История Генри Ройса. Как сын мельника задал стандарт аристократам

Ройс Фредерик

Помощник английского промышленника, наследника многомиллионного состояния Чарльза Роллса

По прошествии времени трудно определить, кто у кого был «помощником», поскольку эти два талантливых человека, объединившись, создали автомобильный символ Британии знаменитый «Роллс – Ройс», один из лучших автомобилей в мире до сих пор. Сегодня бытует мнение, что своим успехом «Роллс – Ройс» обязан вовсе не «отцам» – основателям, а энергичному менеджеру Клоду Джонсону, который столь много значил для компании, что его справедливо прозвали «дефисом между Роллсом и Ройсом». Поэтому была бы не лишена справедливости и такая постановка темы: «Роллс и Ройс – помощники Клода Джонсона»…

В самом деле, нелегко найти двух других столь непохожих людей, как основатели фирмы «Роллс-Ройс». Несмотря на столь разное происхождение, они сумели объединить свои таланты и создать автомобиль, ставший легендой.

Фредерик Генри Ройс родился в 1863 году в местечке Элвалтон близ Питерсборга в бедной многодетной семье мельника. Генри очень хотел учиться механике, алгебре и высшей математике, но денег катастрофически не хватало, и 10-летний мальчик пошел продавать газеты, чтобы заработать себе на образование. В школе он проучился с 11 до 12 лет. А в 1879 случилась трагедия – его родители погибли на пожаре. Мальчик был вынужден устроиться на железнодорожную станцию телеграфистом, а в свободное время «грызть гранит науки». В 15 лет он переезжает в Лидс, где устраивается на станкостроительную фирму. Там он изучает электричество, и когда в газете ему на глаза попадается объявление о переходе Лондона на электрическое освещение, Генри едет в столицу. Его приняли с распростертыми объятиями: познания 19-летнего парня были так глубоки, что самоучку, обожавшего точность, командировали в Ливерпуль консультантом фирмы «Maxim amp;Western Elektric». Проработав на американцев три года, в 1884 году он знакомится с молодым электриком Эрнестом Клермонтом. Друзья открывают собственное производство в Манчестере. Клермонт, внесший 50 фунтов в кассу фирмы, становится коммерческим директором, Ройс – главным конструктором. Добавив в кассу еще 20 фунтов, он получает право на то, чтобы компания носила его имя. Фабрика производила цоколи к электролампочкам, магнето, а позднее электрические рельсовые краны. В начале ХХ века многие заинтересовались «самобеглыми колясками», чаша сия не миновала и механика-предпринимателя Ройса. Он купил по случаю легенький французский квадрицикл «De DION et BOUTON» для повседневных поездок. Однако конструкторский зуд не давал Ройсу спокойно ездить на крохотной колясочке. Несколько раз он разбирал и собирал машину, изменяя и совершенствуя многие детали. Генри не нравился квадрицикл, и он продал его, зато механик – зануда прекрасно понял, как эта штука работает, и мог теперь сконструировать свою. В ноябре 1903 он купил небольшой французский автомобиль «Decavile», давший начало автопроизводству. Ройс задался целью создать совершенный автомобиль. Он решил строить сразу три машины – для себя, Клермонта и другого своего приятеля, Генри Эдмонда. Разобрав по винтику французский «Decauville», Ройс занялся его доработкой, в первую очередь – двигателя. Естественно, Фредерика не устроил французский 2-цилиндровый, 10-сильный автомобиль образца 1902 года, и 6 января 1904 началась его переделка. Не изменяя конструкции двигателя, Ройс сделал автомобиль надежнее, безопаснее и легче – использование алюминия помогло снизить массу с 840 до 735 кг.

Ройс считал, что кузова на автомобили должны строить лишь специальные ателье, и поручил разработку двухместного открытого «торпедо» фирме «Barker», а 4-местного – фирме «Canne». 1 апреля 1904 года первый автомобиль марки «Royce» выкатился из ворот фабрики на Кук-стрит и преодолел 21 километр до дома Ройса. Следом для подстраховки ехал обычный «Decavile», но его помощь не пригодилась. Так родилась новая автомобильная марка, выпустившая за лето 1904 года два двухместных и один 4-местный экипаж. Тогда подобных фирм рождалось и умирало великое множество, и кто знает, что было бы с «Royce», но слух о нем долетел до 27-летнего спортсмена-аристократа Чарльза Стюарта Роллса.

Роллс Чарльз Стюарт – английский промышленник, наследник многомиллионного состояния, родился 28 августа 1877 г. в местечке Хонмаут (Монмаус) в семье лорда и леди Лонгетток. Учился в Итоне и Кембридже, имел ученую степень в области механики и прикладных наук. В юности увлекся автомобильным спортом и воздухоплаванием. Первым автомобилем в Кембридже стал «Peugeot Phaeton», который, конечно же, принадлежал сэру Чарльзу Роллсу. Юного Чарльза даже прозвали «грязным Роллсом» за то, что он постоянно копался в моторе своего экипажа. На своей второй машине «Mopc 80 HP» Роллс установил британский рекорд надежности автомобиля, проехав 1600 километров без поломок. Он участвовал в организации Королевского Автомобильного Клуба Великобритании, автор нескольких рекордов скорости. В частности, ему принадлежал рекорд скорости, установленный в 1903 г. на французском автомобиле фирмы «Братья Морс» – 136,4 км/ч. В 1903 г. основал компанию «Роллс Энд Компани» (Rolls amp; Co), по продаже французских автомобилей. Так как Чарльз Роллс уже давно вынашивал идею выпускать автомобиль, которому готов был дать свое имя, а, увидев автомобиль Ройса, сразу понял, что нашел то, что искал. Генри Ройс, в свою очередь, увидел в Роллсе талантливого бизнесмена и организатора.

Итак, история компании Rolls-Royce начинается 1 мая 1904 года, после того как в фешенебельном ресторане Манчестера «Мидленд – Отеля», произошла встреча двух джентльменов. Встретились 40 – летний Фредерик Генри Ройс сын мельника, талантливый механик-самоучка, предприниматель и владелец компании в Манчестере «Ройс ЛТД», выпускающей электрокраны и динамо-машины и Чарльз Стюарт Роллс – спортсмен, аристократ и талантливый механик, выпускник престижного Тринити-колледжа в Кембридже, увлеченный автомобилями и аэропланами, который в 1902 году открыл торговлю импортируемыми в Великобританию французскими автомобилями. Вскоре после этой знаменательной встречи, во время которой они обсудили планы создания нового автомобиля, джентльмены подписали договор о создании компании «Rolls-Royce». С самого начала в основу философии новой компании ее создатели заложили изготовление автомобилей чрезвычайно высокого качества, «автомобиля выше всякой критики». Официально совместную компанию решено было назвать «Rolls-Royce Motor Cars».

Кстати, история первого Rolls-Royce, собранного в Манчестере в ноябре 1904 г., проста и, вместе с тем, окутана флером закулисных интриг. Сейчас машина находится в частном владении семейства Лав, которое замкнуто живет в своем родовом поместье и практически не общается с прессой. Когда гонщик Стирлинг Мосс, известный в Англии почти как принц Чарльз или ансамбль «Битлз», готовил энциклопедию классических британских машин, семейство Лав не смогло ему отказать, и великолепные снимки Rolls-Royce украсили страницы многих печатных изданий. К сожалению, нынешние хозяева очень редко дают согласие на участие этой уникальной машины в пробегах. Тщетно автомобильные клубы и музеи пытались выкупить раритет, чтобы сделать автомобиль более доступным. Тогда в дело вмешалась сам Rolls-Royce, для которой получить в свое распоряжение самую раннюю из сохранившихся машин было делом не только престижа, но и чести. Можно только пофантазировать о количестве нулей в сумме предполагавшейся сделки, но исторический Rolls-Royce, и ныне там… В 1904 году первый «Роллс-Ройс» можно было приобрести за 395 фунтов стерлингов. Сегодня современная модель стоит более 250 000 фунтов и верхнего предела цены не существует. Более 60 % всех выпущенных авто находятся в исправном состоянии и до сих пор служат владельцам. В компании не принято говорить, что «Роллс-Ройс» сломался". Существует даже официальная формулировка: «Автомобиль оказался не в состоянии продолжать движение».

