Что нужно проверять при покупке аккумулятора. Проверяем исправность аккумулятора машины

Все статьи

Один из важных элементов авто, требующих проверки, является аккумулятор, или АКБ. Исправность аккумулятора и его работоспособность очень важны, так как именно благодаря АКБ автомобиль заводится, и от него же питаются электроэнергией все системы машины: фары ближнего и дальнего света, медиасистема и многое другое.

Если вы уже встретились с продавцом и хотите быть уверенным в том, что в случае покупки автомобиля вам не придётся первым же делом сломя голову бежать в магазин за новым АКБ, стоимость которого обычно составляет более 10 тысяч рублей, то у вас есть несколько способов проверить аккумулятор на авто:

  • Осмотреть аккумулятор внешне;
  • Измерить напряжение на аккумуляторе мультиметром;
  • Проверить аккумулятор нагрузочной вилкой;
  • Проверить уровень электролита в аккумуляторе.

Каждый вопрос мы рассмотрим детально, но сразу отметим, что четвёртый вариант с проверкой уровня электролита доступен только для обслуживаемых аккумуляторов. Но так или иначе, существует ряд методов, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, и в этой статье мы их рассмотрим.

Вы встретились с продавцом и уже обошли автомобиль по кругу, увидели, какой он чистый и красивый. Пришло время заглянуть под капот, вы поднимаете крышку и видите обычное содержимое подкапотного пространства, двигатель и многочисленные системы, которые поддерживают работу автомобиля.

В большинстве случаев здесь же, в подкапотном пространстве, находится и АКБ - прямоугольная коробка с электролитом внутри, к которой подходят два провода - плюсовой и минусовой. Эти провода идут к блоку-распределителю, и от этой электролитовой массивной «батарейки» электроэнергией питается вся машина и все ее системы.

Даже если вы ничего не понимаете в автомобилях и отправились на самостоятельный осмотр скорее в рамках соблюдения формальности, вы все равно сможете по внешнему виду АКБ определить, в каком он состоянии.

При внешнем осмотре внимание следует обращать по большей части на целостность элементов, и на то, чистый ли сам по себе аккумулятор и контакты. Существует ряд внешних факторов, наличие которых сразу сообщает о необходимой замене или, как минимум, чистке аккумулятора.

    • Грязь на контактах. Для того, чтобы аккумулятор работал, оба контакта, подходящие к нему проводкой, должны быть чистыми. В случае, если контакты грязные, это говорит о том, что АКБ не новый, а грязь будет мешать корректной работе контактов.
    • Окисление выводов - невооружённым глазом можно увидеть на клеммах аккумулятора посторонний налёт - это окисление, которое в большинстве случаев связано с утечкой электролита. Электролит представляет собой кислоту, которая находится внутри АКБ. Если она разливается и попадает на контакты, это может привести к ухудшению работы аккумулятора и снижению площади контакта.
    • Трещины на корпусе - аккумулятор сам по себе должен быть целым. Пластиковая коробка, в которой содержится электролит, не должна иметь повреждений. Это тоже хорошо видно без дополнительного оборудования и при хорошем освещении.
    • Грязь, пыль, подтёки электролита - всё это устраняется ветошью, и нельзя допускать, чтобы автомобиль ездил с грязным аккумулятором, так как токопроводящий налёт будет способствовать его быстрой разрядке и ухудшению работы.

Помимо внешнего осмотра можно запустить двигатель автомобиля. Особенно показательным будет запуск «на холодную», если двигатель долгое время не заводили, а на улице холода. Если машина завелась легко - аккумулятор в порядке, если же она не завелась или завелась натужно, фары светят тускло, и приборная панель тоже не ярко подсвечена, то аккумулятор следует менять. Или, по крайней мере, проверить его приборами, о чем мы расскажем далее.

Измерение напряжения мультиметром

Если вы не хотите проверять состояние аккумулятора «на глаз», или же просто хотите иметь на руках точные результаты в численном выражении, вам потребуется такое устройство, как мультиметр.

Итак, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром: само по себе устройство имеет два щупа, один из которых красного цвета, а другой - черного. Для того, чтобы измерить напряжение на батарее аккумулятора, требуется перевести мультиметр в режим измерения и прислонить красный щуп к «плюсовому» выводу, а чёрный щуп, соответственно, к «минусовому».

Процедура проводится на выводах аккумулятора без нагрузки. В случае, если аккумулятор как следует заряжен, результат на приборе составит порядка 12,6-12,9 вольта. Это нормальное напряжение, которое должно быть на полностью заряженном АКБ. Если вы напутали с цветами щупов, то цифра будет та же, просто отобразится со знаком минус.

Если мотор запущен, то мультиметром тоже можно проверить работу аккумулятора, но в данном случае будет проверяться наличие его работы вместе с генератором, а также исправность регулятора напряжения. Когда мотор работает, показатели должны быть чуть выше - от 13 до 14 вольта. Если показатель ниже, для аккумулятора это будет означать проблемы с зарядкой, а в случае, если показатель выше - начнется процесс электролиза воды.

Существует метод, как по напряжению определить степень разрядки аккумулятора. Напряжение 12,5 - говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,1 - на 50%, а 12 - на 10 процентов. Хотя метод и приблизительный, однако проверенный.

