Качество дизельного топлива: основные параметры. Как распознать качественное дизельное топливо Результаты испытаний ДТ при отрицательных температурах

Уверенно занимает лидирующие позиции на рынке нефтепродуктов. Этот вид топлива, обеспечивающий высокую мощность и экономичность, используется для заправки ЖД и водного транспорта, спецтехники, а в последнее время все шире применяется и для автомобильных моторов.

В тоже время, под таким названием выпускаются разные виды топлива, отличающиеся по своим характеристикам и качеству, поэтому вопрос, как правильно выбрать солярку (дизельное топливо), волнует как частных автовладельцев, так и предприятия, хозяйственная деятельность которых связана с эксплуатацией техники и транспортных средств, оборудованных силовыми агрегатами, работающими на дизеле.

Перечень основных критериев для правильного выбора дизтоплива.

Правильный выбор солярки обеспечивает долговечность оборудования и экономичность его работы. Нужно отметить, что не все российские НПЗ строго придерживаются существующего ГОСТ 305-213 и на заправках можно встретить топливо, которое отличается от существующих стандартов, а значит, его использование для современных дизельных моторов может привести к выходу из строя дорогостоящего оборудования.

Может отличаться широким спектром показателей, а, следовательно, и критериев для правильного выбора может быть много. Основными в таком списке являются:

Сезонность
Технические показатели
Репутация производителя
Стоимость
Марка
Качество, подтвержденное паспортом

Качество – прежде всего!

Основным критерием выбора вида дизтоплива является его качество. Конечно, в это понятие входит много составляющих, и определить «на глаз» качество солярки вряд ли получится.

Но в некоторой степени и визуальная оценка может дать полезную информацию. Хорошее топливо не должно мутнеть и содержать осадок. Поэтому, многие автолюбители практикуют отстаивание небольшого количества солярки в течение суток, в последующей оценкой его прозрачности и наличия примесей.

Но, понятно, что такой метод не может дать гарантированный ответ относительно соответствия показателей дизтоплива установленным нормативам. Более точную информацию может предоставить специальная лаборатория ООО «МосНефтеТранс» оборудованная точнейшим современным диагностическим оборудованием.

Летнее или зимнее дизтопливо?

При покупке дизтоплива обязательно следует учитывать сезонность. При плюсовых температурах необходимо использовать летнее топливо, а в более холодную погоду – зимний дизель.

Это правило позволит не только оптимизировать расход, но и снизит нагрузку на мотор. В морозную погоду использование соответствующей марки дизеля является основным условием, обеспечивающим возможность эксплуатации транспорта.

Крайней точкой, при которой еще можно допустить применение летних сортов дизеля является температура -5°C. При этом, не стоит надеяться на какие-либо присадки: все равно начало кристаллизации такой солярки происходит при -10°C. Результатом такого процесса будет закупорка топливных фильтров и полная остановка двигателя.

Применение зимнего дизеля летом не приводит к остановке мотора, но также имеет свои негативные стороны, которые заключаются в более высокой цене топлива, увеличение объема выброса вредных веществ, снижение мощности силовых агрегатов.

При покупке зимней солярки нужно обратить внимание на предельную температуру фильтруемости (в зависимости от погодных условий), так как при более низких температурных показателях топливо не будет проходить через фильтр. Полнота сгорания топлива определяется его фракционным составом.

Обратите внимание на производителя!

Чтобы удостоверится в качестве , не лишним будет обратить внимание на его производителя. На рынке дизтоплива можно встретить продукцию разных НПЗ, в том числе и небольших заводов, которые по своему техническому оснащению заметно уступают крупным предприятиям, а, следовательно, могут иметь место случаи неполного соответствия готово продукта современным стандартам.

Воспользовавшись удобным сервисом «Логистические решения» на официальном сайте компании «МосНефтеТранс» оптовые покупатели получают возможность самостоятельно выбрать производителя, а также в онлайн режиме быстро отследить цену дизтоплива разных НПЗ.

Документация на топливо.

При покупке дизтоплива обратите внимание на его паспорт качества. Согласно «Техническому регламенту», установленному правительством РФ «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», каждая партия сопровождается документом, заверенным оригинальной печатью.

В Паспорте на дизтопливо указываются следующие данные:

Данные о производителе;
- установленные нормы характеристики нефтепродукта и их реальные значения;
- дата производства;
- данные об отсутствии/присутствии присадок.

При изучении такого документа следует обратить внимание на то, какие стандарты и условия регламентируют изготовление данного дизтоплива. Предпочтение следует отдавать продуктам, выпущенным по ГОСТ. При производстве дизеля по ТУ часто имеют место различные отклонения от современных стандартов качества.

