Что такое диагностика автомобиля описание. Для чего производится компьютерная диагностика автомобиля

Далеко не всем водителям старшего поколения известно, что в себе заключает это понятие. Так издавна повелось, что новые технические приспособления всегда вызывали недоверие, и только потому, что для человека это не казалось знакомым, привычным, в результате чего складывалось (и продолжает складываться) неполное и, следовательно, неверное мнение. Однако все же для того, чтобы качественно произвести любой вид ремонта, нужно в первую очередь грамотно сделать диагностику автомобиля. И это логично: невозможно отладить ту систему, если до конца не понятно, какая из ее частей неисправно работает.

Способы диагностики поломки автомобиля

Мастеру необходимо точно знать, какой механизм нужно разбирать, демонтаж какой части автомобиля сделать. Это имеет отношение как в случае с двигателем, так и в случае с подвеской. На данный момент диагностировать поломку можно тремя способами:

  • Задействовать органы чувств - зрение, слух и обоняние;
  • Провести осмотр и измерения различных показателей;
  • И, наконец, применить электронную или компьютерную диагностику - последнее достижение в данной области.

Все эти способы применяются на практике, отличаясь друг от друга степенью точности и продолжительностью процедуры. Первый способ считается самым поверхностным и в большинстве случаев неточным. Второй - точным, но не быстрым. Третий же позволяет просканировать всю систему, контроль за которой осуществляется микропроцессором.

В отдельности стоит рассмотреть то, как выявляется истинная причина неисправности двигателя. Его диагностика проводится при помощи специального оборудования, это может быть как мотор-тестер, так и сканер. Первый прибор - мотор-тестер - предназначен для измерения разных параметров и особенностей функционирования двигателя - словом, проводится второй тип диагностики.

Помимо только что изложенного способа, имеется и другой - электронная диагностика, или, проще говоря, сканирование. Данный процесс осуществляется посредством сканера - внешнего компьютера, подключаемого к специальному диагностическому разъему, таким образом считывая коды возникших ошибок. Также прибор помогает в управлении над исполнительными механизмами, а в режиме Datastream помогает расшифровывать сигналы датчиков с микропроцессора.

Производители предлагают на рынке два типа диагностического оборудования - стационарное и переносное . Каждая отдельная фабрика выпускает свою модификацию прибора с определенным набором функций, поэтому на всех СТО (станциях технического обслуживания) невозможно встретить образец одной конструкции. Но по тому, как внешне выглядит тот или иной прибор, нельзя создать себе правильное представление об оснащенности СТО. Часто выходит так, что переносные модели обладают большим функционалом, чем стационарные, которые уже не в силах угнаться за техническим прогрессом. Вот что можно вкратце сказать о самом понятии. Наступает черед рассказа непосредственно о самой процедуре диагностики.

Сколько времени занимает диагностика автомобиля?

Первое, что нужно полностью осознать, когда заходит речь о диагностировании автомобиля, - данный процесс требует определенного количества времени. Не бывает такого, чтобы за несколько минут была выявлена проблема. Даже если в конечном итоге выяснится, что исправность была незначительная, на ее диагностирование уйдет никак не меньше получаса. И необходимо сразу запомнить, что настоящий профессионал не будет ограничиваться только лишь чтением ошибки и рекомендациями по замене таких-то механизмов, он также проведет целый комплекс действий по проверке правильности расшифровки показаний ЭБУ (электронного блока управлений). Иногда причиной неисправности, о которой сигнализирует приборная доска, бывает присущая некоторым автослесарям забывчивость, в результате чего некоторые необходимые датчики просто не возвращаются на свое место в блоке.

Можно ли стирать ошибки (CHECK) в ЭБУ?

Среди автолюбителей ходит одно очень распространенное заблуждение, чему также поспособствовали так называемые мастера на станциях: чтобы устранить дефект, выявленный системой, нужно банально стереть высвеченные ошибки. Но в действительности это не решает проблемы. Цель ЭБУ не в том, чтобы добавить водителям еще ненужных проблем, а в том, чтобы следить за исправностью работы всех составных частей системы. И ошибки системы - это не простое информирование владельца автомобиля, это точное отражение ситуации. Ошибки бывают статическими, которые произошли в данный момент, и случайными, накопленными за определенный период. При каждом включении зажигания и при дальнейшей работе двигателя ЭБУ делает анализ показания датчиков и устройств. Выявляя дефект, блок учитывает его и предъявляет код ошибки. То есть такие ошибки не могут быть спонтанными, возникшими из ниоткуда. Все они остаются в памяти ОЗУ (оперативного запоминающего устройства), и если неисправность устранить, то при запуске мотора статическая ошибка получает статус случайной и стирается через несколько поездок.

Конечно же, если постоянно стирать ошибки, а обнаруженную проблему не решать, то двигатель от такого обращения не будет продолжать работать так, как было до этого. На современных автомобилях - в основном на американских и европейских, на японских пока не встречается - используется адаптивное управление системой, при котором оптимизируются результаты управления, а показания датчиков, сделанные в разное время, сохраняются в отдельной области ОЗУ. И вот здесь память достаточно легко очистить от ошибок путем отключения питания, то есть сняв клеммы с АКБ (аккумуляторной батареи).

Данным способом пользуются все, кто не хочет привезти свой автомобиль на диагностику. Но он приводит только к сбросу ошибок и всей накопленной ранее информации и дает временный эффект. Порой такое забивание на проблему, вперемешку с надеждой на качество и гарантию иностранного производителя, приводит к неприятным последствиям, из-за чего езда на таком автомобиле вызывает головную боль.

Американские специалисты раньше давали такие рекомендации для своих автомобилей: чтобы восстановить потерянные в момент отключения АКБ данные, нужно было проехаться в разных статических режимах. Сегодня же OBD II (On-BoartDiagnostics II) - новый стандарт диагностики - предъявляет особое требование: коды ошибок должны сохраняться в памяти ЭБУ даже в том случае, если питание всей системы отключено. Это подтолкнуло пока небольшую часть автопроизводителей устанавливать в блоке память, которая работает от независимых источников энергии. Разумеется, что на таких автомобилях нет теперь возможности сбросить и сами ошибки, и адаптацию, это могут сделать только сотрудники автомастерских, где имеется сканер. Им проводится полная диагностика всех иномарок, которые были выпущены после 1997-го года.

