Установить фаркоп на легковой автомобиль легко. Достаточно ориентироваться в тяговых возможностях своего автомобиля. Знать характеристики прочности кузова автомобиля, лонжерона и элементов фаркопа. Разобраться в вопросе фаркопа – что это такое в машине, необходимо с некоторых определений.
Фаркоп автомобиля
Фаркоп – это тягово-прицепное устройство для присоединения, фиксации и дальнейшего перемещения прицепа автомобиля. Современная классификация предполагает следующие виды ТСУ:
Всё зависит от массы груза, который тащит за собой автомобиль. Вряд ли фаркопу будет «уютно», если масса прицепа превысит массу машины. На небольшие автобусы и внедорожники с полной рамой (лонжероном) устанавливаются большие фаркопы. Они позволяют прицеплять не только прицепы с бортами, но и транспортировочные площадки, предназначенные для перевозки лодок, снегоходов, моторной техники. Такие фаркопы можно встретить на агротехнике: самосвалы, трактора. Бульдозеры с большими тягово – прицепными устройствами, выдерживающими максимальную нагрузку. Не стоит перегружать прицеп, если установлен большой фаркоп, выше 3,5 тонн.
Легковые автомобили, типа кроссоверов, оснащаются средними фаркопами. Загородный отдых более плодотворен, если за спиной есть мини-трейлер. Поездка на озеро при наличии водного мотоцикла предполагает его транспортировку. Большой прицеп функциональней. В этом случае также необходимо задуматься о какой-либо разновидности среднего фаркопа до 2,5 тонн полезной нагрузки.
Фаркоп до 1,5 тонн устанавливается на легковые автомобили. Существует много типов для легковых автомобилей. Особенности в большинстве своём определяются уже не потолком массы, так как не разумная нагрузка может вывести из строя прицепное, что хуже – движок или коробку, а видами крепления к кузову, лонжерону (раме), экономичностью материала.
Самое простое прицепное устройство для прицепа легкового автомобиля незатейливо в конструкции:
Конструкция фаркопа
Видимая часть – металлический шар на конце крюка. Диаметр – 50 мм. Это стандарт. Подрозетник для подключения электрики прицепа. Если на лицо отсутствие бампера (повреждение или иная причина), будет видна основная горизонтальная балка фаркопа.
Невидимая часть – крепёж к кузову автомобиля. От грамотного крепления кронштейнов будет зависеть виброустойчивость фаркопа.
Фаркоп на болтах можно снимать для каких-либо технических работ на смотровой яме. Его можно заменить при серьёзном повреждении или выходе из строя. Съём фаркопа удобен при монтаже электрических поводов, подходящих к прицепу, когда надо определить самое практичное расстояние к штепселям. Минусом станет раскручивание болтов конструкции во время движения. Увеличивается риск аварии на дороге. Использование качественных гровер-шайб и крепкой затяжки гаек исключит такую проблему.
Сварная конструкция предполагает выпуск с завода. Она удобна тем, что имеет очень симметричное расположение и заводское выполнение электрических трактов, идущих параллельно. Остаётся надеяться на добросовестность производителя. Проверять швы сварки на наличие микротрещин и ржавчины.
Типы исполнения самодельных фаркопов пестрят на стареньких авто. Механики и водители сами искали точки крепления, создавая уникальные тягово-сцепные устройства. У заводских имеется крепёжная платформа или балка. Если говорить точнее, крюк прикрепляется к платформе несколькими способами.
Самое простое соединение, неразъёмное – фаркоп, соединённый с рамой сваркой. Как говорилось выше, необходимым условием надёжности будет качество этой сварки. Автовладелец, привыкший экономить, не должен попасть в положение, когда драгоценное гаражное пространство будет занято бесполезным для тех условий торчащим шаром, постоянно подпирающим что-нибудь у задней стены, например, канистры с топливом.
Многие водители предпочтёт условно-разъёмное крепление к кузову. Но вряд ли будут заниматься каждый раз прикручиванием-откручиванием фаркопа. На это нужны веские причины. Зато он может перепроверить гровер-шайбы и затяжку гаек перед далёкой поездкой, обеспечив себе спокойствие.
