Вы решили проверить уровень масла в двигателе автомобиля, подняли крышку капота, взяли щуп… И вдруг увидели, что оно потемнело, загустело или покрылось пеной. Что это значит? Каккими проблемами грозит смена цвета и структуры вещества? Можно ли продолжать пользоваться машиной или лучше немедленно ехать в автосервис?
Потемнение вещества может наблюдаться уже после нескольких сотен километров пробега. Это связано с низким качеством бензина, быстрой ездой, эксплуатацией авто в сложных условиях. Плохое горючее расходуется слишком быстро, оставляя после себя большое количество сажи и других не до конца сгоревших частиц. Всё это оседает в масле и ухудшает его свойства. Проблема особенно часто возникает у водителей, которые используют натуральное вещество - синтетика «портится» гораздо медленнее.
Можно ли ездить в автомобиле с потемневшим или загустевшим маслом? Да. Более того, если оно осталось светлым после нескольких тысяч километров пробега, его обязательно надо заменить - это значит, что вещество не улавливает сажу, а отправляет её в двигатель.
Если масло чернеет, это ещё не означает, что его надо немедленно менять. Интервалы замены указываются в сопроводительных документах. Следуйте рекомендациям производителей, но не забывайте и об индивидуальных особенностях эксплуатации авто - например, если машина часто ездит с большим перегрузом, интервал придётся сократить.
Это интересно. Многие водители считают, что если при покупке нескольких банок масла из одной партии субстанции в разных ёмкостях имеют разные цвет и запах, вещество испорчено. Это не так. Значение имеет только то, насколько эффективно масло смазывает, а на цветовые различия можно не обращать внимания.
Масло темнеет? Значит, оно работает и защищает силовой агрегат от отложений. Всё, что нужно делать - это соблюдать рекомендованные производителем интервалы замены.
Вспенивание масла - гораздо более неприятное явление. Почему возникает пена:
Как с этим бороться? Надо определить причину и действовать в зависимости от неё:
Моторные масла рассчитаны на эксплуатацию при определённой температуре, которая обычно указана на упаковке. В сильный мороз минеральные вещества теряют свои свойства, густеют и лишаются главных свойств - свободной циркуляции и возможности прокачивания насосом. Результат - уменьшение количества смазывающего вещества на главных компонентах силового агрегата. Это грозит быстрым износом и поломками.
Как с этим справиться? Единственный вариант - использовать специальное масло, рассчитанное на эксплуатацию в условиях пониженной температуры. Наилучших результатов можно добиться, используя синтетические средства.
Вязкость - это способность субстанции сопротивляться течению. Показатель напрямую зависит от температуры. Чем она выше, тем ниже вязкость. Кроме того, характеристика может уменьшаться и в силу других причин.
Прежде всего - быстрым износом деталей. Элементы силового агрегата сильнее трутся один о другой, что приводит к увеличению выделяемых объёмов тепла. Много тепла - быстрее окисление. Результатом становится постепенное разрушение бензинового или дизельного двигателя.
При низком показателе вязкости проверьте авто на следующие неисправности:
Чтобы загустить жидкость, при решении нужно исходить из выявленных неполадок.
Одно из самых страшных явлений для моторного масла - чрезмерное загустение. Вы вынули щуп, а он весь чёрный и с него не стекает масло, оно густое, похоже по консистенции на сгущёнку, солидол или даже пластилин? Если не отнестись к проблеме серьёзно, двигатель начнёт работать «на сухую», что приведёт к повреждению поршней, шатунов и клапанов.
У этого явления много причин.
Под влиянием различных факторов моторное масло может почернеть, загустеть или вспениться. Пути решения проблемы зависят от причины и характера изменений структуры вещества в двигателе.
Для улучшения эксплуатационных свойств моторного масла производители используют целый спектр присадок, которые позволяют:
Щёлочь в составе отвечает за нейтрализацию кислот, попадающих в систему силового агрегата при работе, а также очищает поверхность элементов двигателя от нагара, препятствует образованию отложений. При этом частички загрязнений надёжно «связываются» и не мешают нормально смазывать детали мотора.
