Цифры на фоне славной истории.

Статья опубликована 07.08.2015 19:06 Последняя правка произведена 07.08.2015 19:06

Создание грузового автомобиля повышенной проходимости ЯАЗ-214 началось в 1950 году. Создавался он под нужды армии и руководил данным проектом главный конструктор В.В. Осепчугов. Машина получила сварную раму, при этом материалом для неё послужили прокатные швеллеры. Раздаточную коробку для неё взяли от ЯАЗ-210Г, оттуда же была взята и задняя тележка вместе с межосевым дифференциалом.

Раздаточная коробка имела возможность отключения переднего привода. Создатели не включили в конструкцию этой машины дифференциал между ведущими мостами. Данное решение было призвано сохранить давно освоенный в производстве узел сложной конструкции под названием «раздаточная коробка – межосевой дифференциал». Автомобилисты отмечали высокую прочность автомобиля, однако расплачиваться за это пришлось излишним его весом.

Первые опытные экземпляры нового грузовика с установленными на него колёсами от ЯАЗ-210 появились на свет в 1951 году. После прохождения им всесторонних испытаний, он был принят в эксплуатацию и был запущен в производство. Непосредственно же в серию он пошёл в 1957 году.

Основным предназначением ЯАЗ(КрАЗ)-214 являлась перевозка самых разнообразных грузов, а так же личного состава армейских подразделений как по дорогам всех категорий, так и по бездорожью. Применялся он так же и для буксировки тяжёлых прицепов. Буксировались с его помощью и самолёты. Кроме того, на базе этого автомобиля были созданы и различные специальные автомобили для различных родов войск.

Грузовик имел капотный тип компоновки, при этом его грузовая платформа оснащалась откидывающимся бортом, такими же откидными скамейками, тентами и дугами. Кабина здесь была трёхместная, изготовляемая из дерева и оббитая металлическими листами. В качестве силового агрегата здесь был применён шестицилиндровый дизель ЯМЗ-206В имевший жидкостное охлаждение.

Сцепление на этот грузовик установители сухое однодисковое. КПП машина имела механическую пятиступенчатую. Раздаточная же коробка была двуступенчатая и оснащалась она межосевым дифференциалом. Передний мост при этом отключался, а подвеска была оборудована гидравлическими амортизаторами - "телескопами". Тормоза и рулевое управление здесь имело пневмопривод.

В связи с тем, что серийное производство ЯАЗ-214 в 1958 году передали на Кременчугский автомобильный завод, грузовик сменил название с ЯАЗ-214 на КрАЗ-214Б. В 1963 году он пережил одну модернизацию и получил наименование КрАЗ-214Б. Данный тип грузового автомобиля выпускался вплоть до 1967 года. В настоящее время экземпляры таких машин подготовленных для перевозки ракетных установок и монтажа на них инженерного оборудования выставлены в музеях КрАЗа и Мосавтотранса.

Порой, на покупку собственного автомобиля не хватает средств или же она попросту нецелесообразна. В таком случае, оптимальным вариантом будет аренда автомобиля .

Технические характеристики КрАЗ-214:

Производитель Кременчугский автомобильный завод
Годы пр-ва 1957-1967
Дизайн
Колёсная формула 6×6
Двигатель ЯАЗ-206Б
Трансмиссия механическая 5-ступ.
Раздаточная коробка двухступенчатая
Передаточные числа 1 передача - 2,13; 2 передача - 1,07
Главная передача ведущих мостов двойная, передаточное число - 8,21.
Массово-габаритные
Длина 8575 мм
Ширина 2700 мм
Высота 2880 (с тентом 3180) мм
Клиренс 360 мм
Колёсная база 4600+1400 мм
Колея задняя 2030 мм
Колея передняя 2030 мм
Масса 12300 кг
Динамические
Макс. скорость 55 км/ч
На рынке
Предшественник ЯАЗ-214
Преемник КрАЗ-255Б
Другое
Грузоподъёмность 7000 кг
Расход топлива 70 л
Объём бака 2×255

Разработка армейского грузового автомобиля повышенной проходимости ЯАЗ-214 на Ярославском автомобильном заводе началась в 1950 году под руководством главного конструктора В.В.Осепчугова. Автомобиль получил раму, сваренную из прокатных швеллеров. Раздаточная коробка, и задняя тележка с межосевым дифференциалом взяты от ЯАЗ-210Г. Раздаточная коробка была снабжена приставкой с отключаемым приводом на передний ведущий мост. При этом дифференциал между первым и вторым ведущими мостами отсутствовал. Такое решение было вызвано желанием сохранить освоенный в производстве такой сложный узел "раздаточная коробка - межосевой дифференциал". Автомобиль получился довольно прочным, но за это пришлось заплатить избыточной массой.

