Как следует из названия РХХ служит для поддержания работы силовой установки на холостом ходу (ХХ). Почему же именно на ХХ? Дело в том, что конструктивно заслонка дросселя, служащая для подачи воздуха в цилиндры мотора на ХХ, находится в закрытом положении. Для сгорания же топливной смеси необходим кислород воздуха, так как без его присутствия горение вообще невозможно.
Назначение РХХ
При закрытой заслонке двигатель тем не менее работает, разберемся, как это происходит. Для поступления воздуха в цилиндры двигателя выполнен обводной канал минующий заслонку. Именно в этом канале и установлен РХХ, в задачу которого входит регулировать количество воздуха, требуемого для сгорания смеси в зависимости от оборотов коленчатого вала.
Обороты, в свою очередь, отслеживает (датчик положения коленвала), данные с которого получает блок управления и дает команду РХХ на увеличение, либо уменьшение количества воздуха, проходящего через обводной канал.
От оборотов ХХ зависит стабильность работы мотора без нагрузки, его надежный запуск, прогрев мотора и расход топлива.
Устройство
Регулятор представляет собой шаговый электромотор ступенчатого действия, с выдвижной подпружиненной рабочей частью в виде штока с конусом на конце. При включении зажигания шток полностью выдвигается, упираясь в ответную часть обводного канала, а затем возвращается назад, отсчитывая количество пройденных шагов.
Регулятор холостого хода применялся еще на двигателях с карбюратором, например, в карбюраторах Pierburg 2E и его модификациях, где он был представлен как регулятор ХХ холодного запуска на таком же принципе шагового двигателя, а также на моделях с моно впрыском.
При запуске холодного двигателя не увеличиваются обороты;
Падение оборотов силовой установки при включении дополнительного оборудования;
При переходе на «нейтраль» мотор останавливается.
Так как РХХ, это лишь исполнительное устройство, в системе не предусмотрена его самодиагностика и как следствие, при возникновении неисправностей в РХХ система не выведет на щиток приборов « », который бы свидетельствовал о появлении неисправности.
Так как сообщение об ошибке не появляется, то многие автовладельцы не могут понять причину неадекватного поведения мотора, опираясь на то, что ЭБУ не находит никаких ошибок в работе двигателя.
Похожие симптомы могут появиться и при неисправности ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки), но это сразу же отразится на щитке приборов загоранием символа «CHECK ENGINE», поэтому необходимо проверить исправность регулятор.
На снятом датчике и подсоединенной колодке питания при включении зажигания шток регулятора должен выдвинуться на максимальное расстояние;
На снятой колодке, при включении зажигания («минус» прибора на массу) на ее клеммах должно быть напряжение, равное напряжению батареи;
На самом регуляторе проверяется целостность обмоток и их сопротивление;
Установка заведомо исправного регулятора и проверка работы мотора.
Часто причиной неисправности регулятора являются различные отложения на конусе или пружине штока, что вызывает его заедание при работе, а также загрязнение или окисление контактов.
Очистку регулятора можно выполнить с использование средства для чистки карбюратора. Попутно нужно очистить и посадочное место конуса в обводном канале.
Если после очистки регулятора в поведении двигателя ничего не изменилось, то РХХ подлежит замене.
Так как регулятор на большинстве автомобилей крепится двумя винтами, то его замена не представляет каких-либо сложностей. Если на корпусе регулятора присутствует , то необходимо проверить и чистоту дроссельной заслонки и прочистить ее при необходимости.
В автомобиле за стабилизацию оборотов двигателя на холостом ходу отвечает датчик . Может возникнуть вопрос, почему важно это устройство, можно ли без него обойтись, как определить проблему, и что делать в случае поломки. Дело в том, что неисправность регулятора влияет на работу двигателя в целом. Для того чтобы понять почему необходимо постоянно следить за правильной его регулировкой, давайте разберем особенности работы мотора.
Давайте рассмотрим, какие отклонения работы двигателя заставляют задуматься. При этом следует учесть, что некоторые из них свойственны и другим неполадкам, например, плохому качеству используемого топлива, поломке датчика дроссельной заслонки. Но есть и специфические особенности.
Такие неполадки в комплексе возникают, когда ситуация запущена. Даже если появилась одна из перечисленных, необходимо принимать меры.
