История нивы. Наша «Нива»: из истории «летающего внедорожника Спецверсии и модернизация

Этой машиной по праву гордятся конструкторы Волжского автозавода. Опередившая свое время лет на 20, ставшая настоящей легендой не только в СССР, но и за границей - «Нива» действительно стала революционной разработкой. Собственно, вполне можно называть наш автомобиль первым в мире полноприводным кроссовером, пользовавшимся ошеломительным успехом в сотне стран.

  • Автомобиль для села

    Легковых полноприводных УАЗов в конце 60-х годов не хватало ни армии, ни тем более простым людям. Между тем в деревне полноприводный автомобиль был очень нужен. Разработкой машины «для села» по заданию Алексея Косыгина занялись три крупнейших завода страны: АЗЛК, АвтоВАЗ и Ижмаш.


  • Комфортный внедорожник

    Победили инженеры ВАЗа. Отказавшись от идеи использовать в основе обычные «Жигули», конструкторы создали совершенно новый внедорожник, который мог похвастать не только полным приводом, но и весьма достойным салоном. Забавно, что полноприводной машину решили делать просто потому, что так выходило дешевле.


    Под грифом Фиата

    Испытания прототипов, появившихся уже в 1972 году, проходили в Средней Азии и на Урале. Тестовые экземпляры имели на кузове лого выдуманной марки Formika, сами же инженеры говорили, будто на испытаниях проверяется румынский «Фиат». Поверили в это многие.


    Конвейер и экспорт

    Машина прошла все испытания с блеском. Удачная конструкция настолько понравилась партии, что уже в 1976 году автомобили поступили в массовое производство. Через два года с конвейеров выходило 70 тысяч внедорожников в год и целых 80% из них сразу отправлялись на экспорт.


    Признание на Западе

    Само собой, на экспорт машины шли в люксовом варианте. Задние дворники, люк, панорамные зеркала, защита фар, противотуманки и даже лебедки - «Нива» за рубежом стала пользоваться огромной популярностью. Особенно полюбили внедорожник немцы и англичане, хотя и у тех и у других были свои собственные конструкции. Кстати, «Нива» была единственной советской машиной, попавшей даже на японский рынок.

Транспортная система Советского Союза была в значительной степени «заточена» под хозяйственную деятельность страны. С автомобилями, предназначенными для перевозки грузов или людей, все было понятно. А вот легковая машина для личного пользования, да чтобы радовала глаз, соответствовала, если хотите, модным тенденциям и при этом была бы достаточно надежной – таких моделей долгое время было совсем немного. И, без сомнения, одна из них – это ВАЗ 2121 «Нива».

На фото: ВАЗ 2Э2121, опытный образец, 1973 г

Полный привод - дешевле

Уже к концу 60-х стало понятно, что нужно срочно конструировать автомобиль повышенной проходимости, причем для нужд простого населения. В эти годы уже производились полноприводные легковые УАЗы, но их даже для нужд армии не хватало, так что для большинства автолюбителей такая машина оставалась несбыточной мечтой. И вот, в 1970 году тогдашний председатель совета министров Алексей Косыгин поручил сразу трем автогигантам – АЗЛК, АвтоВАЗу и Ижмашу – создать, как он выразился, автомобиль «для села». И ВАЗ справился с этой задачей лучше конкурентов.

Сначала конструкторы думали взять за основу обычные «Жигули», увеличить у автомобиля дорожный просвет и оснастить полным приводом, но потом решили сделать принципиально новую машину «с нуля». Получился первый в мире комфортный внедорожник малого класса. Интересно, что за рубежом джипы, в основном, имели отключаемый передний привод, зависимую подвеску, рамную конструкцию и весьма скромный интерьер.

1 / 2

2 / 2

На фото: ВАЗ 2121 "Нива", опытный образец, 1975 г

Наши разработчики все сделали наоборот: постоянный полный привод, независимая подвеска, кузов – несущий, а салон комфортабельный и красивый. Впрочем, мало кто знает, что полноприводной первую «Ниву» сделали не только для большей устойчивости на дороге, но еще и потому, что так получалось дешевле, ведь для оптимизации затрат на производство использовались уже готовые ВАЗовские агрегаты.

