Задние противотуманные огни. Задние противотуманки

Эффективность, эффективная работа противотуманных фар определяется конструктивными особенностями. Противотуманная фара состоит из внутреннего отражателя, рассеивателя, форма которого обеспечивает, широки угол распределения светового потока ограниченного в вертикальной плоскости (сверху).

В продаже можно встретить противотуманные фары с различным цветом «стекла», рассеивателя. Первый вопрос, который возникает у рядового покупателя, автомобилиста - как влияет цвет на эффективность? Отвечаем, все проведенные исследования существенной разницы при смене цвета «стекла», отражателя не выявили, т.е. доказано, что цвет рассеивателя практически не влияет на эффективность противотуманных фар и фонарей. Если сказать простым языком - видимость дороги в условиях ограниченной видимости - тумана, одинакова при разных цветах рассеивателя, одинаковых конструктивных особенностях противотуманных фонарей.

Передние противотуманные фары разработаны и специально сфокусированы для использования в сильный дождь, туман, снегопад или задымление. Световой поток, исходящий из такой фары, широко распространяется по горизонтали и очень узко по вертикали. Фары светят как бы под туман, освещая дорогу и не ослепляя водителя отражающимся светом, как это случается при плохой погоде с включенными дальними огнями.

Задние противотуманные фонари предназначены для дополнительного обозначения транспортного средства в условиях плохой видимости сзади.

Противотуманные фары должны быть отрегулированы в соответствии с эксплуатационной документацией завода изготовителя, светотеневая граница должна находиться ниже линии Н (расстояние от оптического центра фары до плоскости рабочей площадки), таблица 1. Однако во всех случаях угол регулировки света противотуманной фары типа B не должен быть менее угла регулировки фары ближнего света.

Таблица 1. Геометрические показатели расположения светотеневой границ пучка света противотуманных фар на матовом экране в зависимости от высоты установки фары

Тип фары Расстояние от оптического центра фары до плоскости рабочей площадки H, мм Угол регулировки света противотуманной фары альфа
в минутах в процентах
B - до 52 до 1,5
F3 не более 800 от 34 до 85 от 1,0 до 2,5
F3 свыше 800 от 52 до 104 от 1,5 до 3,0

Тот факт, что противотуманные фары существенно улучшают обзорность при плохой видимости и по боковым сторонам автомобиля, сомнений не вызывает. Отражатель противотуманки сконструирован таким образом, чтобы создавать равномерное освещение вокруг фары, этим и объясняется высокая эффективность ПТФ. Но вот что касается задних противотуманных фар, для многих водителей остается не совсем ясным вопрос зачем они нужны, и нужны ли вообще, ведь никакой очевидной практической пользы они не несут.

И даже напротив. Задние противотуманные фары при движении в темное время суток, по мнению многих автолюбителей, только мешают, поскольку препятствуют обзору, да и стоп-сигнал впереди идущего авто становится трудноразличим. Тем не менее, большинство ТС штатно оснащается задними противотуманными фарами, и самостоятельно убирать их из конструкции автомобиля незаконно - пройти техосмотр без них станет невозможно.

Нужны ли автомобилю ЗПТФ

Задние противотуманные фары, если они предусмотрены на автомобиле конструктивно, самостоятельно убирать их нельзя. ЗПТФ предназначены для более корректного обозначения транспортного средства в условиях недостаточной видимости. Как правило, такие фары рассчитаны на установку стандартных ламп накаливания - особой яркости здесь не требуется. Так же нет и четких нормативов относительно схемы подключения - при самостоятельной установке лучше использовать отдельное реле задних противотуманных фар.

Наличие задних противотуманных фар позволяет в плохую погоду избежать столкновения двух автомобилей. К примеру, при сильном снегопаде, ливне или тумане. Они изначально несколько ярче простых габаритов, и расположены на некотором от них удалении, поэтому оказываются достаточно эффективными. Естественно, что без необходимости включать задние противотуманные фары все же не стоит - при ясной погоде, в темное время суток они мешают другим водителям.

Если ЗПТФ отсутствуют

Не все автомобили оборудованы ЗПТФ на заводе. Согласно ГОСТ Р 51709-2001 наличие задних противотуманных фонарей на авто является обязательным. Поэтому многие автолюбители вынуждены устанавливать их самостоятельно - в противном случае возникают определенные сложности при прохождении техосмотра. Связано это с тем, что авто без ЗПТФ не соответствует ГОСТ. Стоит сразу отметить, что такие требования распространяются лишь на ТС 2006 года выпуска и старше.

