Фаркоп определяется как тягово-сцепное устройство, призванное обеспечить подсоединение к легковому автомобилю прицепа или фургона. Данное приспособление используется многими автомобилистами. Однако в связи с последними изменениями законодательства возникает актуальный вопрос, на каких условиях фаркоп устанавливают на машину.
Отдельного закона, регламентирующего исключительно использование фаркопа на автомобиле, правилами ПДД не предусматривается. Основное положение, к которому обращаются инспекторы ГИБДД, – это статья 12.5 КоАП РФ. В данном предписании приводится перечень установленного на автомобиль оборудования, за которое полагается взыскание.
Отдельно выделенного фаркопа в статье 12.5 КоАП РФ не имеется. Однако последние изменения и комментарии к ним предписывают, что данное устройство является тем дополнением к транспортному средству, несанкционированный монтаж которого влечет за собой штраф.
Далее обращаются к Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 . Данный закон предусматривает внесение изменений в структуру автомобиля. Если таковые предусматриваются заводом изготовителем, то они считаются регламентированными, то есть законными.
Изменения в законах о фаркопе предусматривают его эксплуатацию при наличии:
Решение вопроса, можно ли установить фаркоп по новому закону, зависит от выполненного порядка установки.
Для правомерного монтажа фаркопа согласно правовым нормам учитывают определенный порядок действий :
Регистрировать устройство в ГИБДД не обязательно , если соблюдаются условия :
Регистрация фаркопа в ГИБДД подразумевается в ситуации, когда монтирование проводится самостоятельно или вносятся изменения в конструкцию машины. Стоимость регистрации варьируется в зависимости от типа автомобиля и стоимости самого устройства. Для оформления предоставляются документы :
На основании заявки организуется экспертиза для установления возможности использования указанного устройства. Автовладелец должен по ее итогам собрать определенные документы:
На основании приведенного перечня водителю выдается свидетельство , подтверждающее правомерность использования фаркопа.
Новый закон о прицепных устройствах по Техрегламенту и статье 12.5 КоАП РФ определяет штраф за незаконное использование фаркопа в 500 рублей . При этом предписывается и альтернатива – устное предупреждение . На основании этого возникает вопрос, каким образом можно избежать взыскания.
Взывать к предупреждению с большей вероятностью успеха могут те водители, которые в течение длительного времени не имели правонарушений. Инспекторы ГИБДД не часто обращают внимание на наличие у автомобиля фаркопа без прицепа. Но даже самые добросовестные будут лояльны к законопослушным гражданам.
Отличным решением станет использование съемного фаркопа. В этом случае трактовать устройство, как негативно влияющее на безопасность транспортного средства, инспектор ГИБДД не сможет. Наличие всех документов и вовсе освобождает водителя от взыскания.
Водитель автомобиля может сослаться на пункт 77 главы 5 указанного Техрегламента. Согласно его положениям, транспортное средство не проверяется на безопасность при наличии дополняющих устройств при условии:
Не получится уклониться от взыскания в том случае, если устройство самодельное или при его монтаже в конструкцию автомобиля были внесены изменения. В этой ситуации понадобятся удостоверяющие от ГИБДД документы, при их отсутствии выписывается штраф.
Фаркоп – это незаменимая часть автомобиля, без которой перевозка прицепов попросту невозможна. Также фаркоп используется для присоединения сцепного механизма для буксировки другого автомобиля. Несмотря на то, что многие автомобили изначально уже оснащены фаркопом, есть и такие, на которых тягово-сцепного механизма попросту нет. В таком случае придется либо тратить время и деньги на визит в автомастерскую, где фаркоп вам установят мастера, либо потратить пару часов времени и установить фаркоп своими руками.
Для того, чтобы установить фаркоп, не прибегая к услугам автосервисов, советуем вам заранее выделить под эту работу 2-3 часа времени и найти подходящее место. Идеальным вариантом будет гараж со смотровой ямой для того, чтобы без проблем проводить все работы, но если такой возможности нет, то с установкой фаркопа все равно можно будет легко справиться.