Определение поломки двигателя

Но для определения поломки двигателя на современных автомобилях одного сканера будет мало. Несомненно, потребуется еще и мотор-тестер . Так же как и сканер, он бывает стационарным и переносным. В действительности, этот прибор представляет собой многоканальный цифровой осциллограф, с комплексом специальных функций. Такой способ также является одним из видов компьютерной диагностики: вся полученная информация проходит обработку посредством одного или нескольких процессоров, что делает технологию диагностики всесторонней.

Данный прибор незаменим для правильной и точной диагностики, особенно старых систем со слабой возможностью самодиагностики. К ним относятся KE-Jetronic, L/LE-Jetronic и DIGIFANT. Само собой разумеется, что для работы с мотор-тестером у мастера должны быть специальные знания и выработанные навыки, а также достаточный запас времени, 2-3 часа, для поиска и обнаружения неисправности. Однако и здесь не все гладко: на станциях, где недобросовестными бывают как начальство, так и работники, часто вводят клиента в заблуждение. Стационарное диагностическое оборудование имеет экран, на который внутренний процессор выводит данные в виде диаграмм. Пользуясь тем, что большинство автолюбителей ничего в этом не смыслят, нечестный работник может сделать вывод, противоречащий первоначальным показаниям прибора. Для аргументации могут распечатать эти показания на бумаге и складно все объяснить. Но в такие моменты проверить правдивость слов невозможно.

Все же мир не без настойчивых людей. Они, измученные и потерявшие при этом много времени, настойчиво требуют, чтобы им продемонстрировали работу исправленного - со слов автослесаря - двигателя. С боем этого удается добиться, но не всегда. Попадаются и такие трудные водители, которые очень доверились процедуре компьютерного диагностирования и иногда не понимают, почему выявление неисправности занимает приличное время, ведь современные компьютеры такие быстрые. Как известно, раз на раз не приходится - каждый случай индивидуален, все зависит от многих факторов, в том числе и от возраста автомобиля. Конечно же, самоучек и друзей тех, кто немного разбирается в машинах, тоже много находится. Эти клиенты порой просят сделать то, что в данной ситуации не нужно совершать, или починить там, где факт поломки еще не установлен.

Определение поломки на слух? Можно ли прослушать двигатель?

На этом владельцы железных коней не останавливаются: они могут попросить послушать работу двигателя и тут же, получив от механика неутешительный ответ, хотят узнать, от чего это происходит. В самом начале уже говорилось, что диагностика неисправности двигателя на слух - это все равно что гадание на кофейной гуще, где найдется много объяснений, а определить, какое из них правильное, не в силах человека. Здесь проявляется либо слишком предвзятое отношение к автомеханикам, либо нежелание отдавать деньги за то, что, по мнению водителей, скоро снова полетит. Если в мастерской не могут быстро определить и назвать причину неисправности, то это еще не значит, что тамошние работяги ничего не умеют делать. Бывает и так, что диагностика автомобилей одной модели может занимать разные временные промежутки - от нескольких часов до нескольких дней.

То обстоятельство, что они будут обходиться без машины такое продолжительное время, заставляет некоторую часть водителей отказываться от услуг диагностики, иной раз вымещая свое недовольство на некомпетентности сотрудника СТО. Повторимся в очередной раз, незнание - особенность, присущая не всем слесарям. Техническая «начинка» автомобилей постоянно меняется, поэтому сегодняшний бензиновый двигатель - это соединение не только механики, но и сложной электроники.

При диагностике двигателя нужно принимать во внимание то, что на ситуацию влияют различные факторы, а их важность в момент определения неисправности обуславливается также и строением «сердца» машины, о котором мастер может и не знать. Анализ ситуации отнимает время и требует совершение разного рода действий. Иногда может получиться и так, что разные дефекты могут внешне одинаково проявляться. В таких ситуациях возникает масса версий, что, в свою очередь, вынуждает к проведению тестовых операций. Даже богатый профессиональный опыт не всегда может уберечь от совершения ошибки. Если пропустить мимо взгляда одну деталь, которая кажется незначительной в данный момент, то потом может оказаться, что зря ей сразу не было уделено должное внимание.

А если плавают «обороты»?

Например, клиент обратился на станцию, жалуясь на «гуляющие» обороты ХХ (холостого хода). При первичной диагностике слышно, как работает экономайзер принудительного ХХ. Дальнейший осмотр показывает, что неисправен регулятор ХХ. Его промывка не исправляет положение, остается слесарю только заменить деталь. Через день то же самое повторяется с новым регулятором. Повторная диагностика выявляет дефект в воздушном фильтре - разрыв в стенке, через который уличная пыль с песком попадала в него и потом уже засоряла регулятор ХХ.

Таким образом, невозможно предвидеть все трудности, с которыми можно столкнуться, даже в таком деле, как ремонт выпускных коллекторов в Москве . Поэтому не всегда уместно осуждение того автослесаря, который в процессе ремонта допустил ошибку. Недовольный клиент не может дать объективную оценку действиям ремонтника, потому что сам не разбирается и никакого опыта в этом деле не имеет. Однако в некоторых случаях гнев бывает оправданным: профессиональная подготовка современных мастеров оставляет желать лучшего.

Нередко судьба может столкнуть с такими умельцами, которые своими золотыми руками, но очень дурной головой могут только на время замаскировать обнаруженный дефект, вместо того чтобы его просто устранить традиционными методами. Неопытный глаз такие удивительные манипуляции с автомобилем вообще может не заметить, все выяснится уже позже, когда пройдет достаточное количество времени и повторное обращение с претензией будет бессмысленным.