Уровень масла и его состояние следует проверять, регулярно делая анализ цвета и консистенции субстанции на масляном щупе. Потемнение не является поводом для беспокойства, а вот изменение вязкости и вспенивание указывают на проблемы, которые требуется оперативно решать.
Если использовать низкощелочное масло, на деталях двигателя оседает сажа, что увеличивает трение, нарушает температурный режим работы и в итоге ведёт к быстрому износу агрегата, разрушению элементов двигателя вследствие локального перегрева. Аналогичный процесс происходит, если длительное время не менять высокощелочную субстанцию - высокое содержание взвеси и старение щелочной присадки сводит преимущества такого масла к нулю.
Если масло в двигателе вашего автомобиля долгое время остаётся прозрачным, это означает, что оно не справляется со своими функциями - не очищает агрегат от сажи и других продуктов износа, не защищает металлические поверхности деталей от кислотного осадка, вызывающего коррозию. Его следует заменить высокощелочным.
Потемнение моторного масла произойдёт быстро, если состояние двигателя не самое лучшее - субстанция с высоким содержанием щелочи «отъест» накопившуюся грязь. Почерневшее вещество не требуется немедленно менять, оно способно проработать весь положенный срок, обеспечивая качественную смазку и защиту мотора. Интервал замены высокощелочного масла составляет 5000-7500 км в условиях российского климата.
Почерневшее масло
Популярное мнение «тёмное - значит, плохое» является пережитком времён, когда дешёвое моторное масло чернело очень быстро из-за своего низкого качества и требовало замены при пробеге в 500-1000 км.
Сегодня же быстрое потемнение субстанции говорит о загрязнённости двигателя либо о низком качестве используемого топлива. Чтобы исправить первую проблему, требуется промыть мотор, для устранения второй сменить место заправки.
Моторное масло при насыщении пузырьками воздуха теряет свои эксплуатационные качества, поэтому обнаружив вспенивание, необходимо оперативно выявить причину и устранить проблему. При образовании пены:
В результате движущиеся части двигателя внутреннего сгорания быстро изнашиваются, мотор может выйти из строя из-за перегрева, возникает опасность гидравлического удара.
Причины вспенивания:
Вспенивание при попадании антифриза
Моторное масло вспенивается при попадании в него антифриза из системы охлаждения. Утечка охлаждающей жидкости возникает из-за разрушения защитной прокладки на головке блока цилиндров, куда и стекает тосол. Пена также образуется при смешивании масла с тосолом, поникающим через трещины в корпусных деталях.
На утечку антифриза указывает из выхлопной трубы при работе двигателя. Чтобы убедиться в правильной диагностике проблемы, достаточно завести мотор и прогреть авто в течение 7–10 минут, а затем ненадолго прикрыть выхлопную трубу бумажным листом белого цвета. Намокшую бумагу высушивают и осматривают - отсутствие пятен от масла и топливной смеси свидетельствует о разгерметизации системы охлаждения.
Обратите внимание! Самостоятельно найти место утечки и устранить проблему чрезвычайно сложно. Необходима срочная комплексная диагностика в условиях автосервиса.
Конфликт возникает при смешивании составов, которые принципиально различаются по способу изготовления и структуре. Моторные масла подразделяются на три типа:
При покупке подержанного авто не забудьте уточнить у хозяина, какое масло заливалось в двигатель
Смешивание минерального и синтетического масла недопустимо, поскольку полученное вещество характеризуется неравномерной плотностью. Такая процедура может загустить состав и проиводит к выпадению осадка, а циркуляция осадка при работе двигателя заставляет субстанцию вспениться.
Чтобы решить проблему, необходимо промыть двигатель специальным промывочным маслом, залить в него состав того типа, что рекомендует автопроизводитель, и в дальнейшем пользоваться только им.
