Как часто менять масло в двигателе – основные моменты. Как часто надо менять свечи зажигания и основные признаки необходимости их замены Через сколько км производится замена масла

Вопрос о том, через сколько километров пробега следует менять масло в двигателе, в принципе, не имеет однозначного ответа.
Это определяется как свойствами той или иной марки масла, так и характеристиками двигателя. Под последними подразумевается и состояние конкретного мотора, то есть степени износа его деталей, состояние систем питания, зажигания, охлаждения и т.д.
Поэтому как часто менять масло в двигателе своего автомобиля – решать вам. Для того, чтобы вы могли иметь хотя бы приблизительные критерии в определении сроков замены, расскажем о том, что на эти сроки влияет, а также рассмотрим некоторые вопросы, связанные непосредственно с практической стороной вопроса – на тот случай, если вы осуществляете замену масла в двигателе своими руками.

Свойства различных видов масел

Замена масла в двигателе автомобиля


Моторные масла, получающиеся вследствие определённой обработки тяжёлых фракций нефти, называются минеральными. Необходимые характеристики придаются им путём добавления присадок.
Минеральные масла имеют невысокую термостойкость, и именно применение антиокислительных и моющих присадок при их производстве позволяет избежать образование лаковых отложений и нагара на деталях.
Также использование других активных веществ обеспечивает разрушение крупных твёрдых частиц загрязнений, образовавшихся в процессе работы двигателя.

Удачный пакет присадок это всегда компромисс между их полезным и негативным влиянием в плане срока службы двигателя.

Не менее важны и загущающие присадки, при помощи которых становится возможным использование смазочных материалов при относительно высоком температурном режиме работы.
Но использование присадок ограничивается тем, что, по достижении определённого процента содержания их в масле, они могут принести больше вреда, чем пользы. Например, выгорание легирующих добавок приводит к повышенному нагарообразованию на деталях, что может вызвать серьёзные поломки, например, прогорание днища поршня.
Поэтому удачный пакет присадок – это оптимальный компромисс между их полезным или негативным влиянием в плане срока службы двигателя.
В результате получается следующая картина: сроки замены современных минеральных масел – примерно после 5000 км пробега. Поэтому появление моторных масел, полученных путём химического синтеза, является шагом вперёд.

Периодичность замены синтетического моторного масла в двигателе составляет в среднем 15 000 км. Такой большой срок обусловлен более высокими характеристиками базового масла (по сравнению с минеральным).
Но большей популярностью пользуется так называемая «полусинтетика» – минеральное моторное масло с добавлением (около 30%) синтетических соединений. Полусинтетика, являясь своеобразным «гибридом», имеет улучшенные характеристики по сравнению с «минералкой», но стоит дешевле синтетических смазочных материалов.

Полусинтетика имеет улучшенные характеристики по сравнению с «минералкой», но стоит дешевле синтетических смазочных масел.

Замена полусинтетического моторного масла в двигателе производится в среднем через 10 000 км.
Разумеется, все приведённые цифры усреднены – различные производители могут заявлять отличные друг от друга показатели для смазочных материалов с одинаковыми маркировками. Это, скорее, основной ориентир, по котророму можно определить, через сколько следует менять масло в двигателе определённого авто.
Несколько иначе определяется «пробег» двигателей тракторов. В силу своего предназначения подобная техника за рабочий день может не проехать и километра, но произвести при том немалый объём работ. Ресурс мотора в таком случае исчисляется счётчиком моточасов. Поэтому тот, кто её обслуживает, должен знать, через сколько моточасов следует менять масло в двигателе.

Состояние двигателя

На срок службы моторного масла оказывает и состояние деталей мотора, в особенности это касается шатунно-поршневой группы. Попадание масла в камеры сгорания, его перегрев в результате прорыва картерных газов из-за чрезмерных зазоров ведёт не только к перерасходу (угару), но и к чрезмерному окислению материала. В результате – на одних деталях лаковые отложения, на других – нагар.
Нарушение температурного режима из-за неисправностей системы охлаждения, плохая вентиляция картера также существенно сокращают срок службы масла.

Характер эксплуатации двигателя

Наиболее губителен для мотора является городской цикл движения, особенно частые поездки на малые расстояния. Происходит это вследствие резких перепадов температуры, работой на обогащённой топливной смеси – в моторное масло попадает конденсат, нагар на деталях не сгорает, большая вероятность попадания топлива в масло. Поэтому, чем чаще владелец «городской» машины обновляет смазку мотора, тем больше становится его ресурс и тогда не понадобятся дополнительные .

Городской цикл движения является наиболее губительным для двигателя автомобиля.

Но это в равной мере относится и к любителям «покрутить» двигатель. При экстремально высоких оборотах мотора (когда стрелка тахометра достигает красной зоны) моторное масло может подвергнуться перегреву, вследствие чего его присадки распадаются, образуя частицы абразивной грязи.

