Цепи противоскольжения на автомобиль своими руками: готовимся к зимнему сезону заранее. Уазбука

Многим автомобилистам приходится ездить по бездорожью или по заснеженной дороге. Проблем не будет, если машина – внедорожник, обутый в специальную резину. Что же до простого автотранспорта, то проскочить грязь или снежный сугроб у них не всегда получается.

Цепи противоскольжения. Назначение, плюсы и минусы цепей противоскольжения

Для повышения проходимости ТС используются специальные цепи противоскольжения.

Автомобилист, после установки таких приспособлений, получает:

Более высокую проходимость по занесенной снегом дороге;

Способность преодолевать подъемы\спуски;

Лучшую управляемость автомобилем.

Цепи помогают колесам автомашины преодолеть бездорожье. Однако, надо сказать, что проходимость зависит от дорожного просвета.

Минусы цепей противоскольжения:

1. Высокие нагрузки на рулевое управление и трансмиссию.

2. Низкая скорость перемещения.

3. Повышенный износ резины.

4. Шумливость.

Цепи прекрасно помогают преодолеть бездорожье, но долго на них ездить не желательно.


Разновидности автоцепей противоскольжения

Невзирая на минусы цепи улучшают проходимость автотранспорта.

Эти приспособления между собой различаются:

По используемому материалу при производстве;

Геометрией рисунка.

Такие различия сказываются на поведение автомашины на дороге.

Материал изготовления

Цепи противоскольжения для колес автомобиля бывают жесткими и мягкими.

Вначале они производились из металла алюминия и титана. На прочность автоцепей влияет сталь, их размер и, соответственно, толщина звеньев. Большой размер звеньев повышает проходимость.

Плюс жесткой конструкции - прекрасная проходимость и сцепка с ледяным покрытием. Жесткая цепь хорошо «выгребает» грязь или снег из-под колес. Однако, от них сильный шум и они способствуют быстрому износу резины.

Для мягких цепей металл не используется. Их изготавливают из:

Пластика;

Или полиуретана.

Мягкие цепи для прочности армируются. Они имеют отличную сцепку с дорожным покрытием и не сильно изнашивают покрышки. Такие цепи практически бесшумные. Их недостаток - плохая сцепляемость с обледенелой дорогой.

Для езды по городу зимой использовать желательно мягкие цепи. При езде же по загородной трассе лучше использовать жесткие.

Выбор автомобильных цепей противоскольжения

Можно выделить 3 их основных характеристики:

1. Максимальное тяговое усилие;

2. Удобство монтажа;

3. Доступную стоимость.

Рисунки автоцепи бывают нескольких видов: «лесенка», «соты» и другие рисунки.

Чему же отдать предпочтение - «сотам» или «лесенке»?

Можно смело сказать, что какой бы тип цепей не был, они существенно повышают проходимость автотранспортного средства. Но все же, «лесенка» превосходит по своим возможностям «соты». Возникает справедливый вопрос, для чего же тогда выпускаются «соты»? Дело в том, что они дают возможность автомобилю увереннее двигаться по накатанной дороге, и снижают рывки.


Стоимость

По своей конструкции «соты» сложнее в производстве и тяжелее в 1,5 раза, а стоят они на 40 процентов дороже «лесенки». Тем, кто предполагает часто ездить на цепях противоскольжения по льду или грунтовой дороге, лучше всего отдать предпочтение «сотам», ибо только с ними не страшен боковой снос. Но тому кто хочет подстраховаться, имеет смысл купить «лесенку». Такие автоцепи легче, стоят они дешевле и у них хорошая проходимость.

Каким цепям противоскольжения отдать предпочтение: отечественным или импортным?

Приобрести противоскользящие цепи можно в каждом автомагазине. Цепи произведенные в Китае красивые. Делаются они «спаянными».

Тот, кому не жалко денег, может купить более дорогие американские или европейские цепи. Но здесь, скорее всего, придется автовладельцу переплатить за бренд.

