Как описать повреждения автомобиля. Виды износов и повреждении кузова

Повреждения автомобиля при авариях

В результате анализа отечественных (Москва и Ленинград) и зарубежных (Стокгольм) статистических данных установлено процентное соотношение числа повреждений кузовов при авариях по основным направлениям соударения (рис. 1.5). Как видно из рисунка, наибольшее число соударений приходится на переднюю часть автомобиля, значительное - на заднюю, наименьшее - справа и слева.

Повреждения кузовов, полученные в результате соударения, можно разделить на три категории: к первой относятся очень сильные повреждения, в результате которых необходима замена кузова; ко второй категории относятся повреждения средней величины, при которых большая часть деталей требует замены или сложного ремонта; к третьей категории относятся менее значительные повреждения (пробоины, разрывы на лицевых панелях, вмятины, царапины, полученные при ударе в движении с малой скоростью). Повреждения третьей категории не представляют опасности для езды на автомобиле, хотя его внешний вид не отвечает эстетическим требованиям.

Наиболее разрушительные повреждении кузова наблюдается при фронтальных столкновениях, т. е. при соударениях, нанесенных автомобилю непосредственно в переднюю часть кузова или под углом не более 40 45° в районе передних стоек. Как правило, такие столкновения происходят между двумя движущимися навстречу транспортными средствами, скорости которых складываются, что создает высокие ударные нагрузки. Количество энергии, которое должно поглотиться при таких соударениях, огромно: около 80 100 кДж для автомобиля массой 950 1000 кг. Эта энергия поглощается при деформации автомобиля за время менее 0,1 с. При таких столкновениях кузов автомобиля разрушается, особенно его передняя часть, но действующие при этом большие нагрузки в продольном, поперечном и вертикальном направлениях передаются всем смежным деталям каркаса кузова и особенно его силовым элементам. Рассмотрим сказанное на примерах.

Пример I. Фронтальное соударение автомобиля произошло передней частью кузова в районе левого переднего крыла, лонжерона и левой фары (рис. 1.6). Разрушительные повреждения получили панель передка, крылья, капот, брызговики, передние лонжероны, рама ветрового окна и крыша. Эта деформация устанавливается визуально. Невидимая деформация происходит в передних, центральных и задних стойках с обеих сторон, в левых передней и задней дверях, в левом заднем крыле и даже в задней панели багажника.

Пример 2. Соударение произошло передней частью кузова автомобиля под углом 40- 45° (рис. 1.7). Разрушительные повреждения получили передние крылья, капот, панель передка, брызговики, передние лонжероны. Восстановить базовые точки передней части кузова без замены деформированных деталей новыми практически невозможно При этом необходимо восстановление размеров по проемам передних дверей и положению передних и центральных стоек, так как силовые нагрузки передавались через передние двери на передние и центральные стойки кузова, создавая сжимающие усилия на порог и верхнюю часть боковины кузова.

Рис. 1.5. Диаграмма распределения числа повреждений кузовов по основным направлениям соударения I -IV (в % на 100 автомобилей, участвовавших в столкновениях): I фронтальные соударения (типы соударения 01.02,03); II правые боковые соударения (типы соударения 04, 05, 06); III соударения в заднюю часть автомобиля (тины соударения ОТ, 08, 09) IV - левые боковые соударения (типы соударения 10, II. 12), М Москва и Московская область; Л Ленинград и Ленинградская область; С Стокгольм (Швеция)

Рис. 1.6. Фронтальное соударение автомобиля передней левой частью кузова

Рис. 1.7. Соударение передней частью кузова автомобиля под углом 40-45°

Рис. 1.8. Удар сбоку в переднюю часть кузова в районе сопряжения передней панели с лонжероном и левым крылом

Рис. 1.9. Удар сбоку в левую переднюю стойку кузова

Пример 3. Удар нанесен сбоку в переднюю часть кузова автомобили в районе сопряжения передней панели с передними частями лонжерона и левого крыла (рис. 1.8). Разрушительные повреждения получили оба передних крыла, панель передка, брызговики, лонжероны, капот. Растягивающие усилия нарушили проем левой передней двери, сжимающие усилия вызвали деформацию в проеме правой двери и в боковине левой передней двери. Передние и центральные стойки также по лучили значительные силовые перегрузки и отклонились от своего первоначального положения.

