Броневик зил каратель. Броневики «Каратель» и «Викинг» были применены в ходе спецоперации в Хасавюрте

Лично мне, ZIL Karatel , больше всего, напоминает машину Бетмена. Согласитесь, — если увидеть такое - вот, на дорогах общего пользования, вполне можно подумать, что последний стаканчик - вчера, был явно лишним.

Это очень интересная машина, и названа она Карателем не случайно, ведь данное транспортное средство, предназначено для спецназа. Которые, по факту являются реальными, а не вымышленными героями; и машина им поэтому нужна самая реальная.

  • Пару букв о внешности:

Даже при осмотре фото Зил Каратель, у экспертов появляются вопросы.
Долю критики получили неприкрытые, уязвимые перед любым фугасом, мосты. Также многие критики делают акцент, что тяжелый – бронированный Каратель, при снаряженной массе в 8т, защищен лишь от стрелкового оружия, калибром в 7.62. И это при том, что уже выпускаемый , конечно же в бронированной модификации, способен выдержать обстрел и крупнокалиберного пулемета в 12.72мм калибром.

Так почему здесь такая, явно - не очень мощная броня?
Можно было бы сказать, — это легкий, но при этом очень быстрый броневик; ведь поступает информация, что тянуть эту махину, будет сердце Дакаровского болида. Но минутку! 8т снаряженной массы, какой же это легкий броневик?

Касаемо того, что можно увидеть внешне; интересно выглядят еще колеса, прикрытые не только сзади, но и спереди, — это явно положительный момент, учитывая спецификацию данного авто.

  • Пару букв о салоне:

Пока, салон Карателя рассчитан на 8 человек;
это командир, водитель, и 6 бойцов. Есть информация, что по периметру Карателя, будет установлено 6 камер, что также является очень положительным моментом, в условиях боя. Ведь в некоторых случаях, командир, или боец, может просто не заметить опасность через окно.

  • Характеристики Зил Каратель

Есть информация, что двигать ZIL Karatel будет Дакаровский V8 на 730лс. С таким то двигателем, броневик должен просто летать; его расчетная максималка составляет 200км в час. Согласитесь, для машины такого типа, это очень, и очень хорошая скорость.

Данное решение также получило свою долю критики, из -за прожорливости такого мотора. Но согласитесь, — для такой - то техники, экономичность, это далеко не первостепенный критерий.

  • Итоги:

Данная машина еще далека от серии, и пока она вызывает весьма много вопросов. Но, выглядит она действительно круто, и с таким мотором и шасси, она должна бегать как пушинка, — это явный плюс. Но при этом, вопрос живучести и надежности, пока остается открытым.

Летом 2015 года на российских дорогах (в частности, в Татарстане) был замечен автомобиль футуристического вида, явно предназначенный для армии или силовых структур. Машина сразу же вызвала немалый интерес, прежде всего, благодаря своему грозному и необычному дизайну. Известно, что она носит наименование «Каратель» и является новейшей разработкой отечественного автопрома для Вооруженных Cил России.

В Рунете имеется довольно скудная информации о данном автомобиле. Наверняка, многим, интересующимся военной и автомобильной техникой, хотелось бы узнать о «Карателе» больше: зачем нужна машина столь необычного вида, в чем отличия от существующих образцов автомобилей, какие дизайнерские и конструкторские решения были применены при ее создании, каковы ТТХ и насколько надежна защита? Здесь мы постараемся ответить на все эти вопросы.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ «КАРАТЕЛЬ»

История бронеавтомобиля «Каратель» восходит к ноябрю 2001 г., когда в соответствии с решением пле­нума Научно-технического комитета Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Ми­нистерства обороны России и техническим заданием №2-99 от 15 апреля 2002 г. ряду ав­тозаводов страны предложили участвовать в НИР по теме «Каратель», предусматривающей разработку технического проекта семейства армейских автомобилей многоцелевого на­значения грузоподъемностью от 1 до 2,5 т в 2010-2015 гг.

АМО «ЗИЛ» также вошел в круг тех орга­низаций, которые привлекались к проекту на конкурсной основе. В течение 2003 г. на заводе изучались возможности участия его в разра­ботке многоцелевого автомобиля с колесной формулой 4x4 грузоподъемностью 2,5 т с уче­том военного и гражданского применения. Од­нако в конце года руководство предприятия, ссылаясь на занятость конструкторско-технических служб и опытного производства заво­да проектированием и постройкой макетных образцов армейских автомобилей типа 4x4 и 6x6 (грузоподъемностью, соответственно, 2,5 и 4 т) по теме «Калам», уведомило МО о том, что АМО «ЗИЛ» не сможет в полном объеме участвовать в работе над новым проектом.

И все же спустя 5 лет, в начале 2008 г., мэр Москвы Ю. Лужков поручил генеральному директору управляющей организации ЗАО «Московская автомобильная компания» (МАК) К. Лаптеву возвратиться в инициатив­ном порядке к вышеуказанной теме с учетом подготовленного ранее тактико-технического задания Министерства обороны. Получив сог­ласие военного ведомства, в апреле того же года на ЗИЛе приступили к разработке эскиз­ного проекта семейства автомобилей 4x4 мно­гоцелевого назначения грузоподъемностью 2,5 т в соответствии с темой «Каратель». Но­вый образец получил обозначение ЗИЛ-3901.

Необходимость в новом автомобиле для армии и силовых структур

Почему же машины упомянутого типа столь сильно заинтересовали российских военных специалистов?

Дело в том, что в последние 15-20 лет в мире принципиально изменились технологии войн. С одной стороны, принципиально новым стали скоротечные действия различных вой­сковых соединений на больших плацдармах с применением новейших средств вооружения и техники, с использованием автоматизиро­ванного управления всем процессом боевых действий («Буря в пустыне», 1991 г.; «Свобод­ный Ирак», 2003 г.).