Мерить прибором также желательно «на холодную», так как недавно работавший автомобиль может выдать более высокие значения и ввести в заблуждение. Мультиметр проверяет степень заряженности, но не даёт исчерпывающей информации о его работоспособности. Для этого лучше применить нагрузочную вилку.

Нагрузочная вилка - инструмент очень точный, однако редко встречается в «ручном» обращении, так как применяется преимущественно на СТО. Прелесть этого способа проверки в том, что благодаря ему будет известен абсолютно точный результат.

Нагрузочная вилка работает схожим с мультиметром образом: она также подключается к клеммам аккумулятора, но даёт ток короткого замыкания. Как мы уже говорили, без нагрузки показатель должен приближаться к 13 вольтам. Нагрузочная вилка имитирует работу стартера, из-за чего напряжение в момент применения «проседает».

Падение должно быть не более, чем до 9 вольт. В противном случае это будет означать, что аккумулятор сильно разряжен. После снятия нагрузки показатель снова «откатывается» к изначальному значению. Если под нагрузкой напряжение «проседает» до 5, а то и до 3 вольт, это означает, что аккумулятор не сможет запустить двигатель автомобиля.

Крайне важное замечание: нагрузочная вилка подаёт напряжение порядка 200 ампер на аккумулятор, и ей не рекомендуется пользоваться при низкой температуре. Идеальными условиями для «полевого» использования данного аппарата является температура +20-25 градусов Цельсия.

В случае, если подать напряжение на холодный аккумулятор, есть риск его сильно разрядить.

Ещё один удобный и надёжный метод, который, правда, подойдёт только для проверки обслуживаемых аккумуляторов, это проверка уровня электролита. Метод немного сложнее, чем предыдущие, однако даёт хорошее представление о состоянии АКБ и расскажет, что у него внутри.

Сначала снимите аккумулятор и полностью очистите его от грязи. Напомним, что это лучше делать ветошью, грязь и незначительная коррозия также могут быть счищены с помощью средства для мытья стёкол на основе аммиака.

Далее нужно открыть две пробки заливных отверстий. Их нужно легко поддеть отвёрткой и открутить, под ними скрывается шесть заливных отверстий. Уровень электролита в них проверяется на глаз, его видно при свете фонарика. Если везде одинаковый уровень жидкости - то всё в порядке, если где-то жидкость не покрывает пластину, нужно добавить дистиллированной воды.

Вообще, эту процедуру нужно проводить регулярно, так как при каждой зарядке аккумулятора электролит в небольших долях разлагается на водород и кислород. При отсутствии регулярного обслуживания АКБ просто выйдет из строя.

Нормой считается уровень, превышающий высоту пластин примерно на один сантиметр, либо ниже горловины заливного отверстия на три миллиметра. В случае необходимости, в обслуживаемый аккумулятор стоит долить дистиллированную воду, но мы ещё раз напоминаем: если на аккумуляторе имеется пометка «необслуживаемый», или же производители данной конкретной модели АКБ не рекомендуют доливать в него дистиллированную воду, вам остаётся лишь прибегнуть к предыдущим методам проверки и, в случае необходимости, заменить аккумулятор.

Знание, как правильно проверять АКБ, важно при покупке автомобиля с пробегом. Зачастую продавцы машин хотят сэкономить на мелочах, в том числе продавая автомобиль с разряженным аккумулятором, что может привести к негативным последствиям для нового владельца. Всегда будьте начеку и проверяйте на деле то, что говорит продавец об исправности своей машины.

И не забудьте проверить историю автомобиля перед покупкой. Сделать это можно с помощью онлайн-сервиса «Автокод» по VIN или гос. номеру. Система проверяет машину более чем по 12 официальным базам: ГИБДД, ЕАИСТО, РСА, реестры такси и банков, ФНС, ФТС и другим. Из отчета вы узнаете: реальный пробег, есть ли ограничения ГИБДД, данные ОСАГО, таможенную историю, историю штрафов, участие в ДТП и много другой важной информации.

Если у вас нет взоможности выехать на осмотр или вы просто сомневаетесь в своем опыте, закажите услугу выездной проверки Автокод . Эксперт приедет на осмотр и проведет комплексную диагностику автомобиля, не оставив никаких сомнений в вашем выборе ТС.

Все аккумуляторные батареи (АКБ) в процессе эксплуатации разряжаются или приходят в непригодность. Чтобы неисправность не застала вас врасплох, нужно периодически проводить проверку аккумулятора. К тому же методов выполнения проверки существует несколько. Подробнее о том, как проверить аккумулятор автомобиля, и пойдет речь в данной статье.

Аккумуляторная батарея играет важную роль в работе автомобиля, являясь одним из основных элементов электрооборудования. АКБ выступает в качестве источника тока при неработающем двигателе. Задача аккумулятора заключается в выполнении нескольких функций, среди которых:

  • подача тока к стартеру во время запуска автомобиля;
  • питание всех электрических приборов при неработающем двигателе;
  • питание всех электрических приборов вместе с генератором при работающем двигателе.

На заметку! Совместная работа АКБ с генератором позволяет обеспечить переходные процессы, которые требуют большого количества тока. К тому же при совместной работе в электрической сети автомобиля происходит сглаживание пульсации тока .

Принцип работы аккумуляторной батареи достаточно простой. Заряженные частицы в аккумуляторе начинают двигаться после подключения к нагрузке. Это и приводит к образованию тока. В время зарядки аккумулятора от зарядного устройства (ЗУ) или генератора частицы начинают двигаться в обратном направлении. Это обусловлено тем, что напряжение заряда превышает напряжение аккумулятора, то есть, его номинальное значение.