Пример 4. Удар сбоку в переднюю стойку кузова автомобиля с левой стороны (рис. 1.9). Значительно деформированы левая передняя стойка, рама ветрового окна, крыша, пол и лонжероны переднего пола, панель передка, капот, крылья, брызговики и передние лонжероны. Передок кузова автомобиля сдвинулся влево; порог и верхняя часть правой боковины восприняли растягивающие нагрузки, центральные и задние стойки сжимающие нагрузки; правый брызговик в сопряжении с передней стойкой испытывал разрывающие усилия

Выполняя внешний осмотр аварийного кузова (в случаях, аналогичных приведенным выше и в таблицах гл. 2), специалист может установить наличие перекосов по выступанию (западанию) дверей, крышки багажника и капота относительно неподвижных поверхностей кузовных деталей. Нарушение равномерности зазоров (свыше допустимых размеров, оговоренных в нормативно-технической документации) полициям сопряжения навесных и неподвижных деталей также свидетельствует о наличии деформаций в деталях каркаса кузова, вызванных соударением автомобиля. При этом следует помнить, что внешним осмотром нельзя определить отклонения линейных размеров проемов кузова и геометрических параметров по базовым точкам основания кузова. Для этих целей необходимо применять измерительные средства, контрольные приспособления и стенды. Их описание и методы контроля приведены в п. 3.4.

После того, как сотрудник за стойкой провел операцию по вашей банковской карте, убедитесь, что заблокировалась именно оговоренная сумма. Если у вас не стоит SMS-оповещение об операциях – включите, очень полезная опция.

Проверяем наличие акта приема-передачи с отметками о повреждениях

После того, как вам выдадут ключи и документы, проверьте, есть ли среди бумажек акт приема-передачи автомобиля. На этой бумаге написаны все данные по аренде, и самая важная информация – отметки о повреждениях. Обычно это выглядит как графическое изображение автомобиля сверху и сбоку. На такой схеме ручкой ставят отметки о повреждениях на кузове. Спросите на стойке «Что делать, если я найду повреждения на машине?» (What I have to do if I find damages on car?). Скорее всего на парковке будет сотрудник прокатной компании, и на стойке вам посоветуют обратиться к нему. Или надо будет вернуться на стойку и сообщить об этом. Главная цель – заставить сотрудников отметить повреждения в акте приемки.

Спрашиваем номер технической поддержки

Номер техподдержки вам нужен будет в случае проблем с автомобилем. Если проблема некритичная, то вам, скорее всего, предложат доехать до ближайшего сервиса и устранить ее. Если машина сломалась настолько, что не может сдвинуться с места, то техподдержка поможет вызвать вам эвакуатор до ближайшего пункта аренды и поменять автомобиль на другой. Частный случай такой поломки и замены автомобиля описан в статье " ".

Проверяем кузов и салон автомобиля

Находим свой автомобиль на парковке, закидываем вещи в багажник и начинаем дотошно смотреть кузов и стекла на предмет наличия царапин, потертостей, сколов и вмятин. В городах Италии и Франции бывает очень тесно, там считается нормальным «подвинуть» автомобиль бампером. Машина должна быть чистая, в противном случае вы не сможете увидеть все повреждения кузова. Вы имеете полное право попросить помыть машину, если это не так. Если вы нашли повреждение – запомните это место и сфотографируйте. Про пользу фотографирования я напишу ниже.

Проверяем уровень топлива

Обязательно включите зажигание и проверьте уровень топлива. Если стрелка указателя топлива хотя бы чуть-чуть меньше максимума – это повод для разговора с сотрудниками компании.

Проверяем салон автомобиля

Салон машины тоже должен быть чистым. Никаких пятен и царапин, никакого запаха сигаретного дыма. Проверьте наличие заглушки прикуривателя, подголовников и прочих элементов салона, которые могут быть вытащены. Если что-то не так – запоминаем.

Проверяем системы освещения

Не лишним будет проверить состояние всех лампочек и фонарей в машине. Помните, за нерабочие фары в некоторых странах штрафуют. Вы не должны платить за то, что недосмотрели сотрудники прокатной компании.

Проверяем днище автомобиля

Это, возможно, из разряда паранойи. Но не бойтесь показаться параноиком, ведь состояние днища, стекол и колес автомобиля не включается даже в полную страховку. Мы этого не делаем, когда берем автомобили в благополучных странах мира и у известных прокатчиков. Но были случаи, когда в бедных странах с туристов снимали франшизу за то, что у машины были повреждения на днище. Чаще всего это происходит тогда, когда предыдущие водители залезали на низкой машине на бездорожье.

Просим отметить недостатки в акте приемки

Если после осмотра автомобиля не нашлись какие-то недостатки, то можно сесть и уезжать. В противном случае надо подойти к сотруднику прокатной компании и указать ему на все недостатки. Проследите, чтобы он отметил все повреждения в акте и как-то расписался. Будет не лишним спросить его имя и попросить записать его в акт. Это очень важный момент, ведь уже имеющиеся повреждения в итоге могут повесить на вас. А это значит, что с вашей карты могут списать сумму, покрывающую ремонт (если вы не оформили полную страховку).