Замена моторного масла

Стоимость замены масла в двигателе в автосервисе невысока – около 500-600 рублей, но многие автовладельцы предпочитают осуществлять её самостоятельно.
Правильно менять масло в двигателе несложно - процедура в большинстве случаев проста: сливаете старое масло, выкрутив сливную пробку в картере (поддоне), выкручиваете старый масляный фильтр и ставите вместо него новый. Заливаете свежее масло, ориентируясь по щупу или по объёму, указанному в руководстве по эксплуатации, чтобы .

Несколько моментов, требующих внимания при замене масла

Правильно менять масло в двигателе несложно, эта процедура в большинстве случаев очень проста.

Сливайте масло, когда двигатель прогрет – так меньше останется «отработки».
Проверьте , которое вы собираетесь залить в двигатель.
Иногда старый фильтр не откручивается руками, поэтому неплохо заранее обзавестись съёмником. Но обычно достаточно обернуть его корпус грубой наждачкой – чтобы не проскальзывали руки.
Убедитесь, что уплотнительное кольцо фильтра не осталось на площадке под фильтр. Это не шутка – такой «прокол» случается даже с работниками сервисов. Если старую резинку не убрать, то при пуске мотора масло оросит подкапотное пространство и потом будет достаточно долго являться источником грязи и неприятного запаха.

Перед установкой заполните новый фильтр маслом и смажьте уплотнительное кольцо – чтобы оно не повредилось.
Не перестарайтесь, когда будете закручивать новый фильтр – как правило, достаточно усилия рук, без инструментов. Если фильтр будет слишком сильно закручен, снимать его при последующей замене будет трудно.
Под «экспресс-заменой» масла в двигателе обычно подразумевают откачку отработанного смазочного материала вакуумным насосом. Преимущество такого способа в том, что не потребуется смотровая яма или подъёмник, чтобы слить отработанное масло.
Но сливать всё же предпочтительнее – «самотёком» оно сольётся более полно.

Под «экспресс-заменой» масла в двигателе обычно подразумевают откачку отработанного масла вакуумным насосом.

Чтобы наиболее точно установить требуемый уровень по щупу, следует после заливки масла запустить двигатель. После того, как контрольная лампочка давления погаснет, заглушите его и проверяйте уровень через несколько минут – масло должно стечь в картер.
Правда, на некоторых современных моторах (например, на «Мерседесах») нет масляного щупа, поэтому либо заливать свежее масло следует согласно объёму, указанному в руководстве по эксплуатации, либо пользуясь познаниями английского языка и меню бортового компьютера.
И напоследок – если вы решили залить синтетическое или полусинтетическое масло, а до того ездили на минеральном – промойте как следует двигатель . Известны случаи, когда «синтетика» отмывала старые загрязнения, которые закупоривали каналы системы смазки, что приводило к проворачиванию вкладышей коленвала.

Мы постарались рассказать о том, почему столь важны качества моторного масла, что с ним происходит в недрах двигателя и какие факторы влияют на его старение. Осталось рассказать о том, как эти факторы связаны с интервалами замены масел и как часто придется менять масла в процессе реальной эксплуатации.

Город и трасса

Надо сказать, что замена масла "по пробегу" почти всегда будет неоптимальной. Одинаковый пробег по трассе и в городском режиме - это более чем четырехкратная разница в моточасах и огромная разница по части деградации масла. Например, при стандартном интервале замены в 15 тысяч километров в пробках масло проработает все 700 часов, а на трассе - даже меньше 200.

Для качества работы масла эта более чем трехкратная разница - колоссальная, ведь даже при работе на малой нагрузке термическое воздействие на масло очень велико. В современных моторах ситуация усугубляется высокой температурой термостатирования, плохой вентиляцией картера и отсутствием его охлаждения на стоящей в пробках машине, что вызывает резкое снижение его ресурса.

На трассе нагрузка тоже может быть очень разной. На скорости до 100-130 километров в час у большинства машин нагрузка на мотор ниже средней, температуры невелики, а вентиляция картера работает хорошо. У мощных моторов нагрузка и вовсе оказывается минимальной, а значит, и очень слаба нагрузка на масло.

При скоростях побольше, по мере возрастания нагрузки на двигатель, растет и нагрузка на масло. На малолитражных моторах с "короткой" трансмиссией мотору и маслу уже может приходиться совсем несладко. На более мощных моторах нагрузка будет увеличиваться плавнее.

Вместе с увеличением нагрузки на мотор ухудшаются и условия работы масла: возрастает температура поршней, начинает увеличиваться поток разрушающих картерных газов. Таким образом, оптимальным режимом работы и для масла, и для мотора являются средняя скорость в половину от максимальной и малое время работы на холостом ходу после прогрева.

