Актуальный бланк и образец заполнения путевого листа. Порядок ведения путевых листов грузового автомобиля Путевые листы на грузовые автомобили

Описание общих процедур по ведению путевых листов грузового автомобиля. Рассмотрены виды и формы путевых листов, порядок их заполнения для предприятий, а так же последующая обработка и хранение путевых листов.

Следует сразу оговориться, что данное руководство разработано для применения еще во времена СССР, и соответственно стоит его использовать, только в частях не противоречащих .

I. Общие указания

1. Путевые листы для грузового автомобиля изготавливаются трех видов:

  • типовая междуведомственная форма (сдельная), применяемая при осуществлении перевозок грузов на условиях оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам Единых тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом;
  • типовая междуведомственная форма (повременная), применяемая при выполнении работы автомобилем по перевозке грузов на условиях оплаты за работу автомобиля по повременным тарифам;
  • ведомственная форма (междугородная), применяемая при выполнении работы грузовым автомобилем по перевозке народнохозяйственных грузов в междугородном сообщении в соответствии с положениями об организации междугородных автомобильных перевозок грузов, утверждаемыми в установленном порядке Советами Министров союзных республик и уставами автомобильного транспорта союзных республик. На лицевой стороне этой формы путевого листа наносится полоса красного цвета с типографской надписью "междугородные перевозки".

2. Изготовление бланков путевых листов с типографской нумерацией (как документов строгой отчетности) производится Госкомиздатом СССР по заказам министерств, ведомств и других организаций в количествах, удовлетворяющих потребность в них.

Бланки междугородных путевых листов формы N 4-м изготавливаются Госкомиздатом СССР только по заказам органов управления автомобильным транспортом общего пользования союзных республик.

3. Снабжение путевыми листами предприятий, организаций и учреждений производится централизованно их вышестоящими организациями в установленном порядке.

Бланки междугородных путевых листов грузовыми автостанциями или другими предприятиями автомобильного транспорта общего пользования, на которые в данной местности возложена организация междугородных перевозок грузов, могут выдаваться в подотчет предприятиям, организациям и учреждениям других ведомств, когда предприятия автомобильного транспорта общего пользования не имеют возможности выполнить междугородные перевозки грузов и эти перевозки разрешают осуществить ведомственным автотранспортом.

4. Бланки хранятся на складах предприятий, организаций, учреждений и по мере потребности выдаются под расписку лицу, ответственному за эксплуатацию автотранспорта (заведующему гаражом, начальнику эксплуатации, диспетчеру и др.).

5. Путевые листы формы N N 4-с, 4-п, оформленные в соответствии с настоящей инструкцией, выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. На более длительный срок при междугородных перевозках грузов путевые листы формы N 4-м выдаются только в случае, когда водитель выполняет перевозки в течение более суток. Выдаваемый путевой лист должен обязательно иметь штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

6. Путевые листы формы N N 4-с, 4-п, 4-м хранятся совместно с товарно - транспортными накладными.

II. Заполнение путевых листов

7. Заполнение реквизитов путевых листов производится последовательно в соответствии с настоящими указаниями и является обязательным для всех государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, имеющих как собственные, так и арендуемые грузовые автомобили.

8. Ответственность за правильное заполнение путевых листов несут руководители предприятий, организаций, учреждений, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа.

Участие водителя в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля.

9. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером автотранспортного предприятия или уполномоченным на то лицом в следующей последовательности:

9.1. На лицевой части путевого листа под названием документа записывается дата его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в диспетчерском журнале.

9.2. В строке "Режим работы" записывается код или наименование режима работы (работа в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, в день субботника, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю.

9.3. В строке "Колонна, бригада" записываются номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель.

В строке "Автомобиль" записываются марка, государственный номер и тип автомобиля, а также его гаражный номер.

9.4. В строке "Водитель" записываются фамилия, инициалы, номер служебного удостоверения и класс водителя, работающего по данному путевому листу. В строке "Табельный номер" записывается номер, присвоенный водителю в автопредприятии.

9.5. В строках "Прицепы" записываются марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцепов записываются по этим строкам в местах их перецепки.

9.6. В строке "Сопровождающие лица" записываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.).

9.7. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графах 2 и 3 записывается время (часы и минуты) выезда и возвращения автомобиля по графику.

9.8. В разделе "Задание водителю" в графе 16 "В чье распоряжение" на основании заявки или разового заказа заказчика записывается наименование заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания.

9.9. В графе 17 "Время прибытия" записывается время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора.

9.10. В графах 18 "Откуда взять груз" и 19 "Куда доставить груз" записываются адреса пунктов погрузки и разгрузки согласно заявке, разового заказа заказчика или по условиям договора.

9.11. В графе 20 "Наименование груза" записывается наименование предъявляемого к перевозке груза на основании заявки или разового заказа заказчика.

9.12. В графе 21 "Количество ездок с грузом" на основании заявки или разового заказа записывается количество ездок с грузом, необходимое для выполнения задания.

9.13. В графе 22 "Расстояние" записываются расстояния перевозок грузов, определяемые по данным дорожных органов, или по карте района (плану города) при помощи курвиметра, или по списку расстояний, составленному на основании актов замера или по показателям спидометра автомобиля (на сезонных перевозках), зафиксированным актом автотранспортного предприятия или организации и заказчика.

9.14. В графе 23 "Перевезти тонн" записывается количество груза, которое необходимо перевезти для заказчика.

