Если нет дистиллированной воды для аккумулятора, можно ли залить кипяченую. Долив дистиллированной воды в аккумулятор

При эксплуатации аккумуляторов уровень электролита в банках неизбежно снижается. С необслуживаемыми АКБ проще – уровень жидкости в отсеках практически не меняется на протяжении 5-6 лет. Что касается обслуживаемых аккумуляторов – владельцам постоянно приходится контролировать уровень электролита и своевременно принимать меры. В статье расскажем, как долить дистиллированную воду в аккумулятор, сколько ее нужно и можно ли чем-то заменить.

Где взять дистиллированную воду для аккумулятора

Лет 20 назад у автомобилистов вопросов о приобретении дистиллированной воды не возникало – она продавалась практически в каждой аптеке. Сейчас ситуация изменилась. Дело в том, что эта жидкость пригодна для использования в медицинских целях в течение трех суток, поэтому достать ее можно только в аптечном пункте, имеющем свой дистиллятор.

Современные альтернативные варианты:

  • магазины автозапчастей;
  • автозаправочные станции, имеющие торговую точку;
  • хозяйственные магазины (дистиллированная вода используется в утюгах и отпаривателях).

Еще один вариант – поиск воды в интернет-магазинах. Подойдет он тем, кто хочет сделать запас впрок. Срок доставки в зависимости от региона может быть несколько недель, для экстренной доливки жидкости в АКБ такой способ не походит.

Некоторые автомобилисты не хотят тратить время на посещение магазинов, и задаются вопросом, можно ли заливать в аккумулятор простую или кипяченую воду. Первый вариант не подходит категорически. В воде из-под крана присутствуют посторонние вещества – хлор, магний, фосфор и т.д. При зарядке аккумулятора они осядут на свинцовых пластинах. В лучшем случае это приведет к снижению емкости АКБ, в худшем – к замыканию и выходу батареи из строя.

Что касается кипяченой воды – полноценно заменить дистиллированную она не сможет, в ней имеются соли металлов, пусть и в небольшом количестве. Такой вариант подойдет, если нужно срочно привести аккумулятор «в боевую готовность», но затем придется промывать каждую банку и заливать новый электролит.

Попытка заменить дистиллированную воду кипяченой или какой-либо другой может привести к снижению емкости батареи, разрушению свинцовых пластин и другим неприятным последствиям.

Как доливать дистиллированную воду в автомобильный аккумулятор правильно

Если в вашем аккумуляторе увеличилась плотность электролита или вы заметили, что он не выдает нужного напряжения – скорее всего причина в снижении количества дистиллированной воды. В норме ее должно быть 65 % на 35 % серной кислоты.

Последовательность работ при доливке дистиллята в аккумулятор.

Чтобы правильно долить жидкость в банки воспользуйтесь инструкцией.

  1. Уберите грязь и пыль с верхней части аккумулятора, особенно – вокруг пробок.
  2. Протрите область вокруг горловин тряпкой, смоченной в содовом растворе, для нейтрализации серной кислоты, которая могла выплеснуться при зарядке.
  3. Осторожно открутите пробки – берегите руки от воздействия электролита.
  4. Возьмите медицинскую спринцовку, шприц или ареометр, наберите дистиллированной воды.
  5. Залейте жидкость в банки с недостаточным уровнем электролита.
  6. Закрутите пробки.
  7. Через 2-3 часа проверьте плотность электролита ареометром (нормальное значение в таблице ниже).
  8. Если все сделано правильно – поставьте АКБ на зарядку.

Доливка дистиллированной воды в аккумулятор должна проводиться на горизонтальной поверхности. В противном случае уровень жидкости в банках будет различный, поэтому вы или перельете воду, или недольете.

Чтобы при измерении плотности электролита результат был точным – держите ареометр вертикально, не допускайте касания поплавка его стенок. Набрав электролит в колбу, постепенно снижайте давление, чтобы поплавок свободно плавал. Если вы смогли этого достичь – обратите внимание на место соприкосновения жидкости со шкалой. Это и будет плотность электролита в аккумуляторе.

Проверьте плотность электролита после добавления дистиллированной воды в АКБ.

Сколько дистиллированной воды доливать в аккумуляторную батарею

В современном аккумуляторе проще всего понять, сколько нужно заливать дистиллированной воды. Его корпус изготовлен из прозрачного пластика с нанесенной на нем шкалой. Достаточно следить, чтобы не был превышен рекомендуемый производителем уровень.

В случае, если у вас аккумулятор другого типа, воспользуйтесь следующими советами.

  1. В некоторых АКБ чуть ниже горловины банки расположен металлический или пластмассовый «язычок». Уровень электролита должен быть выше «язычка» на 5 мм.
  2. Если никаких отметок в банке нет – доливайте дистиллированную воду так, чтобы уровень электролита был выше свинцовых пластин на 10-15 мм.
  3. Если вы не можете визуально определить, сколько электролита в банке – возьмите стеклянную трубку, опустите ее в отсек, зажмите верхнюю часть пальцем и аккуратно извлеките. Количество жидкости в ней будет равным расстоянию от свинцовых пластин до поверхности электролита.