«Полноприводный Фиат»

Первые ходовые прототипы появились в 1972 году. Их испытывали на Урале и в Средней Азии, сравнивали с британскими автомобилями, такими, как Land Rover и Range Rover, а также с нашим 469-м УАЗом. Программы тестов были разными – как «легковыми», так и «внедорожными». По сравнению с конкурентами, «Нива» хуже чувствовала себя на затяжных труднопроходимых участках, но зато короткие ухабистые отрезки преодолевала так динамично, что испытатели даже термин специальный придумали – «пролетаемость».

На фото: ВАЗ 2121 "Нива", опытный образец, 1976 г

А чтобы на тесты нового массового внедорожника не очень-то обращали внимание любопытные, на прототипах были эмблемы несуществующей марки Formika, а «по секрету» всем говорили, что испытывают новый румынский полноприводный «Фиат». Очень многие, разумеется, в это поверили и передавали этот слух из уст в уста как случайно добытую сенсацию.

И автомобиль как-то сразу получился таким удачным, что откладывать его серийное производство в долгий ящик не стали. Приказ о постановке автомобиля на конвейер подписали в 75-м году, а в 76-м начался его выпуск. Как это было принято в те времена, событие приурочили к очередному съезду партии. Сначала выпускали 25 тысяч машин в год, потом – 50 тысяч, потом – 70. И почти сразу же автомобиль начали отправлять на экспорт, причем огромными партиями – до 80 процентов от всех выпущенных моделей! К слову, «Нива» была единственной советской машиной, которая активно продавалась в Японии.

На фото: ВАЗ 2121 "Нива", 1977г

За рубежом наша «Нива» стоила весьма недешево, чего, кстати, не скажешь о других советских авто, которые шли на продажу в дальние и не очень дальние страны. Комплектация у экспортных моделей всегда была на порядок лучше, чем у машин для внутреннего рынка. У них были и панорамные зеркала, и расширенные диски, и специальная резина. И даже задние дворники там имелись, тогда как на первых отечественных автомобилях их обычно не было. Если добавить к этому люки, необычные решетки радиатора, лебедки, защиту фар, кенгурятники, подножки, противотуманки и прочие дополнительные детали конструкции, то становится понятно, отчего наша «Нива» стала легендарной за рубежом.

Ее оценили по достоинству и в странах Бенилюкса, и в Великобритании. В Германии на покупку «Нивы» записывались в очередь, как на «Мерседес». Один австрийский автомобильный журнал писал по этому поводу: «Русские внимательно проанализировали рынок и точно попали в пустующую нишу». И с погодой, что называется, повезло: в 79-м на Европу обрушились небывалые снегопады. Не привыкшие к таким капризам природы владельцы элегантных легковых авто, да, впрочем, даже и тяжелых джипов, буксовавших в этих сугробах, смотрели на сверхпроходимую «Ниву» с завистью. А нашему внедорожнику все было нипочем.

Экспортный хит

«Ниву» продавали более чем в ста странах мира, а собирали в шести: в латиноамериканских Бразилии, Эквадоре, Панаме и Чили, а также в Греции и даже в Канаде. В Австрии на протяжении нескольких лет эта машина занимала 90 процентов внедорожного сегмента рынка, а особенно полюбили ее, говорят, во Франции и в Англии: там и клубы любителей «Нивы» есть, и даже журналы про нее издают почитатели.

«Нива» и экстрим

Разумеется, как и УАЗ в свое время, «Нива» одержала немало выдающихся побед. Вот, например, в 1998 году на ней удалось вскарабкаться на Эверест. Конечно, не на самую вершину, но испытатели вполне успешно и самостоятельно добрались до базового лагеря, а он был на высоте 5 200 метров. Потом, годом позже, этот рекорд был побит еще на полкилометра – в Гималаях, на Тибетском плато: 5726 метров. К слову, англичане тоже отправили в горы свой знаменитый Land Rover, и он даже достиг на Эльбрусе отметки в 5642 метра, правда, заехал туда далеко не сам, а его втащили тросами и лебедками. Потом «Нива» достигла самой высокой точки священной японской горы Фудзияма. Потом, все в том же 98-м, наш внедорожник покорил Северный полюс. Это было и вовсе феерично: «Ниву» спустили на арктические льды с помощью парашюта, и она там завелась и доехала до условной крайней точки Земли.