Под конец стоит сказать, что современный процесс диагностики отличается от того, что было 10-20 лет назад, и вопрос ее точности - это вопрос добросовестности и опытности работников СТО. Пока между двумя сторонами не будут установлены цивилизованные отношения, проблема некачественного ремонта не решится.

На дворе уже 2014 год и 21 век. Не пора ли сделать так, чтобы наши автомобили были такими же умными, На самом же деле наши машины (ваш автомобиль) по разумности, по многозадачности (функциональности) и многому чему другому не уступают(ет) ни в чем нашим (вашему) смартфонам (смартфону). Любой современный автомобиль каждую секунду генерирует огромное количество цифровой информации, которую большинство из нас не осознает, не ощущает и о которой даже не догадывается.

Но, при наличии у вас определенного недорогого оборудования и необходимых Вы сможете использовать все эти данные для экономии того же топлива автомобиля, также узнать о том, где припаркован Ваш автомобиль и даже сделать диагностику своему автомобилю в том случае, если на приборной панели автомашины загорелся значок "Чек двигателя".

Что Вы от этого получите.


Большинство автомобилей с начала 1980-х годов имеют бортовые компьютеры, которые снабжены бортовым диагностическим разъемом (OBD). Начиная с 1996 года во многих автомашинах стали появляться новые дополнительные разъемы с современным стандартом подключения OBD-II, которые стали совместимы с любыми персональными компьютерами. Стоит отметить, что в те еще времена с данными блока управления автомобилем или двигателем мало что можно было бы серьезного предпринять (сделать), тем-более с помощью тех обычных ПК. Для того, чтобы сделать в то время анализ данных с электронных систем автомобиля, необходимо было иметь дорогостоящее профессиональное оборудование. Но к нашему счастью мы сегодня все живем уже в будущем по отношению к прошедшему (тому) времени.

Благодаря тем же данным, которые постоянно генерирует компьютер современного автомобиля, можно отслеживать с помощью установленных специальных приложений на смартфоне все что угодно. Эти программы помогут сделать Ваше управление автомашиной более лучшим и позволят вам сэкономить даже деньги.

Вот пример некоторых данных, которые можно получить на смартфон:


Отслеживание эффективности вождения для экономии топлива: -многие из нас (вас) во время вождения слишком резко тормозят, или слишком быстро разгоняются, или часто ездят на повышенных оборотах двигателя. Подобная манера управления машиной повышает потребление топлива. Такие программы для смартфонов как "Dash" и "Automatic" помогут и подскажут Вам, что вы должны изменить в своей манере вождения, чтобы добиться в дальнейшем существенной экономии топлива. Так же эти приложения помогут Вам (водителям) высчитать свои расходы на топливо при поездках на определенное установленное расстояние.

Также, помогут узнать, где припаркован Ваш автомобиль: -Такие программы как "Dash" и "Automatic" предназначенные для смартфонов или планшетов помогут узнать, где Вы припарковали свой автомобиль (если вы вдруг забыли). В интеграции с картами "Google" Вы сможете не просто узнать, где стоит Ваш автомобиль, но и даже уточнить а далее проложить короткий путь к машине. На первый взгляд такая возможность программы покажется абсурдной. Но не спешите так думать, по статистике 30% автомобилистов при посещении крупных торговых центров как правило, просто забывают о том, где припарковали свой автомобиль. Такая вот друзья статистика.

Узнать причину появления значка двигателя (символа) "Check": - . Не смотря на то, что большинство серьезных поломок автомобиля, которые становятся причиной появления требуется квалицированная помощь автомеханика, то с помощью смартфона и специальной программы Вы сможете некоторые некритичные и не представляющие опасности ошибки приведшие к появлению , просто сбросить. Подключившись таким образом к OBD разъему компьютера автомобиля Вы для себя сможете узнать, что пошло не так и что привело к появлению значка "ошибки двигателя", а далее сможете предпринять все необходимое, чтобы убрать эту ошибку.

Вот несколько конкретных шагов, что необходимо сделать для того, чтобы сделать диагностику своему автомобилю самостоятельно и узнать о нем всю информацию, которая скрыта от Ваших глаз и хранится в компьютере.

Шаг первый: Установите OBD-адаптер.


Чтобы приступить к самостоятельной диагностике своего автомобиля Вам необходимо купить (понадобится) "Bluetooth" адаптер "OBD, OBD-II или iOBD" (в зависимости от года выпуска вашего транспортного средства, от его марки и модели). Сегодня на Российском рынке представлено огромное количество различных беспроводных адаптеров, а именно, начиная от дешевых стоимостью по 700 рублей и заканчивая более дорогими стоимостью около 2 тыс. рублей .

Наиболее надежные и более дешевые "OBD-II Bluetooth" адаптеры лучше всего заказать за рубежом. К примеру, через интернет-магазин "Amazon ".

Обращаем ваше внимание, что в сети интернет существуют отзывы о пользовании этими адаптерами. Некоторые пользователи например заверяют, что если адаптер включен в сеть автомобиля, то при выключенном зажигании определенные модели таких адаптеров сажают сам аккумулятор автомобиля. Поэтому мы заранее советуем, приобрести сразу несколько моделей адаптеров, чтобы выбрать для себя оптимальный вариант.

Более дорогие модели адаптеров (к примеру вот этот , стоимостью 69 долларов США) как правило не разряжают аккумулятор автомобиля. Так же эта самая модель предусматривает еще и более быстрое обновление данных и передачу их на смартфон. Стоит также здесь отметить, что не все адаптеры совместимы с большинством приложений для смартфонов. Так например, программа "Automatic" требует для себя специальный адаптер "OBD-II".


После того, как Вы выбрали и приобрели адаптер который собираетесь использовать для подключения своего смартфона, то для вас не составит особого труда установить его в специальный разъем в автомобиле. В большинстве автомобилей подобные разъемы как правило находятся под приборной панелью в салоне автомобиля, либо под рулевым колесом. К нашему сожалению, мы не можем дать Вам универсального совета-ответа, где точно может находиться этот разъем, так как на разных марках и в различных моделях машин эти разъем располагается в разных местах.