Старайтесь соблюдать правила заливки, чтобы добиться верного соотношения соляной кислоты к дистиллированной воде.

Если кислоты будет больше – она разрушит свинцовые детали аккумулятора, если меньше – аккумулятор разморозит при отрицательной температуре.

Как получить дистиллированную воду в домашних условиях

Некоторые автолюбители предпочитают не покупать дистиллированную воду, а делать ее самостоятельно. Обычно это люди старшего поколения, привыкшие к временам дефицита и не желающие перестраиваться. Но и жителям отдаленных поселков, в которых нет магазинов, приходится приспосабливаться подобным образом.

Сразу заметим, что получить качественную дистиллированную воду в домашних условиях невозможно. Для этого нужен дистиллятор, стоимость которого несопоставима с ценой за бутылку воды. В качестве альтернативы можно использовать самогонный аппарат, если вынуть из него змеевик. Но выход дистиллированной воды при таком способе незначительный – около стакана за 3-4 часа.

Дистиллированная вода имеет формулу H 2 O, то есть не содержит посторонних примесей. Как бы вы не старались, получить подобный результат дома практически невозможно – незначительная часть солей металлов в воде останется.

Если вам нужно срочно долить в аккумулятор воду – наберите ее в пластмассовую бутылку и уберите в холодильник на 2-3 часа. Затем слейте незамерзшую воду в раковину, а лед растопите и пользуйтесь для заливки в банки. В этом случае ущерб для АКБ будет минимальным.

Можно собирать в пластмассовую посуду дождевую воду, затем тщательно фильтровать и использовать по назначению.

Важно, чтобы вода не соприкасалась с металлами. Например, та, что стекает с жестяных крыш, для заливки аккумулятора не подойдет.

Подведем итоги

Теперь вы знаете, как долить дистиллированную воду и при этом не испортить аккумулятор. Рекомендуем приобрести ареометр, чтобы контролировать плотность электролита в банках. Без этого прибора достичь нужной плотности невозможно, а ее изменение может вывести из строя вашу АКБ. Смотрите видео по теме, чтобы получить более наглядное представление о процессе.

Все мы с вами слышали — что заливать в аккумулятор можно только дистиллированную воду и никакую больше! НО почему? Почему нельзя лить, скажем обычную из под крана, либо кипяченую прогнанную через фильтр и прочее? Это очень элементарный вопрос — стоит капнуть в курс химии средней школы и сразу все разрешится. Для тех, кто прогулял этот урок, либо забыл, сегодня я хочу подробно рассказать – почему «обычную» из под крана лить нельзя, будет и интересное видео в конце, так что читаем-смотрим …


АКБ несмотря на всю свою простоту, требует определенной точности как в , так и в обслуживании в целом. Одно из таких условий это , именно при ее наличии гарантируется правильная работа, если будет залито что-то другое, то батарея может не работать вообще

Тонкости электролита

Немного хочется напомнить, как работает аккумулятор и какова здесь роль электролита. Кратко напомню – есть минусовые (свинцовые) и плюсовые (диоксид свинца) пластины. Между ними заливается специальная жидкость электролит – состоит он примерно из 65% дистиллированной воды и 35% серной кислоты (это соответствует плотности 1,27г/см3).


Когда батарея начинает разрежаться (подключаем нагрузку), тогда при взаимодействии оксида свинца и серной кислоты начинают образовываться сульфаты свинца в виде солей на пластинах. Плотность электролита падает.

При заряде идет обратный процесс – сульфаты разрушаются, плотность опять растет до положенных 1,27. НО если запустить АКБ и разрядить до нуля (), сульфаты могут уже не разрушиться (кристаллы этих солей станут прочными), батарея потеряет емкость – этот процесс .

В есть еще добавления «кальция» — если опять же таки, такой тип, разрядить до нуля то помимо сульфатов свинца, образуются сульфаты кальция.

Стоит запомнить — что любые вещества, будь то в пластинах или электрохимической жидкости, при определенных условиях могут оказывать те или иные воздействия на конечную батарею

Простыми словами – чем чище, тем лучше, внутри должно быть только то, что заложили химики и инженеры

Обычная, кипяченая и из под фильтра вода в АКБ

Прежде чем говорить об обычной воде, пару слов хочется сказать про дистиллированную. Нужно вспомнить курс физики, что он нам гласит – дистиллят практически не проводит электричество , он очень чистый в нем мало (практически нет) солей, металлов, минералов и прочего – ЭТО ВАЖНО!

Таким образом мы поняли, что внутри должны бить только чистые жидкости. А вот обычную воду назвать такой нельзя. Я покопался в интернете и нашел из чего состоит питьевая (обычная, которая течет из под крана) жидкость – немного был в шоке.