Но если все таки автомобилист готов переплатить, тогда ему лучше купить автоцепи противоскольжения из титана, которые производятся только на заказ.

Как надеть и эксплуатировать автоцепи?

Вначале об их эксплуатации.

Прежде чем из одеть, надо вначале потренироваться. При их установке с колес надо снять колпаки и дисковые кольца.

Ставить автоцепи на аварийное колесо не стоит, ибо они сбивают балансировку.

Цепи надеваться должны на ведущие колеса. Если их только две, а ведущих колес больше, то устанавливать цепи следует на передние.



Цепи противоскольжения предназначены для того чтобы значительно увеличить проходимость автомобиля как на льду, так в условиях снегопада и по другому бездорожью. О том как изготовить цепи противоскольжения своими руками пойдет речь в этой статье.

Цепи противоскольжения - конструктивно представляют собой конструкцию из армированной проволоки или цепи, связанной так чтобы равномерно оплетала шину по всей окружности.Состоит такая конструкция из двух продольных тросов - внешнего и внутреннего, проходящих по окружности колеса, которые соединяются поперечными элементами или резиновыми "грунтозацепами”.

цепи противоскольжения бывают 3 видов:

    цепи противоскольжения в виде лесенки;

    цепи противоскольжения в виде ромба;

    цепи противоскольжения в виде сотов.

Каждые обладают своими достоинствами и недостатками, но изготовить цепи противоскольжения в форме лесенки проще. поэтому и берем их за основу:

Цепи противоскольжения в форме лесенки состоят из продольных и поперечных ветвей, хвостовых ветвей, запорного гака, запорного крюка и запорного кольца. Соединение элементов цепи происходит при помощи связующих колец (рис.1)

Рис.1 Схема цепи противоскольжения (лесенка)

1 - поперечная ветвь, 2 - продольная ветвь, 3 - хвостовая ветвь, 4 - запорный гак, 5 - запорный крюк, 6 - запорное кольцо.

Материалы для изготовления

    Цепь с диаметром прутка 4-5 мм - 15 метров;

    Крючки - 32 штуки;

    Натяжное устройство - 2 штуки.

Изготовление

Нарезаем 4 куска цепи по 83 звена для продольных цепей.



Нарезаем 16 кусков по 13 звеньев для поперечных цепей.

Первую поперечную цепь закрепляем на 6-м звене продольных цепей, а все остальные, кроме последней на каждом 10-м звене от предшествующей, последнюю закрепляем на 12-м.



Крепим продольные звенья с поперечными с помощью крючков или колец.


После 4-й поперечной цепи, закрепляем отрезок из 5-ти звеньев на одну сторону, а на концы обоих продольных звеньев одеваем такие карабины диаметром 5мм.


На ту сторону, где закреплен отрезок из 5-ти звеньев, на карабин закрепляем натяжное устройство.

На другой его конец закрепляем крюк.



Одеваем цепи на колес.

Испытываем цепи, на своем автомобиле.....

Монтаж на автомобиль

Цепи противоскольжения монтируются на ведущие колеса автомобиля. Монтаж цепи противоскольжения можно производить двумя способами:

1 - без поддомкрачивания автомобиля;

2 - с поддомкрачиванием автомобиля.

Способ монтажа выбирает водитель в зависимости от навыков и дорожных условий. Монтаж цепей противоскольжения желательно производить до выезда на труднопроходимый участок дороги.

1-й способ - без поддомкрачивания автомобиля:

Тщательно расправить цепь противоскольжения (звенья цепи не должны быть перекручены);

Расстелить цепи противоскольжения на поверхности дороги и наехать на них ведущими колесами;

Автомобиль закрепить в положении, исключающем самопроизвольное движение по дороге;

Надеть цепи на шину таким образом, чтобы запорный гак (поз. 4) с запорным кольцом (поз.6) находились с наружной стороны колеса;

Зацепить запорный крюк (поз.5) с внутренней стороны колеса за одно из звеньев хвостовой ветви (поз.3);

Расправить поперечные ветви (поз.2) равномерно по окружности колеса;

Продеть запорный гак (поз.4) в одно из концевых звеньев хвостовой ветви (поз.3);

Повернуть запорный гак по направлению к запорному кольцу (поз.6);

Запорное кольцо завести в паз запорного гака;

При необходимости произвести дополнительную натяжку цепи (перецепить запорный крюк и гак за следующие хвостовые звенья).

