Важно!
Правительство РФ утвердило новые ставки утилизационного сбора на автомобили на 2018 и 2019 годы. Ранее МинПромТорг заявлял, что средний рост сбора на все типы транспортных средств составит около 15%, однако ставки не поменялись, а вот коэффициенты выросли сильно. Постановление опубликовано 21.03.2018 на официальном сайте Правительства.
Новые размеры коэффициентов утильсбора на легковые и грузовые авто вступили в силу с 1 апреля 2018 года:
Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.
Утильсбор — это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.
Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д. А 1 января этого года вступило в законную силу постановление Правительства РФ № 401, в котором обозначено изменение утилизационного сбора на автомобили в 2018. О нем мы и поговорим ниже.
Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения базовой ставки, коэффициента сбора. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2018 стала доступной гражданам в конце 2017 года. Размер платы увеличился на 13-15%.
Оплата утилизационного сбора — это обязанность производителя или одного из собственников ТС. Согласно закону, юридическое или физическое лицо оплачивает утилизационный сбор в следующих ситуациях:
От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:
Закон 2012 года включил в себя перечень категорий ТС для оплаты утилизационного сбора, а именно:
С полуприцепов утилизационный сбор не взимается.
Сумма утилизационного сбора в рублях РФ |
||
До 3-х лет с даты выпуска |
Старше 3-х лет с даты выпуска |
|
Утилизационный сбор на легковой автомобиль (категории B, в т. ч на электромобиль): | ||
с рабочим объемом двигателя: | ||
не более 1000 куб. сантиметров | ||
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров | ||
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров | ||
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров | ||
свыше 3500 куб. сантиметров | ||
ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя | ||
Утилизационный сбор на грузовой автомобиль (категории B, C в т. ч. седельный тягач, рефрижератор, фургон, самосвал) | ||
полной массой не более 2,5 тонны | ||
полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны | ||
полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн | ||
полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн | ||
полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн | ||
полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн | ||
полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | ||
Утилизационный сбор на специальный транспорт (на шасси грузового автомобиля категории «С») | ||
специальные транспортные средства кроме автобетоносмесителей (бетономешалок на базе шасси) | ||
автобетоносмесители (бетономешалки на базе шасси) | ||
Утилизационный сбор на автобусы (категории D) | ||
с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров | ||
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | ||
с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров | ||
с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров | ||
с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров | ||
Утилизационный сбор на самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (карьерные самосвалы) | ||
полной массой свыше 50 тонн, но не более 80 тонн | ||
полной массой свыше 80 тонн, но не более 350 тонн | ||
полной массой свыше 350 тонн | ||
Утилизационный сбор на шасси колесных транспортных средств | ||
шасси грузовых автомобилей полной массой не более 3,5 тонны | ||
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн | ||
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн | ||
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн | ||
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн | ||
шасси грузовых автомобилей полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | ||
шасси автобусов полной массой не более 5 тонн | ||
шасси автобусов полной массой свыше 5 тонн | ||
Утилизационный сбор на автогрейдеры | ||
массой не более 10 тонн | ||
массой свыше 10 тонн, но не более 14 тонн | ||
массой свыше 14, но не более 17 тонн | ||
массой свыше 17 тонн | ||
Утилизационный сбор на бульдозеры | ||
массой не более 10 тонн | ||
массой свыше 10 тонн, но не более 24 тонн | ||
массой свыше 24 тонн, но не более 35 тонн | ||
массой свыше 50 тонн | ||
Утилизационный сбор на экскаваторы | ||
средние (массой не менее 17 тонн и не более 32 тонн при мощности силовой установки не менее 170 л.с. и не более 250 л.с.) | ||
тяжелые (массой более 32 тонн при мощности силовой установки более 250 л.с) | ||
Утилизационный сбор на перегружатели колесные (в т.ч. экскаваторы погрузчики) | ||
легкие (массой менее 15 тонн при мощности силовой установки менее 100 л.с.) | ||
средние (массой не менее 15 тонн и не более 16,5 тонны при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 150 л.с.) | ||
средние (массой не менее 16,5 тонны и не более 22 тонн при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 150 л.с.) | ||
