Боязнь вождения автомобиля. Как побороть психологический страх вождения машины

С этим чувством сталкиваются многие люди - как новички, так и опытные водители, перенесшие психологическую травму, водители после длительного перерыва в управлении транспортным средством.

Сегодня речь пойдет о страхе перед самим автомобилем, перед его управлением, дорогой и уверенностью в собственных силах.

Первое что нужно сделать - это побороть его. А как это сделать, как преодолеть страх вождения - мы расскажем в этой статье.

  • новички,
  • водители после ДТП,
  • водители после длительного перерыва.

Как преодолеть страх вождения новичку

Новички - самая непопулярная и в тоже время "забитая" каста на наших дорогах. Нервное, непредсказуемое, часто заторможенное поведение нередко провоцирует остальных водителей на агрессию, создает пробки и аварийные ситуации. Однако, непрерывные сигналы и моргания фарами не помогут новичку. А наша задача, как более опытных и сознательных водителей помочь ему быстрее адаптироваться в потоке движения и не создавать излишней нервозности. Ведь каждый из нас прошел через это. Вспомните себя, прежде чем сигналить и отнеситесь с пониманием.

О своем страхе перед дорогой, автомобилем и движением новичок знает и сам. Исток любого страха это неизвестность, Перед новичком, выезжающим в город впервые без инструктора, встает задача сразу с несколькими неизвестными:

Как поведет себя автомобиль, не сломается ли?

Справлюсь ли я с управлением?

Не забуду ли я значение того или иного знака или дорожной разметки?

Не нарушу ли я по невнимательности ПДД?

У каждого новичка подобные вопросы крутятся в голове постоянно. С наработкой опыта, уверенности в своих силах, синхронизации работы сознательного и бессознательного (например, анализ дорожной ситуации и переключение передач) постепенно убираются эти вопросы один за другим, в разной последовательности. По оценке специалистов, страх вождения почти невозможно преодолеть с помощью тренингов и психологических приемов – они решаются только практическим опытом. Чтобы перестать бояться ездить – нужно больше ездить!

В некоторой степени подготовить человека психологически, рассказать ему с какими ситуациями и с какими "вежливыми" водителями он столкнется при первой своей самостоятельной поездке, как реагировать на такое отношение - первейшая задача инструктора-наставника. К сожалению, в школах этому уделяется очень мало внимания, а порой - вообще не учат.

Все страхи индивидуальны, зависят от множества факторов, от пола до возраста. Чаще всего возникновение страха обуславливается наиболее распространенными дорожными ситуациями. Которые, впрочем, сами новички по неопытности, зачастую и провоцируют. Например, две распространенные ситуации:

1. Нерешительность, нерасторопность на дороге. В настоящее время наша дорожная сеть, за редчайшим исключением, далека до идеала. Дороги и улицы, проектировавшиеся 30-40, а где и все 100 лет назад, не в состоянии вместить весь автотранспорт. Часто на дороге требуется чтобы не попасть в пробку или не застрять в «мертвом» ряду. Как не кстати будет замешкавшийся на светофоре новичок. Он получает порцию криков, недовольных клаксонов. В результате начинает нервничать еще больше, неумело трогается, глохнет, заводится не выжав сцепления… Загорается красный. Поток продолжает стоять до нового «зеленого». Знакомая ситуация?

2. Непредсказуемые маневры. Интернет полон видео с новичками, которые маневрируют на дороге, как по собственному домашнему коридору. Правила приоритета, перестроения, разметка – как будто не для них. Совершая маневр, они частенько тормозят в самый последний момент, забывают включить «поворотник» и делают еще множество грубейших ошибок.

Опять же, дорогие опытные водители,отнеситесь с пониманием и не нагнетайте напряженность. Лучше проявить осторожность. Из за того что вы будете сигналить,спровоцируете новичка на более резкие маневры и возможное ДТП.

Некоторые советы новичкам:

При отсутствии или малом опыте выбирайте не оживленные и непопулярные маршруты с максимально низким потоком движения! . Зато вы, что называется, убьете сразу двух зайцев. Во-первых, наработаете опыт за рулем, причем именно реальной езды, а не стояния в пробках в центре города. Во-вторых, без всякой нервозности научитесь правильно и оперативно оценивать дорожную обстановку. Поверьте, буквально через несколько месяцев страх уйдет, как перед автомобилем, так и перед дорожными маневрами и сложными ситуациями.

Обязательно разместите на автомобиле соответствующий знак, чтобы следующий за вами водитель понимал, что за рулем новичок и, соответственно, проявлял терпение и осторожность. Согласно исследованиям нескольких авторитетных автомобильных журналов, данные знаки более чем в 10% случаев спасали новичка от ДТП! Ведь увидев знак «У» или пресловутую «Туфельку», опытный водитель, как минимум увеличивает дистанцию до автомобиля и предвидит возможные нелогичные маневры и торможение «колом».