Сдача автомобиля

Вы вернулись из путешествия обратно и нужно сдать автомобиль. Он в целости и сохранности, нет новых повреждений, бак полный, в салоне не курили. На парковке найдите сотрудника прокатной компании и попросите его осмотреть автомобиль. No damages, tank is full… it`s OK. Попросите сделать его какую-то отметку о том, что все хорошо. Это будет поводом защититься от необоснованных претензий к вам от прокатчика, когда вы уже будете дома.

Что делать, если машина принимается и сдается в нерабочее время?

Бывают ситуации, когда нужно забрать или оставить автомобиль ночью или когда стойка регистрации закрыта. В крупных аэропортах мира обычно есть круглосуточные пункты оформления приема и сдачи автомобиля. В других случаях вас должны снабдить инструкциями, как поступать. Со сдачей все проще простого: надо припарковаться в нужном месте и бросить ключа от машины в специальный ящик. А вот с приемом сложнее, этот процесс обязательно надо как-то оформлять, поэтому мало какой прокатчик готов отдать вам машину ночью.

Фотографируйте все подряд

Рекомендуем приобщить к этому процессу ваш фотоаппарат. Обязательно сфотографируйте машину со всех сторон до того, как уедете на ней в путешествие. То же самое нужно сделать с указателем уровня топлива и с пробегом. Почему пробег надо фиксировать? В некоторых случаях аренду автомобиля оформляют с лимитом по пробегу. Если машина проедет больше, чем положено по лимиту – с вас потребуют деньги сверху.

Особенно важно фотографировать машину во время приема, если это происходит в нерабочее время и рядом нет сотрудников компании. Если нашли повреждения – имеет смысл написать письмо с указанием номера брони, описанием повреждений и приложить фотографии.

Статья о локальном ремонте кузова машины - подготовка, процедура, тонкости работы. В конце статьи - видео о кузовном ремонте автомобиля.


Содержание статьи:

Регулярная эксплуатация автомобиля рано или поздно приводит к ремонту его составляющих частей, в том числе и кузова. В данной статье речь пойдет о локальном ремонте кузова.

В каких случаях кузову требуется локальный ремонт


Причин, которые приводят к ремонту той или иной части кузова, достаточно много. Это могут быть механические повреждения ЛКП дорожным мусором, последствия легких ДТП, химические повреждения при неправильном использовании реактивов и, наконец, проявление обычной коррозии.

Разумеется, в результате перечисленных повреждений автомобиль не теряет технических характеристик, и поэтому нет причин сдавать его в утиль. Страдает лишь внешняя эстетика машины, и эту проблему решить достаточно просто. А если вы все отремонтируете своими руками, то экономическая выгода будет очевидна.

Подготовка к локальному ремонту


Перед локальным ремонтом кузова нужно хорошо вымыть автомобиль, а затем провести диагностику на дефекты. Это необходимо для того, чтобы наверняка знать, какие части кузова нуждаются в ремонте, а также какие средства и оборудование для этого потребуются.

Первым делом исследуйте характер повреждений. Например:

  • вмятины, появившиеся в результате ДТП, а также от ударов камней из-под колес;
  • нарушение целостности лакокрасочного покрытия: сколы, трещины, царапины и т.д.;
  • коррозия.
Если это повреждение механическое и при этом оно связано с разрывом металлических поверхностей, или же это типичная коррозия, которая насквозь «проела» металл, то в этом случае разумно будет поменять поврежденную деталь на новую. То же самое можно сказать о тех поврежденных местах, в которых пострадали элементы жесткости. Но если деталь не подлежит замене (устарела модель), ее в принципе можно восстановить, но сделать это будет гораздо труднее, нежели заменить.

Кроме того, необходимо найти те места, которые требуют исправления геометрической деформации, а также отметить все мелкие повреждения, которые элементарно удаляются при помощи шпатлевки. В результате такого анализа на дефекты вы будете знать, какие части кузова потребуют последующего ремонта.

Замена поврежденной детали кузова


Самый эффективный способ отремонтировать поврежденную деталь кузова – это заменить ее. Но если вы все-таки, решили отремонтировать деталь, то и в этом случае ее придется демонтировать. Итак, начнем с демонтажа.

Большинство частей кузова могут закрепляться болтами или саморезами, поэтому снять их не представляет большого труда, причем без использования сварки. Кстати, если отремонтированную часть устанавливать уже в окрашенном виде, это будет намного качественнее и проще.

Однако есть детали, которые смонтированы при помощи точечной сварки. Чтобы их демонтировать, используйте специальное зубило и молоток. При помощи этих инструментов сварная точка разрезается между деталями в месте крепления.

После того, как сняли деталь, нужно очистить от коррозии все стыки, а при необходимости произвести реабилитацию, возможно, при помощи сварки, а потом выправить. Атикоррозийная обработка после этого явно не помешает.