Около 30 – 33 видов различных минералов, металлов, солей и т.д. вставляю вам скриншот

Как видите одних только минералов около 1000 мг/л (около 1 грамма). Такая жидкость прекрасно проводит электрический ток, у нее выпадает осадок.

НО самое главное, мы не знаем, как себя она будет вести — с серной кислотой, свинцом, кальцием какие соединения будут образовываться. Ведь скажем минералы (1000 мг/л) это как раз может быть кальций, а он образует при разрядах сульфаты (которые практически не растворимы в воде и серной кислоте).


Все это очень негативно влияет на работу батареи, образуются сульфаты минералов на пластинах, металлы могут увеличивать сопротивление и способствовать разрушению.

Простыми словами — обычная вода, просто убьет ваш аккумулятор, через короткий срок, обычно это пару месяцев, как будете эксплуатировать свой авто

Кипяченая вода – она отличается от обычной только тем, что в ней нет органических соединений (обычно это бактерии, которые погибают при кипячении), но вот остальные элементы никуда не деваются. Поэтому заливать ее также НЕЛЬЗЯ!

Пропущенная через фильтр – сейчас просто куча различных фильтров (в том числе и бытовых) я сейчас не берусь говорить о промышленных возможно из под них действительно выходит почти дистиллят. Но вот бытовые также не способны очистить на 100% воду, какая-то часть веществ однозначно останется. Так что после фильтра, также заливать в АКБ НЕЛЬЗЯ!

Простыми словами только дистиллят – И БОЛЬШЕ НИЧЕГО!

ИТОГ — что будет с аккумулятором?

НУ и давайте, в заключении, по пунктам подведем итог (так сказать памятка), что будет если залить обычную, кипяченую, фильтрованную (обычным бытовым фильтром) воду:

  • Ускорение процесса электролиза – быстрая потеря воды
  • Образование осадка (минералы), возможно и сульфатов на пластинах – снижение емкости
  • Разрушение пластин, от примеси металлов – выход из строя АКБ
  • Ускоренный саморазряд – из-за металлов
  • Увеличение сопротивления пластин
  • Изменение электропроводности как рабочей жидкости так и металлов
  • Увеличение плотности электролита (некоторые вещества могут этому способствовать)
  • Выпадение осадка, может перемкнуть элементы


Отдельно хочется сказать тем — кто пишет что обычная вода перемкнет пластины, это не верно, ничего не будет аккумулятор будет работать как работал только ускорится процесс электролиза, вот и все.

Все это приведет к выходу вашего, даже свежего аккумулятора. ЗАПОМНИТЕ ЭТО! Экспериментировать так не стоит. Однако некоторые нечестные продавцы — льют обычную воду из под крана, вместо дистиллированной, таким образом — обманывая вас. Тут уже защититься очень сложно — стоит смотреть на бутылку, чтобы в ней не было никакого осадка, либо покупать в аптеках (здесь все контроль более пристальный), НО МОЖНО СДЕЛАТЬ И САМОМУ ДАЖЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ, ничего сложного здесь нет, да и уверены будете на 100% (про это поговорим в следующей статье).

Сейчас видео версия смотрим.

НА этом заканчиваю, думаю, моя статья была вам полезна. Искренне ваш АВТОБЛОГГЕР.

Автомобиль - организм не живой, но капризный. Все знают, что плохой бензин или солярку, антифриз и масло в него не зальешь. Но ведь и вода ему нужна правильная - дистиллированная! Разбираемся, как использовать ее с максимальной пользой для своего железного коня.

Многие недоумевают, глядя на бутылки с прозрачной жидкостью, с пометкой «ГОСТ 6709-72»: мол, это же просто вода, как она может стоить так дорого? Ее ведь даже пить нельзя!

Только вот дистиллированная вода - это не простая вода, а очищенная перегонкой через дистиллятор. Она содержит минимум примесей и обладает низкой удельной электропрводностью. Именно поэтому она является незаменимой при обслуживании автомобиля, и экономить на ней не нужно.

Предлагаем четыре способа использования дистиллированной воды:

1. Доливать дистиллированную воду в аккумуляторы

Доливка воды в аккумулятор при выкипании электролита - рядовая, но очень ответственная процедура. В качестве разбавителя должна использоваться только дистиллированная вода, иначе срок службы батареи сократится более чем в 2-3 раза.

Жидкость, которой заправлен аккумулятор, представляет собой раствор серной кислоты с добавками, дорогими и сложными компонентами вроде ингибиторов саморазряда, солей бария и стронция. Эти присадки в электролит сохраняют детали в первозданной чистоте и обеспечивают стабильную работу батареи.

Обычная вода содержит соли кальция, магния, железа, цинка и другие примеси - практически половину таблицы Менделеева! Если долить ее в аккумулятор, хрупкое химическое равновесие нарушится. Пластины электродов покроются налетом, аккумулятор начнет «пошаливать» - плохо заряжаться и не держать ток. Из-за этого начнутся проблемы с запуском.