Важно также, когда проводилось исследование характеристик нефтепродукта. Если анализ проводился достаточно давно, то из-за неправильных условий хранения или транспортировки дизтопливо может потерять свое качество.

Стоимость дизтоплива.

На стоимость солярки оказывают влияние многие факторы, но среди них одним из самых значимых для нормальной работы транспортных средств является степень очистки.

Качественный дизель очищается от соединений серы, воды и других примесей. Конечно, цена такого топлива будет немного выше, но эти затраты с лихвой компенсируются за счет надежной и долговечной работы цилиндров, поршней силовых агрегатов, а также насосов, фильтров и другого топливного оборудования.

Сделать покупку качественной солярки более экономичной поможет сотрудничество с ООО «РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ» - компании, которая предлагает нефтепродукты соответствующие требованиям ГОСТ от ведущих НПЗ, с доставкой собственным транспортом с ближайшей нефтебазы к заказчику.

Использование дизтоплива обеспечивает такие основные преимущества:

  • более экономичное расходование на единицу выполненной работы;
  • его цена ниже, чем у бензина на 20 – 30%;
  • безопасность – температура воспламенения более высокая, чем у бензина;
  • большая экологичность – выхлопные газы отрегулированного дизельного двигателя чище, чем карбюраторного;
  • дизтопливо более чистое, чем бензин;
  • топливо имеет свойства смазывания деталей цилиндра и поршня.

Какие виды дизтоплива бывают?

Выпускается дизельное топливо, различающееся температурой застывания:

  • зимнее, температура минус 35°С для умеренной климатической зоны и минус 45°С для холодной;
  • арктическое, минус 55°С;
  • летнее, минус 10°С в умеренной зоне.

В России с лета 2014 г. на дизельное топливо, используемое зимой, есть национальный ГОСТ Р 55475-2013.

По нему изготавливается две депарафинированные разновидности топлива – зимнее и арктическое. Его основное назначение – применение в быстроходных наземных двигателях. Получают это горючее в результате извлечения фракций средней дистилляции при переработке газовых конденсатов и нефти.

Разница между зимним и арктическим видами дизельного топлива в температуре воспламенения:

  • для зимнего топлива она 310°С, при температуре распространения пламени от 62 до 105°С;
  • для арктического – 330°С, при температуре от 57 до 100°С

При концентрации паров топлива в воздухе более 2 – 3% об. оно становится взрывоопасным.

«% об.» – это объемные проценты. Измеряются в 1/100 от соотношения объема одного вещества в смеси по отношению к другому.

Основные показатели видов дизтоплива

К эксплуатационным показателям, определяющим качество дизельного топлива, относятся:

  1. Цетановое число. Определяется по ГОСТ Р 52709.
  2. Является характеристическим для определения мощности и экономичности двигателя. Определяется через время воспламенения топлива. Обычно от 40 до 55.

  3. Состав по фракциям. На его основе определяется полнота сгорания, степень дымности, токсичность выхлопных газов двигателя.
  4. Плотность и вязкость. Характеризуют параметры подачи топлива, возможности распыления в цилиндре и способность к фильтрации.
  5. Параметры:

  • плотность при 15°С, кг/куб. м – от 800 до 860;
  • кинематическая вязкость, кв. мм/сек – от 1 500 до 4 500;
  • температура фильтруемости – от минус 30 – 32°С до 52 – 55°С.
  • Температурные свойства. Определяют возможность работы средств подачи топлива при минусовых температурах воздуха и возможности его хранения.
  • Свойства топлива:

    • летнего – используется при температуре выше 0°С;
    • зимнее – выше минус 30°С;
    • арктическое – выше минус 50°С.
  • Чистота топлива. Влияет на способность работы фильтров очистки топлива и на работу поршня в цилиндре двигателя.
  • Температура вспышки. Влияет на безопасность использования топлива в двигателе. Измеряется в закрытом тигле – от 30 до 60°С.
  • Присутствие в топливе непредельных углеводородов, соединений серы и тяжелых металлов. Влияет на образование нагара (коксуемость), интенсивность коррозии элементов двигателя и степень их износа.
  • 15.01.2018

    В данной статье мы рассмотрим, какое топливо подходит для заправки транспорта. Выбор ДТ напрямую зависит от условий, в которых используется техника. Современное имеет различные характеристики, рассмотрев которые Вы сможете подобрать оптимальный вариант, учитывая цели и особенности применения.