Первые опытные образцы с кабиной и колёсами от ЯАЗ-210 были изготовлены в 1951 году. ЯАЗ-214 прошёл всесторонние испытания и был рекомендован в производство. Серийное производство организовано в 1957 году.

Автомобиль ЯАЗ(КрАЗ)-214 предназначался для перевозки различных грузов и личного состава по дорогам всех категорий и бездорожью. Использовался главным образом для буксировки тяжёлых прицепов. На аэродромах он применялся для буксировки самолётов. На базе КрАЗ-214 был разработан ряд специализированных автомобилей для различных родов войск.

КрАЗ-214 имеет капотную компоновку. Грузовая платформа металлическая с задним открывающимся бортом, снабжена откидными скамейками, дугами и тентом. Трёхместная кабина имела деревянный каркас с металлической облицовкой. Силовая установка состояла из двухтактного 6-цилиндрового рядного дизеля жидкостного охлаждения ЯМЗ-206В. Сцепление однодисковое сухое. Коробка передач механическая пятиступенчатая. Раздаточная коробка двухступенчатая с межосевым дифференциалом. Передний мост выполнен отключаемым. Подвеска колёс на продольных полуэллиптических рессорах с реактивными штангами. На КрАЗ-214Б передняя подвеска снабжена гидравлическими телескопическими амортизаторами. Привод тормозов пневматический. Рулевое управление снабжено пневматическим усилителем.

В 1958 году серийное производство ЯАЗ-214 передано на Кременчугский автозавод. В 1963 году он был модернизирован и получил обозначение КрАЗ-214Б. Его производство продолжалось до 1967 года, когда на конвейере его сменил более совершенный КрАЗ-255Б . В настоящее время бортовые КрАЗ-214 экспонируются в музеях КрАЗа и Мосавтотранса, несколько автомобилей с инженерным оборудованием и ракетными установками имеются в экспозиции Артиллерийского музея в Петербурге.

Модификации автомобиля:

  • ЯАЗ-214 - базовый. В 1957-1959 годах в Ярославле изготовлено 1265 автомобилей.
  • ЯАЗ-214Ш7 - тягач специальный. Отличался коробкой отбора мощности, закрытым кузовом, специальными агрегатами. Разработан в 1956 году.
  • КрАЗ-214 - вариант Кременчугского автозавода. Отличался отсутствием медведя на капоте. Выпускался в 1959-1963 годах.
  • КрАЗ-214Б - модернизированный. Отличался электрооборудованием с напряжением 24 В, гидравлическими телескопическими амортизаторами в подвеске передних колёс. Выпускался в 1963-1967 годах.

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина
ширина
высота по кабине

8530
2700
2880
База, мм 4600+1400
Колея, мм 2030
Дорожный просвет, мм 380/360
Радиус поворота, м 13
Масса, кг:

в снаряженном состоянии
полная

12300
19570
Грузоподъёмность, кг 7500
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг:

по шоссе
по грунту

50000
10000
Двигатель:

тип
число цилиндров
рабочий объём, см 2
степень сжатия
мощность, л.с.

ЯАЗ-206Б
6
6970
17
205
Число передач 5x2
Колёсная формула 6x6
Размер шин 15,00-20"
Запас топлива, л 2x225
Скорость максимальная, км/ч 55
Запас хода, км 850
Глубина преодалеваемого брода, м 1,0
Максимальный преодалеваемый подъём 30°
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км 55

Литература

  1. Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. - М.: "Патриот", 1990. - С. 93.
  2. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. - Т. 1. - М.: "Илби", "Прострэкс", 1993. - С. 234-235.
  3. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. - Т. 2. - М.: "Илби", "Прострэкс", 1994. - С. 117.
  4. Энциклопедия грузовых автомобилей. - М.: "За рулём", 2001. - С. 211.

Как правило, в автомобилестроении Советского Союза большинство появляющихся моделей представляли собой конструкцию, собранную из нескольких ранее выпущенных отечественных моделей, или же за основу брались машины импортных производителей. Так и инженеры Ярославского автозавода, под общим руководством главного конструктора В. В. Осепчугова, при создании нового армейского грузовика повышенной проходимости решили идти уже проторенными дорожками.

