Авто амфибия. Советские автомобили-амфибии

Предназначение машин-амфибий – с легкостью преодолевать не только дороги, но и водную гладь. Не все из них бывают удачными – получается и плохая лодка и неважный автомобиль.Тем не менее, есть и очень удачные конструкции, которые с гордостью могут носить звание машин-амфибий. Журналисты издания Auto Express составили рейтинг Топ-10 cамых лучших плавающих колесных транспортных средств.

Возглавляет десятку амфибия Amphicar, которая стала самым продаваемым плавающим автомобилем. С 1961 по 1968 гг. было реализовано почти 4 тысячи единиц, большая часть из которых – в США. Такую машину имел даже 36-й Президент США Линдон Джонсон, который любил разыгрывать своих попутчиков, купая их в озере, ссылаясь на то, что у авто отказали тормоза.

Выпущенный западногерманской компанией Amphicar оснащался 1.1-литровым четырехцилиндровым бензиновым двигателем от автомобиля Triumph Herald. Двигатель располагался в задней части и вращался задние колеса через 4-ступенчатую КП. Под задним бампером располагались два гребных винта, которые разгоняли машину на воде до 7 узлов в час. Кузов был стеклопластиковый, так что ржавчина амфибии была нестрашна.

От самой продаваемой амфибии переходим к плавающей машине, выпущенной в наибольшем количестве – свыше 14 тыс. ед. Это армейский автомобиль Volkswagen Schwimmwagen, производимый в годы Второй мировой – с 1941 по 1944 гг. Сначала машина предлагалась с колесной базой 240 см, а затем с более короткой – 200 см. Schwimmwagen был построен на базе армейского VW Kubelwagen, унаследовавшего платформу от культового «Жука».

Автомобиль имел привод на все колеса. На плаву машина приводилась в движение откидным гребным винтом. До наших дней «дожили» только 163 амфибии Schwimmwagen.

На восьмом месте расположился автомобиль амфибия Gibbs Aquada, имеющий подводные крылья. Несмотря на внешнее сходство с Mazda MX-5, эта машина разработана с нуля. В конструкции использованы 60 запатентованных решений. Амфибия стала известна тем, что пересекла пролив Ла-Манш – под управлением мультимиллионера Ричарда Брэнсона. Максимальная скорость на воде – почти 50 км/ч.

Watercar Panther или плавающий автомобиль «Пантера» попала в Книгу Рекордов Гиннеса как самая быстрая в мире из продаваемых машин амфибий. В корпусе использовано почти 900 литров пенополистирола, что делает ее практически непотопляемой. Внешне авто похоже на смесь внедорожника Jeep Wrangler с ванной.

Благодаря 3,7-литровому двигателю Honda и водометному движителю максимальная скорость на воде достигает 75 км/ч. Да и на суше машину нельзя назвать тихоходной – максималка равняется 130 км/ч. Единственный минус плавающей «Пантеры» ее цена – около 140 тыс. долларов.

На шестой позиции ТОП-10 находится амфибия Dutton Surf (с англ. «Прибой Даттона»). Ее построил Тим Даттон, основатель крупнейшей в мире компании по производству сборных кит-каров. После продажи компании, Тим занялся плавающими авто. Одним из самых интересных является амфибия «Прибой Даттона», с использованием узлом и агрегатов джипа Suzuki Jimny. Машина способна развивать скорость на воде до 10 км/ч.

Два таких автомобиля даже пересекли вплавь Ла-Манш, со средней скоростью 7 км/ч. В планах у Даттона также построить амфибию на базе автомобиля Ford Fiesta. Интересно, станет ли новая амфибия такой же популярной как Fiesta, занимающая первое место по продажам на рынке авто в классе супермини.

Автомобиль-амфибия Splash (с англ. «всплеск») построенная швейцарской компанией Rinspeed – известным создателем «сумасшедших» концепт-каров. Данная машина была впервые показана на Женевском автосалоне в 2004 году. Амфибия имеет подводные крылья и приводится в движение 750-кубовым двухцилиндровым двигателем от снегохода. Примечательно, что данный мотор работает не на бензине, а на природном газе. Двигатель развивает 140 л.с. и разгоняет амфибию до 100 км/ч всего за 6 секунд.

