1 24 газ 10 волга. Автомобили советской эпохи

Модификации ГАЗ 24

ГАЗ-24-01 , 1970-1971, для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарем зеленого цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку.
ГАЗ-24-02 , 1972-1987, выпускалась серийно с пятидверным кузовом типа универсал.
ГАЗ-24-03 , санитарный на базе ГАЗ-24-02.
ГАЗ-24-04 , с пятидверным кузовом универсал для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01.
ГАЗ-24-07 , 1977-1985, для работы в такси, оснащалась газобаллонной установкой.
ГАЗ-24-24 , версия для спецслужб, «догонялка» или «машина сопровождения». Оснащалась модифицированной силовой установкой от ГАЗ-13 «Чайка» - двигателем ЗМЗ-2424, V8, 5,53 л, 195 л. с. и трехступенчатой автоматической коробкой передач, а также гидроусилителем рулевого управления. Имела также усиленные кузов и ходовую часть. Максимальная скорость - до 170 км/ч.
ГАЗ-24-54 , праворульная экспортная модификация (выпущено менее 1000 экземпляров).
ГАЗ-24-95 , опытная полноприводная модификация, созданная с использованием агрегатов ГАЗ-69, характерная особенность конструкции - отсутствие рамы.
ГАЗ-24А-247 и ГАЗ-24А-948 , соответственно фургон и пикап, производившиеся в небольших количествах из аварийных автомобилей-такси на Воронежском авторемонтном заводе. Помимо него, более крупными партиями пикапы и фургоны выпускались так же на Рижском и Чебоксарском авторемонтных заводах (модель ЧАРЗ-274).
ГАЗ-24-76 «Scaldia» - экспортная модификация Волги ГАЗ-24 с кузовом седан, производимые в конце 1970-х гг.
ГАЗ-24-77 «Scaldia» - экспортная модификация Волги ГАЗ-24 с кузовом универсал, производимые в конце 1970-х гг.
Машинокомплекты этих моделей поставлялись для мелкосерийной сборки бельгийской компании Scaldia-Volga S.A.. Силовым агрегатом являлся дизельный двигатель Peugeot Indenor XD2P; тормозная система, конструктивно отличная от штатной ГАЗ - марки Rover. В 1990-е гг. довольно много подержанных автомобилей бельгийской сборки были реэкспортированы в РФ.

Второе поколение ГАЗ 2410

ГАЗ-24-10 - базовый седан.
ГАЗ-24-11 - такси, с кузовом типа «седан».
ГАЗ-24-12 - универсал на базе ГАЗ-24-10. Был разработан для замены «Волги» ГАЗ-24-02.
ГАЗ-24-13 - санитарный, с кузовом типа «универсал». Карета скорой помощи вместимостью 4+1 (на носилках).
ГАЗ-24-14 - грузопассажирское такси, переоборудованный под бензин АИ-76.
ГАЗ-24-17 - такси с двигателем, работающим на сжиженном газе.
ГАЗ-24-34 - «быстроходный автомобиль» или «машина сопровождения» (неофициально работники автозавода и обыватели называли - «догонялка» или «бешеная»).
ГАЗ-24-60 - южное или тропическое исполнение (сухой и влажный климат).

Эксплуатационные характеристики ГАЗ 24-10 Волга седан

Максимальная скорость: 150 км/ч
Расход топлива на 100км по городу: 15 л
Расход топлива на 100км по трассе: 10 л
Объем бензобака: 55 л
Снаряженная масса автомобиля: 1400 кг
Размер шин: 205/70 R14
Размер дисков: 5.5J х 14

Характеристики двигателя

Расположение: спереди, продольно
Объем двигателя: 2445 см3
Мощность двигателя: 100 л.с.
Количество оборотов: 4500
Крутящий момент: 182/2600 н*м
Система питания: Карбюратор
Турбонаддув: нет
Газораспределительный механизм: нет
Расположение цилиндров: Рядный
Количество цилиндров: 4
Диаметр цилиндра: 92 мм
Ход поршня: 92 мм
Степень сжатия: 8.2
Количество клапанов на цилиндр: 2
Рекомендуемое топливо: АИ-92

Тормозная система

Передние тормоза: Барабанные
Задние тормоза: Барабанные

Рулевое управление

Усилитель руля: нет
Тип рулевого управления: Глобоидный червяк с рециркулирующими шариками

Трансмиссия

Привод: Задний
Количество передач: механическая коробка - 4

Подвеска

Передняя подвеска: Винтовая пружина
Задняя подвеска: Рессора

Кузов

Тип кузова: седан
Количество дверей: 4
Количество мест: 5
Длина машины: 4735 мм
Ширина машины: 1800 мм
Высота машины: 1476 мм
Колесная база: 2800 мм
Колея передняя: 1496 мм
Колея задняя: 1428 мм
Дорожный просвет (клиренс): 174 мм

Производство

Год выпуска: с 1986 по 1992

ГАЗ 24 является советской легковой машиной среднего класса, которая в серийном порядке производилась на предприятии в городе Горький в период с 1969 по 1992 годы.

Советскую легковую машину считали символом эпохи своих годов, а также она являлась престижной моделью, на какой передвигались чиновники и представители государственных учреждений.

Большинство «простых людей» только мечтали о подобной модели, так как конкурентов с подобными габаритами в СССР не было. Весь модельный ряд ГАЗ .