    Характеристики дизельного топлива изменяются в зависимости от сезонов, для которых предназначен тот или иной его вид


    Дизтопливо – сырье, получаемое из керосиново-газолейных частиц, путем прямой перегонки нефтепродуктов

    Как виды топлива делятся по сезонности

    Какие виды топлива применять для заправки транспорта, зависит от различных факторов (типа техники, двигателей, прочего). Чаще всего при выборе ДТ многие ориентируются на сезонность. В соответствии с действующим ГОСТом 305-82, солярку можно разделить на такие группы:

    1. Летнее топливо (Л)

    В холодном и умеренном климате, при t выше -5°C используется летнее дизтопливо. Его получают при смешивании прямогонных и вторичных углеводородных частиц нефти. Эксплуатационные свойства этой солярки следующие:

    • Цетановое число – от 51,0.
    • Фракционный состав – 50 % перегоняется при t не выше 250°С, конец процесса для 90 % при t не более 350°С.
    • Степень чистоты – 3,0.
    • Вязкость до 40°С – 2,0-4,50 мм 2 /с.
    • Плотность до 15°С – 820-845 кг/м 3 .
    • Температура вспышки – не менее 55°С.
    • Фильтруемость – до-5°С.
    • Застывание – от -10°С (умеренная зона).
    • Помутнение – от -5°С (умеренная зона).

    Чтобы определиться какое топливо лучше, обратите внимание на степень чистоты ДТ. Поскольку зазоры в парах трения насосов могут быть от 1,5 до 4,0 мкм. Частицы крупнее этих показателей приводят к быстрому износу узлов.

    Каждая партия ДТ должна проходить проверку на соответствие



    Одним из основных эксплуатационных свойств дизтоплива является цетановое число. Чем оно выше, тем мощнее и надежнее работа двигателя

    2. Зимнее топливо (З)

    Рассмотрим, какое дизельное топливо более экономично и подходит для умеренной (-25°C) и холодной (-35°C) климатической зоны России и других стран. Бесперебойность работы техники обеспечит зимнее ДТ. Получают его путем перегонки фракций нефти с t выкипания до 340°C. В некоторых случаях его изготавливают из летнего дизтоплива, путем добавления депрессорных присадок. Характеристики зимнего ДТ следующие:

    • Цетановое число – 45,0.
    • Фракционный состав – 50% перегоняется при t не выше 280°С, завершение 90% при t не более 340°С.
    • Вязкость до 20°С – 1,8-5,0 мм 2 /с.
    • Плотность до 20°С – 840 кг/м 3 .
    • Степень чистоты – 3,0.
    • Температура вспышки – 35-40°С.
    • Застывание – умеренная зона -35°С, холодная -45°С.
    • Помутнение – умеренная зона -25°С, холодная -35°С.
    • Содержание серы – 20 мг/кг (вид І), 50 мг/кг (вид ІІ).

    В сырье могут быть различные примеси. Их содержание также регламентируется ГОСТом. Для зимнего ДТ допускается наличие смол, если их масса составляет не более 30 мг/100 см 3 . При использовании в холодном климате также следует обратить внимание на то, для какой зоны они рекомендованы.

    Качественное дизтопливо без лишних примесей



    Депрессорные присадки снижают температуру застывания топлива. При этом они незначительно меняют показатели предельной фильтруемости солярки

    3. Арктическое топливо (А)

    Какое топливо используется при экстремально низких температурах? Даже при морозе -50°С двигатель заведется без проблем, если техника заправлена арктической маркой солярки. Для получения этого ДТ, температура выкипания фракций должна достигнуть 320°C. Данные показатели максимально приближены к утяжеленному керосину, при этом сырье имеет более высокое цетановое число. Также этот тип дизтоплива получают при депарафинизации летнего дизеля. Основные характеристики:

    • Цетановое число – от 45,0.
    • Фракционный состав – 50% перегоняется при t не выше 255°С, с завершением 90% при t не более 320°С.
    • Вязкость до 20°С – 1,5-4,0 мм 2 /с.
    • Плотность до 20°С – 830 кг/м 3 .
    • Степень чистоты – 3,0.
    • Температура вспышки – 35°С.
    • Содержание серы – 20 мг/кг (вид І), 40 мг/кг (вид ІІ).

    Не секрет, что долговечность и надежность техники напрямую зависит от качества заливаемого в нее топлива. Основной задачей качественного дизельного топлива является бесперебойное произведение энергии в процессе сгорания. Однако помимо этого дизельное топливо выполняет еще две не менее важных функции - смазка и охлаждение всех узлов топливной системы. К таковым относятся топливный насос и топливные форсунки. Плюс к этому дизельное топливо имеет влияние на параметры выхлопа. Поэтому взвешенный подход к выбору дизельного топлива - принципиальнейший момент в работе оборудования на базе дизельного двигателя.