При подсчете моточасов оказывается, что типичный интервал замены масла в 15 тысяч километров в моточасах составляет от 200 до 700, в зависимости от режима движения. Судя по работе счетчиков регламентного пробега на BMW и интервалов замены масла на технике, у которой срок замены указан именно в моточасах, при типичной эксплуатации его можно удерживать в пределах от 200 до 400 часов для разных режимов эксплуатации, за исключением постоянной работы в режиме максимальной мощности.

Случаи явного превышения при использовании стандартных полусинтетических масел и синтетики на гидрокрекинговой основе чреваты "осложнениями" для двигателя в виде закоксовывания и уменьшения подвижности поршневых колец.

Как ни странно, но 400 моточасов на типичных городских скоростях в 20-25 км/ч - это как раз те самые 8-10 тысяч километров пробега на одной порции масла. А 400 моточасов на скорости в 80 км/ч - это уже кажущиеся нереальными 32 тысячи километров, хотя вряд ли стоит стремиться к такому показателю.

Что ж, немногие из нас могут похвастаться, что эксплуатируют автомобили в загородном цикле с постоянной скоростью. Так что же делать, если пробеги в основном городские, а двигатель к тому же форсированный? Например какой-нибудь 1.2 TSI? Очевидно, что масло нужно менять чаще.

Впрочем, не только от режима езды зависит интервал замены. Еще немаловажное значение имеет, какое именно масло залито в мотор.

Виды моторных масел

Выбор масел в магазинах очень широк, если не сказать огромен. Некоторые из них недалеко ушли от советских минеральных масел, некоторые выглядят в сравнении с ними как космический корабль рядом с телегой.

Прежде всего, нужно усвоить один важный тезис: любое масло состоит из основы и пакета присадок. Основа бывает минеральной, полусинтетической и полностью синтетической, во множестве вариаций.

Полусинтетика

Примеры: Esso Ultron 2000.

Чисто минеральные масла уже почти не встречаются, их заменила "полусинтетика", у которой гораздо выше содержание присадок. Среди таких масел нет долгоживущих, продукты распада их достаточно сильно загрязняют мотор, а присадки держатся недолго, и вязкость сильно меняется со временем. Но интервалы замены порядка 10-15 тысяч километров им вполне по силам. Но чуть сложнее условия и выше количество моточасов, и лучше бы этот интервал сократить.

Синтетические гидрокрекинговые масла

Примеры: Mobil 1 New Life 0w40.

Их часто считают почти такой же "полусинтетикой", но они заметно лучше в реальной эксплуатации. Чуть более дорогая "основа" позволяет сделать скачок в стабильности вязкости и способности удерживать пакет присадок. Большая часть "штатных" масел от автопроизводителей относится как раз к этому семейству. Они позволяют в тепличных условиях получить пробег от замены до замены и в 30 тысяч километров, но на практике в наших условиях лучше вспомнить, что масла этой серии почти все малозольные и сильно зависят от мотора и бензина.

Зато при пробегах даже в 15 тысяч километров до замены они оказываются заметно лучше "минералки": у них обычно меньше вредных продуктов разрушения и лучше моющие свойства.

Но зачастую дело не только в гидрокрекинге. В основе таких масел есть и ПАО, и эстеры, о которых чуть ниже. Существенной особенностью является то, что так называемые малозольные масла Low-SAPS на этой основе имеют значительно сниженный пакет присадок для минимизации количества сульфатной золы, фосфора и серы, что, возможно, продлевает поначалу ресурс катализаторов, но явно уменьшает срок жизни мотора.

Синтетические масла на основе полиальфаолефинов

Примеры: Ravenol VPD/VDL 5W40, Liqui Moly Synthoil High Tech 5W- 40.

Это хиты прошлых лет и основа многих чисто гоночных масел. Их основа еще дороже, но у них лучше текучесть, а температуры замерзания способны справиться с сибирскими морозами - без всяких присадок они могут быть ниже минус 60 градусов! Они почти не угорают, а продукты их распада максимально чисты и не образуют закоксовываний поршневых колец.

К сожалению, это не продукты массового применения, и цена их значительно выше цены гидрокрекинговой синтетики, а еще у них менее стойкая масляная пленка и хуже коэффициент трения.

Говорить об интервале замены сложнее, но основа такого масла стареет очень медленно. Впрочем, пакеты присадок остаются сложными и все равно имеют свой срок службы, да и механические загрязнения не исчезают. Но такие масла действительно способны реализовать LongLife программы замены без снижения ресурса мотора, может быть, даже превысить стандартный интервал в 400 моточасов.

Надо заметить, что гидрокрекинговая синтетика малой вязкости часто содержит значительный объем ПАО, и в реальной эксплуатации разница между разными типами "синтетики" куда меньше, чем разница между чистыми основами. Малозольные масла с этой основой тоже могут иметь слабый пакет присадок.

