Дтп понятие правила дорожного движения. ДТП: общие понятия в правилах дорожного движения

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это всегда негативное событие как для водителя-пострадавшего, так и для водителя-виновника. Не стоит забывать и о других участниках движения - пострадавших пешеходах и пассажирах транспортных средств. Если в результате ДТП погиб единственный ребенок или кормилец семьи, то близким родственникам или иждивенцам нанесен неизмеримый никакими денежными средствами моральный вред. Кроме того, зачастую материальный ущерб причиняется отдельным предпринимателям и организациям, которые являются владельцами, пользователями и (или) распорядителями транспортных средств, участвующих в ДТП.

Так что же такое ДТП?

В ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности движения) оно определяется как «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Для ясности разберем это определение по составным частям.

Событие - в данном случае явление, которое произошло в результате взаимодействия транспортного средства (транспортных средств) под управлением водителя (водителей) с иными объектами материального мира (людьми, животными, вещами, сооружениями и т. п.).

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов, оборудования, установленного на нем (например, автомобиль, трамвай, троллейбус, трактор, самоходная машина, мотоцикл, мопед).

Транспортное средство - это, выражаясь языком цивилистики, источник повышенной опасности. Под источником повышенной опасности судебная практика (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.04.1994 № 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» (далее - постановление Пленума ВС РФ о судебной практике по делам возмещении вреда)) понимает любую деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного и иного назначения, обладающих такими же свойствами. Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, должна наступать как при целенаправленном их применении, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств (например, в случае причинения вреда вследствие самопроизвольного движения автомобиля).

Автомобиль - транспортное средство на колесном (реже полугусеничном или другом) ходу с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям. По назначению автомобили разделяются на транспортные, специальные и гоночные. Транспортные автомобили в свою очередь подразделяются на легковые, грузовые и автобусы, служащие для перевозки грузов и пассажиров. Специальные автомобили имеют постоянно смонтированное оборудование или установки и применяются для различных целей (например, пожарные, коммунальные). Гоночные автомобили предназначаются для спортивных соревнований, в том числе для установления рекордов скорости. По проходимости автомобили можно подразделить на дорожные, внедорожные и повышенной проходимости.

Трамвай - поезд городской наземной железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов, предназначенный для перевозки пассажиров (иногда и грузов).

Троллейбус - многоместная пассажирская машина с электрической тягой.

Трактор - это самоходная машина на гусеничном или колесном ходу, предназначенная для приведения в действие прицепленных к ней или установленных на ней машин-орудий, а также для привода стационарных машин или буксирования прицепов.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран и т. п.).

Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех - и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Мопед - двух - или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, а также другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Водитель - физическое лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. Водитель при отсутствии владельца транспортного средства обязан иметь при себе (кроме соответствующих водительских и регистрационных документов) доверенность установленной формы на право распоряжения транспортным средством или свидетельство о праве общей собственности на транспортное средство.

Владельцы транспортных средств - физические или юридические лица (независимо от формы собственности), являющиеся собственниками транспортных средств, либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся на законных основаниях транспортными средствами. Собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся таковым на основании доверенности или свидетельства о праве общей собственности, вправе передать управление этим средством в своем присутствии другому лицу, имеющему при себе соответствующие документы на право управления транспортным средством данной категории.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Лица, производящие какую-либо работу на дороге, не являются пешеходами и могут находиться на проезжей части в тех местах, где запрещено появление пешеходов. Таковыми могут быть дорожный рабочий, наносящий разметку или устраняющий какой-либо дефект покрытия, водитель, устраняющий неисправность транспортного средства, и т. д. Однако в каждом подобном случае со стороны этих лиц должны быть приняты меры безопасности, включена аварийная сигнализация, установлен знак аварийной остановки. Одно и то же лицо не может быть одновременно пешеходом и водителем.

Погибший - физическое лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

Раненый - физическое лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного (т. е. без госпитализации) лечения.