Право изменения задания, указанного в разделе "Задание водителю", имеет только автотранспортное предприятие. Лишь в исключительных случаях заказчик может по согласованию с автотранспортным предприятием изменить задание с соответствующей записью в строках "Особые отметки". В этой же строке производится запись в случаях использования автомобиля по специальному назначению (органами милиции, врачами и т.д.).

9.15. На лицевой стороне путевого листа в строке "Выдать горючее" записывается прописью количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего предыдущего дня работы.

9.16. В строке "Подпись диспетчера" диспетчер своей подписью удостоверяет правильность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения.

10. Заполнение путевого листа до выезда из гаража производится в следующей последовательности:

10.1. В разделе "Движение горючего" в графах 7, 9 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче - смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное на то лицо записывает количество выданного горючего, а также серии и номера выданных талонов на горючее и удостоверяет эти записи своей подписью.

Количество горючего, выданного талонами, приравнивается к горючему, выданному в натуре.

10.2. На лицевой стороне врачом или другим медицинским работником при осуществлении предрейсового медицинского осмотра подписью удостоверяется состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем.

10.3. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 5 "Показания спидометра" механик контрольно - пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 "Время фактическое" штамп - часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража. В случае неисправности или отсутствия штамп - часов время записывается вручную в следующей последовательности: число, месяц, часы, минуты.

10.4. В разделе "Движение горючего" в графе 10 "Остаток при выезде" механик КПП или ОТК записывает количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильность всех сделанных записей удостоверяет подписью в этой графе.

10.5. В строке "Подпись механика" механик КПП или ОТК удостоверяет подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража, а в строке "Подпись водителя" - водитель подписью удостоверяет принятие автомобиля в технически исправном состоянии и получение задания на работу.

11. Заполнение путевого листа на линии производится в следующей последовательности.

В разделе "Последовательность выполнения задания" формы N 4-с:

11.1. В графе 24 грузоотправитель записывает последовательно номера выполненных ездок. Запись предназначена для разнесения прилагаемых товарно - транспортных документов по ездкам.

11.2. В графе 25 "Номера приложенных товарно - транспортных накладных" грузоотправителем записываются все номера товарно - транспортных накладных, относящихся к данной ездке.

11.3. В графе 26 "Время прибытия" проставляется время (часы и минуты) предъявления шофером путевого листа грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно - пропускном пункте в пунктах погрузки или разгрузки (кроме станций железных дорог).

При отсутствии въездных ворот или контрольно - пропускного пункта указанная графа не заполняется, время прибытия в пункт погрузки или разгрузки проставляется в товарно - транспортной накладной (ТТН).

11.4. В графе 27 "Подпись и печать" грузоотправитель расписывается и ставит печать, подтверждая правильность заполненных им реквизитов путевого листа.

12. Графа 28 "Отметки автопредприятия" может использоваться автопредприятием для отражения дополнительных учетных показателей работы автомобиля и прицепа.

13. В разделе "Простои на линии" работник службы техпомощи или уполномоченное на то лицо в соответствующих графах записывает причину простоя, дату и время начала и окончания простоя и удостоверяет эти записи своей подписью.

14. В строках "Особые отметки" на лицевой стороне записываются сведения, не предусмотренные формой путевого листа (отметки органов Госавтоинспекции, заказчиков при отказе от загрузки автомобиля, различных дорожных служб и т.п.).

15. При возвращении автомобиля в гараж заполнение путевого листа производится в следующей последовательности:

15.1. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 6 механик КПП или ОТК записывает или проставляет штамп - часами фактическое время возвращения автомобиля в гараж (число, месяц, часы, минуты) и заполняет графу 5 "Показания спидометра".

15.2. В разделе "Движение горючего" механик КПП или ОТК заполняет графу 11 "Остаток при возврате" и расписывается под ней.

15.3. В разделе "Движение горючего" заправщик, техник по ГСМ или уполномоченное на то лицо при сдаче водителем талонов на ГСМ заполняет графу 12 "Сдано" и расписывается под ней.

15.4. В строке "Сдал" водитель подписью удостоверяет сдачу автомобиля механику КПП или ОТК в технически исправном (неисправном) состоянии. Механик КПП или ОТК в строке "Принял" подписью удостоверяет правильность заполнения граф 5 и 6 строки "Возвращение в гараж" раздела "Работа водителя и автомобиля" и прием автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии.

16. После сдачи водителем путевого листа диспетчер или другое уполномоченное на то лицо заполняет его в следующей последовательности:

16.1. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 4 "Нулевой пробег" по таблице расстояний записывает расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до гаража.

16.2. В разделе "Движение горючего" в графе 13 "Коэффициент изменения нормы" записывает один общий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расхода горючего, связанного с работой автомобиля по повышенной норме расхода горючего, в графе 14 "Время работы спецоборудования" и графе 15 "Время работы двигателя" на основании соответствующих записей в приложенных к путевому листу ТТН записывает соответственно время работы спецоборудования и дополнительное время работы двигателя в особых условиях эксплуатации (работа двигателя, вращающего погрузочно - разгрузочные механизмы и т.п.). Эти реквизиты необходимы для определения дополнительной нормы расхода горючего. Правильность заполнения данных реквизитов диспетчер заверяет подписью под соответствующими графами.

16.3. В разделе "Последовательность выполнения задания" диспетчер в графе 24 записывает общее количество ездок, а в строке "ТТН в количестве" - общее количество сданных товарно - транспортных накладных. За общее количество сданных и принятых товарно - транспортных накладных водитель расписывается в строке "Сдал водитель", а диспетчер - в строке "Принял диспетчер".