тяжелые (массой более 22 тонн при мощности силовой установки более 150 л.с) | ||
Утилизационный сбор на катки дорожные | ||
легкие (массой менее 4 тонн) | ||
средние (массой не менее 4 тонн и не более 10 тонн) | ||
тяжелые (массой более 10 тонн) | ||
Утилизационный сбор на погрузчики | ||
массой не более 4 тонн | ||
массой свыше 4 тонн, но не более 8 тонн | ||
массой свыше 8 тонн, но не более 13,5 тонны | ||
массой свыше 13,5 тонны, но не более 16,5 тонн | ||
массой свыше 16,5 тонны, но не более 22 тонн | ||
массой свыше 22 тонн, но не более 34 тонн | ||
массой свыше 34 тонн | ||
Утилизационный сбор на краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств | ||
легкие (массой менее 17 тонн при мощности силовой установки менее 170 л.с.) | ||
средние (массой не менее 17 тонн и не более 32 тонн при мощности силовой установки не менее 200 л.с. и не более 250 л.с.) | ||
тяжелые (массой более 32 тонн при мощности силовой установки более 250 л.с.) | ||
Утилизационный сбор на краны- трубоукладчики | ||
массой не более 25 тонн | ||
массой свыше 25 тонн, но не более 35 тонн | ||
массой свыше 35 тонн, но не более 50 тонн | ||
массой свыше 50 тонн | ||
Утилизационный сбор на прицепы | ||
массой более 10 тонн | ||
Утилизационный сбор на машины для содержания дорог (прочие самоходные дорожные и коммунальные машины), за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств | ||
легкие (массой менее 5 тонн при мощности силовой установки менее 100 л.с.) | ||
средние (массой не менее 5 тонн и не более 15 тонн при мощности силовой установки не менее 100 л.с. и не более 220 л.с.) | ||
тяжелые (массой более 15 тонн при мощности силовой установки более 220 л.с.) | ||
Утилизационный сбор на машины для лесного хозяйства | ||
средние (массой не менее 1 2 тонн и не более 17 тонн | ||
Утилизационный сбор на транспортные средства типа «форвардер» | ||
легкие (массой менее 12 тонн) | ||
средние (массой не менее 12 тонн и не более 17 тонн) | ||
тяжелые (массой более 17 тонн) | ||
Утилизационный сбор на погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства | ||
Легкие (массой менее 12 тонн) | ||
Средние (массой не менее 12 тонн и не более 17 тонн) | ||
Тяжелые (массой более 17 тонн) | ||
Утилизационный сбор на мотовездеходы, квадроциклы, снегоболотоходы | ||
С объемом двигателя не менее 300 и не более 1500 куб. сантиметров | ||
Утилизационный сбор на снегоходы | ||
С объемом двигателя не более 299 куб. сантиметров | ||
С объемом двигателя не менее 300 куб. сантиметров и не более 1500 куб. сантиметров | ||
Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные колесные | ||
Мощностью силовой установки не более 30 л.с. | ||
Мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с. | ||
Мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с. | ||
Мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с. | ||
Мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с. | ||
Мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с. | ||
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с. | ||
Мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с. | ||
Мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с. | ||
Мощностью силовой установки более 380 | ||
Утилизационный сбор на тракторы сельскохозяйственные гусеничные | ||
Мощностью силовой установки не более 100 л.с. | ||
Мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с. | ||
Мощностью силовой установки более 200 л.с. | ||
Утилизационный сбор на комбайны зерноуборочные | ||
Мощностью силовой установки не более 160 л.с. | ||
Мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с. | ||
Мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с. | ||
Мощностью силовой установки более 255 л. с. и не более 325 л. с. | ||
Мощностью силовой установки более 325 л. с. и не более 400 л. с. | ||
Мощностью силовой установки более 400 л. с. | ||
Утилизационный сбор на комбайны кормоуборочные | ||
Мощностью силовой установки не более 295 л. с. | ||
Мощностью силовой установки более 295 л. с. и не более 401 л. с. | ||
Мощностью силовой установки более 401 л. с. | ||
Утилизационный сбор на машины сельскохозяйственные самоходные | ||
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки не более 100 л. с. | ||
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 300 л. с. | ||
Опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л. с. | ||
Косилки самоходные |
Расчет утилизационного сбора осуществляется по формуле: БС * К. Сколько составляет окончательная сумма именно в вашем случае, можно узнать самостоятельно.
БС — базовая ставка, К — коэффициент расчета, устанавливаются законодательно.
Например, БС для легковых автомобилей = 20 тыс.руб.; для грузовых, автобусов и легковых коммерческих машин — 150 тыс.руб. Коэффициент зависит от возраста авто, массы, предназначения: для легкового автомобиля старше 3 лет — 0,26; младше — 0,17. Для юридических лиц используются повышенные коэффициенты — 1,42 и 5,3 соответственно.
