Как настроить зажигание. Самостоятельная установка угла опережения зажигания карбюраторного автомобильного двигателя

Владельцам карбюраторной классики независимо от того, какая у них система зажигания – контактная или бесконтактная периодически приходится сталкиваться с задачей по регулировке зажигания. Правильно отрегулировать зажигание на ВАЗ-2107 несложно, даже не имея опыта и навыков можно отрегулировать его различными способами, стробоскопом, контрольной лампочкой, просто выставить по определенным параметрам. Сегодня мы постараемся рассказать вам, с какими нюансами вам придется столкнуться при регулировке и что нужно знать, что бы отрегулировать зажигание на ВАЗ-2106 самостоятельно .

Ведь все мы знаем, что неправильно отрегулированное зажигание на классике может приводить к таким последствиям как перерасход топлива, неровный холостой ход, плохая тяга и т.д.

Для того чтобы выставить зажигание на ВАЗ 2105 нам нужен следующий инструмент:
Ключик на «13», контролька, вольтметр или стробоскоп, свечной ключ и ключ для проворота коленвала.
Зажигание выставляем по первому или четвертому цилиндру на свой вкус. Мы пойдем классическим путем и выставим по первому.
Итак, обратим внимание на крышку ГРМ нашего двигателя, там есть метки, и встречная метка на шкиве коленвала.
Короткая метка на крышке соответствует углу опережения 10°.
Средняя - 5° и длинная - 0°.
ВМТ (верхняя мертвая точка) обозначена риской на шкиве. Снимаем с трамблера крышку.

Ключом поворачиваем коленвал до тех пор, пока метка на шкиве коленвала не встанет относительно 3 метки на крышке ГРМ, что соответствует 0°.


При этом бегунок трамблера должен находится напротив высоковольтного провода первого цилиндра. К проводу, идущему от трамблера на катушку зажигания, подключаем один из проводов лампочки, а второй провод присоединяем к массе. Центральный провод вынимаем из крышки трамблера и тоже прислоняем к массе. Ослабляем гайку, фиксирующий корпус трамблера.

Ключ поворачиваем в положение, при котором зажигание включено.
Поворачиваем корпус трамблера по часовой стрелке до тех пор, пока лампочка не погаснет (контакты трамблера замкнутся). Затем медленно вращаем в другую сторону до момента загорания лампы (размыкания контактов). Кстати вместо лампочки можно использовать свечу, на которую одеваем провод прямо с катушки зажигания. В момент размыкания проскочит искра. В этом положении фиксируем корпус трамблера. Затягиваем гайку.
Теперь проверим насколько правильно мы отрегулировали зажигание на нашей карбюраторной ВАЗ-2107 .
Для этого заводим и прогреваем двигатель до рабочей температуры и начинаем движение. Разгоняемся примерно до скорости 45 километров в час, врубаем 4 передачу и жмем педаль газа. Слушаем, есть ли детонация. Она должна быть, но с разгоном должна быстро пропасть. Если по мере разгона детонация остается, то возможно зажигание слишком раннее. А если детонации совсем нет, то позднее. Регулируем до того момента, пока не добьетесь детонации, которая «самоликвидируется» спуся пару секунд после нажатия на педаль газа. Тогда можно считать что регулировка зажигания на нашей классике закончена.

Инструкция

Отрегулируйте величину угла замкнутого состояния контактов трамблера (УЗСК). Для этого снимите крышку прерывателя-распределителя и зачистите надфилем его контакты, убирая все образовавшиеся бугорки-окислы. После очистки убедитесь, что контакты прилегают друг к другу всей плоскостью. При необходимости откорректируйте, слегка подгибая неподвижный контакт.

Поверните коленвал до такого положения, при котором расстояния между контактами трамблера наибольшее. Отверните винт, фиксирующий контактную группу на пластине подшипника, и введите между контактами щуп 0,4 мм. Подберите положение контактной группы, при котором щуп перемещается с усилием, и зафиксируйте ее, затянув винт. Щупами 0,35 и 0,45 мм проверьте величину зазора.