    Каковы же основные параметры дизельного топлива? К таковым можно отнести следующие показатели: вязкость, содержание серы, цетановое число, содержание воды и твердых взвешенных частиц, углеродистый нагар, плотность топлива, температура помутнения, точка закупорки, несгораемые шлаки, возгонка, смазывающие характеристики.

    Давайте более подробно остановимся на данных моментах и рассмотрим их влияние на работоспособность дизельного топлива.

    Вязкость

    Данный параметр крайне важен для таких процессов как нагнетание топлива и его дальнейший впрыск. Кроме того, именно вязкость оказывает влияние на смазывающие характеристики топлива. Что касается параметров, то они должны четко соответствовать принятому мировому стандарту ISO 3104.

    Как правило, любое дизельное топливо имеет в своем составе некое количество определенных сернистых соединений, которые влияют на работу выхлопной системы, коррозийную стойкость, а также на коэффициент кислотности топлива. Если вы использовали топливо с увеличенным содержанием серы, то это может вызвать такие последствия как необходимость повышения смазывающих характеристик с целью компенсации процессов кислотной коррозии. Запомните: использование топлива с излишком серы способно снизить срок службы всех узлов выхлопной системы, а также катализаторов. Именно поэтому специалисты категорически не рекомендуют использовать те марки топлива, в которых содержание сернистых соединений значительно превышает допустимые величины. Имейте в виду: в дизельном топливе помимо стабильных соединений также могут иметься в наличии активные соединения серы, которые способны усилить процессы коррозии.

    Цетановое число

    Это тот параметр, который напрямую влияет на длительность прогрева двигателя, а также его запуск. Если двигатель эксплуатируется в условиях низкой температуры, крайне желательно остановить свой выбор на дизельном топливе с достаточно высоким показателем цетанового числа. Однако при этом имейте в виду, что дизтопливо с цетановым числом пятьдесят пять и выше может привести к увеличению показателя дымности выхлопа. Такой показатель как цетановые показатели топлива также регулируются единым мировым стандартом ISO 5165.

    Никто вам не гарантирует отсутствие в данном дизельном топливе воды, а также различных посторонних взвесей. Поэтому настоятельно рекомендуем вам произвести дополнительную фильтрацию топлива, прежде чем приступить к его заливке в топливный бак. Таким нехитрым способом вы дополнительно очистите топливо от разного рода нежелательных добавок. Но все же некоторое количество воды все-таки может проникнуть в топливо. Не забывайте своевременно производить замену фильтрующих элементов насоса для топлива, а также топливных патрубков и топливных фильтров. Если вы регулярно используете предварительно неотфильрованное топливо, содержащее посторонние взвеси, рекомендуем вам чаще менять фильтры.

    Углеродистый нагар

    В процессе сгорания дизельного топлива образуется углеродистый нагар, который имеет свойство оседать на поверхностях камеры сгорания. При этом, чем ниже показатель качества топлива, которое используется, тем больше этого нежелательного нагара, который, как правило, образуется в процессе работы. А это ведет к такой неприятности как постепенное, но неизбежное снижение двигательной мощности.

    Плотность топлива

    Это не что иное, как энергетический показатель топлива. Чем выше его плотность - тем больше энергии сможет выработаться при его сгорании. А это приведет к возрастанию показателей экономичности и эффективности. Характеристики плотности дизельного топлива регулируются единым стандартом ISO 3675.

    Температура помутнения

    Температурой помутнения принято называть ту температуру, при которой начинаются процессы кристаллизации содержащегося в данном топливе парафина. Данный кристаллизовавшийся парафин располагается, как правило, в топливе неравномерно, его расположение можно сравнить с облаками. Показатели помутнения регулируются единым мировым стандартом ISO 3015.

    Точка закупорки

    Та минимальная температура, при которой дизельное топливо может беспрепятственно протекать в канал диаметром сорок пять мкм, называется точкой закупорки. Этот показатель тесно переплетен с коэффициентом температуры помутнения.

    Несгораемые шлаки

    В любом, даже самом качественном дизельном топливе имеется некое определенное количество трудно фильтруемых несгораемых соединений, которые принято называть шлаками. Их содержание в топливе регулируется единым стандартом ISO 6245.

    Возгонка

    Показатели ее также регулируются стандартом ISO 3405. Практически 90% дизельного топлива может полностью испариться при температуре 360°С, а оставшиеся 10% испаряются при температуре 385°С.