III. Особенности заполнения путевых листов формы N 4-п и N 4-м

17. В путевом листе формы N 4-п в разделе "Задание водителю" в графе 16 "В чье распоряжение" на основании заявки или разового заказа заказчика диспетчером записывается наименование и адрес заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания, в графах 17 и 18 - плановое время прибытия и убытия, в графе 19 - плановое количество часов работы и в графе 20 - количество ездок по плану.

18. Путевой лист формы N 4-п имеет отрывной талон заказчика, который является основанием для предъявления автопредприятием счета на оплату транспортных услуг и прилагается к нему.

19. В отрывном талоне заказчик:

19.1. На основании предъявленного водителем путевого листа заполняет в соответствующих строках номер и дату выдачи путевого листа, наименование автопредприятия, на подвижном составе которого производится перевозка грузов, марки и государственные номера прибывших автомобиля и прицепов.

19.2. В строке "Заказчик" записывает наименование организации, фамилию и инициалы должностного лица, ответственного за использование автомобиля.

19.3. В строке "Время" указывает время при прибытии и убытии автомобиля от заказчика.

19.4. В строках "Спидометр" записывает показания спидометра при прибытии к заказчику и убытии от него.

19.5. В строке "Приложенные ТТН" вписывает номера ТТН, один экземпляр которых прилагается к путевому листу, и указывает их общее количество.

Приложение ТТН к путевому листу автомобиля, выделенного для работы с оплатой по повременным тарифам, не является основанием для изменения формы оплаты за работу автомобиля.

19.6. В строке "Количество ездок" проставляет общее количество выполненных ездок.

19.7. В строке "Подпись и штамп заказчика" расписывается и ставит штамп, подтверждая правильность заполнения реквизитов соответствующих строк путевого листа.

20. В разделе "Выполнение задания" заказчик записывает маршруты движения откуда - куда по каждой ездке и удостоверяет эти записи своей подписью.

21. В путевом листе формы N 4-м в разделе "Прохождение контрольного пункта УТЭП, КДП и ГАС":

  • диспетчер автопредприятия в графе 26 записывает наименование контрольного пункта, пункта отдыха и ночлега, через которые должен следовать автомобиль, а также УТЭП, КДП и ГАС, на которых водитель получает загрузку автомобиля, в том числе и автомобилей, следуемых в попутном направлении, в графе 27.1 - дату и время их прохождения по графику;
  • диспетчер УТЭП, КДП или ГАС в графе 27.2 записывает фактическое время и дату прохождения контрольного пункта, пунктов отдыха и ночлега, выводит отклонение от графика и записывает в графе 27.3 "Отклонение", в графе 28 расписывается и ставит штамп.

IV. Обработка путевых листов

22. Обработка путевых листов может производиться автоматизированным с применением ЭВМ, механизированным с применением ПВМ и КВМ и ручным способами.

Путевые листы, подлежащие автоматизированной обработке на ЭВМ, проходят предварительную обработку, которая заключается в кодировании информации (заполнении граф), подготовке и переносе информации на машинные носители.

23. При автоматизированной обработке путевых листов данные машинограмм, полученных с ЭВМ, могут не переноситься на бланки путевых листов. При этом машинограмма должна содержать показатели, соответствующие утвержденному разделу "Результаты работы автомобиля и прицепов".

24. В разделе "Результаты работы автомобиля и прицепов":

24.1. Расход горючего определяется по общему пробегу и выполненным тонно - километрам автомобиля за день (смену) его работы. При подведении итогов работы в путевом листе указываются наряду с фактическими расходами расходы по нормам, утвержденным для отдельных марок автомобилей.

24.2. Время в наряде в часах определяется с момента выезда автомобиля из гаража до его возвращения в гараж, за вычетом времени на обед и отдых водителя (согласно положению, существующему на автотранспорте). Целодневные простои из-за бездорожья, технических неисправностей и т.п. из часов в наряде исключаются.

Время в движении составляет разницу между временем в наряде и временем в простоях. Время в простоях определяется путем суммирования времени простоев под погрузкой и разгрузкой, времени на простои, вызванные техническими неисправностями автомобиля в пути, заменой резины, непроезжим состоянием дорог и др. Простои под погрузкой и разгрузкой определяются по записям о простоях, указанных в товарно - транспортных накладных.

Простои по техническим неисправностям и прочим причинам определяются по записям в разделе путевого листа "Простои на линии". Итоги по простоям даются отдельно по простоям под погрузкой и разгрузкой, сверхнормативным простоям и простоям, вызванным техническими неисправностями.

24.3. Количество ездок с грузом определяется путем подсчета всех ездок с грузом между пунктами погрузки и пунктами разгрузки.

24.4. Общий пробег автомобиля должен соответствовать разнице между показаниями спидометра при возвращении в гараж и при выезде из гаража.

Пробег с грузом равняется сумме расстояний по всем ездкам с грузом, указанным в ТТН.

Пробег без груза составляет разницу между общим пробегом и пробегом с грузом.

24.5. Общее количество перевезенного автомобилем груза определяется по товарно - транспортным накладным путем подсчета количества груза, доставленного в пункты назначения.

24.6. Тонно - километры определяются путем умножения количества (массы) перевезенного груза по каждой ездке (заезду) на расстояние каждой ездки (заезда) между пунктами погрузки и разгрузки.

