Автотуризм в России набирает обороты. Все больше людей едут проводить свои отпуска на собственном авто. Как правило поездки менее 1000 километров не представляют особых
сложностей и проблем, а вот дальние поездки, например с северных окраин страны на юга - дело серьезное и к нему нужно отнестись со всей ответственоостью!
С чего начинается путешествие? Конечно же с его планирования! Нужно заранее спланировать свой маршрут, благо в наше время есть достаточно интернет ресурсов, которые
помогут в этом любому человеку. На худой конец достаньте карту или атлас автомобильных дорог и составьте свой маршрут, нанесите на него ключевые точки - населенные пункты,
в которых вы будете останавливаться на ночлег, восполнять запасы топлива и провизии. Если с маршрутом уже определились, следует заняться погдотовкой автомобиля.
Здесь конечно же играет важную роль его техническое состояние, автомобиль должен быть полностью исправен и снаряжен соответствующим оборудованием, которое может
понадобиться в дороге. В его состав входят: запасное колесо, домкрат, балонник, буксировочный трос, знак аварийной остановки, "прикуриватель", огнетушитель, аптечка и
минимальный набор инструментов! Так же следует взять с собой несколько запасных лампочек, на тот случай если у вас они перегорят, а до магазина далеко да еще и ночь!
Не помешает и упаковка (набор) различных по номиналу предохранителей подходящих к вашему авто! Ну и, хотя бы, 10-ти литровую канистру с бензином.
Фонарь или переносную лампу, что бы не менять колесо в потемках! Рабочие жидкости автомобиля: антифриз, омывающая жидкость, жидкость для гидроусилителя (если он есть),
моторное масло, тормозная жидкость. Необязательно брать с собой полноразмерные канистры, как моторное масло по 4 литра, на экстренный случай хватит и литровых емкостей,
что бы дотянуть не спеша до ближайшего сервиса! Понимаю, вы скажете, что такие рассуждения похожи на маниакальные, но в жизни все бывает, тем более в дороге! Поэтому -
лучше перебдеть, чем не добдеть)))
Теперь что касается вашей собственной безопастности! Помимо автомобильной аптечки советую прихватить с собой те препараты, которых нет в автомобильной, но которые могут
вам понадобиться. Например, это средства от головной боли или циклических болей у женщин, препараты от изжоги или диареи (согласитесь - это не особо приятные спутники в
дальнем путешествии), ну и конечно те препараты, без которых вы не сможете обойтись или принимаете каждый день, например инсулин.
Так как путешествие более 1000 км связано, зачастую, с пересечением климатических зон нашей необъятной страны, позаботьтесь и о своем комфорте! Теплые носки, джемперы
и подштанники выручат вас в неожиданные заморозки!
Следующий этап подготовки - это обеспечение точности следования по заданному маршруту! Иногда и даже зачастую автопутешественники съезжают с федеральных дорог,
оснащенных указателями и дорожными знаками, что бы заехать на осмотр местной достопримечательности и пр., даже езда по незнакомому городу может принести не мало хлопот!
От этих хлопот вас убережет автонавигатор! Благо сейчас в продаже их превеликое множество и разнообразие, как говориться на любой вкус, и за любые деньги! А в интернете
полно ресурсов, с которых вы можете загрузить в свой навигатор абсолютно любые карты, лишь бы хватило памяти! На всякий случай возьмите мебольшую карту края или области,
в которую вы едете, вдруг навигатор выйдет из строя! А лучше всегда иметь в машине подробный атлас автодорог, места он много не занимает, зато может пригодиться в любой
момент!
Так же для обеспечения вашего комфорта и безопастности, в том числе правовой безопастности, я бы рекомендовал обзавестись еще парой тройкой девайсов! Это радар-детектор
или антирадар (в народе), автовидеорегистратор и дорожная рация. Первые два девайса помогут вам избежать неприятных встреч с сотрудниками ДПС, а если уж встреча эта
состоялась, то будет чем отстоять свою правоту (если она присутствует конечно). Ну а последний девайс - на любителя, хотя я считаю его таким же полезным как и
вышеупомянутые! Автомобильная радиостанция позволит вам в режиме реального времени отслеживать дорожную ситуацию на том участке пути на котором вы находитесь и даже дальше!
