Что лучше использовать: газ или бензин? Какое топливо лучше для машины.

Газобалонным оборудованием для автомобилей сейчас никого не удивишь – огромное количество машин ездят на газу. Но до сих пор нет ответа на главный вопрос – что лучше, бензин или газ? Давайте рассмотрим и сравним газ и бензин в качестве топлива для двигателей автомобилей.

Бензин .

В первую очередь нужно сказать, что бензин любой марки, в отличие от газа, можно купить на каждой заправке. Еще одно его преимущество – бензин подается в двигатель в жидком виде, соответственно, в камере сгорания может поместиться больше бензино-воздушной смеси, что сказывается на мощности автомобиля. Кроме того, перед моментом зажигания, бензин смывает часть нагара и отложений со стенок двигателя.

Кроме плюсов, у бензина есть и негативные стороны. В первую очередь стоит вспомнить о цене, которая постоянно растет. Второй момент – качество бензина. Ни для кого не секрет, что вместо бензина марки А-98, на большинстве заправок продают А-95 с присадками.

Причем эти присадки негативно влияют как на топливную систему, так и на , сокращая его ресурс работы. Кроме того, при сгорании бензина образуется большое количество двуокиси углерода, а также других вредных газов.

Первая положительная сторона газа – он гораздо экономичнее бензина с финансовой точки зрения. При сгорании газа также образуются побочные, вредные для экологии продукты и двуокись углерода, но в несколько раз меньше, чем при сгорании бензина.

Так как газ попадает в камеру сгорания не в жидком, а в газообразном состоянии, объем полученных в результате горения газов ненамного больше, поэтому детали двигателя меньше изнашиваются. Практика показывает, что ресурс двигателя, работающего на газу, в 1,5-2 раза больше, чем у мотора, работающего на бензине. Также при использовании газа в принципе невозможна детонация.

Но у газа есть и отрицательные стороны. В первую очередь это потеря мощности. В зависимости от объема и типа двигателя, она может достигать 20%. У автомобиля, ездящего на газу, снижаются как разгонные, так и тяговые характеристики.

Стоит рассказать и о том, что из-за того, что газ попадает в камеру сгорания не в жидком состоянии, существует вероятность «обратного хлопка» – взрыва баллона. Газ боится низких температур, поэтому в холодное время года в любом случае приходится использовать бензин, чтобы завести двигатель.

Кроме того, сама установка газобалонного оборудования недешева, да и места оно занимает порядочно – уменьшается полезный объем багажника, а в моторном отсеке становится «тесно».

Из всего вышесказанного можно понять, что каждый вид топлива имеет как свои плюсы, так и минусы. Практика показывает, что газобалонные установки устанавливаются чаще на рабочих автомобилях, чем на личных.

Если от автомобиля не требуется особых скоростных и динамических качеств, а среднегодовой пробег у него большой, то перевести его на газ – вполне логичное решение. Если же автомобиль используется только для недолгих поездок, то лучше в качестве топлива использовать бензин.

Можно переоборудовать автомобиль для работы на газе в качестве топлива. А действительно ли стоит это делать и почему газ лучше бензина (дизеля)?

Давайте разберёмся. Установить ли газ на автомобиль или оставить на бензине?

Чтобы оценить преимущества работы автомобиля на газе, как для самого автомобилиста, так и для ДВС, необходимо понять саму «физику процесса».

Рассмотрим физико-химические свойства топлива: пропана, бутана, бензина и дизеля.

Как видно из таблицы, физико-химические свойства разных видов топлива значимо отличаются, что определяет разницу в степени воздействия на двигатель и эксплуатационные характеристики автомобиля.

Рассмотрим подробнее.

Безопасность: сравним газ и бензин

И бензин, и газ и сам автомобиль являются источниками повышенной опасности. Это значит, что бывает, они горят, при наступлении определённых условий (удара, дтп, возгорания и.т.д.).

В таких условиях, можно говорить лишь об относительной безопасности всех видов топлива.

Наиболее безопасный среди рассматриваемых видов топлива - газ.

Это обусловлено более широкими пределами воспламенения газа, в сравнении с бензином. Предел воспламеняемости - это характерные для того или иного вида топлива граничные значения, при которых возможно самовозгорание смеси при соприкосновении определённых пропорций газовой или бензиновой смеси с воздухом.