Амфибии с их прекрасной способностью передвигаться как по суше, так и по воде, всегда представляли интерес для вооруженных сил. Так появилась машина IVECO MPC (Marine Personnel Carriers), разработанная компаниями IVECO и ВАЕ Systems. В итоге 600 таких машин было закуплено для морских пехотинцев США.

В основе амфибии MPC лежит шасси бронеавтомобиля Superav 8×8 – транспортного средства, построенного для итальянских вооруженных сил в 2010 году. Эта 27-тонная машина способна перевозить до 12 человек десанта и обеспечивает максимальную противоминную защиту.

Целью проекта «Морской Лев» (Project Sea Lion’s) была создание самой быстрой на суше амфибии. Так родился на свет автомобиль Sea Lion, способный разгоняться на дорогах до 200 км/ч, а по воде – до 100 км/ч. В движение машину приводит роторный двигатель Mazda.

Особенностью кузова является большое крыло в носовой части – так называемый волноотражатель, который помогает при движении по воде. Разработчики машины утверждают, что вполне реально довести максимальную скорость амфибии на суше до 290 км/ч. В 2012 году «Москрой Лев» был продан с аукциона за 260 тыс. долларов.

На втором месте рейтинга ТОП-10 амфибий находится первый в мире автомобиль, способный передвигаться под водой. Машина sQuba построена на базе родстера Lotus Elise уже известной нам швейцарской компанией Renspeed. Только представьте, что водитель и пассажир катаются на ней в кислородных масках. Разработчиков явно вдохновила «подводная лодка на колесах» Джеймса Бонда, созданная на базе спорткара Lotus Esprit.

Однако в отличие машины Бондианы, sQuba действительно плавает под водой. Понятное дело, что от двигателя внутреннего сгорания отказались в пользу электромотора. Последний разгоняет машину по суше до 120 км/ч, а под водой – до 3,2 км/ч. Rinspeed sQuba дебютировала на Женевском автосалоне в 2008 году. Тогда компания-разработчик заявила, что вынашивает планы наладить производство подводных автомобилей. Надежда еще есть.

И завершает десятку самых самых амфибий на колесах – жилой прицеп Schwimmcaravan от немецкого производителя Sealander. Его можно спокойно буксировать по дорогам с помощью обычного легкового автомобиля, зато на воде он превращается в комфортабельную лодку. Однако стоит помнить, что на Schwimmcaravan не стоит плавать на больших волнах, так как все содержимое прицепа может легко оказаться под водой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Производство гражданских автомобилей-амфибий началось ещё в 1960-х годах, но тогда они не получили массового распространения. Тем не менее, многие изобретатели до сих пор берутся создать необычный и стильный автомобиль, покоряющий две стихии сразу. Представляем 10 самых интересных машин-амфибий последних лет!

10. Gibbs Quadski.

Это одновременно и квадроцикл, и катер, выпущенный в свет компанией Gibbs Sports Amphibians в 2012 году. Амфибия развивает скорость до 72 км/ч как на воде, так и на суше, оснащена реактивным морским двигателем и системой втягивания колёс. Трансформация между двумя режимами функционирования занимает лишь 5 секунд.


9. Amphicar Amphicar.

Автомобиль-амфибия 1961 года. Разработан в Германии компанией Quandt Group специально для экспорта в США. Он проигрывал в скорости и надёжности как автомобилям, так и лодкам, так что было выпущено лишь около 4000 моделей до остановки производства в 1965 году. Тем не менее, Amphicar до сих пор считается одной из самых успешных машин-амфибий всех времён и ценится среди коллекционеров.


8. Gibbs Aquada.

Ещё одно творение Gibbs Sports Amphibians, скоростной автомобиль-амфибия. Развивает до 160 км/ч на суше и 50 км/ч в воде. В марте 2004 года Aquada вошёл в историю, когда предприниматель Ричард Брэнсон установил на нём новый рекорд, переплыв пролив Ла-Манш за 1 час, 40 минут и 6 секунд.


7. Rinspeed Splash.

Шведская фирма Rinspeed разработала свою машину-амфибию в 2004 году. Максимальная скорость на воде — 50 км/ч, на суше — 200 км/ч. Уникальная особенность — двухцилиндровый силовой двигатель амфибии работает на природном газе и не загрязняет окружающую среду.