Так уж повелось в нашей стране, что водители встречных автомобилей предупреждают о засадах и постах ДПС морганием дальнего света фар, радиостанция же расширяет эту
возможность максимально! На общем дорожном канале вы сможете прослушивать разговоры дальнобойщиков, таксистов и других авто радиолюбителей, которые деляться между собой
информацией о дорожной ситуации! Но есть один минус! Народ у нас в стране, особенно в глубинке, культурой речи не блещет, так что если с вами едет ребенок - он узнает
много новых слов)))
Итак, обо всем наиболее важном позаботились, настало время позаботиться о САМОМ важном! О еде!))) Я, например, очень редко останавливаюсь в придорожных кафе, так как имел
место быть случай с довольно серьезным отравлением! Наверно шашлыком(((или местным айраном...не важно. Как водится скоропорт съедается за первым ужином в дороге:
вареные яйца, огурцы, помидоры, колбаса. На обед второго дня в ход идут копчености: куриные окорочка, таже колбаса, остатки овощей! Завтракаем-то мы как обычно: кофе
и бутербродик, в лучшем случае - шоколадный батончик...о, пардон, оговорился, не "мы", а я так завтракаю))) Ну а после сытного обеда - вытрем руки об...салфетку!
Обязательно позаботьтесь о наличии средств гигиены в дороге! Влажные салфетки для рук и для лица - незаменимая вещь в дороге! Пара пачек лишними не будет, на а если вы
хрюшка))) возите с собой 5-ти литровую баклашку воды и полотенце, опять же для рук и для лица отдельно! А что бы не париться с умыванием, точнее с методом наливания
воды в ладони, зажав бутылку между коленок, заранее врежте в крышке краник, а днище бутылки оснастите тугой веревкой, за которую бутылку можно будет подвесить...да
хоть на дорожном знаке и спокойно полоскаться в импровизированном "мойдодыре".Надеюсь этот небольшой совет кому-то пригодится! Удачных отпусков и увлекательных путешествий!!!
С каждым годом все больше путешественников решают, что следующий отпуск проведут на персональном автомобиле. Плюсы, казалось бы, очевидны: экономия на билетах, возможность посмотреть именно то, что хочется, вместительный багажник, позволяющий взять с собой все необходимое. А есть ли у подобного времяпрепровождения минусы - редакция Арриво разобралась в вопросе.
Для того чтобы автомобильный тур не закончился в первые несколько дней, нужно соблюдать основные правила. В машине должно быть как минимум два опытных водителя и не больше четырех человек, поскольку иначе пострадает уровень комфорта. Прокладывая маршрут путешествия, стоит выделить день на форс-мажоры и отдых.
Радуясь качеству дорог, не стоит забывать о скоростных ограничениях и дорожной полиции. Размер штрафов во многих странах существенно превосходит российские, при этом на месте можно оплатить лишь штрафы менее 150 €. «Моргать» фарами запрещено и за это, как и за звуковые сигналы в неаварийных ситуациях, могут оштрафовать.
Отправляясь, несколько раз проверьте документы: лучше провезти лишние справки, чем оказаться развернутым на границе.
Собираясь в длительную (более шести часов) поездку на машине, стоит поделить багаж на собственный и автомобильный.
В первый должны войти личные вещи и одежда для поездки, продукты питания, термос с горячим напитком и запас чистой воды, аптечка, адаптированная под нужды всех пассажиров, пара подушек и пледов. Все это желательно упаковать в сумки и убрать в багажник, а еду сложить в переносной холодильник, оставив в салоне только то, что потребуется вам несколько раз за дорогу.
Ко второму же стоит отнести минимальный набор инструментов, насос, домкрат, запасное колесо, трос, пусковое устройство для аккумулятора, автомобильное масло и стеклоочиститель.
Если вы планируете готовить еду самостоятельно, захватите газовую горелку, набор посуды и средство для ее мытья.
Если в поездке с вами ребенок, на него необходим тот же комплект документов, что и для обычного выезда за рубеж. Кроме того, машина должна быть оборудована детским креслом, а в багаж стоит добавить автомобильный столик для кормления, горшок и несколько новых игрушек, которые займут его во время путешествия.
Не стоит сажать малыша у окна и акцентировать его внимание на стремительно меняющемся пейзаже - ребенка может укачать.