Отремонтированную деталь лучше устанавливать при помощи специальной мастики, в результате чего элементы соединятся друг с другом намного плотнее и герметичнее. При этом возникнет дополнительная гидрошумоизоляция. Это желательно сделать при любом способе соединения, но если вы будете использовать сварку, сварочные точки у вас должны остаться чистыми.

Рихтовка поверхностей кузова


Способы исправления геометрических вмятин достаточно сильно зависят от вида повреждений, поэтому каждый случай рассматривается индивидуально. Выделим две основных разновидности деформаций:
  • смятие;
  • так называемые «хлопуны».
Смятие изменяет геометрические формы и размеры частей кузова, поэтому такого рода повреждение требует вытягивания, и этот процесс довольно трудоемкий. Принцип вытягивания напоминает восстановление смятой бумаги. Чтобы выполнить эту работу, требуются соответствующие знания, умения и навыки, а также специальные инструменты: обратный молоток, разного рода растяжки и т.п.

Шпаклевание


Ни один локальный ремонт кузова не может обойтись без шпатлевки. Дело в том, что, отремонтировав поврежденные детали кузова, вам в любом случае придется перейти к итоговой косметике.

Первым делом нужно заделать самые глубокие неровности, глубина которых превышает 1 мм. Для этого применяйте крупнозернистую шпатлевку. При этом не забывайте, что среди составляющих кузов деталей имеются части, подверженные вибрации и способные от этого деформироваться.

Обрабатывая такие детали, применяйте шпаклевку, содержащую алюминиевый наполнитель. Для остальных частей можно использовать шпатлевку на основе стекловолокна.

Черновая стадия

Для начала те места, на которые вы планируете нанести шпатлевку, придется матировать. Эту процедуру можно выполнить с помощью среднезернистой наждачной шкурки - это нужно для более надежного сцепления с поверхностью.

После того, как вы закончите матирование, обрабатываемую поверхность необходимо качественно зачистить и провести обезжиривание.


Следующий этап – непосредственно шпаклевание. И на этот процесс нужно потратить не более 20 минут. Во всяком случае, большинство шпатлевок имеют именно это время застывания. Поэтому чтобы успеть, действуйте следующим образом:
  1. Разведите шпатлевку согласно инструкции, данной изготовителем. После этого перемешайте раствор достаточно тщательно с таким расчетом, чтобы состав исключал воздушные пузырьки, имел размеренный цвет и такую же консистенцию.
  2. Начинайте наносить раствор на поверхность при помощи шпателя. При этом будьте предельно внимательны, чтобы не завысить необходимую толщину слоя. Поэтому лучше наносите тонкие слои в несколько приемов, чтобы добиться нужного уровня. А если излишки все-таки, появятся их нужно сразу же удалять.
  3. Дайте время нанесенной шпатлевке застыть.
Примечание: разумеется, невозможно сразу нанести шпаклевку так, чтобы потом этой поверхности не потребовалась механическая обработка. Поэтому будет очень хорошо, если вы придете к результату, максимально приближенному к идеальному.

Как уже было сказано, механической обработки зашпаклеванной поверхности в любом случае не избежать. Поэтому дождитесь, когда состав полностью застынет, и после этого приступайте к обработке.

Для этого запаситесь наждачной шкуркой и деревянным бруском. Для начала можно использовать среднезернистую шкурку, а брусок постарайтесь подобрать не очень большой, но достаточно ровный.

Метод такой обработки довольно простой: оберните брусок в «наждачку» и начинайте им обрабатывать ремонтируемую поверхность. Именно за счет ровного бруска вы можете выявить, где необходимо удалить излишки шпатлевки, а где ее нужно добавить.

Помимо бруска, обернутого наждачной бумагой, вы можете применить орбитально-шлифовальную машитну, но для ее использования требуются осторожность и большой опыт. А если такого опыта нет, то лучше произвести шлифовку вручную, как было описано выше – меньше сделаете ошибок.

Несмотря на то, что эта процедура достаточно простая, редким специалистам удается все сделать с первого раза. Поэтому после первой обработки проверьте результат и при необходимости повторите все заново. Ваша конечная цель заключается в том, чтобы поверхность была ровной и не имела ни ям, ни бугров, ни стыков.

Чистовая стадия шпаклевания

Итак, самую «черную» работу вы сделали, ремонтированная поверхность уже имеет благоприятный вид, и теперь остается дело за малым – ликвидировать малые дефекты. Проблема в том, что их иногда даже невозможно заметить невооруженным глазом, но после ремонта они обязательно себя проявят.

