Spot — фиксируем факты нарушения ПДД с помощью iPhone

Привлекать к ответственности нарушителей правил дорожного движения вскоре, возможно, смогут сами граждане без участия полиции. В МВД разрабатывают специальное мобильное приложение и готовят поправки в Кодекс об административных правонарушениях.

Lada на высокой скорости мчится на красный свет. Врезается в белый Volkswagen. Чудом обходится без пострадавших. А это уже водитель на "Ниве" решил "проскочить" на запрещающий сигнал светофора. Таксист обгоняет карету скорой помощи и упорно отказывается ее пропустить, несмотря на вой сирены.

В соцсетях подобных роликов миллионы. Сняты они обычно камерами видеорегистраторов. Привлечь к ответственности на основании такой записи можно, но сложно. Нужно отправить видео в ГИБДД, заполнить заявление, потом нарушителя, если найдут, вызовут для дачи объяснений, начнется расследование.

В Госавтоинспекции схему решили упростить и создать мобильное приложение, при помощи которого любой сможет зафиксировать нарушение и нажатием одной кнопки за несколько секунд передать его в ГИБДД. Специальную программу для смартфонов сейчас разрабатывают при участии Министерства связи и массовым коммуникаций.

"Скорректировать видео не сможет никто — в этом основная идея. Естественно, что если мы готовы принимать решение об административном правонарушении, видеоматериал должен быть гарантировано защищен от любых подделок, любых корректировок", — заявил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев.

В ГИБДД уже не первый год говорят о необходимости активнее привлекать граждан к фиксации нарушений на дорогах. С сентября прошлого года в столице запустили мобильное приложение "Помощник Москвы", чтобы дать бой парковочному хамству.

В Татарстане почти два года работает "Народный инспектор". Приложение — лидер по количеству скачиваний. В свои смартфоны его загрузили уже около 60 тысяч жителей республики.

"Я сам соблюдаю правила, и неприятно видеть людей, которые нарушают. Программа появилась, я вступил в ее ряды", — рассказывает житель Казани Ильдар Вафин.

В поправках к Административному кодексу, разработанных в МВД, — в случае принятия они будут действовать по всей стране — есть ограничения. Видео, присланные через приложение, могут стать основанием для наказания только в случаях, которые "оказывают непосредственное влияние на состояние аварийности". Такая формулировка использована в законопроекте. К грубым нарушениям отнесли проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, езду по обочине. А, например, парковка в неположенном месте в список не попала.

Сторонники нововведений считают, что они снизят аварийность и повысят дисциплинированность водителей. Хотя и отмечают, систему в будущем нужно усовершенствовать.

"Наша основная проблема сейчас — это отсутствие неотвратимости наказания. Когда злостные нарушители будут знать, что они в любой момент могут попасть под камеру и им автоматически придет штраф, то, конечно, определенная часть этих граждан будет вести себя адекватнее", — считает депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.

Противники нового приложения не исключают, что герои видео захотят отомстить их авторам, и это приведет к росту преступности. Но в МВД и Минкомсвязи парируют: мобильные инспекторы работают инкогнито. Единственный случай, когда их имена могут быть раскрыты, если нарушитель правил дорожного движения решение о штрафе обжалует через суд.

Поправки в Административный кодекс, которые касаются видеофиксации на дорогах, в парламент пока не внесены. Скорее всего, это произойдет осенью, и рассматривать законопроект будут депутаты Государственной Думы уже седьмого созыва.

Россия 24 (vesti.ru)

Не допускается использование всех материалов, размещенных в разделе «Мониторинг СМИ» официального сайта Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, без указания их правообладателя, указанного для каждой публикации

С появлением мобильного приложения для фиксации нарушений ПДД «Народный инспектор» у полиции работы станет больше. На видеороликах в YouTube видно, как одни водители, зацепив машину соседа на парковке, уезжают, думая, что их никто не увидел, другие – прямо у всех на виду разворачиваются через две сплошные, третьи – обгоняют по встречке, и все они по большому счету остаются безнаказанными. Но скоро этому придет конец.

Многие водители находятся в шоке от царящего беспредела на наших дорогах, но как наказать нарушителей не знают, или боятся жаловаться. В ГИБДД советуют не оставаться равнодушными к дорожным хамам, а приносить запись видеорегистратора и написать заявление. Система ещё не отработана, но авторам компромата обещают анонимность.