История автомобиля

Перед тем, как начались 60-е годы ХХ века, которая массово производилась в городе Горький, уже выпускалась какое-то время и довольно устарела, особенно, если говорить про дизайнерскую составляющую.

Изначально дебютную попытку разработать автомобиль, который смог бы заменить 21-ю Волну, дизайнерский состав сделал уже в 1960 году. В те времена дизайнерская группа находилась под воздействием моделей американского производства, какие были продемонстрированы на Московской выставке 1959 года.

Исходя из этого, не стоит сильно удивляться из-за того, что спроектированный группой специалистов проект будущей машины 2-го семейства имел линии большинства заграничных транспортных средств тех годов. Хотя, немного «Волга» смахивала на определенный автомобиль, каким являлся Ford 1959 года производства. Однако, все равно, назвать его копированием нельзя.

И вот, уже спустя два года, в 1961 году конструкторский отдел во главе с генеральным конструктором Александром Невзоровым и дизайнерами Леонидом Циколенко и Николаем Киреевым приступили к работе по проектированию машины, какая бы могла сменить уже привычную Волгу-2121.

Серийное производство планировали начать к 50-летию Великой Октябрьской революции, какая отмечалась в 1967 году, однако из-за неблагоприятной экономической ситуации планы были нарушены. Одной из причин, почему задержался выпуск 24-ой модели, это был только строящийся Волжский автомобильный завод в Тольятти.

А ведь государственные структуры уже не могли отчислять так много субсидий работникам предприятия. Кроме этого, Горьковскому автомобильному заводу было поручено наладить производство и разработку военных машин, например, БТР-60 и БТР-70, из-за обострения политической ситуации в мире.

В период с 1962 по 1965 годы построили порядка 6 поисковых макетов из пластилина, которые серьезно различались друг от друга по внешности. К моменту наступления 1965 года внешность машины в общем уже сложилась, осталось лишь завершить разработку агрегатных частей.

Дебютные эскизы 24-ой модели имели модные плавники, гнутые панорамные передние и задние стекла и двухцветную кузовную окраску. На это влияла американская мода, которая была в те времена довольно популярна, а также то, что некоторые специалисты-конструкторы Горьковского автомобильного завода проходили обучение в Соединенных Штатах Америки.

И нельзя сказать, что данный момент как-то негативно оказывал свое влияние на автомобилестроение отечественного автомобиля. Во время отслеживания всех мировых автомобилей тех времен специалисты Горьковского предприятия увидели, что аэродинамическая составляющая их машин серьезно проигрывает сдержанным стилям, какие они производили.

Это повлекло отказ от младшей сестры «Чайки» - ее дизайнерское решение не применяли к новинке. Нельзя сказать, что автомобиль ГАЗ-24 начал быстро производиться. Были свои проблемы с началом серийного выпуска, которые зависели не только от Горьковского автомобильного завода. На это потребовался не один год, но усилия того стоили.

Весьма любопытно, что изначально, схожести с японцами, на машины зеркала задней обзорности ставили на капоте, но в Японии такое решение было сделано для того, дабы своевременно обнаруживать велосипедистов. Союз Советских Социалистических Республик просто, скорее всего, скопировал данное внедрение.

Однако, позже зеркала были помещенные в свою стандартную область – и имела зеркало лишь водительская дверь. 1965-й год стал первым, когда начали кататься непонятные «иномарки» - прототипы 24-ой модели, какие обладали шильдиком Super. Они позволяли испытывать различные вариации силовых агрегатов и коробок переключения передач.

Данная модель околесила весь СССР, вместе с американскими автомобилями. И нельзя сказать, что испытания были незначительного характера, они имели государственное значение. Результат испытаний показал, что ГАЗ-24 не уступает зарубежным аналогам.

Невзирая на понижение (на 10 мм) дорожного просвета, по сравнению с прошлой ГАЗ-21, автомобиль не уступал по функциональности на плохой дороге. Немного спустя автомобиль проверяли в таксопарке, изначально для какой цели она и создавалась.

В 1966 году советское правительство выделило на масштабную реконструкцию порядка 125 000 000 рублей, что в те времена было просто огромной цифрой. А зачем? Все очень просто – ГАЗ-24, если ее сравнивать с ГАЗ-21, стала в техническом плане намного сложнее, посему и требовались внедрения нового оборудования.

Не будет лишним напомнить, что Заволжский моторный завод (ЗМЗ), какой выпускал силовой агрегат для 24-ой модели, был первым во всем мире, где разработали и применяли высокопроизводительную технологию литья алюминиевых блоков цилиндров двигателя под давлением.

Первая опытная партия, за полноценный 1968 год, конвейер составила лишь 31 единицу с маркировкой ГАЗ 24. Середина 1970 года предусматривала полное прекращение постройки прошлой 21-ой Волги, поэтому Горьковское предприятие легковых машин полноценно начало работать на свежую модель. Интересно, что машина приобрела даже импортное оборудование.

Экстерьер

Невзирая на долгое время разработок, внешность седана ГАЗ-24 почти не претерпела перемен, хотя, дизайнерский состав иногда чуть переделывал радиаторную решетку, поставлял автомобиль то парой, то 4 фарами.

Но принять кузов было решено с парой фар и частоколом прорезей знаменитого «китового уса» в вертикальном исполнении. Стоит заметить, что подобное решение уже применялось на прошлом семействе транспортных средств Горьковского автомобильного завода.