Чаще всего в комплекте с купленным фаркопом идут как металлические пластины и втулки, необходимые для креплеия, так и проводка и розетки, необходимые для подключения прицепа, но если в комплектации, купленной вами, этого нет, не стоит отчаиваться, ведь недостающие детали всегда можно купить отдельно.
Часто профессионалы спорят о том, как правильно устанавливать фаркоп. Нужно ли снимать задний бампер для того, чтобы было удобнее крепить фаркоп, или можно обойтись без этого. Как бы там ни было – все зависит от комплектации автомобиля и от того, насколько сложно снять бампер, ведь если сложности в этом процессе нет, то все же лучше работать над установкой фаркопа со снятым задним бампером. Дело в том, что это позволит не только отказаться от просверливания лишних отверстий, но даст возможность проще и быстрее сделать такую часть работы, как разметка отверстий.
После того, как мы сняли бампер, или решили работать без его снятия, пора делать первое крепление фаркопа. Для этого нужно просверлить два отверстия в лонжероне в тех местах, где они уже есть на кронштейне.
В том же случае, если кронштейн не размечен или не просверлен, вы можете сами выбрать подходящие места для просверливания, что будет даже удобно. Однако убедитесь, что после прикладывания кронштейна к лонжерону, отверстия совпадут.
Для этого можно использовать маркер и отметить точные места расположения отверстий. Лучше всего использовать сверло чуть большего диаметра, чем болты, которыми вы будете закреплять крепление фаркопа на автомобиле. Не забудьте после просверливания отверстий обработать их антикором, чтобы на местах просверливания, не образовалась коррозия.
Если вы приобрели фаркоп, который отдельно необходимо прикрутить к кронштейну, прикручиваем его и хорошенько затягиваем, а после этого закручиваем крепления кронштейна к лонжерону. Не забудьте подложить шайбу для более надежной фиксации.
Этого достаточно для того, чтобы крепление было надежно присоединено к кузову, но теперь фаркоп нужно еще и правильно подключить.
Подробный видео обзор установки фаркопа на Логан:
Так как прицеп, который присоединен к автомобилю, должен передавать все сигналы, подаваемые автомобилем, его электропроводка должна быть подключена к автомобильной. Для этого нужно правильно ее присоединить и проверить. Чаще всего в комплекте с фаркопом идет и инструкция с правильным подключением, так что если придерживаться полярности и правил подключения, никаких проблем не будет. Однако, закрепить электрику нужно правильно и лучше всего расположить вдоль порога и подключить к левому фонарю. Таким образом лампы прицепа при подключении будут в точности повторять сигналы автомобиля.
Люди, которые имеют загородный или частный дом, испытывают нужду в транспортировке крупногабаритных грузов, поэтому фаркоп в данном деле будет необходим. А сделанный своими руками еще и сэкономит деньги.
Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет
А вам уже исполнилось 18?
Многие автовладельцы, не желая переплачивать за услуги грузоперевозок, принимают решение изготовить фаркоп своими руками. Понадобиться он может во многих случаях. В современном мире прожить без прицепа, имея автомобиль, довольно сложно. Все рано или поздно делают ремонты в своих домах, и для транспортировки строительных материалов приходится переплачивать и заказывать доставку. Те, у кого в собственности имеется загородный дом или дача, в конце каждого сезона ломают голову: как перевезти урожай в свое городское жилище. Жители, проживающие вблизи морей, к началу сезона транспортируют свои лодки и катера к воде. В общем, фаркоп - это незаменимая вещь, которая должна быть на каждом автомобиле, если в вашем гараже, кроме легкового авто, не стоит еще и грузовой.
Фаркоп, если он отсутствует на вашей машине, можно купить на авторынке либо изготовить его самостоятельно. Прицепное устройство для автомобиля своими руками изготовить совсем несложно.
Но самое первое, что нужно знать - прежде, чем возьметесь за материалы, обязательно отправьтесь за регистрацией в ГИБДД, иначе установка фаркопа будет незаконной, и вам придется платить штраф.