Для того, чтобы точно узнать месторасположение интерфейса для подключения "OBD адаптера" обратитесь к руководству по эксплуатации автомобиля.

Когда Вы нашли месторасположение диагностического разъема в своем автомобиле, то подключите к нему ваш "OBD адаптер". Большинство современных адаптеров оснащены светодиодной или звуковой индикацией, которая сообщает о правильном подключении его в электронную сеть автомобиля.

Если Вы купили адаптер вместе с приложением (к примеру с программой "Automatic"), то прочитайте и ознакомьтесь с инструкцией к адаптеру, чтобы убедиться для себя о правильности такого подключения.

Шаг второй: Установите необходимые приложения на смартфон или на планшет.

Существует целый ряд , которые могут отслеживать данные с автомобиля с помощью "OBD". К нашему сожалению, мы не можем описать здесь полный список подобных существующих программ в связи с их огромным разнообразием. Предлагаем своим читателям несколько таких программ, которые на наш взгляд являются на сегодня наиболее полезными и достаточно интересными.

"Dash" (Бесплатно, Android / IOS скоро).

"Dash" выделяется из множества программ и считается самой полезной, поскольку это не только хорошо продуманное приложение, но и еще она совместима с большим количеством поддерживаемых типов и моделей адаптеров. На данный момент эта программа доступна для и планшетов, которые работают на базе системы "Android". Но пользователи продукции "Apple" могут подписаться на бета-версию программы для системы "IOS". По предварительным данным данная программа будет доступна для скачивания на "IOS" уже до конца этого года.

Преимущества:

- Показывает данные в реальном времени . Можно видеть с какой скоростью Вы двигаетесь на машине, какая температура двигателя на вашем автомобиле, кокое напряжение аккумулятора и много другой информации, которая не доступна для вас на приборной панели автомобиля.

- Поддерживает и запоминает историю поездки . Вы можете увидеть историю Ваших поездок со всеми сопутствующими данными (время в пути, средний расход и на какую сумму вы израсходовали топливо).

- Позволяет узнать, где припаркован автомобиль . Когда Вы выходите из машины, то можете зафиксировать местонахождение (местоположение) машины, чтобы при выходе из того места куда Вы приехали нажать кнопку поиск и сразу узнать, где Вы оставили свое автотранспортное средство, а также вместе с тем узнать и короткий путь до парковочного места своего автомобиля.

Недостатки:

- К большому сожалению, программа пока доступна только для пользователей устройств с системой "Android" . Пользователям устройств "Apple" на базе "IOS" придется подождать до конца года, когда программа станет доступна для скачивания.

- Еще к нашему сожалению, данная программа "Dash" не поставляется со своим фирменным адаптером , как например тоже приложение "Automatic". Поэтому каждому пользователю самому придется выбирать для себя путем проб и тестирования именно тот адаптер, который будет надежно и качественно работать с его автомашиной и с приложением, а не разрежать аккумуляторы смартфона и автомобиля.

"Automatic" ($99, Android / iOS).


Если Вы не хотите самостоятельно пользоваться анализом многих получаемых данных от автомобиля и готовы потратить 100 долларов США, то приложение "Automatic" будет являться для вас отличным решением, которое само будет обрабатывать данные получаемые с диагностического разъема "OBD".

При первом открытие данного приложения программа сама будет помогать Вам на каждом этапе в процессе ее установки. Далее программа самостоятельно начнет отслеживать, как Вы управляете автомобилем. И если Вы что-то делаете неправильно, то она сразу подаст звуковой сигнал. В данном приложении имеется правда не так уж и много настроек. К нашему сожалению разработчики наверно поленились сделать программу, которая принимала бы данные с автомобиля в реальном времени (что наверное было бы хорошо, когда Вы непосредственно находитесь за рулем). Эта программа продается вместе с адаптером.

Преимущества:

- Простота . Программа "Automatic" самая простая в использовании из всех имеющихся. Нет наверное ничего проще. Когда Вы запускаете приложение на экране смартфона, то вам тут- же показывается виртуальная приборная панель автомобиля. Еще один экран в программе отображает следующее, а именно, подключен ли адаптер к самой сети автомобиля. Следующий экран отображает полную сводку ваших поездок.

- Никаких проблем с совместимостью . "Automatic" позволяет водителю не беспокоиться о совместимости самой программы с адаптером, поскольку эта программа продается вместе с адаптером, который в любом случае совместим с вашей операционной системой смартфона или планшета.

- Не отвлекает от управления автотранспортным средством . В то время как, все подобные приложения во время движения сообщают Вам о различных поступающих данных, то приложение "Automatic" практически не отвлекает водителя от . Все данные обрабатываются не в реальном времени, а именно, как только Вы , то приложение тут-же обработает все поступившие данные о поездке и сразу сообщит (покажет) Вам.

Недостатки:

- При цене в 99 долларов США приложение можно считать самым дорогим . В то же время простота и удобство использования приложения нивелирует его дорогую стоимость. Но тем не менее, не все водители смогут потратить на приложение эту сумму. Ведь заплатив за него больше - Вы получаете меньше. В то же время Вы уже не сможете использовать с этой самой программой собственный "OBD адаптер". Но с другой стороны, если Вы все-же хотите использовать и приложение "Dash" и приложение "Automatic", то Вам в таком случае по-любому понадобится второй адаптер.

- Мало информации . С помощью данного приложения Вы не сможете узнать реальную температуру двигателя или уровень напряжения аккумулятора. "Automatic" не предоставляет таких больших возможностей, чтобы вы смогли узнать как можно больше информации с бортового компьютера . Для получения более подробных данных с компьютера Вам необходимо скачать другие приложения.

"Torque" (Бесплатно / $4.95 Pro , Android).


