Когда gm вернется на российский. Chevrolet Captiva и Cruze могут вернуться на российский рынок

Автомобильная марка Ravon с головным офисом в Узбекистане активно завоевывает российский рынок.

Ранее в линейке компаний уже значились компактные хэтчбеки и седаны, которые фактически копируют модели от компании Chevrolet, представленные в странах с развивающейся экономикой. Теперь марка решила привезти кроссовер, внешний вид которого уже известен.

Фактически под новой моделью будет выступать Chevrolet Tracker, который уже продавался в России, хоть и не имел особого успеха. Сама марка «Шевроле» пока возвращаться в регион не планирует, продавая здесь только премиальные внедорожники и спорткары.

Всего на Московский Автомобильный Салон «Равон» привезет сразу три автомобиля. Пара из них будет принципиально новой для рынка, а оставшийся автомобиль после рестайлинга.

Уже сейчас известно, что одной из премьерных моделей станет компактный паркетник, который является полной технической копией Opel Mokka, а внешний вид позаимствован у Tracker. Стоимость машины также должна быть объявлена во время столичной выставки.

На рынке в Узбекистане, где и производится модель, старт продажам откроют уже в начале осени текущего года. Стоит отметить, что кроссовер пережил рестайлинг и серьезно изменился.

По информации узбекских СМИ, изначально производство автомобиля будет налажено по технологии крупноузловой сборки на предприятии в Ташкенте, а через год должны запустить полный цикл изготовления. Количество локализованных деталей для машины должно превысить половину.

Версия «Тракера» для Узбекистана будет оснащаться атмосферным бензиновым двигателем объемом 1,8 литра, выдающим 140 лошадиных сил. В паре с ним могут работать шестиступенчатая «механика» и шестиступенчатая автоматическая КПП разработки General Motors.

Предполагается, что за дополнительную плату паркетник можно будет оснастить системой полного привода. Вряд ли инженеры будут вносить изменения для российского рынка, поэтому здесь стоит ожидать аналогичной конфигурации технических узлов.

Стоимость базовой комплектации модели не должна превысить отметку в 1 миллион рублей, чтобы она смогла достойно конкурировать с другими бюджетными компакт-кроссоверами.

Не так давно поступала информация о желании отделения «Дженерал Моторс» в Узбекистане вновь запустить линию на фирменном предприятии, расположенном в Санкт-Петербурге, но до сих официальных подтверждений этому не поступало. Также нет данных о другой новой модели, которую Ravon привезет на мероприятие в Москве.

Эксперты считают, что высока вероятность появления на салоне рестайлинговой версии Chevrolet Cruze, пользовавшегося популярностью в эпоху нахождения на рынке. Зато мы знаем о рестайлинговой модели, которую также покажут в столице РФ. Ей станет Ravon R4, являющийся копией Chevrolet Cobalt. Автомобиль пережил значительные изменения во внешности и лишился неоднозначного «передка».

(РОАД).

«В General Motors пообещали нам, поскольку планирует вернуться в Россию ориентировочно через два года, провести консервацию завода и выстроить свои действия таким образом, что, к тому времени, как они вернутся, их отношения с дилерским сообществом и потребителями были максимально лояльны, — заявил Морозов.

— Как сообщили в компании, у них запланирован беспрецедентный бюджет, который будет направлен на решение всех вопросов, в том числе на цивилизованный уход с рынка, компенсационный пакет для дилерских компаний и выплаты рабочим, которых сейчас будут сокращать».

Отметим, что генеральный директор Opel Group Карл Томас Нойманн ранее заявил, что радикальное сокращение присутствия GM в России потребует затрат в размере $600 млн, причем уже в первом квартале 2015 года. Деньги пойдут на стимулирование продаж, трансформацию дилерской сети, отмену контрактов и на покрытие расходов, связанных с сокращением сотрудников.

Как рассказал Морозов, официальную версию ухода General Motors из России представила министру промышленности и торговли глава российского офиса GM Сюзанна Веббер.

«Она не смогла убедить совет директоров компании GM выделить дополнительные средства на компенсацию убытков деятельности компании на российском рынке на последующие годы, — пояснил представитель Минпромторга.