Общее количество тонно - километров, сделанных грузовым автомобилем за день работы (смену), будет равно сумме тонно - километров по всем ездкам (заездам) с грузом.

25. Зарплата водителю указывается на основании данных таксировки всех товарно - транспортных накладных, приложенных к путевому листу.

Организации, во владении которых есть грузовые транспортные единицы, обязаны заниматься заполнением определенных разновидностей документов. Исключением не является и путевой лист грузового автомобиля. Его заполнение осуществляется тогда, когда автомобиль отъезжает с базы в целях осуществления водителем работы. Целью создания данной бумаги является фиксация расходов, и учет рабочего времени каждого автомобиля. На базе ключевых параметров производятся расчетные мероприятия по сумме зарплат для водителей. Что представляет собой этот тип документации, и каковы особенности его заполнения – будет рассмотрено в статье.

В рамках любого мероприятия по перевозке груза, которой занимается автомобиль компании, наблюдается соответствие определенной формы документа, которая подтверждена Министерством транспорта.

Существует несколько нормативов, на базе которых произошел процесс официального принятия шаблонов:

  • приказ Министерства транспорта №152, имеющие соответствующие редакции и поправки;
  • устав, сформированный на законодательной базе 259;
  • указ, созданный силами министерства транспорта;
  • законодательная норма, находящаяся под номером 402.

Это обязательные бумаги, заполнение которых должно быть осуществлено в строгом соответствии с законом. Любой рейс в определенное место сопровождается заполнением формы сотрудниками, например, уполномоченным директором или бригадиром. Заполнение происходит по 4-п, 4-с и междугородной бумаге 4-м. Можно без проблем скачать бланк путевого листа грузового автомобиля.

Общие принципы взаимодействия с документацией

Заполнение документа осуществляется разово в сутки до того, как машина отправится в путь. Есть оговорка, предполагающая тот факт, что листы, выданные за прошлые смены, уже были возвращены организации на базу. Заполнение отрывных бланков осуществляет партнер-заказчик. Именно он и осуществляет процесс оформления счета к оплате. Когда работа завершается, документ отправляется обратно в компанию, где происходит фиксация информации о числе отработанных часов и прочих данных. Рассмотрим образец заполнения путевого листа грузового автомобиля в четкой последовательности действий.

Предполагается содержание определенной информации, которая является ключевой:

  1. Данные о реквизитах компании, которая выдает документ.
  2. Дата – момент заполнения документа наряду с порядковым номером.
  3. Пометка исправности автомобиля, подтвержденная подписью лица, проведшего осмотровые мероприятия.
  4. Сведения о машине – регистрационный код, марка, прицеп или его отсутствие.
  5. Данные и сведения, связанные с личностью шофера: ФИО, удостоверение и его номер.
  6. Производится обязательное заполнение информативной таблицы, в рамках которой происходит отражение движения горючего вещества – его количестве, марки, продолжительности пребывания в рабочем состоянии.
  7. Происходит описание задания водителя, подлежащее обязательному процессу выполнения.

Пример заполнения данных об автомобиле и водителе в путевом листе

Существует специальный бланк путевого листа грузового автомобиля, на основании которого можно ознакомиться с информацией, требуемой к указанию. На следующем этапе происходит детальное заполнение таблицы, содержащей информацию о таких моментах, как «работа водителя и авто». В ней должны быть указаны следующие интересные сведения:

  • показания, отмеченные спидометром;
  • временные интервалы совершения рабочих действий;
  • время отработки по факту.

Во второй части путевого листа присутствует таблица, отражающая и характеризующая точную последовательность, в которой происходило выполнение задания. Ее заполняет непосредственно водительский специалист, а также здесь имеются данные обо всех передвижениях, совершенных в рамках времени работы, а также об итоге выполненных задач. Нахождение путевого листа должно быть у водителя в течение всего процесса поездки. Если понадобится, документ предоставляется сотруднику ГИБДД.

Проверка путевого листа инспектором ГИБДД

Заполнение путевого листа в рамках формы 4-п

Эта форма оформляется силами уполномоченного лица, несущего ответственность за выполнение всех норм и обязательств. Помимо этого, ответственными являются лица, которые руководят процессами. Если водитель успешно сдал документ, относящийся к прошлой смене, под расписку он может претендовать на получение очередной бумаги. Существует перечень дополнительных бумаг, предоставляемых водителю. Они даются в ситуации, когда происходит перевозка ТМЦ. В бухгалтерии обеспечивается их совместное хранение. Образец путевого листа грузового автомобиля прост и понятен, в нем содержится базовый набор всех данных.

В данном случае подразумевается применение повременного оплатного тарифа. Происходит вписывание номерных значений данных документов в путевой лист. Форма 4-п поступает к водителю непосредственно перед стартом смены, при этом важную роль играет сдача путевого листа за прежнюю смену. Далее водителю следует расписаться о получении листа, проверить факт наличия штампа и печати, а также ознакомиться с датой выдачи. Когда смена завершается, документация отправляется в компанию, являющуюся собственником грузового авто.

В рамках данного процесса заказчик получает отрывной талон, включающий определенные сведения:

  1. Время, которое оплачивается.
  2. Общий автомобильный пробег груженого и пустого авто.
  3. Показатель перепробега, если такой имеется.
  4. Тоннаж.
  5. Сумма, которую требуется оплатить.

Пример заполнения путевого листа грузового автомобиля можно посмотреть на просторах интернета и сделать это достаточно просто. Выписка может осуществляться в рамках учетной программы.