Еще один важный момент, который часто «забывается» инспекторами ГИБДД - если задние противотуманные фары не предусмотрены конструктивно, самостоятельно их устанавливать водитель не обязан - требования ГОСТ относятся лишь к производителям, а не потребителям. Если же ЗПТФ все же устанавливается самостоятельно, то делается это не как попало, а согласно определенным правилам - при неверной установке отказ инспектора при попытке пройти ТО будет полностью правомерен.

Количество ЗПТФ может быть один или два. Если устанавливается одна фара, то она размещается только с левой стороны. Если ЗПТФ две, то размещаются они на высоте не выше одного метра от уровня грунта, и не менее 25 см от него же.

Важно! Ширина между ними никак не регламентируется, но есть важный пункт, обязательный к соблюдению - расстояние между ЗПТФ и каждым стоп-сигналом не может быть менее 100 мм.

Как использовать задние противотуманки

Когда задние противотуманные фары устанавливаются автопроизводителем, вопрос как включить задние противотуманные фары, и как их выключить определяет именно он - водителю остается лишь нажимать кнопочки. В случае самостоятельной установки этого оборудования, вариантов подключения имеется масса, но пользоваться ЗПТФ как заблагорассудится нельзя - этот порядок достаточно строго регламентирован, и самостоятельному изменению не подлежит.

Так, согласно закона, ЗПТФ могут включаться только совместно с головным освещением либо передними противотуманками, и гореть они должны лишь в постоянном режиме. Выключаются они параллельно другому наружному световому оборудованию, и в качестве отдельного оборудования включаться не должны. Ни в коем случае не допускается совместная работа задних противотуманных фар и стоп-сигналов, зажигающихся при торможении автомобиля.

При самостоятельной установке выбор типа фар остается на усмотрение автовладельца. Законом не предусмотрено каких-либо ограничений или условий для ЗПТФ. Фары могут врезаться в бампер, на манер передних, а могут использоваться и навесные варианты, на специальных креплениях. Главное соблюсти вышеприведенные особенности установки. При использовании навесных вариантов необходимо позаботиться о надежности крепления.

Некоторые особенности эксплуатации

В большинстве случаев для задней противотуманной фары используется корпус, предназначенный для галогеновой лампы или лампы накаливания, маркированный «Н». Это говорит о том, что устанавливать другой тип ламп, в частности ксенон, в них запрещено. При установке навесных ЗПТФ крайне важно выставить правильный угол наклона - фара не должна слепить водителей, находящихся сзади.

Поскольку задняя часть автомобиля достаточно сильно загрязняется при эксплуатации, необходимо постоянно следить за чистотой ЗПТФ, в противном случае смысл их включения полностью теряется, а при движении в условиях недостаточной видимости автомобиль может оказаться просто незамеченным на дороге, что неизбежно приведет в ДТП. Немного о ремонте ЗПТФ на видео:

Большинство водителей, наверняка, интересуются вопросом, что такое противотуманные фары, что они из себя представляют и чем отличаются от обычных фар. Особенность заключается в лампах, которые установлены в таких фонарях. Каждый такой элемент играет колоссальное значение, так как именно благодаря исходящему от них свету водитель может безопасно ездить в условиях непогоды, например, в тумане, во время дождя и снега. Может показаться, что противотуманные фары не нужны, так как есть обычные. А вот и нет.

Устройство противотуманных фар

В условиях плохой погоды лучи, которые выдают обычные фары дальнего или ближнего света, отражаются от капель воды и рассеиваются. За счет этого получается полупрозрачная пленка, которая и мешает хорошей видимости. Противотуманные фары распределяют свет совершенно иначе. Так как устанавливаются такие фонари достаточно близко к дорожному полотну, то свет идет будто бы под туман, который никогда не «ложится» прямо на дорогу, причем пучок света строго горизонтальный.

Также помогут вам при езде по извилистым дорогам, так как они хорошо освещают обочину, благодаря чему вы будете успешно маневрировать. На противотуманкахможет быть как белое, так и желтое стекло, но принципиальной разницы нет. Особое внимание нужно уделять качеству и фирме-изготовителю лампочек. На сегодняшний день есть такие фары, у которых есть функция углового освещения при повороте рулевого колеса на определенный радиус, или же при включении поворота начинает светиться и фара с той стороны.

