Длительный тест-драйв Lada SW Cross. Lada Vesta SW Cross — первый тест-драйв Испытания серийной версии

После того, как россияне распробовали седан Lada Vesta, «АвтоВАЗ» выкатил смелый проект - эта же модель, но в кузове универсал. Смелый, потому что «сараи» в России традиционно не жалуют, предпочитая кроссоверы. У них и привод полный и багажник большой, и при необходимости можно пробраться по бездорожью. Дороговато только.

Для тех, кто ловит себя на подобных мыслях, отечественный «АвтоВАЗ» начал производить универсал Vesta SW и его продвинутую версию SW Cross. За рулем последней корреспонденты «Газеты.Ru» и провели особенно суровую и снежную московскую зиму, чтобы на себе прочувствовать все особенности обладания отечественным автомобилем.

Эй, рыжий

Если к седану Vesta на дорогах все уже привыкли, то «универсал», особенно в ярко-оранжевом цвете Mars пока остается «темной лошадкой». К машине присматриваются, пытаясь определить, что это за зверь такой, задают вопросы и уточняют цены. Узнав, насколько дороже универсал (простая Vesta стоит от 570 тыс. руб., до 867 тыс. в то время как SW Cross - от 771 тыс. руб. до 825 тыс. руб.), недовольно цокают языком, но все равно внимательно изучают багажник, дергают за сетки, да завистливо заглядывают в салон, разглядывая яркие цвета и глянцевые вставки.

SW Cross выглядит действительно красиво и с этим уже никто не спорит. При этом, несмотря на характерные «иксы» по бокам, издали он все равно напоминает Volvo.

У «АвтоВАЗа» есть еще одна версия универсала, попроще: Vesta SW без приставки Cross. Но выглядит он скучнее, хотя в целом характеристики такие же, кроме клиренса и колес меньшего диаметра

Возможно, эта модель слишком ассоциируется у нас с шеф-дизайнером марки, но вытянутый силуэт вкупе с увеличенными колесными арками навевает мысли именно о шведском бренде. В салоне, наконец-то, уже совсем не бедно. Окончательно исправлены «косяки», которыми обладала Vesta в момент запуска, а, поскольку SW Cross - самая навороченная версия универсала, сделано тут все по-максимуму. Яркий салон, необычные иксообразные элементы декора в дверях. Обивка из «экокожи» также с оранжевыми вставками.

Удобный подлокотник наконец-то не проваливается под локтем, а введение трехрежимного подогрева сидений стало настоящим прорывом.

Это правда было очень нужно, сочувствую обладателям первых версий, которые вынуждены были научиться ловить момент, когда подлая печка, затаившись, неожиданно начинает жарить. Есть и отделения под два стакана с кофе, но термокружку в них уже не пристроить.

Потенциальные покупатели: когда «автомат»?

Салон протестировала первым делом, загрузив большую семью друзей с маленьким ребенком и рюкзаками на каждый нос, и отправившись на заснеженную конюшню. Двухметровый отец семейства крупного телосложения явно подумывает, на что бы поменять подогнанную мною же малышку Skoda Fabia, которая уже не справляется с объемами всего, что нужно перевозить с дачи и обратно. Оказалось, что он смог довольно свободно устроиться на переднем пассажирском месте, что удивило даже меня.

Потенциальный покупатель сразу же оценил момент, когда при движении задним ходом на большом мониторе высветился вид с камеры заднего вида и подсказки траектории движения: «полезно, особенно когда жена окажется за рулем».


Колеса большего размера и настройки подвески позволили увеличить дорожный просвет Vesta SW Cross до 203 мм. Клиренс у «обычной» Vesta SW поскромнее -— 178 мм

Алина Распопова, Андрей Супранович

Сзади подруга довольно отрапортовала о наличии подогрева, ну а ребенок ничего не сказал, поскольку нашел USB-порт для подзарядки гаджета.

На морозе пришлось вывернуть обдув и подогрев стекол на максимум, общаться в таких условиях сложно, слишком шумно.

Поэтому я концентрируюсь на рулении, а мой друг-программист на изучении возможностей навигационной системы. «Ой, а что это мы так медленно едем, нас все обгоняют», — раздается голос подруги.

Ну простите, 11,2 сек до «сотни» это все, что может выдать самый мощный мотор для модели объемом 1,8 мощностью 122 л.с.

На самом деле я пока аккуратничаю с «механикой», но, сами просили - резко стартую со светофора, обгоняю неопознанный иностранный седан, который тонет в зеркале заднего вида после череды «лежачих полицейских». Мы же на мягкой, но четко срабатывающей подвеске пролетаем их один за другим.

«Так, а кроме «механики» что-то есть?» — вопрошают друзья. Говорю, как есть: «автомата» пока нет и вряд ли его стоит ждать в ближайшее время - стоить будет слишком дорого.