6. SeaRoader Lamborghini Countach.

Первая в мире Lamborghini-амфибия была создана инженером Майклом Райаном из компании SeaRoader на основе Lamborghini Countach. «Если у машины есть колёса, то я заставлю её плавать!» — хвастался Райан и переделывал для водных путешествий джипы, мотоциклы, такси и даже фургончик с мороженым. Превратить суперкар в амфибию — затея не из дешёвых, замена только одного стекла обошлась изобретателю в три тысячи долларов.


5. Gibbs Humdinga.

Это концепт пятиместной амфибии с полным приводом и двигателем V8 мощностью 350 лошадиных сил. Скорость на суше — 160 км/ч, в воде — 65 км/ч. Gibbs Sports Amphibians создали его специально для перемещения в дикой и труднодоступной местности, и он основан на той же технологии, что и Gibbs Aquada.


4. Hydra Spyder.

Ультра-современный гибрид гоночного ретро-автомобиля и моторной лодки Hydra Spyder был разработан компанией CAMI. На суше он разгоняется до 201 км/ч, в воде — 85 км/ч. Модель весит 3300 кг и оснащена шестилитровым двигателем V8 Corvette LS2 мощностью 400 лошадиных сил.


3. Dobbertin HydroCar.

Это амфибия, продуманная до мелочей. Одним нажатием переключателя она меняет «режим суши» на «режим воды». На суше её спонсоны поднимаются и становятся крыльями автомобиля, в воде — опускаются на 20 см., за считанные секунды превращая машину в гоночный катер. Корпус сделан из нержавеющей стали марки 304, двигатель — от Chevrolet мощностью 762 лошадиные силы на 5.800 оборотах.

В 1940-х руководство Вермахта мечтало о создании автомобиля-амфибии для мотопехотных частей. Предполагалось, что это будет полноприводная машина, которая заменит мотоциклы с коляской. Именно они были популярны в германской армии и широко применялись в мотоциклетных и разведывательных батальонах. Особенно эффективны мотоциклы были на бездорожье.

Фердинанд Порше и Эрвиа Коменд – немецкие конструкторы – создали VW Typ 166 Schwimmwagen, название которого с немецкого переводится как «плавающий автомобиль». Порше даже стал активно пользоваться своей новинкой и ездил на амфибии на работу.

Основой для VW Typ 166 стал « Beetle». Перед новинкой ставились вполне определённые цели: транспортировка личного состава армии и грузов в труднодоступные районы, в том числе и через водные преграды.

Армейская амфибия, созданная Порше, была оснащена двигателем объёмом 1,1 литр мощностью 25 «лошадей» с 4 цилиндрами. На водной глади автомобиль мог развивать скорость до 10 км/ч.

Когда автомобиль выбирался на сушу, если 3-лопастной винт на корме корпуса, при помощи которого машина двигалась по воде, откидывался наверх и закреплялся ремнями.

На шоссе автомобиль-амфибия мог разгоняться до 80 км\ч. В него, кроме водителя, помещались трое вооружённых солдат и пулемёт «MG 42». Schwimmwagen открашивали в жёлтые цвета (если автомобиль предназначался для африканских подразделений) или в зеленовато-серый цвет «panzergrau».

Были у автомобиля и свои недостатки: низкие борта, тесный и неудобный салон, большая осадка кузова и слабый мотор. К тому же при высокой волне использование автомобиля становилось невозможным.

VW Typ 166 Schwimmwagen выпускался в Германии с 1942 года до лета 1944. Всего с конвейера сошло 14 000 экземпляров, что стало максимальным количеством выпущенных в этом классе машин.

Водоплавающие автомобили СССР August 29th, 2015

В середине прошлого века автомобили-амфибии были одними из тех вещей наряду, например, с космическими кораблями, которые формировали у людей образ будущего. И хотя широкого применения за пределами военных миссий водоплавающие автомобили в итоге не нашли, они представляют из себя весьма интересный феномен. Предлагаем вам краткий экскурс в историю советских амфибий.


