V-образный 8-цилиндровый двигатель работает на газе марки «Технический пропан» (ГОСТ 10196-62) или на бензине А-76 в течение краткого времени. Мощность 150 л. с. при 3200 оборотах в минуту, степень сжатия 8.
Газ находится в баллоне в двух фазах: 90 % объёма жидкая фаза и 10 % объёма паровая фаза. Их смесь через трубопроводы идёт к вентилю, затем в испаритель, где вся смесь превращается в пар. Затем пар проходит через фильтры для очистки от смолистых веществ и механической грязи и поступает в редуктор.
Редуктор - это двухступенчатый автоматический диафрагменный регулятор давления с рычажной передачей давления от диафрагмы к клапанам. Первая ступень работает при высоком, вторая при низком давлении. Редуктор снижает давление газа, регулирует количество топлива при разных оборотах двигателя при помощи экономайзера.
После редуктора газ поступает на смеситель, где образуется газовоздушная питающая смесь. Газовый смеситель установлен на впускном коллекторе двигателя. Смеситель объединён с приводом пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала.
Автомобили завода имени Лихачёва | |
---|---|
Грузовые модели |
Автомобильный двигатель, работающий на газовом топливе, - не новинка. В свое время и у нас были разработаны такие конструкции. Но вопрос о производстве газобаллонных автомобилей приобрел особую актуальность сегодня. Прежде всего, его выхлопные газы менее токсичны. Немаловажно и то, что газовое топливо дешевле, а современное газовое хозяйство делает вполне реальным достаточно широкое использование таких автомобилей в современных крупных городах. В Москве и Ленинграде уже работают большие партии грузовиков . Постоянно растет их парк в автохозяйствах, обслуживающих газовые коммуникации. Серьезный интерес к проявляют автохозяйства нефте- и газопромыслов.
Что же представляет собой ? Он создан на базе известного грузовика ЗИЛ-130 и внешне отличается от него баллоном красного цвета со сжиженным газом. Под капотом у него специальный двигатель, работающий на газовом топливе, комплект газовой аппаратуры и система резервного питания двигателя с использованием бензина. Конструкция двигателя и особенность системы питания обусловили и некоторые изменения в технической характеристике автомобиля в целом. Так, его масса в снаряженном состоянии стала 4415 кг (против 4300 кг у ЗИЛ-130), а полная масса - 9640 кг (против 9525 кг).
На автомобиле установлен V-образный восьмицилиндровый двигатель , который работает на газе марки «Технический пропан» (ГОСТ 10196-62) и приспособлен для кратковременной работы на бензине А-76. Его мощность при 3200 об/мин составляет 150 л. с., а степень сжатия равна 8 (против 6,5 у ЗИЛ-130).
Процесс приготовления горючей смеси для двигателя несколько сложнее, чем у его бензинового прообраза.
В баллоне газ находится в двух фазах - жидкой (занимает 90% объема баллона) и паровой (10%). Через расходные вентили топливо в паровой и жидкой фазах поступает в трубопроводы и далее к магистральному вентилю. Затем оно идет в испаритель, где окончательно принимает газообразное состояние. Через шланг высокого давления газ следует в фильтры для очистки от смолистых веществ и механических примесей и затем поступает в первую ступень редуктора.
Этот узел представляет собой двухступенчатый автоматический диафрагменный регулятор давления с рычажной передачей давления от диафрагмы к клапанам. Первая и вторая его ступени - высокого и низкого давления - имеют по диафрагме из специальной прорезиненной ткани, пружине и рычагу, соединяющему диафрагму с регулирующим клапаном. Главная обязанность редуктора - снижение давления газа на пути от баллона к смесителю. Одновременно редуктор автоматически регулирует количество топлива в зависимости от режима работы двигателя. Для этой цели служит дозирующе-экономайзерное устройство.
Избыточное давление на выходе второй (то есть низкого давления) ступени редуктора и перекрытие газовой магистрали при неработающем двигателе обеспечивается разгрузочным устройством.
После дозирующее-экономайзерного устройства, объединенного со второй ступенью редуктора, газ идет к смесителю. Здесь происходит образование газо-воздушной рабочей смеси, которая и поступает в цилиндры двигателя. Газовый смеситель объединен с приводом пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала, датчик которого установлен так же, как и на двигателе ЗИЛ-130, и имеет подогрев от системы охлаждения.