Используйте спецключ для вращения коленвала. При его отсутствии осуществляйте его медленное вращение, аккуратно толкая автомобиль на четвертой или пятой передаче. Не используйте стартер для этих целей. Установив нужный зазор, автоматически выставляется нужное значение УЗСК, но только в новых трамблерах, собранных без нарушения технологии и размеров. Поэтому проведите дополнительные регулировки.

Из крышки прерывателя выньте центральный высоковольтный провод и прислоните его к массе. К проводу, идущему от трамблера на катушку зажигания, подключите лампочку. Включите зажигание: лампочка будет гореть при размыкании контактов прерывателя и гаснуть при их замыкании. Начните медленно вращать коленвал двигателя по часовой стрелке.

Как только лампочка погаснет, отметьте положение бегунка на корпусе трамблера. Также отметьте положение бегунка в момент зажигания лампочки. Измерьте длину дуги окружности по корпусу прерывателя. Чтобы рассчитать УЗСК, умножьте число пи (3,14) на 360 и на диаметр корпуса трамблера, а затем разделите на измеренную длину дуги между отметками. Полученный результат будет углом в градусах и минутах. Сравните его с рекомендуемыми величинами в руководстве по эксплуатации.

Для регулировки угла опережения зажигания (УОЗ) поверните коленвал таким образом, чтобы метка на его шкиве совпала с меткой на крышке механизма газораспределения (см. инструкцию по эксплуатации). Бегунок трамблера при этом должен стоять напротив высоковольтного провода 1 цилиндра. Подключите лампочку одним проводом к проводу, идущему от трамблера к катушке зажигания, другим – к массе. Из крышки прерывателя выньте центральный провод и прислоните к массе. Ослабьте фиксирующий корпус трамблера болт. Включите зажигание.

Начните поворачивать корпус трамблера по часовой стрелке до момента, когда погаснет лампочка. Затем медленно вращайте его в обратную сторону до момента включения лампочки. Как только лампочка загорится, зафиксируйте болтом корпус прерывателя в этом положении. После выполнения всех регулировок проверьте полученный результат в движении.

Прогрейте двигатель, разгонитесь до 40-50 км/час на 4-й передаче. При резком нажатии педали газа должны появиться характерные детонационные стуки и начаться уверенный набор скорости. При отсутствии слышимой детонации поверните трамблер против часовой стрелки на 1 деление по шкале у основания корпуса. Если детонационные стуки длятся более 1-2 сек., поверните трамблер на указанную величину по часовой стрелке. Повторяйте процедуру до получения детонации, длительностью 1-2 сек.

Что такое угол опережения зажигания - он же УОЗ? Это некая атрибутика древних автомобилей или же нечто незыблемое, сродни всемирному тяготению? Большинству современных автовладельцев это неведомо. Всеми системами автомобиля управляют многочисленные контроллеры, а потому своевременное искрообразование в цилиндрах двигателей целиком на их совести. Между тем по стране бегает огромное количество , незнакомых с процессорами и прочими чипами. Поэтому вопросы типа «Как отрегулировать УОЗ?» звучат по сей день.

На технические вопросы отвечать всегда приятно. Но сначала придется вспомнить некоторые «зажигательные» термины.

Терминология

Прерыватель-распределитель зажигания - электромеханическое устройство, обеспечивающее своевременную подачу импульсов высокого напряжения на . Часто его называют трамблером .

Опережение зажигания - воспламенение рабочей смеси в цилиндре раньше, чем закончится такт сжатия.

Угол опережения зажигания (УОЗ) - угол поворота коленчатого вала двигателя от положения, соответствующего появлению искры на свече до прихода поршня в верхнюю мертвую точку.