К Vesta с роботизированной коробкой передач придется привыкать долго и мучительно. И даже после обретения гармонии, нет-нет, но срываешься на переговоры с ней на повышенных тонах.

А вот для тех, кто предпочитает «ручку», пятистиступенчатый агрегат - оптимальный вариант. У механической коробки длинные передачи, она охотно прощает водителю ошибки и тянет на высоких передачах даже при низких скоростях. И тут оказывается, что подруга, кажется, готова к поиску компромисса с «роботом», но супруг явно против и тут я полностью на его стороне.

Кроме того, он явно разочаровался качеством навигации. С этим не поспоришь - с тем, что карты подтормаживают, а голосовое оповещение слишком поздно сообщает о необходимости свернуть с дороги журналисты столкнулись еще на первых тестах в Сочи, где, проскочив нужный поворот приходилось минут 20 ехать до следующего. Но ведь все в основном пользуются навигаторами в мобильных телефонах - этот аргумент, кажется, принят.

Запускаю тяжелую артиллерию, добравшись до конюшни, демонстрирую действительно большой багажник и удобно закрепленные сумки при помощи сеток.

Кажется, «АвтоВАЗ» понял, что «гениальные простые идеи», которые любит применять Skoda стоят мало, а пользы приносят уйму. Алина Распопова, Андрей Супранович

Влезут сюда и чемоданы, и дачный скарб, а, чтобы перевозить что-то покрупнее можно сложить сидения второго ряда - тогда сюда можно будет впихнуть, к примеру, стиральную машинку или большой шкаф в разобранном виде.

А как в снегу

Тем временем Москву в очередной раз засыпало снегом, выбираться домой пришлось через высокие сугробы. Тут оказалось, что хоть клиренс SW Cross и позволяет их преодолевать, мощности мотора иногда не хватает, и двигатель глохнет. Так, чтобы выбраться из снежного плена пришлось заводиться раз пять подряд.

На занесенной снегом колее, под которой затаилась корка льда ехать было страшновато и мысли о необходимости полного привода то и дело всплывали в голове. Неприятности впоследствии поджидали и во время парковки во дворе, который также щедро завалило снегом: заехать в высокую колею можно, а вот чтобы выбраться переднего привода иногда не хватало, и тут на помощь приходили соседи или лопата.

В целом к автомобилю получилось привыкнуть довольно быстро, а на дороге стыдно за него не было. А о сюрпризах Vesta SW Cross мы еще расскажем.

В какой-то момент я даже зажмурился, а внутри всё сжалось до колик. Не от страха свалиться в пропасть, а от уверенности, что на этой глубокой асфальтовой промоине быстрого горного поворота мы не только прикончим передние колеса, но и оставим обе стойки передней подвески. А там - да, через каменный отбойник и кубарем вниз. Падать есть куда.

Практически выбрав ход сжатия, на выходе из ямы Cross подскакивает вверх.

И еще раз - хрясь! Это уже после резкого сжатия ушли в легкий подскок задние колеса. Радиус поворота чуть «распустился» - и машина пошла пошире, наружу виража…

С обновленьицем

Нет ничего хуже, чем носить в себе чужие тайны. На этом предсерийном универсале Лада Веста SW Cross я поездил еще в первой половине лета, а делиться впечатлениями можно только сейчас. Пока держишь язык за зубами, забываются нюансы, улетучивается волну­ющее чувство «права первой ночи», притухают эмоции. Впрочем, плюсы в этом тоже есть: в памяти цементируется главное, и об этом главном я и поведаю.

С предсерийным Кроссом мне довелось познакомиться в окрестностях Сочи, где вазовские испытатели живут месяцами, сменяя друг друга и накатывая тысячи километров по дорогам разных типов, включая горные серпантины ( они пользуются лишь для сертификационных испытаний). Машины - в камуфляже, поскольку до начала продаж еще почти полгода. Интерьер местами несерийный: некоторые панели сделаны из гладкого модельного пластика. Но - и это главное! - почти полная «ездовая» свобода. Хочешь - шпарь по ровным олимпийским дорогам. А нет - шуруй по горным серпантинам.

Белый Cross, от которого я взял ключи, - мечта многих. Потому что вместительный, с внушительным клиренсом (203 мм!), с мотором 1.8 (122 л.с.) и пятиступенчатой механической коробкой передач. Со временем обзаведутся таким силовым агрегатом, но пока сочетание «старшего» мотора и механики - в диковинку. А еще такому Кроссу 1.8 положены дисковые задние тормоза. Барабанные не столь эффективны? Менее надежны? Не слышал о таких проблемах. А вот то, что дисковые тормоза дороже в обслуживании, - факт. Но если потребитель хочет - вуаля. Маркетинговый ход: теперь как у «корейцев»!