Особенности заполнения путевого листа по 4-с

Вне зависимости от того, является ли транспортное средство арендованным или собственным, компания обязуется заниматься составлением документации в рамках сдельного образца 4-с. Обязательный тип формы документа предусмотрен в рамках действующего законодательства. Компания вправе заниматься самостоятельной разработкой бланка. Типовой лист типа 4-с применяется при использовании в ходе расчета сдельных показателей.

Что должно быть на лицевой стороне

В этом процессе компания проставляет штамп, код, наличие или отсутствие прицепа. В рамках первой таблицы следуют записи данных, связанных с работой шофера. Здесь же происходит предоставление плановых и фактических параметров, связанных с датой и временем. Последующие графы подразумевают указание типа и кода топливного ресурса, который применяется для заправки. Также отмечаются его показатели на начало дня и конец. Впоследствии наемный специалист осуществляет заполнение сведений о задании, которое стоит перед водителем. В нем включено указание названия, информация о грузе, число поездок, тоннаж и особенности километража. В документе имеет место быть раздел, связанный с особыми метками. В нем включена информация о ДТП. Это далеко не весь перечень сведений, обязательных к содержанию в рамках данного документа.

Что должно быть на обратном обороте

Рассматривая вопрос, как заполнить путевой лист грузового автомобиля, стоит обратить внимание на оборот бумаги. На другой стороне осуществляется запись о процессе выполнения задач: во сколько времени, и в какой пункт прибыла машина, в каком количестве присутствуют сопроводительные документы, и каковы их номера. Важно, чтобы происходило заверение данных посредством подписей и печатей. Ниже отмечаются сведения о простоях, а также их причинах, продолжительности. Заполняется и нижняя таблица, в которую диспетчером вносятся сведения о результатах, связанных с расходом топлива.

Каковы нюансы заполнения документации

Рассматривая образец заполнения путевого листа 4С, стоит обратить внимание на несколько моментов. Стоит учесть то, что вся ответственность за грамотность заполнения лежит на плечах директора фирмы и только впоследствии переходит на должностных лиц. Это относится к механику, диспетчеру и непосредственно водителю. Если есть иные уполномоченные лица, их подписи также играют важную роль.

Заполнение документа по форме 4-м

Транспортные и другие организации, которые занимаются осуществлением грузовой доставки на крупные расстояния, могут осуществлять оформление специализированного путевого листа, который выписывается на весь рейс и имеет длительность в несколько суток. Это межотраслевая форма 4-м. Особую роль играет ее заполнение в случае, когда отправка грузов происходит за пределы страны. Оформляется и заполняется такая путевка для грузового автомобиля достаточно просто, для этого необходимо соблюдать особенности для лицевой и оборотной стороны.

Образец бланка путевого листа форма 4-м

Лицевая часть и ее заполнение

В принципе, суть заполнения остается той же, что и при других формах, например, 4-п или 4-с. Данные остаются теми же и включают в себя штамп компании с наименованием, порядковое номерное число документации и дата, в которую она была составлена. Под штампом происходит указание общего режима работы авто и номера колонны. После этого ниже наблюдается заполнение наименования машины и ФИО водительского специалиста. Аналогично происходит заполнение таблицы о движении горючих веществ, указание всех данных происходит в литрах. В конце следуют подписи всех сторон.

Оборотная часть

Ее заполнение происходит в рамках процесса, в течение которого выполняется поставленная задача. В таблице, отображающей последовательность выполнения, содержатся номера сопутствующих документов, на основании которых происходит грузовая перевозка. Также есть таблица, содержащая сведения о простоях на линиях, в ней указываются факты простаивания машины без работы, а также причины и даты. Ниже отмечается количество накладных, передаваемых между специалистами. Все это заверяется посредством подписей руководящих сторон и сотрудников, пребывающих в подчинении.

Каждое предприятие должно ответственно подходить к этому моменту, чтобы все документы были в порядке. Это позволит избежать непониманий внутри фирмы и предотвратить штрафные взыскания со стороны государственных органов, служб и структур.

Образец маршрутного листа для водителя грузового автомобиля можно посмотреть далее. Если грамотно подойти к организации данного процесса и привлечь к труду более компетентных сотрудников, результатом станет грамотно заполненная форма, призванная обеспечить отражение текущей действительности.

Путевые листы выдаются всем водителям и другим сотрудникам организации , которые используют для выполнения своих профессиональных обязанностей грузовой транспорт. Эти документы используются для учета:

  • времени простоя;
  • времени активной эксплуатации;
  • пробега.

Правильно заполненный путевой лист обеспечит водителю грузового автомобиля защиту во время проведения проверки сотрудниками ДПС. Если у него не будет на руках этого документа, то ему будет выписан .

Бухгалтерия организации на основании путевых листов осуществляет горюче-смазочных материалов, после чего уменьшает базу налогообложения по УСН или прибыли . Также эти листки используются при расчете заработной платы водителям. На основании этих документов компания компенсирует водителям расходы, которые они понесли при закупке ГСМ на собственные средства.

Нюансы оформления

Практически в каждой коммерческой организации обязанность по выписке и учету путевых листов возлагается на бухгалтеров . Данный документ должен выписываться либо на одну поездку, либо на один день, в течение которого автомобиль неоднократно совершает перевозку грузов.

В том случае, когда грузовой автомобиль направляется в командировку в другой город или область, то путевой лист водителю может быть выписан на срок от 1 до 30 дней . Этот порядок регламентирован Приказом Минтранса РФ №152 от 18.09.2008 г .