Приложение "Torque", что в переводе на русский язык означает "Крутящий момент" относится к профессиональным диагностическим программам. Данное приложение предоставляет Вам возможность узнать о работе двигателя автомобиля достаточно большое количество различной информации. Любопытно другое, что эти бесплатная и платная версии имеют разные интерфейсы (естественно платная версия выглядит лучше). Но тем не менее, бесплатная версия вполне функциональна.

Преимущества:

- Информация на профессиональном уровне . Ни приложение "Dash" и ни программа "Automatic" не покажут Вам данные, которые сообщает датчик корректировки топливо-отдачи. Если для Вас важны очень многие показатели автомобиля, что ранее были доступны только профессионалам на крупных специализированных автосервисах, то приложение "Torque" будет отличным решением для установки на ваш смартфон.

- Широкая аппаратная поддержка . "Torque" работает с широким спектром "OBDII адаптеров", а также и с некоторыми образцами разъемов введенных еще до 1996 года. Если у Вас старый автомобиль, то эта программа для самостоятельной диагностики автомобиля будет просто незаменима.

Недостатки:

- Трудный интерфейс . Приложение имеет трудный неинтуитивный интерфейс. У нее не логичное меню и сохранение данных, а также трудный поиск необходимого значения.

- Полная версия платная . Трудно назвать стоимость программы в 5 долларов США большой. Но из-за неуклюжего и неудобного интерфейса пользование данной программой может расстроить многих водителей, которые потратят так сказать деньги зря и купят себе платную версию. Мы советуем Вам скачать лучше бесплатную версию.

Существует еще много различных приложений для считывания информации с компьютера автомашины для "IOS" и "Android". Установив несколько приложений на свой телефон и купив заодно сразу несколько адаптеров, Вы таким образом сможете получить для себя безграничное число информации, которая скрыта от Вас во время вождения автомобиля.

Шаг третий: Сесть за руль.


После того, как Вы установите адаптер "Bluetooth", адаптеры "OBD, OBD-II" или "iOBD" в автомобиль, а также и приложения на смартфон или планшет, Вам пора сесть за руль. "Dash" и "Automatic" будут отслеживать ваши поездки в фоновом режиме и будут анализировать Ваш стиль вождения. Таким образом Вы будете получать индивидуальные оценки за ваше управление машиной. Приложения подскажут Вам оптимальную манеру вождения для более эффективного расхода топлива.

Как Вы видите друзья на фотографии выше, программа сама отслеживает Ваш путь маршрута, также отслеживает как долго и сколько Вы ехали, и естественно отслеживает сколько топлива Вы потратили на поездку. И еще, программа покажет Вам ориентировочную цену стоимости потраченного автомобилем топлива.

Программа "Dash" позволяет Вам добавлять дополнительную информацию и делать заметки, которые Вы лично от себя пожелаете добавить, например, такие, как фотографии, сделанные во время поездки, или ваши личные заметки о том, с кем Вы ехали по тому или иному маршруту, используя при этом различные приложения, предлагающие получение вами с автомобиля различных данных. Каждая программа, как вы уже убедились, предлагает несколько эксклюзивных параметров не доступных в других или иных приложениях. Скачав все их на телефон они станут для Вас в последующем просто сокровищем по тому количеству информации, которую Вы сможете получать и получить с электронного блока управления автомобилем и двигателя. Вы не просто получите полезную информацию, но и сможете в долгосрочной перспективе сэкономить значительные деньги на топливе.

Обратите свое внимание на то, что сегодня существует большое количество приложений для смартфонов, предназначенных для полной профессиональной диагностики всех электронных систем автомобиля. Во многих приложениях, чтобы самому разобраться в их интерфейсе, не составит особого труда.

Многие эти программы помогут водителям самостоятельно получать данные с электронных систем автомобиля, которые ранее Вы могли получить только при поездке на диагностику в автосервис.

В былые времена причину «болезни» автомобиля могли искать не один день, ведь комплексная диагностика при помощи подручных инструментов – процесс достаточно долгий. Сегодня на помощь специалистам пришли современные технологии, позволяющие решить поставленную задачу максимум за час. Так, многим автовладельцам наверняка уже приходилось сталкиваться с компьютерной диагностикой транспортного средства, а значит, они смогли оценить все преимущества такой проверки.

Что такое компьютерная диагностика автомобиля

Диагностика состояния автомобиля с использованием компьютера являет собой тестирование всех его электронных систем и исполнительных механизмов, которые напрямую влияют на работу бортовых механизмов. Таким образом, в достаточно короткие сроки удается получить информацию об имеющихся неисправностях, причем даже о тех, которые пока никак себя не проявили.

Однако не все машины поддаются такому диагностическому обследованию, ведь для этого они должны быть оснащены электронной бортовой системой. Все такие системы имеют функцию самодиагностики и просто необходимы для управления исполнительными механизмами транспортного средства, а также для непрерывного контроля запуска и работы силового агрегата. Проще говоря, система самодиагностики – незаменимый помощник водителя, позволяющий своевременно определить и устранить возникшую неисправность в работе узлов и агрегатов. Кроме того, подобные системы легко отслеживают межсервисные интервалы, напоминая владельцу машины о необходимости технического обслуживания.

В процессе компьютерной диагностики происходит считывание кодов неисправностей из памяти ЭБУ, их стирание и последующая коррекция. В качестве инструмента используются самые различные дилерские сканеры, домашние компьютеры и прочие системы, к которым относят мультифункциональные стенды и портативные ридеры. Использующееся сегодня оборудование позволяет определять и считывать самые незначительные изменения в системах управления работой мотора, трансмиссии, приборной панели и т.д.

Интересно знать! Начало использования компьютерной диагностики было положено в 1980-м году, когда компания General Motors вместе с фирменным интерфейсом ALDL (Assembly Line Diagnostic Link) реализовала протокол для тестирования модулей управления силовыми агрегатами (ECM). Этот протокол взаимодействовал с системами автомобиля при 160 бит/с и следил за их исправной работой.

