равенстве этого показателя у сравниваемых машин (в нашей подборке встречается и такое), выявим «меньший» автомобиль по габаритной длине.

Конечно, мы не рассмотрим все маленькие автомобили мира (даже с учётом описанных выше ограничений), но точно выберем наиболее ярких представителей. Все компактные транспортные средства можно разделить на несколько групп, и отчасти именно поэтому в качестве победителей в номинации «компактность» имеют известность сразу несколько автомобилей. Например, в одно время слава самых маленьких надолго закрепилась за так называемыми микрокарами или скутер-карами («scootercar», «scootа car») – как бы уменьшенными копиями обычных автомобилей, вошедших в моду в 1920–1940 годах в Великобритании, Германии и отчасти в США.

Пожалуй, наибольший след в истории оставили произведения британской компании British Motor Boat Mfg Co Ltd – как можно догадаться по названию, фирма строила также и миниатюрные лодки, «scoota boat», а фотографирование малюсенького Rytecraft Scootacar на улицах Лондона даже стало своеобразным фотожанром. К тому же «поветрию» можно в определённой степени отнести английский Larmar и французский Mochet, хотя в случае с некоторыми моделями последней марки мы отчасти переходим ко второй и третьей группам маленьких автомобилей.

На фото: Rytecraft Scootacar. Англия, 1934 г.

К сожалению, точные габариты скутер-каров начала XX века сейчас почти невозможно установить – и, соответственно, нельзя посчитать их условный объём. Но хотя эти машины были действительно маленькими, лидером нашего подсчёта ни одна из них всё равно не стала бы – в силу того, что любой из них был построен в пропорциях, близких к обычному автомобилю тех лет. А действительно маленькие машины всех времён и народов принадлежат к другому виду – так называемым , своеобразным повозкам, как правило, с мотоциклетным двигателем (существовал советский термин – «мотоколяска»), авто фактически «облегают» одного или двух сидящих в нём людей.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Прародителем «пузырей» считается Isetta, и по праву – как минимум этот микроавтомобиль точно был самым коммерчески успешным из всех, и термин «bubble-car» прижился именно благодаря ему. Итальянцы из компании Iso, выпустив Изетту, продали лицензию на производство столь необходимого в послевоенное время дешёвого автомобильчика для коротких поездок в несколько иностранных фирм: во Францию, Великобританию, Бразилию и Германию, где машинка получила, конечно, наибольшую известность и нынешний культовый статус – под именем BMW Isetta. У авто конструктивно не было задней передачи, но было четыре колеса и два посадочных места, а мощность мотоциклетного мотора баварцы подняли с 9,5 до 13 лошадиных сил.


Обречённая на всенародную любовь, Изетта вместе с тем не могла не обрести целого ряда хлёстких и ёмких прозвищ. Бразильцы звали её «bola de futebol» (футбольный мяч), французы «yogurt pot» (банка йогурта), ну а немцы как только не изгалялись: «knutschkugel» (собственно, пузырь), «sargwagen» (гроб-мобиль, гроб на колёсах), «halleluja-auto» (если вольно перевести на русский – «капсула смерти») и «das rollende ei» (катящееся яйцо). Последний вариант использовался и в Чили: там Изетту звали, извините, «huevito» (яичко).

Родственный «пузырям» тип микроавтомобилей – это так называемые «кабиненроллеры» (от немецкого «kabinen» – кабина, каюта). Родоначальником этого направления можно считать Fend Flitzer – мотоколяску для людей с ограниченными возможностями, которую в конце 1940-х представил немецкий инженер Фриц Фенд. Габариты этого транспортного средства таковы, что условный объём составляет всего около 2,5 кубометра – при желании Flitzer поместился бы даже в современный фургон Lada Largus. Фенду удалось изготовить и продать 250 таких колясок, причем большинство из них были куплены совершенно обычными гражданами, что навело автора на мысль о создании чего-то подобного, но уже не для одного, а для двух человек.