ГАЗ-46 «МАВ»

«МАВ» расшифровывалось как Малый Автомобиль Водоплавающий. Эту оснащенную четырехцилиндровым двигателем от «Победы» и трансмиссией и подвеской от ГАЗ-69 машину начали выпускать в 1953 году. По воде ГАЗ-46 передвигался с помощью гребного винта. Назначение вполне стандартное: переправа десантников, инженерные работы на воде и прочие военные миссии. Модель была скопирована с американского Ford GPA и просуществовала до 1958 года.

ЗИС-485 «БАВ»

«БАВ», как вы, наверное, уже догадались - это Большой Автомобиль Водоплавающий. ЗИС-485 мог перевозить 25 человек или 2,5 тонн груза, включая даже автомобили и артиллерийские орудия, а скопирована модель была с другой американской амфибии - GMC DUKW-353. Выпущенный в 1950 году «БАВ» прожил в серийном производстве 12 лет.

Эта полноприводная моторизированная тележка была создана по заказу ВДВ для эвакуации раненых с поля боя и стала прототипом для легендарного советского вездехода ЛуАЗ-969 «Волынь». Габариты у ЛуАЗа, как и грузоподъемность, были крайне малыми. Объем двигателя не превышал одного литра, а в движение он приводился колесами. При особой необходимости управлять амфибией можно было в полулежачем состоянии.

Предшественница этой модели амфибия НАМИ-011, как и ГАЗ-46, была скопирована с американского Ford GPA. У НАМИ-055 был более обтекаемый цельнометаллический корпус, 41-сильный двигатель от «Москвича-410» и задний гребной винт. В итоге амфибия даже при полной загрузке в полторы тонны на воде развивала скорость до 12 километров в час. Над модификацией НАМИ-055В уже работал создатель легендарных пассажирских «Ракет» Ростислав Алексеев - в итоге модель на подводных крыльях через 40 секунд после старта разгонялась до 55 километров в час.

ВАЗ-Э2122

Своя амфибия, оказывается, была и у ВАЗа - ее тольяттинцы по заказу Минобороны СССР сконструировали в 1976 году на базе «Нивы». От других советских амфибий водоплавающая «Нива» отличалась, прежде всего тем, что как раз таки на амфибию она была почти не похожа. Однако этот оснащенный 1,6-литровым двигателем автомобиль мог передвигаться по воде со скоростью 5 километров в час. Правда, конвеера тольяттинская амфибия так и не увидела.

УАЗ-3907 «Ягуар» — это ещё один перспективный автомобиль-амфибия, которому не удалось попасть в серийное производство. Водоплавающая машина была изготовлена на базе агрегатов УАЗ-469. Оригинальную конструкцию имел водоизмещающий кузов и герметичные двери. Перед задним мостом были установлены два гребных винта, а функцию рулей выполняли передние колёса. К 1989 году было изготовлено 14 советских «Ягуаров» и автомобиль был принят на вооружение. В ходе испытаний УАЗ-3907 проплыл по Волге от Ульяновска до Астрахани и обратно. Но в 1991 году ушли все перспективы военного заказа и руководство Ульяновского завода приняло решение о прекращении подготовки к серийному производству УАЗ-3907.

Автомобиль ГАЗ-46 является компактным водоплавающим автомобилем советского производства. Его выпускали с 1953 года на заводе ГАЗ. Как и большинство подобной специализированной техники, данная машина предназначалась для нужд армии. Там новой амфибии ГАЗ-46 присвоили индекс «МАВ», что означало «малый автомобиль водоплавающий». Главное предназначение данной машины заключалось в ведении разведки в сложных условиях, где приходилось преодолевать водные преграды. Кроме того, инженерные подразделения использовали лёгкую амфибию для проведения различных работ на водоёмах.

Зачем нужна была специфическая амфибия в армии

До начала и в ходе Великой Отечественной войны войска СССР не имели собственных водоплавающих автомобилей. Война продемонстрировала, что отечественное автомобилестроение не настолько разнообразно и совершенно как этого бы хотелось. Поставки военной техники из США по ленд-лизу открыли для советских конструкторов много пустых ниш в отечественном автомобилестроении.

Самыми интересными оказались водоплавающие автомобили-амфибии, с помощью которых советские войска с ходу форсировали водные преграды в последние годы войны. Это были следующие модели:

  • Легковой Ford GPA — водоплавающий полноприводный джип;
  • Полноприводный шестиколёсный грузовой автомобиль DUKW.