Продольные и поперечные ветви должны плотно захватить шину. Снятие приспособления с колеса производить в обратном порядке.

2-й способ - с поддомкрачиванием автомобиля:

Под передние колеса автомобиля установить упоры;

Установить автомобиль на ручной тормоз;

Поддомкратить автомобиль, вывесив колесо над дорогой на высоту 20-30 мм;

Надеть устройство аналогично 1-му способу.

В жизни автовладельца возникают ситуации, когда он преодолевает бездорожье или снежные заносы. Проблем не возникнет, если автомобиль – внедорожник, и на нем установили шипованные шины. Что же касается обычных авто, то попытки проехать грязь или снег зимой заканчиваются неудачно.

Цепи противоскольжения. Назначение, достоинства и недостатки

Чтобы повысить внедорожные качества автомобиля, используются цепи противоскольжения или антипробуксовочные цепи. Задача этих аксессуаров – повысить проходимость авто. Они играют роль универсальных грунтозацепов.

После их установки водитель получает:

  • хорошие показатели проходимости по заснеженной дороге;
  • возможность преодолевать подъемы и спуски с меньшей вероятностью потери управления;
  • улучшенная управляемость авто на обледенелом покрытии;
  • повышенные гребные свойства при преодолении грязи.

Благодаря противобуксовочным цепям на колесах авто преодолевает серьезное бездорожье. Но отметим, что проходимость при этом зависит от клиренса.

Недостатки цепей противоскольжения:

  1. Повышение нагрузки на рулевой механизм, элементы трансмиссии.
  2. Невозможность быстрого перемещения (не удастся ехать на скорости свыше 40 км/ч).
  3. Интенсивный износ шин.
  4. Сильный шумовой эффект.

Цепи для легкового автомобиля помогут в бездорожье или снежный занос, но длительная эксплуатация не рекомендуется.

Разновидности цепей

Несмотря на негативные качества, цепи противоскольжения увеличивают проходимость машины.

Между собой эти средства различаются по:

  • материалу изготовления;
  • геометрии рисунка.

Указанные различия влияют на поведение автомобиля на дороге и внедорожные качества.

Материал изготовления

По материалу изготовления цепи делятся на:

  1. Жесткие.
  2. Мягкие.

Изначально такие средства повышения проходимости изготавливались из металла – жесткие цепи на колеса. Материалом изготовления выступали сталь, алюминий, титан. При этом на прочность такого изделия влияет металл, размеры и толщина звеньев. Чем больше звенья, тем выше показатели проходимости.

Видео: Азбука офф-роуд. Цепи противоскольжения

Достоинства жесткой конструкции — улучшенная проходимость авто и улучшенные противобуксовочные и противогололедные показатели на ледяном покрытии. Такая цепь в виде браслета лучше «выгребает» из-под колес. При этом они сильно шумят и ускоряют износ шин. У таких браслетов на колесах ограничение по скорости составляет 40 к/ч. Изделие с крупными звеньями обладает значительной массой, да и далеко не на всех авто пространство арок позволяет их использовать.

Конструктивно они могут полностью выполняться из металлической цепи, без жесткой основы, к которой крепятся поперечные элементы.

Мягкие цепи отличаются тем, что для их создания используется неметаллические материалы:

  • резина;
  • пластик;
  • полиуретан.

Для прочности таких аксессуаров применяется армирование. Они й и меньше . Для них скоростной предел составляет уже 80 км/ч, при этом сильного шумового эффекта у них нет. К недостаткам же их относятся показатели при движении по льду.