Признаки неисправности аккумулятора

О том, что у вас сел или сломался аккумулятор, могут свидетельствовать некоторые признаки, среди которых:

  • двигатель стал заводиться очень вяло (стартер плохо крутит). Как правило, это говорит о низком заряде аккумулятора, которого не хватает для поджигания топливной смеси, так как искра достаточно слабая;
  • заряда аккумулятора надолго не хватает. Чаще всего с такой проблемой автомобилисты сталкиваются в зимнее время, когда полностью заряженной АКБ хватает только на несколько запусков двигателя. О быстром снижении заряда аккумуляторной батареи зачастую свидетельствует недостаточный уровень электролита.

Машина плохо заводится – признак неисправности АКБ

Игнорировать эти признаки нельзя, так как выйти из строя аккумулятор может в самое неподходящее время, например, где-то далеко за городом. Поэтому при первых признаках неисправной работы АКБ нужно немедленно проводить диагностику.

Распространенные причины

Причин неправильной работы АКБ может быть много. Рассмотрим самые распространенные из них:

  • невнимательность водителя. Нередко водители оставляют свое авто с включенными электрическими устройствами (магнитола, индикаторы, лампочки), из-за чего аккумулятор быстро разряжается;
  • плохое обслуживание устройства. Если не проводить периодическую очистку клемм аккумуляторной батареи, то риск возникновения поломки увеличивается. Также это может уменьшить срок эксплуатации;
  • длительное использование. Все детали автомобиля имеют срок службы. Это относится и к аккумулятору. После того, как гарантийный период работы АКБ закончится, в нем могут возникнуть различные процессы (сульфатация, окисление и т.д.);
  • низкое качество электрической проводки. Если на автомобиле была установлена некачественная проводка, то со временем она может гнить и протираться, что вызывает короткое замыкание или разряжение аккумуляторной батареи;
  • ошибки при подключении электроприборов. Это может ухудшить работу аккумулятора и привести к укорочению длительности его службы;
  • плохая работа генератора. Если генератор будет неисправный, то во время работы двигателя он не будет нормально заряжать АКБ. Чтобы устранить неисправность, необходимо проводить диагностику.

В большинстве случаев неисправности аккумуляторной батареи можно предупредить. Для этого нужно своевременно проводить ТО и ремонтировать свое авто только в качественных мастерских.

Способы проверки аккумулятора

Проверить состояние АКБ можно различными методами, среди которых диагностика с использованием нагрузочной вилки, мультиметра, зарядного устройства. Также в процессе проверки проводится внешний осмотр аккумулятора и проверка электролита. Теперь рассмотрим каждый из методов отдельно.

Визуальный осмотр

Внешний осмотр – это первое, что нужно сделать во время проверки автомобильного аккумулятора. На данном этапе можно выявить механические повреждения корпуса, окисление клемм или загрязнение поверхности АКБ. Специалисты рекомендуют проводить такую проверку регулярно, так как чистота аккумуляторной батареи тоже может влиять на ее функционирование. Процедура осмотра не отнимет у вас много времени, поэтому ее можно проводить каждый раз, когда вы поднимаете капот.


На заметку! Особое внимание при осмотре необходимо уделять клеммам аккумулятор. Плохое соединение в этих местах может стать причиной активного окисления. Осмотрите также корпус АКБ на наличие механических повреждений, например, трещин.

Если на поверхности аккумулятора вы обнаружили пыль, грязь или масло – удалите их с помощью ветоши. Без регулярной очистки устройство постепенно будет терять заряд из-за образование токопроводящего налета. Это и приведет к ухудшению работоспособности АКБ. Не будет лишним проверить надежность крепежных элементов.

Проверка нагрузочной вилкой

Шаг 1. Снимите крышку с плюсовой клеммы аккумуляторной батареи. Это можно сделать руками, без использования каких-либо инструментов.



Шаг 2. Подключите плюсовой провод нагрузочной вилки к положительной клемме аккумулятора (той, которую вы оголили). Как правило, на устройстве плюсовой провод окрашен в красный цвет.



Шаг 3. Подсоедините минусовый провод нагрузочной вилки к минусовой клемме аккумуляторной батареи.



Шаг 4. Подключите наконечник устройства (штырь) к плюсовой клемме АКБ. При этом нужно быть предельно осторожным, так как металлический штырь во время работы может сильно нагреваться.



Шаг 5. Проверьте показание измерителя напряжения. Если аккумуляторная батарея в хорошем состоянии, напряжение должно составлять от 12,4 до 12,7 вольт. По завершению процедуры нужно установить крышку обратно на плюсовую клемму.



Проверка плотности электролита

Проверка электролита в аккумуляторе – это еще один метод диагностики. Для этого нужно отсоединить от него клеммы и поставить АКБ на ровной поверхности. Затем отвинтите все крышки емкостей для электролита и посмотрите внутрь. При нормальных обстоятельствах уровень жидкости должен быть немного выше края свинцовых пластин (примерно на 10 мм).