И здесь вам уже потребуется другая, мелкозернистая шпатлевка, которую еще называют финишной. Ее вы наносите тончайшим слоем на те места, которые этого требуют: потертости, царапины, чрезмерный слой шпатлевки с крупным зерном.

Условие то же самое, что и с применением крупнозернистой шпатлевки – нужно успеть нанести состав до его начального отвердения. После этого идет стадия механической отделки, и здесь уже применяется мелкозернистая наждачная бумага, которую в народе называют нулевкой.

Эту работу также следует производить вручную, если отсутствует опыт в использовании специальных инструментов. Необходимый результат этой процедуры – полное отсутствие неровностей, как видимых, так и невидимых, и ощутимых осязательно.

Выполняя это завершающее действие, иногда можно наносить шпатлевку в несколько слоев, но в большинстве случаев хватает и одного.

Как только вы все это сделаете, ремонт можно считать завершенным. Остается лишь окрасить отремонтированные участки, и ваша машина будет выглядеть, как новая.


Автомобиль имеет определенные форму и размеры деталей. Все эти размеры не только определяют дизайн, расположение и крепление агрегатов, но и учитывают безопасность транспортного средства и его аэродинамические свойства. Точки на кузове, от которых зависят эти качества автомобиля, называются базовыми. На кузове имеются еще и контрольные точки.

ПРИМЕЧАНИЕ: Геометрия кузова - это совокупность всех размеров и форм его деталей. Нарушение геометрии кузова - это изменение размеров или (и) формы деталей (или одной детали) кузова, в результате которых произошло смещение базовых и (или) контрольных точек на кузове.

Общую картину повреждений при нарушении геометрии кузова составляют отклонения от заданных размеров основания и каркаса кузова. Даже при отсутствии видимых отклонений следует сравнить расположение базовых и контрольных точек на кузове с технической документацией на автомобиль - ведь не все заметно глазом, иногда нужно воспользоваться измерительными приборами, например рулеткой.

Повреждения кузова автомобиля различаются по категориям сложности. Чем выше категория, тем сложнее повреждение и тем больше сил, времени и средств требуется на его устранение и придание детали кузова первоначальной формы.

Самые простые повреждения - вмятины наружных кузовных деталей. Они относятся к первой категории сложности.

Если повреждения не повлияли на ходовые качества автомобиля (его можно эксплуатировать, только эстетики во внешнем виде маловато) и расположение его основных узлов, то они являются повреждениями второй категории сложности. К таким повреждениям относятся, к примеру, нарушение геометрии дверных проемов, деформация средних стоек салона и т. д.

Если произошло смещение основных агрегатов автомобиля и (или) деформация несущих элементов кузова, на которых имеются базовые точки (лонжероны, чашки амортизаторов и т. д.), то такие повреждения относятся к третьей категории сложности.

Если повреждения относятся одновременно ко всем трем первым категориям, а геометрия трех и более оконных и дверных проемов нарушена, то это повреждения четвертой категории сложности. Восстанавливать машину, получившую такие повреждения, очень трудно.

Автомобиль, имеющий повреждения пятой категории сложности, назвать иначе как металлоломом невозможно. Другими словами, он восстановлению не подлежит. Практически все кузовные размеры и пропорции нарушены, ремонтировать нужно почти все кузовные детали, смещены все базовые и контрольные точки и т. п. При таких повреждениях мастер в ответ на вопрос «Что можно сделать?» обычно советует снять передний и задний бамперы и вставить между ними новый автомобиль. Вот только и бамперы скорее всего окажутся битыми. Так что при повреждениях пятой категории сложности приобретение новой машины обходится дешевле, чем ремонт (или, по крайней мере, в близкую сумму).

Итак, прежде чем браться за кузовной ремонт автомобиля, нужно объективно оценить сложность полученных повреждений и свои возможности по их устранению. Начинающий мастер может справиться далеко не со всеми повреждениями: для некоторых просто нужен опыт, который нарабатывается со временем. Если же времени на приобретение опыта у вас нет, уверенности в своих силах - тоже, автомобиль нужно срочно восстанавливать, а повреждения кузова довольно сложные, то лучше сразу обратиться на СТО.

Перекосы кузова и способы их устранения

Даже начинающий автовладелец знает, что существуют определенные параметры проемов (окон, дверей, капота, крышки багажника) и места расположения базовых точек крепления силового агрегата, подвесок, узлов трансмиссии на основании кузова. Нормальное функционирование автомобиля, всех его узлов и деталей, управляемость и устойчивость могут обеспечиваться только правильным местонахождением базовых точек - в соответствии с требованиями завода-изготовителя. Важно отметить, что завод-изготовитель не просто так устанавливает требования к базовым точкам - это действительно обеспечивает безопасность и беспроблемность эксплуатации автомобиля.