— По их прогнозам, достаточно низкий уровень локализации и высокая конкуренция не позволят компании получать прибыль от работы на российском рынке.

И это несмотря на то, что ряд глобальных производителей, в том числе те, которые имеют невысокий уровень локализации, приняли решение продолжить работу на российском рынке. Такое решение GM было связано, в частности, с тем, что еще в 2009 году компания получала большой государственный заем в США, и, как я понимаю, до сих пор у компании существует ряд обязательств, в том числе о нефинансировании убыточной деятельности».

По словам Морозова, происходящие события не должны иметь массовых последствий, и другие автопроизводители не будут уходить из России вслед за американской компанией.

«Понятно, что остальные автопроизводители обрадовались уходу GM, — сказал Морозов. — Но, по нашим оценкам, нет сигналов о том, что какие-то из компаний, даже с низким уровнем локализации, имеют намерения покинуть российский рынок. У отечественного авторынка есть серьезный потенциал для роста, и этот фактор будет ключевым для того, чтобы они развивали свой бизнес в России».

В свою очередь президент РОАД Владимир оказался более осторожен в своей оценке будущего GM в России. По его словам, представитель Минпромторга Александр Морозов всего лишь «высказал свое пожелание относительно возвращения компании». Однако он также уверен, что все марки, которые представляет концерн GM, просто обязаны вернуться на российский рынок.

«Мы же не знаем, что будет через два года, — сказал Моженков «Газете.Ru». — Конечно, мне бы хотелось, чтобы Opel и Chevrolet в полном объеме вернулись в Россию, у них отличный модельный ряд.

Я уверен, что госпожа Вебер делает все возможное для того, чтобы существующие дилерские центры работали в этом качестве до того времени, пока GM не вернется. Это будет сделано для того, чтобы сохранить клиентскую базу. По этой причине компании будет важно правильно выстроить все отношения с дилерскими центрами.

Те, кто в течение последних пяти-шести лет вкладывал инвестиции в развитие бизнеса, должны получить компенсацию, в том числе денежную, для того чтобы просто выжить.

Мы знаем, что в Комиссию по ценным бумагам от GM поступило заявление об убытке в размере $600 млн. Это значит, они должны быть потрачены. Я хотел бы верить, что в зависимости от истории, клиентской базы и прочих важных факторов, дистрибьюторов будет ждать справедливая компенсация, в том числе денежная. И, конечно же, мне хотелось бы верить, что через два-три года, когда российский авторынок пойдет вверх, GM вернется. GM занимает 3-е место в рейтинге мировых автопроизводителей. Концерн просто обязан присутствовать на российском рынке в полном объеме, чтобы у наших клиентов был выбор».

Говоря о будущем дилерских центров, Моженков отмечает, что существующим дилерским компаниям будет сложно найти новых партнеров, чтобы заполнить пустующие площади.

«Перепрофилироваться на новые марки будет очень трудно, — сказал глава РОАД.

— Перед производителями стоит цель сохранить свою дилерскую сеть, а если начать ее увеличивать, то получится, что она просто «размажется» и все будут от этого страдать».

В свою очередь, коммерческий директор компании «Автомир» рассказал «Газете.Ru», что дилеры надеются «получить компенсацию всех их ожиданий». В противном случае бизнесменам придется обращаться в суд.

«То, что GM ушел из России, для нас стало неожиданностью. Но наш бизнес устроен таким образом, что мы всегда готовы к диверсификации, мы держим руку на пульсе, — сказал Грошенков «Газете.Ru».

— При этом мы только что построили собственный дилерский центр GM в Екатеринбурге и не запустили его — он должен был бы открыться только через три недели. Мы рассчитываем на компенсацию, а если мы не договоримся, то мы будем судиться.

Сейчас мы вступили в фазу переговоров по обещанным компенсациям с представительством. Нам выделили менеджеров, которые нас ведут. Пока не очень понятна их программа и что конкретно они предлагают. Мы ждем окончательные предложения в течение одной-двух недель».

По словам Грошенкова, «Автомир» в настоящее время активно ищет марки, которыми можно заменить те, что ушли из России.

