Новые классы API SN и ILSAC GF5. Как правильно расшифровать маркировку моторных масел Масла соответствующие ilsac gf 5

Для моторных масел бензиновых двигателей. Одна из причин в том, что классификация API SN возглавила новую категорию моторных масел под названием — ресурсосберегающие.

Чтобы понять, что такого в ресурсо сберегающем масле API SN, нужно разобраться с API SM энерго сберегающем.

Расшифровка API SN и SM

Когда в 2005 году был разработан новый класс API SM, он получил дополнительную спецификацию, точнее его определили в новую на то время категорию энергосберегающих масел, в которой он до сих пор один (API SM).

Energy Conserving (обозначается EC, пример API SM EC ) т.е. энергосберегающее масло, которое обладает маловязкостными свойствами (другими словами более текучее или жидкое), за счет чего достигалась экономия топлива не менее 1,5% от аналогичного эталонного API SM.

Resource Conserving (обозначается RC, пример API SN RC ) и является ресурсосберегающим маслом и в этой категории только классификация моторного масла API SN. Спецификация RC (Resource Conserving) появилось в 2010 году, когда и API SN.

Подводя итоги отмечу, отличием RC от EC является требования к спецификации. Можно сказать, что ресурсосберегающее масло превосходит энергосберегающее, так как требует не только экономии топлива от качественного масла, а так же сохранение деталей системы выхлопа, турбонаддува и совместимость с биотопливом.

На этом расшифровка API SN не закончена. Для более правильного и понятного представления в улучшениях нужно просто сравнить спецификацию API SN и SM.

  • Улучшенная степень защиты при высокой температуре в цилиндрах
  • Меньше отложений в виде нагара
  • Улучшена совместимость с разными видами топлива
  • Улучшенные моющие свойства
  • Улучшенные защитные свойства

Требования для стандарта ILSAC GF-5 аналогичны API SN RC.

На самом деле, требования для международного азиатского рынка достаточно объективны. Если вы найдете на японском масле ILSAC GF-5, можете не сомневаться, что это масло отвечает требованиям API SN RC. Отсутствие спецификации ресурсосберегающего масла лишает его возможности получить стандарт ILSAC GF-5

Правильно подбирать смазочные материалы для автомобилей владельцам помогает маркировка моторных масел. Перед приобретением всегда предоставляется возможность изучить продукт. Данные о производителе и основные характеристики можно прочесть на этикетке, если знать расшифровку всех обозначений.

[ Скрыть ]

Выбираем моторное масло по составу

Удачно подобранное моторное масло способно надолго продлить срок работы двигателя, а неподходящий состав, наоборот, сократит период его службы. Сегодня производится три основных группы масел.

Синтетическое (Fully Synthetic)

Водители называют масло «синтетикой», так как изготовители получают его с помощью синтеза химических компонентов. Это сложный процесс, при котором изначально в основу будущего масла закладывается ряд необходимых параметров и количество присадок.

Такие смазывающие материалы обладают качествами:

  • надежно защищают мотор;
  • обладают отличными очищающими свойствами;
  • не густеют на сильном морозе;
  • способны выдержать максимально возможный нагрев агрегата во время работы.

При использовании смазки синтетического типа элементы системы двигателя меньше изнашиваются, так как продукт хорошо сгорает с минимальным количеством отложений.

Испаряется такое масло очень медленно, поэтому менять его придется реже. Но один недостаток у «синтетики» все же имеется – это высокая стоимость.

Полусинтетическое (Semi Synthetic)

Недорогой альтернативный вариант для экономных автовладельцев. По составу представляет собой нечто среднее между «синтетикой» и «минералкой». Основа у смазки минеральная, но для улучшения ее характеристик производители добавляют большое количество присадок. При этом масло становится наполовину синтетическим. В итоге получается жидкость с содержанием натуральных компонентов и улучшенными качествами за счет наличия в ней химических добавок.

Минеральное (Mineral)

Масло получают в ходе переработки нефтепродуктов. По своим характеристикам не уступает синтетическим аналогам, однако натуральным компонентам сложнее противостоять влиянию природной среды — низким температурам, а также перегреву двигателя и окислению. При закипании жидкости образуются шлаки, которые откладываются в моторе. Проводить замену придется часто, чтобы сохранить работоспособность компонентов.

Зачем нужно маркировать моторные масла

Благодаря маркировке потребители могут быстро и безошибочно подбирать подходящую смазку для защиты двигателя.

Классификация производится по двум параметрам:

  • сфера использования — бензиновый, турбодизельный двигатель либо дизель;
  • степень вязкости и способность обслуживать силовой агрегат в летний или зимний период.

Самые распространенные классификации масел — сообщества автоинженеров (SAE) и Американского нефтяного института (API).

Канал PARTBOX рассказывает, какое масло выбрать, чтобы не вывести двигатель из строя.

Маркировка моторных масел по SAE

В соответствии с SAE масла маркируются по вязкости – важнейшему параметру для всех горюче-смазочных материалов. Она указывает на уровень трения элементов и стойкость двигателя к износу. Особенно этот показатель важен для автолюбителей, проживающих в северных районах нашей страны.

В свою очередь, SAE делят на три класса:

  • летний (жидкий);
  • зимний (густой);
  • универсальный.

Большинство современных продуктов относятся к третьему классу, то есть их можно использовать вне зависимости от времени года. Масла маркируют двумя цифрами, разделяемых дефисом, а в промежутке указывается буква «W» — зима (winter), значит смазку можно использовать в зимнее время года. Первая цифра — это показатель самой низкой температуры, какую способно выдерживать масло. Вторая — указывает на самую высокую температурную отметку, при которой жидкость останется в рабочем состоянии и не закипит.