Мобильное приложение для фиксации нарушений ПДД позволяет отправить отснятый материал прямиком в ГИБДД. Смартфон сделает привязку к месту и времени, а сам видеоролик при помощи криптографии будет защищен от подделки. На основании этого материала на нарушителя заведут дело и, возможно, накажут.

Понятно, что превышение скорости не зафиксируешь. Но любителей парковаться на газонах и ездить по встречной полосе снять можно. Технологию обкатывают в Татарстане. Мобильное приложение уже скачали тысячи, и результат не заставил себя ждать: за 4 месяца прошлого года было выявлено и наказано 11 тысяч нарушителей.

Большинство видеожалоб поступило от пешеходов. Конечно, им проще: увидел, подошел, снял. Но, где же водители? Ведь они, порой, главные свидетели вопиющих нарушений. Хотя их можно понять. Представляете, за считанные секунды нужно достать телефон, запустить приложение и попытаться успеть что-то отснять дрожащей рукой. В итоге, на видео, скорее всего, ничего не разберешь. Но главное, что вести съёмку на мобильный телефон водитель не имеет права, т.к. пользоваться гаджетами за рулем запрещено.

Специалисты говорят, логичнее доверить видеонаблюдение регистраторам. Во-первых, нет тряски, во-вторых, год от года они становятся всё умнее. Многие из них работают на операционной системе Android, под которую и создавалось мобильное приложение для фиксации нарушений ПДД, правда, не все имеют возможность выхода в интернет и систему геопозиционирования. Но это вопрос времени.

Вот тогда кадры с нарушениями будут решать всё, при условии, что не будет проблем с кадрами у ГИБДД. Ведь осматривать придется тысячи видеороликов, а срок давности в таких делах всего 2 месяца. Поэтому в Госавтоинспекции должен быть обеспечен соответствующий штат сотрудников, так как если в ГИБДД не будут справляться, многие нарушители будут избегать ответственности по формальным основаниям.

Все точки над «i» расставят поправки в КоАП, их разрабатывают параллельно с алгоритмами IT-системы. И если логика работы будет железной, а приложением вооружен, хотя бы каждый третий видеорегистратор, нарушителей станет меньше. Под взглядами видеокамер не очень-то забалуешь.

Похожие статьи:

Компания Bezares - высокий уровень качества и надежности

Автомобиль на дровах

Почему дорожает бензин в России?

Программа льготного автокредитования в 2016 году получила дополнение!

С каждым годом автомобилей на улицах городов становится все больше. Тут играют роль как и появление новых водителей, так и накопление общего автопарка. К сожалению, архитекторам и градостроителям советской эпохи даже в голову прийти не могло, что трехполосная дорога в центре города уже через пятьдесят лет может превратиться в «игольное ушко», по которому транспортный поток будет тащиться со средней скоростью 5-15 км/ч, а не пролетать, обдавая воздушной волной мимо проходящих людей. Ситуация во дворах еще печальнее: большинство жилых домов на территории стран СНГ проектировалось еще по советским нормам машиномест, то есть, в среднем, это одно машиноместо на несколько квартир.

Проблема парковки, нарушения ПДД и езды по тротуарам стоит для крупных городов России особо остро. Многие водители ведут себя настолько агрессивно, что не только создают проблемы пешеходам, паркуясь на тротуарах или уничтожая зеленую зону во дворах домов, но и просто представляют опасность для жителей города.

Ранее видео- или фотофиксация нарушения не могла быть однозначным доказательством вины водителя, а бюрократические процедуры по разбирательству по факту получения материалов и заявления от гражданина, могла затянуться на намного больший, чем на два месяца предусмотренных законом на разбирательство, срок. Теперь же ГИБДД предлагает выпустить специальное приложение для популярных мобильных платформ, фото и видео с которого могло бы быть достаточным основание для выписки штрафа нарушителю.

Некоторые издания, которые уже писали об этой инициативе , приводят не совсем корректное сравнение с нашумевшим Pokemon GO, другие проводят аналогии со стукачеством и доносами советской эпохи.