Для движения в городских условиях в зимний период лучше подобрать мягкие противобуксовочные автоцепи, например, резиновые. А вот при выездах за город, где высока вероятность попадания на грязевой участок или лед, пользуются жестким типом.

Геометрия рисунка

Что касается геометрии рисунка, то выпускаются три типа:

  1. «Лесенка».
  2. «Ромб».
  3. «Соты».


«Лесенка» состоит из основы – двух продольных веток, и располагается она по окружности колеса с обеих сторон. Для закрепления на колесе на основе устанавливаются замки. К ней перпендикулярно крепятся рабочие элементы. Внешне расправленная цепь похожа на веревочную лестницу, отсюда и название.

«Лесенка» — самый простой тип средства повышения проходимости, поэтому такие изделия стоят недорого. Но у такой цепи существует ряд недостатков:

  • рабочие элементы параллельны друг другу. Из-за этого контакт с дорогой у такой цепи – переменный, из-за чего авто на рыхлой почве или снегу может «зарыться»;
  • «Лесенка», из-за особенностей расположения рабочих элементов, хороша только при продольном движении, поперечная же устойчивость у таких грунтозацепов низкая;
  • из-за переменного контакта высокая нагрузка на элементы трансмиссии.

Лучше в эксплуатационном плане цепи типа «ромб». В их конструкции используются продольные ветки, рабочие элементы формируют ромбовидный узор.

У «сот» тоже сформированные поперечными ветками ромбы имеют периодичное расположение, при этом между собой они еще дополнительно связаны линейным соединением.

В отличие от «лесенки», у «ромба» и «сот» контакт рабочих веток с покрытием происходит постоянно, что снижает негативные воздействия на покрышки и трансмиссию. Они обеспечивают сопротивление поперечным воздействиям, то есть автомобиль меньше сносит в стороны.

Что нужно учитывать при выборе

При выборе цепей противоскольжения обращайте внимание на материал изготовления, геометрический рисунок и на размеры цепи. Она должна плотно обтягивать колесо. Поэтому когда выбираете обязательно узнайте диаметр и ширину колеса.

Обратите внимание на размеры самых звеньев. Мелкие составные элементы обеспечивают проходимость в условиях снега или гололеда, но хуже справляются с грязью – для нее нужны крупные звенья.

Как одевать цепи на колеса?

Монтировать на колеса нужно заранее, до выезда на проблемный участок. Если же машина уже завязла в грязи или сугробе, надеть их на колеса проблематично.

Чтобы одеть цепи на колеса нужно:

  1. Перед колесами ведущей оси на землю укладываем цепи продольно движению и расправляем. Фиксирующие элементы (крюки, замки, карабины и т. д.) должны смотреть в сторону движения.
  2. Наезжаем колесами на цепи так, чтобы впереди колеса оставалось 20-30 см изделия.
  3. Накидываем на колесо часть, расположенную за колесом.
  4. Соединяем фиксирующим элементом сначала внутреннюю продольную ветку, и только затем – внешнюю.
  5. Если имеется механизм натяжения цепи – используем его.
  6. Проезжаем на авто 20-30 метров, чтобы изделие нормально село на колесо и расправилось.

Видео: Как надеть цепь на колесо не наезжая и без домкрата

И только после этого пробуем преодолевать бездорожье. При этом делать это нужно на низкой передаче и с повышенными оборотами двигателя, чтобы колеса могли «выгребать» из-под себя. В городских же условиях на цепях передвигаемся в обычном режиме, но перед этим лучше сделать тестовый заезд, чтобы определить поведение авто, причем сделать это следует на дороге с разными условиями – снег, лед. И главное – нельзя превышать скоростной режим, иначе потеряете управление или разорвёте цепь.

Как самостоятельно сделать цепи на колеса

Выбор цепей противоскольжения сейчас на рынке очень большой, но приобретать их не обязательно, поскольку они не сложные в изготовлении и сделать вполне можно и самому. Но в домашних условиях изготавливаем только жесткую цепь.