Обыкновенная советская «Нива» 15 лет проработала в Антарктиде. Ее привезли нашим полярникам в далеком 1990 году. И хотя общий пробег за эти годы составил порядка 12 000 километров, но можно вообразить себе, в каких условиях! Ведь ни дорог, ни тепла в Антарктиде нет - только снег. Красная «Нива» стала первым колесным транспортным средством, которое использовалось для связи между станциями.

На фото: Lada 4x4 Niva, ралли Париж-Дакар, 1981

На фоне всего этого блестящие выступления советского вездехода в марафонах вроде «Париж-Дакар» или, скажем, «Ралли Туниса», или «Алжирского ралли» кажутся уже чем-то само собой разумеющимся. «Нива» выиграла в африканском ралли «Атлас» 84-го года, а тогда из 120 стартовавших машин до финиша вообще дошла лишь треть. А потом, в 86-м, советские гонщики взяли все три призовых места на австралийском «Вин-Сафари». К слову, это мероприятие участники вообще иначе, как издевательством над людьми и техникой и не называли.

Спецверсии и модернизация

Среди интересных разработок стоит отметить плавающую «Ниву», предназначенную для нужд армии. Ее успешно испытывали, но проект так и остался проектом. Зато посетители военного автомобильного музея в Рязани могут увидеть этот прототип. Еще один интересный экспериментальный образец был сделан в виде микрогрузовика и назывался «Капрал». А самая неожиданная разработка была сделана для цирка Юрия Никулина. Эту «Ниву» могли водить… медведи. Машина была открытой и элементарной в управлении, и такой номер в цирковой программе действительно существовал.

Экспортные партии «Нивы» стали теперь небольшими. Это модификация ВАЗ 21215 с дизельным двигателем от Peugeot. Она адаптирована под современные экологические стандарты, ну а зарубежные фирмы нет-нет да и создадут на ее базе какой-нибудь кабриолет, пикап или даже спортивно-гоночную машину.

Ну а с 2009 года выходит рестайлинговая версия Chevrolet Niva, дизайн которой разрабатывали итальянцы. В народе ее все так же ласково зовут «Шнивой», «Шивой» и «Шевиком», и хотя инженеры из GM внесли в ее конструкцию более тысячи мелких изменений, да и внешне она стала совсем другой, но все-таки немало внутри осталось и от старой доброй «Нивы», так что это по-прежнему довольно патриотичная машина.

Фактически, «Нива» стала родоначальником нового, очень нужного класса автомобилей. И уже одного этого оказалось достаточно, чтобы за рубежом нас и наш автопром начали уважать еще больше.

Пятого апреля 1977 года на Волжском автозаводе с конвейера сошла первая серийная автомашина ВАЗ-2121с колесной формулой 4х4. Она получили название «Нива». Выпускалась она тогда с корпусом «062 СКП». Ее можно было без преувеличения назвать первым на планете внедорожником, относящимся к малому классу.

Работы над ее созданием были начаты еще в 1970 году. Их инициатором, подразумевая получить «машину для деревни» стал Предсовмина СССР А.Н.Косыгин. Ему требовался вариант «Жигулей», но имеющий полный привод и способны передвигаться в условиях российского сельского бездорожья. Изначально разработчики и собирались ограничиться увеличением дорожного просвета «Жигулей» и оснащением модели полным приводом. Однако, все же решили создать машину принципиально новой конструкции. Итак, десять фактов из жизни «Нивы».

1. То, что, якобы, кому то досталась «Нива» из первой партии - это миф. Все 50 новых машин, собранных в начале 1976 года распределялись по организациям в разных районах СССР. Эксплуатация их проводилась под надзором разработчиков, собиравших замечания к машине. И вот день рождения первой серийной машины - именно пятое апреля 1977 года.