Эстеровые масла

Примеры: Motul V300, Хenum WRX, GPX.

Масла на основе диэфиров и полиэфиров - следующий шаг эволюции. Они еще лучше, чем ПАО-масла. Их выкипаемость ниже, ниже и коэффициент трения. Они имеют очень стойкую масляную пленку и отличные моющие свойства самой основы. Но такая основа еще дороже, и многие масла, в названии которых присутствует слово "эстеры", на самом деле не являются чисто эстеровыми, а состоят из смеси продуктов гидрокрекинга, эстеров и ПАО.

Ресурс до замены у таких масел теоретически заметно выше, но в силу особенностей эксплуатации и наличия множества масел с малым пакетом присадок многие считают такие масла "спортивными" и не способными даже на работу со стандартным интервалом замены.

На самом деле, эстеровые масла требуют меньше противозадирных и стабилизирующих присадок, и результаты тестов успешно опровергают теорию о малом ресурсе. Так что не стоит менять эстеровые масла каждые 6 тысяч километров, если только вы не хотите перестраховаться при эксплуатации их на очень форсированных тюнинговых моторах.

Масла этого типа способны "промыть" даже весьма загрязненные моторы, так что после эксплуатации с большими интервалами замены на маслах с минеральной или гидрокрекинговой основой это то, что нужно двигателю.

Если вы думаете, что масло в двигателе нужно менять через каждые 10–15 тысяч км, как того требует сервисный регламент, то вы неправы. Почему? Далее мы подробно об этом расскажем.

1 Почему сервисный регламент неточен и как на него влияет город

Производители автомобилей указывают периодичность замены масла в километраже. Однако двигатель машины работает не только во время движения, но и на холостом ходу. Поэтому при езде в городском режиме он может проработать в четыре раза дольше, чем при езде по трассе при одинаковом километраже. Пробег, измеряемый временем работы двигателя, называют моточасами.

К примеру, 15 тысяч км пробега на трассе в среднем составляет около 200 часов, а в городе может превышать 700 часов. В результате нагрузка на моторное масло увеличивается колоссально, ведь даже на холостом ходу смазочный материал подвергается воздействию высоких температур. Причем, в городских пробках отсутствует вентиляция картера, что снижает ресурс масла, т.е. нагрузка на смазку увеличивается еще больше.

Но на долговечности смазки сказывается не только количество моточасов. Большую роль играет и манера вождения. К примеру, при движении по трассе со скоростью 100-130 км/ч смазка подвергается минимальным нагрузкам, так как двигатель хорошо вентилируется и работает не на пике своей мощности. При повышении скорости увеличивается нагрузка на мотор, а значит и на смазочную систему, так как поршни разогреваются до более высоких температур, повышается объем картерных газов, обладающих разрушающим действием. Эффект от повышения скорости особенно заметен на малолитражных автомобилях, которые имеют маломощные двигатели и "короткую" трансмиссию.

Поэтому, как вы видите, пробег в 10–15 тысяч км – это далеко не точный показатель необходимости замены масла. К примеру, в современных автомобилях БМВ, у которых имеется счетчик, считающий моточасы, сроки замены составляют 200–400 часов при умеренной эксплуатации машины, а также при условии использования качественного топлива. При работе двигателя в режиме максимальной или близкой к максимальной мощности период замены масла значительно сокращается.

Еще один важный момент, от которого зависит срок эксплуатации смазки – это вид используемого масла. Поэтому о разновидностях существующих масел и сроках их эксплуатации поговорим отдельно. Отсюда следует, что определять сроки замены по пробегу, указанному производителем, можно лишь в том случае, если автомобиль эксплуатируется в режиме загородной езды с постоянной скоростью. Но это бывает крайне редко. Поэтому масло в двигателе необходимо менять чаще.

2 Что нужно знать о видах масла и сроках их эксплуатации

Как известно, моторные масла бывают нескольких видов:

  • полусинтетические;
  • синтетические гидрокрекинговые;
  • синтетические полиальфаолефиновые;
  • эстеровые;
  • полигликолевые.

Чисто минеральные масла уже практически не встречаются. На их смену пришли полусинтетические составы. Однако и они уже не пользуются особым спросом, так как имеют несколько серьезных недостатков:

  • имеют низкое содержание присадок;
  • сильно засоряют двигатель;
  • их вязкость не стабильная, т.е. она сильно меняется от температуры, а также изменяется с течением времени эксплуатации смазки.

Как несложно догадаться, "живучесть" этих продуктов невысокая, по сравнению с более современными составами. Поэтому сроки замены желательно сократить до 8-10 тысяч километров, особенно в городском режиме эксплуатации автомобиля, при условии использования качественного продукта от известного производителя.