С этим проектом он пришёл в авиационную компанию Messerschmitt, в результате чего появился трицикл Messerschmitt Kabinenroller – собственно, давший обиходное название целому ряду транспортных средств. Он имел «самолётную» схему с последовательной посадкой двух человек (в отличие от Изетты, пассажир садился за водителем, а не рядом с ним), и его модернизированная версия KR200, представленная в нашей подборке, расходовала всего 3,2 литра бензина на 100 км. Kabinenroller был прямым конкурентом Isetta и остаётся им до сих пор – целые международные клубы, посвящённые каждому из автомобильчиков, спорят, какой же из них лучше и успешнее.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Советским аналогом этих машин зачастую называют двухместную мотоколяску СМЗ С3A (название модели читается как «эс-три-а»), хотя по факту она чуть крупнее английского и немецкого вариантов, а по форме кузова ближе к «традиционным» автомобилям. С3A получила широкую известность после выхода фильма Леонида Гайдая «Операция "Ы" и другие приключения Шурика» и посему обзавелась прозвищем «моргуновка». Задуманная как некий компромисс между моторизованной инвалидной коляской и полноценным автомобилем, С3A часто подвергалась нападкам за то, что якобы нормально не зарекомендовала себя ни в одной из двух этих ипостасей.


Но корни этой критики стоит, вероятно, искать в чисто российской традиции ругать всё отечественное, ведь по характеристикам наша мотоколяска едва ли могла в чем-то существенно уступать иностранным. Да и на «инвалидность» (в значении «ущербность») пенять особого смысла нет, если вспомнить историю появления знаменитого Messerschmitt Kabinenroller. Как бы то ни было, а появившись в 1950-е, в эпоху «пузырей» и «кабиненроллеров», С3A на несколько лет пережила заграничных законодателей жанра, продержавшись в производстве до 1970 года, и стала куда более массовой.

Кажется невозможным, но в 1950-е и 1960-е в Англии и Германии строили и ещё более миниатюрные автомобили, нежели Isetta и Messerschmitt. Одноместный немецкий Brütsch Mopetta, придуманный бывшим гонщиком и специалистом по пластмассам Эгоном Брютшем, имел колёсную базу в 1 029 мм – конструктору удалось разместить человека (по крайней мере, его большую часть) на метре длины. База английского Peel P50 была больше, зато габаритная длина лишь немного переваливала за 1 300 мм! Peel P50 – это одна фара, один цилиндр, одна дверь (у Mopetta не было и её, как и крыши), один человек… Впрочем, колёс целых три (как и у Mopetta), а расход – 2,8 литра на« сотню», что для покупателей было куда важнее всего остального. Двигатель Brütsch Mopetta со шнуром от газонокосилки в качестве стартера расходовал и того меньше – 2,5 л/100 км. Обе машинки продавались в Великобритании и стоили почти одинаково: за Mopetta просили 200 фунтов стерлингов, за P50 – на фунт меньше. В сегодняшних ценах это почти… 2 000 фунтов стерлингов, однако самый обычный велосипед в те годы стоил порядка 130–150 фунтов.


В 1960-е P50 производили серийно, а вот Mopetta повезло меньше – переговоры с Opel о серийном выпуске завершились ничем, и было собрано всего 14 экземпляров. Однако на сегодняшний день в Великобритании производятся реплики этого автомобиля с современным мотоциклетным мотором Honda. Более того, Peel P50 также можно приобрести совершенно новым, и не реплику, а практически оригинал – компания Peel Engineering с 2010 года предлагает мотоколяски, собираемые мелкими сериями, по цене от… 13 000 фунтов стерлингов. Моторы – 50-кубовый четырехтактник или электродвигатель постоянного тока: оба развивают около 3 л. с. и агрегатируются с вариатором.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В начале 1970-х англичане вернулись к идее чудаковатого компакт-кара, но на несколько ином уровне. Для раскрутки новой машины требовалось эффектное имя, и решено было использовать модное в те годы словечко «bug». В тренде были едва появившиеся тогда пляжные багги («buggy», заметьте), комедия «The Love Bug» о приключениях автомобиля VW Beetle (тоже «жука») и только что прошедший в прокате блокбастер «На секретной службе её величества» о Джеймсе Бонде – и поэтому назвать автомобиль Bond Bug было суперлогично. «Жук Бонда» по меркам микроавтомобилей был крупноват (чуть больше советской СМЗ С3A), но его двигатель обеспечивал отдачу в 29 л. с., а фиберглассовый кузов – полную массу (с водителем и пассажиром) всего в 394 кг, что позволяло автомобилю развивать 126 км/ч. Вопреки столь убийственной для того уровня безопасности «максималки» и благодаря нержавеющему стеклопластику, некоторые экземпляры дожили до наших дней в весьма неплохом состоянии.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Выпускающаяся в Японии с 1998 года и по настоящий момент Mitsuoka MС-1 тоже как бы наследует традиции «бабл-каров» и «кабиненроллеров». По размерам она даже меньше классических Isetta и Kabinenroller KR200, однако имеет всего одно посадочное место. Машинка с пластиковым кузовом и независимой подвеской всех колёс напоминала бы нынешние гольф-кары, если бы не начинка – в движение её приводит бензиновый 50-кубовый моторчик, работающий в паре с вариатором.