Для того чтобы пересечь границу потребуются автомобильные права международного образца, загранпаспорт с визой, грин-карта (страховка на автомобиль, действующая в других странах).
Необходимые права оформляются в ГИБДД по месту жительства, грин-карта покупается в любой страховой компании, в том числе и в многочисленных киосках перед границей, и стоит 50 € на 1 месяц (оформляется на срок от 15 суток до года).
Для получения визы, необходимо предоставить в посольство страны полный комплект документов, а вместо брони билетов приложить маршрут вашего путешествия с отметками мест ночлега. В городах, где запланированы остановки, должны быть забронированы номера в отелях или хостелах.
Таможенники стран Евросоюза, помимо комплекта документов на машину и виз, могут потребовать свидетельства о ДТП, если на автомобиле есть внешние повреждения, поэтому лучше заранее обзавестись необходимыми бумагами.
Кроме того, стоит помнить, что тонировка или повреждения стекол, шипованная резина и «антирадары» категорически запрещены. Все пассажиры и водитель должны иметь светоотражающие жилеты и выходить из машины (даже по требованию сотрудника полиции) только надев их. Возраст огнетушителя и аптечки должен быть не более шести месяцев, а на заднем стекле обязательна наклейка RUS.
На случай, если вы попали в ДТП или что-то произошло с автомобилем, вдоль трасс стоят телефоны, позволяющие связаться со службой спасения. Позвоните им, объясните проблему и ожидайте помощи необходимой службы.
Для тех, кто не доверяет навигатору и боится заблудиться, в каждом придорожном кафе и на бензоколонках находится стенд с бесплатными картами местности.
Зачем человеку автомобиль? На этот вопрос каждый отвечает по-своему: для одних - это средство передвижения, для других – роскошь, о которой можно только мечтать, для третьих – возможность расширить горизонты пространства, посмотреть интересные места в дали от дома, не усложняя себе жизнь тасканием чемоданов или рюкзаков…
И так, желание путешествовать есть, автомобиль под боком, что дальше? А дальше - определяемся с туристическим маршрутом, заправляем машину, и едем!
В своей первой поездке, также как и в любой туристической авто-поездке, необходимо знать пару несложных правил, соблюдение которых позволит минимизировать возможные дорожные неприятности.
Для начала – два основных правила, которые стоит соблюдать не только начинающим автотуристам:
Не переоценивайте свои возможности. Если вы за рулем недавно, водите машину неуверенно, и «боитесь каждого столба», начинайте с коротких автомаршрутов – не более 50 – 70 километров от города.
Даже если вы профессиональный водитель, и в вашем водительском удостоверении открыты все категории, возможность усталости и плохого самочувствия на дороге никто не отменял.
Поэтому – адекватно оцениваем свои силы и способности доехать до нужной точки.
Не переоценивайте возможности своего автомобиля. Очень интересно (а точнее смешно) наблюдать, как маленькая машинка («пупсик» или «пузотерка» - это кому как нравится) пытается проехать по лесной колее, по которой и подготовленный «Крузак» проехать не может.
Собственно, и подготовленные «Крузаки» иногда так на брюшко садятся, что лебедка не помогает, и впору бежать за трактором в соседнюю деревню (для этого, всегда в багажнике держим свободно конвертируемую валюту – т.е. пару бутылок водочки).
В данном случае работает один принцип – если хотите вернуться домой на целой машине, уточняю: вернуться домой вовремя и на целой машине, берегите своего боевого коня, и не лезьте в блуду, которая вашему коню не по зубам, т.е. не по колесам.
В подготовке к автопутешествию нет ничего сложного. Может быть страшновато в первый раз, хотя, как правило, достаточно только желания поехать.
То есть на какой период времени можем поехать. Это может быть как однодневный автомаршурт, так и многодневные автомаршруты, или, например, маршрут рассчитан на один день, но есть возможность переночевать и на следующий день вернуться домой.
Чего хочется: или отдохнуть на природе (например, на озере) или сползать в горы, посмотреть природные интересные места, или погулять по улицам старинного города, посетить музей, посмотреть местные городские достопримечательности
Повторюсь, что начинать лучше с непродолжительных автомаршрутов – в пределах 50 – 70 километров от города. Также, вне зависимости от возможности вашего автомобиля, даже если это высоко проходимый внедорожник, начинать автопутешествия лучше со спокойных шоссейных маршрутов.