В межсезонье и в зимнее время в плохо прогретом двигателе может образоваться конденсат. Вода и масло - жидкости, которые не растворяются друг в друге, а образуют эмульсию при смешивании. Поэтому попадание конденсата в моторное масло влечёт за собой образование пены. Нередко по цвету такая субстанция напоминает сгущёнку.
Эта проблема не связана с неполадками в силовом агрегате или плохим качеством залитого вещества. Чтобы избежать вспенивания, перед поездками в холодное время года следует хорошо прогревать мотор, это позволит влаге полностью испариться с поверхностей деталей.
Для нормального функционирования двигателя масло должно оставаться текучим и легко проникать в каналы для смазки и охлаждения деталей. Оптимальным режимом работы мотора являются поездки на дальние расстояния с небольшой нагрузкой.
Если автомобиль используется для коротких поездок с частыми остановками и разгонами, эксплуатируется в холодное время года без длительного прогрева двигателя, в моторном масле формируется густой осадок из-за попадания не успевших испариться воды и топлива.
Сгущению субстанции также способствуют мельчайшие частички пыли, которые не может удержать воздушный фильтр, побочные продукты сгорания. Ещё одна причина повышения густоты вещества - его ускоренное окисление при езде в жаркую погоду или с высокими нагрузками (буксировка, крутые подъёмы в гористой местности и т. д.).
Избежать сгущения поможет более частая замена масла и фильтра, чем это предусмотрено нормальными условиями. Автовладельцам, которые ездят на небольшие расстояния и с частыми остановками, рекомендуется следовать указаниям автопроизводителя для «тяжёлых условий», т. е., менять фильтр и масло каждые 6–8 тыс. км пробега либо раз в полгода. Если вещество густеет зимой, лучше выбрать состав того же типа, но с присадками, понижающими температуру замерзания.
Разжижение масла - также серьёзная проблема, которая оборачивается ухудшением его эксплуатационных свойств. К причинам утраты вязкости относят:
Для решения проблемы требуется заменить масло. Важно полностью слить всю субстанцию из системы, подняв автомобиль при помощи домкрата под нужным углом. Быстрее и качественнее провести процедуру в автосервисе, где специалисты проверят вязкость нового вещества после заливки.
В некоторых случаях масло не просто загустевает, а сворачивается, образуя субстанцию с консистенцией солидола или даже пластилина. Сильное сгущение вещества очень опасно, поскольку:
Загустевшее и свернувшееся вещество
Однозначная причина такого загустевания не найдена. Существует несколько предположений:
Обнаружив признаки сворачивания, необходимо срочно заменить масло, тщательно промыв систему.
Чтобы двигатель исправно проработал весь срок, указанный производителем, важно следить за состоянием моторного масла и регулярно обновлять его в соответствии с режимом эксплуатации автомобиля, хорошо прогревать машину в холодные дни и использовать качественное топливо.
Качество и оттенок моторного масла - один из самых важных и обсуждаемых в среде автовладельцев вопросов. Каким должно быть хорошее масло? С какой частотой его нужно менять? Что делать, если изменился его цвет или консистенция? К каким последствиям может привести использование такого масла? Ведёт ли это к проблемам в двигателе?
Качество и цвет машинного масла зависят от множества факторов:
Особой проблемы в том, что масло сменило свой цвет с янтарного на тёмный или чёрный после 4–6 тысяч километров пробега, нет. Автовладельцу стоит начинать беспокоиться в том случае, если оно начинает пениться или густеть.
Если смазочный материал потемнел, то ездить на нём можно. Более того, если после нескольких тысяч километров пробега масло не изменило свой оттенок на более тёмный, то его необходимо поменять - оно не справляется со своими функциями и переносит всю сажу в двигатель.
Почернение масла не вынуждает сразу же его менять. В бумагах к автомобилю производитель указывает интервалы замены смазочных материалов. Рекомендации желательно выполнять, но при этом стоит учитывать и индивидуальные особенности транспортного средства и режим его эксплуатации - к примеру, если на авто часто оказываются большие нагрузки, период замены расходных материалов сильно сокращается.