Что нужно для диагностики

Рынок электроприборов просто огромен, а это значит, что существует множество приспособлений для компьютерной диагностики транспортного средства, причем, если какой-то детали нет в магазинах вашего города, тогда ее можно заказать в сети Интернет. Что же может понадобиться для осуществления такой проверки?

Если вы решили провести компьютерную диагностику транспортного средства самостоятельно, тогда вам понадобится определенный инструментарий. Для начала придется купить специальный адаптер OBD, OBD-II или iOBD, вид которого зависит от года выпуска тестируемого автомобиля, его марки и модели. Найти подходящее устройство не составит большого труда, так как на отечественных рынках представлена самая различная продукция: начиная от дешевых адаптеров (цена находится в пределах 700 рублей) и заканчивая дорогими моделями стоимостью около 2000 рублей.

Самыми надежными и доступными являются устройства типа OBD-II, но некоторые автомобилисты во избежание подделок советуют заказывать их за границей. Также стоит выбирать только те устройства, которые не будут сильно разряжать АКБ автомобиля и подойдут для работы с приложением на смартфоне или компьютере (к примеру, программа Automatic будет функционировать только в паре с адаптером OBD-II).

Компьютер или другой гаджет

Сегодня существует три типа компьютеров-сканеров, которые могут использоваться при диагностике автомобиля. Это универсальные, фирменные и самодельные устройства, каждое из которых имеет свои особенности. Так, универсальные компьютеры (такие как Bosch KTS) могут подключаться к автомобилям самых разных марок, хорошо распознавая многие блоки управления.

Однако бывают случаи, когда такая универсальность несколько ограничивает возможности устройства, и тогда лучше обратить внимание на официальные, дилерские приборы, рассчитанные на взаимодействие лишь с одной маркой или группой марок транспортных средств (к примеру, для VW хорошо подойдет прибор под названием VAS, для BMW – GT-1, а для Mercedes – Star). Сканеры этого вида имеют узкую специализацию, зато при работе с «родным автомобилем» возможностей у них намного больше.

Третий вид (самодельные устройства) обычно представлены в виде китайских адаптеров, которые подключают к обычному компьютеру. Конечно, этот вариант лучше не рассматривать, особенно, если вам требуется детальная диагностика с учетом многих нюансов.

Если выбор стоит между универсальными и дилерскими моделями, тогда стоит сказать, что первые не всегда хуже вторых, особенно в тех случаях, когда им правильно пользуются. Правда, на сегодняшний день все еще используются примитивные и устаревшие универсальные сканеры, создающие лишь видимость работы. Реальных результатов от них не приходится ждать, но заказчик об этом даже не догадывается.

Разные компьютеры имеют разные функции. Одни сканеры просто считывают коды ошибок из ЭБУ, в то время как другие еще и обрабатывают все значения сигналов, отображая полученную информацию на экране в виде графиков. Но и это еще не предел возможностей компьютера, ведь более профессиональные устройства способны управлять некоторыми механизмами и адаптировать новые блоки (устанавливаются на место неисправных) к существующему оборудованию. Естественно, их стоимость будет несколько выше.

Также следует отметить, что для считывания кода ошибки не нужно обладать какой-то квалификацией, так как даже самый дешевый сканер сам выдает код ошибки, и чаще всего способен самостоятельно расшифровать ее.

А знаете ли вы? Прототипом современного компьютера была электронная вычислительная машина Z3, которую разработал Конрад Цузе в 1941 году. Конечно, ее нельзя было назвать «компьютером» в современном понимании этого термина, но, тем не менее, она имела все его свойства.

Программа

Один и тот же компьютер не сможет одинаково качественно проверить разные автомобили, если установленная программа не является универсальной. То есть выполнение проверки контролируется. Например, если для домашнего тестирования отлично подойдет стандартная микросхема, то профессиональная проверка не сможет обойтись без чипа определенной модели. Скачать программу для проведения диагностики своего автомобиля несложно, но среди всех предложений, размещенных в сети, следует выбирать только те, которые лучше всего подойдут именно для вашего транспортного средства.

В любом случае, не стоит забывать, что даже самые новые программы и гаджеты не смогут заменить опыт и навыки профессионального специалиста, хоть проверка автомобиля при помощи домашнего ноутбука помогает оценить примерную стоимость ремонта машины прямо у себя в гараже.

Информация по вашему авто

После проведения компьютерной диагностики вы получите информацию о состоянии различных систем и агрегатов своего транспортного средства. Если программа выдала только коды проблем, тогда может понадобиться консультация опытного специалиста, хотя в большинстве случаев владелец может судить о наличии проблем или сбоев самостоятельно.

Обратите внимание! После того как компьютер считал коды ошибок, главное не просто идентифицировать их, а точно определить причину появления неисправности.

Поэтапный процесс

Установка адаптера

Выбрав подходящую модель адаптера, его необходимо установить в специальный разъем на автомобиле. Обычно он находится под панелью приборов или же под рулевым колесом, но более точную информацию о месте его расположения вам предоставит техническая документация, которая прилагалась к конкретному автомобилю. При подключении адаптера вы можете получить звуковой или световой сигнал, сообщающий о правильном подключении к электросети транспортного средства. Если вы приобрели адаптер вместе с приложением (например, с программой Automatic), тогда перед подключением перечитайте инструкцию и убедитесь, что все делаете правильно.

Проверка на Windows

В тех случаях, когда владелец транспортного средства не желает настраивать эмуляторы или искать программы под свою операционную систему, можно остановиться на готовом решении в виде планшета с операционной системой Windows и программой Check-Engine. Она может использоваться для работы с самыми разными двигателями и бортовыми системами.

А знаете ли вы? Первая версия популярной операционной системы Windows вышла в 1985 году, но история компания Мicrosoft началась за 10 лет до этого, когда Билл Гейтс создал версию программного языка BASIC для одного из первых компьютеров Altair 8800.