20 000*0,17 = 3 400 рублей.
Для юридического лица:
150 000*1,42 = 213 000 рублей.
С помощью этой формулы удобно производить бухгалтерский учет платежей с большого количества транспортных средств. Физическим лицам лучше воспользоваться , где нужно ввести параметры авто и потом получить окончательную сумму.
Ставки утилизационного сбора в 2018 году для физических лиц остались на прежнем уровне, для юридических лиц повысились в пределах 15%.
Согласно закону, сроки уплаты сбора для физических лиц не устанавливаются. Автовладелец ставит машину на учет только по факту его внесения, до этого момента пользоваться транспортным средством нельзя.
НДС с утилизационного сбора не взимается. В декларацию вносится в составе суммы, потраченной на приобретение транспортного средства или как актив для перепродажи, учитывается в составе МПЗ.
Для оплаты необходим паспорт владельца ТС, заполненная квитанция с реквизитами получателя сбора. Узнать КБК можно на сайте ФНС России. Квитанция об оплате предъявляется в ГИБДД при постановке авто на учет.
Оплатить утилизационный сбор в России можно в любом отделении банка наличным и безналичным способом. При себе нужно иметь паспорт и заполненную квитанцию. Ее образец вы увидите ниже:
Когда утилизационный сбор уплачен, владелец обязан проследить за постановкой особой отметки в ПТС. Для этого нужно предоставить квитанцию об оплате в ГИБДД перед постановкой ТС на учет.
Законом РФ штрафов за неуплату утилизационного сбора не предусмотрено. Но автовладельцы таких машин не смогут поставить их на учет, а передвижение на незарегистрированном автомобиле наказывается штрафом 5000 р., лишением прав на несколько месяцев.
С импортеров автомобилей неуплаченные взносы взимаются через суд после обнаружения факта неуплаты и отправки предупредительного письма о подаче иска.
Периодически мне рассказывают о случаях, когда утилизационный сбор был излишне начислен по ошибке. Как такое возможно? Да всё просто: прежний владелец авто или компания-производитель ранее уже оплатили УС, но по какой-то причине в ФНС или ФТС его не «увидели». В такой ситуации достаточно обратиться в организацию, принявшую сбор:
Если вы переплатили, скачивайте и подавайте в отношении колесного транспортного средства и (или) шасси. Также бланк можно попросить у сотрудников налогового или таможенного органа.
К заявлению приложите копии:
На принятие решения о возврате утилизационного сбора органам ФНС или ФТС дается 30 календарных дней. Помните, что возможен и отказ: например, при некорректно оформленных документах.
Заявить о возврате ошибочно взысканного утилизационного сбора можно в течение 3 лет с даты его уплаты. Сумма не подлежит индексации, комиссионные платежи не возвращаются. Способ возврата — перевод на счет заявителя в банке.
Вопрос о том, отменят ли утилизационный сбор в 2019 году или его размер только вырастет, остается открытым. Скажу прямо — перспектив для отмены не видно.
Утилизационный сбор на автомобили введен в России относительно недавно, в связи с чем вызывает множество вопросов: когда необходимо его платить, кто может быть освобожден от этой обязанности и можно ли самостоятельно рассчитать размер сбора? Ответы на них можно найти в настоящей статье.
Обязанность россиян по уплате утилизационного сбора при покупке автомобиля установлена пунктом 1 статьи 24-1 закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 года, введенной в 2012 году.
Согласно указанной норме утилизационный сбор - это разовый платеж в пользу государства, взимаемый с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья человека от вредного воздействия эксплуатации транспорта.
Иными словами, денежные средства, полученные в качестве сбора при покупке автомобиля, в дальнейшем будут направлены на его утилизацию в соответствии с экологическими нормами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24-1 Закона № 89-ФЗ российский гражданин обязан уплатить утилизационный сбор в двух случаях:
Иными словами, утилизационный сбор взимается однократно за все время существования транспортного средства, и платить его должен либо изготовитель - если речь идет об отечественном автопроме, либо один из владельцев.
Платить утилизационный сбор не придется при следующих обстоятельствах, установленных законом:
Важно: при приобретении транспортного средства у лиц, указанных в последних двух пунктах, утилизационный сбор взимается с покупателя.
Размер утилизационного сбора рассчитывается по следующей формуле:
∑ УС = БС × К , где:
Базовая ставка определяется в зависимости от категории транспортного средства:
Коэффициент расчета суммы зависит от года выпуска автомобиля (иного транспортного средства) и его параметров: размеров, массы, объема двигателя.