Чтобы смысл значений был более понятен, охарактеризуем несколько популярных обозначений:

  1. 5W-30 — марка используется для заливки в двигатели авто европейских производителей. Цифра 5 означает вязкость масла в холодном состоянии при первоначальном запуске мотора. Буква «W» — возможность применения в холодную погоду. Цифра «30» определяет вязкость состава после нагрева двигателя.
  2. 5W-40 – подходит для самых быстрых спортивных автомобилей. Интервал вязкости в холодном состоянии и разогретом будет равен соответственно 5 и 40. Буква «W» также сообщает о возможности использования в суровых зимних условиях.

Расшифровка маркировки моторного масла по SAE

Классы масел по системе SAE и температура, при которой жидкости могут работать.

Класс t, °C Температура для прокачки/ проворачивания коленвала, °C Плотность, мм2/с при 100 °C
0W от -40 до 10 -35/-30 3,8
5W от -35 до 10 -30/-25 3,8
10W от -30 до 0 -25/-20 4,1
15W от -25 до +5 -20/-15 5,6
20W от -15 до +15 -15/-10 5,6
30 от -5 до +35 +20/-25 9,3
40 от +10 до -40 +35/-40 12,5
50 от +10 до -50 +45/-50 16,3
60 от +10 до -60 от +50 21,9

По мере роста первой цифры вязкость масла повышается. Так, жидкость 5W-40 можно использовать при температуре воздуха от -35 мороза до +40 градусов тепла.

Маркировка моторных масел API

Специалисты института нефти регулярно проводят испытания моторных масел на качество и по их результатам присваивают каждому виду продукции индекс, соответственно требованиям производителей. На этикетках сначала указываются символы класса качества, а за ними следует маркер API.

По API тип масла обозначают двумя прописными латинскими буквами. Бензиновый двигатель имеет знак S, дизельный – С. Вторая буква указывает водителям, при каких условиях будет возможно применить данный вид масла. Все зависит от самого агрегата – новый он или изношенный, турбированный или обычный. Если смазка подходит для всех видов двигателей данной категории, то обозначение будет двойное через черточку, например, SJ/CF.

Если автовладелец решит поменять класс масла, то выбирать нужно из тех, что стоят на 1-2 пункта выше.

Жидкость более высокого класса использовать можно, а более низкий выбирать не стоит. Масла каждого последующего класса по возрастающей, как правило, производятся со всеми необходимыми присадками для предыдущей категории. Если ранее в системе было залито масло SЕ, то вместо него подойдут продукты с маркировкой SF или SG. А вот SJ и прочие жидкости для современных машин сразу брать не рекомендуется. Можно попробовать применить SM, если мотор не очень старый.

Как расшифровать маркировку API

Всего в системе API насчитывается 10 классов для бензиновых агрегатов и 9 классов для дизелей.

Маркировка моторных масел по системе API для движков, использующих бензин.

Класс моторного масла Год выхода с заводского конвейера Наличие в продаже
SC До 1964 года Не выпускается
SD С 1964 до 1968 г. Не выпускается
SE С 1969 по 1972 г. Не выпускается
SF С 1973 по 1988 г. Есть в продаже
SG С 1989 по 1994 г. (жесткие условия) Есть в продаже
SH С 1995 до 1996 г. (жесткие условия) Есть в продаже
SJ С 1997 по 2000 г. (функция энергосбережения) Есть в продаже
SL С 2001 по 2003 г. (повышают срок эксплуатации узла) Есть в продаже
SM с 2004 года (увеличивают интервал замены, не окисляются, препятствуют образованию отложений, морозостойкие) Есть в продаже
SL+ Новая разработка с высокой стойкостью к окислению Встречается реже
Обозначение Год выпуска авто
CB До 1961 г. — содержит в составе серу
CC До 1983 г. — для сложных условий
CD До 1990 г. — объединяет признаки предыдущих классов
CE Сошли с конвейера до 1990 года, для мотора с турбиной
CF Сошли с конвейера в 1990 году и позднее
CG-4 Сошли с конвейера в 1994 года
CH-4 Сошли с конвейера в 1998 года, низкий процент токсичных выбросов
CI-4 Новые модели, имеющие клапан EGR
CI-4 plus Пониженная токсичность, соответствует высоким нормам

Классификация моторных масел по ACEA

Существует также классификация по системе ассоциации производителей из Европы (ACEA). Требования к качеству продукции схожи с системой API, но некоторые параметры очень жесткие. Бензиновые моторы обозначаются буквой «А», дизельные – «В». На этикетках буквы сочетаются с цифрами. Чем большая цифра, тем более высоким требованиям должен соответствовать смазочный материал. Так, масло с маркировкой ACEA A3/B3 относится к классу API SL/CF.

Для компактных турбинных агрегатов европейцы специально разрабатывают масла с повышенными защитными свойствами и сниженной вязкостью. Это позволяет улучшать экологический показатель продукта и снижать потери жидкости на трение между деталями. Так, масло ACEA A5/B5 показывает себя в работе намного лучше API SM/CI-4.

Классификация моторных масел по ГОСТ

ГОСТ делит моторные масла на классы с учетом степени вязкости, а также на группы по типу автомобильного двигателя и характеру применения продукта.

Показатели кинематической вязкости

С группами масел по ГОСТ и их назначением можно ознакомиться в таблице.

Группы масел по ГОСТу 17479.1-85 Назначение и эксплуатация
А Обычные двигатели с нефорсированной мощностью, дизельные и бензиновые
Б Б1 Двигатели с незначительно повышенной мощностью, имеют невысокие антикоррозийные показатели и оставляют отложения при нагревании
В В1 Двигатели, имеющие среднюю степень форсирования мощности
В2 Среднефорсированные с более высокими требованиями к качеству масел
Г Г1 Двигатели с высоким форсированием мощности (бензиновые), призванные работать в тяжелых условиях
Г2 Высокофорсированные дизельные моторы с умеренным турбонаддувом или без него
Д Д1 Имеют такие же характеристики, как и предыдущая группа, но работают в условиях более тяжелых, чем масла категории Г
Д2 Для дизелей с турбонаддувом
Е Е1 Бензиновые двигатели с усиленной мощностью, работающие в условиях более сложных, чем группа Д
Е2 Дизели высокой мощности

Классификация моторных масел по ILSAC

Сообщество производителей Японии вкупе с американскими коллегами организовало Международный комитет по лицензированию и сертификации, представив собственный способ разграничения масел по уровню качества.

