Трогание с места на автомобиле. Удачный старт автомобиля, или как правильно трогаться с места на автомобиле

Оказывается научиться плавно трогаться с места. Это дается с трудом как женщинам, так и мужчинам. Ведь пойди разберись одновременно с педалью газа, тормоза, да еще и сцепление надо выжимать и все это одновременно — запомнить сложно, не то чтобы начать делать это автоматически, согласно определенному алгоритму, доведенному до автоматизма.

Как начать движение без рывков?

Да, как может показаться на первый взгляд — это не легко, но вполне достижимо, главное понять смысл и принцип всех производимых манипуляций при трогании с места. Здесь важно почувствовать автомобиль, даже вернее, прочувствовать, а не научиться слаженно действовать ногами и руками, именно тогда у вас получиться начинать движение плавно и без рывков.

Можно придумать несколько способов проверки, насколько плавно вы выжимаете педали сцеплении и газа. Как пример одного из них — использование пластикового стаканчика, наполненного водой. По уровню воды, который остается после ваших упражнений, вы можете судить насколько хорошо или плохо у вас получается плавное выжимание педалей.

Можно придумать что-нибудь другое, но главное не волноваться и не нервничать и все у вас получится!

Что такое трансмиссия?

Прежде чем мы начнем учиться плавно трогаться с места, давайте разберемся, что же происходит, когда мы приводим в действие все эти рычаги и педали. Речь пойдет о коробке передач . Если объяснять совсем просто, то трансмиссия это набор механизмов, воздействуя на которые, осуществляется передача крутящего момента от двигателя к колесам автомобиля, кроме того, трансмиссия напрямую связана с возможностью изменения направления движения и скорости.

А если говорить совсем просто, то зачастую говоря "коробка передач" имеют ввиду "трансмиссия".

В автоматической трансмиссии ведущую роль выполняет гидротрансформатор, а в механической — сцепление. Разница в том, что гидротрансформатор не требует воздействия со стороны водителя. При переключении передач, изменяется передаточное отношение, которое влияет на скорость автомобиля, происходит это благодаря блоку шестеренок в механической коробке передач или планетарному ряду в автоматической. Само переключение передач при автоматической трансмиссии осуществляется посредством тормозной ленты и фрикционов. Классическая механическая трансмиссия зависит от двух зазубренных колесиков и разницы между ними, эта разница соответствует уровню передачи: повышенному, пониженному или нейтральному. Ну и управление передачами при автоматической трансмиссии осуществляет устройство электронной системы управления, а при механической трансмиссии руководить процессом будете, непосредственно, вы.

Как тронуться на механике?

Теперь, переместимся на водительское место и попробуем тронуться с места. Но сначала, убедитесь, что перед вами достаточно простора для движения и вы имеете дело с механической трансмиссией, потому как, сейчас мы будем разбираться именно с ней.

  1. Исходное положение — нейтральная передача и затянутый ручной тормоз .
  2. Поворачиваем ключ зажигания и запускаем двигатель.
  3. Правая нога на педали тормоза, левой выжимаем сцепление.
  4. Далее переключаетесь на первую скорость, отпускаете «ручник» и отключаете глубокие аналитические процессы в мозгу. Сейчас вам понадобятся только ваши ощущения.
  5. Начинайте очень медленно отпускать педаль сцепления. Цель: почувствовать, уловить, ощутить, осознать момент срабатывания, схватывания сцепления. Визуально этот процесс можно проконтролировать по тахометру, стрелка на табло вздрогнет.
  6. Итак, как только уловили этот момент...переносим ногу с педали тормоза на педаль газа и плавно добавляем обороты, сцепление держим на моменте "схватывания". Газа плавно прибавляем до того момента, когда авто чуть-чуть начинает двигаться, далее постепенно отпускаем сцепление, иожно добавит газу.

Если вы все сделали правильно, то неописуемая радость движения наполнит все ваше существо. Если же была допущена ошибка, то вы почувствуете что-нибудь, типа рывка — при резко отпущенном сцеплении, «рев» двигателя — при раннем и сильном давлении на педаль газа, ну или попросту «заглохнете» — если сцепление было отпущено при недостаточных оборотах двигателя (слабом давлении на педаль газа).

Запомните, вышеуказанный способ — это классика трогания автомобиля. Советуем делать именно так.

Вот и видеоматериал с совершенно другой методикой трогания автомобиля:

Этот вариант также эффективен, но он может привести к поджигу сцепления. Вы это почувствуете по специфическому запаху внутри салона автомобиля.

Как тронуться на автомате?

Пересаживаемся в автомобиль с автоматической коробкой передач . Что мы видим?

Рычаг селектора и основные положения P (парковка), R (задний ход), N (нейтральное положение), D (движение).