В первую очередь определимся с геометрией рисунка. Самым простым будет «лесенка», но при желании можно сделать и «ромб», хотя он и сложнее в изготовлении. Из материалов потребуется:

  • металлическая цепь, звенья которой соединяются при помощи сварки. При этом сразу же определяемся с размерами звеньев;
  • крепление;
  • натяжное устройство.

Видео: Делаем ЦЕПИ на колёса

Что касается инструментов, то понадобиться:

  • угловая шлиф. машинка с отрезным кругом («болгарка»);
  • сварочный аппарат;
  • измерительный инструмент;
  • тиски.

Имея это, приступаем к работам:

  1. Делаем замеры. В первую очередь следует по колесу отмерить продольные ветки, обе они должны быть одной длины.
  2. Отрезаем «болгаркой» требуемые участки.
  3. Замеряем длину поперечных элементов и нарезаем их в нужном количестве (чем больше поперечин, тем лучше).
  4. В концевых звеньях поперечных веток в месте сварного шва делаем разрез и немного разгибаем. Делаем так со всеми подготовленными элементами.
  5. Укладываем на землю продольные ветки и разрезами звеньев поперечин зацепляемся к ним. Следим, чтобы поперечины располагались перпендикулярно основам и на одном расстоянии друг от друга.
  6. При помощи сварочного аппарата завариваем проделанные прорези.
  7. На передние концы продольных веток таким же образом крепим крюки или карабины.
  8. При надобности на ту ветку, которая будет располагаться с внутренней стороны, устанавливаем натяжное устройство.
  9. Изготовленное изделие устанавливаем на колесо и проверяем, как она садится (при надобности наращиваем или укорачиваем продольные ветки).

Можно при сборке использовать и болтовые соединения поперечин с продольными ветками, но сварной шов надёжнее.

Потенциал развития весьма широк. Для данной статьи был выбран турбодизель Nissan Patrol 3.0 «одетый» в резину Dunlop Grandtreck на диски размером 275/70R16, динамометр ДПУ2-2, цепи противоскольжения «Автоцепь» от 5мм «лесенки» до «соты» 6х8мм.

Главная задача цепей - задать наиболее подходящий момент, чтобы колесо преодолело коэффициент сцепления и начало движение относительно поверхности. Можно воспользоваться динамометром для определения усилия на крюке. Благодаря физике, увеличение коэффициента сцепления колеса с дорогой увеличивает показания на крюке, которые сможет развить автотранспорт. Варьируя толщину и/или метод плетения цепи, мы с Вами наглядно видим, как изменяется усилие на динамометре.

Получаем, что автомобильный фаркоп «соединен» тросом через динамометр с огромным деревом. Передний мост авто выключен, дифференциал заднего моста разблокирован. На земле утрамбованный снег, температура на улице в среднем около -3С.

Работая на малых оборотах, Patrol провернул колесо и усилие на динамометре дошло лишь до 340 кг. В снегу под колесом сразу появилась ледяная ямка.

Второй тест, и Patrol растерянно крутит колесом, показывая всего лишь 100кг. Занесли все результаты, теперь решили переставить авто на голый, слегка намоченный грунт. Patrol стуртует и динамометр сразу говорит об 450кг момента на крюке. Опять все заносим в таблицу и начинаем тестировать цепи. Сразу оговоримся, что все тесты проводились по 3 раза и,соответственно, брали средне-арифметическое значение.


Решили начать с самого лёгкого. Уже после 10мин на два задних колеса пришлось одеть цепи плетения «лесенка» диаметром прутка звена 5 мм. Высота «съемного» протектора 18мм. Тестируем, и сразу же 750кг. Заносим результат, снимаем «лесенку». Теперь одеваем цепи плетения «сота» калибром 5мм. Тестируем и теперь видим обещаные 900кг.