Независимо от того, что явилось поводом поломки, затягивать время на диагностику и замену не стоит, этот вид поломки значительно влияет на работу двигателя, который не зря называют «железным сердцем» автомобиля. Итак, в чем может быть причина:
Когда возникают вышеперечисленные проблемы необходимо, прежде всего, «поставить правильный диагноз», поскольку некоторые отклонения работы двигателя могут быть также характерны для неисправности датчика дроссельной заслонки. Поэтому необходимо рассматривать симптомы в комплексе и отсеивать нехарактерные для этого вида поломки признаки. При этом существуют два способа, которые мы рассмотрим:
В карбюраторных автомобилях настройка холостого хода делалась вручную. Для этого были предусмотрены регулировочные винты . Этот процесс сложный и требовал определенных навыков, еще необходимы были дополнительные приборы: тахометр и газоанализатор. Но это уже в прошлом, такие авто становятся на дорогах все большей редкостью.
Замена старого регулятора на новый — достаточно легкий процесс. Регулятор обычно находится в доступных местах
В отличие от этого в настоящее время больших сложностей процедура замены регулятора не представляет. Но при этом необходимо соблюдать правильную и наиболее рациональную последовательность работ:
Вот в принципе и все. Небольшое уточнение, которое крайне важно: регулятор холостого хода − это цельный узел, ремонт которого не предусмотрен. Но в некоторых случаях помогает его наружная чистка специальной химией «WD-40» либо средством, предназначенным для чистки карбюратора. В этом случае необходимо после демонтажа обработать его одним из предложенных средств с помощью ватной палочки. Нельзя заливать химией и сильно тереть, поскольку это высокоточный прибор.
И напоследок, если вы услышали, что на холостом режиме двигатель работает нестабильно с рывками, обороты, образно говоря, «прыгают». Не стоит надеяться на авось и думать, что все пройдет само по себе. Внимательно изучите признаки поломки. Несложно применить советы и сделать необходимую диагностику поломки и замену регулятора холостого хода. Как правило, много времени это не занимает. Но при этом вы обеспечите двигателю автомобиля правильную подпитку в период самого сложного режима работы.
Если холостой ход на автомобиле начал «плавать», а его работа в целом стала нестабильна, то в первую очередь следует проверять датчик холостого хода. В этой статье мы подробно расскажем Вам об этом, а также подскажем, как подойти к вопросу выбора данного датчика.
Среди всех неполадок двигателя, «плавающие»обороты холостого хода особенно заметны, и проявляются они в следующем:
При наличии таких симптомов, как правило, неисправен датчик холостого хода. Однако перед тем как приступить к его ремонту, нужно понять, как он выглядит и где он находится.
Датчик, регулирующий холостой ход на ВАЗ-2114, как правило, фиксируется при помощи двух болтов рядом с дроссельным узлом. Его легко узнать по наличию колодки питания и специфической форме.
Расположение датчика холостого хода
Теперь, когда мы разобрались о его местонахождении, можно приступить к диагностике и при необходимости к ремонту.
Сложность диагностики датчика холостого хода заключается в том, что его неполадки не покажет бортовой компьютер, а работоспособность можно проверить лишь в ручную. Чего нельзя сказать, о датчике положения дроссельной заслонки, потому как признаки неисправностей у них одинаковые, а выявить последнюю, может самый обычный бортовой компьютер.
Обратите внимание, что на автомобилях оборудованных двигателем с объёмом в 1,6 литра, необходимо демонтировать крепление дроссельного узла, и убрать его от самого ресивера примерно на пару сантиметров.
Если после проверки было установлено, что цепь исправна, то можно приступать непосредственно к датчику.
При проверке самого датчика, вы должны подключить датчик в режим проверки сопротивления следующим образом:
Если показания проверки были с отклонениями от нормы, то его можно попробовать очистить при помощи очистителя карбюратора, либо приобрести новый.
Для того, чтобы правильно подойти к выбору датчика холостого хода на ВАЗ-2114, вы должны знать, то, что последние две цифры на артикуле датчика имеют особое значение. Потому как, если артикул старого, заканчивался на «01 », а на замену будет поставлен датчик с цифрами «04 », то никакого толка от этого не будет, потому, как он просто-напросто не заработает должным образом.