Как ранее и говорилось, - горит всё, однако, бензин и дизель начинают горение уже при температуре около 250 градусов, в то время как температура возгорания газа порядка 550 градусов (!).

При возникновении значительной утечки (при нештатной ситуации) бензин загорится быстрее, чем газ, поскольку ему нужно меньшее количество воздуха для воспламенения. Пределы воспламеняемости газа: смесь пропан-бутана - 8,4-9,9% газа в воздухе, нижний предел 1,8-2,4%. Пределы воспламенения бензина в смеси с воздухом составляют соответственно 0,6-1,5%. Таким образом, пределы воспламенения газа на 15-20% выше по сравнению с бензином.

Газ - безусловный лидер по безопасности, исходя из своих физико-химических свойств.

Про дополнительные современные системы защиты газобаллонного оборудования, устанавливаемого на автомобиль, такие как мультиклапан, скоростной клапан, предохранительный клапан, который стравливает газ наружу и защищает баллон от разрушения - см. ГБО

Важно отметить, что такими современными средствами защиты бензиновая система попросту не обладает.

Влияние газа на двигатель

Газ или бензин: что лучше для мотора? Сейчас разберём.

Октановое число (ОЧ): чем выше октановое число, тем меньше детонационное воздействие на двигатель.

У газа октановое число много выше, чем у бензина. Это позволяет избавить двигатель от детонации и увеличить его мощность, за счёт увеличения степени сжатия двигателя.

В отличии от процессов сгорания бензиновой смеси, у газа более полное сгорание газовоздушной смеси. За счёт этого, имеющаяся масляная плёнка на цилиндрах (которая служит для их защиты) не смывается со стенок двигателя, а также уменьшается образование нагара в блоке, что в совокупности снижает изнашивание цилиндров и поршней двигателя.

При переходе двигателя автомобиля с жидкого топлива на газ, срок службы движка возрастает в 1,5-2 раза (согласно исследованиям газоприменения в автомобильной отрасли, выполненных ВНИИГАЗом, см. книгу: «Природный газ моторное топливо на транспорте», авторов И. Грищенко, Ю. Н. Васильев, Ф. Г. Гайнуллин, Л. С. Золотаревский).

Фактически, у двигателя автомобиля появляется «вторая жизнь». Это ответ на вопрос: «Что лучше для двигателя: газ или бензин?»

Кстати сказать, при работе автомобиля на газе, масло меньше «разжижается» и загрязняется, что позволяет менять его реже, а сам расход масла «на угар» снижается в среднем на 15%. Срок службы свечей зажигания увеличивается на 40% (до 85 тыс.км).

Эко-Логичность газа: отмечайте 20 новых праздников

Газ более экологичный вид топлива.

В своём составе пропан, бутан и метан не содержат свинца, в отличии от бензина, что делает более чистым выхлоп автомобиля. Кроме того, в автомобилях, работающих на газе, до 90% снижена суммарная токсичность выхлопных вредных газов (окиси углерода, двуокиси азота, углеводородов СН и.т.д.).

Именно поэтому, в жизни автомобилистов, переоборудовавших свой автомобиль на газ появляется больше праздников: и Всемирный день охраны окружающей среды и День эколога и Всемирный день океанов и Международный день биологического разнообразия и ещё более 20 поводов для радости в году:)

Если праздники вы любите больше, чем будни, то очевидно, что в вопросе «что лучше газ или бензин?» - вы «за» газ!

Экономичность: расход газа и бензина

По топливной экономичности газ превосходит бензин и дизель.

Как уже говорилось ранее, октановое число выше у газа, что увеличивает степень сжатия двигателя и позволяет значимо снизить расход топлива.

Цена газа в России в 2,5 раза ниже, нежели розничная стоимость бензина.

Сравним расходы на газ и бензин (из расчёта 300 км пробега в неделю):

Итого : путешествия и рабочие поездки на газовом автомобиле, оборудованном ГБО обойдутся минимум втрое дешевле!

Счастье в газе

Очевидно, что газ лучше бензина для автомобиля.

Как только вы начинаете экономить на топливе, вы радуетесь.

Меньше нагрузки, чище работа - работе на газе порадуется двигатель вашего автомобиля.

Чище воздух вокруг - природа и соседи под окнами, которых вы «прогреваете» свой автомобиль - скажут вам «спасибо».