Противотуманные фонари должны быть установлены симметрично, всегда ниже основных фар, или же на их уровне на расстоянии не выше 25 см от дороги и не более, чем на 40 см от боковых габаритов. Включение противотуманок можно выполнять только во время езды вместе с габаритами.

Противотуманные фары устроены аналогично с обычными фарами: у них есть корпус, параболический отражатель, рассеиватель и источник света. Чтобы вас было хорошо видно в туманную или дождливую погоду, нужно, чтобы верхняя граница светового пучка была достаточно четкой, то есть ни свет лампы, ни отраженные лучи не должны идти выше горизонтальной плоскости.

Противотуманные фары бывают нескольких видов: круглые, овальные, квадратные, прямоугольные. Относительно недавно появились такие фары, которые работают от энергии ветра. Кроме того, они не требуют сетевого питания. Также у них есть и несколько других преимуществ – они красивые по дизайну, универсальные, так как подходят к любому транспорту, у них есть яркий световой индикатор, окрашены они водонепроницаемой краской.

В противотуманных фарах устанавливаются ксеноновые или галогенные лампы. Каждый набор ламп оснащен всеми необходимыми компонентами: предохранителями, реле. Для установки также потребуются кнопка для включения и контрольные индикаторы.

У задних противотуманных фар есть ряд преимуществ. Благодаря ним ваш автомобиль будет видно даже в самую плохую погоду. Таким образом, каждый водитель, который едет за вами, успеет вовремя затормозить в случае необходимости.

Установка задних противотуманных фар

Противотуманные фонари устанавливаются в задний бампер на штатную автомобильную проводку. Для начала нужно приобрести противотуманки, которые удовлетворяют все технические требования. При выборе нужно проконсультироваться у специалиста по поводу того, какие именно фонари подойдут для вашего автомобиля. Также следует определиться с характеристиками. Этот выбор индивидуален. Противотуманки можно устанавливать на место штатных фар.

Прежде чем выполнить установку, нужно проверить всю систему, чтобы она функционировала нормально. Для того чтобы произвести установку, вам потребуется следующий набор:

- подрулевой переключатель с выключателем;

Два водозащищенных терминала;

Набор инструментов.

Снимите задний бампер, открутив пару саморезов и болтов на 10 вместе с пятью пистонами внизу. Штатные отражатели закреплены достаточно просто, поэтому проблем с их демонтажем быть не должно. Но этом работа с бампером закончена.

После этого самый сложный этап – разборка рулевой колонки. Снимите заглушки сбоку от рулевого колеса, открутите пару «звездочек» и достаньте подушку. Открутите руль, слегла расшатайте его, после чего он должен сняться. С этим нужно быть максимально осторожным, так как вы можете оторвать провод подушки при демонтаже рулевого колеса. Демонтаж крепления нужно начинать снизу.

Дальше почти все элементы будут крепиться защелками, их демонтаж не должен вызвать трудностей. Только нужно будет, используя пассатижи, сжать упругое кольцо, которое фиксирует подрулевые переключатели. Сборка выполняется в обратном порядке.

Частые неисправности задних противотуманных фар

Поломка противотуманок заключается в нарушениях их корректной работы. Обнаружить подобные изменения можно посредством использования диагностической системы машины. Благодаря ей можно определить проблемы и их причины: изменения, связанные непосредственно с опорным напряжением в 12В, то есть с переключателем.

Некоторые проблемы могут возникать из-за сигнала комбинированного переключателя освещения. Могут возникать серьезные проблемы с управлением реле противотуманок и их массой. Бывает так, что противотуманные фонари попросту не работают или не выключаются. Как же сконструирована цепь этой системы? К блоку управления оборудования кузовом (ВМС) идет сигнал, который идет от выключателя противотуманок. Выключатель является частью узла переключателя фар.

Напряжение на выключатель идет от блока ВСМ. Все сигналы идут по цепи опорного напряжения 12В. Когда вы нажимаете на выключатель, то происходит замыкание напряжения от цепи опорного напряжения. Происходит это за счет давления резистора на массу в самом выключателе. Это и есть суть резисторной цепочки.

Функциональное назначение этой цепочки – выдавать сигнал регулирования яркости света. Напряжение поступает на блок ВСМ по сигнальной цепочке переключателя. Какие же проблемы могут возникать на реле? Имеет смысл напомнить о том, что именно через этот узел идет питание от батареи аккумулятора.