Родной датчик и аналог
Взаимозаменяемыми считаются датчики с номера «01 » на «02 » и «03 » на «04 » соответственно.
Во время выбора этого устройства обращайте внимание также на контрафактные товары, потому как на современном рынке их скопилось достаточно.
Регулятор холостого хода предназначен для обеспечения стабильной работы двигателя в режиме холостых оборотов. Управляет работой РХХ , который в зависимости от режимных нагрузок подает питание на биполярный шаговый двигатель регулятора. Рассмотрим, как проверить датчик холостого хода и как понять, что причина плавающих оборотов именно в неисправности регулятора.
Несмотря на то что в простонародье РХХ принято называть датчиком, устройство является исключительно исполнительным механизмом, не имеющим обратной связи с ЭБУ. Иными словами, блок управления двигателем подачей напряжения на шаговый двигатель устанавливает желаемый вылет штока. Но ЭБУ не может объективно проверить фактическое положение штока, поэтому несоответствие желаемых и фактических значений нигде не фиксируется. Это значит, что в случае неисправности датчика на приборной панели не загорается Check Engine.
Система самодиагностика может регистрировать лишь немногие неисправности цепи управления РХХ. Варианты ошибок, которые перед проверкой датчика холостого хода можно определить диагностическим прибором через разъем OBD II:
Как проверить датчик холостого хода мультиметром:
Схема подключения РХХ ВАЗ 2110
Полноценно проверить РХХ можно лишь с помощью специального диагностического оборудования. Но в большинстве случаев проверка мультиметром, визуальный осмотр и дефектовка после разборки позволяют довольно точно диагностировать наличие неисправности.
Помните, что после замены, промывки РХХ необходимо провести программную адаптацию датчика.
В двигателе автомобиля полностью закрыта. Однако мотор продолжает работать и поддерживает постоянные обороты, что позволяет обойтись без необходимости повторно заводить его при каждой остановке. Главная заслуга в этом принадлежит регулятору холостого хода, который позволяет подавать во впускной тракт достаточно воздуха. Поломка этой небольшой детали может существенно осложнить использование автомобиля, поэтому каждому водителю стоит знать, как работает регулятор холостого хода, где его можно найти и в чём проявляются основные неисправности. Если вы занимаетесь ремонтом машины самостоятельно, вам будет очень полезно узнать о способах восстановления регулятора и устранения неприятных последствий поломки.
Регулятор холостого хода, или, как его часто называют, датчик ХХ, представляет собой маленькую деталь, помещающуюся на ладони взрослого человека. Он состоит из трёх основных частей - конусной иглы, предназначенной для изменения пропускной способности патрубка, пружины, а также шагового электромотора со штоком.
Это устройство позволяет изменять сечение проходного канала, который отвечает за поступление воздуха к двигателю при закрытой дроссельной заслонке. После включения зажигания датчик автоматически выдвигает шток, пока игла не попадает в калибровочное отверстие. При запуске мотора регулятор холостого хода автоматически открывает проход, позволяя мотору получать достаточно воздуха для устойчивой работы. Если температура очень низка, регулятор может подать больше воздуха, обеспечив повышение оборотов двигателя для ускоренного прогрева. Благодаря этому автомобиль также может стартовать немедленно, без предварительного прогревания мотора, не рискуя заглохнуть.
Регулятор всегда находится поблизости от датчика положения дроссельной заслонки - узнать его можно по характерной пластиковой крышке электромотора, сильно выступающей над поверхностью узла. К нему тянется провод, который может подключаться к разъёму неподалёку или же ответвляться от общего жгута, соединённого с блоком управления. Будьте внимательны, поскольку на новых машинах регулятор нередко находится под общим кожухом, защищающим дроссельный узел.
Главный признак того, что вам нужно обратить внимание на регулятор холостого хода - неустойчивые обороты при отсутствии нагрузки на мотор. Они могут существенно колебаться, что связано с неправильным объёмом воздуха, подающегося во впускной тракт. Большинство моторов реагирует на такую проблему повышенным расходом топлива и сильной вибрацией, которая приводит к ускоренному износу опор, подушек и некоторых других компонентов. Если при неустойчивой работе на малых оборотах, будьте уверены, что датчику ХХ требуется срочная замена.