Классификация разработана, как система проверки качества масел для двигателей иномарок, произведенных в Японии и Америке. Стандарты похожи на API.

Характеристики отличающие масла, которые классифицируются по ILSAC:

  • имеют энергосберегающие свойства;
  • экономят топливо (подтверждено испытаниями);
  • обладают низкой вязкостью;
  • медленно испаряются;
  • фильтруются при низких температурах;
  • стойки к вспениванию;
  • повышенная устойчивость к сдвигу;
  • защитные свойства.
  1. GF-5. Экономит топливо, заставляет более эффективно работать все узлы автомобиля, а не только двигатель. Надежно защищает компоненты от отложений при сильном нагревании. Совместимо с уплотнителями.
  2. GF-4. Мало испаряется, экономит топливо, сохраняет стабильность параметров масла. Характеризуется улучшенными моющими свойствами, содержит фосфор 0,08%, что снижает токсичность выхлопов. Имеется модификатор трения.
  3. GF-3. Характеризуется экономичностью, медленно испаряется, снижает количество отложений. Отличается стабильностью в ходе всего эксплуатационного периода.
  4. GF-2. Содержит фосфор до 0,1%. Может использоваться при пониженной температуре, препятствует образованию отложений и перегреву.
  5. GF-1. Создан в 90-е годы. Имеет допустимый минимум требований к маслу — противоизносные свойства, пониженный объем отложений, меньший расход горючего. Норма фосфора в общем объеме составляет 0,12%.

В разработке находится новый класс масла — ILSAC GF-6.

Соответствие категорий ILSAC относительно API

Перечислим некоторые соответствия:

  • ISLAC класса GF-1 похож по характеристикам на API SH;
  • ISLAC GF-2 схож с API SJ, а также 0W-30, 40, 5W-20 и до 5W-50, 10W- от 30 до 50;
  • ISLAC GF-3 имеет соответствия с API SL;
  • ILSAC GF-4 схож с API SM (тестирование проходят вместе).

Видео «Как выбрать вязкость моторного масла»

О выборе вязкости моторного масла рассказывается на видео от TOKO. ru.

Каждый автовладелец должен уметь расшифровать маркировку моторного масла, нанесённую на упаковку продукта, ведь залогом долговечной и стабильной работы двигателя является применение качественного которого соответствуют всем требованиям завода-производителя. Такие серьезные требования предъявляются ими из-за того, что маслам приходится работать в широком температурном диапазоне и под большим давлением.

Из этой статьи вы узнает:

Маркировка моторного масла содержит всю необходимую информацию для правильного выбора, просто её нужно уметь расшифровать

Чтобы упорядочить и упростить процедуру подбора масла для конкретного типа двигателя по требуемым характеристикам и возложенным на него задачам, разработан ряд международных стандартов. Мировые производители масел используют такие общепризнанные классификации:

  • ACEA;
  • ILSAC;
  • ГОСТ.

Каждый из видов маркировки масел имеет свою историю и долю на рынке, расшифровка значения которой, позволяет ориентироваться в выборе необходимой смазывающей жидкости.В основном у нас используется три вида классификации – это API и ACEA, а также, естественно, ГОСТ.

Выделяют 2 основных класса моторных масел, в зависимости от типа двигателя: бензиновый или дизельный, хотя также существует и универсальное масло. Данные по назначению всегда указываются на этикетке. Любое масло для двигателя состоит из базового состава (), являющегося его основой, и определённых присадок. Основа смазывающей жидкости представляет собой масляные фракции, которые получают при переработке нефти или искусственно. Поэтому по химическому составу разделяются на:

  • минеральные;
  • полусинтетические;
  • синтетические.

На канистре, наряду с другой маркировкой, всегда указывается и хим. состав.

Что может быть на этикетке канистры с маслом:
  1. Класс вязкости SAE .
  2. Спецификации API и ACEA .
  3. Допуски автопроизводителей.
  4. Штрих-код.
  5. Номер партии и дата производства.
  6. Псевдомаркировка (не является общепризнанной стандартной маркировкой, а применяется как маркетинговый ход, например fully syntetic, HC, с добавлением умных молекул и т.п.).
  7. Специальные категории моторных масел.

Чтобы помочь купить именно то , которое будет подходить двигателю вашего авто лучше всего, мы расшифруем наиболее важную маркировку моторного масла.

Маркировка моторных масел по SAE

Важнейшая характеристика, которая указана в маркировке на канистре – коэффициент вязкости по классификации SAE – это международный стандарт, регламентирующей при плюсовых и минусовых температурах (граничное значение).

В соответствии со стандартом SAE масла обозначаются в формате ХW-Y, где X и Y - это некие числа. Первое число - это условное обозначение минимальной температуры, при которой масло нормально прокачивается через каналы, а двигатель без затруднений прокручивается. Буква W означает английской слово Winter - зима.

Второе число условно означает минимальное и максимальное значение границы высокотемпературной вязкости масла при его нагреве до рабочей температуры (+100…+150°С). Чем значение числа выше, тем оно более густое при нагреве, и наоборот.