Наиболее страшным изменением моторного масла является его загустение. Если со щупа не стекает смазка, а по консистенции она напоминает солидол или варёную сгущёнку, то дело плохо. Нужно в ближайшее время провести замену, иначе двигатель будет работать на сухую, что приведёт к деформации клапанов, шатунов и поршней.
В состав любого моторного масла входят моющие присадки. Используются такие добавки для растворения продуктов, образующихся в результате неполного сгорания топлива. При растворении продуктов сгорания масло приобретает характерный чёрный оттенок. Несмотря на то, что частички сажи находятся во взвешенном состоянии, на смазывающих характеристиках смазки это не сказывается. Соответственно, водитель может использовать масло на протяжении длительного времени до плановой замены.
Беспокоиться стоит начать в том случае, когда масло не меняет свой цвет даже после длительного времени эксплуатации. Это не является признаком того, что загрязнений в двигателе нет: масло просто не справляется и не может их отчистить. В таком случае необходимо поменять смазочные материалы на новые, желательно - другой марки.
Стоит обратить внимание на сроки, когда начинает чернеть смазка. Если цвет меняется сразу же после заливки, то либо двигатель слишком сильно загрязнён, либо используемое топливо низкого качества. Исправить такую ситуацию просто - достаточно промыть мотор и начать заправлять автомобиль в другом месте.
Потемневшее масло не вредит двигателю и узлам автомобиля. Смена цвета смазочной жидкости означает, что она выполняет свои функции и очищает мотор. Единственное, что нужно делать - вовремя менять масло на новое согласно рекомендациям производителя с учётом особенностей эксплуатации.
Формирование пузырьков воздуха может привести к различным негативным последствиям:
Моторное масло может пениться по нескольким причинам:
Причиной появления пены в этом случае становится смешивание масла и антифриза. В большинстве случаев это происходит из-за дефектов прокладки, расположенной под крышкой блока цилиндров. Антифриз может смешаться с моторным маслом в случае наличия в деталях дефектов. Трещины в них образуются из-за усталости металла или длительного воздействия высоких температур.
Утечка антифриза диагностируется просто: достаточно оценить дым из выхлопной трубы. Для этого мотор работает в холостом режиме 10–15 минут, после чего выхлопная труба прикрывается белым листом бумаги. Лист тщательно высушивается и проверяется на наличие пятен бензина или масла. Говорить о нарушении герметизации можно в случае, если на сухой бумаге нет никаких следов. Устранить это можно только обращением в сервисный центр, поскольку самостоятельно найти утечку антифриза практически невозможно.
Пенообразование характерно для смешивания двух масел, отличающихся по составу и свойствам. В основном причиной этого становится смешивание синтетики и минерального масла. Происходит это из-за разницы в структуре двух типов смазочных жидкостей: по своим свойствам минеральные масла уступают синтетическим, которые образуются в результате реакций каталитического синтеза и структура коих включает молекулы одного размера, расположенные на одном расстоянии друг от друга. Смешивание двух разных видов смазки приводит к образованию осадка, который, циркулируя в двигателе, формирует пузырьки воздуха. Устраняется пенообразование единственным способом - использованием моторного масла одного типа и желательно одной марки.
При попадании в двигатель или его детали воды последняя смешивается с маслом, образуя масляную эмульсию. Она не оказывает отрицательного воздействия и не является причиной неисправностей, но говорит о низкокачественном масле. Чаще всего эмульсия образуется в зимнее время года: плохо прогретый автомобиль приводит к оседанию конденсата на двигателе. Устранить образование влаги просто: необходимо тщательно прогревать машину перед каждой поездкой в холодное время года.
Загустение моторного масла - самая опасная проблема. Консистенция смазочного материала может походить на сгущёнку, солидол или даже пластилин, последние приводят к негативным последствиям для автомобиля:
Точных причин изменения консистенции масла не выявлено, однако существует несколько основных предположений:
Моторное масло не только густеет, но и теряет свою вязкость. Причин этому может быть несколько:
Устранить все эти явления можно одним способом: заменой моторного масла. Самостоятельно сделать это не совсем просто, особенно если требуется полная очистка всей системы. Проще всего провести всю процедуру в автосервисе, где автомобиль поднимут на специальном оборудовании, промоют систему и зальют новое масло, вязкость которого проверят сразу же после ремонтных работ.