Естественно, что эта техника заинтересовала советских военных. Так как нельзя было допустить, чтобы потенциальный соперник имел долее разнообразную и совершенную военную технику, амфибии были включены в план перевооружения, которое должно было состояться сразу после окончания войны.

Армии СССР срочно нужен был командирский водоплавающий автомобиль и грузовая амфибия, способная перевозить личный состав, поэтому конструкторы стали разрабатывать следующие модели:

  • ЗИС-485.

Так как нельзя было просто скопировать американские модели, инженерам-конструкторам пришлось немало поработать для создания отечественных амфибий.

Проблемы при разработке легковой амфибии

Работы по отечественным амфибиям были начаты в НАМИ сразу после окончания войны. В качестве шасси для легковой машины, было решено использовать ГАЗ-67, который прекрасно зарекомендовал себя в качестве неприхотливого военного внедорожника. Чтобы сделать его амфибией, было решено воспользоваться опытом американских конструкторов, которые выпустили военный автомобиль-амфибию Форд ГПА.

В 1948 году были полностью утверждены тактико-технические требования к новому автомобилю. Машина, которая получила название НАМИ-011, предназначалась для следующих задач:

  • Перевозки разведывательных групп и командного состава по местности, которая имеет водные преграды;
  • Буксировки катеров, понтонов и прочих плавсредств, которые в те годы использовались инженерными частями армии СССР;
  • Передвижение в условиях бездорожья.

В 1949 году опытный образец был готов, и инженеры НАМИ отправили его на испытания. Все испытания прошли настолько успешно, что создатели амфибии НАМИ-011 получили сталинскую премию «За работу в области машиностроения». Машина была принята и отправлена на Горьковский автомобильный завод для запуска в серийное производство, но не всё оказалось так просто и радужно.

Инженеры-конструкторы завода ГАЗ сразу же обратили внимание на то, что новинка сконструирована на базе ГАЗ-67, который должен был уступить своё место новой разработке, ГАЗ-69. Кроме того, амфибия, которая прекрасно прошла все испытания, была недоработана для серийного производства, поэтому наладить его немедленно не представлялось возможным.

Сделать одобренную правительством амфибию любой ценой

Хотя конструкторы завода прекрасно понимали, что невозможно наладить серийное производство такой модели в короткие сроки, спорить с правительством было смертельно опасно. Срочно создали отдельную группу опытных конструкторов под руководством Крещука, которая должна была оперативно устранить недоделки НАМИ. Благодаря самоотверженной работе конструкторов, уже в 1950 году амфибия НАМИ-011 была готова к запуску в серийное производство.

Работа, которая велась из-за опасения перед наказанием со стороны правительства, была заранее обречена на провал, так как на заводе ГАЗ ещё в 1944 году пытались создать нечто подобное на базе ГАЗ-67. Тогда работы свернули из-за слишком высоких затрат. Понимая, что отвечать всё равно придется, конструкторы решили перестраховаться и одновременно вели работы по разработке амфибии на базе ГАЗ-69, который изначально проектировался с учётом возможных переделок.

Новая модель, получившая индекс ГАЗ-46, была готова к серийному производству одновременно с ГАЗ-011 (НАМИ-011). Главный конструктор завода Липгард рассчитывал представить на испытания сразу две модели, чтобы заказчик выбрал лучшую.

ГАЗ-011 или ГАЗ-46?

Несмотря на все недоработки НАМИ-011, конструкторам Горьковского автомобильного завода удалось справиться с проблемами, и сделать действительно качественную машину. ГАЗ-011 превосходил первоначальную разработку НАМИ по следующим параметрам:

  • Значительно уменьшился вес автомобиля;
  • Увеличилась скорость как на суше, так и на воде;
  • Повысилась надёжность машины;
  • Упростился процесс сборки.

Новый ГАЗ-011 на испытаниях очень понравился военному командованию, что создало дополнительные проблемы для Горьковского автозавода. ГАЗ-67 планировали заменить новой моделью, а производство амфибии мешало это сделать.

Неизвестно, долго бы длилась эта парадоксальная ситуация, если бы в 1952 году конструктор Крещук не отправил секретное письмо Сталину, где рассказал, что творится на заводе. Меры были приняты незамедлительно:

  • Многих чиновников и конструкторов понизили в должностях;
  • Премия за разработку НАМИ-011 была оперативно отменена;
  • Руководству Горьковского автомобильного завода настоятельно рекомендовали делать, так, как это выгодно для государства.