Не нервничайте! Полностью отключиться, конечно, не получится, но минимизируйте нервозность! Пусть вы неудачно тронулись, пусть заблокировали две полосы, или заглохни на светофоре. Это бывает со всеми. Пусть кричат, ругаются и сигналят – это же не ДТП и никто не пострадал. Много хуже, если вы, испугавшись реакции окружающих, резко вылетите на перекресток под «желтый» свет и будете протаранены лихачом!

Ничего страшного нет, если вы успокоившись, спокойно заведетесь и переждете еще один цикл светофора. Зато потом, спокойно трогайтесь с места и поезжайте. Не принимайте все на свой счет. Крики и сигналы относятся и к опытным водителям, это отнюдь не прерогатива новичков. «Дудят» все и всем – это дорога, а, точнее – Тем более, если вы не постеснялись разместить знак новичка на заднее стекло – это железный аргумент. Для любого опытного водителя это читается как: «А я тебя предупреждал!».

Чувствуете, что начали нервничать - сделайте два-три глубоких вдоха и выдоха. Это в значительной мере поможет снять напряжение.

Чаще улыбайтесь себе в зеркало. Это подсознательно стимулирует мозг на создание благожелательного настроя.

Если вы боитесь ДТП – мысленно создайте его образ. Вам тут же придет картинка тех опасных моментов, которые стоит избегать – превышения скорости, обгон и т.д.

Совсем новичку, а также при покупке нового автомобиля все специалисты рекомендуют минимум полчаса, что называется, «подергать все рычаги», стоя на месте. Приобретается мышечная память, запоминаются органы управления, их функциональность, расстояние. Соответственно, при выезде на дорогу вы уже не будете отвлекаться на поиск рычага КПП или других кнопок.

Часто помогает присутствие рядом опытного водителя (друга, знакомого). В большинстве случаев это придает уверенности новичку. Весьма здорово если это будет спокойный и хладнокровный человек, который, к тому же, может изредка комментировать дорожную обстановку.Кроме того, он сможет помочь вам в приобретении навыков вождения, как описано в статье:

Если вам не повезло и вы попали в плотный поток, при первой же возможности остановитесь. Не важно, съезд это во двор, проселок, автозаправка, стоянка. Сделайте перерыв, откиньтесь в кресло и отдышитесь. Или просто пройдите до прилавка и купите себе шоколадный батончик – вы это заслужили.

Как преодолеть страх вождения после ДТП

Специфика проблемы – преодоление психологического барьера первого выезда на дорогу. Это очень тяжело перешагнуть из-за сразу нескольких психологических блоков. Например, страх покалечить кого-то или самому еще раз пережить боль и кровь. Особенно это важно, если ДТП было достаточно тяжелое, или, хуже – с летальным исходом. Требуется очень много психологических усилий и будет здорово, если рядом окажется опытный и понимающий товарищ.

В результате опросов водителей, побывавших в ДТП, практически все отметили такой факт – страх уходит после первых нескольких километров. Самое сложное – переломить себя и сесть за руль. Прислушайтесь к себе. Проехали десяток километров, а уверенности так и нет – сделайте перерыв на пару дней! Насиловать себя в этом плане – бессмысленно и неэффективно. Следующий раз будет значительно легче.

Страх вождения после ДТП, несмотря на парадоксальность – весьма полезен. От него не стоит избавляться, стоит трансформировать его в нечто полезное. Например, в постоянную небольшую перестраховку на дороге. Снизьте скорость на пару километров в час, отстаньте от впереди идущего автомобиля на лишние несколько метров, чуть чаще смотрите в зеркало… Таким образом, страх, переработанный в осторожность – станет очень полезным.

Не стоит забывать и о наличии автошкол с индивидуальными, так называемыми «реабилитирующими» программами. Если справиться со страхом после ДТП не удается – имеет смысл пройти такой курс в школе. Специалисты выяснят источники страхов и сделают необходимую коррекцию. Как правило, возвращение к нормальному вождению после мелкого ДТП происходит сразу. После средней тяжести – через месяц после полного выздоровления. После тяжелых ДТП – строго индивидуально, но только после ясного и четко определенного желания вернуться за руль.

Самые сложные в плане прогноза ситуации – когда по вине водителя гибнут люди, а, тем более, его родные и близкие. Кроме стресса от самого факта аварии, здесь вплетается сильнейшее чувство вины. Реабилитационный процесс такого водителя очень индивидуален и четкого прогноза о перспективах возвращения за руль ни даст никто.

Между тем автоинструкторы не советуют затягивать с возвращением к вождению! В этом случае, кроме аварийного стресса, перед вами постепенно будет вырисовываться проблема долгого перерыва в вождении. Это и дополнительная неоправданная нагрузка на психику, и больший срок реабилитации.

Женщины легче возвращаются к вождению, так как имеют природную склонность проговаривать проблему (как в слезах, так и в криках или истерике). Таким образом, напряжение сбрасывается быстро и эффективно. Мужчины же почти всегда держат стресс внутри, что совершенно не способствует скорому возвращению к норме и плохо сказывается на здоровье.

Страх вождения после длительного перерыва

«Отлучение» от автомобиля может быть обусловлено разными причинами, от необходимых (например, автомобиль продан из-за нехватки денег) до весьма постыдных (например – лишение прав за пьянку за рулем). Однако во всех случаях ваш враг один – время. Если человек долго чем-то не занимается – его опыт и умения притупляются и постепенно стираются.