2. Разбавлять дистиллированной водой антифриз при падении уровня охлаждающей жидкости

Наверняка вы замечали, что со временем уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения падает, хотя течей в ней нет. Происходит это потому, что из антифриза испаряется вода. За год из системы охлаждения может исчезнуть до 1 литра охлаждающей жидкости. Разница же между минимальной и максимальной отметкой уровня антифриза обычно составляет всего 0,5 литра!

Чем ниже уровень охлаждающей жидкости, тем больше риск, что воздух попадет в верхнюю часть радиатора, печку и каналы охлаждения. В критический момент двигатель начнет перегреваться, и как результат - риск поломки возрастет на порядок. Поэтому если течей в системе охлаждения нет, а уровень жидкости упал, доливайте дистиллированную воду, чтобы восстановить концентрацию антифриза. Найти дистиллированную воду гораздо проще, чем подходящую охлаждающую жидкость. Кроме того, в этом случае не нужно думать о совместимости антифризов, да и выйдет в итоге дешевле.

Кстати, автомастера используют дистиллированную воду для того, чтобы прополаскивать систему охлаждения при замене антифриза. Эта простая процедура препятствует образованию накипи и других вредных отложений. А чистота в системе охлаждения - залог того, что проблем в работе двигателя не будет.


3. Использовать дистиллированную воду вместо омывателя стекол

В мануалах ведущих автопроизводителей черным по белому написано, что в бачок омывателя можно заливать только дистиллированную воду. Иначе в системе омывания появятся известковый налет, осадок и даже тина. Со временем эти загрязнения забьют сопла распылителей и нарушат их работу.

Дистиллированную воду в качестве омывающей жидкости можно использовать как в варианте соло, так и разбавлять ею омыватели-концентраты (как летние, так и зимние), которые куда лучше справляются с грязью или следами насекомых.

4. Использовать дистиллированную воду дома

Белый известковый налет на черной ткани после того, как вы выгладили совершенно чистую вещь - обычная проблема тех, кто заливает в утюг обычную воду из-под крана. Фильтрация и кипячение с примесями в водопроводной воде не справляются. Заливайте в утюги дистиллированную воду, и тогда никакие неприятные неожиданности вам не страшны. Также ее можно залить и в систему индивидуального отопления в частном доме - она тоже чувствительна к вредным отложениям.

А еще дистиллированную воду рекомендуют использовать производители электрокаминов, в которых эффект пламени формируется с помощью света и паров воды. Как и системы автомобиля, такие приборы очень требовательны к качеству жидкости и проработают намного дольше, если заливать в них дистиллированную воду.

Время от времени необходимо обязательно проверять уровень электролита (это не просто вода) в аккумуляторе автомобиля. На то есть две причины. Во-первых, он естественным образом испаряется. Во-вторых, при каждой зарядке аккумулятора он в небольших количествах разлагается на водород и кислород. Проверка и замена электролита является важной составной частью технического обслуживания. Поэтому необходимо знать, как сделать это правильно. Далее приводятся детальные инструкции, как проверить уровень электролита, чтобы не навредить ни себе, ни автомобилю.

Шаги

Часть 1

Как очистить батарею и открыть заливные отверстия

Найдите батарею для аккамулятора. У большинства автомобилей она расположена сразу под капотом, который нужно просто открыть.

  • Также аккумуляторы могут находиться в нижней части моторного отсека, за передним бампером и перед передними колесами. Для проведения технического обслуживания их нужно снять со стороны днища автомобиля.
  • У большинства же автомобилей марки БМВ, Мерседес-Бенц и некоторых других моделей аккумуляторы расположены в изолированном отсеке багажника.
  • В некоторых моделях, к примеру в Кадиллаках, аккумуляторы могут находиться под задним сиденьем.
  • Проведите очистку аккумулятора. Прежде чем проверять уровень электролита, избавьтесь от грязи и мусора, скопившихся сверху аккумулятора и вокруг его клемм. Это важно сделать, чтобы, когда вы откроете заливные отверстия, туда не попало ничего постороннего. Кроме того, если поверхность батареи будет чистой, это позволит замедлить или избежать развития коррозии металлических поверхностей