Контактная система зажигания - система, в которой коммутация катушки зажигания обеспечивается механическим прерывателем.

Бесконтактная система зажигания - система, в которой коммутация катушки зажигания обеспечивается электронным модулем, управляемым электронным датчиком положения коленчатого вала - например, датчиком Холла (ВАЗ-2108) или магнитоэлектрическим (ГАЗ-2410).

Прерыватель системы зажигания - механический выключатель в трамблере, непосредственно соединенный с первичной цепью катушки зажигания.

Бегунок - элемент трамблера, поочередно передающий высокое напряжение от катушки зажигания на высоковольтные провода, соединенные со свечами зажигания двигателя.

Угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) - величина, показывающая, как долго контакты механического прерывателя должны оставаться замкнутыми. Для УЗСК составляет примерно 55 градусов. Правильно выбранный УЗСК дает катушке зажигания возможность набирать нужную энергию и полностью отдавать ее на свечи зажигания.

Когда и зачем нужно настраивать зажигание?

Сначала немножко теории. Если бы рабочая смесь в цилиндрах сгорала мгновенно, то проблем с опережением не было бы в принципе. Поджигай ее в верхней мертвой точке - и все окей. Но смесь сгорает не мгновенно: ей требуются миллисекунды. При этом реальная частота вращения коленчатого вала, конечно же, непостоянна. Поэтому нельзя тупо поджигать смесь в одно и то же время при разных режимах работы мотора: она будет сгорать либо слишком рано, либо чересчур поздно. Итог всегда будет неутешительный - двигатель плохо тянет, греется, неустойчиво работает, детонирует и т.п.

В частности, если начать «искрить» слишком рано (большой УОЗ ), то давление газов станет резко возрастать до прихода поршня в верхнюю мертвую точку, препятствуя его движению. Из-за этого уменьшится мощность и ухудшится экономичность , он утратит приемистость и будет дергаться на малых оборотах. При позднем искрообразовании (малый УОЗ ) смесь будет долго гореть при расширяющемся объеме, а потому давление газов будет значительно ниже расчетного. Мощность и экономичность понизятся, а мотор сильно , поскольку догорание смеси будет идти на протяжении всего такта расширения.

Способ лечения один - поджигать рабочую смесь согласно частоте вращения и нагрузке на двигатель. Кроме того, корректировка УОЗ может потребоваться при переходе на . Кстати, на очень древних автомобилях (в начале прошлого века) момент зажигания регулировал водитель: была предусмотрена специальная рукоятка. Но вскоре она исчезла, поскольку мотор обзавелся трамблером с центробежным механизмом внутри.

Центробежный регулятор содержал, как правило, пару грузиков, уравновешенных пружинами. При увеличении частоты вращения грузики расходились в стороны и поворачивали опорную пластину, на которой находился прерыватель. Чем выше частота вращения, тем сильнее расходятся грузики и тем выше становится УОЗ.

Дальнейшая погоня за экономичностью добавила в помощники к центробежному регулятору его вакуумного коллегу. Дело в том, что с увеличением нагрузки увеличивается и наполнение цилиндров горючей смесью, поскольку водитель сильнее давит на акселератор. При этом процентное содержание остаточных газов в рабочей смеси снижается, что способствует увеличению скорости сгорания. Следовательно, УОЗ надо снижать.

Напротив, при снижении нагрузки на мотор уменьшается наполнение цилиндров, растет содержание остаточных газов, а потому рабочая смесь будет гореть медленнее. УОЗ в этом случае нужно увеличивать. Эту задачу и решает вакуумный регулятор, отслеживающий разрежение во впускном трубопроводе двигателя. Чем выше нагрузка, тем ниже разрежение, и наоборот. В большинстве классических моторов центробежный и вакуумный регуляторы работают совместно.

Если есть вопросы - задавайте!