Поэтому масла обязательно делятся на три вида в зависимости от величины вязкости:

  • зимние масла , они более текучие и обеспечивают беспроблемный запуск двигателя в холодное время года. В обозначении показателя SAE такого масла будет присутствовать буква «W» (например 0W, 5W, 10W, 15W и т.д.). Чтобы понять граничное значение нужно отнять число 35. В жаркое время такое масло не способно обеспечивать смазывающую пленку и поддерживать нужное давление в масляной системе из-за того, что при высокой температуре его текучесть чрезмерна;
  • летние масла применяются когда среднесуточная температура не ниже 0°C, поскольку его кинематическая вязкость достаточно высокая, чтобы в жаркое время текучесть не превышала нужного значения для хорошего смазывания деталей двигателя. При минусовых температурах запуск двигателя с такой большой вязкостью невозможен. Обозначаются летние марки масел числовым значением без букв (например: 20, 30, 40, и далее; чем больше число, тем выше вязкость). Густота состава измеряется в сантистоксах при 100 градусах (например, значение 20 говорит о граничной густоте в 8-9 сантистокс при температуре двигателя 100 °С);
  • всесезонные масла наиболее популярны, поскольку они способны работать как при минусовых, так и плюсовых температурах, граничное значение которых указывается в расшифровке показателя SAE. Такое масло имеет двойное обозначение (пример: SAE 15W-40).

При выборе вязкости масла (из допущенных к применению в двигателе вашего авто) нужно руководствоваться таким правилом: чем больше пробег/старше мотор – тем больше должна быть высокотемпературная вязкость масла.

Вязкостные характеристики, являются самым первыми и важными элементом классификации и маркировки моторных масел, но не единственным - выбирать масло сугубо по вязкости не правильно . Всегда необходимо выбирать правильное отношение свойств масла и условий его эксплуатации.

Каждое масло кроме вязкости обладает различным набором эксплуатационных свойств (моющие, антиокислительные свойства, противоизносные, склонность к возникновению различных отложений, коррозионная активность и другие). Они позволяют определить возможную область их применения.

В классификации по API главными показателями являются: тип двигателя, режим работы мотора, эксплуатационные свойства масла, условия применения и год выпуска. Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:

  • Категория «S» – показывает предназначенные для бензиновых двигателей;
  • Категория «C» – говорит о предназначении для дизельного автотранспорта.

Как расшифровать маркировку API?

Как уже выяснили, обозначение API может начинаться с буквы S или C, которая будет говорить о типе двигателя в который можно заливать, и еще одной буквы обозначения класса масла, показывающей уровень эксплуатационных свойств.

Согласно этой классификации, расшифровка маркировки моторных масел проводится следующим образом:

  • аббревиатурой EC , которая находится сразу после API, обозначают энергосберегающие масла ;
  • римские цифры после этой аббревиатуры говорят об уровне экономии топлива ;
  • буква S (Service) обозначает применения масла для бензиновых двигателей ;
  • буквой C (Commercial) обозначаются ;
  • после одной из этих букв следует уровень эксплуатационных свойств, указываемый буквами от A (самый низкий уровень) до N и далее (чем выше алфавитный порядок второй буквы в обозначении, тем выше класс масла);
  • универсальное масло имеет буквы обеих категорий через косую линию (например: API SL/CF);
  • маркировку API для дизельных разделяют на двухтактные (цифра 2 в конце) и 4-тактных (цифра 4).

Те моторные масла , которые прошли испытание API/SAE и соответствуют требованиям действующих категорий качества, обозначаются на этикетках круглым графическим знаком . Вверху имеется надпись - «API» (API Service), в середине степень вязкости по SAE, а так же возможная степень энергосбережения.

При использовании масла по «своей» спецификации снижается износ и риск поломки двигателя, уменьшается «угар» масла, потребление топлива, уменьшается шум, улучшаются ходовые характеристики двигателя (особенно при низких температурах), а также увеличивается срок службы катализатора и системы очистки выхлопа.

Классификации ACEA, ГОСТ, ILSAC и как расшифровать обозначение

Классификация ACEA была разработана Ассоциацией Европейских Автопроизводителей. В ней указаны эксплуатационные свойства, назначения и категория моторного масла. Классы ACEA также разделяются на дизельные и бензиновые.

Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на 3 категории и 12 классов:

  • A/B бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
  • C бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);
  • E дизельные двигатели грузовых авто (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).

В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (когда были обновления технических требований). Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.

Классификация моторных масел по ГОСТ

Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла разделяются на:

  • классы по кинематической вязкости;
  • группы по эксплуатационным свойствам.

По кинематической вязкости масла делятся на такие классы:

  • летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
  • зимние – 3, 4, 5, 6;
  • всесезонные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10, 5/12, 5/14, 6/10, 6/14, 6/16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний).

Во всех перечисленных классах, чем больше числовое значение, тем больше вязкость.

По области применения все моторные масла делятся на 6 групп – обозначаются от буквы «A» до «E».

Индексом “1” обозначаются масла предназначенные для бензиновых двигателей, индексом “2” – для дизельных, а масла без индекса указывают на его универсальность.

Классификация моторных масел по ILSAC

ILSAC – совместное изобретение Японии и Америки, международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел издал пять стандартов моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5. Они полностью аналогичны классам по API, разница только в том, что масла соответствующие классификации по ILSAC – энергосберегающие и всесезонные. Данная классификация лучше всего подходит для японских авто .

Соответствие категорий ILSAC относительно API:
  • GF-1 (устарела) - требования по качеству масла аналогичны категории API SH ; по вязкости SAE 0W-XX, 5W-XX, 10W-XX, где XX-30, 40, 50,60.
  • GF-2 - соответствует требованию по качеству масла API SJ , а по вязкости SAE 0W-20, 5W-20.
  • GF-3 - является аналогом категории API SL и введен в действие с 2001 года.
  • ILSAC GF-4 и GF-5 - соответственно аналоги SM и SN .

