В последние годы в автомобилестроительной индустрии наметилась явная тенденция на электрификацию. Практически все мировые производители планирует выпустить новые автомобили, которые будут приводиться в движение электрическими силовыми установками.
Мало того, по мнению многочисленных экспертов, за электромобилями будущее. То есть, в ближайшие годы на дорогах начнёт появляться всё больше и больше машин с нулевыми выбросами вредных веществ, которые, согласно предсказаниям и прогнозам, должны в итоге полностью вытеснить автомобили с ДВС.
Однако есть и «другая сторона этой медали». Давайте попытаемся разобраться и понять, электромобили – это утопия или же наоборот прогресс. Мы конечно не против такого вида транспортных средств. Но, в настоящее время идея глобальной электрификации автомобильной индустрии, по меньшей мере, выглядит не такой уж и радужной.
Например. Задайте себе вопрос, почему французская компания Renault прекратила выпуск электромобиля Fluence Z.E. Главная причина – недостаточно высокий потребительский спрос на машину с электрической силовой установкой. Мало того, немного разобравшись в ситуации, мы нашли, как минимум, ещё несколько причин, из-за которых электромобили в ближайшем времени не станут ни популярными, ни прибыльными.
Прежде чем конкретизировать, отметим, что даже американцы, которые и стали первооткрывателями массового внедрения электрокаров, постепенно начали терять интерес к подобным машинам. Это взято «не с неба». Так, Министерство энергетики Соединённых Штатов Америки считает, что к 2040 году электромобилей в стране будет не более 1% автомобильного рынка. Ранее этот прогноз был значительно «радужнее».
Смог над городами
Фото: YandexНе секрет, что с каждым годом человечество, в прямом смысле этого слова, кошмарят различными картинками, главным героем которых является смог над индустриально развитыми мегаполисами. При этом отмечается, что такая ситуация складывается из-за огромного автопарка. Да, в этом есть часть истины, но, только часть.
Многочисленные профильные специалисты отмечают, что виной тому, далеко не в последнюю очередь, промышленные предприятия. В свою очередь, жёсткая экологическая политика в этой области может привести к тому, что в государствах начнётся падение ВВП со всеми вытекающими отсюда последствиями.
То есть, если от «экологических воин» начнутся «социальные и голодающие бунты», согласитесь, на саму экологию всем будет откровенно «наплевать». Проще говоря, нас просто переключают от одной проблемы на другую, «спуская всех собак» именно на автомобилестроение.
Атомная электростанция Фукусима
Фото: YandexГлобальная электрификация автомобилестроительной индустрии заставляет задуматься и над таким вопросом, как «а есть ли у нас столько электричества». Пожалуй, что в настоящее время более эффективным способом получения электричества является атомная энергетика. Но, давайте вспомним о Чернобыле и Фукусиме.
При этом адепты тотальной автомобильной электрификации утверждают, что большинство людей планеты дышат выхлопными газами, которые выбрасывают машины с двигателя внутреннего сгорания, что приводит к получению легочных заболеваний, отравлений и так далее.
Так если в настоящее время человечество не нашло идеального способа выработки огромного количества энергии, пусть лучше остаётся всё как есть?! Ведь согласитесь, обычные гидроэлектростанции можно строить далеко не везде, да и с экологической составляющей тут есть масса вопросов. Да и сколько их тогда нужно построить, чтобы хватало на все наши потребности!?
Час памяти для учащихся школ, посвященный Дню Чернобыльской трагедии
Фото: Culture.ruЕсть ещё «прогрессивные» солнечные батареи и ветряки, но они, как известно не окупаются. Помимо всего прочего, здесь также возникает проблема утилизации отработавших свое конструкций. Так, по данным мировых СМИ, вопрос утилизации подобных источников энергии стоит не менее остро, чем утилизация отработанного ядерного топлива.
Действующие же электростанции, источником получения электрической энергии которых является жидкое или твёрдое топливо, опять же негативно влияют на экологию, да и не столь эффективны. Конечно, сделаем ещё одну поправку, мы умалчиваем о том вреде, который приносит нашей планете добыча и использования более привычных всем видов топлива для автомобилестроения.