Появление приложения, способного корректно фиксировать место нарушения - это, в первую очередь, упрощение бюрократической процедуры и новый инструмент повышения гражданской ответственности. То есть, пресловутое «приходите, когда убивать будут», хотя бы в случае езды по, например, тратуарам, постепенно канет в лету: сам факт того, что тебе может прийти «письмо счастья» для многих нарушителей станет серьезным сдерживающим фактором. До этого момента ГИБДД и схожие службы в СНГ реагировали на подобные события только в ходе рейдов или после наездов с летальным исходом.

Разработкой приложения уже занимается Минкомсвязь, а МВД РФ предложило поправки в КоАП для того, чтобы легализовать использование полученных видео- и фотоматериалов через ПО без письменного заявления гражданина.

Старая процедура обращения выглядела следующим образом:

  • фото- и видеоматериалы отправлялись в ГИБДД;
  • приславшему материалы человеку необходимо было заполнить заявление;
  • явиться в инспекцию;
  • сотрудники МВД собирали информацию, опрашивали свидетелей и проводили расследование;
  • только после этого к нарушителю применялись меры.
На все про все законом давалось два месяца с момента нарушения, поэтому правоохранители часто физически не успевали уложиться в отведенные сроки.

Теперь же, как надеются в МВД, при помощи нового приложения, бдительности граждан и внесения изменений в КоАП все это дело заметно ускорится.

Программное обеспечение будет доступно на портале гос. услуг и, по всей видимости, будет использовать реальные паспортные данные гражданина, скачавшего его. По задумке МВД, рядовой пользователь не сможет как-то отредактировать полученное при помощи софта фото или видео, а геолокация поможет определить точное место правонарушения.

Идея создать приложение, которое поможет контролировать общественный порядок и соблюдение ПДД возникла не просто так. В Москве уже успешно функционирует проект «помощник Москвы», а в Татарстане - «Народный инспектор». Плюс к этому, существует и успешный опыт у МВД Республики Беларусь. Уже как несколько лет в твиттере при содействии и за авторством нынешнего пресс-секретаря ГУВД г. Минска Александра Ластовского активно используется хэштег #перехват и создан одноименный веб-сайт , при помощи которых гражданин может сообщить о правонарушении. После обращения информация уже официально передается в диспетчерскую и, исходя из практики, на него следует реакция милиции. Один из минусов системы - она является гражданской инициативой и напрямую с МВД не связана. Проект же российских коллег выходит на уровень создания соответствующей законодательной базы и централизованного, официального использования.

К сожалению, за бортом пока остаются материалы с видеорегистраторов, которые чаще всего фиксируют самые серьезные нарушения ПДД.

Казалось бы, похвальная инициатива, которая поможет повысить общий уровень гражданской ответственности и эффективнее бороться с неадекватными водителями, однако, у всей этой ситуации есть и обратная сторона. Нарушитель, согласно закону, все так же сможет затребовать данные обвиняющей стороны, то есть оператора, что может привести к витку насилия и расправ над «излишне бдительными» гражданами.

Можно ли назвать инициативу МВД системой доносов? Скорее нет, чем да. В странах ЕС обращение в полицию с сообщением о нарушении правил дорожного движения или правопорядка ведет к быстрой и жесткой реакции органов, а главным мотиватором не нарушать закон и порядок является сохранность собственных средств, так как даже за курение за рулем можно получить немалый штраф. Россия же до сих пор находится в каком-то пубертатном периоде общественного самосознания, где самосуд, а, как следствие, нарушение закона, считается большинством общества более приемлемым развитием событий, чем обращение во внутренние органы. Вполне возможно, что инициатива МВД «тронет лед», а упрощение процедуры продемонстрирует, что в первую очередь заинтересованная сторона - общество, способно эффективно помогать поддерживать порядок на улицах и без порчи имущества в стиле «Стопхам» или рукоприкладства.

ГИБДД хочет ввести процедуру штрафования нарушителей на основе видео, снятого добровольцами. Для этого ведомство разрабатывает специальное приложение, сообщает « ».

Твитнуть

В избранное

В избранном

В административном кодексе может появиться такое понятие, как «специализированное программное обеспечение, используемое для фиксации административных правонарушений». Под этим термином подразумевается разработанное ГИБДД приложение, которое сможет снимать видео с привязкой к спутниковым координатам, дате и времени, и отправлять его в инспекцию. На основе этого видео сотрудники ГИБДД должны будет выписать нарушителю штраф. По данным издания, приложение находится в стадии разработки.