    • Для того чтобы избавиться от дорожной грязи и незначительной коррозии, воспользуйтесь средством для чисти стекол на основе аммиака. Для этого распылите чистящее средство на тряпку, а не на сам аккумулятор. Можно использовать бумажное полотенце, но как только оно начнет портиться, замените его.
    • Участки с сильной коррозией можно очистить самодельной смесью из воды и соды. Намочите тряпку этой смесью и протрите аккумулятор. Чтобы качественно почистить аккумулятор, придется смачивать тряпку и вытирать ею не один раз. После этого распылите на тряпку средство для мытья стекол и вытрите соду. Если оставить на поверхности аккумулятора соду, то это ускорит развитие коррозии клемм и металлических деталей, находящихся рядом.
    • Не спешите! Все колпачки заливных отверстий должны находиться на своих местах. Чистящие средства не должны попасть вовнутрь аккумулятора через эти отверстия.
    • Примечание: Чтобы было удобнее чистить и выполнять техническое обслуживание аккумулятора, его можно извлечь из автомобиля, а затем снова установить. Так будет лучше из соображений безопасности, особенно если аккумулятор расположен в труднодоступном месте. Однако из-за этого произойдет сброс настроек электроники автомобиля (часов, радио станции и так далее). Так что если вы не будете вынимать аккумулятор из автомобиля, то сможете сэкономить время.
    • Кроме того можно отсоединить клеммы аккумулятора и опустить их в емкость с очень горячей водой. Горячая вода удалит слой коррозии, тем самым очищая поверхность. Но прежде чем снова подсоединять клеммы к аккумулятору, обязательно вытрите их насухо .
  • Открутите пробки заливных отверстий. На крышке аккумулятора расположены две пробки заливных отверстий шестиугольной формы. Они легко выкручиваются, если их слегка поддеть пластиковым шпателем или отверткой. Если пробки не поддаются, то попробуйте поддеть их в нескольких точках по периметру.

    • На некоторых аккумуляторах шесть отдельных круглых пробок. Их необходимо открутить против часовой стрелки, а затем снять.
    • На аккумуляторе может быть надпись: "Необслуживаемый". Это значит, что он не подлежит техническому обслуживанию и его нельзя открывать. Если такой аккумулятор перестал функционировать должным образом, производители рекомендуют просто заменить его на другой, потому что в него нельзя добавлять воду.
  • При необходимости удалите грязь. Открутив пробки, вы можете заметить, что под ними тоже скопилась грязь. Смочите тряпку средством для мытья окон и протрите заливные отверстия.

    • Чистить заливные отверстия пищевой содой не рекомендуется. Слегка смочите тряпку чистящим средством. Будьте внимательны, чтобы ни чистящее средство, ни грязь, ни кусочки бумажного полотенца не попали внутрь аккумулятора.
    • Не ленитесь и не пренебрегайте этим советом. Если следить за чистотой заливных отверстий, то это замедлит развитие коррозии. Это важный момент в техническом обслуживании, помогающий сохранить целостность всех соединений.

    Часть 2

    Как определить текущий уровень электролита

    Посмотрите на уровень электролита. Заглянув в каждое заливное отверстие, можно определить уровень этого вещества в каждом из отсеков. Должно быть одинаковое количество электролита во всех отсеках

    • Если уровни слегка отличаются, то причина может быть в том, что в прошлый раз вы налили слишком много жидкости. В этом случае, когда этот излишек испариться, просто наливайте необходимое количество.
    • Если уровни явно разные, то дело может быть в треснувшем корпусе и небольшой утечке электролита. В таком случае требуется замена аккумулятора. Если мест очевидной утечки не видно, то долейте в аккумулятор дистиллированную воду (ничего другого) до максимально безопасного уровня и спустя несколько недель проверьте, насколько изменился ее уровень.
  • Определите низкий уровень электролита. Если электролит не покрывает пластины полностью, значит его недостаточно. В таком случае аккумулятор не сможет функционировать с максимальной производительностью.

    • Части пластины, подверженные воздействию воздуха, разрушаются за считанные дни.
    • Если уровень электролита опустился только на 1 см ниже верхней кромки пластины, то, налив необходимое количество воды, аккумулятор снова заработает, однако его производительность немного снизится. (Советы как добавлять воду, будут рассмотрены в 3-ей части этой статьи) Если же уровень опустился намного ниже, возможно, вам придется менять аккумулятор.
    • Низкий уровень электролита может свидетельствовать о перезарядке аккумулятора. В этом случае нужно проверить генератор переменного тока.
  • Определите нормальный уровень электролита. Нормальным уровнем считается уровень электролита, который либо выше пластин примерно на 1 см, либо ниже горловины заливного отверстия на 3 мм.

    • Если все в норме, то доливать воду пока нет необходимости. Можете просто закрутить обратно пробки заливных отверстий. Следующую проверку нужно будет провести через три месяца.
  • Определите предельный уровень электролита. Уровень жидкости находится на безопасном максимуме, когда электролит касается горловины заливного отверстия.

    • Где-то в нижней части большинства горловин есть пара выемок. Благодаря этим выемкам образуется мениск (жидкость выгибается возле края горловины, по форме напоминающая глаз). Если жидкость касается горловины, мениск появляется. Если ниже горловины, мениска не видно.
    • Мениск в форме глаза нужен для того, чтобы избежать переливов. Вам стоит воспользоваться фонариком, чтобы иметь возможность определить уровень жидкости и увидеть, есть ли мениск.
  • В этой статье речь идет об определении уровня электролита в аккумуляторах свинцово-кислотного типа. Не нужно следовать советам из этой статьи, если они противоречат рекомендациям производителя или продавца вашего аккумулятора.