Зарядные станции для электромобилей Tesla
Фото: TeslaОтсутствие инфраструктуры для использования электрифицированных транспортных средств – это ещё один «плюс в корзину» подобного транспорта. Да что там говорить, из-за этого и нет надлежащих объёмов продаж существующих электрокаров. Ну, скажите, зачем человеку покупать машину, которую негде заряжать?!
Мало того, встаёт и другой вопрос: время, которое необходимо для зарядки батарей электрокаров. Да, мировые производители активно работают над этим вопросом, но пока не всё так хорошо, как этого бы хотелось. Если коротко конкретизировать, то в настоящий момент инфраструктуры под использования электрокаров в глобальных масштабах просто нет. Но, опять же, сделаем поправку на то, что в будущем эта ситуация может и должна измениться.
Фото: Jaguar
Пожалуй, что начнём со второго и третьего. Как ни стараются мировые производители, пока цена электромобиля достаточно высока. Это, в свою очередь, а также плохо развитая инфраструктура, приводит к тому, что быстро окупиться электромобиль не может. Как подсчитали ранее британские аналитики, даже самый доступный электромобиль при всех своих плюсах способен окупить вложения, в лучшем случае, через пять лет. При этом машины с ДВС окупаются через три.
Renault Fluence Z.E.
Фото: RenaultПредставьте себе, что компания продаёт вам новый автомобиль, которого способен пробежать без достаточно серьезного вмешательства порядка 120 тысяч километров?! Согласно исследованиям, главный движущий элемент электромобиля – аккумулятор – склонен к быстрому старению. И это, в первую очередь, опять же связано с технологическими проблемами.
Весь автомир встает на «электрорельсы» (в нашем случае, в «электроколею»), но Россия как всегда идет иным путем - газовым. Даже наш президент ратует за переход транспорта на природный газ. Между тем, СМИ сообщают о росте популярности в России электрических автомобилей.
Эксперты ресурса «Авито» проанализировали рынок электромобилей в нашей стране и пришли к выводу, что он растет. Так, за год предложение выросло более чем в два с половиной раза, а спрос – более чем в полтора. Почему так? Может, потому, что средняя цена на электромобили за год почти не изменилась - она составляет около 1 млн. рублей.
Самой популярной моделью на электрической тяге в России является Nissan Leaf - на этот электрокар пришлось 84,3% запросов. Больше всего электромобилями в этом году интересуются в Приволжском и Южном федеральном округах. По всей видимости, климат в этих регионах каким-то образом благоприятствует эксплуатации таких машин.
Во II квартале 2019 года предложение по электромобилям на сайте «Авито» увеличилось более чем в два с половиной раза - на 157,7% по сравнению с аналогичным . Спрос на электромобили за тот же период увеличился на 56,3%.
Развитию рынка электромобилей в России способствует то, что государство все-таки работает над . Даже есть план - увеличить долю транспорта с электромоторами до 4-5% к 2025 году. Как это сделать - увеличивать число доступных моделей, обеспечивать владельцам электромобилей дополнительные льготы (например, бесплатные парковки), развивать сеть электрозарядных станций, воспитывать в россиянах чувство ответственности за экологию в стране и мире.
Но пока электромобилям принадлежит очень небольшая часть рынка. Это связано, в первую очередь, с трудностью в заправке автомобиля электричеством: на всю Россию всего несколько сотен зарядных станций.
Что касается цен на электромобили, во II квартале 2018 года она составляла 1,01 млн рублей, в I квартале 2019 года – 1,019 млн рублей, а во II квартале 2019 года – 1,006 млн рублей, снизившись на 0,4% за год.
Почти четверть спроса пришлась на Приволжский федеральный округ, почти столько же – на Южный федеральный округ. Это связано с зависимостью функционирования электромобиля от температуры: на морозе его батарея быстро разряжается, поэтому на юге ими интересуются больше всего. Третье место занял Дальневосточный федеральный округ – через него в Россию попадают японские Nissan и другие электромобили. При этом именно этот округ лидирует по доле предложения, которая составила почти 25% от всероссийского значения.
Дороже всего электромобили продаются в Москве и Санкт-Петербурге (велик выбор новых моделей + столичные наценки), а дешевле всего – на Северном Кавказе.
Самым популярным электромобилем на российском рынке остается японский . На него во II квартале 2019 года пришлось 84,3% спроса и 86% предложения. На втором месте – американская Tesla Model S, на третьем – еще один «японец», Mitsubishi Minicab. Самой дорогой машиной среди всех моделей, представленных на Авито, является кроссовер Tesla Model X (9,3 миллиона рублей), а самой доступной – Mitsubishi Minicab (458 тыс. рублей).