Программное обеспечение

Вышеупомянутая программа Check-Engine является самым популярным приложением для компьютерной диагностики автомобиля посредством использования устройства с операционной системой Windows. Это и неудивительно, ведь возможности этого программного обеспечения достаточно широки. Так, Check-Engine может выводить основные рабочие параметры мотора в реальном времени, считывать коды неисправностей из ЭБУ, расшифровывать и удалять ошибки из памяти блока управления, выводить статус кода и комментарии к нему, а также сохранять отчет о диагностике и автоматически формировать SMS-сообщения с кодами обнаруженных неисправностей. Кроме того, новые версии этого программного обеспечения уже адаптированы для устройств на системе Android.

В зависимости от типа разъема, применяется одна из двух моделей устройств, передающих сигналы посредством Bluetooth. Это BT-ECU K-Line для автомобилей, использующих диагностические порты OBD-II, GM-12 и BT-ECU CAN – для работы с разъемами класса OBD-II и системой передачи сигнала, основывающейся на стандартизованном CAN-протоколе. Как только адаптер соединится с контактами диагностического разъема, он может быть подсоединен и к планшету. Таким образом, программа получит доступ к сигналам бортовой системы для обработки данных.

Проверка на Android или IOS

Если вы решили провести самостоятельную диагностику своего транспортного средства, но под руками оказался только планшет на системе Android, тогда вам потребуется специальный адаптер для передачи информации. Хорошим вариантом является ELM 327, на базе которого построено множество дешевых китайских вариантов, предназначенных для конкретных марок машин. Одни устройства соединяются с планшетом через Bluetooth, другие используют Wi-Fi.

Программное обеспечение

Существует немало видов программного обеспечения для устройств, работающих на Android и IOS, однако наиболее известных и востребованных всего несколько. К ним относят следующее ПО.

Позволяет провести полную диагностику транспортного средства с использованием планшета. Среди остальных программ Dash выделяется своей универсальностью и надежностью, поскольку подходит для большого количества различных типов и моделей адаптеров. Сегодня программа доступна для устройств (планшетов и смартфонов), работающих на базе Android, но пользователи продукции от Apple могут использовать бета-версию этого ПО для системы IOS.

Конечно, как и любая другая программа, Dash имеет свои преимущества и недостатки. Так, к «плюсам» следует отнести:

отображение данных в реальном времени;

Поддержание истории поездки;

Предоставление информации о точном месте парковки транспортного средства с наиболее коротким маршрутом.

Говоря о недостатках, нельзя не вспомнить, что на данный момент программа доступна лишь для пользователей системы Android, но даже в этом случае она не поставляется с фирменным адаптером. Получается, что каждый автовладелец должен сам подбирать подходящий адаптер, который бы не будет создавать проблемы ни для планшета, ни для автомобиля.

Automatic

Если вы не хотите играться с подбором адаптеров и самостоятельно выполнять анализ многих получаемых данных от машины, тогда идеальным решением проблемы станет использование приложения Automatic. При первом же его открытии, программа поможет выполнить правильную установку и начнет отслеживание особенностей управления транспортным средством. Если водитель делает что-то не так, то ПО сообщит об этом соответствующим звуковым сигналом.

К преимуществам использования программы Automatic следует отнести ее простоту, отсутствие проблем с совместимостью (не нужно беспокоиться о виде адаптера) и ненавязчивость, то есть водитель не будет отвлекаться от дорожной обстановки из-за постоянных сообщений об особенностях езды.

Основными недостатками указанного приложения является высокая стоимость, невозможность использования своего адаптера и ограниченность информационных данных (к примеру, вы не сможете узнать реальную температуру силового агрегата или уровень разряжения АКБ).

Эта профессиональная диагностическая программа позволяет получить достаточно обширные сведенья о работе силового агрегата. Интересно, что платная и бесплатная версии имеют разные интерфейсы, хотя с точки зрения функциональности можно использовать и последний вариант.

Преимущества использования Torque заключаются в получении информационных данных на профессиональном уровне и возможности широкой аппаратной поддержки, что позволяет использовать программу для работы с широким спектром OBDII адаптеров, а также с некоторыми видами разъемов, введенных до 1996 года. Проще говоря, если нужно выполнить проверку систем старого автомобиля, то это ПО просто незаменимо.

Из недостатков Torque следует выделить проблемы с интерфейсом (трудно разобраться в нелогичном меню и процессе сохранения данных) и необходимость материальных трат на установку полной версии. Однако из-за трудностей в восприятии того же интерфейса, для начала лучше скачать бесплатный вариант приложения, вдруг оно вам совсем не понравится.

Расшифровка кодов ошибок

В результате диагностики транспортного средства компьютерная система выдаст вам информацию о состоянии агрегатов и узлов автомобиля в виде кодов ошибок, которые еще нужно расшифровать. Некоторые программы сами выполняют эту задачу, но бывают случаи, когда разобраться в наборе букв и цифр предстоит самому автовладельцу. Так, коды ошибок состоят из пяти знаков и могут отличаться у разных моделей автомобилей.

Например, P01xx, P02xx отвечает за контроль смесеобразования, а P00xx еще и за системы дополнительного снижения токсичности выхлопных газов. P03xx – за систему зажигания и систему контроля пропусков воспламенения. P07xx, P08xx, P09xx – за трансмиссию, а P06xx указывают на состояние блоков управления ECM / PCM / TCM и других систем. B00xx отвечает за кузов (подушки безопасности, центральный замок и электростеклоподъемники). C00xx - шасси (ABS антипробуксовочная система, ESP, TCS-Traction Control System, Система курсовой устойчивости). Также существуют специальные коды, установленные производителем и зависящие от марки автомобиля – это P10xx и P20xx.

Следует отметить, что автопроизводители постоянно совершенствуют системы управления силовым агрегатом, добавляя новые коды ошибок. Если вам нужно получить подробное описание всех кодов неисправности и причины их появления, тогда лучше ознакомиться с технической документацией транспортного средства.