«Найти новых партнеров, конечно, будет не так просто, — говорит дилер. — От каких-то автосалонов нам придется отказаться, в тех случаях когда дилерские центры находятся у нас в собственности, мы будем продолжать бизнес и обслуживать наших клиентов. Мы рассматриваем все существующие марки, оцениваем их рентабельность и позицию на рынке, от этого будет зависеть наше решение».

В свою очередь, аналитик «ВТБ Капитала» обращает внимание на то, что GM окончательно не уходит из России — у них остается СП с , завод в Санкт-Петербурге, который они законсервируют, а также бренд Cadillac, который также остается на российском рынке.

«Не думаю, что для такой крупной компании станет проблемой выстроить заново и дилерскую сеть, — говорит Беспалов «Газете.Ru».

— Таким образом, возможность возвращения GM на российский рынок весьма реальна, с учетом неплохого потенциала рынка. Однако вряд ли они вернутся на тех же условиях, которые были у них до этого».

Что касается финансовых потерь, которые понесет концерн в связи с выплатами дилерам, то, по мнению собеседника, решение уйти из России могло приниматься с учетом этого обстоятельства. «Дело ведь было не только в том, что компания несла убытки в России, но и в необходимости серьезных инвестиций в производство в том случае, если бы они остались работать на рынке», — пояснил Беспалов.

Напомним, что американский автогигант General Motors в марте объявил о радикальной смене своей бизнес-стратегии в России. Принадлежащий GM немецкий бренд Opel полностью уйдет с отечественного рынка, а марка Chevrolet лишится самых массовых моделей. Таким образом, в России у GM останется лишь бренд Cadillac и три известные, но не очень популярные модели Chevrolet — спорткары Corvette и Camaro, а также внедорожник Tahoe. При этом на днях были уволены первые 400 рабочих с завода GM в Санкт-Петербурге, который вскоре будет законсервирован. Они согласились уйти, получив семь среднемесячных окладов. Отказавшиеся увольняться по соглашению сторон сотрудники теперь рассчитывают получить компенсации в размере 12 среднемесячных окладов.

Сhevrolet Aveo, Captiva, Cruze и Lacetti: уже в этом году американский концерн General Motors может восстановить продажи этих автомобилей в России за счёт поставок из Казахстана.

Как установил Лайф, в ближайшие три года Казахстан планирует наладить экспорт автомобилей в Россию. Поставщиком казахских автомобилей выступит завод "Азия авто", который производит модели Kia, Skoda, Lada и Chevrolet. Однако у этих компаний, за исключением американского Chevrolet, в России уже есть сборочные площадки. Таким образом, только американские машины Казахстан сможет вывести на российский рынок.

Возвращение Chevrolet ожидается уже в этом году, говорит источник Лайфа в правительстве.

В начале июля министр по инвестициям и развитию Казахстана Женис Касымбек сказал, что экспортные поставки в Россию с завода "Азия авто" планируются уже в этом году. У казахов пока небольшие мощности, но они планируют за три года их нарастить до 150-200 тыс. автомобилей в год. Понятно, что Skoda и Kia нет смысла везти за тысячи километров, когда есть своё производство в России. Остаётся Chevrolet, - рассказал собеседник в правительстве.

Представители Kia и Skoda сообщили Лайфу, что у их компаний нет планов по экспорту автомобилей из Казахстана. В пресс-службе "АвтоВАЗа" также уточнили, что с партнёрами из "Азия авто" у российского автогиганта действует эмбарго на реэкспорт. Модели Lada Granta, Kalina и 4x4 собираются на этом заводе исключительно для местного рынка. Представитель GM был недоступен для вопросов.

В начале 2015 года - в пик кризиса - GM заявил, что покидает российский рынок. Сразу после этого был законсервирован завод под Санкт-Петербургом, прекращена "отвёрточная" сборка на "Автоторе" и ГАЗе. С рынка полностью ушла марка Opel, а линейку бренда Chevrolet американцы урезали до трёх непопулярных машин. Фактически остался только дорогой Cadillac и совместное производство с "АвтоВАЗом" по выпуску Chevy Niva.