«Сота» показывает результат лучше, но это вполне ожидаемо, потому что в области сцепки помещается большее количество звеньев, по сравнению с «лесенкой». Теория про то, что «сота» работает хуже, оказалась выдумкой. Дальше мы решили перейти к тому, чтобы повторить результат с 6мм вариантами цепей. Как и в прошлые разы, первопроходчицей выбрана «лесенка» 6мм высотой «протектора» 22мм и сразу видим - 1050кг, а «сота»,согласно уже провалившейся теории, улучшает показания до 1150кг.

Эффект уже от 1го замера 6х8мм «лесенки» ввёл нас в затруднения, потому что стало ясно, что мотор не даёт необходимой мощности, для проворачивания хотя бы одного колеса. Это и понятно, ибо протектор уже дорос до хороших размеров - 27мм отличнейшей стали. Пришлось подключать передний мост, а также воспользоваться пониженными скоростями, дабы увеличить крутящий момент. Но из-за того, что надо уменьшить влияние переднего моста на тест, приходится располагать корму и задний мост намного ниже переда.

Устанавливаем цепи на задние колеса. Сразу замечаем, что двигатель работает «легче», и колесо начинает «буксовать», когда динамометр показывает 1250кг. Но мы знали, что в Patrol есть функция принудельной блокировки заднего моста. И мы решили использовать это для следующего теста. И теперь усилие от двух колёс заставило дойти стрелку динамометра уже до 1550кг. Меняя цепь «лесенка» на 6х8 «сота» мы записываем в очёт соответственно 1400кг при свободном и 1700кг при заблокированном дифференциалах.

В планах на тесты мы так же оставили место для замеров с цепями со снижением давления в шинах. Тестировали при давлении в колесах до 1 Атм. Решили уменьшать именно до этой цифры, потому что бедлоками колеса не были оснащены. А менять колёса в темноте нам бы очень не хотелось. Хотели успеть сделать тесты за 1 день, как и планировали, но т.к. зимой смеркается очень рано мы решили проводить замеры лишь на 6мм варианте «сота». Уменьшив давление в колёсах с 2.5 Атм до 1 Атм мы улучшили результат на ещё 70кг.

В итоге, смотрите результаты!

Мы убедились, что «лесенка» вполне обеспечивает коэффициеyт скольжения как на сухом асфальте, но для нашего автомобиля Patrol она все же маловата. Полученные результаты доказывают, что и простейшая «лесенка» 5мм может показать на снегу достаточный коэффициент скольжения, как у сухого асфальта. И всё таки для нашего достаточно нелёгкого автомобиля Patrol она маловата. Колесо вывешивается, что может привести к пробуксовке.

Зато 6мм оказалось достаточно, что даёт нам понять – для машины более 2т идеальный вариант. Варианты с 8мм тоже возможны, но только тогда, когда от автомобиля требуется максимум мощности. Добавим также, что и по массе цепи 6х8 выгодно отличаются от своих меньших собратьев.

В результате получаем следующие выводы :

5мм можно возить с собой на «крайний случай»

6мм подойдут для периодичного использования

6х8 нужны тем автолюбителям, кто хочет выжать из своей машины максимум.

Для удобства представляем Вам данные замеров в виде таблицы:

Поверхность Привод Давление в шинах, Атм. Исполнение Калибр цепи, мм Значение, кг
Лед при T-3C 4х2 2.5 Без цепей нет 100
Снег укатанный 4х2 2.5 Без цепей нет 340
Грунт влажный 4х2 2.5 Без цепей нет 450
Снег укатанный 4х2 2.5 Лесенка 5 750
4х2 2.5 Сота 5 900
4х2 2.5 Лесенка 6 1050
4х2 2.5 Сота 6 1150
4х2 1.0 Сота 6 1220
4x4 2.5 Лесенка 6х8 1250
4x4 Dif.Lock 2.5 Лесенка 6х8 1550
4x4 2.5 Сота 6х8 1400
4x4 Dif.Lock 2.5 Сота 6х8 1700