Кому-то компьютерная диагностика автотранспорта может показаться роскошью, а не необходимостью. В реальности же, это совсем не так. Технология проверки автотранспорта с использованием компьютера открыла новую эру в части ремонта транспортных средств и сервисного обслуживания. Невзирая на то, что многие автомобилисты упорно не желают посещать сервисные центры, поступать так же как они не рекомендуется. И на то, надо сказать, существуют веские причины.

Так для чего же требуется проведение компьютерной диагностики?

Диагностирование автомашины компьютерным оборудованием позволяет очень глубоко проверить электронные системы автотранспорта. Тестированию, так же, подвергаются блоки, которые ответственны за работу силового агрегата, подвески, коробки передач, круиз-контроля, управления и пр. Целью диагностического тестирования - определение возможных поломок.

Современное транспортное средство, по своей сути, сложная компьютерная техника. Ее вычислительная способность во много раз совершенней первых компьютеров. Так же, как и в персональном компьютере, здесь есть процессор и запоминающее устройство, которое является носителем информации. Все неисправности определяются БУ и сохраняются в памяти. В процессе диагностических работ остается только найти ошибки и проверить какова функциональность проблемных узлов.


Основные этапы проверки

Осуществляется компьютерная диагностика следующим образом:

- проводится считывание имеющихся ошибок . Используя специальные проверочные средства специалисты осуществляют диагностику данных цифровых носителей и коды неисправностей. Их получение дает возможность дать детальную характеристику поломке. В этом случае очень важно уметь работать со сканером, поскольку мастер должен знать, как «расшифровать» полученные данные.

-аналоговая проверка . Она, по сути, дополняет первый этап. Специалистами осуществляется диагностика электрических цепей автотранспорта (АКБ, генератор, шнуры, контакты и пр.). Проверяется все это для того, дабы убедиться, что электрическое оборудование исправно. Если же электрика окажется неисправной, то получение какой бы ни было цифровой информации будет бессмысленным.

-анализ полученной информации и результат . Надо сказать, что современное оборудование для диагностики транспортного средства очень точное. Оно может даже определить, не заказывалась ли ранее услуга хранения шин. Вся информация основывается на основании состояния резины. После того, как все данные будут получены, то подводится итоговый результат. Расшифровка кодов позволяет очень быстро найти какую-либо неисправность или напротив убедиться, что с электрооборудованием все в порядке. Простой автолюбитель не способен сам выполнить все указанные выше, поскольку для этого требуются специальные знания и навыки обращения с техникой.

После проведения диагностики и исправления всех неисправностей, специалистам остается только вновь подключиться к ЭБУ и удалить коды, которые были записаны ранее. После повторного пуска системы, она продолжит свою работу, а старые ошибки в расчет браться не станут.

Практика указывает, что данная услуга существенно облегчает поиск неисправностей. Для автомобилиста такая услуга имеет как минимум две позитивные стороны. У него может быть полная уверенность, что его машина работает нормально. Но даже если поломки и существуют, то их устранят очень быстро.

Ни для кого не секрет, что все современные автомобили отличаются повышенной сложностью своих деталей и узлов. Кроме того, автопроизводители постоянно работают над модернизацией своих моделей, добавляя новые системы и совершенствуя уже существующие. Такое положение дел сказывается на проведении ремонта, заставляя специалистов искать пути для облегчения работ.

Перед проведением ремонтных работ в сервис центрах и на СТО используются разнообразные диагностические процедуры. Диагностике могут быть подвергнуты практически все узлы и системы автомобиля, начиная с подвески и заканчивая электрическим оборудованием салона. Проводятся данные работы несколькими путями: с применением специального оборудования и визуально.

Применение специального оборудования производится в тех случаях, когда требуется продиагностировать сложную систему с электронной составляющей. В качестве примера можно рассмотреть диагностику системы зажигания, для проведения которой должен быть использован стробоскоп, стенд свечной группы и мотор-тестер. Если раньше можно было настроить зажигание "на глаз" и проверить свечную группу визуально, то сегодня это уже в далеком прошлом. Современные автомобили в большинстве случаев корректируют угол зажигания самостоятельно, а для проверки их свечной группы требуется создание вакуума.

Визуальная диагностика обычно проводится крайне редко. К ее помощи чаще всего прибегают при диагностике ходовой части и силового агрегата. Внимательный визуальный осмотр данных систем позволяет по имеющимся посторонним звукам сделать определенные выводы по поводу текущих неисправностей. Что интересно, такая диагностика часто включается в перечень работ по техническому обслуживанию автомобилей в салонах. Однако, существуют и некоторые исключения из правил. К примеру, при проведении диагностики топливной системы даже самое современное оборудование часто не помогает. О состоянии и работе впрыска мастерам приходится судить по визуальным наблюдением, опираясь на свой практический опыт в ремонте данных систем.

В отдельный сегмент автодиагностики в автосервисах уже довольно давно выделена общая проверка всех электронных систем с использованием специального диагностического сканера. При помощи такой процедуры у мастеров появляется возможность контролировать состояние всех узлов с электронной составляющей (таких сегодня большинство) и выносить некоторые прогнозы о работе автомобиля в будущем. Это стало возможным в следствии того, что большинство моделей авто получили в оснащение специальный блок, с помощью которого производится постоянный мониторинг электронных систем и запись возникающих ошибок. Необходимо отметить, что проверка систем с использованием диагностического сканера проводится не только перед проведением ремонта. Кроме этого, она включена в перечень регламентных работ ТО. Однако, в ходе технического обслуживания компьютерная диагностика чаще всего проводится в укороченном варианте, сведенном только к чтению ошибок.

Несмотря на кажущуюся сложность, диагностика такого рода вполне может проводиться автовладельцем самостоятельно. Для этого можно использовать персональные диагностические сканера, предлагаемые в большом количестве на рынках. Такие приборы ориентированы на конкретную марку автомобиля, имеют невысокую стоимость и русифицированный интерфейс. С их помощью возможна не только проверка электронных систем, но и работа с кодами неисправностей, простое удаление которых очень часто позволяет вернуть "мертвый" автомобиль к жизни.