Кроме этого, в рамках стандарта ISLAC для японских автомобилей с турбированными дизельными моторами , отдельно используется класс JASO DX-1 . Данная маркировка автомобильных масел предусматривает двигатели современных автомобилей с высокими параметрами экологичности и встроенными турбинами.

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел и присадок и изготовителями автомобилей. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Некоторые основные производители двигателей разработали свою собственную систему классификации моторных масел, так называемые допуски , которая дополняет систему классификации ACEA , со своими собственными испытательными двигателями и испытаниями в полевых условиях. Такие производители двигателей как: VW, Mercedes-Benz, Ford, Renault, BMW, GM, Porsche и Fiat, преимущественно пользуются собственными одобрениями при выборе масла для заливки в двигатель. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации, а их номера наносятся на упаковку масла, рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.

Рассмотрим и расшифруем самые популярные и часто используемые допуски присутствующие в обозначениях на канистрах с моторными маслами.

Допуски концерна VAG для легковых автомобилей

VW 500.00 - энергосберегающее моторное масло (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.), VW 501.01 - всесезонное, предназначенное для применения в обычных бензиновых двигателях, произведенных до 2000 года, а VW 502.00 - для турбированных.

Допуск VW 503.00 предусматривает, что данное масло для бензиновых двигателей с вязкостью SAE 0W-30 и с увлеченным интервалом замены (до 30 тыс. км), а если выхлопная система с трехкомпонентным нейтрализатором, то в двигатель такого авто заливают масло с допуском VW 504.00.

Для автомобилей Фольксваген, Ауди и Шкода с дизельными двигателями, предусмотрена группа масел с допусками VW 505.00 для моторов TDI , выпускавшихся до 2000 года; VW 505.01 рекомендовано для двигателей PDE с насос-форсункой.

Энергосберегающее моторное масло классом вязкости 0W-30 с допуском VW 506.00 имеет увеличенный интервал замены (для моторов V6 TDI до 30 тыс. км, 4-х цилиндровых TDI до 50 тыс.). Рекомендовано к применению для дизельных двигателей нового поколения (после 2002 года выпуска). Для турбированых моторов и насос-форсункой PD-TDI рекомендуется заливать масло с допуском VW 506.01 имеющее такой же продленный интервал замены.

Допуски для легковых автомобилей Mercedes

Автоконцерн Mercedes-Benz так же имеет свои допуски. К примеру, моторное масло с обозначением MB 229.1 предназначается для дизельных и бензиновых двигателей Мерседес выпущенных с 1997 года. Допуск MB 229.31 введен в действия попозже и соответствует спецификации SAE 0W-, SAE 5W- с дополнительными требованиями, которые ограничивают содержание серы и фосфора. MB 229.5 – это энергосберегающее масло с продленным сроком службы, как для дизельных, так и бензиновых моторов.

Допуски моторного масла BMW

BMW Longlife-98 такой допуск имеют автомасла предназначенные для заливки в двигатель машин выпускаемых с 1998 года. Предусмотрен увеличенный сервисный интервал замены. Соответствует базовым требованиям ACEA A3/B3. Для двигателей выпущенных в конце 2001 г. рекомендуется применение масла с допуском BMW Longlife-01 . Спецификация BMW Longlife-01 FE предусматривает применение автомасла при эксплуатации в тяжелых условиях. BMW Longlife-04 допущен к применению в современных моторах БМВ.

Допуски моторных масел для Renault

Допуск Renault RN0700 был введен в 2007 г. и соответствует основным требованиям: ACEA A3/B4 или ACEA A5/B5. Renault RN0710 выполняет требования по ACEA A3/B4, а Renault RN 0720 по ACEA C3 плюс дополнительные Renault. Допуск RN0720 разработан для использования в дизельных двигателях последнего поколения с сажевыми фильтрами.

Допуск для автомобилей Ford

Моторное масло SAE 5W-30, имеющее допуск Ford WSS-M2C913-A , предназначается для первичной и сервисной замены. Данное масло отвечает классификации по ILSAC GF-2, ACEA A1-98 и B1-98 и дополнительным требованиям Ford.

Масло с допуском Ford M2C913-B предназначается для первичной заливки или сервисной замены в бензиновых и дизельных двигателях. Также соответствует всем требованиям ILSAC GF-2 и GF-3, ACEA A1-98 и B1-98.

Допуск Ford WSS-M2C913-D был введен в 2012 году, масла с таким допуском рекомендованы для всех дизельных двигателей Ford за исключением моделей Ford Ka TDCi, выпущенных до 2009 года и двигателей, выпущенных между 2000 и 2006 годами. Предусматривает возможность увеличенного интервал замены и заправку био-дизельным или высокосернистым топливом.

Масло имеющее допуск Ford WSS-M2C934-A предусматривает увеличение интервала замены и предназначается для заливки в автомобили с дизельным двигателем и сажевым фильтром (DPF).Масло, соответствующее спецификации Ford WSS-M2C948-B , основано на классе ACEA C2 (для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором). Данный допуск требует масла с вязкостью 5W-20 и пониженным сажеобразованием.

При выборе масла нужно помнить несколько основных моментов – это правильный выбор необходимого химического состава (минералка, синтетика, полусинтетика), параметр классификации по вязкости, и знать необходимые требования относительно набора присадок (определяется в классификациях API и АСЕА). Также на этикетке должна содержаться информация, для каких марок машин подходит данный продукт. Не менее важно обращать внимание на дополнительные обозначения моторного масла. Например, маркировка Long Life свидетельствует о том, что масло подходит для машин с увеличенным сервисным интервалом замены. Также среди особенностей некоторых составов можно выделить совместимость с двигателями, имеющими турбонаддув, интеркулер, охлаждение газов рециркуляции, управление фазами ГРМ и высотой подъема клапанов.