Так, например, коэффициент расчета для отечественного легкового автомобиля старше 3 лет массой менее 2,5 тонн равен 0,88. Таким образом, сумма утилизационного сбора в этом случае составит 20 тысяч рублей 88 копеек.
Отметка об уплате утилизационного сбора проставляется в разделе «особые отметки» паспорта транспортного средства (ПТС). Отсутствие такой отметки возможно в двух случаях:
Не знаете свои права?
Поводов для беспокойства при таких обстоятельствах нет - обязанность по уплате утилизационного сбора на такие транспортные средства не распространяется.
Обязательства по оплате утилизационного сбора несет покупатель как лицо, осуществляющее ввоз транспортного средства на территорию России.
Важно: в ПТС автомобиля, в отношении которого утилизационный сбор не взимается, должна быть проставлена соответствующая отметка. В ней указываются основания для освобождения от уплаты сбора.
Если ПТС на автомобиль отечественного производства выдан в период с 01.09.2012 по 31 декабря 2013 года включительно, в паспорте вместо отметки об уплате утилизационного сбора может присутствовать другая - о принятии обязательств по утилизации.
Однако в этом случае стоит убедиться в том, что на момент выдачи ПТС производитель не был исключен из реестра организаций, принявших на себя обязательства по утилизации своей продукции. Получить такую информацию можно на официальном сайте Минпромторга РФ - особое внимание следует обратить на колонку «дата исключения из реестра».
Отсутствие отметки об уплате утилизационного сбора в ПТС автомобиля без предусмотренных законом оснований может свидетельствовать только об одном - предыдущий владелец каким-то образом избежал этой процедуры. Значит, обязанность по оплате ляжет на покупателя. При таких обстоятельствах лучше либо отказаться от сделки, либо попытаться снизить цену - никаких санкций за уклонение от уплаты сбора не предусмотрено.
Утилизационный сбор на автомобили в Республике Беларусь введен 01.03.2014 года на основании Указа Президента РБ «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» № 64 от 04.02.2014 года.
Базовые ставки сбора практически полностью соответствуют российским - в пересчете на национальную валюту. Аналогичен и круг лиц, на которых наложена обязанность по уплате утилизационного сбора .
Что касается оснований для освобождения от уплаты взноса - в белорусском варианте к ним добавлен ввоз в РБ автомобиля, принадлежащего лицам, имеющим статус беженцев или получившим разрешение на въезд и проживание в республике на постоянной основе. Освобождение действует в течение 18 месяцев с момента выдачи соответствующих документов (подтверждающих наличие статуса беженца или разрешение на проживание).
Постановка автомобиля на учет без оплаты утилизационного сбора невозможна. Даже при наличии ПТС транспортное средство будет считаться не прошедшим регистрацию в установленном порядке.
Ездить на такой машине можно лишь в течение 20 суток - именно столько, согласно Правилам дорожного движения РФ, составляет срок действия транзитных номеров. Впоследствии управление незарегистрированным автомобилем, в соответствии со статьей 12.1 КоАП РФ, грозит штрафом в размере от 500 до 800 рублей. Но уже при повторном нарушении водитель может лишиться прав на срок до 3 месяцев.
Важно: обратиться за возвращением излишне взысканного утильсбора можно в течение 3 лет с момента его уплаты. Сумма внесенных средств не подлежит индексации и возвращается без учета комиссионных платежей. Возврат осуществляется исключительно путем перевода денег на банковский счет заявителя.
Утилизационный сбор для юридических и физических лиц в Беларуси. Документом, подтверждающим уплату утилизационного сбора в РБ, взимаемого таможенными органами, является документ, отражающий исчисление и уплату утилизационного сбора, зарегистрированный таможней (далее – РС).
Форма РС, а также порядок его заполнения определены постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13 февраля 2014г. № 4 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64».
Форма РС идентична форме декларации на товары.
Российские транзитные номера для б/у автоДля целей подтверждения уплаты утилизационного сбора плательщик должен представить в таможню два экземпляра заполненного РС с его электронной копией (по структуре и формату электронной копии декларации на товары).
По поручению плательщика заполнение РС может быть осуществлено его уполномоченным представителем, в том числе, таможенным представителем.
Что необходимо?
ПТС (техпаспорт для новых авто, в случае с БУ- сдается в ГИБДД и получается СТС)Оригиналы документов, необходимые для оформления утилизационного сбора, Вы предъявляете нашему специалисту, после чего с Вами заключается договор поручения. Далее Вам сообщается примерные сроки готовности декларации.