После того, как поставленная цель – выпускать самые лучшие автомобили в мире была достигнута, сэр Роллс стал заниматься главным образом рекламой автомобилей фирмы. Но вскоре он увлекся новым делом – авиацией. Чарльз стал первым англичанином, который в июне 1910 г. перелетел Ла-Манш, и, не совершая посадки во Франции, вернулся в Англию, и, увы, первым англичанином, который разбился на самолете во время показательных выступлений12 июля 1910 году, упав с высоты 7 метров. В память о его гибели одна из букв эмблемы компании стала закрашиваться в черный цвет, а после смерти Ройса в 1933 г. уже обе красные буквы «R» на радиаторе автомобилей «Роллс-Ройс» стали иметь черный цвет. Эмблема компании, ставшая одной из самых престижных в мире, появилась в 1907 году. Одна легенда гласит, что Ройс увидел эмблему RR на скатерти в ресторане и решил купить эту скатерть. Изначально это были две переплетенные огненно-красные буквы «R» (начальные буквы фамилий Чарльза Стюарта Роллса и Фредерика Генри Ройса) на прямоугольном поле с закругленными краями, но в 1930 году (другой источник: 1933 год) их стали выполнять черными – якобы потому, что почти все эмблемы в это время были черно-белыми. По другой версии изменение произошло в знак траура после смерти Ройса в 1933 году. А некоторые источники ссылаются и на то, что большинство кузовов Rolls-Royce того времени окрашивались в модные оттенки бордовых тонов и красные буквы эмблемы были не видны на фоне кузовов и именно поэтому компания изменила их цвет. Еще один неотъемлемым атрибутом автомобилей Rolls-Royce является «Дух Восторга». В 1909 году один из Rolls-Royce приобретает в личное пользование сэр Джон Монтегю лорд Белью. Именно он составил первый учебник вождения, и долгое время возглавлял Британский Королевский автоклуб. Кузов для машины лорда изготовило ателье «Баркер». Им был четырехместный фаэтон. Но, чтобы выделить свой автомобиль из общего потока, лорд заказывает в 1911 г. своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу разработать носовую фигурку-талисман. Художник нашел простое и изящное решение: он создал некое рукокрылое божество-фигурку, устремленную вперед, с откинутыми назад руками, в развевающемся под ветром одеянии, волею провидения спустившуюся на капот Rolls-Royce и там застывшую, чтобы передать дух автомобиля – разумную скорость, грацию и красоту, дух, в котором нет ни капли «вульгарности, фривольности и ража», как в символах черных котов или полисменов, водружаемых многими владельцами Rolls-Royce на крышки радиаторов. Первоначально официальное название фигурки было «Олицетворение скорости», но позднее Сайкс продал свои авторские права компании Rolls-Royce, и она была переименована в «Spirit of Ecstasy» (Дух Восторга или Дух Вдохновения). И немногим известно, что прообразом «Духа Восторга» стала личный секретарь лорда Белью – Элеонор Торнтон, в которую был безнадежно влюблен Сайкс. К сожалению, для Элеоноры Торнтон она недолго могла гордиться тем, что стала прообразом талисмана Rolls-Royce – она погибла во время Первой мировой войны на корабле, торпедированном немецкой подводной лодкой. «Летящая леди», как скоро стали называть талисман, стала первой металлической фигуркой на капоте автомобиля, сделанном в Британии. Поначалу ее делали из баббита, позднее – из бронзы и хромированной нержавеющей стали отличного качества, но по специальному заказу было выпущено несколько фигурок из чистого серебра и даже золота. Существовало несколько модификаций фигурки; одна из которых, «коленопреклоненная», выпускалась в 1934 году. «Летящая леди» и сейчас является символом фирмы Rolls-Royce. Сегодня каждая фигурка снабжена собственной системой безопасности, которая прячет «дух восторга» под капот автомобиля при попытке похищения. Стоимость статуэтки ныне составляет около $ 5000. В 1907 году компания Rolls-Royce Ltd переехала из Манчестера в Дерби и вскоре создала там станцию технического обслуживания, чтобы можно было оказывать техническую помощь покупателям даже на дому. Кроме того была открыта также автошкола Rolls-Royce по подготовке водителей.

После гибели в авиационной катастрофе своего друга и партнера, Генри Ройс наладил производство авиационных двигателей высочайшего качества и надежности. А в войну компания увеличила производство авиадвигателей и основала собственную авиакомпанию.

Престиж марки Rolls-Royce был столь велик, что в 1950-х годах компания становится поставщиком автомобилей для британского королевского дома и многих правящих и аристократических семейств мира. Так, например, принцесса Елизавета и герцог Эдинбургский заказали в 1950 г. для личного пользования Rolls-Royce модели Phantom-IV с кузовом работы фирмы Mulliner-Park-Ward. С тех пор гараж (так называемые Королевские конюшни) комплектуется уже не машинами Daimler, а Rolls-Royce. В общей сложности у сиятельной четы пять автомобилей марки Rolls-Royce.

Английская поговорка гласит: «Роскошь ездить на „Роллс-Ройсе“ могут позволить себе лишь миллионеры, короли и покойники». (Большие черные «Роллс-Ройсы» нередко используются в Великобритании в качестве катафалков). Недавно легендарной британской компании «Роллс-Ройс» исполнилось сто лет. Автомобили марки «Роллс-Ройс» пользуются устойчивым спросом богатеев, хотя сами модели авто не меняются десятилетиями. К примеру, ручки дверей у автомобилей делаются не утопленными (как того требует современная мода и соображения безопасности и аэродинамики), а выступающими – чтобы за них было удобнее браться швейцарам. Автомобили «Роллс-Ройс» отличаются неповторимым стилем, изысканностью и надежностью. Большинство «Роллс-Ройсов» изготовляются на заказ, многие детали делают исключительно вручную. После сборки автомобиль проходит еще несколько проверок. Каждый механик расписывается в специальном листе за все проверенные детали. По этому поводу академик Петр Капица рассказывал, как один из его знакомых решил прокатиться по Пиренеям на «Роллс-Ройсе». В поездке у машины внезапно сломалась полуось. Путешественник из ближайшей деревни позвонил в Лондон и сообщил об этом. Через 3 часа прилетел вертолет, и два механика заменили полуось. Денег не взяли, сказав, что расчет следует произвести в Лондоне. Вернувшись из вояжа, владелец «Роллс-Ройса» позвонил в офис автокомпании (прекрасно понимая, что срочный ремонт обойдется ему в копеечку). Однако автозавод отказался выставить ему счет на том основании, что «у „Роллс-Ройса“ не может сломаться полуось». У «Роллс-Ройса» уникальные стекла. Они шлифуются более десяти дней: сначала специальными машинами, затем вручную козьей кожей или замшей со специальным раствором, полный состав которого является секретом компании. В итоге их прозрачность получается замечательной. Каждый мастер-шлифовальщик ставит на них свое личное клеймо, как на произведении искусства. Обивка салона автомобиля может быть любой . Самой популярной является тонко выделанная бычья или козья кожа из Италии. Могут подобрать обивку и по индивидуальному заказу, например из антилопы, бегемота или крокодила. Главное, чтобы заказчик мог себе это позволить! Так, один «умник» из Америки, при оформлении заказа заявил, что в своей машине хотел бы иметь обивку из шкуры опоссума. Три дня он радостно думал, что наконец-то «уел» этих заносчивых англичан, пока на четвертый не получил факс с фабрики «Роллс-Ройс»: «Сэр, сообщите вид опоссума и цвет шкуры, которой вы хотели бы обить салон. Нам также хотелось бы знать: желаете ли вы, чтобы шкура была натуральной, с волосом (сообщите, какой длины), или вы имели в виду кожу и нам следует выдубить и отделать шкуру?»… С «Роллс-Ройсами» вообще связано много интересных историй. При выборе дерева для приборной доски также учтут все ваши пожелания: ливанский кедр, орех или черное дерево. Чтобы вы ни захотели, агенты компании это найдут в течение двух недель. Правда, ждать своего нового «Ройса» придется не менее двух лет, т. к. желающих обзавестись этой машиной слишком много. Кстати, со временем «Ройс» не стареет, а только добавляет в цене. Хочется также отметить, что «Роллс-Ройс» – единственный автомобиль, в пепельнице которого вы не найдете ни одного окурка, т. к. их очищение происходит автоматически.