Говоря о гольф-карах, заметим, что особняком в большом семействе микроавтомобилей стоят электрические. Идея сделать маленький, но максимально близкий к настоящему транспорту электромобиль – с более-менее полноценным салоном и пригодный для использования не только на полях для гольфа – витала давно. Прямо скажем, задолго до появления собственно электрических гольф-каров. В разгар Второй мировой во Франции был построен Peugeot VLV – электромобиль появился как способ обойти ограничение на использование топлива гражданским населением, введённого оккупационными войсками. До того, как фашистами был наложен запрет на производство, успели сделать 377 экземпляров VLV. На четырёх 12-вольтовых свинцовых аккумуляторах, стоящих под капотом, машинка могла проехать до 80 км и развить «максималку» в 36 км/ч.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В 1960-х к концепции маленького электромобиля обратилось европейское отделение Ford. Экспериментальная Comuta с электроприводом на заднюю ось питалась от таких же четырех свинцовых аккумуляторов, но располагались они уже в базе – прямо как у нынешней Tesla, что гарантировало довольно высокому автомобилю беспрецедентно низкий центр тяжести. Машина развивала скорость до 65 км/ч и на одной зарядке могла преодолеть расстояние в 65 км. Руководство Ford заявляло журналистам о появлении подобных электромобилей на дорогах уже через пять–десять лет.


Однако прошло почти 40 лет, прежде чем начали появляться электромобили, которые действительно могут восприниматься как более-менее обычный транспорт. С другой стороны, один из них обычным точно не назовёшь. Представленный в 2005-м американский Tango T600 является одним из тех компакт-каров, создатели которого посчитали, что ширина автомобиля в один метр – это слишком много, и это при длине кузова, сравнимой со Smart Fortwo. Компания-производитель Commuter Cars на своём сайте заявляет, что длина позволяет машине парковаться перпендикулярно тротуару, а ширина меньше, чем у мотоцикла Honda Gold Wing. При этом в авто есть два кресла, стоящие в линию друг за другом – не иначе, конструкторы вдохновлялись Messerschmitt Kabinenroller. Но если бы проводился конкурс на самый безумный компакт-кар, Tango T600 выиграл бы его не поэтому.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Он самый тяжёлый среди всех рассматриваемых здесь автомобилей – 1 430 кг, и изрядная часть массы приходится на аккумуляторы. Но максимальная скорость аппарата «приближается к 150 милям в час», что равно примерно 241 км/ч. Разгон до «сотни» – за 3,2 секунды, а на одной зарядке Tango T600 способен пройти от 190 до 390 км в зависимости от типа батарей. Заказчикам в США и Европе его поставляли в виде крутого «гиковского» набора для сборки, а первым владельцем стал Джордж Клуни. Но, несмотря на всё это, популярным Танго так и не стал – доподлинно известно только о 12 проданных экземплярах. Вероятно, в силу цены – от 108 000 до 120 000 долларов.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

В 2008 году появился ещё один электромобиль с похожими габаритами и последовательной посадкой двух человек в салоне, но корпус французской Lumeneo Smera наклоняется в повороте с помощью электроники. Сдвоенный электромотор в 40 л. с. приводит задние колёса и разгоняет электромобиль до 100 км/ч за 8 секунд, а на одной зарядке машина может пройти 150 км. Smera стоила во Франции 24 500 евро, что куда адекватнее цены на Tango T600, но в 2013-м компания обанкротилась, успев продать только 10 машин. В том же 2008-м был представлен норвежский TH!NK City – ещё один интересный микромобиль на электрической тяге, с двумя традиционно установленными сиденьями (рядом друг с другом) и даже опциональным задним рядом: такой, кстати, побывал у нас . Машинка развивала 110 км/ч и проезжала до 160 км на одной зарядке – но, увы, компанию также постигло банкротство.