Суммируя изложенные определения, можно выделить основные признаки ДТП:

Дорожно-транспортное происшествие всегда происходит с участием транспортных средств и людей (водителей, пассажиров, пешеходов);

Транспортные средства при ДТП должны находиться в процессе дорожного движения или быть статичными (стоящими) на дороге;

Дорожно-транспортное происшествие всегда имеет негативные последствия (физический вред, имущественный ущерб, моральный вред).

Дорожно-транспортные происшествия

Что считается дорожно-транспортным происшествием?

Дорожно-транспортным происшествием считаются случаи, возникшие в процессе движения автомобилей, мотоциклов, подлежащих регистрации в Госавтоинспекции, колесных тракторов и самоходных машин на автомобильных шасси по улицам городов, населенных пунктов, на всех дорогах и повлекших за собой гибель или телесные повреждения людей, порчу транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Какая существует классификация дорожно-транспортных происшествий?

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются: на столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия, на пешеходов, на велосипедистов, на стоящие транспортные средства, на гужевой транспорт и на животных, на падения пассажиров и прочие происшествия.


Столкновение — происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.


Опрокидывание — происшествие, при котором механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездом на неподвижные предметы.


Наезд на пешехода — происшествие, при котором мехаханическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждения и т. п.).


Наезд на пешехода — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму.


Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство.


Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными.


Наезд на животных — происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных.


Падение пассажира — происшествие, при котором пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не относятся падения, происшедшие при столкновении, опрокидывании механических транспортных средств или их наезде на неподвижные предметы.


Прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К этому виду происшествий относится, например, падение перевозимого груза на людей.

Как проводится служебное расследование дорожно-транспортных происшествий?

Цель служебного расследования — выявить нарушения установленных норм и правил по обеспечению безопасности движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или способствующих их возникновению, а также разработать мероприятия, предупреждающие аварийность на автотранспорте.


Служебное расследование проводит:


руководитель автохозяйства, райобъединения, предприятия — всех дорожно-транспортных происшествий, совершенных на подведомственном транспорте;


руководитель областного, краевого объединения — дорожно-транспортных происшествий, повлекших тяжелые телесные повреждения двум людям или гибель одного человека;


руководитель республиканского объединения — дорожно-транспортных происшествий (катастроф), повлекших тяжелые телесные повреждения группе людей (из трех и более человек) или гибель группы людей (из двух и более человек).


Получив сообщение о дорожно-транспортном происшествии, соответствующий руководитель немедленно выезжает на место для проведения служебного расследования, которое должно проводиться руководителем автохозяйства, рай-объединения предприятия в срок не более трех суток, руководителем областного, краевого объединений — не более пяти суток, руководителем республиканского объединения — не более шести суток.


Должностные лица автохозяйств, предприятий, объединений проводят служебное расследование дорожно-транспортных происшествий в контакте с работниками органов дознания или следствия, представляя в их распоряжение необходимые документы и создавая им благоприятную обстановку в работе, чтобы быстрее выявить причины происшествия и лиц, виновных в его совершении.


После выявления обстоятельств происшествия на основании полученных данных должностные лица, проводящие служебное расследование, должны составить акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия и направить его в вышестоящую организацию в установленный срок.


Чтобы предупредить дорожно-транспортные происшествия, по результатам расследования разрабатывают конкретные мероприятия, направленные на устранение выявленных причин, способствовавших возникновению происшествий.

Что устанавливают при служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия?

При служебном расследовании дорожно-транспортных происшествий должны быть выяснены: обстоятельства происшествия; последствия происшествия; все нарушения, повлекшие за собой происшествие или способствующие его возникновению; лица, в результате нарушений которыми требований правил, инструкций, приказов, возникло происшествие и конкретные нарушения их; организационно-технические и иные недостатки в работе автотранспорта предприятия, повлиявшие на возникновение данного происшествия; должностные лица, ответственные за допущенные недостатки в работе.


При служебном расследовании причин дорожно-транспортного происшествия следует:

  1. оценить действия водителя, дорожные условия и условия движения и их возможное влияние на возникновение данного происшествия;
  2. выяснить характер и степень повреждения автомобиля и перевозимого груза для последующего определения размеров причиненного ущерба;
  3. при необходимости получить письменные объяснения механика, диспетчера и других работников предприятия;
  4. оказывать необходимое содействие работнику дознания или следствия;
  5. проводить работу в контакте с техническими инспекторами труда.