Чтобы провести более точный замер, воспользуйтесь ареометром или специальной градуированной трубкой, которую нужно поместить внутрь аккумулятора до самого дна. После этого закройте пальцем верх трубки и вытащите трубку, чтобы измерить уровень электролита. Норма в данном случае – это 10-15 мм. Проводить проверку с помощью ареометра намного проще. Для этого просто возьмите пробу электролита (сделать это можно абсолютно из любой банки). Если все в порядке и АКБ полностью исправна, то устройство должно показать значение в районе 1,28 г/см3. Рекомендуемая периодичность замены составляет 1-2 раза в год.



С помощью мультиметра

Для начала нужно разобраться с тем, что такое мультиметр. Это специальное устройство, используемое для измерения напряжения. Если у вас нет такого прибора, то его можно одолжить у знакомых или соседей. Стоит отметить, что мультиметр не дорогой, поэтому если вы планируете в будущем самостоятельно ремонтировать электрооборудование на вашем авто, то он вам пригодиться. Лучше всего для этой цели подойдет цифровой мультиметр – он более практичен. Итак, приступим к проверке.

Шаг 1. Для начала нужно заглушить автомобиль и выключить зажигание.



Шаг 2. Снимите крышку с плюсовой клеммы аккумулятора. Проверьте и очистите клеммы от грязи, если в этом есть необходимость.



Шаг 3. Подключите плюсовой провод мультиметра к плюсовой клемме аккумулятора. Как уже отмечалось ранее, плюсовой вывод на вольтметре обычно красный.



Соедините «плюс» мультиметра с аккумулятором

Шаг 4. Подключите минусовый провод мультиметра к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.



Теперь соедините «минус» мультиметра с АКБ

Шаг 5. Проверьте показания мультиметра. Если ваш аккумулятор в хорошем состоянии, напряжение должно составлять от 12,4 до 12,7 вольт. Показание меньше 12,4 вольт означает, что АКБ нуждается в подзарядке.



Если показания превышают 12,9 вольт, то в данном аккумуляторе избыточное напряжение. Включите фары и другие электрические приборы, чтобы устранить чрезмерный заряд поверхностного напряжения. Как правило, избыточное напряжение свидетельствует о том, что генератор автомобиля перегружен аккумуляторной батареей. После завершения процедуры установите крышку клеммы обратно.

Используя зарядное устройство

Если в вашем гараже есть зарядное устройство с цифровым табло, то вы можете проверить уровень заряда аккумуляторной батареи, не используя при этом вольтметр. Процедура не сложная, с ней сможет справиться каждый. Главное правило такой проверки – ЗУ не должно быть подключено к розетке, так как это может повлиять на показания прибора.


Чтобы проверить АКБ, нужно подсоединить зарядное устройство к его клеммам. Соответственно, плюсовой провод подсоединяете к плюсовой клемме, а минусовой – к минусу. После этого включите устройство, нажав специальную кнопку на его корпусе. Это запустит проверку, после чего считывайте полученные результаты.

Проверка АКБ без специальных приборов

Вы можете проверить автомобильный аккумулятор и без использования различных приборов. Многие производители устанавливают на аккумуляторы специальные датчики, указывающие уровень заряда. Если вы не знаете, как пользоваться таким датчиком – ознакомьтесь с инструкцией. Нередко производители размещают необходимую информацию на сам корпус АКБ.


Еще один метод проверки – с помощью фар. Включите ближний свет на холодном (остывшем) автомобиле на 5 минут и следите за светом. На протяжении этого времени яркость не должна пропадать. Если свет все-таки блекнет, то это, как правило, говорит о неисправности аккумулятора. Такой же самый тест, но с использованием звукового сигнала вместо света фар. Включите зажигание и подождите 1 минуту. После чего посигнальте несколько раз – если звук громкий, то все нормально, если тихий, тогда необходимо подзарядить аккумулятор.

Важно! Если в процессе проверки аккумуляторная батарея сильно нагрелась (для этого проверьте ее на ощупь), то эксплуатировать его дальше может быть опасным для здоровья водителя. Дело в том, что быстро нагревающийся аккумулятор может взорваться. В таком случае лучше не рисковать и купить новый АКБ.

В качестве заключения

Ознакомившись с инструкциями, вы знаете, как проверить автомобильный аккумулятор на исправность и что для этого может понадобиться. Но чтобы избежать различных неисправностей АКБ, нужно соблюдать некоторые рекомендации по уходу и эксплуатации:

  • регулярно проводите диагностику электрической проводки, генератора и других элементов бортовой сети;
  • следите за уровнем электролита и его плотностью;
  • периодически проводите зарядку аккумуляторной батареи с помощью ЗУ (каждые 3 месяца);
  • поддерживайте аккумулятор в чистоте, регулярно удаляйте скопившуюся пыль, грязь, остатки электролита и масла;
  • очищайте окислившиеся клеммы аккумулятора, обрабатывая их после этого специальной смазкой, которая применяется для электрических контактов.

Проверка аккумулятора автомобиля без специальных приборов

Надеемся, что наша статья была полезной для вас, дорогие автомобилисты, и вы подчеркнули для себя что-то новое. Если у вас есть пожелания или дополнения, то вы можете оставить их ниже в комментариях.

Видео – Проверка работоспособности автомобильного аккумулятора

С наступлением холодов, впрочем, как и в любое время года автолюбителей волнует вопрос правильного выбора «сердца» железного коня — аккумулятора. Существует немало мифов о выборе и обслуживании этого устройства. Разобраться в сложном, но важном вопросе нам поможет директор компании «Римбат» (Розничная торговая сеть РиМиР) — Игнатюк Руслан Евстафьевич.