Помимо этого, 24-я Волга с подобным обликом будет существовать до 1984 года, а фактически — до завершения производства. Передняя часть машины стала гораздо лучше и сразу понравилась многим автолюбителям. Здесь уже нельзя было найти тех больших и выделяющихся элементов фар, массивной радиаторной решетки.

Последняя часть стала немного уже и длиннее, а по бокам ее увенчали парочка фар. Бампер, установленный впереди, в «первых сериях» 24-го седана не получил клыков, однако там были боковины таблички номерного знака из хрома под бампером.

Капот получился длинным и почти ровным, за исключением небольшой выштамповки посередине. Лобовое стекло стало более современнее и повышало аэродинамические показатели автомобиля в целом. Большинство, если не все, полюбили ГАЗ-24 «Волгу» и просто мечтали ее приобрести себе.

Боковая часть демонстрировала самый длинный седан среди всех выпускаемых на тот момент отечественных автомобилей. Возможно, именно это и стало козырной картой ГАЗ-24 перед тем же . Передняя боковая часть имела надпись над колесом «Волга», хотя, трудно себе представить, чтобы нашлись такие люди, какие могли ее спутать, скажем, с Жигулем.

Дизайнерский состав не смог сразу определиться с колпаками колес. Некоторые опытные автомобили поставлялись с закрывающими весь диск колеса колпаками. Правая боковая часть седана имела заправочный отдел, какой открывался с помощью ключа. Дверные ручки получили металлический цвет, и открыть дверь можно было при помощи нажатия на кнопку.

Изначально, на боковой части были фонарики на «гребешках» вентиляционных дефлекторов, однако позже модель ГАЗ-24-10 уже не имела фонарики. Кормовая часть ГАЗ-24 также получилась кардинально новой. Автомобили «первой серии» получили задний бампер без клыков, однако они имели отдельные от задних фонарей катафоты, какие можно было встретить на задней кузовной панели.

Трудно было не заметить просто огромных размеров дверь багажного отделения, какая открывалась с помощью ключа и поворотного механизма, какой установили вокруг гнезда самого замка.

Последнее решение кажется очень удачным и необычным, что явно выделяло седан среди прочих его конкурентов, каких, по факту, на самом деле и не было. Труба выхлопной системы находилась с традиционной правой нижней стороны.

Интерьер

После попадания в салон ГАЗ-24 Волги сразу заметно, что свободного пространства стало действительно больше, невзирая на почти не изменившиеся габариты. Однако отделка интерьера на седане не отличалась изысканностью, невзирая на прошлый век производства. Сидения получились достаточно удобными, что немного сглаживало первые ощущения от посещения салона.

Дебютные выпуски автомобиля получили наличие подлокотника, какой устанавливали промеж передними креслами. Немного позже его перестали применять в интерьере. Салон модели ГАЗ-24-10 полноценно был обновлен, что позволило иметь удобные подголовники и полноценную матерчатую обивку.

Приборная панель не выделяется роскошностью. Лицевую часть клеили пленкой под дерево. Бардачок смотрелся простенько, отсутствовала любая отделка. Низ панели получился железного типа, а рулевое колесо – достаточно крупным с тоненьким ободом.

После 1985 года усовершенствование ощутимо отражалось на данных деталях, где руль уменьшили в диаметре, а его обод прибавил в ширине. Приборная доска принципиально поменялась, теперь там было намного больше пластиковых деталей.

Обивка интерьера особо не рознились различием. Обивка выполнялась из кожзаменителя, а цвета разделялись на наличие коричневого, серого и красного. Немного позже заменили спидометр ленточного типа на стандартный стрелочный, какой был более работоспособен и не так быстро выходил из строя.

Также автомобиль получил отделочные дверные панели, имеющие горизонтальный рисунок, появилось наличие статических ремней безопасности для сидящих впереди и сзади, из-за чего, как раз, и убрали передний подлокотник, новой обивки сидений и прочих изменений.

Технические характеристики

Силовой агрегат

Во время проектирования 24-ой модели сначала думали над установкой трех типов силовых агрегатов – предусматривалось наличие шестицилиндрового, четырехцилиндрового и V-образного восьмицилиндрового.

Модель с шестью цилиндрами сразу была отстранена, а 8-цилиндровые двигателя шли чаще всего для специальных служб и автомобилей, какие находятся на государственных учреждениях. «Восьмерка» шла в большинстве случаев для специальных служб, где требовался мощный двигатель и хорошие динамические характеристики.

Исходя из этого, не трудно догадаться, что в качестве базового силового агрегата шел 4-цилиндровый двигатель с верхнеклапанным расположением. Его объем составлял 2.445 литра. На 100 км расход топлива был около 15 литров (по паспорту 12).

Модель с 4-цилиндровым мотором шла в паре вариаций – 95 (Аи-93) и 85 (А-76) лошадиных сил. Все отличия у силовых агрегатов состояли в головке блока цилиндров. Двигатель, какой делали под 76-й бензин, головка была выше, что отражалось на увеличенной камере сгорания.

Четырехцилиндровый мотор выпускался для ГАЗ-24 до 1985 года, когда на машины начали ставить ЗМЗ 402/4021. Новые модели силовых агрегатов получили измененный блок цилиндров и головку блока цилиндров. Его сердцевины модернизация почти не коснулась, лишь начали использовать наличие модернизированного высокопроизводительного масляного насоса.