Прицепное устройство для автомобиля
Для изготовления детали собственноручно потребуются следующие инструменты и оборудование:
Шар для фаркопа своими руками должен быть абсолютно круглым и иметь диаметр 50 мм. Этот диаметр установленного образца, применяемый для европейских и отечественных машин. У американских авто диаметр шара составляет от 50,8 мм до 53,975 мм.
Материалы, требующиеся для работы:
Сварочный полуавтомат
Как видим, потребуется не так много расходных материалов для изготовления такого полезного в быту устройства.
Для того чтобы определиться, как сделать фаркоп своими руками, следует понять, какая максимальная нагрузка будет у устройства и установить тип крепления, подходящей конкретному авто.
Нагрузка не может превышать полной массы машины. Не упускайте этот момент, он является очень важным.
В идеале рекомендуется устанавливать фаркопы, изготовленные на производстве, однако нет ничего страшного, если вы изготовите его самостоятельно. Это несложно и служить он вам будет так же долго, как и заводской, в случае, если все сделано технически правильно и учтены все нюансы.
Чаще всего самодельные фаркопы устанавливают на транспортные средства отечественного производства. Фаркоп на Оку своими руками бывает разного типа: сварной, фланцевый и разборной. Установка осуществляется, используя общие правила.
Размеры фаркопов подбираются индивидуально к каждому автомобилю, учитывая конструкционные особенности и размер транспортного средства. Берутся во внимание предполагаемая нагрузка и тип крепления. Не стоит упускать и внешний вид авто после крепления детали.
Размеры фаркопов подбираются индивидуально к каждому автомобилю
В эру компьютерных технологий в интернете без особого труда можно раздобыть любую информацию и скачать любой чертеж. То же касается и фаркопа своими руками чертежи.
Существует несколько вариантов конструкций:
Подбирать необходимый именно вам следует, учитывая особенности конструкции вашего транспортного средства. Схема у них общая, а вот типы разные - в зависимости от способа крепления к кузову.
Фиксированный, или как его еще называют, стационарный, крепится таким образом, что фаркоп с кузовом автомобиля составляет одно целое и не снимается.
Съемные детали предпочитают те водители, которые не хотят портить внешний вид машины данным устройством и после использования, демонтируют его.
При помощи фланцевого крепления, которое также является съемным, фаркоп закрепляют к раме либо силовому бамперу, применяя для этого болты. Этот метод применяют для того, чтобы была возможность перевозить тяжелые грузы.
Фиксированный фаркоп
Фланцевый фаркоп самый универсальный, единственным его недостатком является то, что даже если деталь демонтировать, планку все равно будет видно. Тем не менее он подходит абсолютно ко всем транспортным средствам, и существует возможность регулировать его по высоте.
Итак, как сделать прицепное устройство своими руками? Первое, с чего нужно начать, это приобрести шар с проушинами. Неважно, будет ли он новый или бывший в употреблении.
Для начала снимаем бампер автомобиля, отрезаем проушины и с помощью сверла делаем отверстия. Воспользовавшись трубой выбранного диаметра и длиной до одного метра, соединяем крепления. Делать это нужно с помощью сварочного аппарата. Под прямым углом крепим с помощью всё той же сварки другую трубу по центру первой. После завершения сварочных работ, конструкцию следует прогрунтовать и покрасить.
Для усиления ланжерона рекомендуется вставить маленький кусочек уголка с гайками, приваренными к нему. В результате должно получиться подобие съемного фаркопа. Подключить к электричеству это сооружение можно через фару, розетку же сделать через коннектор.
Как сделать фаркоп мы разобрались, следующий вопрос, возникающий у автовладельцев, как же его присоединить к кузову транспортного средства.
Способ для каждого автомобиля будет свой. Например, потребуется просверлить отверстия, чтобы установить изготовленный фаркоп на «Ланос» своими руками. Заводом изготовителем не предусмотрены специальные отверстия.
Изготовление фаркопа своими руками
Установка фаркопа:
Несложный процесс монтажа такого изделия, как сцепное устройство для прицепа своими руками, можно считать завершенным.
Придерживаясь определенных правил и выполнив работу на совесть, вы получите отличный фаркоп и сможете решить проблему с перевозкой грузов самостоятельно.