«Роллс-Ройс» уже долгое время считается самым аристократическим автомобилем в мире. Это машина, в которую джентльмен может садиться, не снимая цилиндра.

Среди владельцев «Роллс-Ройсов» огромное количество известных людей. Это и королева Елизавета, которая владеет пятью лимузинами, Мао Цзэдун, король Испании Хуан Карлос, множество других мировых лидеров и просто богачей, а также звезд шоу бизнеса, таких как Ноэль Галлахер, Дженнифер Лопес, Фрэнк Синатра, Брижит Бардо и многие другие.

Самыми верными поклонниками этого шикарного автомобиля до недавнего времени были султан Брунея и его брат. Их коллекция составляет 165 лимузинов этой марки. Говорят, что каждый год они покупали по 50 «Роллс-Ройсов», что, в свою очередь, очень хорошо поддерживало фирму. Сейчас их аппетиты немного поутихли, но в январе 2004 года они приобрели 12 «Фантомов», общая сумма которых составила 5 миллионов фунтов стерлингов.

В России первым, кто сел на «Роллс-Ройс», был император Николай ІІ, вторым – миллионер-промышленник Рябушинский, третьим, после того как был реквизирован царский гараж, вождь мирового пролетариата. Ленин ездил на двух автомобилях этой марки, один из которых был с лыжами вместо передних колес и с гусеницами вместо задних. Его переделали на Путиловском заводе, и служил он Владимиру Ильичу для прогулок в Горках.

По этой причине консервативных англичан буквально повергли в шок недавние фотографии в российской прессе, на которых президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов несется на «Роллс-Ройсе» по калмыцкой степи в окружении верных всадников на полудиких конях. Подобное кощунство к английским традициям можно сравнить лишь с игрой в футбол медвежьими шапками королевских гвардейцев, охраняющих дворец Ее Величества, или демонстрацией гомосексуалистов в палате Лордов.

А сам Фредерик Генри Ройс, всю свою жизнь посвятивший автомобильному совершенству, не переставая изобретал что-либо новое в своей области, и незадолго до своей смерти за выдающиеся заслуги перед Британской империей был удостоен титула барона.

Биография:

Фредерик Генри Ройс (1863 г., Алватор (Линкольншир) – 1933 г., Лондон). Сын разорившегося мельника, ставший английским бароном. Талантливый самоучка, выдающийся автоконструктор своего времени, создавший вместе Чарльзом Роллсом автомобильной символ Британии – знаменитый «Роллс-Ройс». Начав трудиться с 10 лет разносчиком газет, к 14-ти годам принимает участие в строительстве Северной железной дороги в Питерборо, где осваивает основы инженерного дела, профессии токаря, слесаря, и электрика. Затем с друзьями основывает собственную небольшую фирму по производству простеньких авто, которая в 1904 г. попадает в поле зрения аристократа – промышленника Чарльза Роллса. Объединив свои усилия, друзья основывают новую автомобильную фирму – «Роллс – Ройс», которая продолжает свое триумфальное существование до сих пор.

Из книги Осторожно! Биологическое оружие! автора Алибеков Канатжан Байзакович

17 ФОРТ-ДЕТРИК ФРЕДЕРИК, ШТАТ МЭРИЛЕНД ДЕКАБРЬ, 1991 ГОД В начале декабря 1991 года полковник Чарльз Бейли, заместитель начальника Медицинского научно-исследовательского института инфекционных болезней армии США (USAMRIID) в Форт-Детрике, штат Мэриленд, собрал высшее руководство

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК. Беррес Фредерик Скиннер родился в городке Саскуэханна, штат I Пенсильвания, 20 марта 1904 г. Он воспитывался в теплой и доброжелательной семейной атмосфере, где, однако, уделялось большое внимание строгому соблюдению дисциплины. Обший позитивный

Из книги История Биафры автора Форсайт Фредерик

Фредерик Форсайт История Биафры

Из книги 100 знаменитостей мира моды автора Скляренко Валентина Марковна

ВОРТ ЧАРЛЬЗ ФРЕДЕРИК (род. в 1825 г. – ум. в 1895 г.) Имя этого легендарного кутюрье, законодателя европейской моды, сейчас мало кому известно. А ведь именно он стал основоположником империи Высокой моды не только во Франции, но и во всей Европе. В 1845 году этот англичанин

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Фредерик Шопен Заболевший от страсти Мужчины боятся секса больше, чем женщины. Артур Миллер Фредери?к Франсуа? Шопе?н (1810–1849) – польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.Сначала из-за его неумения договариваться, а затем из-за гонореи – венерические болезни в те

Из книги Великие открытия и люди автора Мартьянова Людмила Михайловна

Муассан Фердинанд Фредерик Анри (1852-1907) Французский химик Фердинанд Фредерик Анри Муассан родился в еврейской семье в Париже. Его отец был служащим Восточной железнодорожной компании, а мать – портнихой.Когда Анри учился в гимназии, будущему ученому встретился

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

Сенгер Фредерик (род. 13 августа 1918 г.) Английский биохимик Фредерик Сенгер (Сангер) родился в Рендкомбе (графство Глостершир), в обеспеченной семье квакеров. Его мать, в девичестве Сесили Крусдом, была дочерью преуспевающего текстильного магната. Отец же (кстати, в его

Из книги Любовные письма великих людей. Мужчины автора Коллектив авторов

Бантинг Фредерик Грант (1891-1941) Канадский физиолог Фредерик Грант Бантинг родился 14 ноября 1891 года в Аллистоне, Онтарио в фермерской семье. В дружной семье Уильяма Томпсона и Маргарет (Грант) Бантингов Фредерик был пятым ребенком.Первоначальное обучение мальчик получил в

Из книги Неизвестный Лавочкин автора

ФРЕДЕРИК ШОПЕН 1 МАРТА 1810 - 17 ОКТЯБРЯ 1849АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: РЫБЫНАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ПОЛЯКМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: РОМАНТИЗМЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ПОХОРОННЫЙ МАРШ» (1837), ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ «СОНАТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО № 2 СИ-БЕМОЛЬ МИНОР»ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА В

Из книги Неизвестный Яковлев [«Железный» авиаконструктор] автора Якубович Николай Васильевич

Генри Фредерик, герцог Кумберлендский (1745–1790) …живет только для того, чтобы любить тебя, восхищаться тобой и благословлять момент, в который ты великодушно согласилась быть моей… Генри Фредерик был братом короля Георга III. Его любовь к замужней Генриетте Вернон, леди

Из книги Фредерик Дуглас автора Грэхем Шерли

Генри Фредерик, герцог Кумберлендский – леди Гросвенор Мой дорогой маленький ангел!Я писал тебе прошлое письмо вчера, в одиннадцать часов вечера, как раз когда мы плыли. В два часа я обедал, днем наслаждался музыкой, у меня на борту есть личный слуга, который умеет

Из книги автора

На деньги фирмы «Роллс-Ройс» Летом 1946 года советский торговый представитель в Великобритании сообщил о возможности приобретения в этой стране мощных, по меркам тех лет, ТРД «Дервент» и «Нин» с центробежными компрессорами компании «Роллс-Ройс». Рассказывают, что когда об

Статья опубликована 30.09.2015 06:19 Последняя правка произведена 30.09.2015 03:20

Фредрик Генри Ройс, сэр. Первый баронет Ситон, офицер британской армии, кавалер ордена «Британской империи». Родился он 27 марта 1863 года в Этултоне, Англия. Занимался предпринимательством и основал вместе с Чарльзом Роллсом автомобильную компанию Rolls-Royce.