Если сильно хочется залезть, например, в горы, есть смысл максимально близко доехать до необходимого места по асфальту, а дальше сбегать пешком; собственно, не везде и внедорожник проедет (например, по крутому подъему в горы, его не затащить).
На мой взгляд, лучше всего подойдут смешанные непродолжительные автомаршруты, и ехать недалеко, и пешочком прогуляться можно, что для здоровья не последнее дело.
Это, наверно, самый сложный этап начала автопутешествия, особенно для тех, кто в трех соснах заблудиться может.
Вариантов безошибочно доехать до необходимого места несколько. Сначала внимательно читаем «описание проезда» или «как проехать до…» в выбранном автомаршруте (лучше, конечно распечатать само описание и карту, если она прикреплена к описанию автомаршрута, и не забыть взять с собой).
Далее, в зависимости от имеющейся возможности: либо определяем направление по бумажной карте (как ориентироваться по карте напишу в следующий раз) либо забиваем маршрут (или координаты необходимого места) в электронную карту (например в автомобильный навигатор), либо скачиваем трек (координаты) и загружаем его в соответствующее программное обеспечение.
Треки, которые мы записываем во время наших путешествий, записываются в формате.plt. Данный формат превосходно загружается в навигатор "Навител. Как это сделать, можно прочитать в статье: Как пользоваться навигатором Навител .
Все зависит от ваших бытовых потребностей и объема вашего автомобиля, точнее, от объема багажника вашего автомобиля.
Минимальный набор необходимых вещей отличается в зависимости от сезона (зимой добавляются теплые вещи, летом неотъемлемый атрибут – антимоскитные и антиклещевые жидкости).
Подробнее по комплектации автомобиля для автопутешествий и необходимой технической подготовке автомобиля напишу в следующий раз, а пока, для однодневного выезда необходимо взять с собой:
В идеале, на всякий случай, необходимо держать с собой в багажнике небольшую канистру с бензином (литров на 10). Но для шоссейных маршрутов это не обязательно, с заправками сейчас проблем нет.
Привет! Этот журнал больше обновляться не будет. Если вам интересны наши посты, присоединяйтесь к нам:За шесть лет путешествий на автомобиле мы проехали более 150 000 км по России и по полной прочувствовали, как российские дороги отражаются на автомобиле и кошельке, а иногда и на самочувствии. Читайте ниже 16 наших рекомендаций, которые помогут спланировать и осуществить комфортное автопутешествие.
1. В автопутешествиях по России мы предпочитаем районные дороги категории «Р» автомагистралям категории «М». На первых меньше трафика, поэтому можно насладиться видами и посмотреть, как живут области, деревни и городки.
Магистральные трассы используем только для быстрых транзитных переездов. К тому же, большинство ДТП происходит именно на них (просто теория вероятности: чем меньше машин, тем меньше ДТП).
2. В России бывают сотни вариантов дорожного покрытия, поэтому перед поездкой мы гуглим состояние всех дорог, по которым собираемся проехать. Ловите полезный сайт об этом: autostrada.info .
3. Если путешествуете по малонаселённым районам, заправляйтесь заранее: АЗС могут встречаться существенно реже, чем, например, в Подмосковье.
Правило такое: осталась половина бака, видите брендовую АЗС — заправляетесь. Заправки с неизвестными названиями не используйте, ремонт машины может влететь в копеечку.
4. Подстраивайтесь под свои биоритмы. Жаворонок? Выезжайте с утра пораньше (ваши пассажиры могут на заднем сидении утренний сон досмотреть).
Сова? Выезжайте позже и продолжайте путь вечером и даже ночью, но учтите, что ночью на неосвещённой трассе средняя скорость, как правило, ниже дневной.
5. Просчитывайте среднюю скорость, чтобы длительность поездки стала предсказуемой. При расчётах учитывайте время на обед, заправки, остановки в туалет и для отдыха. У нас, например, на районных трассах средняя скорость получается около 60 км/ч, если асфальт хороший, а на многополосных магистралях — 70 или даже 80 км/ч.
6. Заведите карточки ведущих АЗС, чтобы получать скидки на топливо. Эти карточки или бесплатны, или стоят символические 150 рублей, так что вы ничего не теряете.