Если грузовой автомобиль в течение рабочего дня будет эксплуатироваться несколькими водителями, то бухгалтер должен для каждого сотрудника выписать отдельный путевой лист. Сразу после оформления документ должен быть зарегистрирован в соответствующих учетных регистрах. Это может сделать как работник бухгалтерии или секретарь, так и сам руководитель организации.

При этом следует помнить, что Федеральным законодательством установлен срок хранения для путевых листов в архивах организаций, который составляет 5 лет с момента выписки, при том условии, что в течение этого временного промежутка у субъекта предпринимательской деятельности контролирующими органами была хоть раз проведена проверка.

В том случае, когда документ выписывался для перевозки особых грузов или является подтверждением тяжести труда водителя, то он должен храниться на протяжении 75 лет .

При начислении бухгалтерией заработной платы водителю грузового автомобиля используется путевой лист формы 4-П . Этот бланк был утвержден Постановлением Госкомстата РФ №78 от 28 ноября 1997 г . Как правило, эта форма заполняется в том случае, когда водителю за смену поручают выполнить работу для одного или двух заказчиков.

Если работнику организации начисляется заработная плата в порядке сдельного выполнения поставленных задач, тогда бухгалтер может задействовать бланк формы 4-С . Несмотря на то, что форма путевых листов утверждена на законодательном уровне, и включает необходимые для сферы грузовых перевозок реквизиты, некоторые коммерческие организации и индивидуальные предприниматели могут самостоятельно разработать форму такого документа.

Такое послабление сделано для тех субъектов предпринимательской деятельности, которые не имеют в своем штате водителей и личного автомобильного парка, предназначенного для выполнения грузовых перевозок. При самостоятельной разработке бланка им следует учитывать регламент Федерального Закона №129 от 21 ноября 1996 г , в котором указано, что такой документ должен содержать все главные сведения.

Правила заполнения

При заполнении путевых листов бухгалтера или другие сотрудники компании, которым поручен этот объем работы, должны учитывать следующие правила :

  1. В верхней части бланка теперь нет необходимости проставлять штамп или печать владельца грузового автомобиля.
  2. В обязательном порядке человек, который ответственен за оформление таких документов, должен указывать в бланке время и дату проведения проверки технического состояния автотранспортного средства перед рейсом. Здесь же он должен поставить подпись и инициалы проводящего проверку сотрудника или приглашенного специалиста.
  3. Указывается марка грузового автомобиля, прицепа, количество водителей, их личные данные, гаражный номер транспорта.
  4. Определяется количество рейсов, которые за день сделает авто, а также протяженность предстоящего маршрута.
  5. Вносятся точные показания спидометра, которые фиксируются до момента выезда машины из автопарка.
  6. Указывается остаток в баке автомобиля горюче-смазочных материалов, а также делается запись, какой литраж топлива потребуется для совершения поездки.
  7. В обязательном порядке ставится отметка о состоянии здоровья водителя, который будет управлять грузовиком. Ее делают те сотрудники, которые проводят проверку и дают допуск водителям к выполнению профессиональных обязанностей.
  8. Указывается точное время выезда машины из автопарка, а также точное время ее прибытия на место погрузки или выгрузки товаров, и возврата в гараж.
  9. Делается краткое описание перевозимых грузов.

Каждый водитель в начале смены получает путевой лист формы 4-П или 4-С под роспись , которая ставится в специальном . При этом он обязан передать в бухгалтерию бланк с прошлой смены. Если он его по каким-то причинам не сдаст, то не получит новый лист и не сможет приступить к выполнению профессиональных обязанностей, так как по закону не имеет права выезжать на маршрут без полного пакета документов.

Внутри организации должно быть проверено расследование, цель которого заключается в выяснении причин отсутствия бланка.

Новый бланк и пример

В 2020 году субъекты предпринимательской деятельности, которые используют для работы грузовой автомобильный транспорт, должны заполнять путевые листы с учетом небольших изменений .

Индивидуальные предприниматели, которые задействуют в работе грузовой транспорт, обязаны также как и коммерческие организации заполнять путевые листы. Если они специализируются на оказании автотранспортных услуг, то бланк должен выписываться на один день.

В том случае, когда ИП направляет водителя в командировку, тогда документ выписывается на все время этой поездки. Если индивидуальный предприниматель задействует грузовой автомобиль для перевозки грузов в личных целях, тогда он имеет право выдавать водителю бланк, оформленный на месяц.

На 2020 год в путевом листе обязательно должна быть проставлена отметка механика о проверке транспортного средства. Отметка может быть следующего содержания:

  1. «Автомобиль технически исправен. Выезд разрешен».
  2. «Прошел предрейсовый контроль технического состояния».

В настоящее время законодательством утверждена форма путевого листа специально для индивидуальных предпринимателей ПГ-1 . Также они могут использовать в работе унифицированные формы 4-П или 4-С, либо самостоятельно разработать под себя бланки, которые должны в полной мере соответствовать требованиям Приказа №152.

Индивидуальные предприниматели должны учитывать установленный и закрепленный на законодательном уровне порядок заполнения таких форм.

Если они не будут соблюдать эти требования, то не смогут включать в расходы все затраты, понесенные на ГСМ, тем самым им не удастся уменьшить базу для налогообложения.