Родился пятым ребёнком в многодетной семье Джеймса Ройса – мельника, не имевшего своей мельницы и работавшего по найму. В связи с тем, что финансовые дела семьи ухудшились, она перебралась в Лондон, где в 1872 году Джеймс Ройс умер. Фредрику пришлось оставить школу после года учёбы и отправится зарабатывать деньги работая почтальоном.

Позже, в 1878 году ему посчастливилось по протекции тётки занять должность подмастерья в железнодорожных мастерских Питерборо. Там он проработал три года, после чего вернулся в Лондон, где начал карьеру электрика. В 1882 году он переехал в Ливерпуль.

Накопив двадцать фунтов, он в 1884 году основал со своим деловым партнёром Эрнестом Клермонтом мануфактуру по выпуску электроприборов. Далее, через десять лет, им была создана фирма занимающаяся производством подъёмных кранов под названием «F.H. Royce & Company». Дела у неё шли успешно, и Ройс построил собственную фабрику в Олд Траффорде. Спроектированные им краны выпускались даже после его смерти – до середины 60-х годов двадцатого века.

История Ройса как автомобилестроителя началась в 1901 году, когда он купил свой первый автомобиль французского производства и перестроил его в 1904 году по собственному проекту. Причиной такого шага стало низкое качество машины. Всего по данному проекту было создано три оригинальных автомобиля, один из которых попал к партнёру Ройса Генри Эдмундсу. Именно он свёл его с состоятельным любителем автогонок Чарльзом Роллсом.

В результате была создана знаменитая марка Rolls-Royce. Первый автомобиль, названный этим именем, увидел свет в 1904 году, а 1906-м в мелкую серию независимо от F.H. Royce & Company отправилась машина производства уже Rolls-Royce Ltd.

К сожалению, в 1911 году здоровье одного из основателей компании неожиданно ухудшилось и в1912 году ему сделали операцию, в результате которой он практически выздоровел, но больше заниматься делами компании не мог. В результате ему пришлось сосредоточиться на инспекции чертежей, новых автомобилей Rolls-Royce, а так же созданием авиационных моторов. Именно за эту работу для нужд армии Фредрик Ройс был произведён в баронеты и поучил звание офицера.


Сегодня, на рынке автомобильных шин представлен настолько широкий ассортимент, что у рядового автомобилиста частенько происходят затруднения с выбором шин. Ценовая политика на автомобильные шины тоже очень разнится. Самыми дорогими считаются шины Pirelli, вплоть до 900 долларов за штуку. Цена конечно большая, но для тех, кто хочет выделиться и при этом сильно не потратиться, можно приобрести шины компании Matador. Хорошим подспорьем в приобретении автомобильных шин и дисков послужит сайт http://www.rinokshin.ru . С помощью него вы сможете подобрать себе шины в СПБ из любой ценовой категории.

Генри Ройс

Фредерик Генри Ройс (англ. Frederick Henry Royce ) (27 марта 1863 - 22 апреля 1933) - британский промышленник, конструктор моторов и автомобилей, основавший вместе с Чарльзом Роллс компании "Rolls-Royce".

Генри Ройс родился пятым ребенком в семье Джеймса Ройса - мельника, который работал на арендованном мельнице. Дело шло плохо, семья переехала в Лондон, а в 1872 отец умер. Ройс, отучившись всего один год в школе, зарабатывал деньги разнесением газет и телеграмм. В 1878 с помощью тети мальчик устроился подмастерьем в железнодорожные мастерские в Питерборо. Три года спустя он вернулся в Лондон, работал на электрическую компанию, с 1882 работал электриком в Ливерпуле. В 1884, накопив 20 фунтов стерлингов, Ройс совместно с Эрнестом Клермонт основал мастерскую по производству электроприборов. В 1894 году была основана компания по производству подъемных кранов FH Royce & Company, в 1899 разместила акции на бирже и построила фабрику в Олд Траффорде. Краны, спроектированы Ройсом, выпускались и после его смерти - до 1964 года.

Свой первый автомобиль, De Dion, Ройс приобрел в 1901 году, после этого - автомобиль D?cauville; недоволен французском качеством, в 1904 он построил автомобиль по собственному проекту. Из трех автомобилей, собранных Ройсом, один достался его партнеру, Генри Эдмундс, который свел Ройса с спортсменом и бизнесменом Чарльзом Роллс. В декабре 1904 Ройс произвел первый автомобиль под маркой "Rolls-Royce 10 hp" который продавался через компанию Роллса. В апреле 1906 года балла создана компания Rolls-Royce Limited и в ноябре того же года было официально начато производство автомобиля "Silver Ghost", который производился с улучшениями течение 19 лет.

В 1911 здоровье Ройса резко ухудшилось, в 1912 он перенес операцию, которая считалась безнадежной, но выжил и вернулся к активной жизни, но уже не мог посещать заводские цеха. До самого конца он лично инспектировал все чертежи, создаваемые конструкторами Rolls-Royce.

С началом Первой мировой войны Ройс сосредоточился на авиационных двигателях. Он создал первый двигатель "Eagle", за ним - "Hawk", далее "Falcon" и "Condor". Более половины самолетов союзников использовали двигатели, разработанные Ройсом. После войны был создан двигатель "Kestrel", а также двигатель "R" для гонок на приз Шнейдера 1929 и 1931 лет. На основе двигателя "R" был сконструирован двигатель "Rolls-Royce Merlin", который широко использовался в военных самолетах Второй мировой войны - британских Харриер и Спитфайр. Этой двигатель считался очень важным для ведения войны поэтому для него было найдено альтернативного производителя - компанию Packard в США. Произведенные в США двигатели "Packard V-1650" использовались в истребителях P-51 Мустанг.

По моторы Rolls-Royce - основу британской авиации в годы Первой мировой войны Ройс получил Орден Британской империи. 26 июня 1930 года Ройс получил звание баронета за услуги британской авиации.

Компания Rolls-Royce уже более века выпускает аристократические автомобили. Однако создал ее вовсе не родовитый человек, не имевший специального образования. Кем же был прославленный английский промышленник?

Генри Ройс родился в семье мельника 27 марта 1863 года в английском городе Алваторе. Отец будущего конструктора Джеймс Ройс не очень хорошо вел бизнес и вскоре разорился. Мельницу пришлось продать, и десятилетний мальчик отправился искать работу. Начал он с продажи газет, а когда немного подрос, то отправился на железную дорогу подсобным рабочим. Но мечта о чем-то большем не оставляла подростка. По вечерам он бежал в букинистические лавки и покупал книги по механике и электротехнике. Для знакомства с передовыми техническими наработками ему пришлось учить французский и немецкий языки. Наконец молодому человеку улыбнулась удача и он нашел неплохое место на заводе Хайрема Максима , выпускающем знаменитые пулеметы. Генри Ройсу выпала честь обслуживать сложные подъемники и краны. На оружейном заводе молодой человек и научился всем премудростям, которые и помогли ему впоследствии создавать передовые двигатели.