Синтетические гидрокрекинговые масла пользуются в последнее время наибольшей популярностью, так как именно они пришли на смену полусинтетике. В частности, стандартные масла, изготавливаемые автомобильными производителями, относятся именно к этой категории. Зачастую эти составы относят к полусинтетике, в чем есть доля истины. Но благодаря наличию в составе качественной основы, они обладают более стабильной вязкостью и долговечностью.

В нормальных условиях качественное гидрокрекинговое масло может прослужить и 30 тысяч километров. Но в наших условиях, конечно же, так долго эксплуатировать смазку не стоит. К тому же, переработка таких масел приводит к снижению подвижности колец поршней, а также закоксованности двигателя и повышению трения. Практически все синтетические гидрокрекинговые масла относятся к малозольным и сильно восприимчивы к качеству топлива.

Что же касается стандартных пробегов в 10-15 тысяч километров, то эти составы показывают себя гораздо лучше, чем минеральные и полусинтетические аналоги. Кроме того, можно выделить несколько других их достоинств:

  • лучше удерживают присадки, соответственно дольше сохраняют все свои свойства;
  • обладают хорошими моющими качествами;
  • имеют меньше продуктов разрушения, которые оказывают негативное воздействие на двигатель.

Из минусов можно выделить то, что эти составы не лучшим образом сказываются на долговечности самого мотора, что связано со сниженным пакетом присадок.

Синтетические полиальфаолефиновые масла, в отличие от гидрокрекинговых, не образуют закоксованности колец поршней, практически не выгорают и имеют максимально чистые продукты распада. Еще одно их положительное качество заключается в хорошей текучести, которая сохраняется даже при сильных морозах. Что касается сроков замены, то стареет это продукт медленнее, чем гидрокрекинговые аналоги.

Однако следует понимать, что долговечность смазки зависит не только от ее основы. В составе продукта всегда имеется сложный пакет присадок, которые имеют свой срок службы. Плюс никуда не исчезает механическое загрязнение, которое накапливается с течением времени. Поэтому не стоит ездить даже на таких маслах свыше 400-500 часов, так как дальнейшая эксплуатация будет снижать ресурс мотора в ускоренном темпе. Учитывая высокую стоимость этих масел, далеко не всегда имеет смысл их использовать вместо гидрокрекинговых.

Эстеровые масла можно назвать новым шагом эволюции. Они отличаются низкой выкипаемостью и низким коэффициентом трения. Теоретически время эксплуатации этих масел до замены должно быть выше. Но на практике зачастую эстеровые составы имеют малый пакет присадок, в результате чего они требуют замены даже раньше стандартного срока. Поэтому их называют спортивными, т.е. предназначенными для кратковременного использования. Эстеровые продукты имеет смысл применять для промывки двигателя после использования минеральных и полусинтетических масел больше положенного срока. Данный состав отлично справляется с очисткой поверхности мотора от всевозможных загрязнений.

Полигликолевые составы являются наиболее прогрессивными. Они обладают еще меньшим коэффициентом трения, к тому же, способны растворять даже продукты собственного распада. Они лучше остальных аналогов способны удерживать присадки. К сожалению, в широком доступе на сегодняшний момент можно найти полигликолевое масло только Kroon Oil . Данных о его независимых тестах практически нет. Но вполне возможно, что эта смазка действительно способна работать дольше остальных.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что производители автомобилей указывают интервал межу заменой смазки с учетом использования стандартного масла, т.е. синтетического или полусинтетического. Однако разные типы смазок отличаются составами и разным количеством присадок. Соответственно, у них и разные сроки эксплуатации. К сожалению, по табличным характеристикам определить срок эксплуатации невозможно. Поэтому, покупая ту или иную марку продукта, ознакомьтесь с результатами нескольких независимых тестов.

В любом случае, если автомобиль эксплуатируется в городских условиях, не стоит менять масло реже, чем через каждые 8–9 тысяч километров. Как показывает практика, в этом случае двигатель остается чистым, значительно уменьшается износ деталей, а, следовательно, увеличивается и долговечность мотора.

3 Как часто осуществлять замену смазки для очистки двигателя

Если вы приобрели б/у автомобиль с непрозрачной сервисной историей или заметили через маслозаливочную горловину, что на поверхности мотора много налета, двигатель следует промыть. Конечно, для этого существуют специальные присадки и . Но наиболее качественный и безвредный для двигателя результат можно получить только путем промывки двигателя моторным маслом.

Схема промывки достаточно простая:

  1. старая смазка сливается, после чего меняется фильтр и заливается новое масло;
  2. на новом масле машина должна проехать около 2 тысяч км;
  3. затем еще раз выполняется замена масла, после чего автомобиль должен проехать 4 тысячи км;
  4. следующая замена осуществляется еще спустя 4 тысячи.

Имейте в виду, что на протяжении всего цикла промывки двигателя автомобиль должен эксплуатироваться аккуратно, т.е. в режиме обкатки. В противном случае добиться качественного результата будет невозможно.