Наказывать можно будет только за определённые проступки. Среди них – нарушения «оказывающие непосредственное влияние на состояние аварийности». Штраф будет налагаться за пересечение железнодорожного переезда в неположенном месте, проезд на красный свет, поворот налево или разворот в запрещённом месте, а также непредоставление преимущества пешеходам и спецтранспорту и отказ уступить дорогу машине, пользующейся преимущественным правом проезда.

По мнению ГИБДД, эта мера позволит значительно упростить контроль за нарушителями ПДД, а также облегчит процедуру наложения штрафов, потому как для административной процедуры в настоящий момент требуется непосредственное присутствие нарушителя.

Рассмотрение подобных обращений влечёт за собой значительные временные и ресурсные затраты сотрудников Госавтоинспекции на процесс доказывания обстоятельств правонарушения, при этом сотрудники ограничены двухмесячным сроком привлечения к ответственности.

из пояснительной записке МВД к дополнениям в КоАП

В 2013 году ГИБДД процедуру, позволяющую привлечь к ответственности нарушителя ПДД, основываюсь на данных видеорегистраторов. Как обосновывалась тогда инициатива, порядочным водителям надоело «автохамство», поэтому пришло решение упростить процедуру наказания.

Но, как пояснили в инспекции, одной съёмки было недостаточно. Очевидцу нарушения требовалось лично написать заявление, и уже тогда сотрудник ГИБДД обязан был выяснить личность нарушителя и привлечь его к ответственности.

В некоторых российских регионах уже действует приложение, при помощи которых любой гражданин может пожаловаться на водителя, нарушившего ПДД. В Москве в сентябре 2015 года начало работать приложение «Помощник Москвы», позволяющее фиксировать нарушителей правил парковки. В Татарстане для разоблачения нарушителей используют приложение «Народный инспектор». С его помощью также можно сообщать в местную ГИБДД о нарушителях на дороге.

Есть активисты, которые борются с хамством на дорогах и парковках без всяких приложений. Например, в Ставрополе гражданский активист Михаил Алфёров уже несколько лет отправляет фотографии нарушителей в ГИБДД, заставляя инспекцию принять меры. По его словам, около 60% фотодоказательств приняли к рассмотрению, а нарушителей наказали. Но, как рассказал активист TJ, инициатива ГИБДД может упереться в тонкости закона, как и в случае с любой гражданской активностью.

Успех инициативы ГИБДД зависит от того, будут ли наряду с новым приложением для смартфонов внесены изменения в действующее законодательство. Такие изменения в законе должны разрешить МВД использовать фотографии и видеозаписи, полученные с помощью приложения, в качестве материалов, на основании которых виновных лиц привлекут к ответственности без вызова к должностному лицу и без составления протокола. Так, как это происходит с материалами, полученными в автоматическом режиме с помощью специальных технических средств фото- и видеофиксации, имеющихся на балансе МВД.

В противном случае процедура привлечения к ответственности нарушителей не изменится. Ведь оштрафовать за нарушение ПДД по фотографиям или видеозаписям с обычных камер можно и сейчас. По моему личному опыту, примерно 60% заявлений о нарушении ПДД с приложением фотографий или видеозаписей, сделанных камерой телефона, заканчиваются наказанием виновника. Остальным нарушителям удается уйти от ответственности, как правило, из-за истечения срока давности нарушения (2 месяца), в течение которых сотрудникам ГИБДД не удается обеспечить явку лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, или доказать вину (на фото зачастую видно транспортное средство, скажем, припаркованное с нарушением, но не видно человека, вину которого следует доказать).

Как рассказал Михаил, ключевая разница между фотовидеозаписями с гражданских устройств и материалами со специальных камер в том, что по обычным фотографиям и записям административное производство ведётся в обычном порядке: составляется протокол, предполагаемого нарушителя вызывают в отдел, доказывают его вину.



Фото Михаила Алфёрова

В настоящий момент камеры, работающие в автоматическом режиме на дорогах, привлекают к ответственности только владельца транспортного средства. В таком случае хозяину машины приходится доказывать свою невиновность: например, объяснять, что за рулём в момент нарушения был не он.

В остальном же любой гражданин и сегодня может фиксировать нарушение на камеру смартфона, направлять обращение через официальный сайт ГИБДД и рассчитывать с 60-процентной вероятностью, что автохам понесёт заслуженное наказание.

Михаил Алфёров, блогер, борец с автохамами