Исходное положение — правая нога на педали тормоза, стояночный тормоз включен. На лице улыбка, красноречиво убеждающая окружающих в том, что у вас все получится с первого раза. Переводим рычаг из положения Р или R, в положение D, выключаем стояночный тормоз, отпускаем педаль тормоза… улыбка была оправданной! Вы едете!

Ну, а напоследок, хотелось бы дать еще один очень важный совет.

Прежде чем осуществлять все выше описанное, научитесь и убедитесь в том, что научились, останавливать автомобиль!

Педаль тормоза, а при механике педаль тормоза и газа — лучшие друзья ! Если вы в чем-то неуверенны, или у вас что-то не получается, лучше безопасно остановить автомобиль и проанализировать ситуацию!

Счастливого вам пути и будьте аккуратны!

В статье использовано изображение с сайта www.ufamama.ru

Если вы приобрели автомобиль с МКПП, но не умеетt правильно переключать передачи, то данный материал предназначен именно для вас. Начать следует с того, что обучение езды на механике – практически то же, что обучение езды на велосипеде.

Чем хороша механика?

Существует несколько преимуществ, которым обладает автомобиль с МКПП. Ознакомимся с ними.

  1. Такая коробка является идеальным средством для контроля транспортного средства.
  2. Задавая темп движения машины, вы сможете разогнаться до более высокой скорости.
  3. Человек, управляя таким автомобилем, делает несколько дел одновременно, чем и доказывает свою способность к этому.
  4. Езда на механике обеспечивает водителю ценный опыт, а он, в свою очередь, в будущем пригодится даже при вождении автомата.
  5. В машине, оборудованной АКПП, нельзя дрифтовать ввиду очевидных причин.
  6. Благодаря механике значительно экономится расходуемое топливо .
  7. Механическая коробка не позволяет выполнять профессиональные маневры.
  8. Наконец, автоматика – это попросту «женский» способ вождения (по мнению многих автолюбителей).

С преимуществами разобрались, теперь выясним, как ездить на механике .

Где лучше учиться?

Для обучения необходимо подобрать тихое и спокойное место, в котором не было бы других автомобилей. Желательно, чтобы это была ровная площадка без уклонов – так ваши попытки освоиться в МКПП будут более легкими. Словом, ничего сложного здесь нет, поэтому переходим непосредственно к обучению.

Как научиться ездить на механике?

Вначале рекомендуется опустить стекла – так вы будете лучше слышать звук двигателя. Зеркала заднего вида следует расположить так, чтобы в них было максимально удобно смотреть. Подготовившись, нужно пристегнуться и действовать по приведенному ниже алгоритму.

  • Педаль газа находится с правой стороны, тормоза – по центру, а сцепления, соответственно, слева. Здесь все просто, поэтому приступаем к следующему этапу.

Обратите внимание на один любопытный момент: такое расположение педалей присуще не только леворульным, но и праворульным транспортным средствам.

  • Кто не знает, педаль сцепления предназначается для того, чтобы переключать скорости. Для начала необходимо убедиться, что в дальнейшем вы сможете левой ногой выжать эту педаль до упора. Объясняется это тем, что переключение передач возможно только том случае, если полностью выжато сцепление.
  • Отрегулируйте сидение. При необходимости отрегулируйте свое сидение таким образом, чтобы беспрепятственно дотягиваться до сцепления.
  • Потренируйтесь с педалью сцепления. Далее нужно ознакомиться с тем, чем именно нажатие на данную педаль отличается от аналогичных действий с другими. С этой целью их необходимо некоторое время поочередно нажимать, дабы привыкнуть к расположению. При этом сцепление выжимайте только левой ногой, а тормоз с газом – правой! Отпускайте сцепление медленно по нескольку раз, пока ваша нога ко всему не привыкнет.

  • Включите нейтральную передачу. Для этого необходимо выбрать среднюю позицию рычага переключения скоростей (он должен располагаться в центре). Для того чтобы определить, действительно ли была включена «нейтралка», нужно просто подергать этот рычаг вправо-влево. В случае если его движение свободно, нейтральная передача считается включенной.
  • Заведите мотор, предварительно нажав на педаль сцепления. Многие модели машин характеризуются тем, что мотор в них можно завести исключительно с выжатым сцеплением. Более того, это еще и своего рода мера безопасности – если рычаг был случайно оставлен на какой-то передаче, сцепление предотвратит непреднамеренный рывок машины при заведении.

Обратите внимание! Когда двигатель заведен, сцепление необходимо плавно отпустить. Затем следует проверить, что рычаг действительно на «нейтралке».