Концерн объяснил это решение экономическими соображениями, но многие, в том числе чиновники, восприняли это как жест в унисон антироссийским санкциям. Источник Лайфа в правительстве утверждает, что GM тогда дали понять, что после громкого хлопка дверью не стоит рассчитывать на возвращение в число экономических партнёров страны. Сейчас джиэмовцы пользуются казахскими льготными ввозными пошлинами, а общие таможенные границы Казахстана и России дают им право (после уплаты утилизационного сбора) беспрепятственно поставлять автомобили на российский рынок. Ровно так же, как российские заводы экспортируют машины в Казахстан.

Ситуация на падающем рынке не способствует появлению новых игроков, но восстанавливаться продажи могут начать уже в следующем году. Возвращение GM после демарша с казахскими льготами в кармане, почти равными российским, беспокоит чиновников, курирующих крупный автобизнес.

Обеспокоенность возникла как у некоторых коллег, так и у некоторых автокомпаний, опасающихся конкуренции, скажем так, с не совсем добросовестным производителем, - продолжил собеседник Лайфа.

В Союзе предприятий автомобильной отрасли Казахстана ("КазАвтоПром") убеждены, что ключевым моментом для казахского экспорта в Россию будет достижение высокого уровня локализации.

Сегодня уровень локализации автомобилей казахстанской сборки находится в диапазоне 15-30%. Это показатель добавленной стоимости, который предприятиям автопрома обеспечивает режим сборки. Но уже освоение операций сварки и окраски в случае массовых моделей может поднять эту планку до 50%, - пояснил Лайфу председатель правления "КазАвтоПрома" Олег Алфёров.

Завод "Азия авто" переживает бурный рост: при участии "АвтоВАЗа" и его партнёров из альянса Renault-Nissan в Усть-Каменогорске сейчас строится новое производство на 120 тысяч автомобилей в год. Его ядром станут мощности по выпуску бюджетных автомобилей на платформах Lada. На нынешнем конвейере помимо моделей Lada, Skoda и Kia выпускаются машины Chevrolet Aveo, Captiva, Cruze (хетчбэк и седан) и Lacetti.

Если Chevrolet предпримет новый заход в Россию, его будет ждать недоверие клиентов и дилеров из-за подмоченной репутации, уверен управляющий партнёр консалтингового агентства EURrussia Partners Сергей Бургазлиев.

Очень сомневаюсь, что кто-то, будучи в здравом уме и твёрдой памяти, захочет наступить на прежние грабли. Возможно, какие-то малые партии будут экспортироваться, но прежнего уровня продаж Chevrolet вряд ли достигнет. Нишу этой компании благополучно заняли другие марки, к тому же непохоже, что они могут предложить что-нибудь значимое для рынка, - уверен Бургазлиев.

Компания Chevrolet сможет задействовать российскую дилерскую сеть "Азия авто", которая густо распространена от Уфы до Омска, полагает аналитик по автопрому "ВТБ Капитал" Владимир Беспалов.

Естественными рынками для поставок из Казахстана могут стать Сибирь и Урал. Не думаю, что речь идёт о больших объёмах поставок Chevrolet. Скорее, окажется так, что те же Kia будет выгодно поставлять в эти регионы из Казахстана, чем везти из Санкт-Петербурга или Калининграда, - заключил Беспалов.

«Караул» устал. Европейское отделение GM с 1999 года приносит американцам лишь убытки. В 2009 году на пару канадско-австрийская Magna и российский Сбербанк, но сделка сорвалась. Затем была проведена серьезная санация: закрыли два завода, вкачали миллиарды евро в модернизацию производства и технического центра в Рюссельсхайме, наладили кооперацию с концерном PSA для производства машин на общих платформах ради сокращения затрат. Обо всех этих телодвижениях не без гордости рассказывал мне в свое время глава Опеля Карл-Томас Нойман. В этой же цепочке - и консервация завода в Петербурге как гарантия избавления от возможных финансовых рисков.

Была полная уверенность, что 2016 год парочка Opel-Vauxhall закончит в плюсе, но вмешался брекзит: резкая девальвация фунта на фоне желания Великобритании выйти из Евросоюза привела к операционным убыткам в размере 257 миллионов долларов. У Опеля на выходе семь новых машин, но янки махнули рукой: умерла так умерла. .