При заполнении собственного бланка ИП должны указать следующие обязательные реквизиты:

  1. Название документа и его порядковый номер.
  2. Срок действия путевого листа. Если он выписывается на 1 день, то указывается дата. В том случае, когда форма заполняется на месяц, указывается период, на который выдается листок.
  3. Указываются сведения о собственнике грузового автотранспортного средства. Например, ФИО, контактный телефон, почтовый адрес.
  4. Вписываются все данные автомобиля: модификация, тип, номер, серия с номерного знака.
  5. Указываются показания спидометра.
  6. Проставляется дата и время выезда, а также прибытия в гараж, показания одометра.
  7. Указывается время и дата проведения контроля технического состояния грузовика (перед рейсом).
  8. Вписываются данные о водителе, его ФИО, время и дата проведения медицинского осмотра (перед и после рейсом).
  9. Проставляются подписи и печати (штампы) всех ответственных лиц.

Индивидуальные предприниматели имеют право в таком бланке размещать дополнительные реквизиты, в соответствии с регламентом Приказа №152.

Штрафные санкции

К нарушителям в 2020 году будут применяться штрафные санкции , размер которых определяет КоАП, действующий на территории Российской Федерации. Если в процессе проверки передвигающегося по населенному пункту или за его пределами грузового автомобиля сотрудники ГИБДД выявят отсутствие путевого листа, либо неправильно заполненный документ, то они применят к водителю соответствующие меры взыскания.

Как правило, лицо, управляющее грузовым автомобилем без путевого листа, штрафуется на 500 рублей, в соответствии со статьей 12.3 КоАП РФ .

Юридические лица за организацию передвижения грузового транспорта без соответствующим образом оформленной документации будут оштрафованы на 100 000 рублей, в соответствии со статьей 12.31.1 КоАП России . К индивидуальным предпринимателям может применяться финансовое взыскание, размер которого колеблется в диапазоне 20 000 – 100 000 рублей , в соответствии со статьей 12.31.1 КоАП.

Как происходит оформление путевого листа? Подробности — на видео.

Это первичный документ, он необходим для учета и списания расходов на содержание автомобиля. Также на основании «путевок» (как еще часто называют эту бумагу) во многих учреждениях начисляют заработную плату водителю.

Составлять путевые листы обязаны все учреждения, организации и частные предприниматели, которые эксплуатируют автомобили. Форму документа можно разработать и утвердить самостоятельно либо пользоваться бланком, который утвержден постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Исключением являются предприятия, оказывающие услуги по перевозке грузов или пассажиров, они обязаны вести учет передвижения ТС в унифицированных формах.

Путевку выписывают в обязательном порядке при использовании авто в рабочих целях. Форма собственности транспортного средства роли не играет. То есть если машина стоит на балансе организации, арендована у сторонней фирмы или эксплуатируется личный автомобиль сотрудника для нужд учреждения, путевка должна быть.

Учитывать бланки следует в специальном журнале регистрации. Его должны вести все юридические лица и частники, которые эксплуатируют автомобили.

Бланк путевого листа

Новая форма путевого листа в 2020 году: особые требования

Изменения в путевых листах в 2020 году не предусмотрены. Последние обновления вступили в силу еще в декабре 2017 (утв. приказами Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (ред. от 18.01.2017 г.) и от 07.11.2017 № 476). Требования к заполнению дополнены новыми обязательными реквизитами. В то же время отменена круглая печать на форменном бланке, если ее использование не предусмотрено Уставом.

Как утвердить свою форму

Если организация решила утвердить свою форму путевых листов, то следует учесть обязательные требования:

  1. Наименование документа, номер и дата его выдачи. При проставлении нумерации необходимо соблюдать хронологию.
  2. Срок действия путевки. Максимальный период — один месяц.
  3. Информация о собственнике автомобиля. Теперь обязательно указывать ОГРН.
  4. Информация о водителе транспортного средства (Ф.И.О., номер водительского удостоверения).
  5. Сведения об автомобиле (государственный номерной знак, марка).
  6. Данные одометра перед выездом в рейс и по возвращении в гараж (на стоянку).
  7. Дата и время начала рейса и возвращения на стоянку.
  8. Подпись и Ф.И.О. ответственного работника, который указал показания одометра, дату и время.
  9. Дата и время предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
  10. Штамп, подпись и Ф.И.О. медработника, который провел медицинский осмотр.
  11. Информация о прохождении предрейсового технического осмотра с указанием даты и времени (ДД/ММ/ГГГГ, а также часы и минуты).
  12. Подпись и Ф.И.О. ответственного за техосмотр транспортного средства (механик, контролер, мастер).

Заполненный документ подписью заверяет диспетчер и руководитель учреждения либо уполномоченные руководителем лица. Если предприятие использует печать (определено уставом), то путевка скрепляется печатью. Документ всегда составляется в единственном экземпляре и выдается водителю на руки. По окончании рейса водитель должен сдать его ответственному лицу под подпись.

Что будет за нарушения

Путевой лист 2020 необходим не только для списания расходов и подтверждения их в налоговой инспекции. Также путевка необходима водителю в рейсе для подтверждения сотрудникам ГИБДД законности использования авто, перевозки пассажиров или груза. Правильно заполненная путевка подтверждает, что транспортное средство исправно, прошло технический осмотр, а водитель имеет право управлять машиной (прошел медосмотр). Если инспектору ГИБДД не предоставить бланк, то водителю грозит штраф от 500 до 3000 рублей (ст. 12.3 КоАП РФ.).

Путевые листы: правила заполнения в 2020 году

Для каждого типа автомобилей Минтранс утвердил новые путевые листы 2020 года. Расскажем о них с помощью таблицы. В ней описаны путевые листы, бланки скачать можно по ссылкам.