С другой стороны, участились внутренние вооруженные конфликты на этнической и ре­лигиозной основе, которые характеризуются террористическими актами, часто происходящими на улицах поселков и городов и даже на отдельных объектах и в жилых домах. Это и потребовало создания специальных сил, осна­щенных высокоэффективными средствами противодействия для захвата объектов внутри мирных территорий.

В соответствии с изменением технологии войн должна меняться и военная техника. На­пример, за истекшие 15-20 лет в США получи­ли жизнь три поколения военной колесной ав­томобильной техники, а в РФ и сегодня войска оснащены практически еще техникой советс­кого времени.

Наконец, имеющиеся в нашей стране ар­мейские бронированные автомобили полной массой более 10-12 т в силу своих значитель­ных габаритов, неповоротливости, тяжелого вооружения, относительно малого ресурса и высокой стоимости не отвечают новым требованиям ведения боя в ходе локальных кон­фликтов, где нужна высокая мобильность и способность эффективно действовать в горо­дах, на пересеченной местности или в горных условиях.

Таким образом, перед конструкторами стояла задача – создать в классе автомобилей 4x4 новое поколение машин, которые должны отличаться высокими тягово-динамическими качествами, маневренностью и мобильностью, способностью нести самое современное воо­ружение и средства защиты. С позиции худо­жественно-конструкторского решения новая техника должна обладать индивидуальной вы­разительностью внешних форм, технологич­ностью конструкции, возможностью бронезащиты экипажа, удобством в эксплуатации, а также допускать создание на основе базового кузова максимального количества модифика­ций для выполнения специальных армейских и народнохозяйственных задач.

Проектирование бронеавтомобиля «Каратель»

Реализуя данную концепцию, утверди­ли два направления работ по формированию внешнего облика будущих автомобилей типа 4x4: проектирование образцов с двухобъемными кузовами и машины с однообъемным кузо­вом, о которой и пойдет речь.

Внешнюю архитектуру и интерьер бронеавтомобиля «Каратель» создали А. Чирков и С. Саакян. Последний вместе с заместителем директора по развитию АМО «ЗИЛ» - руководителем проек­та инжиниринговой компании С. Ошурковым разработал общую компоновку шасси и кузова машины. Компоновку и размещение агрега­тов выполнил ведущий инженер-конструктор А. Степанов, а расположение экипажа (бойцов) спиной к спине предложил К. Потехин. Руково­дителем разработки эскизного проекта и ходо­вого макета назначили заместителя главного конструктора АМО «ЗИЛ» В. Мазепу.

Нельзя не сказать, что автомобиль с од­нообъемным кузовом оригинального дизайна, ставший детищем группы молодых проектиров­щиков, появился в неординарно короткий срок для такого рода изделий. Работа от первого эскиза до постройки ходового посадочного ма­кета была выполнена с мая по сентябрь 2009 г.

В ходе проектирования бронеавтомобиля «Каратель» осуществлялось взаимодействие АМО «ЗИЛ» с различными профильными организациями, такими как РКК «Энергия», МАМИ, ЗАО «Форт Технология», НИИ «Стали», ОАО «Институт пластмасс им. Г.С. Петрова», МГТУ им. Баума­на, НТЦ «Мультисеть», НИИИ-21 МО РФ и др. При этом был собран и обобщен аналитиче­ский материал по автомобилям многоцелево­го назначения зарубежного и отечественного производства, проводились исследования тактико-технических характеристик и ходовых качеств перспективных образцов совместно с подразделениями общевойсковых служб, ФСБ, ВДВ и МВД.

При решении поставленных задач был создан программный комплекс на базе продуктов компании РТС Pro/Engineer - Windchill, который связал весь процесс проектирова­ния - от дизайна до конструкторско-технологической документации. Такой подход позво­лил заложить технические и компоновочные решения, дающие возможность применения на единой платформе различных кузовов, а в шасси - внедрения различных силовых агре­гатов и агрегатов трансмиссии. Разработку конструкции макета автомобиля «Каратель» вели с ис­пользованием компьютерной технологии 3D, привлекая ограниченное количество исполни­телей. Это позволило резко повысить качество и существенно сократить сроки выполне­ния проекта.

Проектирование велось с учетом тенден­ций в автомобилестроении, связанных с заме­ной литых деталей на листовые гнуто-сварные пространственные конструкции, позволяющие, помимо упрощения изготовления опытного образца, получить более прочные (жесткие) детали при меньшем их весе. Практическое применение получили методики, включающие весь комплекс работ - от компоновки изделия до лазерного раскроя. Трехмерное проектиро­вание в сочетании с установкой лазерного рас­кроя позволило значительно сократить время на разработку и изготовление отдельных элементов шасси.

ОПИСАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ «КАРАТЕЛЬ»

Компоновка и дизайн

В январе 2009 г. в модельном цехе ЗИЛа изготовили макет бронеавтомобиля «Каратель» в масштабе 1:10 из алюми­ниевого сплава с учетом основополагающих компоновочных параметров: расстояние от опорных поверхностей колес до верхних полок лонжеронов рамы - 1000 мм; колея передних и задних колес - 2100 мм; величина колесной базы - 3800 мм.

При разработке дизайна кузова машины (декабрь 2008 - январь 2009 гг.) посадку экипажа выполнили по схеме 1 + 10, однако после коррекции моделей манекенов и согласова­ния с потенциальными заказчиками экипаж уменьшили до 1+9. Места водителя и команди­ра находятся в передней части кузова, по бо­кам рамы за линией двигателя. Шесть членов экипажа размещаются спина к спине на раме вдоль продольной оси. Два члена экипажа рас­полагаются лицом назад в ряд между арками задних колес. При такой посадке обеспечива­ется круговой обзор и возможность ведения боя по всему периметру. Быстрое покидание кузова стало возможным благодаря широким дверным проемам.