Оружейное производство на рубеже XIX и XX веков, как и сейчас, являлось самой передовой из всех обрабатыващих отраслей промышленности. Высокие требования по точности обработки металла и строгие допуски творили с техникой чудеса. Пулеметы Максима могли выдерживать чудовищные нагрузки и стреляли на испытаниях по несколько часов без остановки. Уже будучи инженером, Генри Ройс усвоил правило: только строжайшая точность и тщательный расчет помогают создавать безотказную технику.

В самом расцвете сил

К 40 годам Генри скопил небольшой капитал, обзавелся связями и стал подумывать над собственным делом. В те годы активно развивалась электротехника. Спрос на новые приборы оказался велик, и Ройс с привлечением сторонних средств в 1903 году основал небольшую фирму F. H. Royce&Co. С автомобилестроением его связал случай. В те годы автомобильные производства были мелкосерийными и на рынке существовало огромное количество разных марок. Генри Ройс купил себе французский Decauville и тут же столкнулся с проблемами. Машина часто ломалась, постоянно требовала ремонта. Инженер старался чинить ее своими руками, а по ходу процесса придумывал свои конструктивные решения. И вот так между делом он разработал усовершенствованный двухцилиндровый мотор с двухколенчатым валом, где поршни действовали в противофазе. За счет этого удалось погасить лишние колебания и уменьшить вибрации силового агрегата. В итоге машина стала работать намного тише, вызывая восторги у наблюдателей. Изготовив к ней легкий деревянный кузов со складным матерчатым тентом, Генри Ройс решил наладить производство в Манчестере.

Чарльз Стюарт Роллс. Фото: www.globallookpress.com

Встреча двух талантливых людей состоялась в отеле Midland в Манчестере. Чарльз Роллс рассказал о своих увлечениях автоспортом и о продажах французских машин, которыми занимался год. Но он мечтал о большем и — по рекомендации отца — стремился создать механическую обрабатывающую фабрику.

Для начала дела требовался талантливый инженер для разработок собственных конструкций. Генри Ройс с его инженерным чутьем и Чарльз Роллс с его связями отлично подходили друг другу. Они хлопнули по рукам. В 1904 году на свет родилась компания Rolls-Royce.

Качество — всему голова

Получив финансовые вливания, Генри Ройс принялся за дело. За один год он реализовал крупный двигателестроительный проект. Теперь на одно шасси можно было ставить три различных бензиновых двигателя на выбор. Это были версии, развивающие 10, 20 или 30 лошадиных сил. Причем впервые был реализован модульный принцип конструирования двигателей. Из готовых комплектов можно было создавать двухцилиндровые или четырехцилиндровые моторы. Потом к ним добавились шестицилиндровый и восьмицилиндровый рядный агрегаты. Эти машины тут же приняли участие в гонках. Страсть Чарльза Роллса к скорости заставляла его пилотировать спортивные болиды лично. Уже в 1906 году спортивный прототип Генри Ройса завоевал несколько наград в Австралии и в Англии.

Фото: www.globallookpress.com

В 1906 году был представлен легендарный Rolls-Royce Silver Ghost, ставший символом английской аристократии. Его конструкция представляла собой рамный кузов с двигателем и с трансмиссией в сборе, на которые сверху различные ателье могли устанавливать деревянные и металлические кузовы. Завод Rolls-Royce изготавливал каждый автомобиль под заказ, стараясь придать машинам индивидуальный лоск. Особое внимание отводилось качеству и надежности машин.

Rolls-Royce Silver Ghost. Фото: www.globallookpress.com

Памятен случай, когда сэр Клод Джонсон, секретарь Королевского автоклуба, решил провести испытания на выносливость для Silver Ghost. Автомобиль прошел 15 тысяч миль на пределе возможностей. Порой гонщик разгонял его до 120 км/ч. Почти месяц проходили ресурсные тесты, по результатам которых в журнале поломок оказалась только одна запись. На машине от вибраций отвалился крантик запора топливной системы стоимостью 2 фунта.

Silver Ghost долгие годы был единственной моделью компании. Его закупали королевские дома Европы и очень состоятельные финансисты и промышленники. В 1913 году этот автомобиль был представлен на выставке в Санкт-Петербурге. Николай II приобрел несколько машин для императорского гаража. Затем эти автомобили служили в советском правительственном парке. Был свой Rolls-Royce и у Владимира Ленина .

Несмотря на триумф в автомобилестроении, Генри Ройс ставил для себя новые цели. Основную прибыль фирме приносили совсем не машины.

Рывок в небеса

Молодой Чарльз Роллс, помимо автоспорта, увлекался авиацией. С 1898 года он совершал регулярные полеты на воздушных шарах, а в 1903 году стал соучредителем Королевского аэроклуба и получил вторую по счету лицензию пилота в Англии.

Для новых самолетов требовались мощные и надежные двигатели. Генри Ройс отложил в сторону автомобили и принялся за их разработку. Уже к 1910 году первые авиационные моторы были готовы и проходили испытания. 2 июля 1910 года Роллс поставил мировой рекорд в скоростном перелете через Ла-Манш и обратно. Этот рекорд позволил привлечь внимание к новой продукции фирмы, а личные связи лорда Роллса помогли выйти на военные заказы. В преддверии мировой войны компания включилась в производство самолетов.

Чарльз Роллс был к тому времени уже прославленным авиатором, стараясь быть первым во всем. Это ему удалось даже в трагедии. Он оказался первым британцем, разбившимся в авиакатастрофе. Отважный пилот сам испытывал свои самолеты и во время полета погиб при выполнении сложного маневра. Самолет буквально развалился в воздухе от перегрузок. Это был удар для друзей, близких и деловых партнеров.

Еще одной бедой стали проблемы со здоровьем у Генри Ройса. В 1911 году он фактически слег, а в начале 1912 года ему была сделана сложная операция. Но Генри выкарабкался и продолжил дело фирмы Rolls-Royce.

Фото: www.globallookpress.com

Деловые связи Чарльза Роллса продолжали работать, помогали и его именитые родственники, которые стали наследниками промышленных цехов Rolls-Royce. Политическая обстановка в Европе накалялась, и в Rolls-Royce стали поступать крупные военные заказы.

Двигатели Rolls-Royce ставились на самолеты Антанты и к концу войны поднимали в воздух почти половину всего воздушного флота союзников. Компания Rolls-Royce выпускала также броневики, грузовики и делала двигатели для танков. Из войны фирма вышла с прибылью и продолжила авиационные разработки.

Следующий технологический рывок был совершен в середине двадцатых годов. Инженеры компании разработали принципиально новый агрегат R-R Kestrel мощностью 700 лошадиных сил. Этот двигатель трудился не только в военной авиации. Благодаря ему на крыло встали и гражданские самолеты. Многие страны производили его по лицензии.

За эти авиационные разработки и за большой вклад в победу в Первой мировой войне в 1930 году король Георг V присвоил Генри Ройсу титул баронета.

Но самым известным авиационным двигателем Генри Ройса стал двенадцатицилиндровый R-R Merlin мощностью более 2000 л. с. Эти моторы во Вторую мировую войну были установлены на огромном количестве самолетов союзников. Различными вариантами мотора комплектовались самолеты Avro Lancaster, De Havilland Mosquito, Supermarine Spitfire, Hawker Hurricane, North American P-51 Mustang и многие другие. Всего было произведено более 150 тыс. двигателей R-R Merlin в 55 модификаций.