Путевой лист, бланк

Отличительные особенности в заполнении

Легковые автомобили

Документ могут использовать организации и частные предприниматели, эксплуатирующие легковушки. Порядок заполнения представлен в письме Росстата от 03.02.2005 № ИУ-09-22/257. Обязательное условие: в бланке не должно быть незаполненных граф и реквизитов.

Грузовой транспорт со сдельной оплатой водителям

Заполняют компании, осуществляющие грузоперевозки. Обязательное условие: водители получают зарплату по сдельной системе. В документе предусмотрены отдельные графы для отметок заказчиков грузоперевозок. Также бланк имеет отрывные талоны, на основании которых и производится зарплатный расчет. Не допускается выдавать новую путевку, пока водитель не сдал в бухгалтерию предыдущую.

Грузовые машины с повременной оплатой водителям

Бланк дополнен разделом для реквизитов товарно-транспортных накладных на перевозимые грузы и товары. Хранят вместе с транспортными документами. Форма путевки предназначена для двух рейсов в один рабочий день.

Бланк имеет отрывные листы, которые используются для учета оказанных услуг спецтехникой. На основании отрывного талона компания выставляет счета-фактуры на оказанные услуги.

Содержит специальные графы для показателей таксометра. Путевка выдается на полную рабочую смену, по окончании которой водитель сдает заполненный документ в бухгалтерию или ответственному лицу.

Автобусы для общественного и иного пользования

0345006 и 0345007

Бланки подойдут для организаций, которые перевозят пассажиров по городским и пригородным маршрутам, либо для иных перевозок пассажиров. Документ выдается водителю только после сдачи предыдущей путевки. Бланк оформляется на рабочий день или полную смену. Отметка медицинского работника о прохождении осмотра обязательна.

Сроки хранения и ответственность

Организация обязана обеспечить сохранность путевок на срок 5 лет, это установлено приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Этот же срок установлен ст. 29 Закона № 402-ФЗ для первичных учетных документов.

Ответственность за правильность составления и достоверность указанных сведений несут лица, указавшие эти сведения, а также руководитель учреждения. Некорректно составленная путевка признается ничтожной. Налоговики не примут такой документ в качестве подтверждения транспортных расходов на автомобиль, что грозит увеличением налоговой базы на прибыль и штрафными санкциями.

Образец заполнения путевого листа

Предлагаем образец для бюджетного учреждения, эксплуатирующего легковой автомобиль.

Образец заполнения путевого листа грузового автомобиля (форма 4 с и 4 п)

Образец заполнения путевого листа грузового автомобиля (форма 4 с и 4 п)

Оформление бланка является обязательной процедурой, которая регламентирована на законодательном уровне. Если компания оказывает услуги в сфере транспортировок на любых видах городского транспорта, то путевой лист оформляется ежедневно. Этот бланк должен находиться вместе с водителей в кабине транспортного средства. Если полицейские захотят проверить его, то он должен быть предъявлен вместе с правами и документами на транспортное средство. Изучить образец путевого листа грузового автомобиля можно на нашем портале.

Назначение

Бумагу необходимо оформлять не только по причине требований закона о ведении документации, но и по причине того, что этот бланк содержит важную информацию. В нем написаны технические особенности транспортного средства, последнее обслуживание и заправку. Также информация о водителе, его рейсе и времени трудового дня.

Исходя из этих данных, бухгалтерия начисляет заработную плату, поэтому важно правильно заполнить каждый пункт. Если в нем будут ошибки, то его можно признать недействительным. Все пункты должны быть заполнены в соответствии с данными, которые указаны в документации на автомобиль. Найти пример заполнения путевого листа грузового автомобиля можно на нашем сайте и сделать свой по аналогии.

Зачем нужна бухгалтерам информация, предоставленная в документе?

  • Для начисления заработной платы водителю, исходя из сведений о почасовой работе;
  • Для списания расходных материалов для амортизации транспортного средства и ГСМ;
  • Для компенсации бензина или газа сотрудникам, которые используют личный транспорт для выполнения рабочих поручений.

Важно заполнить в соответствии с законодательными нормами, чтобы не возникло вопросов при начислении заработной платы. Посмотреть образец заполнения путевого листа 4 с можно на нашем сайте в любое время.

Бухгалтер предприятия обязан хранить бумаги каждого водителя не менее 5 лет. Он оформляется ежедневно, в отдельных случаях возможно оформление на срок до 1 месяца. Важно возвращать документ бухгалтеру после рабочего дня.

Особенности документа

Если во время работы проводится транспортировки материальных ценностей, то в путевой бланк обязательно вносятся данные товарных накладных. Это делается для проверки целостности и количества груза, который был доставлен. Оформлением занимается диспетчер перед началом работы. Обязательна подпись диспетчера, водителя и бухгалтера.

Листы формы 4 п и N4

Путевые бланки формы 4 п и N4 оформляются и выдаются водителю под расписку на 1 рабочий день. При этом новый документ можно получить только при условии сдачи предыдущего файла. В нем обязательно должна быть указана дата оформления, штамп, печать организации и подписи.

Бланк должен соответствовать государственному стандарту. Ответственность за правильность заполнения данных несет руководитель компании, а также все, кто участвует в заполнении бумаги. Поэтому важно изучить образец заполнения путевого листа 4 п, который есть на нашем сайте. Эти документы хранятся в организации вместе с транспортными накладными минимум 5 лет.