    • Помните, что для аккумуляторов никель-кадмиевого типа или аккумуляторов, используемых в гольф-мобилях и поломоечных машинах, требования к уровню электролита могут быть другими.
  • Часть 3

    Как отрегулировать уровни электролита

    Заливайте в отсеки только дистиллированную воду. Она продается в большинстве продуктовых магазинах. При слишком низком уровне электролита (когда видно пластины) необходимо в каждый отсек долить столько воды, чтобы полностью покрыть пластины. Затем подзарядите аккумулятор зарядным устройством или просто поездите на автомобиле несколько дней в обычном режиме. Только помните, что при полной зарядке аккумулятора доливать нужно до максимально безопасного уровня – до нижнего края горловины

  • Если аккумулятор сильно разрядился, то не заполняйте его полностью. Если аккумулятор разряжен, то лучше долить ровно столько воды, чтобы она только покрыла пластины (или вообще не доливать, если уровень нормальный).

    • При зарядке аккумулятора уровень электролита повышается, поэтому нужно оставить достаточно места для поднимающейся жидкости. (Это не относится к аккумуляторам, которые полностью заряжены).
    • Уровень электролита может повышаться и при нагревании аккумулятора.
  • Вытрите подтеки и закрутите пробки. Перед тем как закрутить пробки, убедитесь, что ни на них, ни на крышке не осталось мусора, который мог бы попасть вовнутрь.

    • Если вы нечаянно налили слишком много жидкости, но через край она не перелилась, то прекратите доливать и просто оставьте все как есть. Если же все растеклось по крыше, то постарайтесь не прикасаться к жидкости, потому что в ней содержится кислота, которая может разъесть кожу и одежду.
    • Протрите разлитую жидкость тряпкой или бумажными полотенцами, продвигаясь в направлении от заливных отверстий. Чем бы вы ни вытирали, не допускайте, чтобы эта вещь пропиталась настолько, что и с нее начнет капать на другие поверхности автомобиля и окружающие предметы. Прополощите тряпку или бумажное полотенце в ведре с водой. Наденьте перчатки, чтобы вода не попала на руки.
    • Закончив вытирать, выбросьте тряпку или бумажное полотенце в мусорное ведро. Осторожно вылейте воду в канализацию. Старайтесь не расплескать воду, чтобы остатки кислоты никуда не попали. В завершение поверхность, контактировавшую с разлитой кислотой, протрите тряпкой, смоченной в средстве для мытья окон.
    • На протяжении месяца осматривайте переполненный аккумулятор. Если жидкость переливается через край, то протирайте ее так, как описано выше.
    • Даже если из аккумулятора выливается жидкость, серной кислоты в ней будет немного и ее потеря никак не скажется на функциональности аккумулятора. Лучше не доливать кислоту, чтобы восполнить потерю, так как чрезмерное количество кислоты сокращает срок службы аккумулятора даже сильнее, чем ее недостаток.

    Часть 4

    Какие надо принять меры предосторожности

    Наденьте очки для защиты глаз. Электролит в аккумуляторе – это серная кислота, поэтому очень важно защитить глаза, чтобы в них не попала даже капля этой жидкости. Помните, что вы можете получить серьезную травму или даже потерять зрение.

    • Контактные линзы не являются средством защиты и могут только усугубить положений, если кислота все-таки попадет в глаза. Обычные очки тоже не защитят, поскольку в них отсутствует защита по бокам.
    • Безопаснее всего надеть защитные очки, которые продаются в большинстве строительных магазинов.
  • Если вы почувствовали в каком-то месте жжение или покалывание, возможно, на вас попала капля электролита. Для ожога достаточно всего одной капли.
  • Если вы считаете, что на вас мог брызнуть электролит, то оторвитесь от работы и немедленно промойте это место. Не думайте, что все обойдется. Покраснение или рана появляются не сразу, а по прошествии некоторого времени.
  • Закончив, утилизируйте все перчатки и тряпки, которые вы использовали. Иначе они могут испортить другие вещи, с которыми будут соприкасаться.
    • Если вы не уверены в своих силах, лучше обратитесь за помощью к автомеханику. Во многих магазинах автозапчастей эту процедуру выполнят бесплатно.
    • Занимаясь техническим обслуживанием аккумулятора, поддерживайте чистоту и порядок.
    • Не выкручивайте пробки при работающем двигателе автомобиля.
    • Пользуйтесь защитой для глаз. Аккумуляторная серная кислота является очень едким веществом и может стать причиной потери зрения.
    • Проверять уровень электролита и доливать воду в отсеки нужно в защитных очках.
    • Поддевать пробки заливных отверстий удобно пластиковым шпателем шириной 2,5 см. Пластиковые шпатели продаются во многих строительных или хозяйственных магазинах. Также можно воспользоваться отверткой с изолированной ручкой. Поддевая пробки, не касайтесь ее стержнем каких-либо других металлических деталей, чтобы возникшей искрой не воспламенить газообразный водород, находящийся внутри аккумулятора.
    • Содержите аккумулятор в чистоте. Грязь задерживает влагу и поэтому обладает некоторой проводимостью. Прежде всего это касается грязи, которая впитывает кислотные испарения от аккумулятора. Проходящий по поверхности аккумулятора ток содействует коррозии находящихся рядом металлических частей.