Так как соединение сигнальной цепи выключателя противотуманок с массой через резистор достаточно кратковременное, то в это время происходит нажатие выключателя. Реле противотуманных фар «питается» от блока ВСМ, то есть цепь управления реле противотуманок замыкается на массу. Когда на реле приходит напряжение, то его контакты замыкаются. Напряжение от аккумулятора идет на цепь управления противотуманками через несколько предохранителей. Получается, что они приводятся в действие. Систему нужно проверять так:

1) Включите фары и зажигание. Потом с помощью диагностического прибора нужно посмотреть на параметр «Выключатель противотуманных фар». Задача данного параметра – включать или выключать сам выключатель противотуманных фонарей. Он последовательно должен принимать значение «Активно»/«Неактивно». Если переключения не происходит, то в системе есть проблемы.

2) После определения проблемы с помощью этого же диагностического прибора необходимо подать команду сначала на включение, а потом на выключение противотуманок. Помните о том, что эти элементы включаются и выключаются после изменения этих состояний. Если же противотуманки не начинают загораться и гаснуть, то проблему нужно решать у специалистов.

Противотуманные фары могут быть сложны в обслуживании, но свою роль они выполняют исправно – помогают сохранить вам жизнь.

Всем водителям, наверняка, будет очень интересно, какие установлены лампочки в противотуманные фары. Ведь эти элементы весьма важны в автомобиле, благодаря ним предоставляется возможность безопасно передвигаться в сложных погодных условиях, таких как снегопад, дождь, туман. Казалось бы, ведь есть обычные фары, зачем еще противотуманки? Вот обо всем этом и поговорим чуть ниже.

Противотуманные фары – в чем особенность излучения?


Что скрывает за собой стекло противотуманной фары?

Устройство противотуманок практически такое же, как и обычных фар: корпус, отражатель параболоидного типа, источник света и рассеиватель. Для того чтобы видимость во время дождя или тумана была хорошей, необходимо чтобы верхняя граница пучка была четкой, а это значит что ни свет от самой лампы, ни отраженный луч не должны идти выше горизонтальной плоскости. А для обеспечения хорошего освещения дорожного покрытия, располагать их стоит как можно ближе к дороге, но не ниже 25 сантиметров над землей.

Влияет на это еще и сама природа. Ведь туман стелется не по самой земле, а немного выше.

Первые отражатели были круглой формы, однако впоследствии были предложены эллипсоидные, дело в том, что у таких отражателей сразу два фокуса. В параболическом отражателе источник света расположен в фокальной точке, из-за этого отражатель направляет луч вдоль центральной оси, а рассеиватель, в свою очередь, расширяет этот пучок, тем самым формируя горизонтальную полосу. Специальный экран не дает проецировать луч вверх. Так получили оптимальный для туманных условий прибор освещения.


Кнопка противотуманных фар и «умный» режим свечения

Лампы в противотуманные фары устанавливаются как , так и галогенные. Нельзя однозначно ответить, какие из них лучше, так как первые светят ярче, но из-за этого могут и ослепить других водителей. И если вы их установили лично, и конструкцией авто они не были предусмотрены, то, вполне возможно, что у вас могут появиться проблемы с ГАИ. В самом устройстве предусмотрены все необходимые элементы, предохранители и реле, дополнительно может только понадобиться кнопка противотуманных фар, для их кратковременного включения, и контрольные индикаторы работы.

С помощью кнопки кратковременного включения можно подать кому-то условный сигнал и «помигать» противотуманками, такое часто практикуется среди водителей, чтобы предупредить друг друга о находящемся посте ДПС. Для того чтобы оградить себя от ДТП, в ПДД говорится о том, что водитель должен во время движения в любое время суток обозначать свое транспортное средство. Осуществить это можно с помощью фар ближнего света, либо – дневных ходовых огней. Возможно использование противотуманок в режиме DRL (дневные ходовые огни).

Подключая реле противотуманных фар в необходимые разъемы, получаем следующее: при пуске двигателя они включаются в режиме DRL, но как только вы включите габариты, они сразу же гаснут. Если вам необходимо снова включить их, тогда нужно повернуть штатный выключатель. Это достаточно удобная и нужная функция, особенно с учетом новых ПДД. Так вам не нужно всегда помнить, что при каждой вылазке на автомобиле нужно включить что-то, к чему еще совсем не привыкли.