А когда вокруг всё хорошо, у ваших близких радость, вот тогда и вы - счастливы.

Вот поэтому, счастье - в газе!

По статистике большинство (более 90%) владевших ранее автомобилем на газе, устанавливают гбо и на все последующие свои автомобили.

Пятьдесят процентов затрат всех средств на обслуживание автомобиля расходуется на топливо. И тут появляется газ, который в несколько раз дешевле бензина. Так что же лучше, газ или бензин? Рассмотрим и сравним эти два вида топлива, для того чтобы понять, а правда ли газ обойдется дешевле хозяину автомобиля в процессе его эксплуатации.

Заправка топливом

Октановое число горения газа 101–102 единицы, бензина – 92–95. Из-за повышенного октанового числа в газе, в процессе работы двигателя, выгорают клапана, тем самым уменьшается его ресурс, приводящий к дополнительным затратам на преждевременный капитальный ремонт.

Но это было раньше, когда только появилась газовая установка 1 и 2 поколения. Сейчас этот недостаток удалось устранить при помощи дополнительной установки газовых форсунок на двигатель автомобиля, и электронного управления подачи газа. Поэтому газовые установки 4 и 5 поколения не снижают ресурс двигателя, а показатели расхода бензина и газа становятся одинаковыми.

Установленный газовый баллон

Сегодня газовое топливо почти в два раза дешевле бензина. Но затраты на приобретение газового оборудования (ГБО), монтаж и регистрацию в ГАИ находятся в пределах 40000–60000 рублей, а ежегодное техническое освидетельствование – 1000–2000 рублей.

Для того, чтобы подсчитать экономический эффект от использования газа вместо бензина, необходимо определиться с расстоянием, которое будет или уже проезжается в год. Если оно меньше 10 тыс. км., тогда такая газовая установка не рентабельна. Если проезжается более 30 тыс. км. в год, тогда срок окупаемости составит 5–7 месяцев.

Установка ГБО

В первую очередь при установке газового оборудования необходимо определиться с местом размещения газового баллона. Его необходимо установить в месте, где будут отсутствовать сильные динамические и статические давления на поверхность баллона. Поэтому его могут разместить в багажнике или вместо запасного колеса. Если баллон разместить в незащищённом месте, например, под рамой автомобиля, то из-за постоянных ударных и истирающих усилий может произойти взрыв.

Известно, что цены на бензин у нас растут в связи с любыми колебаниями стоимости нефти на мировом рынке: подорожала нефть или подешевела - у нас бензин только дорожает. Любой практичный человек рано или поздно со временем задумывается о переводе автомашины на . Чтобы понять, что лучше: газ или бензин, - следует рассмотреть достоинства и недостатки, свойственные этим видам горючего.

Многие водители сомневаются, стоит ли переходить на газ

Особенности использования бензина в качестве топлива

Бензин настолько привычен для нас в качестве топлива, что большинство воспринимает работающие на нём двигатели как нечто само собой разумеющееся. Между тем бензиновое горючее далеко не идеально.

Достоинства бензина:

  • если при создании мотора предполагалось, что он будет работать на бензине, то это топливо для него - «родное», наиболее естественное. Целые конструкторские бюро трудились, чтобы создать именно такой мотор и поставить его в вашу машину. С ним она успешно прошла разнообразные краш-тесты и прочие виды испытаний. Как поведёт себя автомашина с другим видом горючим, вы сможете узнать только из личного опыта;
  • бензин - жидкость с гораздо большей плотностью, чем газ. Следовательно, объём расходуемого бензинового горючего на 100 км пути меньше, чем в случае заправки автомашины газом;
  • из-за большей плотности бензина, в камере сгорания помещается гораздо больше бензиново-воздушной смеси, чем газа. Вследствие этого мощность двигателей, работающих на бензине, значительно выше.
  • до воспламенения бензин, пребывающий в жидком состоянии, успевает смазать цилиндры, смывая часть осевшего на них нагара;
  • бензин – наиболее распространённое горючее, которое есть на каждой АЗС, поэтому проблемы с заправкой возникают крайне редко.