Полностью разъёмное соединение фаркопа выбирают те, кто редко пользуется прицепом. Такой фаркоп оснащён запорным механизмом. При желании его можно легко демонтировать. Сниматься может сам шар или отдельно крюк, который опускается под бампер или переводиться в вертикальное положение. Обращать внимание следует износу запорного устройства, в самодельных моделях имеющее единичный тираж.
Нет идеального решения, какой фаркоп лучше, но выбирать и приобретать нужно его для определенной марки и модели автомобиля.
Частое использование существенно влияет на цену. Хотя, если необходимы единичные случаи эксплуатации, можно купить более дорогой съёмный фаркоп.
На автомобиль без рамы фаркоп из крюка и пластины не подойдёт. Это нужно учесть. Рамный может обойтись минимумом элементов. Всё предусмотрел производитель.
Прицеп должен быть меньше массы машины, соответственно это один из трёх классов фаркопов. Нагрузочная таблица машины, находящаяся под капотом, предоставит необходимую информацию.
Следует учесть наличие элементов под электрику прицепа.
Гарантия и инструкция, как устанавливать фаркоп, должны быть в комплекте.
С точки зрения российского законодательства фаркоп является тягово-сцепным устройством (ТСУ), устанавливаемым на автомобиль с целью подсоединения к нему прицепа. Самостоятельное переоборудование транспортного средства признаётся нарушением техрегламента о безопасности ТС. Если монтаж фаркопа выполнен по инструкции, если прицепное устройство включено с завода, если имеется паспорт и сертификат соответствия на него, то регистрация в ГИБДД не нужна. Но при эксплуатации автомобиля с фаркопом необходимы документы:
При самостоятельной установке ТСУ следует получить разрешение в ГИБДД. После установки фаркопа пройти экспертизу в сервисе и получить разрешение на эксплуатацию ТС с фаркопом.
Автовладелец выбрал нужный фаркоп для легкового автомобиля с нагрузкой на кузов не более 1,5 тонн и хочет произвести самостоятельную установку. Как должна происходить установка фаркопа на автомобиль?
Придумывать ничего лишнего вроде сверления дополнительных отверстий не нужно, если устанавливать фабричное ТСУ под конкретную модель авто. Технические характеристики предусматривают 2 миллиона нагрузочных циклов. К тому же производитель несёт ответственность за изделие документально. Потребуется необходимый набор ключей. Подъёмник или смотровая яма лишней не будет.
Перед монтажом балки надо:
Монтаж фаркопа на автомобиль
Правила установки фаркопа могут отличаться, все зависит от модели или когда всё же необходимо сверлить дополнительные отверстия в нижней части лонжерона. С противоположной стороны рамы крепление монтируется на закладную планку. Такая установка фаркопа будет надёжнее. Существенно снизит нагрузку на кузов автомобиля.
При изготовлении самодельного устройства фаркопа необходим чертёж определённой конструкции и наличие материалов для исполнения. Суть заключается в усилении крепёжного места на кузове автомобиля с помощью дополнительных металлических элементов по типу уголков, которые привариваются к траверсе или смежным граням. Элементы специальной площадки рассверливаются под соответствующие крепления. Когда установка фаркопа завершена, нужно переходить к подключению электрики прицепа.
Главной особенностью подключение электричества к прицепу наличие штекера и розетки, подходящих к друг другу. Один конец находится в багажнике, другой на прицепе. Есть два вида разъёмов – американский и европейский. У первого 13 контактов, а у второго 8. Если возникла такая сложность, розетка и штекер нуждаются в блоке согласования. О том как подключить блок согласования более подробно описано в этой статье. После установки прицепного нужно провести тестирование с нагрузкой, проверить переключение света и габаритов
Но на практике отсутствие опыта восполняется хорошими советами от автолюбителей со стажем и доброжелательных механиков сервисов. Заводские ТСУ, прошедшие силовые тесты и испытания, надёжнее и безопаснее, в отличие от самодельных конструкций.