  • Включите первую передачу. Следующий шаг – повторное выжимание сцепления и включение первой передачи. Как правило, она располагается в левом верхнем углу, хотя ее месторасположение рекомендуется уточнить заранее. Также отметим, что месторасположение всех скоростей обычно указывается на рукоятке рычага в виде миниатюрной схемы.
  • Тренируйтесь отпускать сцепление. Начать следует с плавного и медленного отпускания педали до начала спадания оборотов двигателя. Затем педаль выжимается еще раз, а упражнение повторяется столько, чтобы вы на слух научились определять тот момент, когда начинают падать обороты (это еще называют «моментом сцепления» ).
  • Трогайтесь с места. Чтобы сделать это, нужно включить первую передачу, после чего плавно отпустить сцепление – традиционно до падения оборотов. В этот момент несильно нажмите другой ногой на газ, в то время как сцепление нужно продолжать отпускать. Если это будет сделано слишком медленно/быстро, то автомобиль, скорее всего, заглохнет. Но ничего страшного в этом нет – повторяйте упражнение, пока не научитесь более-менее уверенно трогаться.

Смотрите, как правильно трогаться на механике:

Особое внимание нужно уделять тому, что находится спереди транспортного средства. Если обучение проводится с помощником, то он должен сидеть сбоку и быть готовым при необходимости дернуть за «ручник». Этот момент считается одним из сложнейших, однако при должном усердии все рано или поздно обязательно получится.

  • Вторая передача. После старта нужно некоторое время проехать на первой передаче, чтобы ко всему привыкнуть. Затем, когда обороты двигателя превысят 3 тысячи, необходимо отпустить газ, параллельно выжимая сцепление. Пока автомобиль движется накатом, нужно включить вторую скорость, после чего полностью отпустить сцепление. Лишь после этого можно разгоняться дальше. Включение всех последующих передач происходит аналогичным образом.
  • Двигайтесь на передаче. После включение передачи ногу нужно снять со сцепления. Не стоит держать ее на педали постоянно, в противном случае механизм сцепления преждевременно выйдет из строя.
  • Тормозите. В случае необходимости остановки ногу с газа нужно переместить на педаль тормоза. Производите нажатие с требуемым усилием. При скорости в 10-15 километров авто начнет немного трястись – в этот момент необходимо выжать сцепление и включить «нейтралку».

Когда все начнет получаться, вы с удивлением заметите, что управлять механикой не так трудно, как многие считают . Продолжайте обучение, совершенствуйте свои навыки, чтобы вождение приносило еще больше удовольствия!

На что обратить внимание?

А внимание нужно обратить на движение на задней скорости. Если со сцеплением у вас все нормально, то для движения выполните следующие действия.

  1. Выжмите сцепление, включите заднюю скорость.
  2. Посмотрите в зеркала, определите траекторию будущего движения.
  3. Медленно опускайте сцепление, пока машина не начнет двигаться. Дальше не отпускайте – так скорость будет небольшой.

При необходимости в замедлении нужно всего лишь сильнее надавить на педаль сцепления.

Итог

Учиться ездить на механике несложно. Будет лучше, если рядом с вами будет опытный водитель, который поможет и советом, и физически. Главное – учитесь ездить за пределами оживленных трасс и стремитесь к успеху.

В настоящее время все больше автотранспорта выпускается с АКПП, но у механической коробки есть свои достоинства, к которым относится полное слияние с машиной и понимание ее работы, улучшенная проходимость в трудных условиях. Далее мы более детально рассмотрим все тонкости работы и вождения авто с МКПП.

Особенности механической коробки передач

Механическая КПП - вид трансмиссии, при которой переключение ступеней и передача крутящего момента осуществляется вручную водителем выбором ступени, согласно оценки текущих условий и характеристик дальнейших действий.

Более простым языком назначение МКПП - регулирование скоростного диапазона и выбор его направления.

Число ступеней у МКПП бывает от четырех и до семи, помимо нейтральной и задней.

Особенностью транспорта с МКПП является наличие педали сцепления, помимо тормозной и газа, имеющихся во всех видах транспорта. Смена ступеней осуществляется при выжатой педали сцепления.

Преимущества транспорта с МКПП:

  • недорогой ремонт и легкое обслуживание;
  • высокая надежность;
  • достаточный диапазон вариантов вождения;
  • возможность буксировать автотранспорт на любую протяженность пути;
  • запуск машины с «толкача»;
  • улучшенная проходимость в трудных условиях;
  • повышенная динамика и КПД.

К минусам МКПП следует отнести:

  • сложность смены передач для начинающего водителя;
  • неудобства и рост усталости при передвижении в пробках в связи с постоянным переключением ступеней и выжимом сцепления;
  • возрастает риск поломок МКПП и корзины сцепления при неграмотном переключении ступеней и работе со сцеплением;
  • сниженный ресурс двигателя при передвижении на достаточно маленьких или больших оборотах.