ПРИМЕЧАНИЕ: Перекос кузова - это нарушение геометрических параметров сверх допустимых пределов.

Кузов считается отремонтированным тогда, когда восстановлены его первоначальные геометрические параметры (геометрия кузова) в соответствии с документацией на автомобиль.

При устранении перекоса кузова контролируются следующие параметры:

¦ величины зазоров между кузовом и навесными деталями;
¦ размеры и формы оконных проемов (особенно тщательно нужно контролировать размеры и формы проемов лобового и заднего окон);
¦ взаимное расположение на основании кузова базовых и контрольных точек.

Перекосы кузова бывают пяти типов.

1. Перекос проема. Это перекос боковой двери, ветрового и заднего окон, то есть такое повреждение кузова, при котором нарушились сверх допустимых пределов параметры одного или нескольких проемов.

На рис. 1.5 вы видите следующие перекосы проема:

Перекос проема боковой двери (а);
перекос проема ветрового окна (б);
перекос проема заднего окна (в).

Рис. 1.5. Перекос проема

2. Несложный перекос кузова. Несложным считается такое повреждение кузова, при котором сверх допустимых пределов изменяются геометрические параметры проемов капота или крышки багажника (задней двери хетчбэка), но при этом не нарушена геометрия основания и каркаса кузова, дверных и оконных проемов (могут быть изменены зазоры дверей с передними или задними крыльями автомобиля).

На рис. 1.6 вы видите следующие перекосы кузова:

¦ перекос проема капота (а);
¦ перекос проема крышки багажника (б);
¦ перекос проема задней двери хетчбэка (в).

Рис. 1.6. Несложный перекос кузова

3. Перекос кузова средней сложности. При таком перекосе одновременно нарушаются геометрические параметры проема капота и крышки багажника (задней двери хетчбэка) или кузов повреждается с нарушением сверх допустимых пределов геометрических параметров передних или задних лонжеронов (но без нарушения геометрии каркаса кузова).

На рис. 1.7 вы видите следующие перекосы кузова средней сложности: перекос проема капота и крышки багажника (а); перекос передних и задних лонжеронов (б).

Рис. 1.7. Перекос кузова средней сложности

4. Сложный перекос кузова. При данном перекосе одновременно нарушаются сверх допустимых пределов геометрические параметры передних и задних лонжеронов (а); или кузов поврежден с нарушением и геометрических параметров передних или задних лонжеронов, и каркаса кузова (б); или нарушены геометрические параметры только передних лонжеронов (если у автомобиля конструктивно нет поперечины передней подвески) (в) (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Сложный перекос кузова

5. Перекос кузова особой сложности. При этом перекосе происходит повреждение кузова с нарушением сверх допустимых пределов геометрических параметров передних и задних лонжеронов и каркаса кузова; если конструктивно отсутствует поперечина передней подвески, то нарушаются геометрические параметры только передних лонжеронов и каркаса кузова автомобиля (рис. 1.9).

Наличие перекоса кузова определяется по изменению величины зазоров сопрягаемых навесных и приварных панелей кузова. Если зазоры отличаются от нормативных, а двери, капот и крышка багажника открываются или закрываются с трудом, то в этих местах перекошен каркас кузова.

Рис. 1.9. Перекос кузова особой сложности

Чтобы определить, имеется ли перекос основания кузова, зачастую приходится демонтировать обивку, которая закрывает места возможной деформации металла в области тоннеля пола или колесных арок.

В результате аварии могут произойти разнообразные деформации, которые существенно (и, конечно же, негативно) повлияют на дальнейшую эксплуатацию автомобиля. При деформациях образуются складки пола и других элементов основания кузова или рамы. Как правило, складки образуются в зоне удара, а в отдаленных от зоны удара местах - в длинномерных деталях кузова (чем длиннее деталь, тем больше она подвержена деформации) и в промежутках между точками сварки (если промежутки большие, металлические листы могут сдвинуться относительно друг друга, в результате чего образуются складки).

Чтобы обнаружить очевидные деформации (к примеру, смятый капот или смятую крышку багажника, поврежденные двери, «гармошку», которая еще недавно была крылом автомобиля), достаточно внимательно осмотреть автомобиль снаружи. Подобными деформациями дело может не закончиться, поэтому, если в процессе ремонта, где-то на середине рихтовочных работ, вы не хотите неожиданно обнаружить деформацию, требующую вытягивания кузова автомобиля, его необходимо осматривать на подъемнике. В этом случае вы сможете оценить состояние основания кузова и рамы. Осмотр проводится визуально, а для большей гарантии, чтобы наверняка обнаружить все складки, рекомендуется также ощупывать рукой детали машины. Как известно, ладонь и пальцы являются довольно чувствительным контрольным инструментом, поэтому при ощупывании можно обнаружить складки, не заметные глазам.