Но этого триумфа Генри Ройс уже не увидел. В 1933 году, в самый разгар работы над R-R Merlin, он умер, оставив после себя колоссальный технический и технологический задел. В память о великом конструкторе и основателе компании буквы R-R на эмблеме Rolls-Royce приобрели черный цвет. До этого они были красными. Но со смертью основателя дела компании не остановились. Впереди была эпоха реактивных моторов, в которой Rolls-Royce захватил лидирующие позиции. Сейчас корпорация является одной из самых крупных в мире промышленных империй.

Rolls-Royce в том виде, в котором мы знаем бренд сегодня, был создан под огромным влиянием своих основателей. По сути, все этапы деятельности компании были заложены Чарлзом Стюартом Роллсом и Фредериком Генри Ройсом. Они не были приятелями с детства, как это часто бывает, когда два молодых человека организуют свой бизнес. Более того, они были представителями совершенно разных, если не сказать противоположных слоев общества. Но их объединение дало жизнь самому роскошному автомобилю XX века.

Фредерик Ройс родился 27 марта 1863 года. В свои ранние годы он еще и не мог мечтать о том, что в будущем станет очень богатым и уважаемым человеком. Родился Фредерик в городе Алватор (графство Линкольншир). Его отец был мельником, но совсем не долгое время, так как очень быстро разорился. Бедность привела к тому, что уже в возрасте 10 лет Фредерик нашел свою первую работу – чем только не занимался он в то время! Молодой Ройс зарабатывал по всякому, начиная от разноса газет и телеграмм, и заканчивая работой на железной дороге.

Впрочем, ранняя работа совершенно не отбила у Фредерика желание учиться. Они понимал, что его будущее целиком и полностью зависит от того, насколько хорошими знаниями он будет обладать. А потому в нерабочее время Ройс изучал иностранные языки, математику и основы электротехники. Особенно его привлекала именно последняя дисциплина. У мальчика был явно инженерный склад ума. Кроме того, подобная работа доставляла ему истинное наслаждение.

Первой работой, связанной с увлечением Фредерика стала должность в компании Хайрема Максима, известного знаменитым пулеметом, названным по фамилии автора. Работа нравилась Ройсу, но его подлинной мечтой была своя компания, а потому с самых первых месяцев он начал откладывать деньги, которые должны были бы составить стартовый капитал его будущей фирмы.

И такая компания в итоге появилась на свет – вместе со своим другом Фредерик основал в Манчестере F.H. Royce Co. Дела потихоньку набирали обороты. Ключевым моментом в этой истории стал 1903 год, когда Ройс приобрел свой первый автомобиль. Французский Decauville. Машина оказалась ужасной. У нее было множество технических проблем, которые выводили из себя Фредерика. Инженер в его душе негодовал. Все это вылилось в то, что он решил сконструировать свой автомобиль, который будет полностью устраивать его и намного превосходить Decauville.

Что же, было очевидно, что Фредерик обладает инженерным гением, так как ровно через год он действительно представил свой первый автомобиль. Он на голову превосходил все французские машины, и получил очень лестные отзывы в прессе. Детище Ройса обладало отличными ходовыми характеристиками, высокой степенью надежности, и при этом стоило вполне приемлемых денег - 395 фунтов. Конечно, в то время это были большие деньги, но не такие, какие уже через некоторое время будут требоваться для покупки Rolls-Royce.

Легендарная компания «Роллс-Ройс» была зарегистрирована 15 марта 1906 года. Однако замысел предприятия зародился в отеле «Мидланд Хотел» в Манчестере еще 1 мая 1904 года. В этот день встретились Чарлз Роллс - гонщик, начавший свой бизнес с продажи британским аристократам машин с континента, и Генри Ройс - проектировщик и производитель электромоторов и кранов, который был недоволен продаваемыми машинами и мечтал разработать - «автомобиль выше всякой критики».

Совместная компания по выпуску и продаже автомобилей, получила название «Роллс-Ройс». Причем Роллс брал на себя коммерческую часть, а производственно-техническая сторона дела ложилась на Ройса. Амбиции молодого аристократа простирались так далеко, что он поставил себе цель выпускать самые лучшие автомобили в мире.

Подлинное рождение легендарной марки произошло в том же 1906 году на лондонском «Олимпия Мотор Шоу», когда компания «Роллс-Ройс» представила первое шасси «Роллс-Ройс 40/50 HP» под заводским номером 60551. Новая модель ничем не повторяла предшественников. Продажу 40/50 HP начали в 1907 году. И поскольку до второй мировой войны завод «Роллс-Ройс» не производил кузовов, они изготовлялись кузовными мастерскими по заказу самого клиента - порождая огромное количество вариантов «Роллс-Ройс» с единым шасси.

Само шасси 40/50 HP без кузова стоило 985 фунтов. Примерно в ту же цену обходился клиенту не менее роскошный кузов, производимый именитыми мастерскими, такими как: Hooper, Barker, Park Ward, Thrupp Maberly, H. J. Mulliner и др. Вскоре этой машине дали необычное имя - «Silver Ghost» (Серебряный Дух). Этим названием автомобиль обязан посеребренным наружным деталям одного из первых образцов и необычайно тихому двигателю. По легенде, самым громким звуком в салоне было тиканье часов.

Машина могла развивать скорость до 150 км/ч - показатель недоступный для многих спортивных моделей того времени. «Silver Ghost», стал, едва ли не самым известным автомобилем в мире. Уже в 1907 году создатели рекламировали его как «лучший автомобиль в мире». Эмблема компании «Роллс-Ройс», ставшая одной из самых престижных в мире, появилась в 1907 году. Одна легенда гласит, что Ройс увидел эмблему RR на скатерти в ресторане и решил купить эту скатерть. Поначалу буквы RR эмблемы были красными, но в 1930 году их стали выполнять черными.

Еще один неотъемлемым атрибутом автомобилей «Роллс-Ройс» является «Дух Восторга». В 1909 году один из автомобилей «Роллс-Ройса» приобретает в личное пользование сэр Джон Монтегю лорд Белью. Чтобы выделить свой автомобиль из общего потока, лорд заказывает в 1911 году своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу разработать носовую фигурку-талисман.

Художник нашел простое и изящное решение: он создал некое рукокрылое божество-фигурку, устремленную вперед, с откинутыми назад руками, в развевающемся под ветром одеянии. Она как бы передавала дух автомобиля - разумную скорость, грацию и красоту. Первоначально официальное название фигурки было «Олицетворение скорости», но позднее Сайкс продал свои авторские права компании «Роллс-Ройс», и она была переименована в «Spirit of Ecstasy» (Дух Восторга или Дух Вдохновения).

В 1921 году в Америке был открыт филиал в Спрингфилде. Одним из первых покупателей американского Silver Ghost стал Нельсон Рокфеллер. В Штатах до 1926 года построили 1703 автомобиля. Silver Ghost верой и правдой служили хозяевам десятилетиями. В США, например, в 30-х годах на «вечные» шасси «Серебряного Духа» просто ставили новые модные кузова.

Благодаря относительно стабильному рынку Британии, где состоятельные покупатели не так пострадали от Великой депрессии, компании и в кризисные 1930-е годы удалось сохранить свои позиции на автомобильном рынке. А в 1931 году Rolls-Royce даже приобретает своего конкурента, попавшего в сложное финансовое положение, - компанию Bentley, имеющую устоявшуюся репутацию производителя добротных, дорогих и надежных спортивных машин и лимузинов, по основным параметрам очень похожих на Rolls-Royce. Марка «Бентли» сохраняется до настоящего времени. Начиная с 1949-го классические автомобили класса люкс получают пронизанные духом ностальгии названия «Серебряный Призрак» (Silver Wraith), «Серебряный Рассвет» (Silver Dawn), «Серебряное Облако» (Silver Cloud), в 1965-м сменившееся «Серебряной Тенью» (Silver Shadow).

