В плохую погоду, когда воздух насыщен влагой, обычный белый свет рассеивается и отражается от капель воды, создавая практически непрозрачную пелену.
Специальные фары, которые называются противотуманными, создавая широкий горизонтальный световой поток, направленный на дорогу, а не в толщу тумана, существенно увеличивают видимость. Кроме этого, жёлтый свет меньше отражается от капель воды, соответственно, улучшается прозрачность светового пятна. Также противотуманки хорошо освещают обочину, что может быть весьма полезным на крутых и извилистых дорогах.
Существенных отличий в конструкции противотуманных и обычных фар нет, те же корпус, лампочка (источник света), отражатель и рассеиватель. Главной особенностью противотуманной оптики является то, что световой поток не должен быть направлен выше горизонтальной плоскости . Хорошую видимость в плохую погоду обеспечивают лучи с чёткой верхней границей, расположенные как можно ближе к дорожному покрытию.
Так как туман обычно «стелется» не по самой земле, а на некотором расстоянии, оптимальным вариантом противотуманных фар является оптика с эллипсоидными отражателями. В отличие от круглых рефлекторов, они позволяют формировать широкую горизонтальную полосу света, хорошо освещая дорогу в любую погоду. Чтобы лучи света не проецировались вверх, в конструкции предусмотрены специальные экраны.
В соответствии с действующими правилами противотуманки должны монтироваться не выше головной оптики и не более чем на 0,4 м от боковых габаритов автомобиля . Обычно их монтируют как можно ближе к земле. Однако ниже 0,25 м устанавливать не рекомендуется из-за высокой вероятности срезать фары каким-нибудь препятствием или в результате дефекта дорожного покрытия.
В противотуманных фарах могут использоваться как обычные галогенные, так и ксеноновые лампочки . Достоверных данных о том, какие лампы лучше использовать не существует. Естественно, ксеноновая оптика светит ярче и мощнее. Но при этом она и сильнее ослепляет. Для обеспечения нормальной работы противотуманок необходимо предусмотреть дополнительное оборудование: предохранители, реле, кнопка включения и контрольные индикаторы.
Наиболее популярными и практичными считаются противотуманные фары с железными рефлекторами и обычными стёклами, способные выдерживать 55 ватные лампочки. Мощности данных ламп при правильной регулировке фары вполне достаточно для любых условий. Опытные специалисты рекомендуют устанавливать на автомобиль отечественные модели, например, тот же «Киржач». Такой выбор определяется как практическими, так и экономическими соображениями. Во-первых, импортные фары дороже и замена стекла в случае повреждения обойдётся недёшево. Во-вторых, отечественные устройства более надёжны и неприхотливы в эксплуатации. В-третьих, их проще монтировать и заменять при необходимости.
Рассмотрим поэтапно, как установить противотуманные фары самостоятельно. Сначала готовим материал и инструменты. Кроме самих противотуманок, нам понадобятся керамические разъёмы, реле, колодка с предохранителями, гофра, хомуты, кнопка, проводка, изоляция и саморезы. Также необходимо заранее запастись схемой подключения, которую сегодня не проблема скачать в интернете. С инструментов следует приготовить плоскогубцы, отвёртки, гаечные ключи, дрель, свёрла, линейку и перчатки.
Обычно противотуманные фары монтируются на бампер или под него. В большинстве моделей предусмотрены штатные места для установки противотуманок, а также гнездо для реле и кнопка на приборной доске. Если на вашем автомобиле это есть, то процесс монтажа значительно упрощается.
Перед тем как установить противотуманные фары, следует снять с них лампочки, во избежание повреждения. При этом воспользуйтесь перчатками, чтобы не было контакта голых рук с колбой.
Сначала готовим бампер. Он должен быть чистым, поэтому предварительно помойте автомобиль. Выбираем устойчивую поверхность на бампере и отмечаем симметричные места для крепления фар.