    Что вам понадобится

    • Защитные очки
    • Перчатки. Лучше всего из неопрена. Можно использовать латексные или виниловые. Нитрил не сопротивляется воздействию аккумуляторной серной кислоты.
    • Тряпки (ветошь) или бумажные полотенца
    • Дистиллированная вода
    • Бутылка со спортивным колпачком, спринцовка или воронка.
    • Средство для чистки стекол на основе аммиака
    • Пищевая сода (необязательно, но можно воспользоваться при сильной коррозии на клеммах аккумулятора)
    • Пластиковый шпатель (необязательно) шириной 2,5 см или отвертка с изолированной ручкой для того, чтобы поддеть пробку.

    У многих начинающих автомобилистов возникает вопрос, как в аккумулятор долить дистиллированную воду, если он из категории обслуживаемых АКБ. Соответственно, возникает второй вопрос, сколько необходимо добавлять жидкости и можно ли это сделать самостоятельно в бытовых условиях.

    Предназначение дистиллированной воды

    Дистиллированная вода является важной составляющей в жидкости автомобильной аккумуляторной батареи, обеспечивает ее полноценную функциональность, поддерживает нужную плотность электролита, в котором ее содержится 65%. А процентное содержание серной кислоты составляет всего лишь 35%.

    Серная кислота - это довольно высококонцентрированное химическое соединение, представляющее в чистом виде опасность для АКБ. Для снижения ее концентрации необходима очищенная вода. Соотношение Н2О/H2SO4 =65/35 обеспечивает в момент зарядки аккумуляторной батареи накопление электрической энергии, которая впоследствии используется для запуска и движения транспортного средства.

    Дистиллированная вода (ДВ) - это обычная вода, очищенная от органических соединений (продукты жизнедеятельности растительности и животных, бактерии, вирусы) и неорганических примесей (соли, минеральные добавки, другие вещества). Она состоит из двух химических элементов: водорода (H) и кислорода (O).

    Перед тем как узнать, сколько доливать в аккумулятор дистиллированной воды, важно понять, что для подобной процедуры обыкновенная вода не подходит. В ней содержится большое количество разных примесей (соли, хлор, известь и прочие), которые способствуют быстрому выходу автомобильного аккумулятора из строя. Нельзя заливать в АКБ и прокипяченную воду, так как обыкновенное кипячение не дистиллирует (не очищает) жидкость в полном объеме.

    Почему используется не электролит

    В процессе эксплуатации аккумулятора, особенно в летний период, происходит нагревание батареи, в результате чего банки могут закипеть. ДВ в этот момент испаряется. Кислота - это нелетучая жидкость, соответственно она остается и уменьшается концентрация воды. Плотность смеси вырастает иногда до 1,4 г/см 3 . Поэтому, чтобы электролит привести к нормальной плотности, необходимо добавлять ДВ.


    Если лить электролит, плотность уменьшится, но недостаточно.

    Важно помнить о выпадении солей в осадок и разрушении пластин. Поэтому, чтобы уменьшить плотность жидкости до установленной нормы, добавляется исключительно ДВ. Это правило нужно всегда помнить!

    А также стоит запомнить, что вода доливается только в аккумуляторные батареи обслуживаемого типа, которые отличаются максимальным испарением. Необслуживаемые АКБ оборудованы литым герметичным корпусом, испаряемая жидкость не выходит наружу, она выпадает в осадок внутри банки. В этом случае происходит замкнутый цикл, добавлять воду нет необходимости.

    Когда требуется заправка АКБ

    Большинство специалистов считают, что аккумулятору авто техническое обслуживание не требуется. Соответственно доливка в него воды является неактуальной, но при условии эксплуатации АКБ в нормальных условиях. Обязательно проверять уровень жидкости необходимо автомобилистам, совершающим на собственном авто поездки на дальние расстояния. В этом случае наибольшая вероятность преобразования жидкости в парообразное состояние. А также активный процесс испарения воды осуществляется в случае выхода из строя реле-регулятора.

    Основные показатели поломки реле-регулятора:

    • в период эксплуатации транспортного средства аккумуляторная батарея сильно нагревается;
    • на корпусе АКБ наблюдаются капли электролита;
    • из заливных горловин выходит сильный пар.