Это происходит из-за постепенного замещения их постоянными повседневными занятиями. Чем больше этот срок, тем большее количество навыков придется восстановить. Возвращение после перерыва диктует необходимость восстановить навыки управления транспортным средством и знание правил дорожного движения. Что первое, что второе потребует от вас определенной работы. Что нужно сделать?

Обязательно освежите в памяти ПДД. Не поленитесь перечитать все основные положения, ознакомиться с нововведениями.

Садитесь за руль на второстепенных дорогах с малым трафиком.

Считайте себя неопытным водителем минимум один месяц, после возвращения за руль.

Неуверенность не уходит? Рассмотрите возможность пройти индивидуальный реабилитирующий курс в ближайшей автошколе.

Соблюдая несложные правила изложенные выше, начать карьеру водителя, или просто вернуться к управлению автомобилем, будет намного проще.

Если Вы сталкивались раньше с такой проблемой - как страх перед вождением,то какой выход нашли для себя, что Вам помогло, поделитесь в комментариях с читателями блога.

Автомобиль уже давно перестал являться предметом роскоши и индикатором материальной обеспеченности семьи, и сейчас, согласно опросам и примерным подсчётам социологов, основанных на данных продаж новых и поддержанных автомобилей, владельцем машины является каждый третий житель города.

Однако существует особая категория людей, для которой задача сесть за руль представляется невыполнимой, а выехать в час пик за продуктами или же на работу – признаком подлинного героизма. Связаны подобные мысли обычно с появившимися страхами от просмотра видеозаписей различных ДТП, увиденных во время практических занятий в автошколе водителей, явно нарушающих скоростной режим на небольшом промежутке дороги (проще говоря, “лихачей”), или же с неуверенностью в собственных силах.

Через подобные психологические проблемы проходит каждый водитель, причём, даже опытный. Зачастую бывает, что многие люди, уже окончившие автошколу, через 2-3 месяца после активной езды по дорогам на личном автомобиле, попросту бояться выезжать ещё, дабы не подвергать собственную жизнь лишнему риску, предпочитая общественный транспорт машине. Чтобы разобраться, как именно можно преодолеть страхи такого плана, необходимо понять, от каких мыслей они образованы.

Причины возникновения паники

Психологи выделяют несколько причин возникновения страха вождения автомобиля, каждую из которых необходимо подробно разобрать:

  • Боязнь потерять управление над автомобилем в какой-то критический момент;
  • Страх попасть в дорожно-транспортное происшествие как по своей вине, так и нет;
  • Как следствие – повредить чужое авто, имущество, сбить человека и пр.;
  • Наконец, боязнь подвергнуть опасности близких людей или родственников.
Первое, что необходимо уяснить каждому человеку, особенно новичку, который испытывает страхи подобного плана – это то, что в этом нет ничего постыдного, противоестественного. Более того, страх позволяет всегда контролировать человеку себя в любой момент, держать его в тонусе. Новичок, не испытывающий хоть капли страха вождения автомобиля – попросту опасный для общества человек, который может либо стать причиной ДТП, как со своим участием, так и без, либо в критический момент приобрести его, не среагировав вовремя на какое-то событие и поддавшись панике.

Важно: не следует путать страх с паникой. Паникёрам за рулём автомобиля делать нечего – об этом говорят ещё в автошколе. Испытывая же страх, человек может держать под контролем все свои эмоции и «чувствовать» ситуацию на дороге.

Чтобы дать ответ на вопрос, как именно можно преодолеть страх вождения автомобиля, следует остановиться на каждом его типе.

Преодоление страха

Боязнь потерять управление над автомобилем в большей степени присуща новичкам, особенно, девушкам. Связано это, в основном, с непониманием принципов работы машины и представлением её в качестве некоего «зверя», который работает вроде бы сам по себе. Зачастую такие мысли приводят к появлению ощущения, что автомобиль – некий живой организм, действующий сам по себе. Преодолеть подобное чувство достаточно просто: необходимо лишь больше практиковаться, выезжая на дорогу в наименее загруженные часы дня, например, рано утром в выходные. Всё, что необходимо для получения чувства контроля над автомобилем – тренировочная площадка, пусть даже импровизированная, которая позволит отточить классические навыки вождения и даст прочувствовать реакцию машины на то или иное действие.

Совет: поскольку практически в любом городе есть в свободном доступе тренировочная площадка, то именно на ней следует восполнять пробелы вождения (например, потренироваться трогаться с места на горке).

Страх попасть в ДТП подсознательно должен присутствовать у любого водителя, и это чувство лучше всего играет роль дополнительной страховки. Чувства самоуспокоенности, излишней уверенности в своих силах появляются у водителей, отъездивших чуть больше года-полутора и не попавших в сколько-нибудь значимые передряги. Люди зачастую рассуждают так: если уж они, новички, так хорошо отъездили столько времени, то уж теперь-то можно и ездить чуть быстрее, и совершить какой-то манёвр «на пятачке». Именно в этот период многие люди и обжигаются, попадая в серьёзные аварии.