Если же двигатель промывался специальной присадкой или промывочным маслом, моторное масло тоже желательно слить как можно раньше. Причем, предварительно следует избавиться от остатков промывочных смесей. Для этого в двигатель необходимо залить небольшое количество моторного масла, чтобы только потух индикатор давления. После этого двигатель нужно завести и дать ему поработать минут 5–10. Затем смазка сливается, и в мотор заливается чистое масло.

4 Почему так важна своевременная замена – тонкости и детали

Напоследок рассмотрим, почему двигателю так важна своевременная замена. Дело в том, что смазка не только уменьшает трение между деталями, но и выполняет несколько других важных функций:

  • предотвращает коррозию поверхностей;
  • удаляет с поверхностей двигателя сажу, продукты сгорания топлива и другие загрязнения;
  • участвует в поддержании оптимальной температуры двигателя, а также обеспечивает его теплообмен.

Если вовремя не заменить смазку, всевозможные присадки начинают разлагаться, в результате чего она утрачивает способность выполнять вышеописанные функции. Кроме того, в ней накапливаются продукты сгорания, которые оседают на поверхностях двигателя. Со временем начинают забиваться масляные каналы, в результате чего смазка поступает к механизмам не в полном объеме. Это, в свою очередь, приводит к быстрому износу деталей.

Таким образом, пренебрегать своевременной заменой масла нельзя, в противном случае даже самый надежный двигатель может "застучать", не выработав отведенного ему срока. Как мы выяснили, заменой желательно заниматься чаще, чем того требуют производители авто.

Вопрос периодичности замены масла в двигателе хотя бы раз затрагивал всех без исключения владельцев автомобилей. К сожалению, однозначного, универсального ответа на него нет. То, через сколько менять масло в двигателе, зависит от совокупности большого количества факторов. О них, а также о других связанных с этим вопросом нюансах и пойдёт речь в этой статье.

[ Скрыть ]

Какие факторы влияют на это?

При этом стоит учитывать, что она была рассчитана на эксплуатацию в стране производителе, где многие внешние факторы, влияющие на срок пригодности смазки (температурный режим, запылённость, состояние дорог) могут существенно отличаться от тех, в которых используется ваш автомобиль.

Поэтому лучше будет не полагаться на заданную производителем периодичность, а производить замену с учётом условий, в которых будет использоваться транспортное средство. К ним можно отнести:

«Возраст» и состояние автомобиля. Если машина новая, можно смело положиться на рекомендации производителя. У автомобиля, который был приобретен уже бывшим в эксплуатации, стоит сразу же произвести смену смазки и масленого фильтра.Не лишним будет произвести промывку и диагностику мотора. Это поможет выяснить, какие смазочные средства использовались ранее и избежать отрицательных эффектов от смешивания разных типов масел.
Тип двигателя. Время пригодности смазочных средств на дизельном двигателе и двигателе внутреннего сгорания отличаются. Как правило, на дизеле период его работы меньше.
Интенсивность использования. Существует распространённое заблуждение о том, что редкое использование автомобиля оберегает силовой агрегат от внутренних повреждений и износа. Но это не так. Если мотор долго не запускать, в нём образуется конденсат.Он вступает в реакцию с продуктами сгорания топлива, образуя кислоту, которая повреждает внутренние комплектующие силового агрегата. Поэтому двигатель после длительного простоя или работающий с большим интервалом требует очистки и смены смазки.
Манера эксплуатации. Если автомобиль используется на предельных мощностях, в него лучше заливать качественные синтетические смазочные средства. Это поможет продлить период работы мотора без смены смазочного материала.
Сезон использования (лето или зима). При обновлении смазки следует принимать во внимание температурный режим эксплуатации. Масло, не рассчитанное на отрицательные температуры, пагубно влияет на состояние мотора при использовании в зимнее время года.
Качество топлива. Низкокачественное топливо может содержать большое количество посторонних примесей. Все несгоревшие примеси могут попасть в смазку, что приводит к изменению её состава и свойств, и, как следствие, сокращению его время пригодности.
Качество и тип самого моторного масла. Очевидно, что периодичность замены смазки напрямую зависит от её качества и состояния. Низкокачественные средства быстро теряет вязкость, а свойства входящих в их состав защитных присадок снижаются. Для более длительной службы подходит синтетические или полусинтетические средства.

Отдельно стоит упомянуть так называемую вакуумную или экспресс-замену смазочной жидкости. Во время этой процедуры, в отличии от традиционной, остается больше отработанной смазки, кроме того, вакуумная замена не избавляет от взвеси, которая накапливается на дне картера. Поэтому вакуумную замену следует чередовать с обычной или на 1-2 тысячи километров раньше сделать замену после такой процедуры.