Основных принципа два: или на карточке копятся баллы, которыми можно заплатить за топливо, или скидка даётся сразу. К первым относятся программы лояльности Газпромнефти, Лукойла и Роснефти с ТНК, а 3%-ную моментальную скидку предоставляет ТатНефть, поэтому мы и любим её больше других.
7. Если часто путешествуете по пустынным дорогам, возите с собой небольшой запас воды и консервов: в случае поломки вечером можно провести ночь в машине в ожидании помощи.
8. Перед поездкой убедитесь, что у вас есть запаска и домкрат, чтобы заменить колесо в случае прокола. Ведь пробитые колёса - наиболее распространённое происшествие на дорогах России.
А ещё пригодится электрический автомобильный насос (наш называется « Качок» ) для подкачки шин: за пределами крупных городов АЗС редко могут похвастаться таким сервисом.
9. Обязательно делайте перерывы в дороге, руководствуясь требованиями организма. Кому-то удобней останавливаться раз в час-полтора на пять минут, а кто-то рулит по четыре часа подряд, а затем час отдыхает. Всё индивидуально.
10. В автопутешествии по России никогда не теряйте бдительность. Неважно, в какой вы области, на магистрали или на районной трассе, в любой момент вы можете налететь на яму или посторонний объект на проезжей части (например, на доску, упавшую с лесовоза), обнаружить ремонт без предупреждения или пьяного, готового выпасть вам под колёса неизвестно откуда. Россия — страна непредсказуемая, у нас не соскучишься.
11. Не доверяйте слепо навигатору или хотя бы пользуйтесь несколькими для перепроверки. Лучше всего вообще выбирать маршрут самому. Можно, конечно, поехать из Москвы до Башкирии по однополосной трассе М-5, как и построит вам любой навигатор, но красот России вы не увидите, поскольку будете увлечены постоянными попытками обгона фур на фоне общей перегруженности трассы. А ведь есть и другие, не такие напряжные и опасные маршруты, например, через Нижний Новгород, Саранск, Ульяновск и Оренбургскую область.
12. Для того, чтобы видеть профиль дороги, особенно в ночное время, мы рекомендуем использовать навигатор iGo. В городах России мы также пользуемся Яндекс Навигатором или Яндекс Картами. MAPS.ME лучше использовать для пеших прогулок.
13. Этот пункт — специально для любителей съезжать с главной дороги навстречу приключениям. Если у вас полный привод — переходите к пункту 14.
Десять раз подумайте, прежде чем ехать по грунтовой дороге с лужами. Вытаскивать увязшую машину — долго и иногда дорого. Если видите, как грунтовка постепенно сужается и становится менее накатанной — не обманывайте себя, скорее всего скоро тупик или лесная непроходимая дорога, и пора уточнять маршрут. А ещё дорога, по которой вы легко и припеваючи ехали в солнечную погоду, после ливня может стать непроходимой.
14. Маршруты и расчётное время прибытия в поездке по России удаётся спланировать везде, кроме Москвы и области. Пробки, ремонты и загруженные дороги вносят свои коррективы. Хотите точных прогнозов? Добавляйте при расчётах запасное время, например, на выезд из Подмосковья.
15. Путешествовать на нескольких машинах очень весело и, как правило, не так стремительно, как на одной. Скорость зависит от ваших организаторских навыков, иначе будете делать остановки в туалет раз в полчаса. Удобно купить рации и переговариваться между машинами. У нас рации фирмы Midland - недорогой и рабочий вариант.
16. Если вы много путешествуете и на каждой АЗС затариваетесь вкусняшками, у нас для вас плохие новости: цены на брендовых заправках завышены, и если за один раз разница незаметна, за пару недель сумма набежит приличная. Продукты в дорогу лучше покупать в супермаркетах и обычных магазинах, тем более трассы часто проходят через города.
Другие наши статьи, в которых мы делимся своим опытом путешествий.
Эта статья для тех, кто впервые решился совершить путешествие на личном автомобиле в одиночку на большое расстояние. И пусть вас не задевает расхожее словечко «чайник». Признание своей неопытности в каком-либо вопросе – первый шаг к успешному его разрешению. Собственно, и сами мы относили себя к этой же категории автопутешественников, поскольку на сегодняшний день проехали только один подобный маршрут: из Кемерово в Краснодар, в конце декабря прошлого года. Около 4300 км.