Трансмиссия

Машины, какие поставлялись с восьмицилиндровым силовым агрегатом, были синхронизированы вместе с автоматической трехступенчатой коробкой переключения передач. Однако ее редко можно было увидеть на 24-ой Волге.

Более чаще можно было встретить механическую четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на всех скоростях переднего хода. Сцепление представлено сухим однодисковым. Тип сцепления – гидравлический.

Подвеска

Передняя подвеска имела шкворневой тип. Она стояла на поперечных рычагах и имела цилиндрические пружины. А задняя была зависимая с рессорами. Амортизаторы стояли гидравлического телескопического типа с двусторонним действием.

Рулевое управление

Рулевой механизм представлял наличие глобоидного червяка с трехгребневым роликом. Имелось противоугонное устройство и травмобезопасная муфта.

Тормозная система

В рабочую тормозную систему входило наличие барабанных механизмов на всех колесах с гидравлическим приводом и усилителем, разделителя и сигнализатора об отказе одного из контуров. В стояночную тормозную систему входил механический привод на тормозные устройства задних колес.

Технические характеристики
Тип кузова Седан
Число мест 5
Габаритные размеры
Длина 4735 мм
Ширина 1800 мм
Высота без нагрузки 1490 мм
Высота с нагрузкой 1450 мм
База 2800 мм
Колея передних колес 1476 мм
Колея задних колес 1420 мм
Двигатель
Модель двигателя ЗМЗ-24Д
Тип Рядный четырехтактный карбюраторный с верхним расположением клапанов
Диаметр и ход поршня 92X92
Рабочий объем в л. 2,445
Степень сжатия 8,2
Максимальная мощность в л. с. при частоте вращения 4500 об/мин 95
Максимальный крутящий момент в кг*см при частоте вращения 2200-2400 об/мин 19,0
Трансмиссия
Сцепление Однодисковое сухое с гидравлическим приводом выключения
Коробка передач Механическая четырехступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода; привод - на верхнем рычаге, выведенным в пол кузова.
первая передача 3.5
вторая передача 2.26
третья передача 1,45
четвертая передача 1
задний ход -3,54

Внешние модернизации

Машина достаточно часто подвергалась некоторым модернизациям. Например, до 1975 года изменили форму внешних зеркал задней обзорности, поставили более свежий, удобный и уверенный по надежности замок багажного отделения, задние стойки крыши имели наличие стояночных огней, какие зажигались при высадке людей.

Автомобиль всегда улучшался. Изначально решили убрать с правого переднего крыла зеркало заднего вида. В свою очередь левое подвинули к стойке ветрового стекла. Во время 1976-1978 годов произвели дебютную основательную модернизацию Волги.


ГАЗ-24 с зеркалами заднего видла на капоте

Это многие называют стартом производства второго поколения ГАЗ 24. Эти года позволили машине получить «клыки» на бампера, где были резиновые вставки, также было наличие противотуманных фар, которые расположились на бампере, установленном впереди.

Задние фонари стали иметь встроенные катафоты. Середина 80-х годов позволила специалистам подвергнуть автомобиль новым усовершенствованиям, какие стали более существеннее и радикальнее.


Обновленная модель ГАЗ 24

В результате на свет вышел автомобиль ГАЗ-24-10, какую часто называются 3-им семейством 24-ой Волги. В машине отсутствовали фонарики на дефлекторах вентиляционной системы, переменили облицовку радиаторной решетки с хрома на обычный пластик черного цвета. На колесах начали устанавливать наличие новых пластиковых колпаков.


Очень важно то, что стекла, установленные сзади, взамен обдува теплым воздухом приобрели электрический обогрев. Однако, все перемены были внесены не в одно время. Начиная с 1986 года было уже наличие утопленных дверных ручек, какие были вмонтированы в кузовную плоскость. На окнах передних дверей убрали форточки, появились простые бампера без клыков. Убрали габаритны подфарники, их опцию стали выполнять фары головного освещения.

Стоимость


Купить новую ГАЗ-24 уже не получится. Но вторичный рынок автомобилей предлагает достойный выбор техники, стоимость начинается приблизительно от 150 000 рублей. Чем дороже цена, тем «моложе» седан и тем более качественным он является. Если машина смогла хорошо сохраниться, то логично ожидать, что хозяин попросит за нее больше.

Плюсы и минусы

Плюсы машины

  • Качественный кузов Волги;
  • Невысокая ценовая политика и легкость взаимозаменяемости запчастей и деталей;
  • Приятная и стильная внешность (по тем годам);
  • Улучшенная аэродинамическая составляющая, по сравнению с прошлыми моделями (ГАЗ-21);
  • Хорошие силовые агрегаты;
  • Немаленькая высота дорожного просвета;
  • Хороший объем багажного отделения;
  • Удобные сидения с подлокотниками;
  • Хорошие динамические характеристики;
  • Мягкая подвеска, которая позволяет проглатывать большинство неровностей и ям;
  • Множество модификаций;
  • Не боится нагрузок;
  • Малый радиус разворота автомобиля, несмотря на большие габариты;
  • Понятная приборная панель;
  • Неприхотливая к топливу машина;
  • Присутствуют ремни безопасности;
  • Большой объем багажного отделения;
  • Высота кузова стала ниже;
  • Повысилось качество конструкции ручного тормоза;
  • Балка передней подвеска стала более прочной и надежной;
  • Повысили качество лакокрасочного кузовного покрытия и деталей кузова;
  • Хорошая обзорность внутри машины;
  • Интерьер стал более светлым.
ГАЗ-24 "Волга" - советский легковой заднеприводный автомобиль среднего класса с кузовом типа седан. Серийно выпускалась на Горьковском автозаводе в 1968 - 1986 гг. (модификация 24-10 - до 1992 года).