    Смазывающие характеристики

    Характеристика жидкости, которая обеспечивает смазку всех двигающихся частей, называется смазывающей способностью. Топливо, которое имеет низкий показатель сернистых соединений и низкий показатель вязкости, характеризуется более низким показателем смазывающей способности. Смазывающие характеристики регулируются единым стандартом ISO 12156.

    Поставка высококачественного дизельного топлива - залог бесперебойной работы оборудования от дизель генератора до экскаватора.

    От качества дизельного топлива зависят срок службы оборудования, безотказность его использования в любых условиях и безопасность работы. Современные стандарты устанавливают довольно жесткие требования к производителям, и топливо, произведенное в соответствии с ними, обладает высокими эксплуатационными характеристиками, оказывает щадящее воздействие на механизмы; продукты его окисления наносят меньше вреда окружающей среде.

    Проблема в том, что произвести такое топливо довольно затратно. К сожалению, недобросовестные изготовители стремятся сэкономить и нарушают технологию. С другой стороны, даже если претензий к производителю нет, есть продавцы, которые также не против получить дополнительную прибыль за счет продажи низкокачественного «дизеля» под видом дорогого. Самый распространенный вид нарушения – продажа под видом зимнего топлива смеси летнего вида с керосином. Разбавление зачастую производится на этапе транспортировки и заливки топлива, поэтому важно проверять целостность пломбы изготовителя или поставщика на цистерне с горючим.

    Есть несколько способов, позволяющих определить качественное дизельное топливо. Условно их можно разделить на две группы: лабораторные и бытовые. Рассмотрим каждый из них подробнее.

    Лабораторные способы определения качества дизельного топлива

    Получить данные о качестве топлива можно путем анализа в профильной лаборатории. Для этого отбирается образец из партии и проводится его исследование с применением специального оборудования. Качество дизельного топлива оценивается по следующим показателям:

    • определение цетанового числа. Его значение должно соответствовать ЦЧ, указанному в паспорте качества на партию топлива. Как правило, разбавление дизельного топлива ведет к понижению показателя. Повышение значения выше 55 также сигнализирует о низком качестве продукта;
    • динамическая вязкость. Важнейший критерий, от которого зависит долговечность работы двигателя. Отклонение вязкости от значений, характерных для данного сорта топлива, говорит о нарушении технологии либо о добавлении посторонних примесей;
    • фракционный состав. Определяется методом испарения топлива. Образование сильного нагара и появление маслянистых жидких включений говорит о введении в состав керосина или других веществ;
    • количество серы. Избыток серы приводит к образованию серной кислоты и разрушительным последствиям для двигателя. Превышение допустимых значений свидетельствует о низкой степени очистки либо о смешивании топлива высокого качества с менее качественным продуктом.

    Все эти характеристики определяются путем исследования. При покупке крупной партии дизельного топлива определяется качество нескольких образцов с последующим принятием решения. Надежный способ избежать подделок – приобретать лучшее дизтопливо у зарекомендовавшей себя компании.

    Определение качества дизельного топлива в домашних условиях

    Если Вы покупаете небольшое количество для использования в бытовых целях, то качественное дизельное топливо можно оценить и в домашних условиях. Для этого надо провести несколько манипуляций, не требующих специального оборудования:

    • оценка цвета и прозрачности. Нужно налить небольшое количество дизтоплива в прозрачную стеклянную емкость и посмотреть на нее на фоне белого листа бумаги. Высококачественное топливо должно быть прозрачным, без помутнений и неоднородности, слегка желтоватого оттенка. Если в наличии образец с заведомо известными характеристиками, то их можно сравнить. Темный оттенок или непрозрачный раствор говорят о нарушении и большом количестве смол в составе;
    • оценка количества воды. Необходимо дать топливу отстояться в закрытом стеклянном сосуде в течение некоторого времени. Если в смеси избыток воды, то начнется разделение фаз и вода осядет на дно. Такое топливо губительно для топливной системы, так как ведет к образованию водяной пробки;
    • определение количества смол в составе топлива. Для этого используется метод фильтрации образца через бумажный фильтр. Достаточно пропустить 150-200 мл дизтоплива и оценить оставляемый на бумаге след. Если пятно светлое – значит смол в топливе немного, темный цвет пятна говорит о высокой концентрации смол.

    Эти несложные действия рекомендуется производить при покупке новой партии дизельного топлива, а особенно – при покупке у нового продавца. Комплекс мероприятий позволяет выбрать лучшее дизтопливо и продлить срок эксплуатации своего оборудования.