Сканы документов можно выслать на почту [email protected] после чего связаться по телефону.
Обязательно! Оплата таможенных сборов только через ЕРИП:
К транспортным средствам с электродвигателем ввозимым физическими лицами
применяются следующие ставки утилизационного сбора:
Авто с электродвигателем до 3-ех лет — 544,50 byn
Авто с электродвигателем более 3-ех лет — 816,70byn
В случае оформления авто с электродвигателем на юридическое лицо применяются ставки:
Авто с электродвигателем до 3-ех лет — 851,40 byn
Авто с электродвигателем более 3-ех лет — 5247,00 byn
Независимо от таможни, в которой будет осуществляться таможенное оформление (декларирование) товаров, уплата таможенных платежей как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте должна производиться на единые счета Минской центральной таможни:
Прием платежей посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (АИС «Расчет») на счета Минской центральной таможни будет осуществляться с 1 июля 2017 года.
Система «Расчет» -> Таможенные платежи(услуги) ->Утилизационный сбор -> Лица с паспортом РБ, видом на жительство -> 02013 Утилизационный сбор при ввозе (код 420411) :
Система «Расчет» -> Таможенные платежи(услуги) ->Утилизационный сбор -> Юридические лица и ИП -> 02013 Утилизационный сбор при ввозе (код 420191) :
ВНИМАНИЕ! ОПЛАТУ ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬ ВЛАДЕЛЕЦ(оплата по паспортным данным владельца) ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА!!!
После получения от Вас квитанций об оплате, мы уведомим Вас о времени когда можно будет забрать оформленную декларацию.
Мотоциклы освобождаются от уплаты утилизационного сбора в Беларуси.
В Беларуси вводится механизм уплаты утилизационного сбора за ввозимые в страну прицепы и полуприцепы категории О4 (технически допустимая максимальная масса которых более 10 т).
Ставки утилизационного сбора на прицепы/полуприцепы будут идентичны с ставками в РФ
Грузовики стандарта Евро-6 освободили от уплаты утильсбора в 2018 году
Виды и категории колесных транспортных средств | не более 3 лет | свыше 3 лет |
транспортные средства категории M1, в том числе повышенной проходимости категории M1G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий: | ||
---|---|---|
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 544,5 | 816,7 |
с рабочим объемом двигателя не более 1000 см 3 , в том числе ТС с гибридной силовой установкой | 936,5 | 5771,7 |
с рабочим объемом двигателя свыше 1000 см 3 , но не более 2000 см 3 , в том числе ТС с гибридной силовой установкой | 1459,3 | 8995,1 |
с рабочим объемом двигателя свыше 2000 см 3 , но не более 3000 см 3 , в том числе ТС с гибридной силовой установкой | 2787,8 | 17 554,7 |
с рабочим объемом двигателя свыше 3000 см 3 , но не более 3500 см 3 | 3778,8 | 31 036,5 |
с рабочим объемом двигателя свыше 3500 см 3 , в том числе ТС с гибридной силовой установкой | 5989,5 | 38 125,9 |
ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя | 544,5 | 816,7 |
ввозимые (ввезенные) с территории государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением ТС, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя | 544,5 | 816,7 |
транспортные средства категорий N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категории N 1 G, N 2 G, N 3 G, а также специализированные ТС указанных категорий | ||
транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны | 4 083,7 | 7 187,4 |
транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны | 6 534,0 | 10 209,4 |
транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн | 8 167,5 | 13 068,0 |
транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн | 8 984,2 | 37 243,8 |
транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн | 10 944,4 | 56 437,5 |
транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн | 12 006,3 | 82 165,0 |
транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 23 685,7 | 96 376,5 |
транспортные средства категорий M 2 , M 3 , в том числе повышенной проходимости категорий M 2 G, M 3 G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий: | ||
с электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой | 4 900,5 | 8 167,5 |
с объемом двигателя не более 2500 см 3 | 4 900,5 | 8 167,5 |
с объемом двигателя свыше 2500 см 3 , но не более 5000 см 3 | 9 801,0 | 24 502,5 |
с объемом двигателя свыше 5000 см 3 , но не более 10 000 см 3 | 13 068,0 | 35 937,0 |
с объемом двигателя свыше 10 000 см 3 | 16 335,0 | 42 471,0 |
самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой: | ||
свыше 50 тонн, но не более 80 тонн | 111 078,0 | 253 029,1 |
свыше 80 тонн, но не более 350 тонн | 204 187,5 | 261 360,0 |
свыше 350 тонн | 302 197,5 | 326 700,0 |
прицепы (полуприцепы) категории O 4 , а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории: | ||
прицепы полной массой свыше 10 тонн | — | 38 640,0 |
полуприцепы полной массой свыше 10 тонн | — | 38 640,0 |
Недавнее введение утилизационного сбора вызывает много вопросов и недопонимания. Автовладельцев интересуют ответы по существу: для всех ли обязателен сбор или кто-то может избежать его, когда он должен быть уплачен и есть ли возможность рассчитать сумму, которую требуется уплатить, без посторонней помощи?