Аккумулятор в автомобиле — важная составляющая, ведь это источник автономного питания. Срок его эксплуатации составляет в среднем 3−5 лет, но напрямую зависит от правильности использования и обслуживания. И, если вы приобрели б/у автомобиль, или после покупки нового авто прошло много времени — вам «светит перспектива» приобретения нового аккумулятора.

Когда следует заменить аккумулятор?

Как только аккумулятор перестал держать заряд — его необходимо заменить. Ну, вот представьте ситуацию: вы пришли в гараж или автостоянку, пытаетесь завести своего «железного друга», а он ни в какую — не заводиться и все. Индикатор на панели приборов говорит о том, что в аккумуляторе отсутствует или очень низкий заряд, хотя вчера вы его заряжали.

Вторая причина — аккумулятор банально не заряжается. Чаще всего это происходит из-за непродолжительных коротких поездок в зимнее время. Аккумулятор, не заряженный полностью, теряет свою емкость из-за постоянной разрядки.

И третья причина, по которой необходимо заменить аккумулятор — его техническое повреждение: возникла трещина или он потек. При таких повреждениях, эксплуатация данного устройства невозможна.

Можно ли восстановить старый аккумулятор?

В принципе, попробовать можно. Как это сделать? Если у аккумулятора механическое повреждение, такое устройство эксплуатировать категорически противопоказано — опасно для вашей жизни и жизни ваших пассажиров.

Но, если АКБ не держит заряд, можно попробовать восстановить его «жизнеспособность».

«Залейте новый электролит повышенной плотности, дистиллированную воду и десульфитирующую присадку к электролиту, а дальше „погоняйте“ аккумулятор разрядкой и зарядкой. Возможно, такие процедуры помогут реанимировать устройство, и АКБ вам еще послужит, а вы сэкономите средства. Однако данная процедура рекомендуется для проведения тем, у кого есть хоть какой-то подобный опыт, ведь работать придется с кислотой — при неправильных и неаккуратных действиях могут возникнуть очень даже неприятные последствия.»

Прежде чем приступать к «спасению» аккумулятора, прочтите внимательно инструкции и рекомендации опытных «реаниматологов», и только тогда приступайте аккуратно к работе по восстановлению АКБ, но все же лучше обратиться к профессионалам ведь на кону ваше здоровье, не рискуйте им.

Что нужно знать, выбирая аккумулятор?

Чтобы профессионально подойти к выбору АКБ, вам необходимо знать:

  • Емкость аккумулятора;
  • Расположение клеммы;
  • Размер.

Как проверить аккумулятор при покупке?

Выбрав нужный АКБ — не забудьте проверить его работоспособность. Сделать это просто, подключив к нему нагрузочную вилку. С ее помощью вам замеряют напряжение холостого хода и под нагрузкой. В каждом уважающем себя магазине нагрузочная вилка должна быть обязательно! Нет такого прибора? Подумайте о том, чтобы купить АКБ в другом месте.

«Напряжение холостого хода должно быть не меньше 12,5 В, а при работе под нагрузкой на 10 секунде не должно падать ниже 11 В. Проверка аккумулятора 12-ти вольтовой лампочкой — неправильная и не является показателем исправности и качества АКБ. »

Все АКБ делятся на три категории:

1. Обслуживаемые аккумуляторы или ремонтопригодные— устройства, пользующиеся спросом несколько лет назад, сегодня не столь популярны. Корпус АКБ из эбонита, залитый сверху мастикой.

«В таком аккумуляторе при замыкании пластин их можно заменить, но это мало кто делает, так как прочность у них низкая.»

2. АКБ необслуживаемые. Этот тип аккумуляторов предназначен работы в идеальных условиях.

3. Для наших реалий самый подходящий вид аккумуляторов — малообслуживаемые. Они отличаются выгодной ценой, неплохим качеством и длительным сроком эксплуатации.

При выборе аккумулятора необходимо выяснить дату его выпуска. Как было отмечено ранее, срок эксплуатации АКБ — 3−5 лет, естественно, чем новее устройство, тем дольше оно прослужит. Кстати, этот срок начинает исчисляться не со дня установки его в авто, а с момента, когда залит электролит.

Стоимость аккумулятора прямо пропорциональна емкости его пускового тока. Чем больше емкость АКБ, тем быстрее стартер провернет автомобильный двигатель.

«Покупайте аккумуляторы с такой емкостью, которая указана в инструкции вашего автомобиля. Вы, конечно, можете приобрести АКБ с меньшей емкостью, но тогда ждите зимой к вам придут проблемы с запуском. Не стоит покупать батареи с повышенным пусковым током.»

Лучше покупать аккумуляторы в специализированных магазинах. Профессиональные консультанты грамотно подберут батарею к вашему авто. В таких магазинах вы купите подлинный сертифицированный товар, а при обнаружении брака вам заменят устройство. Но, при покупке обязательно проверьте правильность заполнения гарантийного талона и выписанного чека.

Как правильно ухаживать за аккумулятором?

Для более длительного срока эксплуатации АКБ необходимо контролировать уровень его заряда. Если вы ездите долго и часто, подзарядка, как правило, не нужна. Если же вы ездите не часто и не на длительные расстояния, автомобиль иногда пребывает на автостоянке, проверка заряда аккумулятора необходима хотя бы раз в месяц.