Сверлим отверстия, обрабатываем антикоррозийным материалом и монтируем фары.
Прокладываем проводку в соответствии со схемой подключения для данной модели. Минусовые провода необходимо соединить с корпусом, а плюсовые следует подсоединить к силовым контактам реле . Вся проводка должна быть хорошо заизолирована и надёжно закреплена.
Колодку с реле и предохранителем следует монтировать в удобном месте, чтобы исключить попадание влаги. При этом контактные провода должны быть направлены вниз. Если на вашем авто предусмотрены штатные разъёмы, то с выбором места для реле проблем не будет.
На приборной панели устанавливаем кнопку включения противотуманок, если она не предусмотрена конструкцией.
Предварительно отсоединив плюсовую клемму от АБ, по схеме подключаем питание через предохранитель.
Ставим и проверяем работу.
После проверки работоспособности и завершения всех мероприятий по монтажу необходимо . При желании, можно дополнительно купить баллончик краски и покрасить противотуманки в цвет кузова автомобиля.
Как правило, менять противотуманку приходится в случае её повреждения или выхода из строя. Перед тем как поменять противотуманную фару, сразу демонтировать устройство не спешите. Сначала следует выявить причину неисправности. Возможно, просто перегорела лампа или проблема в проводке.
Если всё же необходимо произвести замену, следует приготовить отвёртки, пассатижи или плоскогубцы и соответствующие ключи для данной модели авто.
Первым делом готовим автомобиль. Его необходимо установить так, чтобы получить максимально удобный доступ к противотуманным фарам. В зависимости от конкретной модели, возможно, придётся полностью развернуть передние колёса в ту или иную сторону. Иногда, чтобы получить доступ к оптике, необходимо снять бампер, подкрылки и так далее. Комфортные условия для замены противотуманок можно создать, предварительно подняв переднюю часть автомобиля домкратом. При этом не забудьте надёжно зафиксировать авто в этом положении дополнительным упором.
Отсоединяем питание АБ.
Если противотуманка закрыта защитной решёткой, откручиваем её крепление и снимаем.
Отсоединяем колодку жгута питания, отвинчиваем винты крепления или сжимаем пружинные защёлки (зависит от конкретной модели) и вытаскиваем противотуманную фару. В некоторых случаях необходимо сначала снять оптику, а затем отключить проводку.
После этого монтируем новую фару в обратном порядке.
Как правило, сама процедура замены противотуманной фары занимает не больше 20-30 мин. Большая часть времени уходит на обеспечение доступа к передней оптике. Особенно это касается иномарок, в которых противотуманки вмонтированы в бампер. После замены противотуманной фары не забудьте выполнить регулировку света фар.
Если ваша профессия связана с частыми поездками на автомобиле, либо вы просто любите путешествовать, то вы наверняка знаете, что без хорошей оптики гарантировать безопасность езды довольно сложно. На данный момент даже самая кратчайшая поездка не должна совершаться без хорошего противотуманного оборудования. Такая оптика сейчас устанавливается практически на каждый автомобиль в базовой комплектации.
Однако есть машины, в которых приходится производить самостоятельно подключение противотуманок через реле. Схема и этапы установки данной оптики - далее в нашей статье.
Прежде чем рассказать вам об особенностях монтажа данных элементов, пару слов о том, какую важность они представляют для автомобиля. Основная функция заключается в подаче света. От этой характеристики зависят качество и дальность освещения дорожного полотна. Если противотуманки хорошо настроены, они способны осветить до 10 метров асфальта перед собой, чего вполне хватает для безопасного движения при скорости 50-60 километров в час. Причем неважно, в какую погоду вы едете - при безоблачном небе или при густом тумане - со своей функцией данная оптика справляется всегда. Так как же установить ее в автомобиль?
Для начала подготовим необходимые инструменты и материалы. В ходе работ нам понадобятся предохранитель на 15 ампер, несколько метров проводов, изолирующая лента, кнопка включения, колодка и реле ПТФ. Схема подключения противотуманок через реле указана на фото ниже. По ней мы и будем ориентироваться.