Недостатки бензина:

  • бензин постоянно дорожает;
  • многие автомобили достаточно «капризны», их моторы хорошо работают только на высокооктановом бензине. Между тем недобросовестные за 98-й бензин часто выдают 95-й, смешанный с присадками. Некоторые присадки попросту вредны для мотора и могут серьёзно уменьшить срок его службы;
  • вред, наносимый сгоранием бензина окружающей среде, просто огромен. Большие города буквально задыхаются от выхлопов, содержащих углекислый газ, свинец и серу.

Цены на бензин дорожают постоянно

Особенности использования газа

Газовое топливо бывает двух видов:

  • пропан-бутан, смесь газов, получаемая при добыче и переработке нефти;
  • метан - газ, добываемый из угольных пластов.

По своим характеристикам пропан-бутан является гораздо лучшим горючим, чем метан. Между прочим, первые газовые моторы появились ещё в XIX веке, причём даже раньше бензиновых. Однако развитие техники пошло в сторону усовершенствования бензиновых моторов, и о газе стали вспоминать только в последние десятилетия.

Достоинства газового топлива:

  • газовое горючее намного дешевле бензинового. Экономия составляет от 100 до 150 рублей на 100 км пробега;
  • октановое число газового топлива - 105. Октановое число отражает антидетонационную способность топлива, и здесь бензину с газом не сравнится. Концентрацию газа, влияющую на , можно менять в достаточно больших диапазонах;
  • двигатель на газовом топливе способен работать без ремонта в полтора раза дольше, чем на бензиновом. При использовании газового горючего свечи нужно менять в полтора раза реже;
  • двигатель, работающий на газовом топливе, меньше нагревается, что снижает опасность возгорания.

Недостатки газового топлива:

Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме

Распродажа новых автомобилей 2018-2019 года выпуска
Распродажа автомобилей с пробегом Трейд-ин
Кредит от 9.9%

  • из-за низкой плотности газа двигатель теряет до 20% мощности. Примерно на 10% падает максимальная скорость, время разгона до 100 км/ч увеличивается. Правда, ГБО (газобаллонное оборудование) четвёртого поколения позволяет регулировать концентрацию газа и уменьшать потери мощности;
  • для того чтобы завести автомобиль, всё равно нужен бензин;
  • установка ГБО на авто - очень дорогое удовольствие. Стоимость ГБО окупается только на тех автомобилях, пробег которых составляет не менее 20 000 км в год;
  • ГБО занимает очень много места как под капотом, так и в багажнике. Даже замена свеч в автомобиле с ГБО представляет сложность;
  • газ есть газ, для обнаружения утечек в него подмешивают дурнопахнущие примеси, и этот запах иногда чувствуется в салоне, особенно во время и непосредственно после заправки;
  • если на авто установлено некачественное ГБО, возможно возгорание. Причём загоревшийся автомобиль, заправленный газом, потушить нельзя, пока не выгорит всё топливо;
  • по правилам техники безопасности, во избежание возгорания, газовые АЗС выносят за город, и если вы живёте в центре, то заправка автомобиля может обернуться серьёзной потерей времени;
  • на установку ГБО требуются разрешительные документы;
  • машину с ГБО . Как правило, продавцу не удаётся в полном размере вернуть себе деньги, вложенные в ГБО.

Сторонники и противники установки ГБО никак не могут решить вопрос, есть ли потери мощности при работе двигателя на газе. Чтобы получить компетентный ответ, мы провели специальный сравнительный тест.

Отношение к проблеме основано на субъективном мнении автовладельцев. Перед тем как установить на машину ГБО, они получают о нем всевозможную информацию из самых разных источников - в том числе и о потере мощности. Соответственно, ждут заметного снижения динамических характеристик. Но на самом деле его замечают не все, а кому-то вообще кажется, что машина стала «живее». Как это объяснить? Все очень просто - снижение или увеличение крутящего момента и мощности на несколько процентов невозможно обнаружить без специального оборудования.

Чтобы определить разницу в мощностных показателях при работе двигателя внутреннего сгорания на сжиженном газе и бензине, мы сравнили характеристики двух автомобилей с ГБО - с карбюраторной и инжекторной системами питания.

Выводы

Данные проверки позволили нам получить ответ на главный вопрос - мощность и крутящий момент двигателя, работающего на газе, действительно меньше. А насколько конкретно - это зависит от настроек ГБО. При желании мощностные характеристики мотора, работающего на газе, можно приблизить к параметрам бензиновых, но при этом эффект экономии заметно снизится, так как расход топлива существенно возрастает.