Начальный период В 1961 году начаты работы по созданию автомобиля на смену ГАЗ-21. Генеральный конструктор - А. М. Невзоров, дизайнеры - Л. И. Циколенко и Н. И. Киреев.

Автомобиль изначально проектировался под разные типы двигателей - модернизированный четырёхцилиндровый от ГАЗ-21, вновь разрабатывавшийся трёхлитровый V6, имевшийся в производстве V8 от ГАЗ-23, а также - дизельный I4.

С 1962 по 1965 годы было построено до шести пластилиновых поисковых макетов, сильно различающихся по своему внешнему виду. К 1965 году внешний вид автомобиля в целом сложился, в основном завершалась и разработка агрегатной части.

Новая модель требовала более высокой общей культуры производства, поэтому параллельно с разработкой автомобиля производилась модернизация технологического оснащения завода, на его территории были воздвигнуты новые, современно оборудованные цеха.

«Волга» принадлежала к «американской» школе автостроения, в те годы довольно широко представленной в мире. Внешность и конструкция автомобиля были достаточно стандартными для этого направления, технические характеристики были также приблизительно на среднем уровне. Аналогичные «американизированные» модели выпускались в те годы во многих странах - Германии, Англии, Австралии, Японии, Латинской Америке и т. д.

Вместе с тем, учёт особенностей условий эксплуатации в СССР в ходе проектирования, а также специфическое назначение автомобиля (большая часть «Волг» не была предназначена для продажи в личное пользование и эксплуатировались в таксопарках и иных государственных организациях) предопределили ряд специфических черт конструкции, например, увеличенный дорожный просвет, усиленный (и более тяжёлый) несущий кузов, большая "живучесть" на плохих дорогах, привычная ремонтникам и удобная при эксплуатации в автохозяйствах с централизованным обслуживанием шкворневая подвеска и т. д.

Дополнительных опций на внутреннем рынке предложено не было, однако часть оборудования, на иностранных автомобилях в те годы предлагавшегося как дополнительное, была включена в базовую комплектацию.

Ходовые прототипы

В 1966 году появились первые ходовые прототипы, названные М-24 (предыдущая модель завода - ГАЗ-М-23 на базе ГАЗ-М-21), прототипы собирались в двух вариантах оформления передка, двух- и четырёхфарном, в серию пошла, как известно, двухфарная машина. Особых отличий от первых серийных автомобилей прототипы не имели.

От идеи шестицилиндрового двигателя, как и от штатной установки автоматической коробки передач, пришлось отказаться, в серию машина пошла с двумя вариантами двигателя - 2,5-литровым I4 и МКПП-4 или 5,5-литровым V8 и АКПП-3. Однако параллельно с серийным выпуском модели заводом строились немногочисленные опытные экземпляры с импортными шестицилиндровыми двигателями, как рядными, так и V-образными.

Различные дизельные двигатели (преимущественно Peugeot-Indenor, иногда Mercedes) устанавливались на небольших сериях экспортных автомобилей как самим ГАЗ-ом, так и иностранными фирмами - дилерами завода, существовали как четырёх- так и шестицилиндровые варианты.

В 1967 году Автоэкспортом несколько преждевременно было объявлено о начале производства нового советского автомобиля. Массовое производство началось несколькими годами позже. Постановка в производство

В 1968 году была собрана по обходной технологии опытная партия в 32 машины, в следующем году собрали ещё 215 машин, в конце года запустили конвейер. 15 июля 1970 года выпуск ГАЗ-21 прекратили; единственной моделью, выпускаемой с этого времени стал ГАЗ-24.

Периодизация выпуска

На протяжении своего выпуска «Волга» ГАЗ-24 существенно модернизировалась два раза - в 1976-1978 и 1985-1987 годах. По вносимым в конструкцию изменениям выпуск ГАЗ-24 можно условно разделить на три части согласно вносимым заводом существенным изменениям во внешний вид и конструкцию. Данное деление носит условный характер и заводом не использовалось.

«Первая серия».

ГАЗ-24 выпуска 1968-1977 годов условно можно выделить как первое поколение, или, согласно терминологии, общепринятой применительно к «Победе» и ГАЗ-21 - первую серию ГАЗ-24.

Отличительные особенности всех автомобилей «первой серии» - бампера без клыков, но с хромированными боковинами таблички номерного знака под передним бампером, отдельные от задних фонарей катафоты на задней панели кузова, панель приборов с обтянутой чёрным кожзаменителем верхней частью и окрашенной под цвет кузова нижней, чёрные со вставками под слоновую кость рукоятки на панели приборов, отделочные панели дверей с вертикальным рисунком, переднее сидение диванного типа из трёх частей с независимой регулировкой и центральным подлокотником.