Важно повторить: подобный страх не должен перетекать в паникёрские чувства. Если при любой нестандартной ситуации на дороге, хочется резко дёрнуть руль в сторону – человеку необходимо поговорить самим с собой, поскольку подобное поведение на дороге недопустимо.

Боязнь потерпеть серьёзные материальные убытки присуща, в основном, людям, имеющим низкий заработок, поскольку на личный автомобиль, вероятно, откладывались деньги в течение долгого промежутка времени, и он нужен не только для повседневных нужд, но и для каких-то хозяйственных. Этот страх очень легко преодолеть – следует лишь передвигаться по дороге, соблюдая все установленные правила дорожного движения и, особенно, скоростной режим. Его наличие как раз-таки и призвано избавить дороги страны от серьёзных аварий, влекущих серьёзные материальные убытки сторон: если двигаться по городу со средней скоростью в 50 км/ч, попасть в крупную аварию по собственной вине достаточно проблематично. В противном случае затраты на ремонт автомобиля всегда покроет страховка и выплаты со стороны виновной.

Страх навредить близким людям – совершенно естественное чувство, которое также должно присутствовать у каждого человека. Более того, его наличие является немым свидетелем того, что человек за рулём полностью осознаёт возложенную на него ответственность за здоровье родственников, друзей и других людей, сидящих на пассажирских сидениях.

Совет: чуть уменьшить страх такого плана может помочь приобретение автомобиля с максимальным числом подушек безопасности, а также просьба всех лиц в машине пристегнуться. Согласно статистике, количество пристёгнутых людей, получивших серьёзные увечья в ДТП, по сравнению с непристёгнутыми стремится к минимуму.

Выше были разобраны типичные страхи новичков вождения автомобиля, которые помогут водителю психологически настроить себя на нужную «волну» и спокойно управлять машиной в транспортном потоке. Однако ни для кого не является секретом, что порой возникают критические ситуации на дорожном полотне, когда действовать необходимо быстро, полагаясь только на свою реакцию и даже инстинкты, приобретённые на практических занятиях.

Секрет, по мнению психологов, «холодной» головы, расчётливости в любой, даже экстренной, ситуации заключается в правильном дыхании: водитель всегда должен дышать ритмично, глубоко и, что важно, медленно, ни в коем случае не отрывисто. Усилие воли, направленное на успокоение дыхание, быстро приведёт взбудораженное эмоциональное состояние в норму.

Совет: когда кто-то вылетает прямо навстречу, сбоку подрезает машина или какой-то пешеход решил быстро перебежать дорогу, ни в коем случае нельзя бешено крутить рулём, нужно довериться какому-то одному решению, дабы чётко показать окружающим свои намерения.

Как психологи, так и водители особенно обращают внимание новичков на то, что они всегда должны держать обе руки на руле, не закрывать глаза от страха одной из них или же не показывать свои уникальные способности окружающим по набору текста сообщения одной рукой. Обе руки на руле, глаза, направленные на дорогу – это основа безопасного вождения.

Если человек чувствует, что по какой-то причине он морально устал, раздражён и т.п. – следует успокоиться, а только после этого ехать. История ДТП знает достаточно случаев, когда новички, опечаленные какими-то событиями, забыв про все свои страхи, решают проблемы скоростью, получая дозу адреналина.

Привести себя в чувство может помочь дыхательно-мышечная ауторегуляция, представляющая собой комплекс несложных упражнений:

  1. Для начала следует максимально удобно сесть в кресле автомобиля, полностью «отдавшись» спинке кресла, после чего сделать несколько глубоких вдохов-выдохов.
  2. После этого необходимо расслабить мышцы, покрутив последовательно головой во все стороны, размяв кисти рук и повращав руками в локте.
  3. В заключение элементарно развеселить себя, покорчив в зеркало заднего вида гримасы и вспомнив приятные события из жизни.
  4. Отправляться в дорогу с пониманием того, что быстрая неаккуратная езда может причинить вред совершенно не виновным в чьих-то личных проблемах людям.

Указанной методикой рекомендуется пользоваться не только людям, желающим привести себя в чувство, но и всем, кто по каким-то причинам боится садиться за руль автомобиля. Эти простые упражнения способны дать необходимые чувства спокойствия и уверенности в своих силах.

В заключение: практика, спокойствие и внимательность – это три краеугольных камня преодоления страха вождения. Придерживаясь описанных тезисов, любой новичок сможет довести, казалось бы, сложные действия до автоматизма и получать от вождения только наслаждение.

Многие будущие водители испытывают чувство страха перед автомобилем. Каждая поездка им представляется опасным, чуть ли не на грани жизни и смерти мероприятием. Разумеется, в таком психологическом состоянии очень трудно осваивать премудрости вождения.