Смеситель установлен на впускном коллекторе двигателя через переходник, на котором спереди смонтирован карбюратор системы резервного питания с двумя сетчатыми пламегасителями. На случай кратковременной работы на бензине оснащен карбюратором, бензонасосом и 10-литровым топливным баком.
Учитывая растущую потребность народного хозяйства в модификациях автомобиля , автозавод имени И. А. Лихачева в 1976 году разработал конструкцию шасси ЗИЛ-138В1 (седельный тягач) и ЗИЛ-138Д2 (самосвал). От они отличаются размерами базы (она на 500 мм короче), количеством и размерами баллонов для сжиженного газа (их два и они меньше, чем на ).
Опыт эксплуатации первых партий автомобилей дал положительные результаты. Многие автохозяйства даже самостоятельно переоборудуют серийные ЗИЛ-130 под газовое топливо, используя для этого разработанные заводом комплект деталей и инструкцию по переоборудованию.
Н. РАЗИНЧЕВ, инженер-конструктор (За рулем №1, 1978)
Автомобильный двигатель, работающий на газовом топливе, — не новинка. В свое время и у нас были разработаны такие конструкции. Но вопрос о производстве газобаллонных автомобилей приобрел особую актуальность сегодня. Прежде всего, его выхлопные газы менее токсичны. Немаловажно и то, что газовое топливо дешевле, а современное газовое хозяйство делает вполне реальным достаточно широкое использование таких автомобилей в современных крупных городах. В Москве и Ленинграде уже работают большие партии грузовиков ЗИЛ-138. Постоянно растет их парк в автохозяйствах, обслуживающих газовые коммуникации. Серьезный интерес к ЗИЛ-138 проявляют автохозяйства нефте- и газопромыслов.Пару-тройку месяцев назад коллега
victorpuzo
уже писал о газобаллонном газовском варианте, относительно недавно выпущенном фирмой DIP: то был
. Моделька узнаваемая и весьма детализированная: проработана как надо, и радости не вызывать не может. Красный баллон так и вообще смотрится кричаще на обыкновенном серовато-зеленом фоне всей машины.
Ранее, и уже довольно-таки прилично времени назад (два с кварталом года назад), был показан и сарлабовский
, тоже газобаллонный. Как и все изделия от СарЛаба, он был эдаким произведением искусства в миниатюре.
Больше на моей памяти газобаллонных грузовиков в песочнице не было.
Ну что ж, третьим буду. Причем на этот раз с ЗИЛом.
Ну да, судя по кату с историей выше, это будет ЗИЛ-138. Будет он от мастерской Pegas-Models. И тут интересно следущее. Кратко передам беседу с основателем мастерской, Утицких Вадимом. По сути, модели этой мастерской - это тот же ALF, который, в свою очередь - копия ЗИЛ-130 от КВ. Так вот, насколько мне стало известно, в составе мастерской
ALF был такой мастер, Александр Говоруха (если я все правильно помню), он начал переделывать и продавать модели
ALF, при этом на моделях появлялся Пегас - модель становилась моделью от
Pegas-Models. Мне модель досталась как таковая от мастерской
ALF.
Традиционно, начну с мордашки. Тот же ALF. Четкая надпись "ЗИЛ", поворотники - пупырышками. Решетка радиатора сквозная - зачет. Вдобавок ко всему можно видеть декаль госрегзнака, что модельку оживляет неслабо:
Вид в профиль слева по ходу движения.
И тут внимательный зритель может разглядеть, что указатели поворота на крыле - уже не просто выступы с мазком краски, а отдельные стеклянные детали, за что спасибо:
Знак качества, принадлежность к автобазе и надпись "Пассажиров не брать!" продолжают добавлять капельки радости в чашечку оживления модели:
Салон видно плохо, но он - цветной:
Бак с газом - яркое красное пятно на синем в целом грузовичке. Надпись "ОГНЕОПАСНО" декалью, заглушки-пробки - серебрянкой. У диповского еще кронштейны-держатели покрашены были:
Вид сверху:
С бензиновым братом от ALF:
Вид справа по ходу движения. Ручки снова выполнены зацело с дверью:
И снова - номера-декали. Радуют. А вот задняя светотехника в духе Элекон - не очень:
Немного попытался подглядеть в салон:
Такой вид еще есть:
Вид снизу, или донышко:
Вот он - зверь Пегас - спрятался на эмблеме на инструментаном ящичке:
Донышко - хорошее. Именно так. У ДИПа - отличное. Видно клеймо "МС". Я узнал, что означает она протсто "мастер Сергей". Это сборщик:
Вновь - рядом с мифической службой Горсвет:
Трехчетвертные сверху:
И несколько ЗИЛов одного семейства дружно вместе:
PS: Прошу модераторов добавить метку Pegas-Models.