Сделка должна быть завершена до конца нынешнего года, и здесь еще масса проблем. Если Ангела Меркель допустит переход Опеля под юрисдикцию PSA без гарантий сохранения немецких заводов, то о посте канцлера она может забыть. Ведь Opel для Германии - это не просто часть истории страны. Для Рюссельсхайма и Айзенаха это фактически градообразующие предприятия, крах которых поставит на грань выживания тысячи людей.

При любых раскладах в выигрыше останутся… китайцы. Самыми крупными (в равных долях) владеют правительство Франции, семья Пежо и китайский концерн Dongfeng Motors. Китайцы уже получили доступ к французским технологиям, а теперь доберутся и до немецких. Это прекрасная возможность зайти на европейский рынок с заднего хода - напрямую по-прежнему не получается. Пригодятся и опелевские заводы, и мощный инженерный потенциал.

Но нас по большому счету волнует не столько экономический расклад, сколько простой покупательский интерес: вернется ли Opel в Россию? Глава концерна PSA Peugeot-Citroen Карлос Таварес весьма прагматичен:

«Как только право интеллектуальной собственности перейдет к PSA, марка Opel получит возможность развиваться на международном рынке, и, таким образом, исключений здесь не будет. Если бизнес-кейс окажется рентабельным, мы займемся этим, если же нет, то не станем этого делать».

Российская дилерская сеть разрушена, репутация марки подмочена. Но Opel всяко популярнее у нас, чем автомобили Peugeot и Citroen. Французы не оставят без внимания наш емкий рынок - особенно при наличии недозагруженных производственных мощностей в Калуге и простаивающего завода в Петербурге. Тем паче что моделей-кандидатов на возвращение предостаточно. Это, прежде всего, Astra и модернизированная Mokka X. Определенный потенциал имеет Zafira, которая была одним из лидеров российского рынка компактвэнов. Наконец, не забудем про : это очень красивая Insignia нового поколения и пришедший на смену Мериве компактный переднеприводный кроссовер , созданный на платформе Peugeot 2008. Будут брать!

Вернется ли Opel в Россию? Но есть и менее оптимистический сценарий. В Европе - переизбыток производственных мощностей, в том числе и у PSA. При этом французы приобретают не премиальную марку и не мелкосерийного производителя специальных автомобилей, а самого что ни на есть прямого конкурента. Выпускать за свои же деньги в Германии и Британии машины, которые конкурируют с автомобилями Citroen и Peugeot? Абсурд.

Что будут делать французы? Отказываться от лишних заводов. Карлос Таварес большой мастер сокращения расходов и оптимизации производства. И, понятное дело, под нож в первую очередь пойдут производства в Англии и Германии - даже вопреки тому, что Карлос Таварес и глава GM Мэри Барра заверяют Ангелу Меркель и правительство Великобритании в том, что рабочие места сокращаться не будут. Обещания даются сейчас, а как оно повернется в будущем, известно лишь богу торговли Меркурию. Приобрести конкурента, чтобы придушить его тихо, по-семейному, - чем плох план?

И еще. Покупка европейского отделения GM обойдется концерну PSA в 2,2 миллиарда евро. Причем в 900 миллионов евро оценено подразделение GM Finance. Это значит, что одиннадцать заводов в Германии, Великобритании, Испании, Австрии, Венгрии, Польше и России, на которых трудится около 38 тысяч человек, и мощный исследовательский центр в Рюссельсхайме обойдутся французам в какие-то 1,3 миллиарда евро. Не такие великие деньги, даже с учетом текущих операционных убытков. Сравните: Mercedes-Benz на разработку нового Е‑класса тратит около двух миллиардов, а Михаил Прохоров вложил в около 150 миллионов евро.

Самое время вспомнить, сколько миллиардов мы угрохали на поддержку отечественного автопрома. Их с лихвой хватило бы, чтобы купить Opel и PSA в придачу. Но своя рубаха ближе к телу - особенно когда дело связано с рабочими местами, налогами, стабильностью в конкретных регионах и т. д. Даже если эта рубаха не первой свежести и местами трещит по швам.