В основу художественно-конструкторского решения бронеавтомоблиля положена идея создания не­повторимого, ультрасовременного, грозного и агрессивного образа внедорожника, выполняющего не только утилитарные функции броне­автомобиля, но и являющегося действенным психологическим оружием. Главными особен­ностями дизайнерского решения машины стали «однообъемность» кузова, «агрессив­ная» решетка радиатора, «граненность» фор­мы, сужение кузова к днищу.

Кузов бронеавтомобиля «Каратель» состоит из двух частей: передней и экипажной. Наклон передней и экипажной частей совпадает в месте их сты­ковки. Он продолжается на экипажной части, формируя наклон лобовых стекол, и через ра­диусный перегиб переходит в горизонтальную крышу. В результате, кузов образует однообъемную конструкцию, а также подчеркивает современность и динамичность автомобиля.

Задняя часть корпуса достаточно вытяну­та, что продиктовано возможностью размещения там бойца с пулеметом. Обрывается задняя часть вертикальной поверхностью с бойницей. В плоскостях, образующих сужение задка, имеются окна с бойницами для ведения огня двумя крайними задними бойцами. Ана­логичным образом (вертикально) расположе­ны и боковые плоские стекла с бойницами. Это обеспечивает хороший обзор бойцам, сидя­щим спинами друг к другу.

Крыша, лобовые стекла и капот продольно разделены на три части: среднюю и две бо­ковых, расположенных под углом к средней. Средняя зона может варьироваться в зависи­мости от функции той или иной модификации.

По бокам крыша переходит в вертикаль­ные стекла. Под стеклами поверхность двери имеет ступенчатый контур и к днищу сужается. Такое решение обеспечивает антифугасный эффект - сужение днища для уменьшения пов­реждения пассажирского отсека при наезде на фугас. Ступенчатое сечение автомобиля в поперечном направлении уменьшает площадь его поверхности, расположенную под прямым углом к направлению ведения огня.

Боковые двери образованы верхними и нижними створками, навешенными на корпус кузова с помощью наружно закрепленных пе­тель, и обеспечивают быстрый вход и выход экипажа. Верхние двери открываются вверх, нижние вниз, образуя подножку, не выходя­щую за габарит автомобиля. Верхние створки в поднятом положении также не выступают за боковой габарит автомобиля, что позволяет ему двигаться с открытыми дверями и уве­личивает возможности ведения боя. Задняя дверь состоит из трех створок: двух боковых, открывающихся вбок, и одной нижней, откры­вающейся вниз и образующей подножку.

Решетка радиатора сконструирована весь­ма оригинально. Она выполнена в виде трех вертикальных «пилонов» с прорезями, придавая автомобилю довольно агрессивный вид и под­черкивая его принадлежность к военной технике.

Передние блок-фары включают ближний и дальний свет, а также поворотник. Фара ближнего/дальнего света в зависимости от комплектации может быть как оригинальной прямоугольной, так и круглой, позаимствован­ной у выпускаемых в нашей стране грузовиков и спецтехники. Второй вариант удешевляет и упрощает конструкцию, делая ее более надеж­ной и ремонтопригодной. Передние габарит­ные огни расположены в углах решетки радиа­тора. Задние фонари - прямоугольной формы, также широко используемые в нашей стране.

В итоге, благодаря новаторскому дизайну и реализации в конструкции целого ряда спе­циальных решений внедорожник по теме «Ка­ратель» отличается уникальным футуристиче­ским внешним видом и не похож ни на один из имеющихся аналогов.

Бронезащита «Карателя»

При создании армейского автомобиля для ведения боя традиционно сложной задачей является необходимость применения стальной брони, имеющей большую массу (120-140 кг/кв.м), уменьшающей грузоподъем­ность транспортного средства практически до нуля и снижающей его вместимость. Учиты­вая сравнительно малую допустимую полную массу нового многоцелевого автомобиля (не более 7-8 т), пришлось искать альтернативу стальной броне. В октябре 2008 г. зиловцы установили контакт с ЗАО «Форт Технология» ЦСН ФСБ, после чего начались исследования новых методов защиты при бронировании ав­томобиля с однообъемным кузовом. В итоге, макетные каркас и кузов «Карателя» выполни­ли с учетом требований возможного брони­рования по классу 6а на основе современных видов керамики и/или высокоориентирован­ного полиэтилена.

Предложенная конструкция бронеавтомоби­ля и кузова, посадка экипажа «спина к спине» позволяют вести круговой обзор местности и обстрел. Крыша и боковые поверхности кузо­ва в максимальной степени приспособлены к боевым действиям, обеспечивая ведение огня из положения стоя и сидя. V-образная конструкция днища машины в сочетании с при­менением специальных антифугасных сидений позволяет существенно снизить воздействие на экипаж ударной волны взрыва под колесом или днищем автомобиля.

На каркас кузова автомобиля «Каратель» могут навешиваться бронелисты различной степени защиты. Такое решение позволяет получить многофункцио­нальный и легко ремонтируемый бронеавтомобиль. Наружное крепление дверей и люков обеспечивает сохранение кинематики откры­вания при использовании брони различной толщины.

Кузов «Карателя» имеет унифицированное крепле­ние к шасси, что позволяет решать вопросы ремонтопригодности и универсальности при установке различных надстроек. Разработаны складывающиеся кресла с подвесным проти­воминным креплением, которые обеспечивают защиту экипажа при взрыве и позволяют опе­ративно трансформировать салон для пере­возки раненых или различных грузов.

Спроектировано и изготовлено техноло­гическое рабочее место водителя, предназначенное для установки на шасси автомобиля до монтажа на нем кабины или кузова. Это позво­ляет проверить функционирование всех сис­тем автомобиля «Каратель» при пусках двигателя, а также перемещать своим ходом шасси с работающи­ми органами управления.