Очень важно помнить, что абсолютно все просверленные отверстия в кузове вашего автомобиля должны быть обработаны антикоррозийными составами. Поскольку деталь располагается в нижней части машины, все болты обрабатываются антикором.
Действующее законодательство содержит норму, по которой все приборы задней части прицепа должны в точности дублировать работу световых приборов авто. Не забывайте об этом, иначе штрафа и аварийных ситуаций не избежать.
Для покраски фаркопа не забывайте, что это такая же металлическая деталь, как и любая другая на кузове автомобиля. Осуществлять покрасочные работы следует в строгой последовательности, начиная с зачистки поверхности.
Покраска фаркопа
Внимательно следите за надежностью конструкции. Никому не хочется потерять прицеп во время движения. Такое происшествие может наделать много бед.
Во время проведения сварочных работ и манипуляций с «болгаркой», не забывайте о технике безопасности и работайте в защитных очках.
Фаркоп — это тягово-сцепное устройство (ТСУ) , которое устанавливается на автомобиль с целью подсоединения к нему прицепа.
Фаркоп можно установить в предусмотренные для него штатные места в сервис-центре или самостоятельно, если это не требует нарушения конструкции машины. То есть, не применяется сварка, сверление и т. д.
С 01.01.2015 начал действовать Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011 (далее — Техрегламент). Он регламентирует процесс внесения конструктивных изменений в структуру автомобиля.
Установка фаркопа к подобным изменениям не относится, если завод-изготовитель предусмотрел места для его крепления и внес его в перечень дополнительного оборудования для данной модели авто.
При отсутствии данных о ТСУ в одобрении типа ТС (ОТТС) и документации предприятия-производителя его установка будет являться изменением конструкции машины. В этом случае разрешение на его монтаж дает ГИБДД. Об этом свидетельствует п. 7.18 ПДД и Закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995.
Важно. Если автомобиль не эксплуатируется, никто не вправе оштрафовать владельца за его переоборудование.
1. Паспорт (инструкцию по монтажу) фаркопа с отметкой автосервиса о его монтаже.
2. Копию сертификата ТСУ.
3. Акт о проделанной работе.
Многих водителей волнует вопрос: как законно установить тяговое устройство?
Регистрировать в ГИБДД нужно любые изменения, внесенные в конструкцию автомобиля. Установка фаркопа практически на всех моделях авто разрешена производителем. Это указывается в руководстве по эксплуатации.
Монтаж ТСУ не относится к конструктивным изменениям транспортного средства.
1. Установка ТСУ предусмотрена предприятием-изготовителем.
2. На фаркоп имеется паспорт и сертификат соответствия.
3. Устройство для прицепа установлено согласно инструкции, приведенной в паспорте, т. е. конструкция машины не изменена.
При установке фаркопа на авто следует руководствоваться сведениями из эксплуатационных документов на машину. Если в них отражено, что устанавливаемое ТСУ сертифицировано для использования в составе данного автомобиля, то регистрировать изменения не нужно.
1. Фаркоп предназначен для данного авто.
2. Произведена оценка соответствия ТСУ автомобилю, имеются подтверждающие документы.
3. Установка предусмотрена заводом-изготовителем.
Информация о том, разрешена ли данному автомобилю буксировка прицепа, указана в его нагрузочной таблице. Она находится на правой средней стойке автомобиля или под капотом. В ней сообщается о возможности подсоединения прицепа.
Если соответствующая строка не содержит данных, фаркоп нужно регистрировать в ГАИ .
Требует оформления ТСУ, присоединенное болтами или приваренное к силовым элементам машины, и необходимое для серьезных тяговых нагрузок.
1. Выбор устройства, подходящего для конкретной марки и модели авто.
2. Прочтение инструкции к ТСУ.
3. Подготовка необходимых инструментов.
4. Демонтаж бампера и его усилителя.
5. Монтаж балок и кронштейнов к лонжеронам кузова согласно указанной в инструкции схеме.
6. Крепление подрозетника к балке; присоединение жгута электропроводки к балке пластиковыми шнурами.
7. Протягивание жгута через проем в задней панели.