Предназначение передач и педалей в машине с МКПП

Самое большое распространение получили 5-6 ступенчатые МКПП. Рычаг для выбора ступеней служит для обеспечения взаимодействия мотора с МКПП.

Предназначение педалей в автомобиле с МКПП

Для избегания путаницы и привыкания во всех видах транспорта с МКПП расположение педалей идентичное.

Перед ногами водителя расположены 3 педали:

  • Педаль сцепления - крайняя слева. Ее функция - передавать крутящий момент от мотора к колесам. Всегда нажимается при переключении ступеней. Выжимать необходимо в пол, до конца, а отпускать ровно и плавно. Нажатая педаль сцепления равносильна нейтральной ступени - обеспечивает разрыв связи мотора и колес.
  • Педаль тормоза - находится в середине, ее функция — торможение транспорта при нажатии на нее за счет прижимания колодок к дискам и барабанам системы торможения.
  • Педаль акселератора (газа) - крайняя правая. Регулирует подачу топливной смеси за счет открытия (надавливание на педаль) или закрытия (снижение нажима) дроссельной заслонки. Давление на педаль приводит к увеличенному количеству топливной смеси и, как следствие, увеличению скоростного режима. Отпустив «газ» или снизив нажим - происходит падение оборотов мотора и скорости.

Необходимо располагать ноги на педалях как на рисунке внизу.

Назначение передач

Каждая ступень должна использоваться для передвижения при определенных параметрах. Несмотря на отличия между машинами в мощности, динамических характеристиках и прочих параметрах - существуют общие принципы выбора ступеней и требуемых для этого условий.

При перtходе на любую ступень обороты мотора должны быть в диапазоне 2500—3000 об/мин. — при спокойной, равномерной езде и 3500—4500 об/мин. — при разгоне или более динамичной манере вождения.

Передачи и их характеристики при спокойной манере передвижения (на примере пятиступенчатой МКПП):

  • Задняя передача ® . Задняя применяется для осуществления некоторых маневров при передвижении назад - парковка и выезд с нее, маневрирование при объезде препятствий и прочих ситуаций. Передвижение осуществляется на неполностью отжатой педали сцепления для безопасности движения.
  • Нейтральная передача. Рукоятка КПП находится в свободном положении посередине, проверяется раскачиванием рукоятки вправо и влево. Незатрудненное раскачивание рукоятки показывает, что выбрана нейтральная ступень, разрывающая связь мотора и колес - холостой ход.
  • Первая передача (1). Применяется для начала движения (вперед). Максимальный диапазон скорости при передвижении — 50-70 км/ч, но предпочтительнее переходить на следующую при 15-25 км/ч.
  • Вторая передача. Подходящий диапазон скорости — 20-50 км/ч, переходить на следующую желательно при 40-50 км/ч. Одна из важных и часто используемых ступеней, особенно при передвижении в городе и тяжелых условиях (бездорожье, крутые спуски).
  • Третья передача. Подходящий диапазон — 40-70 км/ч. Переход на 4-ю ступень происходит при 60-80 км/ч.
  • Четвертая передача. Предназначена для передвижения со скоростным интервалом в 60-90 км/ч. Применяется при езде по дорогам с незатрудненным движением (в городе или на трассе).
  • Пятая скорость. Используется для равномерного передвижения по шоссе или магистрали со стабильной скоростью свыше 90 км/ч. Переход на 5-ю ступень рекомендован при 90-100 км/ч. Подходящий режим работы мотора и сниженный расход топлива возможен при 90-110 км/ч.

Внимание! Чем больше мощности у автотранспорта, тем на более большой скорости должно осуществляться повышения ступеней.

Справка. В автомобилях с дизельными моторами диапазон оборотов значительно ниже, чем у бензиновых. Это связано с особенностью мотора и достижением максимального крутящего момента (значит и большей мощности) на более низких оборотах, поэтому дизеля более тяговитые и мощные.

Варианты расположения скоростей

1) Задняя ступень находится параллельно первой. При отсутствии специальной защиты для выбора задней ступени (кнопка на рукоятке или надавливания на нее) начинающий водитель может попутать заднюю с первой при выборе и начать движение не в том направлении, что может спровоцировать ДТП.

2) Нахождение задней ступени напротив пятой, что защищает от старта не в том направлении.

Вождение транспорта с МКПП имеет немало своих нюансов, освоив которые водитель станет полноценно управлять машиной при любых условиях и не будет опасаться вождения в затрудненных условиях.

Как трогаться

Для новичка самое сложное при езде на машине, оборудованной МКПП, - начать движение.