Наиболее страшным для двигателя является излишнее загустение моторного масла. Если по своей консистенции оно напоминает солидол, то это причина немедленного обращения в автоцентр.
Загустение масла до такой степени может происходить по разным причинам:
Если консистенция масла все же изменилась, то необходимо сразу же обратиться в автосервис.
Изменение цвета и консистенции моторного масла может стать источником проблем. Многие из них устраняются своими силами, для избавления от других придётся обратиться в автосервис. Избежать неисправностей бензинового или дизельного двигателя можно, если использовать только качественное фирменное моторное масло и соблюдать рекомендации производителя автомобиля.
При этом во время очередной проверки в некоторых случаях можно обнаружить, что масло разжижено и капает со щупа, сильно почернело, стало вязким и больше похоже на солидол, в масле заметна пена и т.д.
Естественно, в такой ситуации важно знать, почему масло изменило цвет и свою структуру, а также к каким последствиям может привести дальнейшая эксплуатация двигателя на такой смазке. Давайте остановимся на этих вопросах более подробно.
Читайте в этой статье
Начнем с цвета смазочной жидкости. Как правило, а ближе к окончанию срока службы может и вовсе стать черным. При этом потемнение свежей смазки происходит достаточно быстро (чрез 200-300 км. пробега). Прежде всего, необходимо учитывать, что смазка кроме защитных также имеет моющие свойства. Это значит, что различные отложения, продукты сгорания топлива, сажа и т.п. накапливаются в смазочном материале.
Более того, на скорость почернения оказывает влияние степень загрязненности самого , его состояние, а также индивидуальные особенности эксплуатации ТС. Например, если мотор работает в тяжелых условиях, имеются проблемы со сгоранием смеси в цилиндрах, тогда горючее оставляет много сажи и других частиц, которые полностью не сгорели. Указанные загрязнения накапливаются в смазке, ухудшая ее свойства и изменяя цвет масла.
Обычно быстрее всех темнеет и стареет минеральная и полусинтетическая основа, дольше в нормальном состоянии остается синтетика и гидрокрекинг. При этом важно понимать, что потемнение масла является нормой.
Обратите внимание, если смазка не темнеет и не изменяет цвет после нескольких тысяч км. пробега, тогда это указывает на низкое качество масла или откровенную подделку. На практике светлое моторное масло с пробегом около 1.5-2 тыс. км. говорит о том, что моющие свойства отсутствуют, нет способности удерживать в себе отложения и сажу, то есть загрязнения продолжают накапливаться в системе смазки и не улавливаются самим маслом.
Получается, если масло чернеет, это еще не повод для его немедленной замены. Менять такую смазку можно немного раньше положенного срока, с учетом рекомендуемого интервала замены или с поправкой на индивидуальные особенности эксплуатации. В последнем случае предполагаются сильные нагрузки на ДВС и сокращение планового интервала замен на 30-50%.
Итак, что касается причин потемнения, с учетом вышесказанного становится понятно, на почернение смазки вызывает:
Что касается скорости потемнения, интенсивность изменения цвета обусловлена качеством масла, состоянием самого двигателя, а также интервалами замены смазочной жидкости. Еще следует добавить, что свежая смазка может почернеть и по причине того, что из двигателя при замене старое масло полностью слить не удается. В результате происходит смешивание остатков, которые изменяют цвет недавно залитой смазки.
Разобравшись с почернением, перейдем к тому, по какой причине водитель может обнаружить солидол в двигателе. Прежде всего, моторные масла сегодня всесезонные, имеют так называемую высоко и низкотемпературную вязкость (например, 5W30, 10W40 и т.д.).
Это значит, что смазка того или иного типа предполагает эксплуатацию в определенном температурном диапазоне. При этом если высокотемпературная вязкость не так заметна для водителя, с похолоданием явные проблемы могут возникнуть именно по причине того, что масла на морозе густеют.