Это и есть та самая схема подключения реле противотуманок. В принципе, она не представляет никакой сложности, и разобраться с ней очень просто.
Первым делом необходимо снять центральную панель - здесь будут расположены 2 лампы подсветки регулятора печи. На работу ПТФ они никак не влияют, но зато их провода будут нам нужны. Чтобы нащупать двухконтактный разъем, следует провести рукой по проводу до самого конца. Он особенно важен, так как именно здесь будет устанавливаться первый контакт на реле. Дальше провод подсоединяется к месту разъема подсветки печи, а вторая ее часть идет на отдельную кнопку включения ПТФ.
Как подключить противотуманки через реле далее? Для того чтобы в системе были двенадцативольтовая сеть от габаритов и 85 контакт, необходимо провести провод к реле. Дальше протягиваем 87 контакт под педалями к АКБ.
Как сделать правильное подключение противотуманок через включает в себя 30, 85, 86 и 87 контакты. Их, согласно рисунку, мы и соединяем. Здесь же устанавливаем 15-амперный предохранитель. Причем чем ближе он будет находится к аккумулятору, тем лучше. Далее 86-й контакт. Здесь все просто - его мы соединяем с кузовом.
Теперь необходимо разобраться с самими противотуманками. Как мы знаем, из каждой фары идет всего два провода («плюс» и «минус» соответственно). Последний соединяем с кузовом, то есть он будет нашей массой. Далее поднимаем его на реле таким образом, чтобы провода не были заметны, и соединяем с аккумуляторной батареей.
На этом завершается подключение противотуманок через реле. Схема соединения, как мы видим, очень проста, поэтому справится с такой задачей даже начинающий автомобилист.
Куда проще будет владельцам авто, у которых в бампере уже предусмотрено место для крепления противотуманных фар. Тогда никаких предохранителей покупать не нужно. Все, что требуется - это пара новых противотуманок и до 100 сантиметров провода (про запас).
ПТФ для иномарок чаще всего имеют два провода, окрашенных в черный и красный цвет. Последний соединяется с «плюсом», а первый - с «минусом». Хотя на некоторых экземплярах (как, например, на противотуманках для «Дэу Нексия» азиатского производства) непринципиально, какой цвет к чему подключать. Красный вполне может выполнять функцию «плюса» и «минуса». Кстати, если в бампере вы не обнаружили проводов для соединения оптики, не беда - можно попробовать подключить их напрямую к аккумулятору. Причем необязательно тянуть «плюс» и «минус» от каждой лампы по отдельности. Порядок монтажа может быть следующий - к клеммам аккумулятора (точнее, под них) устанавливаются два провода (как мы уже сказали, черный и красный), которые идут сначала на левую фару со стороны водителя, а затем на правую. Если провода короткие, берем более длинные, зачищаем их контакты на концах и соединяем. Придется для этого запастись изолентой. Цвет длинного провода, который будет соединяться с ПТФ и АКБ, не принципиален. Главное, чтобы вы не запутались в полярности. Также следует быть бдительным и перед установкой отключить питание от аккумулятора. В противном случае малейшее соприкосновение провода с кузовом может повлечь короткое замыкание.
Такой алгоритм установки ПТФ подходит не только для иномарок, но и для всех отечественных автомобилей, на которых производителем предусмотрено место крепления оптики. К примеру, на машинах ВАЗ 2110 и 2114 подключение противотуманок таким способом занимает не более 20-40 минут времени (и это при том, что автолюбитель не имеет опыта установки такой техники на транспортное средство).
Напоследок отметим, каким правилам должны отвечать современные противотуманные фары:
Как видите, подключение противотуманок на ВАЗ 2110 и многие другие авто отечественного производства - это довольно легкое дело, справиться с которым под силу каждому автолюбителю. Противотуманная фара - это ваш надежный помощник, который позволяет различать объекты на дорожном полотне вовремя и с большим запасом времени реагировать на дорожную ситуацию.