Для того чтобы тронуться с ровной поверхности следует:

  • нажать на педаль сцепления до конца;
  • передвинуть рукоятку на первую скорость;
  • начать плавно снижать нажим на педаль сцепления, в момент незначительного падения оборотов на 100-200 об/мин., и толчка (точка схватывания) повысить обороты мотора до 1300—1800 об/мин. мягким нажатием на педаль газа;
  • продолжить аккуратно отпускать сцепление, регулируя обороты мотора педалью акселератора.

При начале движения с наклонной поверхности начинающему водителю следует поставить транспорт на ручной тормоз для избегания отката. При толчке автомобиля ручник необходимо отжать и мягко увеличить давление на педаль газа.

Неправильный выжим сцепления (бросание) характеризуется:

Бросание сцепления чревато увеличенным износом МКПП, сцепления и мотора.

На перекрестках и в некоторых ситуациях это может привести к ДТП:

  • сзади находящиеся водители рассчитывают, что впереди стоящий транспорт поедет, а не заглохнет, и могут врезаться в задний бампер;
  • заглохшая машина посреди дороги на перекрестке может получить удар в боковую часть при проезде нерегулируемого перекрестка с затрудненным движением или при выезде на кольцо в плотном потоке.

Правильное переключение передач на повышенную и пониженную

Правильным переключением ступеней считается такое, при котором обороты мотора не опускаются ниже рекомендуемого интервала (2000—3000 об/мин.).

При требуемом подъеме оборотов (2500—3500) при разгоне необходимо быстро перевести рукоятку на повышенную передачу, с мягким нажатием на педаль акселератора после полного отпускания сцепления. При медленной смене ступени обороты двигателя упадут, что приведет к затрудненному набору скорости или невозможности ее набрать.

Совет! В связи с тем, что в первое время смена передач для разгона у новичка будет недостаточно быстрым, рекомендовано перед повышением передачи увеличить обороты до 3000—3500 об/мин., при передвижении на подъеме до 4000 об/мин. В противном случае автомобиль может прекратить набирать скорость.

Для перехода на пониженную ступень требуется:

  • отпустить педаль газа;
  • при выборе пониженной ступени для снижения скорости — аккуратно надавить на тормоз и уменьшить скорость до интервала предыдущей, более низкой передачи;
  • выжать сцепление;
  • выбрать более низкую ступень;
  • плавно отпускать сцепление;
  • для сохранения или набора скорости (при ускоренном разгоне) в самом конце хода педали сцепления добавить газа;

Как тормозить и притормаживать на механической КПП

Торможение автомобиля с механической трансмиссией имеет свои особенности. Обороты при торможении не должны опускаться ниже показателей для холостого хода.

Основные правила при торможении автомобиля с МКПП на прямой:

  • отпускается педаль акселератора;
  • выжимается тормоз до достижения оборотов, приближенных к показателям холостого хода;
  • выжимается сцепление;
  • при высокой скорости для плавного торможения выбирается пониженная ступень и повторяется процесс;
  • при невысокой скорости рычаг КПП перемещается в нейтральное положение и осуществляется остановка дальнейшим нажатием тормоза.

При экстренном торможении выжимается только тормоз, двигатель будет способствовать торможению за счет снижения оборотов.

Тормозная система оборудована вакуумным усилителем тормозов для облегчения нажатия педали. Усилитель работает только при работающем моторе и с большей эффективностью при более высоких оборотах, чем у холостого хода.

В случае если автомобиль заглохнет на нейтральной ступени или при выжатом сцеплении, педаль тормоза практически не будет выжиматься и тормозной путь вырастет в разы, вплоть до торможения о находящийся впереди автомобиль.

Притормаживание, т.е. снижение скорости при продолжении движения, осуществляется отпусканием педали акселератора и нажатием тормоза с контролем над оборотами, которые должны остаться выше оборотов холостого хода.

При небольшом снижении скорости, когда обороты остаются заметно выше холостого хода, можно продолжить движение на той же ступени или при необходимости понизить ее.

Для значительного снижения скорости при нажатии на тормоз и достижения оборотов, приближенных к холостому ходу, выбирается более низкая ступень и переключение на нее происходит без участия педали акселератора.

Сильное падение оборотов, ниже показателей холостого хода, может неблагоприятно отразиться на дальнейшей работе машины, приближая ремонт.

Как тормозить двигателем и ручником

Принцип торможения двигателем заключается в понижении ступени при достижении оборотов, приближенных к холостому ходу. Понижать ступени можно с любой более высокой на любую низкую, кроме первой и задней. Для этого необходимо понизить скорость до диапазона нужной ступени и произвести переключение.

Ручной тормоз предназначен для удерживания транспорта в стоящем положении.