8. Электромонтаж, разъем для него есть на схеме авто.
9. Соединение двух колодок.
10. Установка снятых деталей машины.
Внимание! Болты, соединяющие элементы ТСУ с кузовом, должны быть тщательно затянуты. Если места крепления заржавели, следует обработать их антикором.
Грамотный монтаж ТСУ обеспечит длительность его эксплуатации, надежность в пути и безотказную работу.
Для регистрации ТСУ в ГАИ и получения свидетельства сначала нужно пройти техническую экспертизу.
Автовладелец должен посетить ГАИ и написать заявление на предварительную экспертизу конструкции машины, сдать в окошко документы и через определенный срок получить решение.
1. Заявку установленной формы (выдает ГАИ).
2. ПТС (двухстороннюю копию).
3. Документы на фаркоп.
4. Свидетельство о регистрации легковой машины.
На автомобиль устанавливается ТСУ.
Работу должен выполнять специализированный центр, который выдаст подтверждающие документы: акт выполненных работ, заявление-декларацию, копию сертификата соответствия.
Владелец отгоняет авто на осмотр, где проверяют безопасность конструктивных изменений и оформляют диагностическую карту.
Затем техэкспертизу проводит ГАИ и выдается свидетельство.
1. Карту диагностики.
2. Договор покупки ТСУ и иные документы.
3. Сертификат на фаркоп.
4. Декларацию от автосервиса.
5. Заявление и вынесенное предварительной экспертизой решение.
Законодательство запрещает устанавливать фаркоп на машину, если он не указан в качестве дополнительного оборудования в ОТТС.
Копию документа можно запросить у дилерского центра или у завода-изготовителя авто. Ее получают фирмы, производящие или импортирующие в РФ автомобили.
Оснащать авто фаркопом нельзя, если на нем запрещено использовать прицеп.
Так, имея категорию «В» , ездить с прицепом законно, если его масса не выше максимальной массы снаряженного авто. А разрешенные массы машины и прицепа в сумме не выше 3,5 тонны.
В иных случаях, либо для применения тяжелого прицепа, необходима категория «Е» .
1. Нестандартное или неисправное.
2. Закрывает госномер или оптику.
3. Установлено в не предусмотренные производителем места.
При возникновении проблем при постановке машины на учет из-за наличия фаркопа, следует попросить у сотрудника ГИБДД письменное объяснение того, почему он наложил запрет на регистрацию.
На основании полученных разъяснений можно написать жалобу на имя начальника ГАИ .
Штраф за ТСУ предусматривает ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Его размер составляет 500 р. Его можно оплатить с 50% скидкой. Это разрешает ст. 32.2 КоАП. Это можно сделать в течение 20 дней с даты его выписки.
Важно. Езда без регистрации конструктивных изменений авто подразумевает административную ответственность и повышает опасность для жизни и здоровья участников дорожного движения.
Можно ли избежать административного наказания?
Не допустить выписки штрафа за наличие прицепного устройства автовладелец может несколькими способами:
Попросить его ограничиться предупреждением. Законность этого подтверждает ст. 12.5 КоАП.
Такая тактика особенно действенна, если водитель не нарушал ПДД за последние 6 месяцев или год.
При этом трудно логически заявлять о том, что данные конструктивные изменения повлияют на вероятность и исход аварии.
Любой разумный инспектор примет эту точку зрения, т. к. выступающий элемент отсутствует.
При этом фаркоп не является конструктивным изменением автомобиля.
Если требования данного документа для авто выполнены - ТСУ сертифицировано для машины, на которой оно установлено - значит, тяговое устройство прошло оценку, и с ним можно ездить.
Итак, при наличии фаркопа на него нужен сертификат соответствия Техрегламенту. Благодаря сертификату, сотрудник ГИБДД не сможет оштрафовать автовладельца.
Если монтаж ТСУ не предусматривает конструктивных изменений машины, не закрывает номерной знак , его можно установить самостоятельно. Дополнительное оформление в ГИБДД не требуется.