Данная статья поможет разобраться во всех важных моментах, связанных с расчетами и порядком оплаты утилизационного сбора на транспортное средство.
Закон №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» предусматривает обязательное внесение гражданами в казну денег, представляющих собой утилизационный сбор – это сумма, разово уплачиваемая в государственную пользу практически всеми владельцами ТС. Данная обязанность была введена в 2012 году на основании статьи 24-1 пункта 1 вышеупомянутого закона.
Утилизационный сбор представляет собой обязательный платеж, который накладывается на покупателя автомашины с целью охраны и защиты экологии окружающей среды от губительного воздействия транспорта во время его эксплуатации, а значит косвенно и защиты здоровья и жизни граждан. Проще говоря, деньги, которые автовладелец заплатит при покупке транспортного средства сегодня, спустя положенный срок пойдут на его благополучную утилизацию отработавшего своё автомобиля при соблюдении всех установленных норм и технических условий.
В соответствии с тем же законом, существуют всего две ситуации, обязывающие заплатить за утилизацию автомобиля:
Все вышесказанное позволяет сделать еще один немаловажный вывод: сбор на утилизацию ТС платит не каждый последующий владелец, а только тот, кто первым на территории Российской Федерации полноправно сел за руль. Сбор взимается за конкретный автомобиль один-единственный раз за период его жизни на территории Российской Федерации. И еще один момент, если мы говорим о машинах отечественного автопрома, то сбор на утилизацию уплачивает сам завод-изготовитель.
Есть предусмотренные законодательными актами случаи, в соответствии с которыми владелец от уплаты сбора освобождается:
Но здесь очень важен следующий юридический аспект: если в двух последних вариантах авто будет продано, то покупатель, его приобретший, сбор на его утилизацию оплатит в законном порядке, поскольку всех привилегий автомобиль немедленно лишится.
Самостоятельно узнать сумму, которую вам нужно будет внести в пользу государства не составит труда, и для этого нужно воспользоваться следующей формулой - сумма утилизационного сбора = базовая ставка, умноженная на величину поправочного коэффициент а:
Величину коэффициента «К» можно узнать в «Перечне размеров утилизационного сбора», который утвержден Правительством РФ (№ 1291 от 26.12.2013 года). Он зависит от нескольких факторов:
Величина базовой ставки «БС» определена типом и назначением транспортного средства:
Пример расчета суммы сбора на утилизацию: имеется автомобиль легковой, производитель – РФ, возраст – немногим более 3х лет, масса – до 2,5 т. В этом случае, поправочный коэффициент будет равен 0,88. Сумма, которая составит утилизационный сбор, будет составлять 20 000 рублей 88 копеек.
Доказательства об оплате сбора должны быть зафиксированы – необходимо, чтобы в ПТС стояла соответствующая отметка, настоятельно рекомендуем вам обратить на это внимание, при оформлении сделки купли/продажи авто. Для этого в паспорте транспортного средства существует специальный раздел для особых отметок.
Отметка может не стоять по нескольким причинам:
Имейте в виду, что в случае, когда утилизационный сбор не взимается, в паспорте транспортного средства ставится соответствующая отметка, указывающая причины освобождения от оплаты, на слово верить продавцу без такой отметки нельзя!
Если паспорт на отечественный автомобиль датирован периодом с 01 сентября 2012 до 31 декабря 2013, то в паспорте может стоять отметка, подтверждающая, что обязательства по утилизации приняты на себя производителем. Тут главное убедиться, что производитель включен в реестр организаций, которые приняли на себя обязательства по утилизации собственной продукции. Эта информация находится в открытом доступе на сайте Министерства промышленности и торговли РФ . Если все-таки есть сведения об исключении, то обратите внимание на дату этого события.