Автомобиль постоянно подвергался незначительным усовершенствованиям. В частности, до 1975 года: удалили из конструкции системы охлаждения двигателя автоматическую муфту включения вентилятора, показавшую ненадёжность своей работы; изменили форму внешнего зеркала заднего вида; установили новый, более удобный и надёжный замок багажника; стали устанавливать новые рессоры с параболическим профилем листов; замок зажигания унифицировали с автомобилями ВАЗ; спидометр оригинальной конструкции (ленточный) заменили на традиционный стрелочный, более долговечный; на задние стойки крыши установили стояночные огни, зажигающиеся при выходе пассажиров и т. д.

«Вторая серия»

На протяжении 1976-78 годов последовала первая серьёзная модернизация ГАЗ-24, что можно считать началом выпуска второго поколения, или второй серии ГАЗ-24.

В эти годы машина получила «клыки» на бамперах, противотуманные фары на переднем бампере, задние фонари со встроенными катафотами, салон с изменённым оформлением, в котором практически все металлические детали для безопасности были закрыты мягкими пластиковыми накладками, отделочные панели дверей с горизонтальным рисунком, статические ремни безопасности спереди и сзади (что потребовало удаления подлокотника из конструкции переднего сидения), новую обивку сидений; имелись и другие, более мелкие изменения.

В таком виде машина выпускалась до 1985 года с минимумом модернизаций.

«Третья серия» (ГАЗ-24-10)

В середине 1980-х годов машина снова была подвергнута модернизации, на этот раз - более существенной и радикальной. Результатом этого стала модель ГАЗ-24-10, которую можно назвать третьим поколением, или третьей серией ГАЗ-24.

Внедрение модернизированных узлов и в этот раз происходило постепенно - от пластиковой решётки радиатора, появившейся на экспортных автомобилях в конце 1970-х годов, до окончания обновления универсала, произошедшего в 1987 году. В 1985 году выпускали «переходный» вариант седана, совмещавший в различных пропорциях черты ГАЗ-24 и 24-10 и получившие неофициальное обозначение ГАЗ-24М.

Ранее, в 1982 году, в серию был запущен автомобиль ГАЗ-3102 для обслуживания государственных учреждений (находился в разработке с 1976 года), использующий серьёзно переработанные кузов, двигатель, трансмиссию и подвески ГАЗ-24 - он стал родоначальником семейства автомобилей «Волга», находящегося на конвейере до настоящего времени.

ГАЗ-24-10 выпускался до 1992 года, после чего был заменён в производственной программе на ГАЗ-31029, по сути, представлявший собой агрегаты ГАЗ-24-10 в обновлённом кузове на основе кузова модели ГАЗ-3102.

Основные модификации

  • ГАЗ-24-01 , выпускавшаяся с 1970-1971 года для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарём зелёного цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку; вместо приёмника - таксометр.
  • ГАЗ-24-02 , выпускавшаяся серийно в 1972-1986 годах с пятидверным кузовом типа универсал.
  • ГАЗ-24-03 , санитарный на базе ГАЗ-24-02
  • ГАЗ-24-04 , для работы в такси. Оснащалась дефорсированным двигателем ЗМЗ-24-01, специальной маркировкой кузова типа «шашечки», фонарём зелёного цвета «свободен», отделкой салона из кожзаменителя, допускающей санобработку; вместо приёмника - таксометр на базе ГАЗ-24-02
  • ГАЗ-24-07 , выпускавшаяся в 1977-1985 годах для работы в такси, оснащалась газобаллонной установкой.
  • ГАЗ-24-24 , версия для спецслужб, т. н. «догонялка» или «машина сопровождения», оснащалась модифицированной силовой установкой от ГАЗ-13 «Чайка» - двигателем ЗМЗ-2424, V8, 5,53 л, 195 л. с. и трёхступенчатой автоматической коробкой передач, а также гидроусилителем рулевого управления. Имела усиленные кузов и ходовую часть. Максимальная скорость - до 170 км/ч.
  • ГАЗ-24-54 , праворульная экспортная модификация (выпущено менее 1000 экземпляров).
  • ГАЗ-24-76 и 24-77 , машинокомплекты седана и универсала, соответственно, для Бельгии под комплектацию фирмой Scaldia-Volga дизелем Peugeot Indenor.
  • ГАЗ-24-95 - опытная полноприводная модификация, созданная с использованием агрегатов ГАЗ-69, характерная особенность конструкции - отсутствие рамы. В начале 1974 года выпущено 5 штук, один экземпляр обслуживал Л. И. Брежнева в охотничьем угодии Завидово; вторая некоторое время оставалась в ОКБ ГАЗ. Остальные машины были распределены по ведомствам в Горьком и области - в обком партии, военным, в милицию; до сегодняшнего дня сохранились две машины - завидовская и обкомовская.

На свет появился обновленный седан ГАЗ-24-10, и именно на этой модели закончилась эпоха «двадцать четвертой Волги». Не смотря на то, что автомобиль к тому времени уже считался устаревшим, он пользовался большим спросом, почти треть всех автомобилей ГАЗ-24-10 шла в службу такси. Модификации с кузовом типа универсал использовались как грузотакси и автомобили скорой помощи.

Первый опытный образец автомобиля ГАЗ-24-10 был выпущен в 1984 году и от серийной модели он довольно сильно отличался. Так, например, у опытного автомобиля была иная решетка радиатора, прямоугольные фары, по бокам которых располагались поворотники, иные бампера. Были иными и другие малозаметные детали.