Двигатель и ходовая часть

Шасси бронеавтомобиля «Каратель» выполнено как единое целое, а не набор отдельных узлов и агрегатов. При про­ектировании удалось решить сложные задачи по компоновке различных вариантов агрега­тов. Расположение основных узлов автомоби­ля внутри рамы (обычно они располагаются по ее наружным поверхностям) позволяет в будущем использовать дополнительные объе­мы шасси для размещения вещевых ящиков и дополнительных топливных баков.

На машине используются 4-цилиндровый дизельный двигатель Cummins мощностью 185 л.с., механическая 5-ступенчатая коробка передач ZF S5-42 Ecolite, раздаточная коробка и ведущие мосты КАМАЗ с рессорной мало­листовой подвеской.

Несущая рама с лонжеронами постоянной длины и сечения разработана как единый эле­мент, обеспечивающий оптимальное функ­ционирование узлов и агрегатов автомоби­ля. Проектировщики отошли от конструкции рамы, характерной для серийных автомоби­лей ЗИЛ. Трубчатые поперечины сравнитель­но малого диаметра и с большой толщиной стенки заменили интегральными пространст­венными конструкциями. Элементы рамы обеспечивают максимально возможное коли­чество функций. Так, в переднем подрамнике объединены передние кронштейны рессор, крепление гидроусилителя руля и централь­ные кронштейны стабилизатора поперечной устойчивости. Поперечины интегрированы с кронштейнами пневморесиверов. Поперечи­ны и подрамники выполнены с максимальным сечением и минимальной толщиной стенки по технологии лазерного раскроя, гибки и после­дующей сварки.

Системы наблюдения

По требованию заказчика макетный обра­зец бронеавтомобиля «Каратель» оснастили передовой системой видеона­блюдения, помогающей водителю двигаться в сложных погодных условиях и в ночное время. Машину оборудовали шестью внешними видеокамерами: две из них выполняли функции наружных зеркал переднего и заднего вида, две располагались спереди и две сзади. Изо­бражение с камер выводилось на три дисплея, находящихся перед водителем.

Массогабаритные характеристики

В ходе совместных проработок с ЦСН ФСБ России в сентябре 2009 г. построили полнораз­мерный ходовой макетный образец автомоби­ля «Каратель».

Его колея составляет 2100 мм, колесная база - 3800 мм. Масса снаряжен­ного образца (без брони) достигает 4570 кг.

Длина автомобиля составляет 6330 мм, ширина - 2397 мм, высота - 2500 мм, размерность шин - 12.00R20, диаметр колес - 1140 мм.

Данная разработка защищена патентом на промышленный образец.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К макетному образцу бронеавтомобиля «Каратель» еще на стадии под­готовки эскизного проекта проявило интерес одно из Управлений антитеррора ФСБ РФ. Дважды проводилась демонстрация изделия с участием бойцов этого подразделения, осна­щенных комплектом соответствующего об­мундирования и вооружения. В октябре 2009 г. машину показали первому заместителю мини­стра обороны - начальнику вооружения В. Поповкину и ГАБТУ МО РФ А. Шевченко.

Опыт, полученный во время разработки и постройки автомобиля многоцелевого назна­чения типа 4x4 по теме «Каратель», может быть использован при создании машин любого типа и класса, в том числе для использования по технологии двойного применения. Потенци­альными заказчиками в России данного типа являются такие ведомства, как ФСБ, МО, МЧС, МВД и др.

В настоящее время ЗИЛ-3901 передали Камскому автомобильному заводу, который изготовил опытный образец «Карате­ля» на своей агрегатной базе. Кстати, нынешний внешний вид бронеавтомобиля «Каратель» в лучшую сторону отличается от прототипа, изображенного на иллюстрациях к данной статье. Машина стала выглядеть еще более грозно и внушительно.

Контент данной страницы подготовлен для портала «Современная армия» по материалам статьи В. Васильева в журнале «Техника и вооружение. Вчера. Сегодня. Завтра». При копировании контента, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник.

Последние несколько лет отмечены тем фактом, что в нашей стране создаются новые типы бронеавтомобилей для армии и МВД. Вокруг этой положительной тенденции постоянно ведутся споры, а каждая только подливает масла в их огонь. Тема «Каратель» стала типичным представителем броневиков, ставших предметом широкого обсуждения. Напомним, что широкой общественности стало известно о ней еще несколько лет назад, но тогда в общий доступ попало крайне мало информации. Стали известны только название конкурса и примерное предназначение готовой машины. Само собой, это не обрадовало любителей автомобильной и военной техники, а заодно и послужило причиной огромного количества домыслов. Стоит особо отметить претензии к названию темы. В простом, хотя и суровом слове «Каратель» некоторые граждане увидели аллюзии на молодчиков в серой форме и со «шмайссерами», а другие стали задаваться вопросом, кого же этот «Каратель» будет карать? Уж не их ли, интеллигентных и совестливых, но несогласных с режимом? Однако все это можно признать специфическим ходом обсуждения, вызванным дефицитом информации о проекте.


В последних числах марта обсуждение «Карателя» возобновилось с новой силой. Его подстегнула всего одна фотография, сделанная на Дмитровском полигоне. Может быть, она и осталась бы незамеченной, но… Во-первых, к фото не было приложено никакой официальной информации, а во-вторых, запечатленная машина выглядела очень необычно. В итоге далеко не сразу выяснилось, кто автор проекта, а к тому времени многие отметили, что подобной технике скорее место в фантастических фильмах или компьютерных играх. И в правду, «Каратель» с фото похож на гибрид Бэтмобиля (транспортное средство Бэтмена) и броневика из игры Half-Life 2. Естественно, это привлекло внимание. И сразу же любители техники, испытывая информационный голод, попытались «вытащить» из фотографии столько информации, сколько можно. Попробуем присоединиться к ним и провести аналитическую работу.