Итак, фирма процветала, но фундамента, заложенного основателями, хватило только на 30 лет после смерти Ройса в 1933 году. В 60-х начался спад, и финансовое положение Rolls-Royce, занятого в ту пору созданием нового авиационного двигателя и модели Rolls-Royce-Corniche, стало очень шатким, а 4 февраля 1971 года компания была официально объявлена банкротом.

Rolls-Royce как национальное достояние спасло британское правительство, вложив в дело около $250 млн. Но при этом компания Rolls-Royce Motor Holding была разделена на автомобильную компанию Rolls-Royce Motor Cars Ltd, выпускающую автомобили, комплектующие для автомобильной и авиационной промышленности, дизельные двигатели, локомотивы, легкие самолеты, и на Rolls-Royce Ltd - авиационное подразделение по выпуску реактивных двигателей, которое с 1971-го по 1987 год находилось под управлением государства и было приватизировано в 1987-м, после чего сменило название на Rolls-Royce Plc.

Военно-промышленный концерн Vickers - некогда наикрупнейший в Великобритании синдикат производителей военной техники, выполняющий заказы министерства обороны Великобритании - в 1980 году приобрел Rolls-Royce Motor Cars Ltd за 38 млн фунтов стерлингов, когда компания, в связи с ухудшившимися финансовыми показателями и разработкой новой модели Rolls-Royce Silver Spirit, в очередной раз оказалась на грани кризиса.

Vickers сделал для Rolls-Royce за время владения этой легендарной маркой немало: вложив еще около 40 млн фунтов стерлингов, концерн провел модернизацию устаревавших заводов в Кру. На заводах в Кру был установлен также настоящий конвейер со скоростью движения 0,01 мили в час. Но рационализация коснулась только неквалифицированного труда, в остальном Rolls-Royce остался Rolls-Royce - автомобили изготавливались вручную и только по заказам. Тем не менее благодаря принятым мерам более чем вдвое - с 65 до 28 дней - сократился полный цикл изготовления одного автомобиля. И в начале 90-х компания стала снова приносить прибыль. Так, в 1997 году прибыль компании, несмотря на небольшое количество проданных автомобилей (1380 автомобилей Bentley и 538 автомобилей Rolls-Royce), составила 45 млн долларов при обороте в 500 млн долларов.

Однако положение оставалось нестабильным: при неудачной экономической конъюнктуре такой объем мог запросто упасть вдвое. Так и случилось - к концу 90-х дальнейшее существование, развитие и соответствие продукции Rolls-Royce высокому качеству требовали новых капиталовложений - по словам председателя правления Vickers, сэра Колина Чандлера, более 200 млн фунтов стерлингов, которых у военно-промышленного концерна не было: «Мы сделали для Rolls-Royce все что могли. Мы спасли его, мы вернули ему „здоровье“ и хорошую форму, но пришло время расстаться...» - сказал он.

В октябре 1997 года начались переговоры с заинтересованными сторонами о продаже Rolls-Royce. За контроль над компанией бились несколько групп, в том числе две британские финансово-промышленные группы, немецкие автопромышленные гранды: Daimler-Benz, Volkswagen, BMW и организация RRAG, состоявшая из группы патриотически настроенных и состоятельных владельцев автомобилей Rolls-Royce и Bentley во главе с адвокатом Майклом Шрипмптоном.

Итогом борьбы за легенду британского автомобилестроения стало соглашение, по которому Volkswagen приобрел заводы Bentley и Rolls-Royce, а BMW купил имя Rolls-Royce. Оценивая продажу Rolls-Royce победившему в борьбе за марку в 1998 году немецкому автогиганту BMW, берлинская газета Welt писала: «Теперь старейший британский автопроизводитель получит силу, которая необходима для будущего». Вскоре BMW начал производство автомобилей под знаменитым брэндом на новом заводе в Гудвуде (Южная Англия).

Там концерн построил «самую эксклюзивную в мире фабрику» для производства нового семейства машин престижной британской марки Rolls-Royce. Предприятие разместилось в городке Чичестер в графстве Западный Сассекс. Примечательно, что неподалеку оттуда, в городке Уэст-Уиттеринг, жил с 1917-го по 1933 год и умер сэр Генри Ройс. Здесь же находилось и его конструкторское бюро. Кроме живописных окрестностей, Южная Англия обладает развитой инфраструктурой и возможностью привлечь дополнительный персонал из яхт-индустрии к привычной им ручной работе.

Автомобили компании никогда не отличались дешевизной, и ценовая политика, сформулированная Ройсом, остается актуальной и сегодня: «Качество остается, когда о цене уже давно забыли». Первые автомобили Rolls-Royce в 10 л. с. продавались по цене 395 фунтов стерлингов. Сегодня эти антикварные модели может приобрести любой эстет за $250000. Примерно шесть из десяти всех когда-либо построенных автомобилей Rolls-Royce до сих пор «на ходу».

В 1907 году один из «Серебряных призраков» устанавливает рекорд - проходит без остановки 24 тыс. км. Каково Огромное по тем временам расстояние автомобиль преодолел с единственной неисправностью - вышел из строя топливный краник. На заводах Rolls-Royce в Кру и Лондоне машины называют «ройсами». Их никогда не называют «роллсами». Решетка радиатора в автомобиле Rolls-Royce делается вручную с помощью... глазомера. Просто «вприкидку», без всяких инструментов.

Для изготовления радиатора Rolls-Royce требуется один человекодень. И еще пять человекочасов на его полировку. Открыв пепельницу в современном Rolls-Royce, вы никогда не найдете там сигаретного окурка - пепельницы опорожняются автоматически. Никто из членов заводского персонала никогда не скажет: «Rolls-Royce сломался». Вместо этого вы услышите: «Rolls-Royce отказывается продолжать функционировать». На старых заводах Rolls-Royce (в Кру и Лондоне) можно видеть надписи: «Берегись бесшумного автомобиля!»

Охлаждающая споcособность кондиционера в современном «Серебряном Духе» равна производительности 30 бытовых холодильников. Каждая стеклянная деталь в «Серебряном Духе» полируется вручную специальной пемзой, которой обычно пользуются при полировке оптических линз. Как-то раз после воспевания хвалебных гимнов в честь автомобилей Rolls-Royce одна аристократка, подумав, спросила: «Но, сэр Генри, а что бы было, если бы ваш завод выпустил плохую машину?» Ройс ответил: «Мадам, охранник на центральных воротах не выпустил бы ее с территории».

Последними словами умирающего Генри Ройса были: «Я сожалею только о том, что не посвящал работе больше времени». Прообразом «Духа Восторга» стала личный секретарь лорда Белью- Элеонор Торнтон, в которую был безнадежно влюблен скульптор. Самые элитные из «Роллс-Ройсов» считаются представители серии «Park Ward», называемые еще «королевскими Роллс-Ройсами». Именно эти подчеркнуто консервативные машины предпочитают монархи. Купить или заказать в дорогом автосалоне такой автомобиль невозможно, ведь «Park Ward» - детище того отделения компании, где автомобили даже не собираются, а изготавливаются полностью вручную, по особым заказам, причем каждый из них только под определенного клиента.

Стиль «Роллс-Ройсов», без преувеличения, уникален. Поражает значение, которое фирма придает мелочам. Салонам «Роллс-Ройса» всегда был присущ особый, ни с чем не сравнимый тонкий аромат, который источали лучшие сорта натуральной кожи и ценных пород дерева, использованных для внутренней отделки машин. И вдруг заказчики новой эксклюзивной модели - «Серебряный серафим» - почувствовали, что запах в салоне не тот. Стали выяснять - и обнаружили, что вместо былого палисандра и красного дерева некоторые прежде деревянные детали отделки салона заменили пластмассой.