Известным преимуществом карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ является их высокая ремонтопригодность и простота в обслуживании. Вместе с тем, карбюраторные «шестерки», в отличие от инжекторов, время от времени требуют ручного выставления зажигания. Об этом далее в статье.

В систему зажигания автомобилей семейства ВАЗ входит:

  1. Генератор.
  2. Замок зажигания.
  3. Распределитель зажигания.
  4. Кулачок прерывателя.
  5. Свечи зажигания.
  6. Катушка зажигания.
  7. Аккумуляторная батарея.
  8. Провода низкого и высокого напряжения.

Что значит правильно выставленное зажигание, на что это влияет

Правильно выставленное зажигание является залогом правильной работы мотора и его корректного запуска. Помимо всего другого, момент зажигания воздействует на динамические показатели автомобиля и расход топлива.

В результате неверно выставленного зажигания может появиться детонация, которая способна привести к серьезным поломкам двигателя и необратимым последствиям. При выставлении зажигания наиболее точный результат может дать лишь специальное устройство, именуемое стробоскопом. Однако, за неимением стробоскопа, систему можно наладить в гаражных условиях, опираясь на обычные приспособления.

Регулировка зажигания, способы регулировки

  1. Регулировка зажигания в автосервисе.
  2. Регулировка зажигания с помощью стробоскопа.
  3. Регулировка зажигания по меткам.
  4. Регулировка зажигания «на слух».

Инструменты, приспособления, расходные материалы


Момент зажигания, установка по меткам на крышке ГРМ

Зажигание выставляется по четвертому либо первому цилиндру. В данной статье мы рассмотрим последний вариант. Момент зажигания на ВАЗ выставляется в соответствии с метками на крышке ГРМ. Здесь есть три метки — длинная, средняя и короткая.

Метки на крышке ГРМ, чему равны метки, что такое верхняя мертвая точка (вмт)

  1. Длинная метка соответствует — углу опережения равному 0°.
  2. Средняя — 5°.
  3. Короткая — 10°.

Верхняя мертвая точка (ВМТ) обозначается на ободе шкива. На ступице шкива есть специальный наплыв напротив данной метки.

Регулировка зажигания 2106, как сделать зажигание по первому цилиндру, пошаговая инструкция

  1. В первую очередь следует выкрутить свечу первого цилиндра.
  2. Затем с помощью резиновой пробки либо пальца необходимо закрыть свечное отверстие.

  3. Далее, применяя спецключ, нужно провернуть коленвал до того момента, пока поршень в первом цилиндре не начнет движение вверх (то есть должен начаться такт сжатия). Узнать это просто — из отверстия вылетит резиновая пробка, а если вы закрыли отверстие пальцем, то вы почувствуете, как его выдавливает.
  4. Крутить следует до того момента, пока метка на крышке ГРМ не совпадет с меткой на шкиве коленчатого вала. Если вы заправляете свой автомобиль «95» или «92» бензином, совмещать необходимо со средней меткой. Но если «72» либо ниже, нужно совмещать с длинной меткой, соответствующей «0» углу опережения.

  5. Отстегиваем защелки, после чего снимаем крышку распределителя зажигания.
  6. После проворачивания коленчатого вала, ротор должен повернуться в позицию, в которой его наружный контакт будет направленный в сторону первого цилиндра на крышке распределителя.
  7. После совмещения меток, обращаем внимание на распределитель, попробуйте провести воображаемую черту через защелки крышки. Необходимо, чтобы она проходила параллельно оси мотора. Если линию провести не получается, делаем следующее:
  8. Откручиваем гайку крепления распределителя, после чего поворачиваем трамблер вверх.
  9. Вращая ось ротора, ее необходимо выставить параллельно относительно оси мотора.
  10. Далее нужно поставить распределитель и закрутить гайку крепления, однако затягивать ее до конца не нужно.