«Нелишне приобрести для подзарядки качественное устройство. И еще, помните: при долгом недозаряде, даже самая хорошая батарея будет терять свою емкость. А потому старайтесь избегать полного разряда аккумулятора, так как это негативно сказывается на сроке службы батареи и ее работоспособности.»

Да, аккумулятор — важный «орган» в автомобиле, но в отличие от человеческого, его можно выбрать, а, подойдя к этому вопросу правильно, можно надеяться, что он прослужит эффективно и долго.

Помогал разобраться в вопросе
и давал ценные советы
директор компании «Римбат»
Игнатюк Руслан Евстафьевич.

И что хотелось бы еще добавить. Очень важным вопросом при выборе аккумулятора для автолюбителей является марка АКБ, или, как модно говорить сейчас, бренд. Здесь я могу дать единственный совет: Отдавайте предпочтение заводским маркам. В идеале, конечно, если завод называется ТАВ, то и аккумулятор должен быть ТАВ, если завод BOSCH, то аккумулятор BOSCH, если завод A-mega, то аккумулятор A-mega и т.д. В этом случае производитель отвечает своей репутацией за качество продукта. У каждого завода, как правило, несколько брендов, со списком заводских брендов всегда можно ознакомиться на сайте производителя. На сегодняшний день, к сожалению, от разнообразия марок у покупателя голова идет кругом. И основная часть их — это частные марки крупных дилеров, покупая такой аккумулятор вы играете в лотерею. В этом случае за качество не поручится никто! И еще маленький совет, при выборе акб старайтесь покупать аккумулятор у которого корпус и крышка в черно-белом исполнении. В этом случае происходит самая лучшая спайка этих деталей и течь из-под крышки практически исключена. Когда используют цветные красители пластика, спайка ухудшается. Правда это не касается премиальных продуктов (BOSCH, TAB, VARTA и тд). Технологи этих производителей позволяют использовать цветной пластик, без ущерба для качества продукта.

Всем удачных запусков в любую погоду!!!

Аккумуляторная батарея (АКБ) обеспечивает питанием электрические системы и приборы транспортного средства. Если своевременно не проводить техническое обслуживание батареи, ее долговечность может значительно сократиться. В регламент технического обслуживания входит периодическая проверка состояния аккумулятора нагрузочной вилкой. Вилка позволяет проверить степень заряда АКБ, т.е. полноту заряда или глубину разряда. Нагрузочные вилки отличаются разнообразием конструкций, но все они позволяют проверить работоспособность и состояние АКБ.

Нагрузочная вилка по праву считается просто необходимым для водителей устройством, и приобрести ее можно в любом магазине для автолюбителей. Обычные модели нагрузочных вилок рассчитаны на проверку аккумуляторов напряжением 12 В, хотя есть и универсальные устройства, с проверкой батарей напряжением 24 В.

Обычно нагрузочная вилка состоит из стрелочного или цифрового вольтметра, мощного нагрузочного резистора (сопротивления), кабеля и штыря. Вольтметр встроен в металлический корпус, туда же встроены одно или два нагрузочных резистора сопротивлением порядка 0,1 Ом в форме спиралей.

К плюсовому выводу нагрузочной вилки подсоединен кабель значительного сечения с клеммой, а отрицательный вывод подключен к металлическому штырю (щупу) на задней стенке нагрузочной вилки.

Аккумуляторы малой емкости проверяют одной нагрузочной спиралью, при большой емкости подключают вторую спираль. Обычно нагрузочная вилка подобной конструкции рассчитана на аккумуляторы емкостью до 190 Ач и обеспечивает ток нагрузки порядка 100-200 ампер (редко 250 А), что имитирует нагрузку АКБ стартером при пуске двигателя. Нагрузочные вилки подобной конструкции наиболее простые, но и они позволяют проверить степень заряда батареи. Более сложные устройства снабжены амперметром, что позволяет измерить множество характеристик электрической цепи транспортного средства.

Нагрузочная вилка рассчитана на работу в диапазоне температур среды от +1 °С до +35 °С (есть и модели для работы при температурах от -30 °С до +60 °С). При эксплуатации нагрузочной вилки необходимо придерживаться инструкции по работе с вилкой и соблюдать правила техники безопасности. При проверке батареи с применением нагрузки спирали вилки и металлический штырь нагреваются до опасной температуры.

Проверка состояния заряда АКБ нагрузочной вилкой

Проверка осуществляется в 2 этапа. Первый этап – проверка без нагрузки, второй – под нагрузкой.

Проверка АКБ без нагрузки

Перед замером необходимо полностью отключить АКБ от зарядного устройства или автомобиля. С момента последней работы двигателя должно пройти не менее 7 часов. Лучше всего проверять батарею после ночного простоя. В батарее должен быть нормальный уровень электролита, при недостаточном уровне следует восполнить потери дистиллированной водой.

Нагрузочная вилка переносное устройство, ею можно пользоваться, не снимая батареи с автомобиля, под капотом. Но не следует проверять холодную батарею, оптимальная температура при проверке не ниже 20 °С. При более низкой температуре батарею для проверки следует снять и занести в теплое помещение.