Для начинающих водителей, нашу статью мы начнем с определения понятия "фаркоп" и ответим на вопрос: "Зачем он нужен?". Для водителей, который больше знакомы с механизмами машины, а также с её деталями - мы подготовили ответ об установке фаркопа.
Фаркоп - это устройство, задача которого заключается в сцеплении машины с прицепом. Именно он, служит помощником в перевозке тяжелых грузов.
Есть такие виды фаркопов:
1) съемный;
2) сварной - отличается надежностью и минимальными затратами, но его недостаток заключается в невозможности его снять.
3) фланцевый - его монтаж происходит на специальную площадку, которая оборудована на машине предварительно.
Если у вас нет такой детали - её нужно приобрести. При покупке следует учесть марку машины, модель, а также год выпуска. Обращение к специалисту, при покупке, обеспечит учет всех нюансов и послужит в успешном подборе фаркопа для вашей машины.
Первое, что нужно сделать - это обрести шар с проушинами. Второй шаг, который нужно сделать - это снять бампер, затем приступить к отрезке проушин, взять дрель и сверла и приступить к проделке отверстия. Дальше вам понадобится труба, длина которой должна быть около метра. Затем приступите к соединению сварочным швом крепления. Пользуясь снова сваркой, Вам следует прикрепить и укрепить одну трубу в середине другой под прямым углом.
Следующий этап-грунтовка и покраска данной детали. Чтобы сделать съемным фаркоп - можно вставить кусок уголка, к которому нужно приварить гайку.
Последний этап - это крепление к кузову. Этот процесс, включает в себя такие действия:
Приступайте к объединению рамки прицепа с каркасной решеткой кузова. Эта процедура позволить получить несущий кузов. Используйте пять небольших поперечных реек и приступайте к их расположению между траверсами - в итоге получается платформа. Затем следует приварить продольные элементы с двух сторон. Установите 4 стойки через каждую поперечину и приступайте к их привариванию. Возьмите трубы, которые имеют прямоугольное сечение. Если в будущем Вам понадобится перевозить длинные и большие объекты - рекомендуется сделать откидной борт на прицепе. На землю положите лист железа, его нужно приварить к решетке кузова. В том случае, когда нет материала для того, чтобы Вы сделали самодельно устройство, то "донором" в получении необходимых инструментов, может послужить старая машина. Вам нужны будут: 2 рессоры, которые свяжут балку и раму. Затем прицепу нужны будут колеса, они также могут быть взяты со старой машины. Для того чтобы приступить к работе, а именно к установке прицепного устройства - необходимо загнать машину на смотровую яму или подъемник. Рекомендуется также отключить перед этим процессом машину от аккумулятора. Не забудьте удалить все перед этим с багажника, а также уберите обшивку в багажнике. Посмотрите, подходит ли прицепное устройство в месте крепления. Прикрепите для предварительного просмотра данный механизм, в подготовленном для него месте воспользовавшись брусками и зажимами. Помощь друга - не окажется лишней. Просверлите теперь отверстия, к которому все крепится в дальнейшем. Отверстия делаются дрелью в двух местах по сторонам. Всовывайте шайбы и болты, а также закрутите гайки. Затяжку болтов нужно производить, пользуясь гаечным ключом, нужного Вам диаметра. Сделать также 2 отверстия внутри багажника, а также в нижней части лонжера, используя усиленную накладку. В отверстия, которые Вы сделали, вставьте болты, наденьте накладки, потом шайбы и затяните их ключом на 17-19. Приступайте к проделыванию отверстий в багажнике, в его нижней части. Они будут нужны для соединения провода с розеткой на прицепе. Делайте для точности в сверлении изначально отметки. Приступите к креплению разъема на фаркопе. Переходите к процессу вытягивания через отверстие провода и к подсоединению его к розетке, учитывая цвета проводов.
Многие водители полагают, что самодельный фаркоп, это не только дешево, но и надежно. Такое мнение - ошибочное.
Есть множество примеров, когда такое устройство не выдерживает нагрузку. Это несет опасность не только для Вас, но и для других участников дорожного движения.
К примеру, есть прицеп, имеющий массу тон, и на скорости 70 км в час его выбрасывает на встречную полосу. В следствии - массовое столкновение.