На Cross ставят только 17‑дюймовые колёса с шинами размерностью 205/50 R17. Обычным универсалам положены колёса поменьше - диаметром 15 или 16 дюймов, как на седане.

Обойдя вокруг машины, заметил немало изменений - о некоторых из них мы уже (ЗР, № 7, 2017). Веста постепенно модернизируется (например, было проведено несколько калибровок силовых агрегатов); кое-какие новшества будут внедрены сначала на универсале, а уж затем перекочуют на седан.

Понятно, что XV - из другой ценовой лиги, но с технической точки зрения это прямой конкурент: тот же типоразмер, схожий по мощности мотор (речь про 1.6). Разве что полного привода у Весты нет. Но на асфальте он и не нужен.

Всю дорогу я не мог оправиться от этого «субаровского» ощущения. Сила Кросса еще и в том, что он прекрасно управляется - лучше седана. Полное ощущение, что даже ESP срабатывает позже, чем на седане, позволяя ехать чуть активнее и дольше скользить без вмешательства электронного сторожа. Специальная калибровка для Кросса?

Нет. Настройка универсальна для седанов и универсалов, включая Cross, - есть лишь разные предустановки в зависимости от силового агрегата (мотор и тип коробки) и типа задних тормозов (дисковые или барабанные). А эффект сдвинутого порога срабатывания создают шины. Они низкопрофильные, с более жесткой боковиной, поэтому в поворотах руль отклоняешь на меньшие углы - машина охотнее меняет курс и активнее ввинчивается в поворот, нежели на более высоких и мягких покрышках. А поскольку ESP срабатывает, помимо прочего, еще и по датчику поворота руля, то чем меньше угол поворота колес, тем позже она возбуждается, полагая, что до опасного момента еще далеко. Вот порог срабатывания и отодвигается. И я с этой бездушной дамой, у которой одни цифры в голове, полностью согласен. Не знаю, как будет зимой, но летом - в кайф.

К тому же сцепные свойства этих шин чуть выше, а руль из-за увеличенных боковых сил становится более «увесистым» и понятным. Главное - не наглеть и откровенно не перебирать со скоростью на входе в поворот. Ведь ESP срабатывает преимущественно по сносу, а когда начинаешь плавно соскальзывать всеми четырьмя колесами, она относится к этому спокойнее.

Активным водителям понравится - можно позволить себе чуть больше, чем обычно. Живая машина!

К слову, о тормозах. Для работы ESP дисковые тормоза предпочтительнее: у них быстродействие выше, особенно на неровной дороге. Так что замена задних тормозов дисковыми у машин в топ-версиях - не просто блажь

А как едет обычный универсал Веста SW - на стандартных 16‑дюймовых колесах и с задними барабанными тормозами? Не знаю. Но буквально на днях Кирилл Милешкин уже поездил на серийных универсалах - надеюсь, он поделится своими впечатлениями.

Конечно, испытатели ездят не только по асфальту, но и по щебенке, по откровенно разбитым дорогам и по грунту. А для оценки надежности подвески выезжают и на булыжник. Я тоже протряс SW Cross на крупном булыжнике обмелевшей горной реки. Так вот, если не дурить, машина позволяет многое. Казалось бы, вот-вот цапанешь пузом за камни - а там еще есть запас! Конечно, это не полноценный кроссовер, но с такой подвеской и с таким клиренсом чувствуешь себя очень уверенно. Поставить бы сюда самоблок, и было бы совсем чудесно. Но это из разряда оффроудных хотелок.

Напоследок я вывесил универсал на крутом перегибе асфальта - так, что заднее правое колесо чуть оторвалось от земли. Проем двери багажника сохранил свою геометрию, дверь поднимается свободно, боковые двери тоже открываются легко. Жесткость кузова на кручение достаточная. Но это на пустой машине - а выдержит ли кузов с нагрузкой? Проверим на серийном Кроссе.

А цена?

Пожалуй, это главный вопрос. Несколько месяцев назад я предполагал, что Веста SW Cross в топовом исполнении (с роботом АМТ) дотянется до 850 тысяч рублей. А в конце лета Николя Мор поведал мне, что машина будет . (Цены объявили 19 сентября. Базовая версия универсала в комплектации Comfort обойдется в 639 900 руб. - Ред. )

Срок начала продаж - скорее всего, ноябрь.

Большинству покупателей возможностей Кросса хватит за глаза. И сумма его потребительских качеств - вместимости, проходимости, управляемости, дизайна и так далее - позволяет уверенно говорить о том, что он с лихвой отработает каждый вложенный в него рубль. И уже сейчас очевидно, что спрос на универсал Веста SW и его версию SW Cross будет выше, чем предполагалось изначально. АВТОВАЗ уже пересматривает соотношение объема производства седанов и универсалов.