Первое – ваш автомобиль. Он должен быть исправен. Сроки регламентных работ по ТО не должны маячить прямо перед глазами, а всякие посторонние «сверчки», постукивания, сбрендившие датчики и прочие вестники грядущего ремонта должны быть локализованы, определены, оценены и главное – ликвидированы.
Резина – по сезону. Всё, что предусмотрено регламентом прохождения технического осмотра ТС, в автомобиле так же должно быть. Акцентируем внимание на хорошем тросе, запаске, баллоннике, домкрате и аптечке. Аптечку стоит доукомплектовать средствами от несварения желудка и пищевых отравлений. Прочие лекарственные препараты – на ваше усмотрение. Может пригодиться и мощный фонарь. Наверняка не лишним будет и зарядное устройства для мобильного телефона.
Что касается «расходников» (перегорающие лампочки в фонарях и фарах, другие досадные мелочи вроде небольшого перерасхода масла в двигателе), то кому как не вам знать, чем стоит запастись на дорожку.
Второе – документы. На машину и на право управления авто. Все документы должны быть действующими, не просроченными. Обращаем внимание на медицинскую справку. В повседневной жизни водителя-непрофессионала, да ещё в родном городе о ней как-то забывается, но поверьте – в другом регионе, первый же ДПС-ник в поисках чего-нибудь «этакого» про неё обязательно вспомнит.
Третье. Если у вас ещё нет, то обязательно приобретите автомобильный навигатор с картами от Навител. Вполне рабочие аппараты реально купить за полторы – две тысячи рублей с бесплатной техподдержкой и обновлениями на официальном сайте Навител (ПО и карты). Этим вы сильно облегчите себе жизнь в дороге при условии, что заранее выставите в настройках прокладки маршрута не короткий путь, а быстрый.
Четвёртое. Ваш сотовый оператор должен давать максимально хорошую зону покрытия на маршруте. Тариф подбирайте с посильным роумингом. Запаситесь телефонами всех, кого вспомните. Будет просто отлично, если на маршруте по городам и весям у вас есть родня или хорошие друзья, всегда готовые помочь. Крайне желательно, чтобы вас кто-то «вёл» по маршруту. Постоянно находился на связи, уточнял ваше местоположение, ориентировал (при необходимости) по гостиницам в крупных городах, а то и бронировал номера. Этакий диспетчер. Желательно близкий человек.
Свой маршрут вы должны примерно представлять заранее, хотя бы на уровне крупных городов. Заезжать или не заезжать в них – дело хозяйское. Вокруг большинства областных и краевых центров на вашем пути, наверняка имеются объездные трассы. Внимательно следите за указателями на дорогах и развязках. Навигатор в этом деле хорошее подспорье, только если в настройках не указан «самый короткий» маршрут. В последнем случае он будет уговаривать вас срезать путь через какую-нибудь деревню, или затащить в крупный город (почему-то обязательно в час пик). Как бы там ни было, его работу нужно контролировать в любом случае.
Всех случайностей дороги, всех причуд ремонтников, все засады ДПС предусмотреть нельзя. Поэтому общий совет для движения — внимательно следите за знаками и разметкой, контролируйте скоростной режим. На некоторых дорогах нашей необъятной Родины это просто жизненно необходимо (на Урале, например). Если вы и нарушаете правила, то делайте это осмысленно, в меру, не нарываясь на серьёзные неприятности с ДПС и не создавая угрозы для жизни. Уважайте других участников движения, цените и их жизнь. Это заметно со стороны и окупается помощью на дороге, особенно в случае серьёзной загруженности её фурами.
Время движения выбирайте по себе. Возможно, вы «жаворонок» или «сова». И всё же старайтесь ехать в день. Помните, вы один. И хотя (как я слышал) эпоха дорожного бандитизма канула в лету, статистика упрямо утверждает, что отморозки были, есть и будут, не зависимо от региона. Ехать ночью – увеличивать риск столкновения с ними. Останавливаться где-то на ночлег на трассе в одиночестве – тем более. Даже если у вас имеются некоторые средства убеждения для особо упрямых, и вы умеете ими пользоваться. Не стоит. Вас ждут дома – это главное.
О манере общения с ДПС говорить ничего не будем. Она у каждого своя, в зависимости от склада характера, опыта, знаний ПДД, внутренних инструкций ДПС и т.п.