Если фаркоп водитель может изготовить сам - это конечно же плюс, но нужно учитывать также характеристики прицепного устройства. Есть специальные тесты согласно ГОСТу, которые определяют, что тяговое-сцепное устройство должно выдерживать 2 млн. циклов нагрузки. Вам будет трудно учесть данные нюансы, соответствующие ГОСТу, находясь дома. Поэтому фабричный фаркоп - надежней.
1) Специалистами идет формировка модели фаркопа, создается его проект.
2) Формирование модели в проекте служит в формировании компьютерной модели. Благодаря этой модели, определяется допустимая нагрузка на крепление сцепного устройства, а также шара.
3) Фаркоп, изготовленный на заводе, проходит массовые проверки на протяжении всего процесса изготовления. После чего, на фирме лежит ответственность, и она дает гарантию на продукцию, подтверждается все документально.
4) Когда у вас возникнут вопросы - Вы можете обратиться к производителю, или связаться с компанией, которая проводила установку фаркопа.
Расмотрев функцию фаркопа, принцип его самодельного изготовления, а также преимущества фабричного фаркопа, можно сделать вывод: для установки фаркопа - необходимо приобретать фабричный фаркоп, который проверен множеством тестов. Это будет надежней.
Купленные фаркопы Вы можете сами устанавливать, но это все-таки не рекомендуется делать. Воспользуйтесь лучше помощью специалистов. Ведь если возникнет чрезвычайная ситуация (срыв крепежа, будет поврежден лонжер) - будет отказано в гарантии. Ведь вы не будете иметь документального подтверждения, о том, где было создано устройство.
Многие люди, приобретая автомобиль, рассчитывают с помощью него решить проблему с перевозкой различных грузов. К сожалению, но обычных легковых авто имеют ограниченные размеры, поэтому не всегда готовы удовлетворить потребности автовладельца. Как вариант – установка специального крепления на крышу автомобиля, которое является альтернативой обычному багажнику. Но даже такое решение не всегда дает желаемый результат.
Именно поэтому многие автовладельцы задумываются о приобретении обычного прицепа. Загвоздка заключается в том, что используемый автомобиль должен быть укомплектован специальным прицепным устройством, которое называется фаркоп.
Сразу следует отметить несколько важных факторов:
Установка фаркопа заключается в фиксации тягово-сцепного устройства непосредственно к элементам кузова автомобиля – если попробовать подсоединить прицеп к обычному крючку на бампере авто, то это все закончится очень плачевно.
Сам фаркоп или ТСУ представляет собой прочную и надежную металлическую основу, в центре которой находится элемент крепления для прицепов, а по бокам – специальные ответвления, предназначенные для закрепления тягово-сцепного устройства на корпусе транспортного средства.
Безусловно, – вполне возможна. Для этого потребуется только наличие определенного опыта в некоторых процессах, а также необходимый набор инструментов.
В видео показан процесс по установке фаркопа своими руками:
Естественно, что фаркоп легко можно купить на рынке или в магазине, но ТСУ также можно сделать своими руками.
Для того, чтобы сделать фаркоп своими руками, потребуется:
Как видно, установка фаркопа своими руками требует владения определенными навыками.
Установка прицепного устройства завершена, теперь можно попытаться сделать самостоятельно прицепное устройство:
При проведении этих работ всегда следует обращать внимание на несколько нюансов. Например, при установке прицепного устройства его элемент крепления должен максимально совпадать с аналогичным устройством на фаркопе.
При процессе создания отверстий, необходимых для системы креплений, рекомендуется использовать сверла с диаметром 12,5 миллиметров, а также болты, гайки соответствующих размеров. Для установке крепления непосредственно на кузове транспортного средства потребуется просверлить отверстия во внутренней части багажника, а также использовать усиливающие накладки.
Видео по применении электрики:
Естественно, что установка фаркопа связана с еще одним процессом – , которая также должна иметь надежное крепление и фиксацию на внутренней части автомобильного бампера. Конечно, можно изготовить и более облегченные конструкции, но не иногда может возникнуть потребность в перевозке серьезных тяжестей, поэтому рисковать не стоит.