В некоторых источниках под новым фото «Карателя» указывалось, что это разработка завода КАМАЗ. Однако вскоре выяснилось, что в Набережных Челнах работают над конкурсным проектом, но к обсуждаемой машине их проект отношения не имеет. Дело в том, что фантастический броневик на недавно появившихся фотографиях был сделан на заводе ЗиЛ. Еще позже появилась информация, что Камский автозавод все же имеет некоторое отношение к ЗиЛовскому «Карателю»: продемонстрированная машина сделана на базе шасси КАМАЗ 4911. Кроме того, по непроверенным данным, к проекту завода ЗиЛ имеет отношение некая фирма «Форт Технология», которая отвечает за бронезащиту нового транспортного средства. Наконец, в деле запутывания ситуации свою роль сыграла надпись на «кенгурятнике» новой машины. Вместо вполне логичных и понятных букв «ЗиЛ» там написаны некие «ЦСН», что, как стало ясно немного позже, расшифровывается как «Центр Специального Назначения». Осталось только выяснить, к какому силовому ведомству этот центр относится. В общем, ситуация сложная и запутанная. Официальной информации почти нет, да и та пришла в оборот через третьи руки. Если даже происхождение машины является столь таинственным, то что же ожидать от конструкции?

Если слухи о камазовской ходовой окажутся правдой, то можно сделать некоторые выводы о силовой установке и ходовых качествах «Карателя». 730-сильный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-7Э846 спортивного грузовика КАМАЗ 4911 позволяет ему разгоняться до двухсот километров в час. В сочетании с полной массой до 12 тонн это требует огромного расхода топлива – порядка 100 литров на 100 км. Возможно, некоторое снижение характеристик изначально спортивного шасси, к примеру, снятие турбонаддува и упрощение трансмиссии, позволит броневику на базе «4911» иметь сносные показатели не только в ездовом аспекте, но и в экономическом. Так, большинство современных броневиков имеют максимальную скорость около ста километров в час, а расход горючего обычно не превышает 20 литров на «сотню». Так или иначе, исходная ходовая от КАМАЗ 4911 не является приемлемой для полноценной боевой машины и требует доработок. Были ли они и, если да, то какие именно, пока неизвестно. ЗиЛ всячески скрывает эту информацию. Также существует версия о ходовой части собственной разработки Завода имени Лихачева. Но в этом случае в анализе вообще неоткуда отталкиваться.

Не менее загадочен и кузов нового броневика. На имеющейся фотографии с Дмитровского полигона, равно как и на протекшей в сеть пару лет назад, оба прототипа смотрятся достаточно странно. В частности вызывает вопросы компоновка передней части. Если моторное отделение и капот выглядят достаточно нормальным, то следующее за ним остекление вызывает массу вопросов. Уж очень непривычны подобные стекла на автотранспорте: большие и расположенные под острым углом к горизонтали. Можно только догадываться, каково водителю смотреть на дорогу через них и каковы углы обзора. В то же время, недостаточный обзор вперед-вниз, в котором немало людей уже успели обвинить зиловский «Каратель», на фоне более серьезной бронетехники выглядит не таким уж и плохим. К сожалению, обе имеющиеся фотографии автомобиля сделаны так, что оценить его габариты с достаточной точностью не представляется возможным. В то же время, есть основания «подозревать» корпус машины в некоторой сжатости по вертикали. В таком случае голова водителя находится достаточно близко к потолку кабины, что в сочетании с конструкцией стекол и капота может служить прозрачным намеком. Похоже, «Каратель» от завода ЗиЛ по обзору с места водителя в некоторой мере напоминает грузовики капотной схемы.






Однако насчет расположения водителя и обзора с его места точных данных нет. В Интернете имеются некие концепт-арты «Карателя», якобы имеющие самое прямое отношение к проекту и якобы просочившиеся из конструкторского бюро. На них видна примерная компоновка салона и оригинальная конструкция дверей. Так, при открытии их верхняя часть уходит вверх (крепится к крыше на петле), а поддерживаемая тросами нижняя – вниз, где служит ступенькой. При этом передние двери вместе с задними образуют достаточно широкие люки без центральных стоек. Вероятно, именно таким образом можно обеспечить нормальное открытие дверей при специфических обводах боков кузова, а также сделать посадку и высадку более удобными. На тех же 3D-рисунках можно заметить, что через каждую заднюю боковую дверь открывается доступ к двум креслам. Таким образом, вместе с водителем в такой комплектации одновременно могут ехать еще пять солдат (один на переднем сидении и четверо на задних). За «десантным отделением», по-видимому, располагается багажное. На имеющихся фото броневика его почти не видно, но куда лучше оно заметно на все тех же концепт-артах. На задней части машины имеется достаточно широкий грузовой люк с двумя створками. Примечательно, что створки эти имеют ковшеобразную форму и выступают за пределы кузова машины. Остается только гадать, зачем броневику подобные вещи, но на имеющихся фото можно заметить, что такая конструкция дверей багажника «дожила» до опытного экземпляра. Вместимость багажника, как и прочие параметры машины, пока не объявлялась.

Перейдем к защите. Само слово «броневик» подразумевает наличие некоей брони. На самом свежем фото видно, что боковые двери получили стекла куда меньшего размера, чем раньше. Вероятно, здесь конструкторы ЗиЛа пошли по тому же пути, что и авторы множества иностранных броневиков – вместо большого и хрупкого стекла на дверях поставили небольшие, обладающие большей живучестью в бою. А освободившееся место закрыли бронелистами. Тем не менее, огромное лобовое стекло с большим наклоном никуда не делось. В то же время, судя по его оттенку и характерным черным полосам по краю, на сфотографированном образце установлено пуленепробиваемое лобовое стекло. Толщина и класс защиты стекла, к сожалению, неизвестны. Точно так же нет информации и по металлическим элементам бронирования. По всей видимости, вся защита «Карателя» должна выдерживать, как минимум, 7,62-мм пули промежуточных патронов. Что касается защиты от мин, то здесь тоже приходится основываться на догадках. К примеру, характерные обводы нижней части боков кузова могут намекать на общую V-образную форму днища. Однако дополнительная подножка и ракурс на фото не позволяют разглядеть его. Хотя противоминного днища запечатленный на полигоне броневик может и не иметь. В пользу этой версии говорит тот факт, что на имеющемся фото, несмотря на шедший во время съемки снег, за передним нижним щитком виднеется нечто, напоминающее дифференциал. Вряд ли столь важная деталь полноприводного автомобиля не была бы «удостоена» бронезащиты.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что по теме «Каратель» открытой информации очень мало. Из каких-то собственных соображений Минобороны и предприятие ЗиЛ не спешат делиться «тайным знанием». Поэтому приходится собирать крохи и тщательно анализировать имеющуюся. Так что нельзя исключать вероятность того, что эта статья всего через несколько дней/недель/месяцев окажется неактуальной и даже неправильной. Но для этого заказчик и разработчик «Карателя» должны приоткрыть завесу тайны и опубликовать достаточное количество информации. А до тех пор нам придется пользоваться лишь тем, что есть. Но главное и, пожалуй, самое важное, что можно вынести из «детектива» с «Карателем» уже сейчас, это то, что Завод имени Лихачева все еще способен создавать новые интересные проекты. На фоне общего состояния отечественного автопрома это рождает некоторый оптимизм.

Тактико-техническое задание по созданию принципиально нового бронеавтомобиля, который можно было бы успешно применять в ходе военных действий против иррегулярных формирований, Минобороны РФ выдало на конкурсной основе нескольким российским профильным предприятиям еще в 2002 году.

Тема получила условное, но вполне говорящее название «Каратель». Только что отгремела вторая чеченская кампания (а режим вялотекущей контртеррористической операции, напомним, был отменен в Чечне только в 2009 году). И как раз в ходе КТО выяснилось, что российской армии и спецслужбам очень не хватало именно бронетранспортера класса MRAP (транспортера, имеющего круговое противопульное бронирование и минную защиту, в том числе – от мощных самодельных фугасов).

Первым некоторых результатов достиг концерн ЗИЛ, разрабатывавший броневик «традиционного» вида, получивший первоначально рабочее название «Медведь» и перспективный броневик принципиально нового дизайна, который сами конструкторы прозвали за характерную форму «Клопом».

Для «Клопа» на ЗИЛе разрабатывали специальное шасси, но макет в натуральную величину, который построили к сентябрю 2009 года, как говорят, был собран на КАМАЗовских мостах. Говорят – потому, что машина не сохранилась. У ЗИЛа начались серьезные , и Минобороны в такой ситуации финансировать бронемашину не рискнуло, отдав в результате предпочтение . И макет «Клопа-Карателя» попросту разобрали.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

На фото: ГАЗ 29753 "Tiger III", 2002

Меч или древняя акула

Машины, замеченные и заснятые народными умельцами весной 2015 года, явно отличаются от тощенького «Клопа» своим брутальным видом. Это похожий, но совсем другой бронеавтомобиль – «Фалькатус» (Falcatus), который разрабатывает, по всей видимости, совместно с КАМАЗом московское ЗАО “Форт Технология” в интересах Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ. На КАМАЗе свое участие в разработке броневика не подтверждают, но и не опровергают. На официальном сайте компании про «Фалькатус» нет ни слова, впрочем, сайт ЗАО «Форт Технология» вообще находится «в стадии разработки».

Назван броневик в честь изогнутого кельтского меча – Falcatus или Falcatа. Если кому-то больше нравится фауна, то фалькатус – это еще и предок современной акулы, живший 320 млн лет назад. Ну а любители флоры могут производить название от комнатного цветка Аспарагус Фалькатус (Asparagus Falcatus).

Собственно говоря, ЗАО «Форт Технология», в первую очередь, – разработчик, производитель и поставщик пулезащитной экипировки. По информации СМИ, компанией был разработан и внедрен в производство ряд баллистических материалов и броневых композиций для бронежилетов и пулезащитных шлемов.

Экипировку, разработанную и произведенную компанией, используют ФСБ и ФСО, в частности – бронежилеты «Гренадер» и «Дефендер». Можно предположить, что ЗАО «Форт Технология» разрабатывает, в первую очередь, броню и элементы конструктивной защиты. Кстати, макет «Клопа» никакой брони не имел.

Шасси для ралли

По информации из открытых источников, создан российский штурмовой бронеавтомобиль на шасси спортивного грузового автомобиля КамАЗ-4911 (колесная формула 4×4, полная масса – 12 т, двигатель ЯМЗ-7Э846 мощностью 730 л.с., максимальная скорость - 200 км/ч, угол преодолеваемого подъема – не менее 36 градусов, радиус поворота – 11,3 м, расход топлива – 30 л на 100 км при скорости 60 км/ч).

«Защищенный автомобиль ЦСН» имеет боевую массу не менее 12 тонн и, по всей видимости, рассчитан на перевозку 10 человек. Внешняя схожесть с «Клопом» объясняется тем, что дизайн разрабатывал один и тот же специалист – Святослав Саакян , работавший в «нулевые» на ЗИЛе, а позже получивший соответствующий заказ от ЗАО «Форт Технология».. В крыше имеется круглый люк с возможностью установки оружейного модуля. Днище V-образное для дополнительного рассеивания энергии взрыва мины или фугаса. Колеса защищены от пуль и осколков стальными крыльями.

Что дальше?

Решительно непонятно. Никакой информации о дальнейшей судьбе «Фалькатуса-Карателя» не имеется – ни дат постановки на конвейере, ни планов принятия на вооружение. Мы продолжим следить за ситуацией.

В последние годы наша оборонная промышленность сосредоточилась, помимо танков и БМП, на разработке и производстве Одной из таких является ЗИЛ «Каратель». Его внешний вид сразу привлек внимание как журналистов, так и рядовых любителей военной техники. Но неужели только внешностью автомобиль уникален?

Вообще, этот проект был изначально направлен на создание машины с улучшенной броневой защитой для нужд специальных подразделений. Впрочем, учитывая наличие неплохо зарекомендовавшего себя «Тигра», машине придется выживать в условиях сильной конкуренции, даже если ее и примут на вооружение. В принципе, проект в настоящее время активно развивается и практически закончен.

Как ни странно, но санкции промышленности не мешают. Справедливости ради стоит отметить, что ЗИЛ «Каратель» в настоящий момент более всего напоминает какой-то гражданский джип из будущего, но никак не боевой автомобиль. Кстати, именно по этой причине возможностью его приобретения активно интересуются

Начало разработки

К весне 2002 года Министерству Обороны стало окончательно ясно, что войскам настоятельно требуется легкая бронированная машина. Первоначально речь шла о шасси с грузоподъемностью до двух тонн. Именно тогда проект получил условное (на тот момент) обозначение «Каратель». В отечественной прессе изредка встречается обозначение «Клоп».

Первоначальные требования к конструкции

Предположительно, изначально никакого финансирования разработки со стороны МО не было, так что участникам конкурса приходилось вести все изыскания исключительно за свой счет. Как бы там ни было, но завод начал проектирование машины, которая бы предназначалась для возможной эксплуатации в условиях бездорожья. В качестве основных пользователей предполагались как ВС РФ, так и прочие профильные ведомства.

Оттого сразу встала задача проектирования кузова таким образом, чтобы экипаж мог вести круговой обстрел из него, пользуясь собственным стрелковым оружием. Особого выбора в размещении команды не было: водитель на левом переднем месте, командир справа от него, между ними предполагалось смонтировать широкий ложемент для бортового стрелка, который, при необходимости, мог вести встречный огонь через поднимаемую центральную секцию лобового стекла.

Пятиминутка объективности

В то время на заводе работал Андрей Степанов, молодой и амбициозный инженер. Он действительно хотел сделать бронеавтомобиль «Каратель». Россия была уже предельно заинтересована таким классом машин, а потому и деньги на проект выделялись исправно. Вот только... Степанов бредил а потому и стремился сделать новый автомобиль так, чтобы его можно было использовать не столько в боевом, сколько в спортивном амплуа. Результат такого подхода был вполне ожидаемым...

Именно поэтому при сборке массово использовались импортные комплектующие без оглядки на возможность реального боевого использования машины.

Состав и количество экипажа

Изначально рассчитывалось, что внутри кузова смогут поместиться восемь десантников, сидя спина к спине, а еще трое или четверо расположатся в кормовом отсеке. Таким образом, в проекте экипаж мог достигать 14-15 человек. Между колесными арками прототипа было такое расстояние, чтобы стрелок при необходимости мог оборонять машину, пользуясь верхним кормовым люком. Изначально не предполагалось оборудовать броневик складными сиденьями и прочими элементами, которые бы облегчили его использование для перевозки грузов.

Работы на ЗИЛе

АМО "ЗИЛ" сразу «ввязался» в эту эпопею, так как специалисты рассчитывали использовать наработки по своему давнему проекту («Синей Птице»), перекинув всю ходовую без особенных изменений. В результате работы по обоим проектам попросту «заглохли», так как тянуть сразу два направления инженеры оказались не способны. Несмотря на это, новый бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» все же смог появиться. Как ни странно, но решающую роль в этом сыграли московские власти.

В то же время работами заинтересовался Лужков, на тот период занимавший пост мэра Москвы. Он вдохнул в проект новую жизнь, руководство завода вновь отдало распоряжение вставать за чертежи. Ни шатко ни валко, но проект подошел к 2009 году в варианте «Клоп», причем уже существовал крупноразмерный действующий макет. В принципе, к тому времени был не один броневик «Каратель», а сразу два, причем первый сильно напоминал нынешний «Тигр» и был куда более привлекателен для потенциальных заказчиков.

Но, по ряду причин, дальнейшая его разработка была остановлена. В том же 2009 году мэр уходит со своего поста, но завод получает в качестве субсидии последний транш на разработки. Его хватило, и в 2012 году первый опытный образец увидел-таки свет. Некоторые считают, что имя его - «Клоп», но это не так. Это наименование носил предшествующий образец.

Основные технические характеристики

Помните, что мы сказали о санкциях? На ЗИЛ 4х4 «Каратель» устанавливается итальянский (!) четырехцилиндровый дизель Cummins, развивающий мощность до 185 л/с. Сопряжен он с немецкой пятиступенчатой АКПП ZF. Есть ли в этом чуде инженерной мысли хоть какие-то отечественные комплектующие?

Есть и такое. От полноприводных КамАЗов взяли а также мосты и подвеску практически без изменений. В длину ЗИЛ «Каратель» равняется 6330 мм, ширина его составляет 2397 мм, а высота - 2566 мм. Без учета навешивания брони «чистое» шасси весит 4,5 т. В полностью же бронированном варианте вес его равен сразу 8 тоннам. Сообщается, что всего в машине могут уместиться до 10 человек (экипаж вместе с десантниками).

Скорость по шоссе должна достигать не менее 120 км/ч. По грунтовым дорогам — порядка 30 км/ч. Проскальзывала в прессе информация, что бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» может самостоятельно форсировать водные преграды за счет своей положительной плавучести, но производитель на этот счет особенно не распространяется.

Новый движок... и новые проблемы

Но! Впоследствии от итальянской силовой установки отказались в пользу ЯМЗ-7Э846. Вот только и здесь не все так хорошо. Выяснилось, что все это чудо будет потреблять более 50 литров топлива (или даже 100) на 100 км пробега! Вот уж действительно, будущее наступило... По этому показателю внедорожник ЗИЛ «Каратель» может смело конкурировать с танком, хотя по уровню защищенности и близко на него не похож.

Так или иначе, но руководство завода уже и само поняло свою «недоработку», а потому двигатель долгое время усовершенствовался. В каком состоянии этот проект сейчас, доподлинно неизвестно.