По новым Правилам на автомобиле нужно ездить днём так же, как и ночью со светом. Можно с ближним светом, ходовыми огнями или противотуманными фарами. Сегодня рассмотрим: как можно подключить противотуманки на свой автомобиль. Противотуманные фары к тому же окажутся полезными и в туман. Чтобы сэкономить можно подключить противотуманные фары и самому. Ничего сложного в подключении противотуманок нет, и с этим заданием справится любой!
При монтаже ПТФ может оказаться полезной электрическая схема включения основного света фар автомобиля.
1. Блок фара.
2. Панель предохранителей и реле.
3. Подрулевой переключатель.
4. Кнопка на три положения в салоне авто.
5. Замок зажигания.
6. Приборная панель.
И так, противотуманные фары куплены, как раз те, какие нужны для Вашей модели автомобиля (мотоцикла и т.д.). Установлены. Осталось сделать электрическое подключение ПТФ.
Лампочки одним концом присоединяем на массу автомобиля, а другие концы скручиваем и присоединяем к контакту номер 87 нашего реле.
На 30 контакт реле подаём плюс через предохранитель не менее 15 Ампер , плюс берётся до панели с предохранителями, лучше ближе к АКБ.
Теперь подсоединяем кнопку включения протифотуманных фар одним концом на корпус авто, а другим концом к 86 контакту нашего реле.
Контакт 85 реле идёт на плюс 12В, которые появляются при включении зажигания. Этот плюс можно поискать на панели предохранителей.
Если Вы хотите, чтобы туманки автоматически включались, когда машина заведётся, то этот провод подключаем к контрольной лампочке «зарядка» в приборном щитке. Кнопка «ПТФ» в салоне при этом должна быть включена.
Вот и всё готово! Теперь при нажатии на кнопку включения минус подаётся на обмотку реле — реле срабатывает и тем самым замыкает контакты 30 и 87 реле и — на наши лампочки загораются!
Противотуманки работают!
Если Вы используете противотуманки только для того, что положено ездить днём со светом и не собираетесь ими пользоваться в туман. То две противотуманки можно соединить между собой последовательно. Туман они, конечно «не пробьют», но днём видно, что автомобиль едет со светом.
Тем самым мы «убьём» трёх зайцев 🙂
Обе схемы подходят для любой марки автомобиля, мотоцикла, скутера или трактора.
Зотов А.В. Волгоградская обл.
Статья для начинающих радиолюбителей. В ней приводятся примеры проверки основных радиодеталей, используемых в радиоэлектронной аппаратуре (резисторы, конденсаторы, трансформаторы, катушки индуктивности, дроссели, диоды и транзисторы) с помощью мультиметра или обычного стрелочного омметра.
Уважаемые мыловары! Прежде, чем вы соберетесь варить мыло «с нуля» необходимо ознакомиться с правилами по технике безопасности при работе с щелочью!
Противотуманные фары, предназначены для формирования плоского и широкого потока света, направленного над поверхностью дороги. Такое направление пучка света позволяет минимизировать освещение объема тумана по толщине и улучшает видимость с места водителя. Несоблюдение правил и схемы подключения противотуманных фар при их самостоятельной установке может привести к авариям.
[ Скрыть ]
Допускается расположение ламп противотуманного света непосредственно в фарах головного освещения.
Привила установки фар регламентируются двумя нормативными актами:
Обобщенные требования выглядят следующим образом:
Стандарты не имеют специальных предписаний по установке противотуманных фар на авто, поэтому владелец может осуществить монтаж их комплекта самостоятельно.
Для самостоятельной установки противотуманных фар требуется минимальный набор инструмента. Владелец автомобиля должен обладать знаниями и навыками работы с электропроводкой, поскольку от правильности монтажа зависит безопасность эксплуатации автомобиля в целом.