  11. Далее подключаем «контрольку» таким образом — один конец соединяем с массой, а другой — с выводом катушки зажигания, подсоединенным к низковольтному проводу распределителя.
  12. Включаем зажигание. Не спеша поворачиваем распределитель по часовой стрелке, пока контрольная лампа не потухнет.
  13. Далее вращаем против часовой стрелки распределитель. Когда контрольная лампа загорится, фиксируем положение распределителя и затягиваем его крепежную гайку.
  14. Теперь выключаем зажигание и ставим на место крышку трамблера.

Советы профи: как проверить зажигание, правильно ли оно выставлено

Чтобы проверить, правильно ли выставленное зажигание, делаем следующее:

  1. Заводим мотор и начинаем движение.
  2. Далее разгоняем автомобиль до 45 километров в час, после чего включаем четвертую передачу и резко нажимаем на «газ».
  3. Далее, примерно через три секунды возникнет детонация (звон «пальцев», хлопки), которая будет исчезать по мере того, как автомобиль будет ускоряться.
  4. Если детонация появилась и не исчезла по мере ускорения транспортного средства, можно предположить, что зажигание является «ранним». Если детонация вообще не появилась, значит зажигание «позднее». Когда зажигание «раннее», поверните по часовой стрелке распределитель на 0.5-1 деление. В случае позднего зажигания, необходимо повернуть распределитель на 0.5-1 деление против часовой стрелки. После завершения регулировки, пометьте на корпусе распределителя с помощью краски позицию средней риски шкалы в отношении к блоку.

От бензинового является принцип поджига дизтоплива. Зажигание топливно-воздушной смеси в дизельном двигателе реализовано посредством самовоспламенения солярки от контакта с предварительно сжатым и нагретым в результате такого сжатия воздухом в цилиндрах.

Выставление зажигания на дизельном двигателе подразумевает изменение угла опережения впрыска топлива, которое подается в четко заданный момент в конце такта сжатия. Если угол выставлен отлично от оптимальных параметров, тогда топливный впрыск окажется несвоевременным. Результатом станет неполноценное сгорание смеси в цилиндрах, что вызывает разрушительный дисбаланс в работе двигателя.

Следует помнить, что даже незначительные отклонения при выставлении угла впрыска топлива могут привести к серьезной поломке дизельного двигателя.

Получается, под системой зажигания дизельного двигателя стоит понимать важнейший элемент системы питания силового агрегата – . В большинстве дизелей именно данное устройство в комплексе с дизельными форсунками отвечает за своевременную дозированную подачу солярки в цилиндры мотора.

Читайте в этой статье

Как выставить угол опережения впрыска на дизеле

Необходимость установки зажигания на дизеле своими руками зачастую возникает в таких случаях:

  • зажигание дизеля требуется откорректировать параллельно замене зубчатого ремня ГРМ;
  • после демонтажа ТНВД нет возможности установить шкив топливного насоса согласно специальным меткам;

Одной из рекомендаций перед началом любых работ, связанных с разбором топливной аппаратуры дизеля, выступает острая необходимость четок отметить и освежить все метки. Для этого достаточно нанести небольшие штрихи при помощи краски или качественного маркера. Это облегчит последующую обратную сборку и установку шкива ТНВД, что автоматически исключит или сведет к минимуму потенциальные сбои зажигания.

Выставлять зажигание на дизеле можно несколькими способами:

  • строго по меткам (при условии наличия таковых);
  • методом подбора опытным путем;

Установка угла по меткам

Первый способ самостоятельного выставления угла зажигания дизеля (момента впрыска дизтоплива) по меткам подразумевает смещение топливного насоса. Такой способ подходит для дизельных ДВС, в которых установлена механическая топливная аппаратура.

Угол опережения впрыска регулируется благодаря повороту ТНВД вокруг оси. Также возможен способ, когда поворачивается зубчатый шкив распредвала по отношению к ступице. Этот способ подходит для тех конструкций, в которых насос и шкив не имеют жесткого крепления.