Когда в паспорте нет ни одной из оговоренных отметок, но при этом отсутствуют основания для освобождения от уплаты утилизационного сбора за конкретный автомобиль, значит, предыдущий владелец избежал оплаты незаконным способом. В этом случае, если сделка еще не заключена, вам стоит отказаться от нее, либо попытаться снизить цену на сумму сбора, ведь в дальнейшем все обязательства, в том числе, оплата утилизационного сбора, лягут на плечи нового владельца, т.е. Вас.
Основная проблема состоит в том, что до того момента, пока сбор не будет оплачен, автотранспорт поставить на учет не получится. Даже если на руках имеется паспорт транспортного средства, оно не будет считаться прошедшим регистрацию.
Транзитные номера действительны всего двадцать суток, в дальнейшем это штраф, в сумме от пятисот до восьмисот рублей первично, и наказание, вплоть до лишения водительского удостоверения на 3 месяца, при повторной проверке и выявления факта неуплаты. Данные штрафы регламентирует статья 12.1 КоАП РФ и инспектора ГИБДД будут весьма рады обнаружить у вас отсутствие отметки об оплате утилизационного сбора.
В работе чиновников бывает всякое, в том числе, и случаи ошибочного требования оплаты тех или иных сборов. Например, производитель авто уже уплатил сбор или предыдущий владелец авто выполнил обязательства, а то или иное должностное лицо обязало вас оплатить повторно для получения тех или иных документов. Сумма сбора немаленькая (так для мощных и дорогих иномарок утилизационный сбор может доходить до 600 тысяч рублей), поэтому для возврата средств необходимо обратиться в ту организацию, которая ошибочно взяла с вас утилизационный сбор:
Владельцу ТС необходимо будет заполнить заявление установленного образца, как правило, бланк его предоставят сами сотрудники указанного органа.
Кроме того, вам понадобятся:
Решение о том, будут ли возвращены денежные средства, принимается в течение месяца. Возможен и отказ с указанием причины.
Важно не упустить время, ведь претензии и заявления принимаются только в течение трех лет с момента уплаты.
Рассчитывать на индексацию или возврат комиссионных сборов не приходится, а при вынесении положительного решения сумма будет переведена на счет заявителя в банке.
Утилизационный сбор на транспортные средства был введен на территории России не так давно .
По этой причине у водителей возникает большое количество вопросов — что такое утилизационный сбор, когда его нужно оплачивать, кто освобождается от оплаты, а также можно или нет самостоятельно рассчитать размер сбора.
Ответы на все эти вопросы можно найти в данной статье.
Граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор сразу, в процессе покупки автомобиля . Правило установлено законом об отходах потребления и производства, статьей № 89-ФЗ, введенной в 2012 году.
Согласно законодательству, сбор по утилизации, представляет собой разовый платеж, направленный в пользу государства.
Он взимается с покупателей транспортных средств и направляется на обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также охраны здоровья и жизни человека от неблагоприятного влияния эксплуатации транспорта.
Говоря иными словами, средства, которые получаются в качестве сбора по утилизации в процессе приобретения автомобиля, далее будут направлены на его утилизацию, которая будет полностью соответствовать всем установленным экологическим нормам.
Отвечая на вопрос, кто уплачивает утилизационный сбор и в каких ситуациях, можно дать следующую информацию. Согласно современного законодательства, граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор в двух основных случаях:
Утилизационный сбор взимается за весь период существования автомобиля один раз. Оплачивает его изготовитель, если это российский автопром или один из собственников.
Есть несколько ситуаций, при которых не потребуется оплачивать утилизационный сбор. Здесь можно отметить следующие установленные законом обстоятельства:
В процессе приобретения транспортного средства у физических лиц, обозначенных в крайних двух пунктах, сбор по утилизации будет автоматически взиматься с покупателя.
Размер сбора может быть рассчитана по следующей формуле — ∑ УС = БС × К.
Расшифровать данные обозначения можно следующим образом:
Стандартная базовая ставка может быть определена в прямой зависимости от категории приобретенного автомобиля.
Сюда можно отнести легковые транспортные средства особого некоммерческого назначения, сбор на которые составляет 20 тысяч рублей, а также коммерческие легковые и грузовые автомобили и автобусы. В этом случае сбор по утилизации будет составлять 150 тысяч рублей.
Расчет утилизационного сбора сбора прямо зависит от года выпуска транспортного средства. Также имеют значение его общие параметры – масса, размер и объем двигателя.