При проверке батареи все пробки на батарее должны быть ввернуты. Кабель с клеммой нагрузочной вилки (положительный вывод) подключается к положительному полюсу АКБ, а металлическим штырем (отрицательный вывод) касаются отрицательного полюса АКБ. На табло вольтметра появляется значение напряжения батареи, которое характеризует степень заряда батареи. В таблице приведены значения напряжений аккумулятора на холостом ходу и соответствующий им уровень заряда батареи.

К следующему этапу проверки — проверке под нагрузкой, следует прибегать только при заряде АКБ на 100%.

Проверка АКБ под нагрузкой

Под нагрузкой батарея проверяется только при условии стопроцентного ее заряда (показания вольтметра находятся в пределах от 12,6 до 12,9 В).

Прежде всего, подключите нагрузку, согласно инструкции по эксплуатации нагрузочной вилки. Далее подключите нагрузочную вилку так, как это делалось при проверке батареи без нагрузки. Следует иметь в виду, что при касании штырем нагрузочной вилки отрицательного полюса батареи появится искрение – через место контакта протекает большой ток.

И еще одно обстоятельство – если при измерении напряжения без нагрузки время подключения вилки к АКБ большого значения не имеет (аккумулятор работает вхолостую), то при измерении под нагрузкой показания необходимо снимать только на пятой секунде подключения, и немедленно после этого вилку отключить. Допускать подключения нагрузки на более чем 5 секунд не следует.

При измерении напряжения АКБ под нагрузкой на табло нагрузочной вилки высветится это напряжение, оно при полностью исправном и заряженном больше чем на половину аккумуляторе должно составлять 9 В или более. При меньшем напряжении следует зарядить батарею и измерить напряжение под нагрузкой еще раз. Если и в подобном случае добиться удовлетворительного показания не удастся, батарея неисправна и подлежит утилизации.

Если АКБ не полностью заряжена, по показаниям вольтметра устройства под нагрузкой можно по таблице оценить процент заряженности батареи.

Если после проверки батареи под нагрузкой проверить напряжение без нагрузки, и оно не восстановится до 12,4-12,7 В, возможна проблема с одной из банок АКБ.

Часто измерять напряжение аккумулятора под нагрузкой не следует, поскольку частый разряд большим током может привести к ухудшению его состояния. При проведении измерения не следует касаться руками металлического штыря, поскольку он сильно нагревается при протекании по нему нагрузочного тока. Между отдельными измерениями следует делать перерыв в 3-5 минут, чтобы штырь успевал остыть.

Нагрузочную вилку можно приобрести в автомобильном магазине либо сделать самостоятельно, поскольку это достаточно простое устройство. При этом это устройство настолько важно, что обойтись без него в процессе эксплуатации транспортного средства и батареи невозможно.

Видео: как проверить аккумулятор

Владельцам автомобиля и просто водителям рано или поздно приходится сталкиваться с вопросом исправности аккумулятора. При покупке такого важного компонента для своей машины и в процессе эксплуатации полезно знать элементарные методы — как проверить работоспособность аккумулятора автомобиля. Рассмотрению данных способов посвящена эта статья.

При покупке аккумулятора и каждый раз, когда вы открываете капот автомобиля, уделите внимание таким вопросам:

  • целостность корпуса;
  • отсутствие пыли и грязи на аккумуляторе;
  • чистота клемм и отсутствие на них рыхлого белого или светло-зеленого налета;
  • отсутствие влаги и потеков электролита;
  • плотное прилегание и затяжка клемм и крепежных элементов.

Загрязнение корпуса АКБ или наличие на нем влаги, приводит к ускоренному саморазряду аккумулятора. При недостаточно плотном прилегании клемм к выводным контактам возрастает сопротивление в местах соединения. Это приводит к уменьшению величины пускового тока на стартере и затруднению процесса запуска двигателя. Клеммы значительно нагреваются. Ухудшается зарядка аккумулятора.

Для недопущения этих проблем достаточно содержать аккумулятор в чистоте и своевременно подтягивать крепеж. Потеки электролита следует устранять слабым щелочным раствором (5 грамм соды на 100 грамм воды) и вытереть все поверхности сухой ветошью.
Контакты и клеммы зачищают мелкозернистой наждачной бумагой и смазывают техническим вазелином. Или проверяя уровень масла в двигателе, коснитесь щупом клемм, этого достаточно для их смазки и защиты от окисления.

Проверка уровня и плотности электролита

Состояние (уровень и плотность) электролита можно проверить только на обслуживаемых аккумуляторах. Для этого аккумулятор следует разместить на горизонтальной поверхности и выкрутить пробки, закрывающие отверстия каждой банки. Визуально убедитесь, что в каждой банке электролит покрывает пластины приблизительно на один сантиметр.

Для более точной проверки уровня электролита в аккумуляторе воспользуйтесь градуированной стеклянной трубкой или простой стеклянной трубкой и линейкой.

  1. Опустите трубку в отверстие до упора ее нижнего конца в пластины.
  2. Закройте пальцем отверстие в верхнем конце трубки.
  3. Вытащите трубку и убедитесь, что уровень электролита в трубке составляет 10-15 мм.
  4. Проведите замеры в каждой банке.

В банки, где уровень электролита ниже нормы, долейте дистиллированную воду, предварительно удостоверившись в целостности корпуса. Доливка электролита допускается только при полной уверенности, что он пролился. Доливайте электролит, плотность и температура которого идентичны, находящемуся в вашем аккумуляторе. После этого зарядите аккумулятор.