Как же побороть страх? Об этом мы и поговорим в данной статье.
Выраженное нервно-психическое напряжение водителя во многом обусловлено осознанием того, что автомобиль сам по себе представляет собой средство повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

На самом первом этапе овладения водительским мастерством самой большой (по сути, основной) психологической проблемой является то, что учащийся автошколы постоянно, с первого дня обучения и до последнего дня - дня сдачи экзамена в ГИБДД - находится в состоянии стресса. Это вызвано целым рядом причин:
1. Получение удостоверения на право управления транспортным средством очень важно для повышения уровня жизни (продвижения по карьерной лестнице, повышения социального статуса, облегчения решения бытовых вопросов) - вследствие этого пугает сама мысль, что окончить автошколу, получить права и научиться водить автомобиль по каким-либо причинам не удастся;
2. Каждый из учащихся неоднократно видел на дороге (по телевизору, в газетах, на плакатах) последствия ДТП, в т.ч. тяжелые, с человеческими жертвами. Осознание того, что он сам может явиться участником, жертвой, а еще страшнее — виновником ДТП является само по себе сильнейшим стрессором. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда в силу своей социальной незрелости человек не может в полной мере осознать и принять на себя груз ответственности за совершаемые им поступки.
3. Многие автошколы не имеют достаточно средств на обновление материальной базы, экономят на тренажерах и автомобилях. Учащиеся садятся за руль автомобиля и выезжают на дорогу без тренажерной подготовки, на старых автомобилях — вследствие этого с первых же практических занятий за рулем автомобиля им приходиться решать сразу несколько сложных задач, опыта решения которых они не имеют.
4. Недостатки в методиках обучения приводят к тому, что учащийся остается один на один со своими проблемами - преподаватели и инструкторы, имеющие большой опыт вождения автомобиля, просто забыли, какие чувства они сами испытывали, обучаясь водить автомобиль, не понимают и не учитывают в процессе обучения страхов и других психологических проблем учащегося.

И если на теоретических занятиях в классе учащиеся чувствуют себя более-менее спокойно, то выезд в город после двух-трех занятий на площадке становится для многих из них настоящим стрессом. Необходимость согласованных действий сразу несколькими механизмами - рулевым колесом, рычагом переключения передач, указателем поворотов, педалями сцепления, тормоза и газа, наблюдения при этом за быстро меняющейся дорожной обстановкой, за светофорами, за дорожными знаками и разметкой, за автомобилями других участников дорожного движения, движущимися в различных направлениях, за показаниями приборов на приборной панели (причем иногда в сложных погодных условиях, на скользкой дороге, в дождь и в снегопад, и т.п.) — для психики новичка все это становится тяжелым испытанием. И пока не наработается достаточная степень автоматизма в действиях учащегося, пока он не начнет чувствовать габариты автомобиля, не научится более-менее уверенно перестраиваться и совершать другие маневры - каждая посадка за руль автомобиля будет оставаться для него стрессовой ситуацией.

Инструктор, сидящий рядом, конечно же, знает о том, какие чувства испытывает новичок - он наблюдает проявления этих чувств практически у каждого. Но, не являясь психологом, не умеет, да и не считает нужным выводить учащегося из этого состояния. Действия наставника сводятся, по сути, к подсказкам и подстраховке, к готовности в случае кризисной ситуации взять управление автомобилем на себя. Присутствие рядом инструктора оказывает некоторое успокаивающее воздействие на учащегося, уверенность в опытном человеке рядом помогает ему более адекватно оценивать дорожную обстановку и действовать соответственно.

Но у этого явления есть и обратная сторона. Очень часто в автошколах сталкиваются с тем, что учащийся, у которого на последних занятиях начинает получаться практически все, который чувствует себя за рулем довольно уверенно и спокойно, экзамен в ГИБДД с треском проваливает. Причиной этого являются тревога, волнение и страх, от которых он, казалось бы, уже совершенно избавился. Объяснить причину того, что с ним происходит, учащийся не может, у него пропадает вера в себя, падает самооценка, он испытывает сильный стресс.
Объясняется это тем, что состояние уверенности, которое начинает испытывать учащийся, и которое помогает ему грамотно действовать за рулем, пока еще основывается не на личном опыте, а ассоциируется с присутствием рядом человека, который поможет справиться с трудной ситуацией. Даже если этот человек просто сидит и молчит, одно его присутствие действует успокаивающе. Когда теряется связь с этим человеком, теряется и состояние уверенности и спокойствия. Психологам хорошо известен этот эффект, являющийся своего рода условным рефлексом, существуют методики устранения его негативных проявлений.

Вот несколько приемов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем лишь следующие выводы:
- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
- При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
- Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
- Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
- От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
- Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

2. Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

3. Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

Далее рассмотрим технику, которая часто применяется для устранения последствий психотравмы, вызванной дорожно-транспортным происшествием. Желательно выполнять ее под руководством психолога, владеющего данным методом (НЛП-практика), но можно попробовать делать ее и самостоятельно.
1. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Постарайтесь увидеть себя в черно-белом изображении на экране за каким-то нейтральным занятием.
2. Постарайтесь как бы «отделиться» от себя и увидеть себя, смотрящего на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое хотите «нейтрализовать».
4. Закончив наблюдение за собой как за героем фильма, когда все снова уладится, «остановите» фильм, «войдите» назад в свое «изображение на экране», представьте его в цвете и очень быстро «прокрутите» фильм назад. В результате у вас сложится впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном напpавлении.
5. Проверьте полученный резyльтат: для этого вспомните о случившемся и обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
Если можете, то вы добились желаемого эффекта. Если нет — повторите процесс или обратитесь за помощью к специалисту.