    Нужно учитывать вариант конструкции АКБ. В обслуживаемых моделях происходит намного большее испарение H2O. Поэтому именно для них стоит знать, сколько воды доливать в аккумулятор. В необслуживаемых моделях испарение жидкости в окружающую среду предотвращает герметичный литой корпус. Такие АКБ не требуют дополнительного технического обслуживания.

    Проверка уровня электролита

    Наличие электролита проверяется исключительно в обслуживаемых АКБ. Они чаще всего оборудованы прозрачным корпусом, поэтому осмотр проводится визуально. Для этого на поверхности сделаны специальные отметки, соответствующие определенному объему жидкости.

    Выпускаются также аккумуляторные батареи обслуживаемого типа с непрозрачным корпусом. Чтобы определить, до какого уровня доливать в аккумулятор воду в таком случае, владельцу транспортного средства понадобится специальная прозрачная трубочка диаметром 0,5 см.

    Последовательность проверки уровня жидкости :

    • откручивается крышка АКБ;
    • прозрачная трубка опускается в жидкость, при этом она должна упереться в дно баночки;
    • ее внешнее отверстие зажимается плотно пальцем;
    • затем она достается из аккумулятора для определения уровня электролита.

    Такая трубка имеет деления минимума и максимума. Соответственно, если набравшаяся жидкость находится в этих пределах - объем электролита в норме. Если жидкость ниже минимума - необходимо долить ДВ.

    Сколько нужно добавлять воды

    В аккумуляторах современного типа проще разобраться, сколько добавлять ДВ в систему. Их корпус чаще производят из прозрачного пластика, на котором разбита шкала объема жидкости. Нужно просто визуально следить за ее уровнем в системе. Ее не должно быть меньше или больше допустимой нормы.

    1. В некоторых моделях аккумуляторов немного ниже горловины банки обустроен пластмассовый (металлический) «язычок». Заливать жидкость необходимо на 0,5 см выше него.
    2. В случае отсутствия в банке каких-либо отметок, доливать воду надо на 1,5 см выше свинцовых пластинок.
    3. Если невозможно визуально определить наличие электролита в АКБ, тогда рекомендуется воспользоваться специализированной стеклянной трубкой со шкалой.

    Важно правильно выполнять доливку ДВ, чтобы плотность электролита соответствовала установленным нормам. При большей концентрации соляная кислота будет разрушать свинцовые пластины.

    При ее недостатке можно разморозить автомобильный аккумулятор при значительных минусовых температурах.

    Как правильно доливать жидкость

    Если плотность электролита в автомобильном аккумуляторе повысилась или АКБ не дает нужное напряжение, значит, причина в испарении ДВ. По норме электролит состоит: H2SO4 (серная кислота) - 35%; H2O - 65%.

    Инструкция доливки ДВ в АКБ:

    Доливка жидкости осуществляется только на горизонтальной поверхности, иначе уровень будет показывать неправильный объем. А также стоит учитывать тот факт, что в разных климатических условиях отличается плотность электролита. Например, в России:

    • на юге страны - 1,25 г/см 3 ;
    • в центральных регионах - 1,27 г/см 3 ;
    • на северных территориях - 1,29 г/см 3 .

    Чтобы точно измерить плотность жидкости, ареометр должен находиться строго в свободном состоянии, вертикальном положении и не соприкасаться со стенками емкости. Опустив аккуратно ареометр в жидкость, нужно дождаться, когда он полностью перестанет колебаться, затем снять показания по шкале в точке его пересечения с поверхностью электролита. Это и есть плотность жидкость.

    Получение дистиллята в быту

    Есть автомобилисты, которые не идут в магазин за ДВ. Они ее производят самостоятельно в домашних условиях. Это в основном старшее поколение, заставшее времена дефицита, и люди, проживающие в отдаленных от города населенных пунктах, куда многая продукция просто не поступает.

    При желании самостоятельно приготовить ДВ стоит понимать, что она не будет отличаться высоким качеством, так как для этого необходимо иметь специальное дорогостоящее оборудование - дистиллятор. Но в качестве альтернативы подойдет обычный самогонный аппарат без змеевика. Производительность ДВ при использовании этого варианта составит примерно 1 стакан за 3−4 часа.

    Формула дистиллированной воды - Н2О. Качественная жидкость не должна содержать сторонних примесей. В бытовых условиях достичь такого результата невозможно, небольшое содержание солей металла все-таки останется.

    1. Если необходимо срочно долить воду в аккумуляторную батарею, можно набрать ее из-под крана в пластиковую бутылку и положить в морозилку на 2−3 часа. Использовать нужно только лед, который предварительно растапливается. Незамерзшая вода сливается в раковину. Полученная таким способом ДВ будет причинять минимальный ущерб АКБ.
    2. Еще один способ - сбор дождевой воды в пластиковую емкость, тщательная фильтрация, дальнейшее использование по предназначению.


    Важно! Собираемая вода для аккумуляторной батареи не должна соприкасаться с железными предметами. Например, вода, стекающая с металлической крыши дома, непригодна для этих целей.