КрАЗ-214: начало пути

Работа над проектом нового грузового тягача началась в 1950 году. Машине присвоили индекс ЯАЗ-214, который в 1959 году, после перевода производства грузовой техники из Ярославля в г. Кременчуг, был изменен на КрАЗ-214. От конструкторов требовалось создать автомобиль, способный перевозить грузы различных категорий и направленностей, а также личный состав в любых условиях, независимо от качества дороги и степени пересеченности местности. Кроме того, в возможности машины должна была входить способность буксирования тяжелых прицепов. В общем, армии нужен был универсальный и надежный транспорт.

Рождение грузовика

В годы Великой Отечественной американцы по ленд-лизу поставляли в СССР свою технику. Одной из таких машин был 12-тонный грузовик Diamond T 980. Именно он стал прототипом разрабатываемой советской машины ЯАЗ-214.

От американца ему достались: рама, трансмиссия и элементы ходовой части. Двигатель, несмотря на то что имел маркировку ЯАЗ-206, являлся копией GMC 71-6, лицензия на который была куплена СССР опять же у американского General Motors. Он представлял собой с шестью цилиндрами.

ЯАЗ-210Г, кстати, также собранный по образцам американской техники, «подарил» отечественному грузовику заднюю тележку, и раздаточную коробку.

На опытный образец установили кабину и колеса от того же ЯАЗ-210, и в 1951 году его представили для прохождения испытаний. С успехом пройдя их, новый грузовик был рекомендован для массового производства. Однако «до ума» машина доводилась еще 6 лет. Серийный выпуск грузовиков был организован только в 1957 году, а спустя два года все производство забрали у ЯАЗ и передали на конвейер Кременчугского автозавода.

Описание машины

Новый автомобиль КрАЗ-214 отличался высокой прочностью и хорошей проходимостью.

Прокатный швеллер стал материалом для изготовления рамы грузовика. Пять штампованных, клепаных поперечников усиливали конструкцию. Передняя и задняя часть рамы оборудована буфером, сзади установлен тягово-сцепной механизм.

Кабина выполнена из дерева, обшитого металлом. В сравнении с кабиной ЯАЗ-210 новая модель была более широкой и комфортабельной. Для зимнего периода эксплуатации в ней предусматривался обогрев салона и обдув теплым воздухом переднего стекла. Капотная конструкция дополнялась откидными боковинами, облегчавшими обслуживание двигателя.

Кузов грузовика КрАЗ-214 был выполнен из листового металла и представлял собой модель стандартного типа с откидывающимся задним бортом. От непогоды кузов закрывался тентом.

Двигатели на новые автомобили КрАЗ, после перевода на конвейер в Кременчуг, стали устанавливать форсированные - ЯМЗ-206Б, которые являлись модификацией ЯАЗ-206.

Под платформой машины предусматривалась лебедка механического типа, с горизонтальным расположением барабана.

Проведенные испытания показали, что автомобили КрАЗ-214 при езде без прицепа способны передвигаться по рыхлому грунту с глубиной колеи до 60 см, без особого труда преодолевая канавы глубиной до 85 см.

КрАЗ-214: технические характеристики

Основные технические характеристики машины:

  • Вес грузовика составил 11 тонн 325 кг.
  • Грузоподъемность машины с учетом эксплуатации в условиях бездорожья - 7 тонн.
  • Вес буксируемого прицепа зависит от плотности грунта под колесами и может варьироваться от 5 до 50 тонн.
  • Габариты машины - 8,53 х 2,7 х 3,17 м (длина, ширина, высота по тенту), высота по кабине составляет 2,88 м.
  • Длина кузова - 4,565 м, ширина - 2,49 м.
  • Межколесная колея - 2,03 м.
  • Радиус поворота грузовика без прицепа - 14 м.
  • Мощность дизеля - 205 л. с.
  • Запас топлива - 2 бака по 255 литров.
  • Предельная скорость без прицепа - 55 км/ч, с прицепом - до 40 км/ч.
  • Расход топлива, в зависимости от условий эксплуатации, варьируется от 70 до 135 литров на сотню километров.
  • Кабина рассчитана на 3 человек, кузов - на 18 человек, для этого предусматривались откидные деревянные скамьи вдоль его бортов.