Китайский Kandi Coco, запущенный в производство в 2009-м, был ещё более доступным – как минимум до 2013 года он поставлялся в США по цене 4 435 долларов – и внешне представлял собой некую «цитату» Smart ForTwo с открытым кузовом, но был чуть крупнее. Под компактным кузовом скрывался электродвигатель, способный разогнать машину до 40 км/ч, а полный заряд батарей позволял проехать около 100 км.

Несколько выбивается из этого ряда миниатюрных электромобилей Shoprider Flagship, тоже появившийся в 2009 году. Его выпускает канадская компания Eclipse Medical, которая занимается оборудованием для людей с ограниченными возможностями – инвалидными колясками, моторизованными креслами и четырехколесными электроскутерами. Собственно, как скутер Shoprider Flagship и позиционируется, однако если подразумевать общее определение понятия «автомобиль» – моторное безрельсовое транспортное средство, имеющее минимум три колеса – он вполне может находиться в списке самых маленьких автомобилей.

Он и впрямь невелик: при ширине чуть больше 700 мм (!) он имеет высоту в 1 626 мм, а длину и того меньше – единственный случай такой «диспропорции» в нашей подборке! Но у него есть две двери (которые легко демонтируются в жаркую погоду), зеркало заднего вида и даже дворник. Впрочем, в далёкое путешествие вы на таком едва ли отправитесь – максимальная скорость составляет 11 км/ч, а дальность пробега 40 км, и исходя из названия, Shoprider призван облегчить пожилым людям походы в супермаркет. Зато цену имеет вполне автомобильную – 6 500 долларов, и это с учётом скидки.


Ну и последняя «каста» маленьких машин – это то, что можно в той или иной мере назвать полноценным автомобилем: четыре колеса, от двух до пяти мест в салоне, более или менее внушительный набор опций – словом, это уже реально машина, только очень небольшая. Хотя и здесь есть свои подвиды – микрокары, миникары, супермини, сити-кары, кей-кары, европейский А-класс, особо малый класс в СССР – всё это довольно близкие по габаритам машины, но зачастую весьма отличающиеся друг от друга концептуально. Расскажем лишь о некоторых представителях этого довольно неоднородного типа – самых популярных, оригинальных или ставших классикой.

Первой ласточкой считается Citroёn 2CV – в 1948 году машина своим появлением ознаменовала начало новой автомобильной эры: стало очевидно, что массовое авто может быть маленьким и экономичным, и более того, в послевоенное время он только таким и может быть. Далеко не самый миниатюрный: длина «Де Шво» составляла 3 830 мм – но при таких габаритах он весил всего 560 килограммов, что немного даже по меркам этой статьи (скажем, Fiat 600 весил 585 кг, Mini в самом лёгком исполнении – 610 кг, а «горбатый» Запорожец – 665 кг), и для перемещения в пространстве ему вполне хватало девятисильного двигателя воздушного охлаждения.


В конце 50-х идея компактного городского автомобиля захватывает Европу – такие машинки начинают строить Fiat, Peugeot, Renault… Но окончательно определить концепцию сити-кара было суждено сэру Алеку Иссигонису – в 1959 году появляется с поперечно расположенным мотором и передним приводом. Первое время автомобиль выпускался на двух английских заводах под названиями Morris Mini Minor и Austin Seven, а в 1961 году обрёл свой окончательный образ под рукой конструктора Формулы-1 Джона Купера. В частности, мощность моторчика возросла с 34 до 55 л. с. (но в таблице, приведённой ниже, мы отражаем самый простой, изначальный вариант двигателя).

1 / 2

2 / 2

Мини выпускался аж до 2000 года, и мало какой автомобиль может поспорить с ним в массовости. Но произведя революцию в 1960-х, его конструкция далеко не сразу стала каноном. В среде автомобильных конструкторов долгое время противоборствовали две компоновочные схемы: одна с мотором и приводом колёс спереди, а вторая ровно обратная – заднемоторная и заднеприводная, заданная автомобилем VW Beetle. Например, вышел на рынок аж в 1972 году, но был заднемоторным. Он, так же, как и Mini, собирался по лицензии до конца XX века, стал столь же массовым и в ряде стран ничуть не менее популярным, нежели «англичанин».