ГБО предназначено для экономии расходов на топливо. В погоне за мощностью эффект экономии пропадает.

Что касается утверждения некоторых новоиспеченных владельцев ГБО об увеличившейся мощности двигателя при работе на газе - такое возможно, но только в нескольких случаях. Например, если бензиновая система питания разрегулирована или неисправна, либо карбюратор «зажат» под экономию горючего, а газовое оборудование настроено под динамичную езду.

При установке ГБО на современные машины очень важны правильность подбора оборудования и квалификация мастеров. В этом мы тоже убедились на мощностном стенде, где после Chevrolet Niva и ВАЗ-21011 проверили Honda, оборудованную ГБО четвертого поколения. Высокооборотистый мотор этой машины на бензине раскручивался до 8700 об/мин, но на газе не смог выйти на этот режим и «потух» на несколько тысяч оборотов раньше. А произошло это потому, что такие двигатели требуют установки высокопроизводительных форсунок, которые способны подавать большое количество газа в очень узком временном интервале (для работы на оборотах выше 6000).

Мнение

К установке газобаллонного оборудования на конкретный автомобиль нужен индивидуальный подход. Обусловлено это тем, что моторы имеют разную степень форсировки, различные максимальные обороты, фазы газораспределения, алгоритмы топливоподачи и т. п. Индивидуально нужно подбирать и наиболее оптимальные по производительности и быстродействию газовые форсунки, а также выполнять настройку аппаратуры и ее установку. Особенно это касается машин, владельцы которых хотят получить минимальные потери мощности при работе на газе и максимальную экономию. Ошибки на любом из этапов установки ГБО приводят к повышенному расходу газа, необоснованному снижению мощности, снижению ресурса узлов и агрегатов как ГБО, так и двигателя авто. К сожалению, в Украине правильный подход в установке газобаллонного оборудования применяется не везде, так что при желании экономить на топливе необходимо найти хороших специалистов.

Тест-лаборатория

Мощностные характеристики двигателей проверяли в лаборатории столичной компании «Карсет», которая занимается чип-тюнингом. Нагружной динамометрический стенд VT4/B2 польской фирмы V-tech предназначен для определения мощности и крутящего момента двигателя, установленного на автомобиле. Точность измерений стенда - 0,1%.

Модель Сhevrolet Niva с 1,7-литровым инжекторным мотором оснащена ГБО 4-го поколения, т. е. с газовыми форсунками. Для достоверности полученных данных предварительно промыли бензиновые и газовые форсунки и заменили топливные фильтры. Измерения подтвердили информацию производителей и квалифицированных установщиков ГБО: мощностные характеристики мотора, работающего на газе, на 8-15% меньше, чем на бензине. После оптимальной настройки программы работы газовых форсунок мощность на разных оборотах оказалась ниже на 2-9 л. с., а крутящий момент - на 7-11 Нм. В экономичном режиме работы ГБО те же показатели уменьшились, соответственно, на 5-15 л. с. и 14-20 Нм.

ВАЗ-21011

В отличие от Chevrolet Niva, «ноль одиннадцатая» оснащена 1,3-литровым карбюраторным мотором, поэтому на ней установлено более простое ГБО второго поколения. Первая попытка измерить характеристики провалилась из-за экономичной настройки ГБО - двигатель раскручивался всего до 3500 оборотов, в то время как стенд рассчитан на работу в диапазоне до 5000 оборотов. Оперативное вмешательство специалиста по ГБО решило проблему, и мотор с легкостью раскрутился до 5500 оборотов. Самое интересное обнаружилось при проверке характеристик двигателя при работе на бензине. Крутящий момент и мощность во всем диапазоне отличались в пользу бензина всего на 3-6 Нм и 1-4 л. с. Объяснение оказалось простым - ГБО настроили на мощностной режим, а карбюратор «Солекс», который перед испытаниями перебрали, - на экономичный. Подобный режим работы ГБО, вполне понятно, требует и большего расхода сжиженного газасмешанном цикле не 9-10 л/100 км, а 11-12 л/100 км), и тем не менее газ при нынешней его стоимости 2,10-2,30 грн. (на 60% дешевле бензина) выгоднее в условиях интенсивной эксплуатации машины.