PPS: отдельная "благодарность" - родной почте, модель пришла без кузова и баллона, с гнутыми зеркалами. За помощь в восстановлении - ОГРОМНОЕ СПАСИБО
Гранину А.А.
Модель автомобиля: ЗИЛ-130 бортовой газобалонный
Период выпуска прототипа: -
Производитель: Pegas-Models
Дата выпуска: -
Краткое мнение: яркий ALF, но уже с декалями
Оценка:
Качество: 5 из 5. Косяков в сборке нет.
Детализация: 5,5 из 6. 5 вообще, минус 0,25 за донышко (хотя 0,25 и слишком много), итого 4,75. 0,25 в плюс за наличие декалей, итого 5. Мелочевка на достаточном для отличного восприятия уровне как внутри, так и снаружи, поэтому еще плюс 0,5. Итого: 5,5.
Соответствие прототипу: 4 из 5. Знаю, что в кабине стоит цельный диван, что прототипу не соответствует - он достался модели от
ALF соответственно.
Насчет остального не знаю - нужно привлекать зиловедов. Пока пусть будет 4.
Унаваемость: 2 из 2. Есть узнаваемость.
Харизма: 5 из 5. Харизма - на высоте.
Коробочка: 2 из 7. Была от ALF. Поэтому - в соответствии с
ЧАСТЬ I. Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации
Введение
Предупреждения и общие указания
Правила техники безопасности и противопожарные мероприятия
Эксплуатация нового автомобиля
Техническая характеристика автомобилей
Органы управления и контрольно-измерительные приборы
Двигатель
Механизмы двигателя
Смазочная система
Система питания
Система выпуска газов
Система охлаждения
Пусковой подогреватель двигателя
Агрегаты шасси
Сцепление
Коробка передач
Карданная передача
Задний мост
Рама
Передний мост
Подвеска автомобиля
Колеса и шины
Рулевое управление
Тормозные системы
Электрооборудование
Генератор
Регулятор напряжения
Аккумуляторная батарея
Система зажигания
Стартер
Система освещения и световой сигнализации
Звуковой сигнал
Кабина, капот, платформа и седельно-сцепное устройство
Кабина
Капот
Платформа
Седельно-сцепное устройство
Эксплуатация автомобиля
Пуск и останов двигателя
Вождение автомобиля
Техническое обслуживание автомобиля
Смазывание автомобиля
Карта смазывания
Автомобиль ЗИЛ-130 с новыми тормозными системами и усовершенствованной системой питания
Введение
Предупреждения
Техническое описание
Система питания
Тормозные системы
Обслуживание тормозных систем
Система электрооборудования
Инструмент и принадлежности, прилагаемые к автомобилю
Транспортирование автомобилей
Хранение и консервация автомобилей
Приложения
ЧАСТЬ II. Автомобиль ЗИЛ-138 и его модификации
Введение
Предупреждения
Техническая характеристика
Газовая топливная система
Баллон для сжиженного газа
Испаритель для сжиженного газа
Газовый редуктор низкого давления
Газовый смеситель
Газопроводы
Бензиновая резервная топливная система
Пуск двигателя на газовом топливе
Пуск холодного двигателя
Пуск прогретого двигателя
Пуск двигателя при низкой температуре окружающего воздуха
Пуск двигателя на бензине
Перевод двигателя с одного вида топлива на другой
Возможные неисправности двигателя при работе на газовом топливе
Возможные неисправности двигателя при работе на бензине
Порядок наполнения баллона сжиженным газом
Дополнительные работы по техническому обслуживанию автомобиля ЗИЛ-138
Переоборудование автомобилей семейства ЗИЛ-130 для работы на газовом топливе
Переоборудование двигателя
Установка топливного бака
Монтаж трубок системы питания
Установка газового оборудования на двигатель ЗИЛ-138
Монтаж кронштейнов штуцеров и трубопроводов газовой системы
Контроль качества установки газовых баллонов
Проверка герметичности газовой системы
Проверка и испытания автомобиля после переоборудования
Приложение 1. Комплект сборочных единиц и деталей для переоборудования автомобилей ЗИЛ-130 для работы на газовом топливе (комплект 138-4498001; 138В1-4498001, 138Д2-4498001)
Приложение 2. Маркировка и расцветка проводов
Приложение 3. Механизм управления подачей топлива