Фаркоп считается одним из специальных приспособлений, которые дополняют автотранспортное средство. Это комплектующая деталь применяется, чтобы имелась возможность прицепить прицеп или же трейлер. Для многих автовладельцев очень актуальной является такой вопрос – денежный штраф за установленный фаркоп, потому что существует такое действие, как штраф за фаркоп на легковом автомобиле.
Фаркоп считается специальным тягово-сцепным приспособлением для автотранспортного средства, которое необходимо для буксировки трейлеров и различной конструкции прицепов.
В составе этого приспособления имеется несколько основных частей, одними из которых являются такие, как:
Фаркопом пользуются люди, которые перевозят относительно небольшие по размеру грузы или же часто используют свое автотранспортное средство для длительных поездок.
Внимание! К фаркопу имеется возможность прикрепить специальный прицеп жилого типа исполнения, когда имеется необходимость в поездках за город всей семьей. Это очень удобно и практично, поэтому такие приспособления сейчас пользуются повышенным спросом и популярностью у людей, которые предпочитают отдыхать на природе.
Многие владельцы автотранспортных средств устанавливают фаркоп в роли устройства защиты. Для примера, при возможной аварии, именно фаркоп примет на себя большую силу удара. Но, это является ошибкой и необходимо фаркоп снимать, когда он не применяется по своему прямому назначению.
Существует три типа фаркопа, которые имеют отличия в своей основной конструкции:
У многих владельцев авто возникает вопрос: нужна ли регистрация фаркопа на легковой автомобиль? Это дополнение разрешено для установки и не требуется производить регистрации, если отсутствуют изменения в автомобильной конструкции.
Если установка на авто фаркопа предусмотрена заводом-производителем, тогда регистрация фаркопа в ГИБДД не требуется.
Узнать эти моменты можно в специальном руководстве, которое имеется для определенного автотранспортного средства.
В случаях, когда фаркоп был приобретен отдельно и установлен на авто, автовладельцу потребуется:
Читайте также:
Микрозаймы онлайн без отказов наличными
Чаще всего, осуществлять регистрацию фаркопа не нужно, но если возникли такие вопросы, тогда необходимо будет представить документы, которые способны подтвердить тот факт, что не было внесено изменений в общую конструкцию автотранспортного средства.
Внимание! Регистрация, установленного на авто фаркопа нужна только в определенных случаях, т. е. когда в имеющуюся конструкцию вносятся определенные изменения.
В случаях, когда установленный на авто фаркоп оказывает влияние на создание аварийной ситуации на дороге или же считается изменением автотранспортного средства, тогда согласно ст. 12.5 КоАП РФ определен определенный штраф за фаркоп для автовладельца от 500 рублей до 5 тысяч российских рублей.
Здесь учитывается уровень опасности, который предоставляет данное нарушение.
Сотрудники ГИБДД в определенных случаях могут вынести предупреждение владельцу автотранспортного средства с установленным фаркопом, не имеющим соответствующих документов.
Существуют определенные варианты, когда штраф за фаркоп установленный на авто не будет считаться законным:
Все эти моменты требуется учитывать, если у вас на автотранспортном средстве установлен фаркоп, который имеет несъемный тип исполнения.
Внимание! Когда фаркоп имеет специально выданный сертификат соответствия по действующим требованиям для автотранспортных средств, тогда это будет означать, что он успешно прошел все необходимые в этих случаях проверки.
В ст. 12.5 КоАП указывается на то, что разнообразные конструктивные изменения автотранспортного средства представляют собой демонтаж или же монтаж заводом-изготовителем определенного оборудования:
Здесь необходимо учитывать такой факт, что все приспособления, которые непосредственно установлены на автотранспортное средство, должны быть установлены заводом-изготовителем и при движении не создавать опасных ситуаций, способных привести к ДТП.
Чаще всего, автовладельцы применяют на своих автомобилях фаркопы съемного типа исполнения, поэтому осуществить продажу своего авто с этим приспособлением не возникает проблем.
Имеется возможность перед продажей снять устройство и продать его, как дополнительный элемент к своему автотранспортному средству. Поэтому, законодательной причиной по которой фаркоп может стать препятствием к продаже автотранспортного средства не может являться по своей сути.