  1. Для регулировки зажигания на дизеле своими руками необходимо обратиться к задней части ДВС и добраться до , при необходимости демонтировать с него защитный кожух.
  2. Далее понадобится обнаружить стопор на маховике, который опускается в специальную прорезь.
  3. После этого маховик нужно проворачивать вручную (при помощи ключа или другого приспособления). Проворачивание маховика означает, что вращается коленчатый вал ДВС. Крутить нужно по часовой стрелке до момента, когда сработает верхний стопор-фиксатор.
  4. Затем обращаем внимание на вал привода ТНВД. Возможно, что шкала на приводной муфте, посредством которой передается вращение, занимает верхнее положение. В таком случае метка на фланце ТНВД совмещается с нулевой меткой на приводе.
  5. После совмещения меток крепежные болты можно затягивать. Отличное от верхнего положение установочной шкалы на приводной муфте означает, что стопор маховика нужно поднять, после чего коленчатый вал двигателя снова проворачивается на один оборот. Далее снова контролируется положение шкалы.
  6. После затяжки болтов приводной муфты стопор на маховике поднимается, коленчатый вал поворачивается на 90°, затем стопор размещается в пазу.

Завершающим этапом становится установка защиты маховика на место и затяжка крепежных болтов. Далее двигатель запускается, анализируется его работа. Агрегат на холостом ходу должен работать ровно и мягко, без провалов и дерганий. Жесткая работа дизеля, сопровождающаяся , недопустима.

Далее нужно проверить правильность настройки в движении, избегая серьезных нагрузок. Прогрейте двигатель до рабочей температуры и оцените приемистость силовой установки, реакции на нажатие педали газа. Также необходимо следить за цветом выхлопных газов, так как поздний угол опережения топливного впрыска будет сопровождаться .

Подбор правильного угла впрыска

Настроить угол зажигания на дизеле опытным путем можно следующим образом:

  1. После установки шкива осуществляются попытки завести дизель. Если мотор не заводится, тогда шкив ТНВД проворачивают относительно ремня на несколько зубьев (2-4). Затем мотор пробуют завести снова.
  2. Кода мотор после описанных выше манипуляций запустился, оцените его работу. Присутствие явных детонационных стуков означает, что шкив топливного насоса нужно проворачивать на зуб или два в противоположную вращению сторону. Появление густого серого дыма может указывать на поздний угол опережения впрыска. В подобной ситуации шкив насоса проворачивается на один зуб по направлению вращения.

Отсутствие положительных сдвигов в работе мотора потребует осуществления проворота топливного насоса вокруг оси. Путем таких проворачиваний необходимо вывести мотор на оптимальный режим работы. Лучшим вариантом станет работа дизеля в таком режиме, когда остается совсем немного до начала проявления детонации. Сами детонационные стуки хорошо заметны в звуке работы ДВС.

Второй доступный способ предполагает следующие шаги:

  • Осуществляется демонтаж трубки высокого давления с форсунки первого цилиндра. На снятую трубку необходимо плотно надеть прозрачный пластиковый шланг и расположить в вертикальном положении.
  • После этого можно включить зажигание и провернуть шкив насоса. Шкив вращается максимально мягко, медленно и аккуратно.
  • Далее необходимо следить за уровнем топлива в трубке и выявить верхнюю границу.
  • Заметив, когда уровень солярки в трубке самый высокий, на шкиве необходимо сделать метку.
  • Затем по меткам нужно выставить коленчатый и распределительный вал двигателя.

После запуска оценивается работа двигателя. В случае определения раннего или позднего угла топливного впрыска операцию по настройке следует повторить.

Читайте также

Признаки для определения правильности выставленного угла опережения зажигания. Последствия некорректно настроенного УОЗ, способы выставления зажигания.

  • Появление стуков на разных режимах работы дизеля. Диагностика неисправностей. Характер стуков кривошипно-шатунного механизма, ГРМ, топливной аппаратуры.