Разумеется, такое течение конструкторской мысли не могло не затронуть СССР – маленькие машины были тем самым заветным «проходным билетом» в прекрасный, но запредельно дорогой для обычного советского человека мир автомобилизма. К советской классике микроавтомобилей (или «особо малого класса» по тогдашней терминологии в Союзе) относят ЗАЗ-965 – знаменитый «горбатый» Запорожец. Прежде чем взяться за дело, советские констукторы изучали зарубежные микромобили, некоторые из которых нам уже известны: Bond Minicar, BMW Isetta, Fuldamobil, Lloyd 600, Goggomobil T300, Zündapp Janus. И пришли к выводу, что нужно строить что-то посерьёзнее мотоколяски – тем более, что у Серпуховского завода уже была «моргуновка» СМЗ С3A.


В качестве аналога был выбран Fiat 600, но в итоге и перерос «итальянца» по всем габаритам на десятки миллиметров. Да и сама «шестисотка» была не самой миниатюрной моделью Фиата 1950–1960-х. Ещё более компактным является знаменитый Fiat 500 Topolino, а пришедший ему на смену в 1957-м Fiat Nuova 500 (впоследствии знаменитый ничуть не меньше и известный ныне как «каноничный» Fiat 500) хотя и был шире предшественника, но при этом ниже его, а самое главное – существенно короче – его конструкторы не «разменяли» три метра, получив 2 970 мм. Перекликаясь по стилю с «шестисоткой», но будучи более лёгким и компактным, Fiat 500 1957 года исповедовал заднемоторную идеологию и был неким возвратом к идее Topolino как максимально бюджетного и народного авто. Однако в конце концов заднемоторная компоновка ушла в прошлое: последующие итальянские компакт-кары Fiat Cinquecento и Seicento были уже переднеприводными.


Что касается советского ЗАЗ-965, то он, вопреки всё тому же стереотипу «отечественное – значит плохое», в своё время . Однако к 1980-му передний привод на компакт-карах становится основным трендом, и лишним подтверждением тому служит появление своего собственного подобного течения в Японии. Одним из ярких японских автомобилей той поры является Daihatsu Cuore – для машинки с длиной менее трёх метров наряду с механическими коробками предлагался и двухступенчатый «автомат»! В Японии Cuore, известную также как Mira, делают по сей день – правда, это уже совершенно иные автомобили, позиционируемые на стыке миникаров и кей-каров. Стоит упомянуть ещё и широкоизвестную пару одноклассников Cuore – это Suzuki Alto и соплатформенный ему Daewoo Tico.


Та, первая Куоре в середине 1980-х послужила прототипом для советского автомобиля (впрочем, на Альто и Тико советские конструкторы и дизайнеры тоже явно оглядывались) – авто, у которого, к сожалению, так и . Как ни странно, по показателю условного объёма советская Ока меньше, нежели машина-прототип. При этом Ока длиннее прародителя, но интересно, что в 1985 году конструкторы второго поколения Daihatsu Cuore тоже вышли на длину ровно в 3 200 мм (совпадение?), однако японский автомобиль стал выше Оки, а по ширине и первое поколение превосходило советскую машину. Что касается Daihatsu в целом, то этот принадлежащий ныне компании Toyota бренд вообще сделал очень многое на ниве компактных авто.


На фото: ВАЗ-1111 Ока. СССР, 1986 г.

В 1995 они представили Move, один из первых кей-каров – этот особый , имеющих характерные пропорции, облагается специальным, очень невысоким (льготным) налогом. Сейчас яркими представителями класса служат , Nissan Cube и, собственно, Daihatsu Move в очередном поколении… Иногда к ранним кей-карам относят и знаменитую Honda Z, хотя этот автомобиль пропорционально куда ближе к обычным хэтчбекам. А в 2002 бренд Daihatsu прогремел ещё раз – они взяли в качестве основы всё ту же Cuore (на самом деле, не ту же самую, что была прототипом Оки, конечно) и сделали на этой платформе микроскопический и потому восхитительный родстер Daihatsu Copen, причем с жёстким складным верхом. В 2014 году появилось второе поколение, которое практически сохранило габариты первого. Однако всё это уже были в определённом смысле японские «игры разума», настоящая же революция случилась гораздо раньше, в конце 1990-х, и ответственны за неё были другие автомобили – немецкие Mercedes-Benz A-Class и SMART ForTwo.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