Другими словами, при низких температурах жидкость теряет свою текучесть и в отдельных случаях становится похожей на солидол. Добавим, что обычно так сильно загустеть может , а еще контрафактная подделка.
В остальных случаях масло в холода может хуже прокачиваться по системе смазки в первые секунды после запуска, однако далее ситуация нормализуется. Так или иначе, смазку следует подбирать с учетом особенностей эксплуатации и погодных условий. Это поможет минимизировать . Как правило, лучшие результаты демонстрирует качественная синтетика и .
Однако нужно учитывать, что увеличение вязкости может происходить как в зависимости от температуры, так и по другим причинам. Причем такая ситуация намного более опасна и нужно разобраться, почему масло в двигателе как солидол.
Начнем с самого простого. В двух словах, любое масло со временем имеет свойство «срабатываться». При этом если использовать смазку долго (значительно увеличив рекомендуемый интервал замены), тогда сработавшееся масло полностью теряет свои свойства, накапливает в себе огромное количество загрязнений и превращается из текучей жидкости в гелеобразную субстанцию.
При этом никакого разжижения не происходит даже после прогрева двигателя. Результат — сильнейший износ всех деталей силового агрегата, появление и, в отдельных случаях, . К таким последствиям часто приводит .
На практике водитель может менять смазку каждые 15 тыс. км., как и прописано в мануале. Однако с учетом того, что машина часто и долго стоит в пробках, агрегат часами работает на холостом ходу и т.п., пробег может укладываться в заданные рамки, но по моточасам такое масло сработалось уже очень давно. В результате в ДВС вместо текучей жидкости образовалась субстанция, похожая на солидол.
Еще одной причиной таких опасных изменений моторного масла является и полимеризация. Простыми словами, происходит склеивание компонентов, то есть смазка «сворачивается» от высокого нагрева.
Также добавим, в некоторых случаях , а также скопление конденсата в картере также приводит к тому, что смазка теряет свои свойства, в масле образуется эмульсия и оно сворачивается.
Параллельно отметим, что некоторые автолюбители практикуют , а еще использование , чтобы якобы улучшить базовые свойства масла и избежать его разжижения. Отмечены случаи, когда такие эксперименты делали моторное масло слишком густым со всеми вытекающими последствиями.
Излишнее разжижение моторного масла также часто может происходить в результате старения самой смазки или перегревов двигателя. Так или иначе, происходит распад «вязкостных» компонентов на мельчайшие частицы.
Во всех случаях жидкое масло приводит к тому, что давление в системе смазки падает, масляная пленка становится слишком тонкой и защита трущихся поверхностей значительно ухудшается, металлические детали от трения быстро изнашиваются.
Еще добавим, что использование с последующим неполноценным сливом способно изменить вязкость недавно залитой свежей смазки в сторону разжижения. Если использовались промывочные масла или агрессивные промывки-пятиминутки, желательно не нагружать двигатель и сократить интервал последующей замены смазки на 30-50%.
Еще одной частой проблемой, с которой может столкнуться автолюбитель, является . Как правило, самой простой причиной может являться .
Также появление пены и эмульсии происходит в том случае, если жидкость из системы охлаждения смешивается с моторным маслом. Еще смазка пенится, если имело место смешивание смазочных жидкостей, отличающихся по свойствам и пакетам присадок. Под воздействием температуры происходит вспенивание.
Часто в рамках городской эксплуатации зимой двигатель не успевает прогреться до рабочих температур за короткую поездку. В результате в поддоне собирается конденсат. То же самое происходит, если машина редко эксплуатируется. В любом случае, конденсат смешивается с маслом, после чего появляется пена.
Как видно, грамотная эксплуатация автомобиля предполагает постоянный контроль уровня и состояния всех технических жидкостей. При этом моторное масло является первым в списке, так как нарушения работы системы смазки приводят к быстрому возникновению серьезных и дорогостоящих поломок ДВС.