Приобретая смазочные материалы,

обратите внимание на заявленные спецификации и

допуски на таре.

Пример

SAE 5W-20

ACEA A5/B5

API SN/SM, SL/CF, CF-2

ILSAC GF-5/C-3

GM-LL-A-025/GM-LL-B-025

VW 502.00/505.00, MB 229.31

BMW Longlife-04

Классификация вязкости по SAE

SAE - Американское Общество Автомобильных Инженеров, присваивающее маслам класс вязкости по разработанной им шкале. Наиболее распространены всесезонные масла с двойным индексом, например SAE 0 W -30, 0 W -40, 5 W -30, 5 W -40 и другие. Чем меньше значение слева с аббревиатурой W , тем выше свойство текучести масла при низких температурах. Чем больше значение справа без аббревиатуры W , тем выше вязкость масла при высоких температурах. Замена масла производится, принимая во внимание не только его тип, указанный заводом-изготовителем автомобиля, но и температуру внешней среды, условия его использования и другие факторы. Например: 5 W -30 (моторное масло), 85 W -90 (трансмиссионное масло).

Вязкость SAE и температура окружающей среды,необходимая в момент запуска двигателя

Моторное масло Трансмиссионное масло

При выборе степени вязкости моторного масла, следует руководствоваться рекомендациями производителя конкретного двигателя. Эти рекомендации основываются на конструктивных особенностях двигателя - степень нагрузок на масло, гидродинамическое сопротивление масляной системы, производительность масляного насоса, максимальные температуры масла в различных зонах двигателя в зависимости от температуры окружающей среды, комплектация двигателя каталитическим фильтром твердых частиц выхлопа дизельных двигателей (CDPF)

Назначение и качество

Качество масла - это комплекс свойств, который необходим для выполнения работы масла по назначению. Одни свойства, такие как вязкость, являются основными для всех масел, независимо от их назначения, а другие необходимы только в определенных условиях применения и в каждом конкретном случае характеризуются обособленными показателями качества.

Для облегчения выбора масла требуемого качества для конкретного типа двигателя и условий эксплуатации, были созданы системы классификации. В каждой системе моторные масла подразделяются на ряды и категории, основанные на уровне качества и назначении. Эти ряды и категории созданы по инициативе международных организаций нефтеперерабатывающих компаний и автопроизводителей с учетом конструктивных особенностей различных типов двигателей и условий их эксплуатации. Назначение и уровни качества являются основой ассортимента масел. Ввиду различия в конструкциях и условиях эксплуатации, в настоящее время одновременно существует несколько систем классификации моторных масел - API / ILSAC , JASO , ACEA и ГОСТ (для стран СНГ).

Военное ведомство США и наиболее крупные производители автомобилей выдвигают дополнительные требования к качеству моторных масел. Таким образом, наряду с общепринятыми системами классификаций, существуют и требования (спецификации) производителей автомобилей.

Система классификации API

API - Американский Институт Нефти, присваивающий маслам классы качества согласно проводимым им тестам. Класс качества обозначается на этикетке двумя буквами для бензиновых двигателей (SM , SN ), буквами и цифрами для дизельных двигателей (CI -4 Plus , CJ -4 ). Чем выше алфавитный порядок второй буквы в обозначении, тем выше класс масла. Кроме того, API присваивает маслам с вязкостью 0 W -30, 5 W -30, 5 W -20 индекс энергосбережения, например ILSAC CF -5.

API S состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API SA , API SB , API SC , API SD , API SE , API SF , API SG , API SH , API SJ , API SM и API SN . Категории API SA , API SB , API SC , API SD , API SE , API SF , API SG,API SJ на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускают, категория API SH является «условно действующей» и может использоваться только как дополнительная, например API CG -4/ SH ;

СТАНДАРТ API НА МОТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
КАТЕГОРИЯ СТАТУС ОПИСАНИЕ
SN ДЕЙСТВУЮЩАЯ Представлена в октябре 2010 года для автомобилей 2011 года выпуска и старше. Моторное масло этой категории обеспечивает лучшую защиту от высокотемпературных отложений на поршнях, снижение низкотемпературных отложений (смол) и расширенную совместимость с уплотнительными деталями. Категория API SN Resource Conserving с ресурсосберегающими свойствами сочетает характеристики API SN с улучшенной топливной экономичностью, защитой деталей турбонагнетателя, совместимостью с системой снижения токсичности отработавших газов, а также дополнительную защиту двигателя при использовании топлива, содержащего этанол, вплоть до марки E85. Таким образом, эта категория может быть приравнена к ILSAC GF-5.
SM ДЕЙСТВУЮЩАЯ Для автомобилей 2010 года выпуска и старше.
SL ДЕЙСТВУЮЩАЯ Для автомобилей 2004 года выпуска и старше.
SJ ДЕЙСТВУЮЩАЯ Для автомобилей 2001 года выпуска и старше.
SH УСТАРЕВШАЯ
SG УСТАРЕВШАЯ
SF УСТАРЕВШАЯ
SE УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1979 года.
SD УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1971 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам.
SC УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1967 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам.
SB УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1951 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам.
SA УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не содержит присадок. Не следует использовать в бензиновых двигателях автомобилей, выпущенных после 1930 года. Использование в более современных двигателях может привести к ухудшению эксплуатационных характеристик или поломкам.