На вид и на ощупь ее от дерева не отличить, но запах уже не тот. И производители всерьез занялись решением этой проблемы. Они разработали состав ароматических масел для обработки салонов всех «Роллс-Ройсов», которые вновь стали пахнуть дорогой кожей и деревом.«Роллс-Ройс» - это автомобиль-дворец, автомобиль-статус, автомобиль-символ. Это атрибут высочайшего положения в обществе. Не следует забывать и о том, что миллионеров на планете немало, а «Роллс-Ройсов» - существенно меньше, поэтому среди желающих заплатить несколько сотен тысяч долларов за средство передвижения существует очередь - весь тираж автомобилей расписан на несколько лет вперед.

Среди счастливых обладателей роллс-ройса были и Чарли Чаплин, и Бенито Муссолини, и Мухаммед Али, и император Николай II, и Элизабет Тейлор, и Редьярд Киплинг, и Гульельмо Маркони, и Альфред Нобель. На роллс-ройсе князь Юсупов и его сообщники везли бросать в прорубь полумертвого Распутина. Благодаря тому, что японский император решил в 1920-х годах купить роллс-ройс, в Японии до сих пор левостороннее движение.

Престиж марки Rolls-Royce был столь велик, что в 50-х годах компания становится поставщиком автомобилей для Британского королевского дома и многих правящих и аристократических семейств мира. Так, например, принцесса Елизавета и герцог Эдинбургский заказали в 1950 году для личного пользования Rolls-Royce модели Phantom-IV с кузовом работы фирмы Mulliner-Park-Ward. С тех пор гараж (так называемые Королевские конюшни) комплектуется уже не машинами «дэймлер», а Rolls-Royce. Прошлым летом, во время празднований, посвященных пятидесятилетию Елизаветы XI на английском престоле, королева разъезжала на одной из последних моделей лимузина Rolls-Royce-Bentley.

По заказу индийского магараджи Набы английские инженеры создали для «Серебряного призрака» кузов в виде фигуры лебедя, выточенный из массивного куска дерева и покрытый позолоченными цветками лотоса. Чтобы увеличить плавность хода, была использована подвеска с дополнительной продольной рессорой. В этой версии «Роллс-Ройса» появились даже щетки из конского волоса, призванные счищать грязь с вращающихся колес. Этот шедевр конструкторской и дизайнерской мысли, больше напоминающий иллюстрацию к «Сказкам 1000 и одной ночи», чем автомобиль, и сейчас можно увидеть на выставках автомобильных раритетов.

Не меньшей оригинальностью - правда, в несколько ином стиле - отличался «Роллс-Ройс» Джона Леннона, расписанный психоделическими виньетками совершенно невероятных цветов. Возмущению патриотов, оскорбленных столь вопиющим надругательством над легендой британского автопрома, не было предела. Впрочем, некоторое время подразнив почтеннейшую публику, 5 июля 1968 года Леннон свой «Роллс-Ройс» продал.

Счастливым владельцем «тюнингованного» «Роллс-Ройса» был и Владимир Ильич Ленин. Собственно говоря, вождя мирового пролетариата обслуживало сразу два «Роллс-Ройса», но один из них, «Элпайн Игл» с открытым кузовом, ничем особенным не знаменит. А вот второй, марки «Континенталь», был куплен за 4 тысячи фунтов стерлингов при посредничестве советского торгового представителя Льва Красина, затем доставлен в Петроград и там переделан в... полугусеничные автосани. Красавец «Роллс-Ройс» был оснащен так называемым движителем Кегресса, названным по имени создателя, начальника царского гаража Адольфа Кегресса.

Вместо заднего моста установили тележку с прорезиненными хлопчатобумажными лентами. Для лучшей управляемости на передние колеса надевались широкие лыжи. Эта конструкция весила более 500 кг. По накатанному снегу автомобиль с «кегрессом» уверенно шел со скоростью 60 км в час. Масса машины достигла 2700 кг. Расход топлива составил 37 литров на 100 км. Гусеничный «Роллс-Ройс» был также оборудован утепленной кабиной, отопителем, термостатом, усовершенствованной системой зажигания.

Вообще, «Роллс-Ройсы» пользовались заслуженной любовью советской номенклатуры. С 1922 по 1925 год - заметьте, эпоха разрухи и голода - в Англии было куплено 73 автомобиля, в основном с открытыми кузовами. Чешский писатель Гофмейстер в те годы писал: «Я еще никогда не видел такого скопления „Роллс-Ройсов“, которое наблюдал однажды вечером на набережной Москвы-реки...»

Был персональный «Роллс-Ройс» и у Брежнева. Что интересно, «Серебряный призрак» никогда не принадлежал лично Брежневу, как и многие другие автомобили из мифической «коллекции». Однако автомобиль создавался с учетом комплекции генсека и его желанием иногда садиться за руль самому.

Об этом до сих пор напоминает расположенный на приборной панели переключатель с двумя позициями: одна «подстраивает» водительское кресло под фигуру Брежнева, другая - под габариты его водителя. Машина была заказана 9-м Управлением КГБ для «обслуживания членов ЦК» в 1971 году и меньше чем через год поступила в Россию. Вообще, машин, подобных этой, на заводе делалось пять: одна - для арабского шейха, способная свободно передвигаться по пескам с вмонтированной в салон клеткой для любимого шейхом ягуара, другую заказал золотодобытчик с Аляски, которому, наоборот, нужно было передвигаться по снегу.

Заказ двух других машин исходил с берегов Амазонки и предполагал особую устойчивость автомобилей к тропическому климату. Пятый же автомобиль должен был сочетать в себе требования всех остальных четырех заказов - хоть и без клетки для ягуара. Именно он и предназначался для Брежнева. Практически целиком сделанный из алюминия корпус, «проклепанные», как в авиации, лонжероны, исполненные в единственном экземпляре резиновые и пластмассовые детали, гидроаккумуляторы на всех четырех колесах, двенадцать слоев краски - что и говорить, шедевр... Интересно, что уникальный автомобиль активно эксплуатируется и сегодня: на нем ездит Эдуард Теняков, вице-президент Московской центральной фондовой биржи.

Rolls-Royce – это настоящая легенда автомобильного мира. Всего было выпущено немногим более 20 моделей этого автомобиля за многолетнюю историю марки, что разительно отличается от того, с какой скоростью другие известные автомобильные бренды выпускают новые модели. Тем не менее, Rolls-Royce никогда не гнался за количеством в ущерб качеству. Марка в первую очередь ассоциировалась с престижем, и это продолжается вплоть до сегодняшнего дня, а потому компания всегда старается довести каждую модель до совершенства.

Тот факт, что Rolls-Royce выпускает мало моделей, способствует тому, что каждая из них становится легендой своего времени, и успешно продается длительное время после выпуска. На этих британских автомобилях в XX веке разъезжали известные бизнесмены, политики и звезды шоу-бизнеса со всего мира.

Сегодня дела у Rolls-Royce обстоят уже не так хорошо, как в былые годы. Конец 90-х ознаменовался длительной эпопеей по продаже компании, которая завершилась только в 2003 году. В итоге компания перешла в собственность BMW. Тем не менее, золотые годы Rolls-Royce ушли безвозвратно. Продажи уже не столь высоки, как раньше, да и бренд не пользуется такой популярностью. Конечно, нельзя сказать, что он умер или что-то в этом роде. Нет. Просто его золотые годы прошли. Вместе с XX веком.