По этой причине любые изменения консистенции масла, снижение или, наоборот, повышение уровня смазки, наличие эмульсии, пены, сгустков, излишнее загрязнение или отсутствие потемнения с пробегом является поводом для беспокойства.
Читайте также
Вязкость моторного масла, чем отличаются масла с индексом вязкости 5w40 и 5w30. Какую смазку лучше залить в двигатель зимой и летом, советы и рекомендации.
«Масла с классом вязкости 5W-30 слишком жидкие - для нормальной защиты двигателя от износа нужно использовать минимум 5W-40!» Есть такое мнение, верно? Мы решили проверить это на практике, испытав два масла марки Castrol по ходу ресурсного теста лифтбека Skoda Rapid с бензиновым турбомотором САХА (1,4 л, 122 л.с.). Первое - конвейерной заливки, с классом вязкости 5W-30. А второе - «дилерское», Magnatec Professional OE 5W-40.
А нализировать низкотемпературные свойства масел - то есть те, что зашифрованы в первом числе класса вязкости по SAE (за ним следует буква W, winter, по-русски «зима»), - мы в этот раз не станем. А вот о высокотемпературной вязкости поговорим. Это две последние цифры в классе вязкости - и чем они больше, тем выше вязкость при 100°С.
Почему она так важна для защиты двигателя? Потому что по мере его прогрева температура моторного масла растет, достигая 110-120°С, и оно становится более текучим. При этом масляная пленка становится тоньше - и, соответственно, снижается ее способность не допускать так называемого сухого трения, когда металл трется о металл.
Проверим?
Наш испытательный цикл на «ресурсной» турбо-Шкоде для масел с различной вязкостью был идентичен: длительное движение на максимальной скорости, сотни разгонов-торможений, езда по горной дороге полигона и «отдых» на булыжной мостовой и грунтовках. Итого 12000 км - межсервисный интервал в ресурсных испытаниях мы сокращаем на 20%. Помимо отбора начальных и конечных проб мы делали еще и дополнительные анализы через равные промежутки.
Кинематическую вязкость при 40°С и 100°С наших проб в лаборатории МИЦ ГСМ измеряли автоматическим мультикапиллярным вискозиметром Herzog HVM 472
Первым в зачет пошло масло 5W-30 конвейерной заливки, которое нынче для калужских Рапидов и Polo поставляет именно Castrol. Чтобы приработка деталей в абсолютно новом моторе не сбила нас с толку, мы взяли пробу масла после пробега в 1500 км - и оценивали увеличение содержания продуктов износа только относительно нее.
После 12 тысяч км вместо «заводского» масла залили Magnatec Professional OE 5W-40 - и повторили цикл.
Результаты?
Первый сюрприз: относительная концентрация железа, алюминия и меди за 10500 км пробега в обоих маслах увеличилась практически одинаково! То есть по факту износ фольксвагеновского турбомотора при переходе на смазку с «сороковым» классом высокотемпературной вязкости не уменьшился.
Почему? Очевидно, дело в составе кастроловских масел: противоизносные присадки в сочетании с базовой основой эффективно работают даже с классом 30.
А вот расход на угар изменился - в полном соответствии с теорией: чем жиже масло, тем больше его попадает в цилиндры через зазоры между деталями. Первые 850 мл «конвейерного» масла 5W-30 (именно столько «моторки» нужно для долива от риски Min до Max на щупе Шкоды) Rapid «выпил» за 7000 км. На следующую порцию ему потребовалось куда меньше, всего 5000 км. Итого - 1,7 л за 12000 км.
Масло 5W-40 угорало более скромными темпами: долив 850 мл потребовался лишь спустя 10000 км, на отметке 22120 км. А общий расход на угар за межсервисный пробег составил ровно литр. Другими словами, густого масла гораздо меньше улетает в выхлопную трубу. Это позволило сэкономить 0,7 л, что при нынешней цене «синтетики» от 500 до 1400 рублей за литр помогло нам сберечь 350-980 рублей за 12000 км.