Стоит насторожиться и в том случае, когда при холодном пуске мотора не происходит существенного повышения оборотов, позволяющего ускорить прогрев. Вероятнее всего, датчик не может принять калибровочное положение, что не позволяет точно выбрать нужное сечение проходного канала. Вам стоит позаботиться о ремонте детали и в том случае, когда при малейшей дополнительной нагрузке, например, включении фар или отопителя, происходит падение оборотов вплоть до остановки мотора. Теоретически, эти неисправности регулятора холостого хода не мешают использовать автомобиль, однако они способны доставить множество проблем водителю.
При полном выходе из строя детали автомобиль попросту не заведётся без нажатия газа - учитывая, что большинство производителей не рекомендуют запускать мотор подобным образом, это может стать достаточно серьёзной проблемой. Кроме того, двигатель будет глохнуть при переключении передач без перегазовки и при любом другом снижении оборотов. Стоит отметить, что неисправности регулятора холостого хода приводят к ускорению износа мотора и топливной системы, а также к увеличению объёма отложений в силовом агрегате. Поэтому выполнять ремонт нужно в кратчайшие сроки - это позволит сэкономить немалую сумму денег.
Владельцам автомобилей производства АвтоВАЗа обязательно нужно знать, как проверить регулятор холостого хода, поскольку его поломка не приводит к срабатыванию индикатора « ». Поэтому собственники отечественной техники очень часто перепроверяют много других узлов, включая впускную систему, и лишь затем переходят к датчику ХХ, хотя начинать следует именно с него. Водителям иномарок и ВАЗов последнего поколения такая проблема не грозит - неисправность регулятора холостого хода отображается на приборной панели и легко определяется специальным сканером.
Проверку этой детали выполнить достаточно просто, однако иногда возникают проблемы с её демонтажем. Обычно регулятор холостого хода крепится к дроссельному узлу при помощи винтов, что позволяет легко снять его, используя отвёртку. Однако в некоторых машинах датчик ХХ фиксируется лаком, что вызывает проблемы. Снимать регулятор холостого хода, используя силу, нельзя, поскольку вы можете повредить часть впускной системы автомобиля. Придётся демонтировать весь дроссельный узел, и лишь затем аккуратно отсоединять датчик.
Определив, где находится регулятор, и, сняв его с двигателя, выполните проверку электромотора. Для этого вам потребуется обычный мультиметр, которым нужно замерить сопротивление обмоток. Контакты требуется устанавливать последовательно на обмотки A и B, а затем на C и D соответственно - полученный показатель должен находиться в пределах 40–80 Ом. Если же вы переставите контакты мультиметра в ином порядке, прибор должен показать обрыв цепи - это будет свидетельством правильной работы регулятора холостого хода. Некоторые специалисты советуют самостоятельно сделать включатель на 6 В, который будет диагностировать работу детали - но пригодится ли он вам в дальнейшем?
В большинстве случаев причиной неисправности является сильное загрязнение регулятора холостого хода - при этом вам необходимо заняться его чисткой, используя следующую последовательность действий:
Причиной неисправности регулятора вполне могут быть оборванные провода - в таком случае нужно зачистить площадки контактов, припаять их, а затем покрыть это место лаком, чтобы исключить на надёжность узла. К сожалению, далеко не все поломки регулятора холостого хода удаётся решить простой чисткой. К примеру, износ конусной иглы, выработка штока и разрушение мотора требуют полной замены датчика. Однако сильно расстраиваться не стоит, поскольку цена детали находится в пределах 500–1000 рублей.
Регулятор холостого хода имеет малые размеры и почти всегда незаметен в подкапотном пространстве при первом взгляде. Однако это приспособление выполняет очень важную работу, позволяя стабилизировать работу мотора при отсутствии нагрузки. Его поломка может стать причиной достаточно серьёзных неприятностей - езда на автомобиле будет сильно осложнённой и водителю придётся постоянно удерживать высокие обороты. Автомобили с автоматическими и роботизированными трансмиссиями придётся доставлять в сервисный центр на эвакуаторе. Поэтому при первых симптомах неисправности этой детали займитесь диагностикой и ремонтом.