1 / 3

2 / 3

3 / 3

1 / 3

2 / 3

3 / 3

A-Class первого поколения (W168), одна из первых работ , заставила по-новому взглянуть на компактный автомобиль: а что, если маленькая машина – это необязательно утилитарная жестяная коробка на колёсах? Впрочем, большинство журналистов тогда оговаривались, что маленький этот автомобиль только по меркам Мерседеса. После того, как один из них кувыркнул A-Class на «лосиной переставке», машина получила доработанную подвеску, дополнительные системы безопасности и… стала ниже на 26 мм. Однако по-настоящему маленьким это ее, конечно, не сделало, а последующие поколения «маленького Мерседеса» только прибавляли в размерах.


Как бы предвидя эту ситуацию и понимая, что настоящий микрокар под брендом Mercedes-Benz выпускать всё же не годится, Daimler-Benz совместно со швейцарской часовой компанией Swatch создали двухместный автомобиль длиной 2,5 метра (более чем на метр короче А-класса), который изначально назывался Smart City Coupe, а позже, на стыке поколений, был переименован в Smart ForTwo. 45-сильная машинка поражала и поражает до сих пор: при лобовом столкновении двигатель «уезжает» под пол, а «клетка» салона способна без существенных деформаций пережить совершенно бешеные нагрузки. Кроме того, кузов имеет столь нетипичные пропорции, что они на веки вечные обеспечили Смарт стопроцентной узнаваемостью. Но со сменой поколений в размерах подрос и этот малыш – набаловавшись с компактностью, люди захотели чуть больше комфорта и простора. И эта ситуация повторяется почти каждый раз, когда мы наблюдаем эволюцию той или иной модели.


Пережив смену родительского бренда (сначала Daewoo, потом Chevrolet), «прописавшись» на примерно пятнадцати заводах по всему миру и в ряде стран именуясь Spark, прибавил в габаритах и ещё один малыш – Matiz. Однако первое поколение также продолжает выпускаться в нескольких странах – и его, таким образом, можно считать избегнувшим участи «растолстеть». Когда-то давным-давно его дизайн родился в студии Джорджетто Джуджаро и предназначался для нового Fiat Seicento, сменявшего Cinquecento, но вариант Джуджаро принят не был – и тут же оказался выкуплен предприимчивыми корейцами, которые снабдили новый кузов двигателем, трансмиссией и элементами подвески Daewoo Tico. Матиз можно считать современным примером истинно народного авто – в частности, собираемая под в Узбекистане, эта модель давно и прочно обосновалась среди самых доступных автомобилей в России.


И всё-таки есть подозрения, что эпоха по-настоящему маленьких машин безвозвратно уходит – можно вспомнить разве что ещё суперхаризматичный Ford Ka из середины 1990-х, но, как следует из нашей сравнительной таблицы, он был достаточно крупным уже в первом поколении. Как бы не оказалось, что «очень японский» Suzuki Twin из начала «нулевых» станет одним из последних реально компактных автомобилей – с длиной менее трех метров и высотой и шириной, не дотягивающими до полутора. Всё, что запускалось в продажу позднее, было далёким от столь смелого ограничения простора седоков – крупнее были и Citroen C1 вместе с «клонами» Peugeot 107 и Toyota Aygo, и «братья» Toyota iQ и Aston Martin Cygnet (последний был даже чуть крупнее Тойоты, а в продажах, несмотря на претенциозность, провалился – при годовом плане в 4 000 машин удалось реализовать только около 300), и Tata Nano, поначалу повергшая всю Индию в восторг, а потом показавшаяся индусам слишком простой и дешёвой, в результате чего пришлось принять решение о совершенствовании дизайна и комплектаций… И уже откровенно большим на фоне прежних микрокаров и сити-каров выглядят «родственники» Volkswagen Up, Skoda Citigo и Seat Mii, стартовавшие в начале 2010-х. А ведь казалось, что всё это вроде бы очень маленькие машинки, правда?