2. Первые «Нивы» стоили 9000 рублей, чуть меньше, чем «Волга». После подорожания всех советских легковушек в 1979 году, цена возросла до 10 300 рублей. Спрос упал и старую цену вернули. В стране продавали только пятую часть «Нив», остальные шли на экспорт. А вот то, что за границей ее продавали дешевле, чем в СССР - миф. «Нива» с бензиновым двигателем в Германии начала восьмидесятых стоила 22 тысячи марок, дизельная - 26 тысяч. В Англии - 8000 фунтов, примерно 12 000 долларов.

3. За границей «Нива» продавалась всегда в другой комплектации, чем дома. Крыша была высокой, зеркала - панорамными, колесные диски - расширенные, резина специальная, плюс задние дворники. Складные задние сиденья и анатомические передние. Кроме того, вшивались люки, добавлялись расширители колесных арок, менялись радиаторные решетки и лебедки. Машина высоко ценилась за границей.

4. Немцам, которые хотели купить «Ниву» приходилось записываться в очереди. То же самое было нормальным явлением по всему социалистическому лагерю. А в 1989 году, японские автомобильные гиганты преподнесли Петру Прусову - руководителю проекта «Нивы» проспект «Suzuki Vitara», на котором была дарственная надпись «Крестному отцу этой машины».

5. «Нива» имеет немалое число высокогорных рекордов. Еще летом 1998 года машина своим ходом сумела подняться на Эверест до расположенного на высоте 5200 метров базового лагеря. Через годы в Тибете автомобиль одолел 5726 метров. Попытка англичан побить наш рекорд не удалась.

6. «Нива» покорила Северный полюс. Это случилось в 1998 году в апреле. Машину сбросили с парашютом, после чего она завелась и доехала до полюса своим ходом. Обычная серийная «Нива» 15 лет работала в Антарктиде, обслуживая станцию «Беллинсгаузен». Всего она пробежала 11 800 километров.

7. Были у модели и рекорды в спорте. В «Париж-Дакар» 1981 года, наш автомобиль получил третье место в классе внедорожников. И в том же году машина выиграла «Ралли Туниса» и «Ралли Алжира». Были и другие рекорды. А в «Ралли Фараонов» 84 года наши модели заполонили подиум полностью.

8. Звездный год «Нивы» - 1985. Первое место в ралли «Камерун», «Алжир», «Вэлли», «Маквей-1000». В 1986 года весь подиум австралийского «Вин-сафари». Результат - увеличение продаж «Нивы» в Австралии в два раза, в Австралии - в шесть.

9. Самая необычная «Нива» - амфибия «ВАЗ-2122». Он был создан для рыболовов и охотников, если верить официальной версии. На самом деле - для армии си спецслужб. Военным он знаком как «Прототип «Река». А еще был микрогрузовик «Капрал». Увы, дальше экспериментального образца он не пошел.

10. Самая оригинальная «Нива» - машина, собранная специально для цирка Никулина. Прославилась она благодаря настоящим медведям. Номер назывался «Ехали медведи на машине».

Этой машиной по праву гордятся конструкторы Волжского автозавода. Опередившая свое время лет на 20, ставшая настоящей легендой не только в СССР, но и за границей - «Нива» действительно стала революционной разработкой. Собственно, вполне можно называть наш автомобиль первым в мире полноприводным кроссовером, пользовавшимся ошеломительным успехом в сотне стран.

Автомобиль для села

Легковых полноприводных УАЗов в конце 60-х годов не хватало ни армии, ни тем более простым людям. Между тем в деревне полноприводный автомобиль был очень нужен. Разработкой машины «для села» по заданию Алексея Косыгина занялись три крупнейших завода страны: АЗЛК, АвтоВАЗ и Ижмаш.

Комфортный внедорожник

Победили инженеры ВАЗа. Отказавшись от идеи использовать в основе обычные «Жигули», конструкторы создали совершенно новый внедорожник, который мог похвастать не только полным приводом, но и весьма достойным салоном. Забавно, что полноприводной машину решили делать просто потому, что так выходило дешевле.