Некоторые производители утверждают, что их масло не нуждается в замене или может работать без неё длительный срок. На самом деле это скорее маркетинговая уловка, нежели действительность. Смазочная жидкость может работать долго, но для этого нужны идеальные условия эксплуатации, которые в реальности, а особенно на территориях постсоветского пространства практически не встречаются.


Смазочные материалы, разработанные в Европе, следует менять чаще при их эксплуатации у нас. Они рассчитаны на более щадящие условия использования и период их пригодности сильно сокращается ввиду более суровых условий окружающей среды.
При вождении нового автомобиля рекомендуется придерживаться сроков, регламентированных производителем. Это поможет не только увеличить срок службы двигателя, но и соответствует гарантийным обязательствам.


Если вы решили и в дальнейшем просто придерживаться интервала, указанного производителем, старайтесь осуществлять замену смазочных средств не реже заявленного срока. Просрочка в 1-2 тысячи километров пробега не критична, но лучше все-таки не затягивать.
Средний срок службы дешевых минеральных масел 5-7 тысяч километров. Но этот тип смазочных средств сейчас практически не встречается. Его сменили полусинтетические и синтетические смазки. Их нужно менять через каждые 10-20 тысяч километров.

Ориентироваться исключительно на пробег не всегда корректно. Для более точного определения следует обращать внимание ещё и на количество моточасов, с поправкой на режим езды.


Когда своевременная замена особенно необходима?

Существует ряд внешних факторов, значительно сокращающих срок работы моторного масла как для бензинового, так и для дизельного двигателя. Это так называемые «тяжелые условия» эксплуатации автомобиля. К ним можно отнести:

  • Регулярные поездки на небольшие дистанции. Этот вопрос особенно актуален в зимний сезон. При перемещении на короткие дистанции мотор не успевает прогреться полностью. В итоге, эффект сходен с тем, что бывает после долгого простаивания: в моторе образуется конденсат, который смешивается с продуктами отработки топлива и повреждает внутренние детали.
  • Работа вхолостую или в режиме «старт — стоп». Силовой агрегат переносит наибольшие нагрузки в момент, когда автомобиль начинает движение. В это время смазка нагревается сильнее всего, что приводит к потерям её свойств. То же происходит и при длительной работе вхолостую.
  • Большие нагрузки на силовой агрегат. К ним можно отнести езду по пересечённой местности, езду с прицепом или на сильно загруженной машине.
  • Сильная запылённость или загрязнённый воздух.

В случае, если автомобиль эксплуатируется в таких условиях, средство необходимо менять даже чаще регламентируемого срока.


Своевременная смена моторного масла поможет поддержать автомобиль в исправном состоянии. К сожалению, универсального ответа на вопрос «как часто нужно менять масло в двигателе?» нет. Существует регламентируемый производителями срок замены, и смазочные средства стоит менять не реже (оптимально – чаще) указанного срока. Кроме того, смазочное средство необходимо менять в зависимости от выработки моточасов, километров пробега, режима эксплуатации, качества топлива и марки самого масла.

Моторное масло защищает двигатель от перегрева и коррозии, замедляет износ трущихся деталей и нейтрализует действие вредных продуктов неполного сгорания топлива – нагара и сажи. В процессе эксплуатации автомобиля масло теряет полезные свойства и требует периодической замены.

Как изменяются характеристики моторного масла по мере старения?

1.Потеря исходной вязкости.

  • Увеличение вязкости происходит из-за накопления в нем сажи и нагара, и по мере испарения легких углеводородных фракций, содержащихся в свежем масле.
  • Если вязкость меньше нормы, то в масло попало топливо или вода.

2. Нарушение термостойкости масла. Старое масло легко перегревается, что приводит к интенсивному образованию твердого осадка (кокса) и ускоряет износ деталей двигателя, вызывая их поломку.

3.Снижение температуры вспышки. Попадание летучих фракций топлива в масло приводит к снижению температуры вспышки.

4.Ухудшение защитных и моющих свойств масла, препятствующих износу и коррозии деталей двигателя. Причиной может быть попадание в масло антифриза из системы охлаждения двигателя, избыточного количества продуктов разложения присадок, частичек пыли и грязи.

5.Нарушение прочности масляной пленки.

6.Снижение щелочного числа (окисление масла).

Важно! Любое моторное масло имеет щелочной показатель Total Base Number и набор присадок. Чем выше показатель TBN, тем дольше срок службы масла.

7.Потеря текучести. Моторное масло сворачивается по причине перегрева. Причина – большие нагрузки на двигатель, плохая вентиляция картера, недостаточный обдув масляного радиатора, уровень масла в картере ниже минимально допустимого, неисправности в системе охлаждения.

Важно! Чем дольше моторное масло сохраняет свои характеристики, тем больше моторесурс двигателя.

Как часто требуется замена масла в двигателе?