ГАЗ-24-10 унаследовал неприхотливость и надёжность своего предшественника ГАЗ-24, однако качество сборки значительно ухудшилось, особенно у автомобилей позднего, уже Российского выпуска. Антикоррозийная обработка и окраска кузова очень низкого качества была главной проблемой ГАЗ-24-10.

В 1992 году Горьковский автомобильный завод поставил точку в истории «двадцать четвертной Волги» прекратив производство последнего автомобиля ГАЗ-24-10. Впоследствии именно на базе агрегатов ГАЗ-24-10, скрещённых с видоизменённым кузовом ГАЗ-3102, была создана новая модель «Волги» с индексом ГАЗ-31029.

Дизайн и конструкция

Серийные автомобили ГАЗ-24-10 по сравнению с ГАЗ-24 потеряли значительную часть хромированного декора, к примеру, вместо хромированной отделки облицовки радиатора ставили простой черный пластик. К другим внешним изменениям можно отнести то, что ГАЗ-24-10 лишилась стояночных огней на дефлекторах вентиляции салона, ручки дверей стали утопленными, а окна передних дверей лишились форточек. Бамперы потеряли «клыки», то есть по форме вернулись к образцу до 1977 года (при этом подштамповки для «клыков» на них остались), исчезла площадка для номера под передним бампером. Передние габаритные огни перенесли в фары, ранее они располагались отдельно, чуть ниже. Колпаки колёс из нержавеющей стали были заменены простыми пластмассовыми, закрывавшими всё колесо целиком, а не только ступицу диска, и в инструкции по эксплуатации именовавшиеся «аэродинамическими». Эти колпаки были примечательны тем, что имели оригинальную надёжную систему крепления с фигурной центральной гайкой, предотвращающей самопроизвольное отделение колпака от обода колеса в движении.

Кроме внешнего облика кардинальным изменениям подвергся и салон автомобиля. За основу салона ГАЗ-24-10 была взята архитектура ГАЗ-3102 . ГАЗ-24-10 получил новые передние сиденья с подголовниками с возможностью регулировки по высоте, в комплектации «люкс» в качестве обивки сидений использовался велюр (для большинства моделей были использованы обычные ткани с дерматиновой окантовкой). Панель приборов на подобии той, что устанавливалась на ГАЗ-3102, однако она была выполнена не из пенополиуретана как у ГАЗ-3102, а из обычного пластика. Заднее стекло более не обдувалось, вместо этого по аналогии с ГАЗ-3102 на него установили электрический подогрев.

Но все же главной новинкой автомобиля стал силовой агрегат. ГАЗ-24-10 получил двигатель ЗМЗ-402 мощностью 100 лошадиных сил (по некоторым данным 98), хотя он и был лишь модернизированной версией 24Д. Вместе с двигателем поменяли карбюратор, улучшили систему охлаждения, выпуска и некоторые другие детали. Совместно с двигателем ЗМЗ-402 устанавливалась механическая, 4-ступенчатая коробка передач синхронизированная на 1-4 передачах. На специальную модификацию автомобиля под индексом ГАЗ-24-34 устанавливали 8-цилиндровый V-образный двигатель и автоматическую 3-ступенчатую коробку передач.

Модификации

ГАЗ-24-10

Базовый седан выпуска 1985-1992 годов

ГАЗ-24-11

Седан для службы такси

ГАЗ-24-12

Автомобиль с 5-дверным кузовом типа универсал, разработанный в качестве замены ГАЗ-24-02 , производился в 1987-1992 годах.

ГАЗ-24-13

Санитарный автомобиль с кузовом типа универсал, разработанный на базе модели ГАЗ-24-12

ГАЗ-24-14

Грузопассажирское такси с кузовом типа универсал, переоборудованный под 76-й бензин.

ГАЗ-24-17

Модификация ГАЗ 24-10 для службы такси. В качестве силового агрегата использовался двигатель ЗМЗ 4027 работающий на сжиженном газе. Мощность двигателя составляла 85 лошадиных сил. Внешне автомобиль можно было отличить по дополнительному лючку в верхней боковой части заднего левого крыла, позади стойки крыши, для заправки сжиженным газом. На фото представлен один из первых образцов, поэтому автомобиль окрашен не в стандартный для службы такси цвет, однако можно заметить лючок для заправки на левом крыле.

ГАЗ-24-34

Специальный автомобиль, в простонародии «догонялка» разработанный на базе ГАЗ-24-10 который заменил автомобиль для спецслужб

Сразу после запуска производства ГАЗ-21 «горьковцы» предприняли попытку создать автомобиль, который бы смог заменить стремительно устаревающую (в первую очередь по части дизайна) модель оригинального воплощения – так в 1958 году началась разработка ГАЗ-24 – очередного поколения «Волги».

Машина, которая с технической точки зрения стала настоящим прорывом (по сравнению с предшественником), официально была презентована в 1966 году, а на конвейер встала в 1969-м (непродолжительное время она выпускалась параллельно с «21-ой»).

В период с 1972 по 1978 года последовало плановое обновление автомобиля (что положило начало так называемой «второй серии»), в результате которого доработкам подверглись внешность, интерьер и механическая «начинка».