Под грифом Фиата

Испытания прототипов, появившихся уже в 1972 году, проходили в Средней Азии и на Урале. Тестовые экземпляры имели на кузове лого выдуманной марки Formika, сами же инженеры говорили, будто на испытаниях проверяется румынский «Фиат». Поверили в это многие.

Конвейер и экспорт

Машина прошла все испытания с блеском. Удачная конструкция настолько понравилась партии, что уже в 1976 году автомобили поступили в массовое производство. Через два года с конвейеров выходило 70 тысяч внедорожников в год и целых 80% из них сразу отправлялись на экспорт.

Признание на Западе

Само собой, на экспорт машины шли в люксовом варианте. Задние дворники, люк, панорамные зеркала, защита фар, противотуманки и даже лебедки - «Нива» за рубежом стала пользоваться огромной популярностью. Особенно полюбили внедорожник немцы и англичане, хотя и у тех и у других были свои собственные конструкции. Кстати, «Нива» была единственной советской машиной, попавшей даже на японский рынок.

Спецверсии

Не обошлось и без специальных разработок. В армию собирались поставлять амфибию и даже сделали первый, успешно испытанный прототип. Был и микрогрузовик «Капрал», который, к сожалению, также в массовое производство не пошел.

Но сегодня мы хотим остановиться на отдельном сегменте микрокаров - микрогрузовиках послевоенной эпохи. Да, оказывается есть и такие...

Начнем с Isocarro, производившегося в Италии (и по лицензии в Испании). Изготовитель тот же, что и у оригинальной Isetta, поэтому автомобиль использовал тот же 236-кубовый мотор, который монтировался на относительно тяжелой трубчатой раме, что давало микрогрузовику грузоподъемность около 500 кг. Грузовая платформа имела длину 2 метра и ширину 1,4 метра. Вполне себе практичный карлик, на котором можно было ездить из города в деревню и возить тыквы.

BMW никогда не делал пикапов на базе Isetta, однако в Англии, где «Изетту» собирали по лицензии, люди умели изгаляться...


Goggomobil также построил свой мини-пикап. Многие немецкие сельские жители провели детство в его кузове. Группа энтузиастов даже переправила несколько таких машин через океан, чтобы терроризировать Америку.


В Испании выпускался невероятный Biscuter Furgoneta. Biscuter был любимым испанским микрокаром. Вскоре на него стали лепить деревянные кузова, чтобы сделать фургон доставки. Как видите, он был похож на творение выпускников детского сада.



Во Франции клиентам был доступен New Map Solyto. New Map был стародавним производителем мотоциклов и скутеров, который первым после войны выпустил микрокар Baby Rolux. Какое-то время он неплохо продавался, а затем был вытеснен Citroen 2CV и Renault 4CV.


New Map Baby Rolux

Solyto же оказался более успешным и продержался на конвейере до 70-х годов. Он имел дурацкую внешность и крошечный 125-кубовый мотор, вращающий переднее колесо. Он славился универсальностью и прочностью и идеально подходил для доставки цветов и похищения младенцев. У него не было стартера, и он заводился шнуром как газонокосилка.


Еще одно галльское творение - Mochet Camionette. Эта марка была известна лежачими велосипедами и машинами без двигателя.


Самая богатая история микрогрузовиков конечно же у Японии. Дедушкой всех японских кей-траков можно считать Daihatsu Midget. Но были и другие пикапы. Например, самый первый автомобиль Mazda был трехколесным K360.



Hopestar наряду со сборкой первого Samurai делал самый милый карликовый пикап Unicar. Ну и конечно у Subaru был Sambar. Новые Sambar до сих пор в производстве и могут считаться долгожителями национального сегмента кей-каров.



Это лишь маленький процент микроавтомобилей, перевозивших грузы полвека назад. В Японии существовали целые модельные линейки таких транспортных средств, а в Европе такой тип машин базировался на скутерах типа Vespa Ape. Как бы то ни было, все они были подлинными грузовиками, просто мелкого калибра. Они являлись важнейшей частью попыток по восстановлению хозяйства в разрушенных войной регионах.