В первом варианте есть свои преимущества. Во-первых, это экономия денежных средств. Во-вторых, возможность получения хорошего практического опыта.
Тем не менее, специалисты больше склоняются к выгоде и безопасности второго варианта, так как он имеет свои, несомненные плюсы:
Даже процедуру установки купленной продукции рекомендуется доверять специалистам, чтобы избежать различных сопутствующих проблем. Как поступить вам – решайте сами. Мы, для облегчения вашего выбора, постарались собрать всю необходимую информацию в одном материале.
Конечно, у всех по-разному, но наверняка любому человеку хоть раз в жизни приходилось перевозить грузы, переезжать, забирать с дачи урожай, да мало ли что еще… Хорошо когда для этих целей в гараже припрятан грузовичок, а что делать если автомобиль у вас один, и предназначен он на все случаи жизни? Правильно — обзавестись прицепом, ну или в крайнем случае одолжить у соседа. Только вот незадача — прицеп так просто не присоединить. Необходимо специальное устройство — фаркоп. Тут два варианта: обращаться за помощью к профессионалам или взять все в свои руки и установить фаркоп самостоятельно. Но сначала нелишним будет подробнее разузнать что такое фаркоп и для чего конкретно он нужен.
Так выглядит установленный фаркоп
Почти все современные, да и большинство несовременных машин фаркопами с завода не комплектуются. Поэтому и приходится автовладельцам, при возникновении необходимости, заниматься установкой такого устройства самостоятельно. Но прежде чем приступать к покупке и монтажу, следует определиться какой фаркоп подойдет именно для вас. Фаркопы бывают:
Фаркоп можно купить уже готовый или потратить много времени (но сэкономить денег!) и сделать такое устройство своими руками. Тем не менее большинство желающих установить фаркоп склоняются к варианту покупки заводского изделия. И вот почему:
Готовый заводской фаркоп
Итак, если вы все же решились устанавливать фаркоп своими силами, вам прежде всего нужно позаботиться о том, где будут проводиться работы (идеально — гараж с ямой или подъемником, в худшем случае — эстакада). На весь процесс монтажа потребуется несколько часов своего времени. Для тех кто решил идти путем приобретения готового устройства поводов для беспокойства почти нет — все дополнительные детали, такие как втулки, крепления, розетки, проводка и т. д. включены в комплект фаркопа. Решившие изготавливать фаркоп самостоятельно будут вынуждены приобретать все необходимые детали по отдельности.
Для инсталляции прицепного устройства вам понадобятся такие элементы и инструменты:
Предварительные работы заключаются в разметке места под будущие крепления прицепного устройства. Удобнее всего выполнять такие работы обычным маркером. Чтобы отверстия получились качественными, специалисты рекомендуют пользоваться сверлом немного большего размера, нежели размер используемых болтов.
Помните! Чтобы предотвратить появление коррозии в местах высверливания отверстий для крепежа, эти участки следует обработать специальным антикоррозийным составом. Только после этой процедуры можно окончательно монтировать фаркоп.
И если касательно монтажа непосредственно самого фаркопа все вполне понятно, то подключение электрики фаркопа своими руками может загнать в ступор даже опытного автомобилиста. Впрочем, не стоит заранее расстраиваться. Попробуем разобраться подробнее.
Согласно действующему законодательству, прицеп, присоединенный к авто, должен полностью дублировать все сигналы, подаваемые машиной в процессе движения. Именно поэтому штатную проводку вашего прицепа нужно соединить с бортовой электрической сетью автомобиля.
Внешний вид розетки для подключения фаркопа
Внимание! Прежде чем приступать к подключению электрики фаркопа, следует внимательно изучить какие типы разъемов и контактов за что отвечают.
В большинстве своем заводские фаркопы поставляются в комплекте с подробной инструкцией по установке. Если четко следовать рекомендациям изготовителя, а также не забывать об элементарных правилах подключения электрики в принципе, то проблем при установке не должно возникать. Если фаркоп подключен правильно — прицеп полностью дублирует все световые сигналы автомобиля, к которому он подсоединен. Итак, поговорим об установке подробнее.