Торможение ручником на высокой скорости в большинстве случаев приводит к блокированию задних колес, заносу и полной потере контроля над машиной. Известно немало случаев летальных исходов при торможении ручным тормозом на значительной скорости.

При отказе тормозов и в некоторых других ситуациях может потребоваться прибегнуть к торможению ручником.

Для избегания опасных последствий при использовании ручника на движущемся автомобиле необходимо:

  • аккуратно, не до последних щелчков подтормаживать ручником, избегая блокировки задних колес;
  • экстренное торможение возможно только при движении по прямой нескользкой дороге и при расположении передних колес строго для движения прямо, избегая любых движений рулем.

По возможности следует избегать торможения ручником на высокой скорости, предпочтительнее тормозить понижением ступеней вплоть до второй.

Чего нельзя делать с МКПП

Механическая коробка — надежный вид трансмиссии, но неправильная ее эксплуатация способна заметно снизить срок службы и привести к значительным поломкам.

Что нельзя делать на МКПП:

  • включать заднюю передачу до полной остановки машины (поломка МКПП);
  • выжимать сцепление за исключением моментов, необходимых для переключения ступеней (происходит повышенный износ выжимного подшипника и сцепления);
  • придерживать ногу на педали сцепления во время движения (приводит к повышенному износу сцепления);
  • выбирать высокую передачу (3,4,5) при недостаточной для этого скорости и низких оборотах (повышенная нагрузка на двигатель и коробку);
  • выжимать сцепление при остановках продолжительностью более 40 секунд, следует выбрать нейтральную передачу (повышенный износ сцепления);
  • переключать ступени не выжимая сцепления (поломка МКПП);
  • постоянно держать руку на рычаге КПП (повышенный износ различных механизмов коробки передач);
  • неполный выжим сцепления при переключении ступеней;
  • бросание сцепления.

При соблюдении некоторых правил и вдумчивой езде опыт управлением машины с МКПП придет быстро, несмотря на кажущуюся сложность такой трансмиссии.

Главным преимуществом машины с МКПП является полный контроль над ней, что осознается только с накатанными километрами.

Автомобиль — самое популярное в современной жизни средство передвижения. Однако езда на современных авто требует определённых навыков, которые приобретаются на курсах вождения (как правильно трогаться на "механике", например). Опытные эксперты-преподаватели посвятят вас в премудрости таинства укрощения стального коня.

Коробка-"автомат" - это просто

Учитывая современные тенденции мирового автомобилестроения, все больше машин, которые попадают к нам на рынок, оснащены автоматической коробкой передач. Такое техническое устройство в значительной мере упрощает весь процесс - от обучения до вождения.

Водителю не нужно осваивать сложные комбинации переключения рычагов и педалей, как это происходит в случае с механической коробкой. Он может полностью сосредоточить свое внимание на более важных аспектах обучения: ситуации на дороге, чтении знаков движения и т. п. Поэтому довольно большой процент современных потребителей покупает автомобиль именно с автоматической коробкой передач, чтобы не учиться, как ехать на "механике".

Коробка-"автомат" - это недешево

Но здесь нужно учитывать несколько малоприятных в финансовом плане нюансов. Во-первых, изначальная стоимость такой машины существенно больше по сравнению с точно такой же, но оснащённой механической коробкой передач. Причем уровень комфортабельности такого автомобиля может отличаться только этим моментом. Во-вторых, факт наличия в вашем авто автоматической коробки существенно отразится на показателях расхода топлива. И как бы вас ни убеждали в автосалоне в обратном, ссылаясь на современные топливные системы, все равно посещать бензоколонки вы будете намного чаще владельцев аналогичных машин на "механике".

Поэтому если вы хотите сэкономить на первоначальной цене, которую предстоит заплатить в автосалоне, и не нести дополнительных расходов на топливо в процессе эксплуатации, лучше остановиться на варианте авто с механической коробкой передач. Тем более что понять, как быстро трогаться на "механике", не так уж сложно.

"Механики" бояться - за рулем не сидеть

Многих пугает возможная сложность управления таким автомобилем. Попытаемся рассмотреть и развеять основные страхи, связанные с "механикой".

Самый сложный процесс, связанный с осваиванием механической коробки, заключается в моменте начала движения. "Как научиться трогаться на механике?" - в панике думают будущие водители, и выбирают машину с "автоматом".

Новичкам действительно довольно сложно научиться контролировать свои руки и ноги одновременно. А именно эти движения нужны, чтобы начать движение. Не стоит забывать и про дорожную обстановку, ее тоже необходимо контролировать, одновременно нажимая педали и переключая селектор коробки передач.