Деформации кузова могут нарушить правильность расположения колес (в результате автомобиль становится неустойчив на дороге, а шины быстро изнашиваются), а также изменить месторасположение контрольных точек (то есть нарушить диагонали). Если обнаружена деформация кузова, необходимо проверить развал-схождение, то есть проконтролировать геометрию мостов. При этом контролируется и сравнивается положение колес на разных сторонах автомобиля.

Чтобы проверить, не смещены ли контрольные и базовые точки, необходимо воспользоваться методом диагональных замеров или с применением рамочных приспособлений проконтролировать местонахождение базовых точек основания кузова. Иногда замеры приходится делать на специальных стендах (стапелях), при этом необходимо полностью разобрать кузов.

Метод диагональных замеров заключается в контроле расстояний между симметрично расположенными точками основания кузова в диагональном и продольном направлениях. Длины диагоналей роли не играют, проверяется лишь симметричность расположения контрольных точек. Если диагонали оказываются разной длины (то есть несимметричными), то перекос кузова однозначно произошел. На рис. 1.10 представлена схема замеров для определения перекоса основания кузова.

Но даже если замеры показывают, что точки симметричны друг другу, это еще не означает, что перекоса основания кузова нет. Результаты замеров необходимо сравнить с данными документации на автомобиль. Если имеются отклонения от установленного норматива, то уровень этих отклонений указывает на степень перекоса основания и каркаса кузова.

Устранение перекоса кузова. Перед устранением перекосов кузова все узлы и детали автомобиля, которые могут помешать рихтовке, сварке и покраске, нужно снять. Машину необходимо установить на стапель (рис. 1.11).

Рис. 1.10. Схема замеров для определения перекоса основания кузова (замеры производятся как в диагональном, так и в продольном направлениях)

Рис. 1.11. Автомобиль на стапеле, готовый к правке перекосов кузова

В первую очередь восстанавливаются геометрия и формы основания и каркаса кузова, и только потом выполняются правка и рихтовка лицевых панелей. Правка и рихтовочные работы могут производиться как при снятых, так и при присоединенных лицевых панелях.

Если есть детали, которым в принципе невозможно вернуть форму или установить их на место должным образом, то их нужно отсоединить до начала работ по устранению перекоса кузова.

Последовательность правки такова: сначала правятся более жесткие детали, а затем - менее жесткие.

Первой восстанавливается центральная часть кузова (салон). Выправленные участки фиксируются жесткими растяжками (их положение должно быть неизменным при последующей правке сопряженных с ними участков кузова). После того как восстановлена центральная часть, производится правка багажного отделения и моторного отсека. И только затем восстанавливаются резьбовые и крепежные детали кузова (их можно просто заменить новыми).

Измерительные рамочные приспособления следует устанавливать на ремонтируемый кузов только для проверки его параметров. Любые ремонтные работы (правка, вытяжка, рихтовка и пр.) с установленными измерительными рамочными приспособлениями выполнять не следует. Геометрия рамочных приспособлений проверяется на исправном кузове.

Для проверки проемов дверей, капота, крышки багажника и окон можно использовать навесные детали и технологические стекла.

Перекосы проема кузова устраняются с помощью механических или гидравлических растяжек. В комплекты таких растяжек входят различные упоры, захваты, удлинители и скобы. Эти устройства предназначены для того, чтобы производить растягивающие и сжимающие усилия в проемах кузова (до 3-5 тонно-сил) (рис. 1.12).

Опорные части растяжек нужно располагать на жестких элементах кузова. Если это невозможно или требуется иное расположение растяжек, следует подложить деревянные брусья, чтобы равномерно рассредоточить нагрузку на кузов (в противном случае возможна деформация кузова под опорой растяжки).

Рис. 1.12. Установка упоров, захватов, скоб, удлинителей при правке проемов

Автомобиль устанавливается на вытяжной стенд. При несложных перекосах кузова обычно используются упрощенные универсальные стенды (рис. 1.13) для вытяжки поврежденных элементов, при этом кузов жестко закрепляется на стенде, а снаружи кузова располагаются силовые устройства (рис. 1.14).

Процесс вытяжки контролируется с помощью стандартных измерительных инструментов, рамочных приспособлений или диагональных замеров. При работе на таких стендах нагрузка может прилагаться под любым углом к продольной оси кузова, а силовые устройства позволяют изменять направление усилия от горизонтального до вертикального.

Если же перекос кузова сложный, то необходим высокопроизводительный универсальный стенд, где усилие растяжки может достигать 10 тонно-сил и даже более. Такие стенды оснащены измерительными системами, с помощью которых контролируются параметры выправляемой части кузова в процессе вытяжки.