API С состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждой новой генерации присваивается дополнительная буква по алфавиту: API CA , API CB , API CC , API CD , API CE , API SF , API CF -2, API CF -4, API CG -4, API CI -4 иAPI CJ -4. Категории API CA , API CB , API CC , API CD на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются;

СТАНДАРТ API НА МОТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
КАТЕГОРИЯ СТАТУС ОПИСАНИЕ
CJ-4 ДЕЙСТВУЮЩАЯ Для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей с 2010 модельного года, удовлетворяющих требованиям стандартов токсичности выхлопных газов для дорожной техники и Tier 4 для внедорожной техники, а также для ранее выпускавшихся дизельных двигателей. Масла этой категории разработаны для использования в двигателях, рассчитанных на использование дизельного топлива с содержанием серы до 500 промилле (0,05% по массе). Тем не менее, при использовании топлива, в котором содержание серы превышает 15 промилле (0,0015% по массе), возможно уменьшение срока службы системы доочистки выхлопных газов и сокращение интервала замены масла. Масла категории CJ-4 особенно эффективны в поддержании долговечности системы снижения токсичности отработавших газов дизельных двигателей, в которых используются сажевые фильтры и другие передовые системы доочистки. Обеспечивается оптимальная защита от загрязнения каталитического нейтрализатора, засорения сажевого фильтра, износа двигателя, отложений на поршнях, сажевого и окислительного загустения, потери вязкости под воздействием сдвига и вспенивания, а также низко- и высокотемпературная стабильность. Масло категории API CJ-4 превосходит эксплуатационные свойства масел категорий API CI-4 (в том числе CI-4 PLUS), CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4, и может служить их полноценной заменой. При использовании масла CJ-4 в сочетании с топливом, содержание серы в котором превышает 15 промилле, следует уточнить периодичность замены масла у производителя двигателя.
CI-4 ДЕЙСТВУЮЩАЯ Представлена в 2002 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей, удовлетворяющих требованиям стандартов токсичности выхлопных газов, введенных в 2002 году. Масло CI-4 направлено на поддержание долговечности двигателей с системой рециркуляции отработавших газов (EGR) и предназначено для использования с дизельным топливом, в котором содержание серы не превышает 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4. Благодаря своим эксплуатационным свойствам, некоторые масла CI-4 могут претендовать на категорию CI-4 PLUS.
CH-4 ДЕЙСТВУЮЩАЯ Представлена в 1998 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей, удовлетворяющих требованиям стандартов токсичности выхлопных газов 1998 года. Масло категории CH-4 предназначено для использования с дизельным топливом, в котором содержание серы не превышает 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD, CE, CF-4 и CG-4.
CG-4 УСТАРЕВШАЯ Представлена в 1995 году. Для высоконагруженных, быстроходных четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием серы не более 0,5% по массе. Масло CG-4 необходимо для двигателей, которые удовлетворяют требованиям стандартов токсичности выхлопных газов 1994 года. Может использоваться вместо масел CD, CE и CF-4.
CF-4 УСТАРЕВШАЯ Представлена в 1990 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей без наддува и с наддувом. Может использоваться вместо масел CD и CE.
CF-2 УСТАРЕВШАЯ Представлена в 1994 году. Для высоконагруженных двухтактных двигателей. Может использоваться вместо масел CD-II.
CF УСТАРЕВШАЯ Представлена в 1994 году. Для дизельных двигателей с двухполостными камерами сгорания (косвенным впрыскиванием) и прочих, устанавливаемых на внедорожную технику, включая двигатели, которые работают на топливе с содержанием серы более 0,5% по массе. Может использоваться вместо масел CD.
CE УСТАРЕВШАЯ Представлена в 1985 году. Для быстроходных четырехтактных двигателей без наддува и с наддувом. Может использоваться вместо CC и CD.
CD-II УСТАРЕВШАЯ Представлена в 1985 году. Для двухтактных двигателей.
CD УСТАРЕВШАЯ Представлена в 1955 году. Для некоторых двигателей без наддува и с наддувом.
CC УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в дизельных двигателях, выпущенных после 1990 года.
CB УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в дизельных двигателях, выпущенных после 1961 года.
CA УСТАРЕВШАЯ ВНИМАНИЕ! Не следует использовать в дизельных двигателях, выпущенных после 1959 года.


API E С (ILSAC ) - энергосберегающие масла (Resource Conserving ). Новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива по результатам тестов на бензиновых двигателях.

Уменьшение вязкости масла может обеспечить экономию топлива в прогретом двигателе 0,6-5,5% (при снижении высокотемпературной вязкости), а в холодном - 1,0-6,5% (при снижении низкотемпературной вязкости). При оптимальной комбинации моторного и трансмиссионного масла можно достичь экономии топлива в размере 2,7-10,9%. Новейшие категории масел сертифицированные API, в случае соответствия требованиям ILSAC, обозначаются «Символом Свидетельства сертификации API» (API Certification Mark), так называемым знаком «Звездного взрыва» («Starburst»). Этот знак может присваиваться только энергосберегающим, легколетучим маслам наивысшего уровня качества, с вязкостью SAE 0W-.., 5W-.. и 10W-...

Система требований к маслам серии ILSAC GF является составной частью системы API Обеспечения Качества Американских Масел (EOLCS). ILSAC класса GF-3, прошедший проверку в плане экономии топлива, отвечает требованиям классификации API класса SM; ILSAC класса GF-4 соответствует классификации API класса SM. Например: API SN успешное прохождение проверки на экономию топлива = ILSAC GF-5.

СТАНДАРТ ILSAC НА МОТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
ИЗДАНИЕ СТАТУС ОПИСАНИЕ
GF-5 ДЕЙСТВУЮЩЕЕ Представлено в октябре 2010 года для автомобилей 2011 года выпуска и старше. Моторное масло GF-5 обеспечивает лучшую защиту от высокотемпературных отложений на поршнях двигателя и деталях турбонагнетателя, снижение низкотемпературных отложений (смол), снижение расхода топлива, улучшенную совместимость с системой снижения токсичности отработавших газов, расширенную совместимость с уплотнительными деталями, а также дополнительную защиту двигателя при использовании топлива, содержащего этанол, вплоть до марки E85.
GF-4 УСТАРЕВШЕЕ Действительно до 30 сентября 2011 года. Используйте масло GF-5 вместо GF-4.
GF-3 УСТАРЕВШЕЕ Используйте масло GF-5 вместо GF-3.
GF-2 УСТАРЕВШЕЕ Используйте масло GF-5 вместо GF-2.
GF-1 УСТАРЕВШЕЕ Используйте масло GF-5 вместо GF-1.