КрАЗ-214 стал базовым автомобилем для производства последующих моделей грузовиков, выпускаемых в Кременчуге.

Новая книга от автора бестселлеров «Автомобили Красной Армии» и «Военные автомобили Вермахта». Уникальная энциклопедия автотехники, стоявшей на вооружении Советской Армии в 1945–1991 гг. Полная информация о всех типах серийных армейских автомобилей, специальных кузовов, надстроек и вооружения, а также бронетранспортеров первого поколения, выпускавшихся на шасси армейских грузовиков.

Если в годы Второй Мировой войны СССР катастрофически отставал от Запада в качестве и количестве автотранспорта, что стало одной из главных причин поражений 1941–1942 гг., то после Победы наш военный автопром совершил колоссальный рывок, не только догнав, но кое в чем (например, в производстве подвижных колесных систем ракетного вооружения и переправочных средств) даже обогнав «вероятного противника». Лучшие советские армейские автомобили – легендарные ГАЗ-69, УАЗ-469, ГАЗ-66, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и «Урал-375» – по праву занимали в мировых рейтингах высокие позиции, отличаясь простотой, надежностью и великолепной проходимостью. Эпоха 1950–1960-х гг. стала поистине «звездным часом» для всего отечественного ВПК, в том числе и для автомобильной отрасли, способной самостоятельно разрабатывать уникальную военную технику, не имевшую аналогов за рубежом, и выпускать лучшие за всю отечественную историю полноприводные армейские автомобили со специальным оборудованием и вооружением. Об этой ожесточенной «войне моторов», в которой был достигнут паритет с НАТО и обеспечена реальная безопасность страны, рассказывает новая книга ведущего специалиста по истории автомобилестроения, иллюстрированная сотнями редких фотографий.

Первые полноприводные 7-тонные армейские автомобили КрАЗ-214 (6x6) сошли с конвейера Кременчугского автозавода в декабре 1959 года и представляли собой переименованные грузовики ЯАЗ-214, уже хорошо зарекомендовавшие себя на военной службе. На шасси кременчугского производства было продолжено формирование обширной гаммы специальной тяжелой военной автотехники, в которой особое место заняли мощные инженерные машины и системы вооружения, получившие дальнейшее развитие на последующих машинах КрАЗ.

Как и предшественник ЯАЗ-214, новый КрАЗ-214 был оборудован форсированным двухтактным 6-цилиндровым двигателем ЯАЗ-М206Б (6,97 л, 205 л.с), сухим однодисковым сцеплением, 5-ступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной, отключаемым передним мостом с двойной главной передачей от ЗИЛ-164 и рычажными гидроамортизаторами, раздельным приводом среднего и заднего мостов, пневматическим усилителем рулевого механизма, механической лебедкой под металлической грузовой платформой, 3-местной деревометаллической кабиной, электрооборудованием напряжением 12 В и всеми односкатными бездисковыми колесами с 18-слойными шинами размером 15,00 – 20. В стандартную комплектацию входили два топливных бака вместимостью по 225 л. Одновременно КрАЗ-214 получил усиленную лонжеронную раму с пятью штампованными поперечинами, передние и задние сцепные приспособления. В 1963 – 1967 годах выпускался наиболее распространенный военный вариант 214Б с 24-вольтовой системой электрооборудования и усиленным передним мостом с телескопическими гидроамортизаторами и главной передачей, унифицированной с обоими задними мостами. Исполнение 214М имело экранированное электрооборудование.


Новый армейский грузовик КрАЗ-214 – переименованный автомобиль ЯАЗ-214. 1959 год.

Габаритные размеры грузовика КрАЗ-214 с тентом составляли 8530x2700x3170 мм (по кабине – 2880 мм). Дорожный просвет под мостами – 360 – 380 мм. При эксплуатации на грунтовых дорогах или на бездорожье автомобили 214-й серии с полной массой 19 570 кг имели грузоподъемность 7,0 т и могли буксировать прицепы массой 5 – 10 т, на дорогах с твердым покрытием – до 50 т. При этом максимальная скорость одиночного полностью груженого автомобиля по шоссе составляла 55 км/ч, с прицепом – 40 км/ч. Средний расход топлива в разных условиях находился в пределах от 70 до 135 л на 100 км, запас хода – до 650 км. Грузовики КрАЗ-214 преодолевали подъемы крутизной до 30°, броды глубиной 1 м и снежную целину толщиной 0,6 м.