Рис. 1.13. Универсальный стенд для правки кузовов легковых автомобилей

Для устранения несложного перекоса автомобиль нужно установить на рабочий пост и определить точку, к которой следует прилагать усилия, и место опоры силовой растяжки на кузове. Затем следует подобрать оснастку к силовым устройствам (удлинители, упоры, скобы и захваты). Силовая растяжка с оснасткой устанавливается в проеме кузова в направлении необходимой вытяжки. На рис. 1.15 и 1.16 вы видите варианты устранения перекосов кузова (стрелками показаны направления приложения усилий).

Чтобы рассредоточить нагрузку в месте опоры силового устройства на кузов, можно использовать в качестве опоры деревянные брусья (из древесины твердых пород). Усилие, необходимое для правки перекоса проема, создается с помощью гидравлической или механической силовой растяжки.

Рис. 1.14. Силовое устройство для несложной правки кузова

Если повреждение какой-либо детали не позволяет устранить перекос проема, приходится также выправлять деформацию металла рихтовочным инструментом. Например, если при аварии автомобиль перевернулся и лег на крышу и, кроме перекоса проема, деформированы стойки, то их приходится выправлять рихтовочным инструментом в процессе правки перекоса проема. В противном случае после необходимой вытяжки или сжатия проема они могут деформироваться так, что правка будет или очень сложной, или вообще окажется невозможной.

Рис. 1.15. Установка винтовых и гидравлических растяжек для устранения перекосов дверных и оконных проемов

Рис. 1.16. Установка силовых устройств для устранения перекоса проема капота или крышки багажника (задней двери хетчбэка)

После приложения усилия растяжения или сжатия проверяется геометрия проема. Правка повторяется до тех пор, пока геометрия проема не достигнет нормы.

Если есть необходимость, в процессе правки можно изменять направление приложения нагрузки, корректируя места установки силовых растяжек и требуемое для правки усилие при контроле геометрии проема. Вы можете использовать одновременно несколько силовых растяжек.

Правка сложных перекосов проемов кузова производится по тому же принципу, что и правка несложных перекосов.

Для правки сложных перекосов проемов автомобиль устанавливается на универсальный правочный стенд. В направлении усилия правки кузова устанавливается и закрепляется силовая установка, подбираются необходимые стропы и захваты для того, чтобы закрепить их за поврежденную деталь. Отметим, что усилие нужно прилагать именно к поврежденной детали, а не рядом.

После того как определены точки крепления, захваты прикрепляются к жестким элементам поврежденной части кузова. Захват соединяется с рычагом силового устройства цепями.

ПРИМЕЧАНИЕ: При этом гидроцилиндр силового устройства находится в начале рабочего хода, цепь предварительно натянута, а угол наклона цепи выбирается в зависимости от необходимого направления приложения усилия.

Усилие вытяжки создается гидравлическим цилиндром. Таким образом производится вытяжка поврежденной детали.
В случае необходимости при вытяжке поврежденной детали, так же как и при правке несложных перекосов, производится выправление деформаций, препятствующих устранению перекоса (то есть рихтовка выполняется одновременно с воздействием силовых устройств).

В процессе вытяжки необходимо контролировать геометрию базовых точек выправляемой части. Для этого вытяжка производится поэтапно, и замеры выполняются после каждого этапа, пока не будет достигнут удовлетворительный результат. Результаты замеров также показывают, следует ли изменять направления вытяжки и места приложения силового усилия.

При необходимости можно использовать два силовых устройства и (или) дополнительные силовые растяжки (рис. 1.17).

Рис. 1.17. Установка силовых устройств и растяжек при устранении перекоса кузова средней сложности

Если перекос кузова особой сложности и приходится использовать одновременно несколько силовых устройств, то силовые усилия лучше всего направлять в противоположные от центра кузова стороны. В качестве альтернативы можно закрепить кузов на стенде с помощью дополнительной поперечной силовой балки.

Если силовые элементы основания кузова (лонжероны и поперечины) не вытягиваются или есть вероятность их необратимой деформации в результате приложения силовых усилий, то в процессе правки нужно отсоединить связующие элементы (усилители и соединители) выправляемого силового элемента (лонжерона и поперечины). Связующие элементы отсоединяются по точкам сварки и устанавливаются на место по окончании вытяжки.

После того как вытяжка завершена, убираются все вспомогательные элементы (силовые стойки, растяжки, захваты и цепи). Затем выполняется правка и рихтовка наружных поверхностей деталей кузова. После правки и рихтовки снятые навесные кузовные детали устанавливаются на свои места (приварные детали закрепляются по точкам сварки).

Если на поверхности кузова имеются очаги коррозии, то при подготовке кузова к покраске их необходимо устранить.

Источник информации: Покраска автомобиля и кузовные работы. Георгий Бранихин и Алексей Громаковский