Французская автомобильная группа PSA Peugeot Citroen закрыла сделку по приобретению у General Motors ее европейского подразделения. В собственности PSA оказались марки Opel и Vauxhall, а также их заводы и инжиниринговые центры на территории Европы и Великобритании.

Общая сумма сделки — 2,2 млрд евро, причем 1,3 млрд стоят непосредственно бренды и их производственные активы, а еще 900 млн — финансовое подразделение GM Financial. Правда, последнее пока не перешло в распоряжение французов — его планируется передать во второй половине 2017 г. после согласования с регуляторами.

Главным исполнительным директором Opel/Vauxhall стал Михаэль Лошеллер, прежде занимавший пост финансового директора марки. А бывший глава Opel Карл-Томас Нойманн подал в отставку два месяца назад, не желая работать под крылом французской компании.

Зачем General Motors продал Opel

General Motors избавился от убыточного подразделения, которое не получается сделать рентабельным более десяти лет. По оценкам Morgan Stanley, за последние 12 лет GM потерял 16 млрд долларов и может потерять еще почти столько же к 2021 году. В 2009 г. подразделение уже пытались продать консорциуму Сбербанка и компании Magna, но сделка сорвалась.

В 2013 г. американцы приняли антикризисный план стоимостью 4 млрд евро, который предусматривал инвестиции в запуск новых моделей и вывод марки на безубыточность, но Opel по-прежнему приносил убытки, хоть и не такие большие, как прежде. Если в 2010 г. потери составили 1,76 млрд, то в 2015 г. — 813 млн, а в прошлом году — «всего» 257 миллионов. Помимо прямых, GM получал непрямые убытки в виде репутационных потерь и снижения стоимости акций концерна на фондовом рынке.

Что получил PSA

По окончании сделки доля концерна PSA на европейском рынке выросла с 11% до 17%, рассказали корреспонденту Autonews в европейском офисе группы: «С учетом брендов Opel и Vauxhall группа PSA станет вторым среди крупнейших европейских автопроизводителей с долей рынка 17%. В портфеле группы теперь пять марок, включая немецкую и британскую».

В Старом свете PSA обошла альянс Renault-Nissan и уступает по объему рынка только концерну Volkswagen. Владея маркой Opel, концерн PSA сможет в полной мере реализовать планы по производству соплатформенных моделей компактного сегмента, которые не удалось осуществить в рамках прежних партнерских отношений с GM.


Строя автомобили на одинаковых платформах, концерн намерен экономить до 2 млрд евро ежегодно, что позволит сделать то, что многие годы не удавалось американцам — вернуть Opel к прибыли уже к 2020 году. Закрывать заводы и сокращать персонал французы пока не планируют.

Какие модели будет выпускать PSA

В рамках образованного в 2012 г. альянса между General Motors и PSA предполагалось выпускаться хэтчбеки, кроссоверы и минивэны сегментов «B» и «С». Однако в те годы PSA терпел финансовые убытки, а GM менее, чем через два года продал свою долю акций PSA, опасаясь осложнений в отношениях с китайскими партнерами. Работы над совместными проектами были приостановлены.

Теперь разработка общих платформ возобновится, а все новые машины будут строиться на общей базе. «Консолидация платформ будет осуществляться постепенно с учетом жизненного цикла продукции. Некоторые совместные проекты были начаты ранее в рамках альянса PSA-GM, например, производство Peugeot 3008 и Opel GrandLand X на заводе PSA в Сошо, выпуск Citroen C3 Aircross и Opel CrossLand X на заводе Opel в Сарагосе, а также легких коммерческих автомобилей PSA и Opel в Виго», — пояснил сайт представитель французского офиса.

Судя по всему, речь идет о «каблучках» Opel Combo/Peugeot Partner/Citroen Berlingo, которые увидят свет в следующем году. Кроме того, продолжается работа над новым поколением Opel Corsa на новой платформе сегмента «B» и модернизированным семейством трехцилиндровых бензиновых двигателей. Эта машина увидит свет в 2019 г. вместе с соплатформенным Peugeot 208.