Автофобия: преодолеваем страх вождения автомобиля

Незначительный страх вождения автомобиля – естественное и нормальное явление для новичков, которые только вступили в ряды водителей и постигают на практике навыки езды. Природный страх помогает человеку собраться, сконцентрировать свое внимание на управлении транспортным средством, и в итоге выступает гарантом для соблюдения правил дорожного движения, оберегая от дорожно-транспортных происшествий. Такая естественная реакция возникает на начальных этапах вождения и исчезает по мере того, как водитель набирается практического опыта.


Многие автолюбители со стажем считают страх вождения автомобиля надуманной проблемой, от которой можно без труда избавиться. Действительно, тем, кто живет за рулем, регулярно покупает и продает машины, совершает на авто переезды на огромные расстояния, невозможно понять, что иррациональный, алогичный и навязчивый страх вождения берет под полный контроль мысли и поведение человека, страдающего фобией. Безумная неуправляемая тревога награждает водителя трясущимися руками и бешено бьющимся сердцем. Страх управления автомобилем в буквально смысле приковывает человека на одном месте, не давая возможности нажать на газ. Однако существует категория людей, для которых страх вождения автомобиля приобретает размеры фобии. У таких персон боязнь управления транспортным средством настолько сильна, что препятствует выполнению любых дел, так или иначе связанных с вождением.

Особы, страдающие автофобией, не в силах сесть за руль и покинуть на машине пределы гаража. Их охватывает панический ужас от мысли о том, что им придется выехать на дорогу и влиться в поток движущегося транспорта. Такие люди паникуют, оказавшись за рулем автомобиля, утрачивая возможность контролировать свои действия. Именно поэтому страх вождения автомобиля вынуждает их полностью отказаться от управления транспортным средством, что в результате делает невозможным своевременное выполнение профессиональных обязанностей и свершение личных дел.

Тем субъектам, которым героическими усилиями воли удается пересилить себя и сесть за руль, страх вождения автомобиля создает еще большие проблемы. Очутившись в салоне авто у автофоба возникают закономерные спутники страха вождения – неуверенность в себе, суетливость и хаотичность действий, несобранность и рассеянность, нервозность и раздражительность. Пребывание в таком взвинченном эмоциональном состоянии – прямой виновник нарушения правил дорожного движения, приводящий к фатальным последствиям – авариям с человеческими жертвами.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Почему возникает страх вождения: причины автофобии

Причин возникновения фобии существует очень много. Некоторые виновники страха очевидны и объяснимы. Очень часто возникает у людей, которые на личном опыте были свидетелями жуткой автомобильной аварии, когда они воочию наблюдали, как под колесами машины погибли пешеходы. Панический страх может быть следствием того, что человек сам лично стал участником или виновником дорожно-транспортного происшествия.

Нередко причины иррационального страха – косвенные явления. Провоцирующим обстоятельством для зарождения фобии может быть обилие негативной информации об авариях, которой пестрят телевизионные каналы. В таких случаях паническая тревога – результат постоянного «проживание» трагической ситуации, когда человек в своих мыслях ставит себя на место пострадавших в ДТП.

Водитель начинает страшиться всех аспектов, связанных с процессом езды: он боится сбить пешехода, въехать во впереди движущееся авто, пострадать от столкновения с фурой, едущей навстречу. Он опасается любых маневров, совершаемых другими водителями: непредсказуемого обгона, сумбурных переездов из ряда в ряд – любых нестандартных ситуаций и непрогнозируемых реакций. Человек с автофобией тревожится, что его железный конь неожиданно выйдет из строя: у машины откажут тормоза или возникнут серьезные неполадки в электронике. При этом часто особа, охваченная страхом, боится вовсе не за свою жизнь: человек опасается, что в результате его неумелого вождения пострадают пассажиры – его дети, близкие родственники.

У некоторых людей страх вождения автомобилем родом из детства. Возможно, такой человек, будучи ребенком, был свидетелем, как котенок погиб под колесами машины. Либо малыш попросту испугался проезжающего мимо грузовика. Такие моменты жизни были забыты, однако в подсознании субъекта была заложена почва для формирования фобии.

Причины страха вождения у многих людей непонятны и необъяснимы. Патологическая боязнь управления транспортным средством возникает вроде бы как на ровном месте после стрессов и потрясений, усталости и болезни. Нередко истинные виновники автофобии скрыты настолько глубоко в сфере подсознании, что никакими сознательными усилиями их установить и понять невозможно. Обнаружить причины аномального страха не удается ни путем самоанализа, ни с помощью усилий психолога.