Коэффициент расчета для российских легковых транспортных средств старше 3 лет и массой менее 2,5 тонн будет равен 0,88. На основании этого можно сделать вывод, что сумма сбора будет равна 20 088 рублей.
Отметка относительно уплаты сбора по утилизации фиксируется в разделе с «особыми отметками» паспорта средств передвижения.
Отсутствие подобной отметки возможно только в двух основных случаях:
В паспорте транспортного средства, в отношении которого взимается утилизационный сбор, обязательно должна быть проставлена специальная отметка. В ней обозначаются основания для полного освобождения от уплаты утилизационного сбора.
Это и есть ответ на вопрос, что значит отметка в ПТС утилизационный сбор.
Если ПТС на российский автомобиль был выдан на руки водителю в период с 01.09.2012 по 31 декабря 2013 года включительно, в документе вместо отметки, подтверждающей оплату сбора по утилизации, может присутствовать информация относительно принятия обязательств по утилизационному сбору.
В этом случае потребуется убедиться в том факторе, что на момент выдачи документа на руки производитель не был исключен из официального реестра компаний, которые взяли на себя обязательства по проведению утилизации продукции.
Данную информацию есть возможность получить на официальном сайте Минпромторга РФ . Здесь особое внимание нужно обратить на раздел «дата исключения из реестра».
Если в ПТС отсутствует отметка относительно уплаты утилизационного сбора без законных оснований, может свидетельствовать только о том, что предыдущий собственник по какой-то причине избежал данной процедуры.
В этом случае обязанность по оплате автоматически возлагается на покупателя. При обнаружении отсутствия оплаты сбора лучше отказаться от сделки или постараться снизить стоимость продаваемого автомобиля.
Зарегистрировать авто без предварительной оплаты утилизационного сбора невозможно . Даже при наличии официального паспортного средства автомобиль будет считаться не прошедшим регистрационный процесс в установленном законом порядке.
Перемещаться на подобном автомобиле допускается только на протяжении 20 суток. Именно столько по правилам Дорожного движения России действуют транзитные номера.
После этого срока управление автомобилем, не прошедшим регистрацию, согласно статье 12.1 КоАП РФ, на водителя будет возложен штраф размером от 500 до 800 рублей, в зависимости от того, с какого года не было оплаты.
Если после назначенного штрафа водитель нарушает данное право снова, он может быть лишен удостоверения водителя на срок до 90 дней.
Есть определенные ситуации, при которых утилизационный сбор может быть возвращен . В первую очередь это касается ошибочной оплаты сбора.
Например, человек оплачивает сбор после того, как ранее его уже оплатила компания-производитель или прежний собственник машины. При обнаружении подобного фактора потребуется обратиться в организацию, которая приняла сбор.
Это может быть два основных варианта:
Чтобы получить ошибочно уплаченные средства обратно, потребуется заполнить специальное заявление, касающееся возврата утилизационного сбора по колесным транспортным средства и по шасси. Бланк предоставляют сами сотрудники таможни, а также работники налоговой инспекции.
Кроме грамотно составленного заявления потребуется предоставить копии следующих документов:
Решение относительно возвращения сбора или об официальном отказе в его полном возмещении в среднем принимается на протяжении 30 дней. Полностью вернуть средства можно в течении трех лет от даты его уплаты.
При этом нужно помнить, что сумма внесенных денежных средств не индексируется и может быть возвращена без учета начисленных комиссионных платежей. Возврат производится посредством перевода средств на счет заявителя.
Многие водители задаются вопросом, установлен ли утилизационный сбор на полуприцепы в 2019 году . Ответ на данный вопрос дает постановление постановление 81 от 06.02.2016, в котором говорится об обязательной оплате сбора по утилизации в отношении автомобилей и прицепов, для них предназначенных.
В постановлении утверждены правила и условия по взиманию, уплате, исчислению и взысканию установленного законом сбора на утилизацию. Подобному сбору подлежат самоходные машины и разной категории прицепы к ним.
Назначенный утилизационный сбор на автомобили в России уплачивается собственником автомобиля самостоятельно. Опираться при этом требуется на номера счетов для уплаты сбора.
Данная информация доводится до сведения плательщиков из ФТС России, ФНС России, найти ее можно на официальных сайтах этих организаций. Сразу после поступления оплаты в ПТС автомобиля проставляется специальная печать относительно уплаченной суммы сбора.
Если начисления по утилизации не предусмотрены, на бланке паспорта проставляются особые отметки относительно основания для неуплаты сбора.