Исходя из этого, было решено производить ГАЗ-46, хотя в 1953 году всё же выпустили 68 амфибий ГАЗ-011, которые отправились в армию.

Характеристики амфибии ГАЗ-46

Тактико-технические характеристики ГАЗ-46 выглядят следующим образом:

  • Машина имеет длину в 4 930 мм, высоту -1 770 мм, ширину – 1 900 мм;
  • Полный привод, колёсная формула 4х4;
  • Масса машины составляет 1 270 кг, при этом масса перевозимого груза может достигать 500 кг;
  • В амфибии могут с относительным комфортом разместиться 5 человек;
  • В качестве двигателя используется карбюраторный мотор 2,1 литра, который развивает 55 л.с;
  • Максимальная скорость машины на воде 9 км/ч, на шоссе – 90 км/ч;
  • Запаса топлива хватает на 300-500 км пробега по суше (зависит от типа местности и наличия или отсутствия дорог). При движении по воде топлива хватает на 5 часов ходу.

По воде автомобиль мог передвигаться благодаря особой конструкции своего корпуса. Он изготавливался из стали, которая крепилась на прочной раме. Корпус напоминал классический понтон, поэтому в нём не было дверей. Он делился на три отсека, каждый из которых предназначался для определенных целей:

  • Носовой отсек предназначен для моторного отделения;
  • Самый обширный отсек – это средний. Там находится экипаж и пассажиры ГАЗ-46;
  • В кормовом отсеке находится багажное отделение.

На носу амфибии конструкторы предусмотрели специальный волноотбойный щиток, который механическим образом приводится в состояние готовности экипажем машины, перед тем, как она войдёт в воду. Он прекрасно защищает двигатель от попадания воды в отверстия воздухозаборников. Амортизаторы рычажного типа располагались за пределами кузова.

Двигатель на ГАЗ-46 был аналогичен тому мотору, который устанавливался на «Победу». Трансмиссия и подвеска были взяты от нового ГАЗ-69. Коробка переключения передач была трёхскоростная. Имелась двухступенчатая раздаточная коробка. Для движения в воде использовался специальный винт, который работал от раздаточной коробки. Для придания нужного курса машине, которая превращалась в судно, использовался водный руль.

На машину устанавливались покрышки специальной конструкции, в которых можно было уменьшать давление для лучшей проходимости. Все механизмы автомобиля были прекрасно защищены от попадания внутрь влаги.

Особенности дизайна ГАЗ-46

Дизайн автомобиля ГАЗ-46 невероятно прост и аскетичен, впрочем, это не выглядит чем-то особенным на фоне других послевоенных машин. Если принять во внимание, что данная амфибия задумывалась специально для военных нужд, спартанская обстановка даже сейчас не сильно шокирует. Внешний вид амфибии наводит мысли о катерах, и совершенно не напоминает внедорожники. Несмотря на это, на бездорожьях машина не отстанет от БТР и БМП.

Приборная панель машины, которую нельзя даже назвать модным сейчас словом «торпедо», была полностью позаимствована от ГАЗ-69. Кроме того, она получила несколько дополнительных функций. Это лампочка, которая подавала сигнал, если в трюм попадала вода, и тахометр. Одной из особенностей данной машины является очень близкое друг к другу расположение педалей. Это сделано для того, чтобы уменьшить число технологических отверстий в корпусе амфибии.

Ветровое стекло можно было положить на капот автомобиля вместе с его рамкой. Топливный фильтр был установлен прямо в кабине. Это упростило обслуживание топливной системы. Во избежание засорения карбюратора, рекомендовалось следить за состоянием топливного фильтра, меняя его по мере засорения.

Амфибия МАВ поступала на вооружение десантных и инженерных войск СССР. Имелись такие машины и у разведчиков. Машины выпускались с 1953 по 1958 годы, но за это время было собрано около 650 единиц, так как потребность в них была минимальной. С появлением первых БРДМ-1, которые были более универсальными, потребность в специфических амфибиях отпала.

В настоящее время подобные машины можно увидеть только у коллекционеров, любителей необычной военной техники и в музеях.