Однако каковы бы ни были причины автофобии, страх вождения автомобиля лишает человека многих возможностей, прививает чувство неполноценности. Страх управления автомобилем приносит серьезные психологические муки от постоянного переживания тревоги и предвкушения несчастья. Такие люди ориентированы на печальный исход их пребывания за рулем.

Как преодолеть страх вождения автомобиля: избавляемся от автофобии

Как показывает практика, только единицам удается в результате посещения психотерапевтических сеансов избавиться от панического страха перед управлением транспортом. В подавляющем большинстве случаев советы чаще садиться за руль и практиковать езду за пределами города не работают. Постепенное «приучение» себя к объекту страха позволяет лишь устранить рациональные компоненты фобии. Заставляя себя садиться за руль, вопреки существующей тревоге, человек попросту принуждает себя закрыть глаза на существующее чувство неуверенности и беспомощности. Однако такая борьба с самим собой со временем еще больше ухудшает психологическое состояние личности, что в итоге может привести к громадной катастрофе.

Еще одним неэффективным методом избавления от фобий является прием психотропных средств. Употребление транквилизаторов, обладающих седативным, антифобическим действием, помогает лишь на короткий срок устранить эмоциональную напряженность и страхи. Однако прием анксиолитиков чреват не только развитием лекарственной зависимости: многие транквилизаторы вовсе запрещено употреблять лицам, работа которых требует повышенной концентрации внимания и быстрых реакций. Вывод прост: прятаться, игнорировать, убегать, бороться, приучать себя к объекту страха – бесполезное занятие, поскольку, не искоренив корень проблемы, невозможно обрести полное освобождение от страха.

Чтобы обнаружить подлинный источник страха вождения, требуется получить доступ к хранилищу личной истории – подсознанию. Такое возможно лишь при условии временного отключения «цензора» – сознания, что достигается путем погружения человека в состояние гипнотического транса. Пребывание между сном и бодрствованием дает возможность изучить трагические моменты жизни человека, повлекшие за собой формирование подсознательного сценария, в котором доминантой является иррациональный гипертрофированный страх. Обнаружение источника зла и последующая коррекция интерпретации психотравмирующего события позволяет искоренить из подсознания деструктивные элементы, тем самым полностью очищая мышление человека от страхов и тревог. Проводимое во время сеанса гипноза внушение формирует у пациента адекватную самооценку и помогает выработать уверенность в себе.

Неоспоримое достоинство гипноза – безопасность, безболезненность и комфортность врачебных манипуляций. Сеансы гипноза не сопряжены с развитием побочных эффектов и развитием зависимости, как в случае проведения медикаментозного лечения. Уже одно погружение в гипнотический транс оказывает оздоровляющее действие: устраняет психоэмоциональное напряжение, снимает мышечные спазмы, нормализует ритм сердца, стабилизирует процесс дыхания. Использование гипноза – реальный шанс для всех преодолеть страх вождения автомобиля раз и навсегда.

Психосоматика. Как образуются страхи и фобии?

Психосоматика & гипноанализ: как образуются страхи и фобии в следствии психотравмы

Мечта, наконец, стала реальностью: в вашем гараже красуется новый мощный внедорожник, а из бумажника соблазнительно выглядывает водительское удостоверение. Вы гордо садитесь в салон своего четырехколесного друга и осознаете: вам страшно выехать на дорогу и стать частью гудящего, хаотического потока бессердечной железной массы, и перебороть свое состояние – невозможно.

Ваш страх – иррациональный, нелогичный, неуправляемый берет под контроль ваши мысли и поведение. Безумная тревога так и шепчет: «Может, лучше ты махнешь на метро?». И мозг не может сделать выбор: поддаться наваждению и убежать от страха или постараться преодолеть волнение? Попытки перебороть страх, идя на таран: сесть и поехать, несмотря на трясущиеся руки и выпрыгивающее из груди сердце, для водителя автомобиля чреваты трагедией. Сегодня мы поговорим о том, как побороть страх вождения и не стать жертвой панической тревоги.

Шаг 1. Изучаем свой страх

Для начал признаем, что боязнь вождения автомобиля – вовсе не надуманная проблема, а реальная задача, требующая скорейшего разрешения. Обвинять себя и упрекать, величая себя «трусом» – нелогично и бесперспективно, ведь страх – естественная человеческая эмоция, проявлявшаяся еще у наших предков, убегающих от разъяренного мамонта.

Страх – позитивное и крайне важное ощущение, призванное мобилизовать ресурсы организма для достижения привычного комфорта в изменившихся условиях жизни. Однако патологическая тревога, возникающая даже при отсутствии реальной угрозы, не поддающаяся пониманию и контролю, – деструктивное чувство, затрудняющее жизнь современного человека. Давайте разберемся, откуда пускает корни страх автомобиля, и о чем он нас информирует.

Основной соратник боязни управлять авто – страх смерти. Наше подсознание умело рисует броскую картину, что именно экипаж нашей машины станет жертвой какого-нибудь ДТП с плохим исходом. Еще один спутник состояния – боязнь быть покалеченным в аварии. Мы можем тревожиться не за себя, а волноваться за безопасность пассажиров, мы страшимся стать виновником увечья близкого человека. Некоторые тревожные особы переживают, что собьют пролетающую птичку, перебегающего щенка или лишат жизни другого человека. Другие волнуются за свое материальное положение, которое пошатнется из-за необходимости ремонта транспорта.