Проверка плотности электролита в аккумуляторе осуществляется ареометром для кислот при температуре воздуха около 25°С после полной зарядки. Он выглядит как стеклянная колба с резиновой грушей на верхнем конце, в которую помещен поплавок с градуировкой — ареометр. Градуировка шкалы на на таком измерительном приборе производится соответственно удельному весу жидкости в системе СГС (г/см 3). При работе с электролитом принимайте меры по защите глаз и кожи, ведь электролит – это кислота.
Для проверки плотности электролита поместите наконечник кислотомера в отверстие любой банки аккумулятора и втяните грушей электролит в колбу так, чтобы ареометр свободно плавал. Линия на шкале ареометра, совпадающая с поверхностью электролита, соответствует его плотности.

По специальной таблице соответствия плотности электролита уровню заряженности батареи определяют ее пригодность к эксплуатации. Обычно, при температуре электролита 25 °С и при полной зарядке батареи, нормальная плотность электролита для средней полосы должна составлять 1,28 +-0,01 г/см 3 . Понижение плотности на 0,01 г/см 3 означает разрядку банки АКБ на 5-6 %.

Например, при проверке плотности показания ареометра составляют 1,23 г/см 3 . Это на 0,05 г/см 3 меньше номинального значения 1,28 г/см 3 . Значит, аккумулятор разрядился на 25-30% и требует подзарядки. Производите такую проверку раз в шесть месяцев.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Проверка АКБ нагрузочной вилкой производится на обслуживаемых и на необслуживаемых агрегатах. По результатам проверки можно определить степень заряда батарей и сделать выводы об их работоспособности.

Нагрузочная вилка состоит из вольтметра (стрелочного или цифрового), помещенного в корпус вместе с подключаемыми нагрузочными сопротивлениями, и выведенными контактами в виде заостренных штырей. Измерения производятся на отключенном и обслуженном аккумуляторе. Клеммы и корпус должны быть чистыми и сухими, пробки на банках должны быть закрыты.

Предварительно проводятся измерения напряжения АКБ без нагрузки . Для этого отключите нагрузочное сопротивление и плотно прижмите ножки нагрузочной вилки к клеммам. Зафиксируйте показания вольтметра. При плотности электролита 1,28 г/см 3 и напряжении на батарее без нагрузки не ниже 12,7В аккумулятор является полностью заряженным. Падение напряжения на 0,2В соответствует 20 % разряду батареи.

Существует несколько методов подключения статорных обмоток в асинхронных двигателях. имеют свои преимущества и недостатки, которые следует учитывать при работе трехфазного мотора.

Использование светорегуляторов значительно упрощает управление домашним освещением. В можно детально изучить характеристики разных видов диммеров, а — более конкретно об аналогичных устройствах именно для светодиодных ламп.

Но главное предназначение нагрузочной вилки состоит в проведении измерений при имитации реальной работы АКБ . Для этого подключите нагрузочное сопротивление соответствующее 1-1,4 от емкости аккумулятора. При проведении измерения удерживайте пять секунд плотно прижатые к клеммам ножки нагрузочной вилки. На пятой секунде отметьте показания вольтметра. Напряжение на работоспособной и полностью заряженной батарее будет не ниже 10,2В и не должно снижаться в течении этого времени. Если напряжение ниже или падает при проведении измерений, то аккумулятор не полностью заряжен или неисправен. Если показания вольтметра равны или ниже 7,8В, то батарея полностью разряжена.
Падение напряжения на 0,6В от 10,2В соответствует снижению заряженности на 25%. Если без нагрузки аккумулятор имеет 100% заряд, а под нагрузкой напряжение резко падает, это свидетельствует о неисправности АКБ.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Проведение измерений напряжения с помощью мультиметра также позволяет определить, насколько заряжен аккумулятор. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • Включите мультиметр в режим для измерения постоянного напряжения, при соответствующих пределах измерения.
  • Подсоедините черный щуп к минусовой клемме, а красный – к плюсовой клемме АКБ.
  • Зафиксируйте показания на дисплее мультиметра.
Полностью заряженным аккумулятор считается при напряжении не ниже 12,7В. Если зафиксировано напряжение 11,7В, то АКБ полностью разряжена.
Значит, можно приблизительно подсчитать степень заряда аккумулятора, учитывая, что падение напряжения на 0,1В соответствует падению уровня заряда на 10%.

Метод проверки без приборов

Современные необслуживаемые аккумуляторы выпускаются с встроенными индикаторами или системой самодиагностики. Состояние таких АКБ легко определить, прочитав инструкцию. Как проверить исправность аккумулятора автомобиля, если у вас простой агрегат и отсутствуют необходимые приборы?

  • Проведите внешний осмотр, как указано выше.
  • Устраните загрязнение и плотно закрепите клеммы.
  • Не заводя двигатель, включите все световые приборы на автомобиле.
  • Если за пять минут яркость свечения фар не изменится, то АКБ в хорошем состоянии.

Также, любой водитель знает о том, как трудно завести двигатель при неисправном или разряженном аккумуляторе.

Теперь вы знаете, как проверять аккумулятор на работоспособность. Не следует заряжать и производить измерения на замерзших батареях. Правильно обслуживайте ваш аккумулятор, и он прослужит долго.

Видео о том, как проверить состояние аккумулятора автомобиля