Аналитики PwC предсказывают значительный рост популярности электромобилей в ближайшие пять лет. Однако в России их доля среди легковых машин останется незначительной
Фото: William DeShazer / Reuters
Среднегодовые темпы роста рынка электромобилей к 2025 году могут достичь 30%, следует из исследования консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (есть у РБК). В Москве этот показатель может вырасти до 60%, считают эксперты PwC.
По данным авторов, за прошлый год в России было продано 2,38 тыс. электромобилей, их доля от общих продаж легковых автомобилей по стране составила лишь 0,14%. На рынке преобладают поддержанные электрокары — их более 94%, чаще всего такие покупают в Приморском и Хабаровском краях (29% покупателей), Иркутской области (12%) и Краснодарском крае (9%). Новые электромобили чаще всего приобретают в Москве (32%), Приморском крае (17%) и Подмосковье (8%).
Самой популярной маркой оказался Nissan, его выбирали 53% водителей электромобилей. На втором месте Tesla, ее машины покупают 37%. Далее следуют Jaguar (5,5%) и Renault (4,9%).
По данным «Автостата», на фоне общего падения российского авторынка спрос на электромобили в первом полугодии вырос в 2,8 раза: обладателями новых электромобилей в России стали 147 человек.
По подсчетам консалтинговой компании, в случае темпов роста продаж электромобилей до 30% в год, к 2025 году их число в России вырастет до 14,9 тыс. шт. Предпосылками для увеличения продаж в PwC считают развитие инфраструктуры, снижение стоимости аккумуляторных батарей и их адаптацию под российский климат.
Однако пока этот вид транспорта не получил господдержки: особых льгот для покупателей не предусмотрено. Ранее эксперты Национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» владельцам электромобилей ездить по выделенной полосе, чтобы стимулировать продажи. В «Мосгортрансе» выступили против: в ведомстве объяснили, что выделенные полосы нужны для оптимизации скорости движения городского общественного транспорта и такси, а также снижения числа ДТП с автобусами.
В начале года «Автонет» также предлагал ввести для водителей электромобилей льготы на платных трассах, но в Минтрансе . Первый замминистра транспорта Иннокентий Алафинов назвал инициативу несправедливой, поскольку электромобиль занимает столько же места на дороге и изнашивает ее точно так же, как традиционный. Замминистра отметил, что владельцы электромобилей и так де-факто бесплатно пользуются общественной инфраструктурой (дорожные фонды формируются за счет акциза на топливо, а электромобили его не используют), но для них можно разработать другие предложения: например, бесплатные парковки.
Рынок продаж легковых автомобилей в России за первое полугодие 2019 года показал падение на 2% и составил 775 тыс. шт., говорится в исследовании (за аналогичный период прошлого года было продано 790 тыс. машин). Крупнейшим сегментом остаются иномарки российского производства, однако за полгода их продажи упали на 5%, повлияв на общую динамику рынка. По итогам 2019 года аналитики прогнозируют замедление темпов роста продаж из-за повышения НДС, волатильности рубля и сокращения господдержки автопрома.
Эксперты PwC представили очередной обзор российского рынка новых легковых автомобилей по итогам 1-го полугодия текущего года и, как всегда, поделились прогнозами его развития. Отдельно они посмотрели на рынок электромобилей и дали более благоприятный прогноз его развития.
В январе - июне 2019 г. продажи новых легковых автомобилей в России, по данным PwC, достигли 775 тыс. штук, сократившись на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом в 2018 г., когда было продано 790 тыс. таких авто.
Продажи российских автопроизводителей выросли на 2,7% по сравнению с 1-м полугодием 2018 г. Прирост, отмечают эксперты PwC, был обеспечен продажами Lada (3%), в то время как модели UAZ продемонстрировали обратную динамику (–8% к результатам шести месяцев 2018 г.), но сохранив долю рынка на уровне 1%.
Иномарки российского производства остаются крупнейшим сегментом рынка, на который приходится более 60% всех продаж новых легковых автомобилей. В 1-м полугодии 2019 г. продажи в данном сегменте сократились на 5%, тем самым повлияв и на общую динамику рынка новых легковых автомобилей. Причиной падения спроса, полагают авторы обзора, могло стать удорожание автомобилей в сегменте почти на 10%.