Шаг первый: помним о сцеплении

Итак, как научиться трогаться на "механике"? Начнём с запуска двигателя. Перед включением зажигания крайне важно убедиться в том, что ручка переключения передач находится в нейтральном положении. Для этого необходимо отжать крайнюю левую педаль, которая называется сцеплением, до упора. После этого правой рукой переведите кулису в нейтральное состояние.

Никогда не пытайтесь "поставить на нейтралку" с неотжатым сцеплением. Это может серьезно повредить коробку передач. Ваша левая нога практически всегда должна быть готова нажать на эту педаль. В этом заключается сущность управления механической коробкой.

Шаг второй: включаем передачу

Вы завели двигатель, и теперь готовы начать движение. Комбинация, которую вы проделываете затем, довольно проста. Левая нога выжимает педаль сцепления до упора, при этом правой рукой вы включаете первую передачу.

Желательно, чтобы в этот момент левой рукой контролировался руль вашего автомобиля. Итак, вы включили первую передачу. Напомним, что схема включения, как правило, расположена на рычаге переключения. Чтобы усвоить, как правильно трогаться на "механике", неплохо потренироваться включать передачи без включённого двигателя, доведя это действие до автоматизма.

Шаг третий: отпускаем сцепление, начинаем газовать

Передача включена, левая нога отжала сцепление. Следующее действие - постепенное отжатие педали сцепления. При медленном и плавном ходе отжимаемой педали автомобиль начинает медленное движение. В этот момент вы получаете ответ на вопрос о том, как плавно трогаться на "механике".

Здесь все зависит от настройки механизма сцепления конкретного автомобиля. Как правило, сцепление "подхватывает" в самом начале или в середине хода педали.

Когда автомобиль начал движение, правой ногой необходимо начинать нажатие педали газа. Именно начинать - это не случайная описка. В отличие от педалей сцепления и тормоза, педаль газа довольно чувствительна, и резкое ее нажатие может привести к остановке мотора. Поэтому правой ногой необходимо постепенно увеличивать обороты двигателя, а левой все больше отжимать педаль сцепления.

Ни в коем случае при начале движения нельзя резко бросать педаль сцепления. Это тоже может привести к незапланированной остановке двигателя или неприятным рывкам. Именно эти рывки, как правило, вызывают опасения у новичков, которые не знают, как правильно трогаться на "механике".

Согласованная работа обеих ног при нажатии педалей газа и сцепления является залогом плавного движения с места. Руки после переключения селектора КПП должны находиться на руле, а внимание быть сосредоточено на лобовом обзоре или зеркалах.

А как остановиться?

Когда вы освоите, как правильно трогаться на "механике", вспомните о торможении. В этом случае задействованы педали сцепления и тормоза. Для того чтобы остановить автомобиль, его надо снять с текущей передачи. Это достигается нажатием педали сцепления и переводом правой рукой селектора КПП в нейтральное положение. Потом следует нажать педаль тормоза. Если возникнет потребность в экстренном торможении, то его можно осуществить путем одновременного нажатия педалей сцепления и тормоза.

Начинающих водителей волнует вопрос – как правильно трогаться на механике. Каждого новичка ждут проблемы в виде рывков, постоянно глохнущего двигателя и его рева на запредельных оборотах, забытого ручника, поиска нужной передачи.

Но через это проходят все без исключения, и хорошая новость в том, что уже через несколько месяцев ежедневной практики, водитель доводит этот процесс до автоматизма, и даже не задумывается о том, как это происходит.

И пока вы только учитесь правильно трогаться, представляем вам несколько способов, которые облегчат процесс обучения езде без рывков.

Не будем залазить в дебри устройства трансмиссии, чтобы объяснить для чего нужна лишняя педаль. Скажем просто - благодаря ей, передача крутящего момента от двигателя к механической коробке происходит плавно.

Это самый простой способ, без использования педали акселератора (газа), он помогает научиться трогаться на механике плавно и без рывков, чувствовать автомобиль и момент зацепления двигателя и коробки. На первых порах рекомендуем начать обучение именно с него.

Понадобится ровная площадка без уклонов, чтобы машина стояла на месте без применения тормоза или ручника. Изначально селектор коробки передач находится в нейтральном положении.

Чтобы тронуться с места:

  1. Заводим автомобиль.
  2. Выжимаем сцепления.
  3. Включаем первую передачу.
  4. Начинаем плавно отпускать педаль.

Когда диски начнут входить в контакт и пробуксовывать, вы ощутите вибрацию, а машина начнет плавное движение. Холостого хода вполне достаточно, чтобы развить небольшую скорость. Повторяйте до тех пор, пока не научитесь трогаться плавно и не почувствуете особенность работы трансмиссии.