Какие основные вопросы выясняют во всех случаях дорожно-транспортных происшествий?

Во всех случаях дорожно-транспортных происшествий выясняют:


2. Точное время (местное) происшествия.

3. Место происшествия.

4. Модель и номерной знак транспортного средства.

5. Техническое состояние транспортного средства до происшествия.

6. Кто управлял транспортным средством — фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж в данном автотранспортном предприятии, на данном транспортном средстве) .

7. На каком часу работы водителя произошло происшествие (при поездках на дальние расстояния указывать продолжительность работы, продолжительность отдыха, прошедшее после отдыха и общее время в наряде).

8. Цель поездки — по наряду; вид перевозок.

9. Состояние водителя — здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача).

10. Вид дорожно-транспортного происшествия.

11. Краткое описание обстоятельств происшествия.

12. Погодные условия (дождь, снег, туман и т. д.).

13. Условия видимости (на каком расстоянии просматривается дорога).

14. Дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов).

Каким документом оформляют результаты служебного расследования?

После выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия должностные лица, проводившие служебное расследование, составляют и подписывают акт.


В заключительной части акта подробно излагают все нарушения Правил движения, должностных инструкций, с указанием причин, повлекших за собой происшествие и способствовавших его возникновению. Указывают конкретные нарушения и делают выводы.


К акту прилагают:

  1. протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия и транспорта;
  2. схему дорожно-транспортного происшествия; объяснения работников транспортного предприятия, нарушивших правила, инструкции или приказы, что привело к дорожно-транспортному происшествию, и характеристики на них;
  3. приказы по предприятию, объединению с выводами, конкретными предложениями и мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

При необходимости акт служебного расследования дорожно-транспортного происшествия представляется органам следствия.

Какие дорожно-транспортные происшествия подлежат учету?

Учету подлежат все дорожно-транспортные, а также другие происшествия, связанные с движением транспортных средств данного автохозяйства, предприятия, объединения, независимо от тяжести нанесенных людям телесных повреждений, размера причиненного материального ущерба и причин происшествия.

Как учитывают дорожно-транспортные происшествия?

Сведения о происшествиях регистрируют в журнале учета дорожно-транспортных происшествий и периодически сверяют с данными органов Министерства внутренних дел РФ.


Журнал ведет инженер по безопасности движения или другой работник, назначенный приказом руководителя автохозяйства, предприятия, объединения.


Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью. Записи в журнале производятся не позднее 2 дней с момента происшествия. В последующем эти сведения корректируют по результатам расследования дела.

Какая установлена отчетность о дорожно-транспортных происшествиях в системе Госкомсельхозтехники?

В соответствии с правилами учета дорожно-транспортных происшествий на автотранспорте установлена соответствующая отчетность.


Отчеты по установленной форме представляют областные, краевые объединения по подведомственному им автотранспорту.


Отчеты составляют на основании донесений, полученных от автохозяйств (предприятий, райобъединений) за первый квартал, полугодие, 9 месяцев и в целом за год нарастающим итогом и высылают не позднее десятого числа следующего за отчетным периодом месяца в республиканское объединение. Последнее, в свою очередь, сводный отчет высылает не позднее пятнадцатого числа в Госкомсельхозтехнику РФ.


В отчетность включают все дорожно-транспортные происшествия, за исключением происшествий:

  1. в результате которых полученные людьми травмы, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы или справки медицинского учреждения, не вызвали хотя бы кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности;
  2. в результате которых материальный ущерб от повреждения транспортных средств, дорожных сооружений и порчи перевозимого груза составил менее 200 руб. (убытки от простоя транспортных средств и накладные расходы, связанные с ремонтом, в сумму ущерба не включаются);
  3. явившихся следствием попытки пострадавшего покончить жизнь самоубийством;
  4. по вине лиц, скрывающихся от преследования, а также происшествий, возникающих в результате умышленных действий водителя и других лиц.