Устоявшееся мнение, что масло в двигателе необходимо менять через 10–15 тысяч км пробега, но не реже одного раза в год, верное отчасти. При определении реального промежутка времени до замены масла необходимо учитывать:

1.Марку и фирму производителя масла, заливаемого в двигатель.

Какое бывает моторное масло:

  • Синтетические масла.

Достоинства:

Термостойкость. Превышение температуры масла при плохой работе системы охлаждения на 10⁰Cв течение получаса вызывает образование кокса и нагара, полимеризацию, а также разрушает присадки, добавленные в масло. Синтетические масла при нагревании практически не теряют вязкости. При этом синтетика сохраняет моющие и диспергирующие, антиокислительные и антикоррозийные свойства до очередной замены масла. Недостаток – высокая стоимость по сравнению с другими моторными маслами.

  • Полусинтетические.

Уступают синтетическим маслам, так как являются смесью базового масла высокого качества (50 – 70%) и минерального масла (30 – 50%) с добавлением всевозможных присадок. Например, если минеральное масло теряет текучесть зимой при температуре — 35⁰С, то полусинтетическое заливают в двигатель автомобиля, эксплуатирующегося в менее суровых условиях – при температуре не более минус 20⁰C. Полусинтетика пользуется популярностью у автолюбителей, так как технические характеристики хоть и хуже, чем у синтетических масел, но стоимость, в зависимости от марки, в несколько раз меньше.

  • Синтетические масла на основе ПАО.

ПАО – полностью синтетическое масло, получаемое путем синтеза полиальфаолефинов. Достоинства: стойкость к окислению при температурных перегрузках и улучшенные антифрикционные свойства, снижающие расход топлива, сделали это масло популярным у автогонщиков и любителей быстрой и агрессивной езды.

  • Гидрокрекинговые масла.

Если ПАО синтетика изготавливается из газа, то масло HC–синтетика получается из тяжелых нефтепродуктов. Масло, произведенное по гидрокрекинговой технологии дешевле ПАО на 20–30%, и практически не уступает ни в чем по техническим характеристикам, кроме термостабильности. У ПАО синтетики устойчивость к температурным перегрузкам в два раза лучше, а временной интервал замены масла длиннее.

  • Эстеровые масла.

Изготавливаются на основе эфиров. Главное достоинство – при холодном пуске двигателя исключается сухое трение деталей двигателя за счет присутствия постоянной масляной пленки, которая выдерживает нагрузку 22 тыс. кг/см². Для сравнения масляная пленка ПАО синтетики держит ударную нагрузку – 6500 кг/см². Недостаток эстеров– это одно из самых дорогих видов масла.

  • Полигликолиевые масла.

На 70% это смесь ПАО и эстеров, в которую добавлен полиэфир ПАГ (полиалкиленгликоль). Самое «чистое» масло, обладающее отличными показателями при запуске двигателя в зимние холода. Вязкость такого масла 180 единиц. Длительное время не теряет своих свойств и поэтому его называют «маслом для ленивых», так как масло ПАГ имеет самый большой моторесурс.

2.Условия эксплуатации. Скорость старения масла зависит от характера поездок. Тяжелые условия эксплуатации это вождение автомобиля в городских условиях в рваном ритме, когда поездка чередуется с длительными стояниями в пробках и форсированном режиме на свободных участках. Но и поездки на междугородних трассах на предельных скоростях также негативно сказываются на ресурсе масла.

3.Особенности собственного автомобиля. Большинство автомобильных концернов не советуют менять рекомендованную для данного автомобиля марку масла. Переход на другое масло может привести к непредсказуемым последствиям. Если же владелец авто решился на такой шаг, то при выборе масла требуется проконсультироваться со специалистами.

4.Денежный фактор. Сравнить моторные масла по цене (примерной, естественно) поможет таблица.

Как заменить масло в двигателе?

Масло меняется в автоцентрах дилера или на станциях технического обслуживания. Для желающих сделать это самостоятельно, но не имеющих навыка, рекомендуется посмотреть видеоролик.

  • В автомобили, находящиеся на гарантийном обслуживании, заливают масло той марки и в сроки, которые указаны в сервисной книжке.
  • Обычный интервал замены масла 10 тысяч км пробега. С учетом условий эксплуатации, манеры вождения, особенностей автомобиля, периодичность замены может быть сокращена до 5–8 тысяч км или увеличена до 15 000 км.
  • Использование масла с увеличенным ресурсом до 20–30 тысяч км требует согласования с заводом изготовителем.
  • Вместе с заменой масла меняется и фильтр. Если двигатель после капитального ремонта, то через 3 тысячи км пробега меняется только масляный фильтр.

Итог

Замену масла лучше доверить профессионалу — ошибка может вам стоить поломки всего двигателя. Если же воспользоваться услугами сервиса нет возможности, старайтесь как можно точнее выбрать масло и подойти к процедуре замены максимально ответственно.