В январе - июне 2019 г. в совокупных продажах незначительно увеличилась доля импорта и составила около 17% против 16% в аналогичном периоде 2018 г. При этом, замечают эксперты PwC, сегмент традиционно показал прирост выше общерыночного - 20% в рублевом выражении и около 4% в количественном. Стоимость импортных иномарок выросла лишь на 3% по сравнению с 2018 г.
В денежном выражении рынок продемонстрировал прирост как в рублевом, так и в долларовом выражении, при этом в рублевом эквиваленте он увеличился больше (8% против 6%) по причине укрепления рубля и роста средней стоимости новых автомобилей по итогам шести месяцев 2019 г. по сравнению с первым полугодием 2018 г.
По прогнозу аналитиков PwC, в 2019 г. продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 0,5% и составить 1,68 млн штук в оптимистичном сценарии. В базовом их прогнозе ожидается снижение продаж на уровне 2%, и они достигнут 1,64 млн штук. Для 1-го полугодия был актуален базовый сценарий (снижение на 1,9%). Его реализация, логично считают авторы обзора, будет зависеть преимущественно от макроэкономической конъюнктуры.
Но стоит заметить, что уже сейчас можно оценить, какой из сценариев, рассматриваемых экспертами PwC, более реалистичен по итогам 2019 г., прибегнув к данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Его статистика авторынка на сегодня охватывает период по август текущего года, то есть на два месяца ближе к финишу последнего.
При этом необходимо напомнить, что данные Комитета автопроизводителей АЕБ учитывают продажи не только новых легковых, но и легких коммерческих автомобилей, таким образом, нельзя ожидать идеального совпадения со статистикой PwC ни по количеству продаж, ни по годовой динамике вплоть до десятых процента. Однако для общей оценки развития рынка положиться на них можно полностью.
Так вот, по данным АЕБ, в январе - августе 2019 г. рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократился в годовом измерении на 2,3%. Это на 0,1 п.п. лучше значения за полугодие, но, думается, не настолько, чтобы ожидать радикального улучшения - роста рынка - по итогам года.
Впору также напомнить слова заместителя председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Ларса Химмера, который по итогам января - июля, констатируя снижение годовой динамики продаж авто, как и за полугодие, на 2,4%, заметил: «В целом рыночные ожидания до конца года не улучшатся».
В своем обзоре эксперты PwC называют следующие факторы, которые могут замедлить рост продаж в 2019 г.:
рост цен в результате повышения НДС с 18 до 20%;
ухудшение макроэкономической ситуации и увеличение волатильности национальной валюты в случае введения новых санкций;
сокращение государственной поддержки автопромышленности.
Факторы, которые будут способствовать росту продаж в 2019 г., по мнению экспертов PwC, следующие:
переход рынка в стадию естественного роста при отсутствии внешних шоков, девальвации национальной валюты и санкций;
Также считают, что введение нового инвестиционного режима, предусматривающего предоставление льгот и субсидий в обмен на инвестиции в локализацию производства (специальный инвестиционный контракт - СПИК), окажет существенное влияние на развитие рынка в России. По состоянию на июль 2019 г. СПИК 1.0 подписали АВТОВАЗ - Renault - Nissan - Mitsubishi, Hyundai, Группа ГАЗ, Daimler, Sollers и др.
Со 2 августа 2019 г. вступил в силу СПИК 2.0, предусматривающий изменение механизма предоставления льгот и субсидий.
Дальнейшее развитие рынка будет определяться стратегией автопроизводителей в условиях перехода на новый инвестиционный режим, указывают аналитики.
По прогнозу PwC до 2025 г. включительно, среднегодовой прирост российского рынка новых легковых автомобилей составит около 7% и через шесть лет достигнет объема 2,47 млн штук. Таким образом, и в 2025 г. данный рынок в натуральном выражении будет уступать максимальному его размеру, достигнутому в 2012 г. (2,76 млн штук), - около 290 тыс. автомобилей, или 10,5%.