Когда вы в полной мере освоили первый вариант, можно переходить к следующему. Здесь мы начинаем пользоваться педалью акселератора. Для начала рекомендуется потренироваться, чтобы уметь держать обороты коленвала на одном уровне. Для этого нужно поставить машину на ручной тормоз, коробку на нейтраль, и начать работать газом.

Если вы не научились контролировать обороты мотора, они будут плавать, а машина глохнуть при попытке тронуться (если их мало) или с пробуксовкой рвать с места (когда много).

Когда научитесь, можете переходить к попыткам тронуться:

  1. Ставим коробку на нейтраль и заводим машину.
  2. Левой ногой выжимаем сцепление и включаем первую передачу.
  3. Правой ногой нажимаем на газ, по тахометру контролируем, чтобы показания находились в районе 1500-2000.
  4. Плавно отпускаем сцепление.

На начальном этапе рывков при трогании не избежать, но со временем они станут все менее ощутимы.

Если у вас уже есть минимальный опыт, вы подружились с правой и левой педалями и научились правильно трогаться, можете переходить на следующий уровень – так называемые «качели» или «ножницы». Этим способом пользуется большинство водителей со стажем, и происходит это «на автомате».

Исходное положение: коробка на нейтрали, автомобиль заведен.

  1. Выжимаем сцепление левой ногой, включаем передачу.
  2. Правую ногу ставим на газ, но не нажимаем на него.
  3. Плавно отпускаем левую ногу, и почувствовав вибрацию начинаем повышать обороты двигателя.

Если все сделано правильно – машина тронется с места.

Еще один распространенный страх всех начинающих водителей: как трогаться в горку на механике, при этом без отката, да еще и не заглохнуть. Когда на ровном месте все получается правильно, можно переходить к тренировкам на подъеме.

Главная сложность в том, что нужно не просто тронуться, по возможности плавно, но еще избежать отката автомобиля назад. На первых порах вам поможет ручной тормоз.

Автомобиль фиксируется на подъеме затягиванием ручника, двигатель заведен, коробка на нейтрали.

  1. Левой ногой выжимается сцепление, включается первая передача.
  2. Правая нога давит на газ, чтобы обороты поднялись до 1500.
  3. Подводим (плавно отпускаем) педаль сцепления до рабочего хода. Признаком служит падение оборотов примерно до 1300-1200.
  4. В таком положении машина готова ехать в горку, удерживает ее только ручник. Медленно отпускаем его и начинаем движение.

Помните: чем больше уклон, тем тяжелее автомобилю тронуться с места, а значит и оборотов должно быть больше. Но не следует давать свыше 3000, и уж тем более крутить тахометр в красной зоне – можно легко сжечь фрикционные диски.

Лишь после того, как 10 из 10 раз вы правильно тронулись в горку с ручника (без отката и не заглохли), можно переходить к тренировке с рабочим тормозом. Вся сложность в том, что здесь необходимо иметь хороший контроль над всеми узлами автомобиля: слышать двигатель, видеть показания приборов. Почувствовать момент зацепления дисков можно по падению оборотов.

Автомобиль заведен, рычаг коробки в нейтральном положении, правая нога на тормозе.

  1. Выжимаем сцепление, включаем первую передачу продолжая удерживать тормоз.
  2. Начинаем плавно отпускать сцепление, до момента падения оборотов, после чего фиксируем ногу в этом положении.
  3. Быстро переносим правую с тормоза на газ, и плавно добавляя мощности, окончательно отпускаем левую педаль.

Начинайте на небольших уклонах, постепенно переходя на более крутые. Очень скоро вы научитесь трогаться плавно, улавливая нужный момент «игрой» педалями, и любой подъем будем вам под силу.

Если обороты падают резко, а машину сильно затрясло – необходимо либо добавить оборотов двигателю («дать газу»), либо немного усилить давление на педаль сцепления, но ни в коем случае не бросать ее окончательно.

Нет ничего страшного в том, что вы заглохли на горке, куда страшнее откатиться назад, ведь в реальных условиях высока вероятность того, что позади вас находится автомобиль. Просто вновь повторите правильно все предыдущие шаги: коробку на нейтраль, заведите машину и попытайтесь тронуться.

Всегда проверяйте положение рычага переключения передач, характерный признак нейтрального положения – свободный ход вправо-влево. А еще лучше заводите автомобиль с выжатым сцеплением, это позволит избежать резкого рывка вперед, если вы вдруг забыли выключить передачу.

Помните: первое время ваш главный враг – волнение, не обращайте внимания на звуковые и световые сигналы нетерпеливых водителей, они просто забыли, как поначалу страшно и сложно трогаться на механике.

А когда станете опытным водителем, не забывайте, как тяжело новичку и будьте терпимее к тем, кто «тупит на дороге». Возможно он просто не научился еще трогаться правильно.

15.06.2018