Зная свой маршрут, возможно, вы заранее запланируете для себя места ночлега и отдыха, но поскольку вы новичок на длинных перегонах (помните?), а скорость движения на отдельных участках трассы угадать нельзя, то общая рекомендация – ориентируйтесь на своё самочувствие. Затёкшая спина и ноги, притупление внимания от долгих и однообразных движения и ландшафта, плохая видимость дороги в зависимости от погодных условий и времени суток, общие усталость и перенапряжение, и, наконец, сонливость – верные признаки. Пора отдохнуть, размяться или освежиться.
Останавливайтесь на специальных местах отдыха или примыканиях. Если уж сильно припекло, можете остановиться на обочине трассы, но обязательно перед стоящей на обочине фурой, особенно ночью или в условиях плохой видимости. Даже если кто и уснёт за рулём или не справится с управлением, сдвинуть такую массу с места нелегко. Тем самым вы хоть немного обезопасите себя от случайности.
Отдохнули, размялись? Вперёд!
Если ночуете прямо на дороге, делайте это на охраняемых стоянках. Нет такой поблизости? Ночуйте на площадках для отдыха, но только там, где есть большое скопление «дальнобоев» и легковушек. В холодное время года становитесь так, чтобы грузовики не «задушили» вас выхлопами на прогреве. Более предпочтительный вариант – мотель. Ориентируйтесь на тот, возле которого большое скопление машин и грузовиков. Значит и условия там приличные, не слишком дорого, и в кафе не отравят.
Идеальный вариант – гостиница в крупном городе, эконом вариант. Вы можете присмотреть такую заранее, но забронировать место с дороги трудновато: кто знает, когда вы туда доберётесь точно? В большинстве случаев – это не проблема, но будет неплохо, если о гостинице позаботится ваш «диспетчер». Если такого нет, придётся справляться самому. При наличии друзей, родственников и т.п., проблема с гостиницей, разумеется, отпадает. Многое в выборе места для ночлега зависит от времени года, ваших привычек и предпочтений, и, конечно, финансовых возможностей.
Несколько слов о борьбе с сонливостью. Тут сколько людей, столько и способов. Некоторые поют во всё горло, некоторые приоткрывают на ходу окно – освежиться зябким, а то и зимним воздухом. Кто-то рекомендует слушать аудиокниги (заменитель говорливого попутчика), кто-то жевать. В качестве тонизирующего, кстати, неплохо идут сухофрукты. Ещё пробовали жевать щепотку чёрного чая, смешанного с сахаром. Весьма специфично, но работает.
Впрочем, хороший сон мало что заменит.
На 3-5 тыс. километров вы не запасётесь едой (хотя и здесь нет ничего невозможного для человека с интеллектом) и, вероятнее всего, вам придётся питаться в придорожных кафе, мотелях, ресторанчиках. Общий принцип на трассе такой же, как и при выборе ночлега. Где больше всего скопилось дальнобойщиков и прочих машин, там можно подкрепиться. Всё будет наверняка съедобно и приготовлено не из продуктов второй свежести. Оказии могут произойти, но на этот случай вы уже доукомплектовали свою аптечку (лучше, конечно, довезти её до места в целости и сохранности). В крупных городах решить проблему питания проще.
Не обедайте плотно во второй половине дня, не ешьте мясного – будет клонить в сон. Мы для себя выработали такую схему питания. Плотный завтрак, десять-двенадцать часов дороги (максимально я ехал шестнадцать, но последние километры уже на пределе усталости, так делать не надо), ужин на сон грядущий, вопреки рекомендациям диетологов. За рулём почти ничего не ели: жевали сухофрукты, печенье; запивали водой, чаем или кофе. Держались неплохо.
Вот и всё. Мы постарались уделить внимание самым важным моментам подобного путешествия, советам, которым в той или иной мере следовали сами и находим их разумными. Надеюсь, они вам пригодятся, как и нам.
Удачи на дорогах!
Эта статья для тех, кто впервые решился совершить путешествие на личном автомобиле в одиночку на большое расстояние. И пусть вас не задевает расхожее словечко «чайник». Признание своей неопытности в каком-либо вопросе – первый шаг к успешному его разрешению.
Советы по подготовке и поездка