Отметим, что смена вектора развития легкового авторынка в текущем году с роста на снижение изрядно понизила оптимизм прогнозов экспертов PwC в перспективе нескольких лет. Так, по итогам 2017 г., когда продажи автомобилей оказались даже выше предварительных экспертных оценок, они улучшили свой прогноз на 2021 г. с 1,88 млн авто до 2,12 млн, теперь же их ожидание объема рынка в названном году составляет 1,93 млн штук - на 9% меньше.
Отметим также удлинение горизонта прогнозирования рынка аналитиками PwC до шести лет. Возможно, это связано с тем, что Стратегия развития автомобильной промышленности России, принятая в феврале 2018 г., рассчитана как раз до 2025 г.
Отдельную главу в своем обзоре PwC посвятил электромобилям и предложил три сценария развития их рынка в России:
в пессимистическом сценарии они предполагают медленные темпы развития инфраструктуры и ограниченную государственную поддержку;
в оптимистичном сценарии предполагается, что правительство будет активно использовать международный опыт других стран и вводить аналогичные стимулы в России.
По итогам семи месяцев 2019 г. рынок электромобилей в России достиг объема в 1914 шт. (188 новых и 1726 подержанных), что, подчеркивают эксперты PwC, уже составляет около 80% оптимистичного прогноза на 2019 г.
При этом, отмечают они, значительного увеличения мер государственной поддержки не произошло, и в случае их активного внедрения можно ожидать сохранения текущих темпов роста.
По результатам 2018 г. в России было продано 2383 шт. электромобилей (новых и подержанных). В общих продажах новых легковых автомобилей доля электромобилей составила 0,14% по итогам года.
На рынке при этом преобладают (более 94% проданных автомобилей) подержанные машины, продажи которых приходятся на Приморский и Хабаровский края, а также Иркутскую область. Большинство (40%) новых электромобилей продается в Москве и Московской области.
Согласно прогнозу PwC, совокупные продажи электромобилей в России будут расти со среднегодовым темпом прироста до 30%, а в Москве - до 60% в период 2018-2025 гг., что эквивалентно росту продаж с 2,4 тыс. до 14,9 тыс. шт. на всей территории РФ.
В перспективе ближайших лет рост продаж электромобилей, считают эксперты PwC, будет обусловлен следующими факторами:
активной поддержкой продаж электромобилей государством;
развитием инфраструктуры;
снижением стоимости аккумуляторной батареи и адаптации ее режимов эксплуатации под российский климат.
Продажи в России новых легковых автомобилей в январе - июне 2019 г.
Продажи, тыс. шт. |
Продажи, млрд руб. |
Продажи, млрд долл. США |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Изменение |
Изменение |
Изменение |
|||||||
Отечественные бренды |
|||||||||
Иномарки российского производства |
|||||||||
Импортные новые автомобили |
|||||||||
Общая ситуация по данному виду автомобильного транспорта:
Рост мирового рынка электромобилей будет поддерживать, в том числе, на государственном уровне. Так Великобритания и Франция в 2017 году объявили о планах запретить продажи бензиновых и дизельных машин к 2040 году. Во Франции запрет для дизельных автомобилей вступит в силу уже в 2024 году, когда в Париже должны пройти Олимпийские игры. Германия собирается ввести полный запрет на производство двигателей внутреннего сгорания к 2030 году. Амбиционные планы строит и Индия: в 2030 году там можно будет купить только электрический или гибридный автомобиль. Министерство промышленности Китая планирует установить аналогичный срок. Китай намерен стать мировым лидером по производству электромобилей.
Преимущества | Недостатки |
1. Не загрязняют окружающую среду | 1. Высокая стоимость |
2. Низкий уровень шума | 2. Ограниченный срок службы батарей (до 5 лет) |
3. Простота управления и обслуживания (автоматическая коробка передач) | 3. Трудоёмкий процесс зарядки |
4. Небольшие затраты на электроэнергию | 4. Полного заряда хватает на расстояние около 300 км |
5. Простой и надёжный двигатель | 5. Медленная зарядка |
6. Высокий КПД двигателя | 6. Сложность утилизации батарей (ядовитые компоненты) |
7. Автомобиль можно зарядить дома | 7. Вероятность поражения электрическим током при аварии (необходим стандарт отключения аккумуляторов при ДТП) |
8. Меньше затрат на техническое обслуживание | 8. Недостаточно обученных специалистов для проведения ТО |
Концепции развития заправок :
Ограничители продаж электромобилей в мире и в России:
Перспективы/направления развития:
Зарядные станции: