Бронеавтомобили особого назначения. Характеристики зил каратель Расположение экипажа, обзорность

После того, как силовые структуры получили информацию о точном местонахождении трех боевиков в Хасавюрте, была немедленно начата контртеррористическая операция. Злоумышленники отказались сложить оружие, начали обстрел оцепления, и ответным огнем были ликвидированы. Во время проведения спецоперации в Дагестане силовики использовали новые бронированные автомобили – «Викинг» и «Каратель». Это один из первых случаев боевого применения данных машин.

«Каратель» является разработкой московского завода ЗИЛ, работы по созданию броневика были начаты еще в 2007 году. Машина проектировалась с учетом потребностей Министерства обороны, хорошо адаптирована для использования в условиях Северного Кавказа. Маневренный бронеавтомобиль показывает куда большую эффективность, чем БМП или БТР. В техническом задании значилось, что необходима разработка многоцелевого армейского автомобиля, его грузоподъемность должна составлять до 2,5 тонн.

Название «Каратель» проекту было присвоено еще на начальных стадиях разработки, и с того времени осталось неизменным. Внешний вид армейского транспортного средства был создан дизайнером Вячеславом Саакяном, и названию в полной мере соответствует. Облик броневика действительно получился устрашающим и агрессивным.

Бронеавтомобиль «Каратель»

Одновременно с разработкой легкого броневика на заводе ЗИЛ создавали платформу для более тяжелых машин, грузоподъемность которых будет превышать 10 тонн. Макет транспортного средства был представлен в 2009 году, несколько фотографий оказалось в распоряжении журналистов. На тот момент в СМИ не смогли точно определить принадлежность автомобиля, и называли его разработкой КамАЗа (хотя на самом деле данная компания никак в проекте не участвовала). Бронированием пассажирской части авто занималось ЗАО "Форт технология", выполняющее заказы силовых структур.

В судьбе «Карателя» значительные изменения произошли после отставки Юрия Лужкова в 2011 году – мэр столицы был также и куратором ЗИЛа. На некоторое время проект закрыли, но позднее он был возобновлен на базе КамАЗа – разработкой занималась все та же группа инженеров, что и в ЗИЛе.

Новой платформой для авто стал КамАЗ-4911 (раллийная версия), был установлен дизельный силовой агрегат. Масса бронированной машины составила 12 тонн, при изначально запланированных 7 тоннах. Бронированная пассажирская часть рассчитана на размещение 10 человек и амуниции для них. Презентация «Карателя» на самом высоком уровне прошла в начале 2016 года, тогда же началось серийное производство броневика.

Помимо «Карателя» в Хасавюрте использовался и бронированный грузовик «Викинг», созданный в МГТУ им. Баумана. В основе «Викинга» – шасси раллийного КамАЗа, также используется множество передовых технических решений. Похожие разработки нашли применение в машинах «Тайфун-К». У «Викинга», в отличие от «Карателя», кабина и кузов являются обособленными модулями.

«Фалькатус» - Бронеавтомобиль центра специального назначения федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Бронеавтомобили появились ещё на полях сражений Первой Мировой войны и с тех пор сложно представить армию без этих боевых машин. В ходе своей эволюции их предназначение постоянно менялось. Правоохранительные органы по достоинству оценили главные качества бронированных машин – возможность быстро доставить бойцов к месту назначения, защитив их от пуль и осколков и при необходимости прикрыть их огнем. Классический бронетранспортер слишком громоздок. Именно поэтому и разрабатываются специальные узконаправленные броневики.

История создания

Работы над броневиком для центра специального назначения федеральной службы безопасности (ЦСН ФСБ) начались ещё в 2002 году. По неофициальным данным первый прототип проектировался на АМО «ЗиЛ» и носил название «Клоп», так окрестили его конструкторы из-за необычного внешнего вида. В 2009 году был собран полный макет «Клопа». Но из-за неизвестных разногласий сборка проходила не на заводе ЗиЛа, а на предприятии «КамАЗ». Из-за этого не была соблюдена технология и макет разобрали. Неизвестно когда вернулись к проектировке, но весной 2012 года были опубликованы первые фотографии данной машины вместе с некоторыми техническими параметрами, что вызвало бурную реакцию в обществе. За это время броневик сменил название на «Фалькатус» (официальное), пресса же окрестила его намного более грозно – «Каратель».

Фалькатус – разновидность меча, что указывает на предназначение машины. Правда информация о технических параметрах слишком скудна для того чтобы из нее можно было бы составить полное представление о броневике, большая часть сведений о нем – догадки, основывающиеся на фотографиях. Так по фотографиям видно, что машина принадлежит ЦСН ФСБ. Из-за недостатка информации о «Фалькатусе» постепенно забыли.

Вторая волна обсуждений началась после того, как в мае 2015 года «Фалькатус» вместе с бронеавтомобилем «Викинг» появился на дороге в Татарстане. Постепенно стали возникать фотографии и из других регионов России, а в феврале 2016 года «Фалькатус» засветился и на телевидении, во время представления его Владимиру Путину. Новая машина доработана специалистами ЗАО «Форт Технология». В том же видеосюжете директор ФСБ России Александр Бортников заявил, что бронеавтомобиль «Фалькатус» - противопартизанская машина.

Технические характеристики «Фалькатуса»

Неоспоримым является то, что броневик выполнен по схеме 4Х4, предположительно на базе раллийного грузовика КАМАЗ-4911. Эти грузовики оснащаются двигателями ЯМЗ-7Э846, мощностью 730 л. с. При предположительной массе броневика в 12 тонн такие показатели возможно излишни, поэтому двигатель может стоять и менее мощный. При использовании же этого двигателя можно разогнать машину до 200 км/ч, что иногда может быть полезным.

  • Масса пустого - 12 т
  • Полная снаряженная масса - 15,42 т
  • Колесная формула - 4х4
  • Максимальная скорость - 200 км/ч
  • Максимальный угол подъема - 36 градусов
  • Максимальный десант - до 12 человек с водителем

Двигатель

class="eliadunit">

  • Двигатель - ЯМЗ-7Э846, V-образный
  • Тип - дизель
  • Количество цилиндров - 8
  • Объем двигателя - 17 литров
  • Мощность двигателя - 730 л.с. при 2500 об/мин
  • Максимальный крутящий момент - 2700 Н·м, при 1200-1400 об/мин

Конструктивные особенности бронеавтомобиля ФСБ

Несмотря на всю футуристичность внешнего вида такая конструкция корпуса позволяет обезопасить экипаж от обстрела из ручного стрелкового оружия и пулеметов. V-образное днище рассеивает волну от взрыва мины, что также положительно сказывается на живучести экипажа.

Обзор из кабины водителя ведется через три бронестекла с большим углом наклона, что затрудняет обзор, но также повышает пулестойкость. Из-за вытянутой передней части в поле зрения водителя образовывается большая слепая зона, которая, скорее всего, ликвидируется по средствам наружных видеокамер. В свою очередь экипаж ведет наблюдение за местностью через небольшие вытянутые бронестекла, расположенные по периметру всей машины.

Десантироваться из машины бойцы могут через пять дверей автомобиля, которые расположены по бортам (две с каждой стороны) и в корме. Двери раскрываются в разные стороны, что может прикрыть группу при перекрестном огне. Также бортовые двери очень широкие, что позволяет без труда покинуть машину, используя ее в качестве укрытия. Задняя дверь открывается вниз, образовывая подножку, для чего имеет две решетчатые площадки.

«Фалькатус» может перевозить кроме экипажа 10-12 человек десанта. Они располагаются спинами друг к другу, что позволяет им наблюдать за полем боя, а также вести огонь из личного оружия. Для этого имеются бойницы аналогичные бойницам в армейских бронетранспортерах. Однако, в связи со сложной формой корпуса, при обстреле образуются слепые зоны. Чтобы избавиться от этого предусмотрен второй ряд бойниц, расположенный таким образом, чтобы обстреливать нижний сектор. Пулеметчики имеют отдельные места ведения огня. Во-первых, в задней двери имеется специальная бойница. Во-вторых, в крыше имеется люк для ведения огня. Возможно, на месте люка можно устанавливать башню, однако информации или фотографий подтверждающих это нет.

Дальнейшая судьба фантастического броневика российского спецназа

«Фалькатус» является одной из самых таинственных единиц бронетехники современной российской армии. Пожалуй, его секретность можно сравнить с первой волной информации о Т-14 «Армата». Подогревает эту таинственность специфическая раскраска машины – большая часть поверхности черная, лобовая часть раскрашена красным. Так что единственное, что остается любителям бронетехники это ждать, пока «Фалькатус» станет штатной и распространенной машиной сил правопорядка.

class="eliadunit">

«Фалькатус» до сих пор прикрыт завесой секретности - спецслужбы умеют хранить свои тайны. Тем не менее, ещё в конце февраля 2016 года глава ФСБ России Александр Бортников представил президенту России Владимиру Путину и министру обороны Сергею Шойгу новые бронеавтомобили - «Фалькатус» и «Викинг», которые уже пополнили автопарк Центра специального назначения ФСБ России (ЦСН). Более того, «RT» опубликовало даже видео с тогдашней презентации.

По словам главы Федеральной службы безопасности Александра Бортникова, техника была разработана для подразделений специального назначения ведомства. Автомобили бронированы по высшему в соответствии с российским Госстандартом классу защиты 6А. Он предполагает защиту от бронебойно-зажигательной пули снайперской винтовки СВД, выпущенной даже с близкого расстояния.

Справка сайт

Центр специального назначения ФСБ - подразделение спецназа Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В состав ЦСН ФСБ России вошли:

Управление «А» («Альфа»);
Управление «В» («Вымпел»);
Управление «С» (УСО) ЦСН ФСБ России (г. Москва);
Управление «К» (ранее - Служба специального назначения по г. Ессентуки (СН));
2-я служба «СН» ЦСН ФСБ России (Крым);
Служба боевого применения вооружения (СБПВ).

Является самостоятельной структурой в системе ФСБ России, руководитель ЦСН напрямую подчиняется первому заместителю Директора ФСБ России.

Не откладывая в долгий ящик после публичной «засветки», 13-14 апреля 2016 года ФСБ и МВД России провели контртеррористическую операцию в поселке Ленинкент Кировского района Махачкалы (Дагестан), в ходе которой в боевой обстановке проверили перспективный бронеавтомобиль «Фалькатус». Как писали тогда «Российская газета» (15.04.2016 г.) и блог bmpd со ссылкой на Национальный антитеррористический комитет России, в ходе нейтрализации бандгруппы, причастной к подрыву автоколонны с военнослужащими МВД РФ и другим преступлениям, были обезврежены три боевика. Другие подробности испытаний не тогда уточнялись.

Броневики «Фалькатус» заметили в Татарстане и на Северном Кавказе. Машины двигались в общем потоке в сопровождении полиции и попали на видеорегистраторы автолюбителей, которые и выложили записи в Сеть.

Средь бела дня, 21 мая 2017 в Севастополе (Крым) заметили сразу пять спецавтомобилей «Фалькатус». Свидетелями прогона колонны защищенных со всех сторон бронированных машин стали случайные водители. Видео (Youtube / Alexey Eliseev) опубликовал 22.05.2018 г. телеканал «Звезда ».

А к 20-летнему юбилею Центра специального назначения ФСБ телеканал «Звезда» подготовил цикл передач, посвященных этому закрытому спецподразделению. И в первой же передаче («Военная приемка» от 14.10.2018 г.) «Фалькатус» можно было рассмотреть со всех сторон и изнутри.


Фрагмент передачи «Военная приемка» от 14.10.2018 г., телеканал «Звезда».

«Фалькатус» - не «Каратель»и не «Клоп»

Казалось бы, «Фалькатус» уже утратил ореол таинственности, тем не менее, его до сих пор считают модернизированным бронеавтомобилем, ни много ни мало, проекта «Каратель». Заметим, странное название для проекта, что и отметил в интервью «Комсомольской правде» (09.07.2015 г., Александр Бойко) один из офицеров Минобороны России:

— Трудно представить, чтобы бронеавтомобиль для силовых ведомств России носил имя «Каратель».

Впрочем, за блогеров, окрестивших «Карателем» невиданный доселе спецброневик, в той же публикации заступился военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко :

— Идет борьба за гособоронзаказ, и участники рынка используют маркетинговые и информационные приемы, в частности с подменой названия автомобиля. Такие надежные штурмовые бронеавтомобили и передвижные крепости нужны для контртеррористических операций. А то, как они называются на данном этапе, не так уж и важно.

Сам же Святослав Саакян - известный российский транспортный и промышленный дизайнер, которого в Сети окрестили создателем «Карателя», пояснил тогда журналисту «КП» буквально следующее:

— Мне приходилось разрабатывать дизайн автомобиля, который в интернете называют «Каратель» или «Антиградиент». Эти названия не имеют никакого отношения к этой разработке. Моя дизайнерская работа была сосредоточена на том, чтобы обеспечить безопасность личному составу броневика, из которого можно было бы вести огонь из всех видов стрелкового оружия на ходу. Больше ничего сказать не могу. Не имею права.

История «Карателя» - «Клопа» - «Антиградиента»

Ниже вы можете видеть самую первую фотографию так называемого «Карателя», взорвавшую блогосферу весной 2012 года.

Первое публичное фото «Карателя», сделанное во время испытаний на Дмитровском полигоне Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ).

Стоит заметить, что в то время информация о неизвестном монстре просто физически не могла быть получена из официальных источников. Зато «экспертов» в интернете - хоть отбавляй. Ввиду отсутствия достоверной информации, специалисты и общественность начали строить предположения о происхождении загадочного броневика. В частности, высказывалась версия о строительстве машины на базе одного из шасси фирмы «КамАЗ» , что позволило считать это предприятие, как минимум, одним из участников нового проекта, осуществляемого совместно с «АМО ЗиЛ» и ЗАО «Форт Технология» , которые ввиду разногласий между участниками так и не смогли довести до ума совместные наработки - мол, каждый тянул одеяло на себя.

Вот откуда появилась версия о некоем ПРОЕКТЕ, в который вовлечены несколько организаций. Откуда взялось название «Каратель» не знает вообще никто. Бытует ещё одна версия относительно «Карателя», но она будет высказана ниже. Однако, именно так его окрестил блог Rusautomobile в начале весны 2012 года.

В конце марта того же года появилась информация, что броневик, фотография которого попала в интернет, был построен на базе шасси КамАЗ-4911 и имел некоторые отличия от «Карателя» в его базовой (???) конфигурации.
Что же, послужило базой? По информации блога Rusautomobile «Карателю» предшествовал футуристичный «Клоп», получивший такое прозвище за оригинальный вариант дизайна бронемашины, имевший значительные отличия от существовавшей и разрабатывавшейся в то время техники. Именно этот дизайн и начали прочно связывать с именем Святослава Саакянца . На фото ниже - тот самый «Клоп» .

Прототип машины «Клоп». Фото Rusautomobile.livejournal.com

«Медведь» «Клопу» не товарищ, но сводный брат

Иногда блогеры связывают с «Клопом» ещё и «Медведь». И вот почему - оба они разрабатывались одновременно на одной и той же технической базе концерна «ЗиЛ» и по одному и тому же тактико-техническому заданию, выданному на конкурсной основе нескольким российским многопрофильным предприятиям ещё в 2002 году. По одной из версий, именно чеченская война послужила определяющим моментом в названии проекта - «Каратель».

Стоит напомнить, что официально режим контртеррористической операции в Чечне был свёрнут лишь в 2009 году, а в начале нулевых (после второй чеченской кампании) стало очевидным отсутствие не только у военных, но и у военизированных спецслужб бронеавтомобиля класса MRAP .

СПМ-3/ВПК-3924/ «Медведь» получился вполне «традиционным».

«Медведь», в отличие от «Клопа», разрабатывали конструкторы специализированного холдинга «Военно-промышленная компания» (главный конструктор Станислав Анисимов) и сотрудники кафедры колесных машины МГТУ во главе с Александром Смирновым . Конструкторы «Медведя» утверждают, что прочнее его может быть только танк. Осенью 2008 года бронеавтомобиль представили на выставке средств по обеспечению безопасности государства, а в 2013 году по итогам последних баллистических испытаний автомобиль был включен в гособоронзаказ для МВД. «Фалькатус» же, поразительно похожий на «Клопа», получил «прописку» в ЦСН ФСБ.

Несмотря на одинаковую V-образную конструкцию днища и большую высоту обитаемого отсека относительно земли, позволяющие эффективно отводить в стороны взрывную волну от мин, гранат и фугасов, построены машины на разных шасси. «Медведь» собирается из серийных узлов и агрегатов «Урала».

«Клоп» же, так и не получил собственное, «ЗиЛ»-овское шасси, которое разрабатывалось специально для него. По слухам, макет (большей частью фанерный) в натуральную величину собрали на КАМАЗовских мостах к сентябрю 2009 года, но не на родном заводе, а на КамАЗе. Проверить это вряд ли удастся - макетный образец не сохранился. Его попросту разобрали после того, как «ЗиЛ» начал умирать. Минобороны свернуло финансирование «сырого» проекта, переключившись на «Тигр».

Говорят, даже Юрий Лужков (тогдашний мэр Москвы) в конце сентября 2009 года успел дать несколько «ценных указаний» по поводу дизайна корпуса и силовой установки, которые, впрочем, при сборке опытной машины проигнорировали.

Откуда взялся «Антиградиент»

Этого не знает никто. Обсуждение в прессе «Клопа-Карателя» вызвало негативную реакцию у руководства «АМО ЗиЛ». В самом деле - проект ведь секретный. В результате некоторые и без того скудные публикации были удалены.

Летом 2012 года поток информации (и слухов) о проекте «Каратель» иссяк, и возобновился спустя три года, когда в конце мая-начале июня 2015 года стали появляться фотографии и видеозаписи, сделанные автолюбителями в Татарстане. Тогда же помимо «Карателя» отметили и появление «Викинга». Летом 2015 года «Викинг» видели на городской дороге в Набережных Челнах.

В публикации «Российской газеты» («Секретный броневик «Фалькатус» заметили в Дагестане» , 15.04.2016 г.) за подписью Тимура Алимова говорится:

«… за время создания бронемобиль получал несколько наименований, в частности, «Клоп» и «Антиградиент».».

«Фалькатус» в цифрах и фактах

Итак, проект «Каратель» изначально разрабатывался московским АМО ЗИЛ для Министерства обороны РФ, а с 2010 года создание машины взяло на себя ЗАО «Форт Технология» и заказчиком стала Федеральная служба безопасности РФ.

Любопытно, что капотный «Фалькатус» получился на 3 тонны легче бескапотного «Викинга» - 15 420 кг против 18 650 кг. Скорее всего, именно поэтому капотнику достались менее мощный (на 53 л.с.) двигатель и роботизированная коробка вместо 16-ступенчатой механики.

В свою очередь, за названием «Викинг» скрывается проект БКМ-49111 , разработанный Московским государственным техническим университетом им. Баумана. Отмечается, что эта машина «долговечнее и дешевле, чем БТР».

Из неофициальных источников известно, что оба грузовика созданы на полноприводном шасси КамАЗ-4911 Extreme - «гражданской» версии дакаровского КамАЗа (колесная формула 4×4, полная масса – 12 т, двигатель ЯМЗ-7Э846 мощностью 730 л.с., максимальная скорость — 200 км/ч, угол преодолеваемого подъема – не менее 36 градусов, радиус поворота – 11,3 м, расход топлива – 30 л на 100 км при скорости 60 км/ч).

На КамАЗе свое участие в разработке броневика не подтверждают, но и не опровергают. Настаивать не буду, но процитирую отрывок из упоминавшейся выше публикации в «Российской газете»:

«… «Фалькатус», по имеющимся сведениям, создан на базе шасси грузовика КАМАЗ 4911 Extreme — такие участвуют в ралли «Дакар». К испытаниям броневика, как утверждают некоторые источники, привлекался даже именитый гонщик — многократный чемпион из команды «КАМАЗ-Мастер» Владимир Чагин.»

По информации «Авто Mail.Ru» , со ссылкой на базы закрытого ведомства, «Фалькатус» оснащается 17-литровым 830-сильным турбодизелем Тутаевского завода и 12-ступенчатым роботом ZF. Характерно и устройство рессорной подвески: на каждом колесе установлена пара (!) сдвоенных гидравлических амортизаторов.

По разным данным, бронемашина оснащается 185-сильным четырехцилиндровым дизельным двигателем Cummins или восьмицилиндровым дизелем ярославского завода ЯМЗ-7Э846. В последнем случае мотор с мощностью 730 лошадиных сил позволяет разгонять до 200 км/час транспортное средство массой 12 тонн.

Несмотря на внешнюю оригинальную конструкцию, техническая компоновка «Фалькатуса» мало чем отличается от других машин такого предназначения. Двигатель и трансмиссия располагаются в передней части корпуса. За моторным отсеком находятся места водителя и командира, остальное пространство отдано для боекомплекта и десанта. Одной из особенностей салона бронемобиля является расположение бойцов спиной к спине, что обеспечивает круговой обзор. Кроме того, есть данные, что сиденья трансформируются так, чтобы можно было транспортировать раненых.

Как видно на кадрах, машина имеет целый набор дверей. Позади мест для водителя и командира на обоих бортах имеются открываемые вбок двустворчатые двери в десантное отделение. В кормовой части также присутствует двустворчатая дверь: нижняя створка при открывании образует подножку, а верхняя может откидываться отдельно, что позволяет на ходу вести относительно прицельный огонь. Все двери оснащены узкими смотровыми окнами и бойницами. В крыше над десантным отсеком находится круглый люк. Не исключается, что в перспективе вместо него будет устанавливаться какое-либо вооружение.

«Комсомольская правда» (09.07.2015 г.) отмечает:

«Колеса машины защищены от пуль и осколков стальными листами, а бронированное лобовое стекло имеет угол наклона, который не позволит попасть в салон выстрелу гранатомета. Он просто отрикошетит. Усеченные формы бронекорпуса с V-образным днищем говорят о том, что разработчики позаботились об увеличении противоминной стойкости и повышении выживаемости экипажа на поле боя. Взрывная волна будет уходить в стороны от корпуса машины».

***

«…У «Фалькатуса» будет более крупный брат «Викинг» — фактически передвижная крепость, из которой бойцы будут иметь возможность стрелять даже из гранатометов.»

Исходное видео бронеавтомобиля «Фалькатус» в Темрюке (Краснодарский край) размещено 25.05.2017 г. на канале Rutube │ PAA TAL CZECHIA

Общая оценка материала: 4.9

Демонстрация прошла после коллегии ФСБ, на которой глава государства поблагодарил сотрудников ведомства за успешную борьбу с боевиками. Согласно аббревиатуре на решётке броневика (ЦСН), он предназначается для Центра специального назначения ФСБ России.

Бронемашины «Фалькатус» и «Викинг» разрабатываются для отечественных силовых структур и считаются секретными. Официальной информации о них нет, доподлинные характеристики также неизвестны.

Хотя, ещё летом в Набережных Челнах (Татарстан) замечены новейшие российские бронеавтомобили «Фалькатус» и «Викинг», сообщает «Российская газета » в спецпроекте «Русское оружие». Согласно записям видеорегистраторов, опубликованным в интернете, окрашенные в черный цвет машины футуристического вида передвигались по дорогам города в общем потоке.

Бронеавтомобиль «Факлькатус» (Falcatus), именуемый «защищенным автомобилем для ЦСН», отрабатывается с 2010 года московским ЗАО «Форт Технология» в качестве дальнейшего развития разработки, начатой в свое время на АМО ЗИЛ по теме «Каратель».

Издание уточняет, что тогдашний проект данной машины с 2008 года разрабатывался на АМО ЗИЛ (под руководством дизайнера Святослава Саакяна) совместо с «Форт Технологией», занимающимся производством элементов конструктивной защиты, в соответствии с ТТЗ по теме «Каратель», выданным еще в 2002 году на конкурсной основе ряду предприятий Министерством обороны России. На ЗиЛе проект проходил как КЛОП и предусматривал использование специального шасси собственной разработки, при этом общая масса машины не должна была превышать 7 тонн со вместимостью максимум 10 человек. Однако в дальнейшем проект полностью перешел к фирме «Форт Технология», которая сумела заинтересовать им ЦСН ФСБ и в 2010 году изготовила с участием ЗиЛа первый макетный прототип на шасси «раллийного» автомобиля КамАЗ-4911. Последующие работы ведутся совместно с АО «КАМАЗ». создан на базе шасси грузовика КамАЗ-4911 Extreme — постоянного участника ралли «Дакар». По разным данным, бронемашина оснащается 185-сильным 4-цилиндровым дизелем Cummins или 8-цилиндровым дизельным мотором ярославского завода ЯМЗ-7Э846.


Разработкой проекта «Каратель» занималось ЗАО «Форт Технология» (разрабатывает специальные костюмы и иное оборудование); компания в своё время заинтересовала ЦСН ФСБ этим бронеавтомобилем. В 2010 году был разработан первый прототип, однако первые его снимки появились только в 2012 году. Бронеавтомобиль использует двухносое шасси «раллийного» автомобиля КамАЗ-4911, а его масса составляет до 12 тонн, хотя изначально предполагалось, что она будет весить не более семи тонн. Вместимость автомобиля — десять человек. Машина получила название «Фалькатус» (Falcatus), она именуется «защищённым автомобилем для ЦСН».

В другом броневике под названием «Викинг» угадывается шасси от КамАЗа.


Во втором двигавшемся в Набережных Челнах спецавто несложно разглядеть очертания КАМАЗа, однако сведений о «Викинге» еще меньше. На кадрах видны двухсекционная четырехдверная кабина, закрытый кузов со смотровыми окнами по бокам, а также двери сзади.

По имеющимся сведениям, бронированный грузовик был создан рамках программы переоснащения спецотрядов Федеральной службы безопасности РФ на основе разработки МГТУ имени Н.Э. Баумана с шифром БКМ-49111. Многоцелевой автомобиль обладает рядом уникальных характеристик и предназначен для выполнения различных задач в контр-террористических операциях.

«Викинг» также создан на базе КАМАЗ 4911 Extreme, как и «Каратель» оборудован системой наблюдения за боевой обстановкой на основе расположенных по периметру корпуса видеокамер, обеспечивающих полный обзор водителю.

Особенностью компоновки салона бронемашины называется расположение десанта «спиной к спине», что обеспечивает круговой обзор. Броня автомобиля способна выдержать патроны 7,62 мм. Также машина обладает противоминной защитой, обеспечиваемой в том числе подвеской особенной конструкции.

Бронеавтомобиль ЗиЛ 4×4 «Каратель»

Прогресс и технологии в России во все времена были направлены на повышение ее обороноспособности, в том числе, с начала прошлого века для армии, а затем и для МВД, начали создавать различные типы бронеавтомобилей. По прошествии многих десятилетий эта тенденция, благодаря развитию науки и техники, только набирает обороты. Появление новых материалов, инновационных способов их обработки, эволюция электроники и информационного обеспечения лишь усилило это направление в современном машиностроении не только в нашей стране.

Тема бронеавтомобиля «Каратель» была поднята на заводе «ЗиЛ», где когда-то, кроме гражданских грузовиков, самосвалов и фургонов, производились военные машины повышенной проходимости – истинные колесные вездеходы, самыми яркими из которых, наверное, можно считать ЗиЛ-157 (за сильно выдающийся вперед капот в народе его прозвали «Колун») и ЗиЛ-131. На бездорожье эти трехосные машины, с колесными формулами 6×6, с равноразнесенными мостами и с системой подкачки колес, показали и зарекомендовали себя на «отлично».

Итак, спецавтомобиль ЗиЛ «Каратель» – секретный проект, созданный, как концепт-кар, для будущих разработок бронеавтомобилей такого типа. Бронированная машина будет предназначаться для отрядов специального назначения с возможностью быстрого десантирования экипажа в полной экипировке. Автомобиль должен быть принципиально новым и не похожим на другие, но при этом простым и высокотехнологичным, то есть требовалась хорошо защищенная, многоцелевая (модульная), полноприводная, легкая, надежная, радиопрозрачная и малозаметная машина.

Кроме всего перечисленного, к бронемобилю «Каратель» были выдвинуты такие требования, как малошумность, минимальное тепловыделение (возможно использование гибридного двигателя) и минимальные габариты с низким силуэтом, чтобы затруднить попадание в него. Задача малозаметности для средств уничтожения подразумевала применение технологии Stealth, а радиопрозрачность должна быть достигнута за счет экранирования и использования радиопрозрачных композитных материалов.

Защищенность машины обеспечена не только легкой, но прочной броней и бронированными стеклами, но и высоко поднятым над землей корпусом с клиновидным днищем, что защитит от мин экипаж автомобиля, состоящий из 11 человек. Кроме этого, экипаж, включающий водителя, командира и 9 десантников, защищают антифугасные эргономические сиденья, снижающие силу ударной волны от взрыва под броневиком. Сидения, предназначенные для десанта, могут складываться, тем самым, создавая единое грузовое пространство для транспортировки различных грузов или раненых бойцов.

Все важные системы автомобиля размещены внутри зауженной рамы, то есть с наружной стороны нет ни бензобаков, ни аккумуляторов, ни ресиверов, ни даже каких-либо подножек. Такое решение увеличивает живучесть машины во время боевых действий, а на пересеченной местности водитель не боится повредить о препятствия жизненно важные системы. В дальнейшем на ЗиЛ «Каратель» планируется устанавливать мотор-колеса производства РКК «Энергия» и оборудовать его мультимексной системой электрооборудования, разработанной в НТЦ «Мультисеть».

В создании всех бронеавтомобилей самым сложным этапом является вопрос снижения массы, так как тяжелая стальная броня зачатую сводит грузоподъемность машины к минимуму. Для этого инженеры, уже на этапе разработки проекта, вынуждены были искать более легкие, альтернативные стальной броне, композитные материалы, которые не уступают ей по прочности. Согласно техническому заданию, полная масса многофункционального внедорожника «Каратель» не должна была превысить 8 тонн. И такой материал был найден в Институте пластмасс им. Петрова.

Для создания ходового образца конструкторы выбирали самые современные узлы и агрегаты. Так секретный ЗиЛ был поставлен на шасси от КамАЗа с колесами R20 (мосты от ЗиЛа не подошли по ширине). Но в перспективе рассматривается установка «зиловских» ведущих мостов с расширенной до 2100 мм колеей. В качестве силового агрегата Каратель получил четырехцилиндровый турбированный дизель Cummiпs 4 ISBe Е3, мощностью 150 л.с. и объемом около 4.5 литров, а так же пятиступенчатую коробку передач, сцепление с пневмоусилителем и раздаточную коробку ZF.

Испытания показали, что на дорогах с твердым покрытием многофункциональный бронеавтомобиль ЗиЛ-3901С1 развивает максимальную скорость 100-120 км/ч. Внедорожник с колесной формулой 4×4 способен преодолевать подъемы с уклоном до 31°. В ходе проверки автомобиля были выявлены и некоторые недостатки, а именно – обзор через лобовое стекло водителю был достаточно ограничен из-за его чрезмерного наклона, несмотря на все соответствия российским ГОСТам. Но, в целом, новый бронемобиль ЗиЛ бы признан удачным проектом и, тем самым, стал прототипом для разработки будущих модификаций.