Причин для возникновения таких предубеждений множество, и в большинстве случаев они все родом из детства, а установить истинные обстоятельства зарождения страхов и перебороть их – тяжелая и кропотливая работа опытного психотерапевта.

Цель на этом этапе: признать, что страх существует, понять, что тревога не является исключительно нашим персональным ощущением, а присуща многим людям.

Шаг 2. Украшаем монстра

Как правило, все люди, испытывающие боязнь вождения, убеждены в том, что непременно произойдет несчастный случай. Мы, страшащиеся вождения, ориентированы на печальный исход. Сейчас нам предстоит неприятная задача: нарисовать в воображении картинку самых страшных последствий езды. Мы должны задействовать все наши каналы ощущений: визуальный, слуховой, сенсорный, осязательный, обонятельный, двигательный. Мы можем представить голоса взволнованной толпы, наш дискомфорт, смущение, неловкость.

А теперь меняем это изображение на противоположную картину. Мы едем за рулем уверенно, соблюдаем все правила, мы собраны и сосредоточены, мы ловкие и юркие. Нас ничто не отвлекает, не раздражает, нам комфортно. Мы без проблем достигаем своей цели, удачно находим место для парковки, нас благодарят попутчики, мы добрались вовремя. Мы спокойно выходим из автомобиля.

Стараемся зафиксировать изображение, ощутить эмоции, услышать свои мысли. Необходимо как можно чаще в воображение воссоздавать приятную атмосферу.

В упражнении шла речь о создании верной установки: мы заменили наше ожидание неудачи уверенностью в успехе, мы постарались перебороть свою тревогу мысленно и нацелились на удачную поездку.

Помните: личность, которая стремится к успеху, ведет себя в критической ситуации иначе, чем та, которой движет желание избежать позора и неудачи.

Шаг 3. Одолеваем свой страх на практике

Наш жизненный опыт, солидные знания, отработанные практические навыки существенно влияют на реакции в конкретных проблемных ситуациях и помогают перебороть панику. А нерациональные формы поведения: психомоторное возбуждение, сильный страх, паническое бегство возникают, когда наших умений оказывается недостаточно.


Вывод прост: чтобы перебороть в себе тревогу, необходимо в совершенстве владеть навыками вождения автомобиля.

Поэтому, несмотря на испытываемое беспокойство, начинаем заводить дружбу с железным конем: постепенно, с комфортом, не доводя себя до истерических рыданий. На первых порах закрепления азов езды желательно, чтобы в салоне автомобиля присутствовал надежный попутчик – уравновешенный, рассудительный, опытный, который сможет придать вам уверенности и решительности.

Выбираем малолюдные загородные трассы, осваиваем езду по бездорожью, ездим по деревенским дорогам: чтобы побороть боязнь, мы должны убедиться на личном опыте, что стать умелым водителем – реально и несложно. Постепенно привыкаем к дорожным знакам, разметке, присутствию другого транспорта.

Чтобы избавиться от волнений, необходимо регулярно посылать себе позитивные подкрепления, хвалить себя за каждое преодоленное препятствие. Отмечаем малейшую нашу победу: пропущенного пешехода, своевременное торможение на мигающем зеленом, удачный поворот. Не забываем, что гарант безопасности на дороге – безукоризненное знание и строгое соблюдение всех установленных правил. Поэтому перечитать ПДД будет нелишним.

Шаг 4. Повышаем собственную самооценку.

Верный путь, чтобы избавиться от беспокойства и перебороть ярость, связанную с откровенным хамством других автовладельцев: стать на голову выше тех, кто кричит, ругается, подрезает. Развиваем свои позитивные качества, произнося аффирмации (подбадривающие выражения). Каждый может составить свой список утверждений, либо прибегнуть к следующим внушениям:
  • Я ценный человек, достойный уважения.
  • Я обладаю способностями совладать с любым стрессом.
  • Я верю, что все мои начинания дадут отличный результат.
  • Я с успехом преодолеваю собственную злость, незнание и страхи.
  • Я проявляю все свои достоинства.
  • Я ценю в себе уникальность.
  • Я доверяю себе без ограничений.
  • Я умная и цивилизованная личность.
  • Я умею сдерживать свои амбиции, готов перебороть злость и неприязнь.
  • Я всегда вовремя и верно реагирую на опасность.

Не стоит впадать в панику, если на первых порах не все получается идеально. Даже если ваше авто заглохло на светофоре, и соседние машины истошно сигналят, не обращайте внимания на реакцию окружающих и не делайте резких движений.

Постарайтесь расслабиться: представьте свой любимый цвет радуги, постарайтесь увидеть его образ, наделите его красочными свойствами. Например: оранжевый, он лучистый, подвижный, он дарит энергию, концентрирует внимание. Погрузитесь на несколько секунд в состояние релаксации, тогда вам точно удастся побороть свою неуверенность и тревогу от вождения автомобиля.