В 1985-м на свет появилось «третье воплощение» модели, получившее название ГАЗ-24-10 – оно изменилось существенным образом, особенно в плане техники. В производственной программе «ГАЗа» седан продержался до 1992 года, когда и был заменен на ГАЗ-31029.

Снаружи ГАЗ-24 демонстрирует простые, канонические формы, в которых отсутствуют яркие детали – назвать красивым автомобиль нельзя, но при этом он обладает элегантным, стильным, в меру солидным и даже классическим видом. Ну а в свое время автомобиль вообще внешне превосходил многих иностранных конкурентов, правда, технически уступал им.

«24-я Волга» является представителем D-класса по европейской классификации: 4735 мм в длину, 1490 мм в высоту и 1800 мм в ширину. Колесная база у автомобиля вытянута на 2800 мм, а его дорожный просвет насчитывает вполне солидные 174 мм. В «боевом» виде четырехдверка весит от 1420 до 1820 кг в зависимости от версии.

По нынешним меркам интерьер седана ГАЗ-24 смотрится примитивно, но притягательности ему не занимать – двухспицевый руль с тонким ободом и большим диаметром, простецкий «инструментарий», предоставляющий лишь самую необходимую информацию, и лаконичная передняя панель, увенчанная в центральной части радиоприемником и «ползунками» отопителя.

У модернизированного ГАЗ-24-10 оформление «передней части салона» – не так «аскетично» – тут заметно удобнее и современнее, но «излишествами» так же «не балует».

Внутри четырехдверка может похвастать добротными отделочными материалами и приличным качеством сборки.

ГАЗ-24 «Волга» имеет просторный салон – на обоих рядах седокам предоставляется большой запас свободного пространства. Вот только сами сиденья, несмотря на мягкий наполнитель, удобством не блещут: широкие передние кресла полностью лишены любого намека на боковую поддержку, а задний диван наделен плоским профилем (пусть и с подлокотником посередине).

С практичностью у трехобъемника проблем нет – «трюм» автомобиля вмещает 500 литров багажа. Правда, внушительный объем не подкрепляется правильностью формы грузового отделения, да и полноценная «запаска» (при ее наличии) занимает немало места.

Технические характеристики. Подкапотный отсек ГАЗ-24 «Волга» занят бензиновым четырехцилиндровым мотором объемом 2.4 литра (2445 кубических сантиметров), оснащенным алюминиевым блоком, 8-клапанным ГРМ, системой карбюраторного «питания» и жидкостным охлаждением. В зависимости от модификации двигатель производит 90-100 лошадиных сил при 4500 об/минуту и 173-182 Нм предельного момента при 2600 об/минуту.
Весь запас мощности с двигателя уходит на колеса заднего моста посредством механической коробки на четыре передачи.

Первая «сотня» покоряется этому автомобилю спустя 20-22 секунды, пик его возможностей приходится на 140-150 км/ч, а топливный «аппетит» вписывается в 12.5 литров в смешанном режиме на 100 км.

В основе ГАЗ-24 «Волга» простирается заднеприводная платформа, подразумевающая наличие цельнометаллического кузова несущего типа и продольно размещенного во фронтальной части силового агрегата.

Передняя подвеска у трехобъемника – независимая (шкворневая) на двух кованых рычагах с винтовыми пружинами и торсионным стабилизатором, а задняя – зависимая с жестким мостом на полуэллиптических рессорах.
На обеих осях автомобиля установлены барабанные тормозные механизмы диаметром 280 мм. Рулевая система седана – это «глобоидальный червяк» с 2-х гребневым роликом.

«24-я», помимо базовой четырехдверной версии, выпускалась и в других исполнениях:

  • ГАЗ-24-01 – машина, которая предназначалась для работы в такси. Ее отличительными признаками являются дефорсированный двигатель, специальная маркировка кузова, зеленый фонарь «свободен», а также отделанный кожзаменителем салон.
  • ГАЗ-24-02 (ГАЗ-24-12 ) – пятидверный универсал (выпускался с 1972 по 1992 года), который «щеголяет» пяти- или семиместным трансформируемым салоном (за исключением типа кузова он полностью идентичен седану).

  • ГАЗ-24-95 – полноприводная модификация седана, созданная с применением узлов ГАЗ-69, которая использовалась «высшей элитой страны» для охоты и другого активного отдыха (всего свет увидело пять подобных «24-ок»).

  • ГАЗ-24-24 (ГАЗ-24-34 ) – это версия для спецслужб, которая выполняла роль «догонялки» или «машины сопровождения». Особенности такой четырехдверки – 5.5-литровый двигатель V8 от «Чайки» под капотом, развивающий 195 «жеребцов», 3-диапазонный «автомат», более выносливая техника и наличие гидроусилителя рулевого управления.

По сути своей «вторая Волга», это – крепкий и надежный автомобиль с классической внешностью, качественным и просторным салоном, большим багажником, отменной плавностью хода, энергоемкой подвеской, высокой ремонтопригодностью и кучей иных достоинств.
Хотя имеются в его активе и недостатки: слабая динамика, сложное управление, непродуманная эргономика, большой расход топлива низкий уровень безопасности.

Цены. ГАЗ-24 «Волга» на вторичном рынке России в 2017 году можно купить по цене от 40-50 тысяч рублей, но наиболее «свежие» автомобили стоят значительно больше полумиллиона рублей.