Расположение экипажа, обзорность

Командир и водитель размещаются в кабине, которая вынесена вперед от двигателя, а шесть десантников располагаются в своем отсеке, сидя спиной друг к другу. А еще двоих сажают лицом назад (между колесами), так что в результате обеспечивается полный круговой обзор. Все остекленные поверхности разделены на секции и располагаются под углом, дабы уменьшить вероятность пробития в случае обстрела машины из стрелкового оружия.

В ночное время и при условии сложных погодных условий за обзор отвечает система из шести видеокамер, причем пара из них может работать в качестве наружных зеркал, а остальные четыре отвечают за обеспечение полного кругового обзора. Таким образом, футуристичный ЗИЛ «Каратель» может похвастаться немалым количеством сложной электронной начинки.

Особенность и в открывании дверей: как в БТР, они откидываются вниз и вверх. В результате образуется подножка, не только удобная для посадки и высадки бойцов, но и не выходящая за пределы конструкции. Верхняя створка может откидываться отдельно, что позволяет вести более-менее прицельный огонь из личного стрелкового оружия на ходу.

О защите экипажа

Наружная броня защищает экипаж от автоматно-оружейного огня, а также осколков. Наружные крепления дверей разработаны так, чтобы минимизировать вероятность их повреждения в случае атаки. Кресла для десантников (складные), подвеска особой формы защищают людей в случае подрыва автомобиля на мине. Сложенные сиденья практически не занимают места, позволяя почти моментально трансформировать салон для перевозки раненых солдат или грузов.

В принципе, это делает броневик многофункциональным средством, которое может быть использовано сразу в нескольких ипостасях. Это всегда ценилось военными.

Что же касается конкретного калибра, от пуль которого может защитить броня, сообщается о способности противостоять 7,62х54R и 7,62х51 НАТО. Мягко говоря, слабовато. Даже старые БТР-80 обладают лучшей защищенностью. Сравните это с «Тигром 6А», который без проблем выдерживает попадание пули калибра 12,7 мм. Вот чем характеризуется ЗИЛ «Каратель». Цена этой разработки в прессу не попадала, а потому доподлинно не известна.

Основные достоинства машины

Если сравнивать автомобиль со стандартным БТР, то сразу обращает на себя внимание его исключительная простота и дешевизна. Словом, неплохая техника для легкой пехоты. Если попытаться навесить больше брони, установить мощное вооружение и усилить базу, чтобы перевозить больше груза, в результате получится стандартный БТР со всеми его недостатками. Таких много у РФ. ЗИЛ «Каратель» претендует на занятие несколько иной ниши.

Множество недостатков

Несмотря на все вышеизложенное, у специалистов к этому проекту до сих пор возникает очень много вопросов. Вот только некоторые из них:

    Для чего нужно было использовать столько стекла, пусть даже и броневого? Когда такая мера хоть как-то повышала защищенность боевой машины?

    Полное отсутствие турели на крыше вообще выглядит крайне странно. В конце концов, это же не прогулочный экипаж!

    Что же касается «Тигра», то вообще непонятно, чем же ЗИЛ «Каратель» его превосходит? Да и превосходит ли?

    Наконец, огромное количество импортных комплектующих. Для чего тратить огромные деньги на немецкие АКПП и итальянский дизель? В конце концов, это не настолько важный проект. Отечественный же аналог в этом случае явно далек от идеала.

Особенно странно выглядят боковые обзорные окна. Для чего было делать их расположенными под углом 90 градусов? Нет совершенно никаких надежд на то, что эта «броня» выстоит даже под огнем чего-то наподобие ПКМ, не говоря уже о более серьезном пулемете. Нет и сведений от производителя о реальной грузоподъемности. Проскальзывала информация о 800 кг, но если это так — все совсем плохо.

Грузоподъемность и прочее

Даже если отбросить водителя и командира, в машине должны сидеть 10 десантников в полном вооружении. Вес каждого — явно не менее 100 кг. Так что, двоих придется выкинуть, дабы автомобиль справился с нагрузкой? В общем, много неясностей. Во всяком случае, машина явно не предназначена для дальнейшей модернизации в плане увеличения бронезащиты. Так себе «Каратель». Автомобиль ЗИЛ мог быть и получше...

Кроме того, не выдерживают никакой критики и посадочные места для экипажа: если под днищем взорвется что-то мощнее оборонительной то людям придется очень несладко. Нормальные машины такого класса имеют специальную систему подвески сидений, которая позволяет минимизировать эффект от взрывной волны в случае наезда на мину. В рассматриваемом нами варианте ничего подобного нет и близко.

Прочие «казусы»

И уж совсем нелепым выглядит количество отверстий в бронекорпусе: здоровенные проемы под двери и окна, люк на крыше... Скорее всего, у этого «монстра» нет никаких шансов противостоять более-менее мощному фугасу, так что для непосредственной работы в зоне боевых действий автомобиль явно не пригоден. Ни фары, ни зеркала, ни даже оптика видеокамер ровным счетом никак не защищены от огня даже ручного стрелкового оружия.

Кроме того, на фотографиях видно абсолютно обнаженные мосты, тяги и прочие детали. Это подходит для гражданского грузовика, но как-то не вяжется с обликом машины, которая должна передвигаться в зоне возможного военного конфликта.

Таким образом, в настоящее время перспективы этой разработки в войсках весьма и весьма сомнительные. Может ли появиться на вооружении армии ЗИЛ «Каратель»? Характеристики этой машины таковы, что вряд ли заинтересуют военных. Скорее уж, этот проект подходит для того самого «Дакара».

Здесь нужно отметить состояние самого «Каратель», русский броневик, вряд ли будет производиться на фактически остановленном предприятии. Быть может, проект «выплывет» за счет частных покупателей. Мы уже писали в самом начале статьи, что они проявляют интерес к автомобилю из-за его крайне специфичного внешнего вида.