Обычно установка фаркопа не вызывает у автовладельца особых затруднений. Вероятнее всего, вам даже не придется снимать задний бампер и/или просверливать в нем отверстия. Для примера мы покажем процесс установки фаркопа на автомобиль Lada Largus.
Тщательно вычищаем днище автомобиля, подготавливая его к установке прицепного устройства
Вооружившись отверткой, снимаем заглушки в штатных местах
Огибаем локер устройства и вставляем болты в предусмотренные отверстия
Чтобы прочно закрепить фаркоп под бампером тщательно затягиваем все болты
После этого проводим контрольную проверку надежности соединения автомобиля и фаркопа. Теперь можно производить подключение электрики фаркопа своими руками.
Для каждого конкретного прицепного устройства производителем предоставляется схема подключения розетки фаркопа. Подключать электропроводку следует исключительно согласно этой схеме. На фаркопе устанавливается специальный модуль — розетка для соединения электрики автомобиля с электрикой прицепа. Чаще всего встречаются семи и 13-штырьковые розетки. Российские автомобили, оборудованные фаркопами с завода, зачастую имеют именно семиконтактные розетки подключения.Розетки на тринадцать контактов чаще можно встретить на корейских, китайских и европейских автомобилях, а также на машинах, произведенных в США. “Лишние” контакты нужны для подключения разного специфического оборудования на прицепе, которое отечественные конструкторы посчитали ненужным.
Приведенная ниже расшифровка касается как 7-ми так 13-контактных разъемов. После точки указаны наиболее распространенные цвета используемых при монтаже проводов (будьте внимательны — цвета могут и отличаться).
Примерная схема подключения розетки
Если разъем, установленный на автомобиле, не совпадает с тем, которым оборудован выбранный прицеп, следует воспользоваться специальными переходниками.
Когда разъем выбран, подключаем его к бортовой сети машины. Сделать это удобнее через технологическое отверстие в блоке задних стоп-сигналов. В современных иномарках при подключении могут возникать неисправности, вызванные главным образом тем, что в таких автомобилях электрика рассчитана на определенное напряжение. Решается проблема несложно — установкой адаптера с высоким сопротивлением. Отечественные автомобили в этом смысле менее проблематичны — их электрическая система способна выдерживать и большие нагрузки. Устанавливая разъем фаркопа соединяем провода по цветам. Правильным будет заизолировать каждый провод в отдельности, после чего проверить их на работоспособность.
Сейчас все больше автолюбителей стараются оборудовать свои машины фаркопами. Это не удивительно, ведь имея в повседневной жизни верный и надежный легковой автомобиль, приятно думать, что при необходимости он может перевезти объемный груз или помочь отбуксировать другую машину. Как видно из этой статьи, установить и подключить фаркоп — задача несложная. Главное — придерживаться наших рекомендаций и советов производителя.
Периодически у каждого автовладельца возникает необходимость транспортировки больших грузов. Далеко не всегда груз можно уместить в машину. Помочь в таких случаях может прицеп, но для его использования в машине должен быть установлен фаркоп. Подробнее о выборе и монтаже прицепных устройств читайте ниже.
[ Скрыть ]
Фаркопы на автомобили можно условно разделить на несколько разновидностей, отличаются между собой устройства по типу крепления:
Фаркопы на автомобили KIA приобрести не проблема, но перед покупкой следует рассчитать величину предельных нагрузок на сцепное изделие.
Для правильного расчета надо учитывать следующие нюансы:
Если нагрузка на тяговое изделие будет больше максимальной, это может привести к повреждению сцепного механизма и кузова машины. А если неисправность проявит себя во время движения, это может привести к аварии.
Канал Mnogofarkopov рассказал о процедуре монтажа прицепного устройства.
Процедура монтажа фаркопа осуществляется так:
Стоимость устройства зависит от магазина. В среднем цены на фаркопы составляют около 3500-5000 рублей.
Что надо знать об использовании фаркопа:
При наличии трещин эти повреждения нельзя ремонтировать сварочным методом. Деформированные компоненты подлежат замене. Иначе новая трещина появится рядом со старым повреждением.