Универсальные масла для бензиновых и для дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателей другого типа. Например: API CG-4/SH-масло, оптимизированное для применения в дизельных двигателях, но его можно применять и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло категории API SH и ниже (SG, SF, SE и т.д.).

Внимание: каждый из последующих стандартов по качествам превосходит предыдущий, поэтому новейшие стандарты по качеству превосходят все предыдущие. Например, масла класса SN могут быть использованы вместо всех классов для бензиновых двигателей.

Знаки API

Масла, соответствующие требованиям, действующих категорий качества и прошедшие официальные испытания API-SAE, имеют на своих этикетках графический круглый знак (donut mark) - «API символ обслуживания» (API Service Symbol), в котором указаны степень вязкости по SAE, категория качества и назначения по API и возможная степень энергосбережения.


ACEA - Европейская Ассоциация Производителей Автомобилей. Если на этикетке присутствуют эти буквы, значит масло пригодно для эксплуатации в двигателях европейских автомобилей. Классы ACEA также разделяются на дизельные и бензиновые.

ДОПУСКИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ - некоторые автомобильные компании, такие как Porshe , Mercedes - Benz , BMW , VW , Ford , предъявляют к маслам дополнительные требования по защите двигателя, топливосбережению, увеличенному сроку службы и т.д. Информацию о требуемом Вам допуске и необходимых интервалах между сменами масла Вы можете найти в сервисной книжке своего автомобиля.

В конце 2010-го года выходят два новых класса моторных масел API SN и ILSAC GF5. Уже с октября 2010 года началось лицензирование. Продукты с новыми классами появявились на нашем рынке в начале 2011-го года.

Новый класс SM создавался американским нефтяным институтом (API) совместно с американской профессиональной ассоциацией ASTM (Американское общество по испытанию материалов) и SAE (Общество инженеров автомобильной промышленности). Отличия класса API SN от предыдущей спецификации SM гораздо более масштабны, нежели отличия класса SM от SL. Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. То есть, масла, классифицируемые по API SN, будут приблизительно соответствовать АСЕА С2, С3, С4, без поправки на высокотемпературную вязкость. Для новой категории API SN Комитет по смазочным материалам предложил следовать той же схеме развития, что и с более ранними категориями API и ILSAC. Это означает, что все эксплуатационные характеристики моторных масел для API и ILSAC будут эквивалентны, кроме того, что предлагаемые требования API SN не включают в себя тесты на защиту от износа по методике Sequence IIIG на состаренных маслах. Эти тесты и испытания на экономию топлива по методике Sequence VID являются важными ориентирами для масел, претендующих на соответствие стандарту ILSAC GF-5.

Основные же отличия ILSAC GF-5 от предыдущей классификации GF4, в возможности работы с биотопливом, улучшенной защитой от износа и коррозии, большей топливной экономичности, улучшенной совме ст имостью с уплотнительными материалами и улучшенной защитой от шламообразования.
Требования API SN и ILSAC GF5 достаточно близки и маловязкие масла, скорее всего, будут классифицироваться совместно по этим двум классификациям.

Сравнение ILSAC GF-5 и API SN

Требования Спцифическая вязкость SAE ILSAC GF-5 API SN для ILSAC классов API SN для прочих классов API SN ресурсосбержение
Тест на пену метод А 1 мин 1 мин 10 мин 1 мин
Фосфор, мин % 0,06 мин 0,06 мин 0,06 мин 0,06 мин
Фосфор, макс. % 0,08 макс - - 0,08 макс
Удержание фосфора, % 79 мин - - 79 мин
Стенд TEOST MHT-4 мг 35 макс 35 макс 45 макс 35 макс
Стенд TEOST 33С, мг Для 0W20
Совместимость с єластомерами Да Да Да Да
Индекс застывания (желирования) 12 макс 12 макс - 12 макс
Стойкость к эмульгированию Да Нет Нет Да
Сера, % макс. 0W и 5W 0,5 макс Нет Нет 0,5 макс
Сера, % макс. 10W 0,6 макс Нет Нет 0,6 макс
Стенд ROBO Seq.IIIGA Да Да Нет Да
Seq.VID 0W-X 2,6/1,2 мин Нет - 2,6/1,2 мин
Seq.VID 5W-X 1,9/0,9 мин Нет - 1,9/0,9 мин
Seq.VID 10W-30 1,5/0,6 мин Нет - 1,5/0,6 мин

Испытания моторных масел ILSAC и API

Категория ILSAC GF-1 GF-2 GF-3 GF-4 GF-5
Категория API SH SJ SL SM SN
Год введения 1992-93 1996 2001 2004-05 2010
Испытания и параметры
Защита от коррозии Seq.lllD llD Ball Rust Ball Rust Ball Rust
Коррозия подшипников, стабильность сдвига L-38 L-38 Seq.Vlll Vlll Vlll
Износ и вязкостные присадки Seq.lllE lllE lllF lllG & lllA lllG & ROBO
Износ клапанов - - Seq.lVA lVA lVA
Низкотемпературные отложения Seq.VE VE VG VG VG
Экономия топлива Seq.VI VIA VIB VIB VID
Вязкость Sae J300 Sae J300 Sae J300 Sae J300 Sae J300
Содержание фосфора 0.12 макс 0.10 макс 0.10 макс 0.06-0.08 0.06-0.08
Способность удерживать фосфор - - - - 79%
Содержание серы, % - - - 0.5-0.7 0.5-0.6