Набор инструментов:
Набор материалов, необходимых для монтажа:
Для установки возможны две схемы подключения противотуманных фар:
При параллельном включении плюсовой провод идет к каждой фаре от контакта реле. Питание на реле подается через плавкую вставку с номиналом 15 А, которого хватает для большинства моделей противотуманных фар. Предохранитель желательно размещать как можно ближе к клемме аккумулятора.
Сигнальное напряжение +12В должно появляться только при активном зажигании. Это мероприятие исключает возможность работы фар при выключенном двигателе. При желании можно обеспечить авторозжиг фар после включения зажигания. Для этого сигнальный провод подключается к контрольной лампе зарядки батареи, установленной в комбинации приборов. Кнопка должна находиться во включенном состоянии.
Последовательное подключение снижает потребляемый ток и яркость работы ламп. Подобная схема применяется для использования противотуманок вместо штатных фар головного света.
Подключение дополнительных фар через реле демонстрируется в видеоуроке от канала «АВТОЭЛЕКТРИКА — Steel Horse».
Установка противотуманных фар собственными силами начинается с разработки схемы подключения. Правильно разработанная схема позволяет избежать лишних проводов и обеспечивает надежную работу электрической цепи. Работы по монтажу рекомендуется выполнять в гараже, хотя многие владельцы производят установку под открытым небом.
Встречается три способа установки:
Настройка производится при помощи самодельного шаблона, представленного ниже. Шаблон устанавливается перпендикулярно на расстоянии 5 м от фар автомобиля. Настройка производится до момента совпадения верхней кромки светового пятна. Линия совпадения располагается на 100 мм ниже высоты центра ламп.
Настройка противотуманных фар обеспечивает повышение видимости для водителя и снижает риск ослепления светом водителей встречного транспорта.
Самым сложным и трудоемким является вариант установки противотуманных фар в глухой бампер (т. е. не имеющий для этого заводских отверстий):
Вариант крепления противотуманок на стальной кронштейн:
Для того, чтобы поставить фары в бампер, имеющий штатные заглушки, необходимо:
При протяжке и монтаже проводки требуется соблюдать правила безопасности:
Пренебрежение правилами безопасного монтажа электрической проводки приводит к перегреву цепей и возгоранию, которое способно уничтожить автомобиль.
Тестирование проводки и фар
Примерная последовательность прокладки проводки:
Наиболее распространенным методом включения противотуманных фар является кнопка, устанавливаемая на штатное место или на любую другую точку в зоне досягаемости водителя. Штатные места для кнопок закрываются съемными заглушками, изредка они закрыты материалом панели приборов. В этом случае требуется прорезать отверстие, соответствующее габаритам корпуса кнопки.
Отдельным пунктом стоит рассмотреть установку блока подрулевых переключателей, оснащенного поворотным переключателем противотуманных фар. Для выполнения работы может потребоваться специальный инструмент — отвертки с головками Torx и специальный ключ для центрального болта крепления рулевого колеса.
Подсоединять подрулевой переключатель следует по следующим шагам:
Пример установки нового рычага подрулевого переключателя на автомобиль Хендэ Солярис.
На некоторых автомобилях европейских марок переключение противотуманных фонарей выполняется поворотным переключателем, расположенным на панели приборов. При установке фар на такой автомобиль требуется вывести провода от ламп на штекер и установить переключатель света с функцией управления противотуманками.
Монтажная схема для установки противотуманных фар показана в видеоролике, снятом для канала «Любитель Автомобилей».
Допустим, Вы поставили противотуманные фары и вам необходимо разобраться с подключением. Надеюсь, мы поможем в этом, ничего сложного в данной ситуации нет.
Прежде всего необходимы:
Подобрать соответствующие основные материалы:
Теперь, когда все готово собираем такую схему
рис 1.
Выбираем возможность включения противотуманок своими руками:
Несколько советов