А если в принципе универсал не нужен, но непременно хочется чего-то более «повышенного» и чуть более проходимого, есть изящное решение - . С черными бамперами и «приподнятой» подвеской. Я уже видел такие машины на конвейере - во время опытной сборки. Смотрятся - отпад. Так что есть смысл подождать.

Lada Vesta SW Cross - первый тест-драйв

Кстати, если сверится с техническими характеристиками, то Vesta седан ускоряется до 100 км/ч за 10,2 с., а универсал с таким же мотором за 10,9. Косвенным образом этот факт свидетельствует в пользу высказанной мной гипотезы о разных главных парах или передаточных числах в трансмиссии. Я не думаю, что на динамику разгона так заметно могла повлиять разница в весе. А при одинаковом уровне оснащения универсал тяжелее седана примерно на 20-30 кг. Это не много.

Cross или кроссовер?

Пожалуй, недостаточная динамика разгона - это единственная претензия, которую я могу высказать к Vesta SW. Тем не менее, на вопрос, а купил бы я себе такую машину, я однозначно отвечаю, что нет, не купил бы! Окажись перед выбором, я бы копил деньги, влезал бы в долги, в кредиты, но всеми силами старался бы «дотянуться» до чуть более дорогой Vesta SW Cross.

Помните, в самом начале я сказал, что для теста нам предоставили сразу две машины? Большой интриги тут нет и все вы наверняка уже поняли, что второй была Lada Vesta SW Cross. Так сказать, «внедорожный» вариант тольяттинского универсала. От «обычной» Vesta SW он отличается прежде всего увеличенным дорожным просветом и пластиковым защитным обвесом. Это то, что бросается в глаза даже на первый взгляд. На самом деле у машин еще здорово отличаются настройки подвески, но для того, чтобы понять это надо хотя бы немного проехаться.

Отправляемся на уже знакомый серпантин. Силовые агрегаты здесь такие же, и проблемы с тягой аналогичные. Но пружины и амортизаторы на версии Cross заметно жестче и, за счет этого, машина ведет себя значительно собраннее и стабильнее. Излишняя верткость пропала начисто/ Автомобиль не требует подруливания в виражах и точнее держит траекторию. Вся подвеска здесь более энергоемкая и замкнуть ее до пробоя практически невозможно. Я не знаю в какую выбоину и на какой скорости надо попасть, чтобы выбрать весь ход амортизаторов и почувствовать жесткий удар по кузову. Для наших дорог это очень хорошее и ценное качество. Для бездорожья, естественно, тоже.

Сразу предвижу возможные вопросы по поводу классификации модели Vesta SW Cross. Можно ли отнести ее к кроссоверам? Я думаю, что можно. Даже не смотря на отсутствие версий с полным приводом. Мне почему-то показалось, что представители АвтоВАЗа очень неохотно комментируют вопросы на тему полноприводной трансмиссии. Это значит, что, либо, она уже есть, по крайней мере, в разработке, и нам готовят сюрприз, либо ее нет и быть не может. Я вполне допускаю, что сделать ее не получается конструктивно. Например, сама платформа изначально не рассчитана. Но если учесть, что больше половины «полноценных» кроссоверов других марок продается в России только с передним приводом, то отсутствие такового у Vesta SW Cross вряд ли стоит считать проблемой. Зато клиренс у тольяттинского «внедорожного» универсала составляет аж целых 203 мм. Да у подавляющего большинства импортных кроссоверов он меньше!

Значит ли это, что даже без полного привода Vesta SW Cross будет отнюдь не беспомощна на бездорожье? Мы невольно проверили это. Прозевав малоприметный поворот на маршруте тест-драйва, мы с коллегой не стали возвращаться, а поехали по предложенной штатным навигатором «срезке». А что? Всего-то три километра грунтовки, и мы на месте! Но кто-то из местных, увидев, как мы сворачиваем с асфальта, счел свои долгом предупредить нас, что обычно по этой дороге ездят только на квадроциклах...

Я не первый год за рулем. И даже не первый десяток лет. Я знаю, как правильно ездить по дорогам и без них. Мой напарник - спортсмен раллист и тоже известный автомобильный эксперт. Мы рубились, как могли, проехав по каменистой горной тропе почти два километра из трех. Но потом дорога стало совершенно непроходимой. Будь у нас не штатная низкопрофильная резина Pirelli, а что-то более зубастое, возможно, мы бы продвинулись еще метров на пятьдесят. Будь на машине полный привод, скорее всего, еще на сто. Дальше, фатально не покалечив автомобиль, двигаться было просто невозможно. Мы буквально на руках развернули нашу Vesta SW Cross и не без труда вернулись туда, откуда начали. Своим ходом, без тросов, буксиров и посторонней помощи. Я готов ответственно заявить, что ни один из представленных на нашем рынке компактных кроссоверов принципиально наш результат бы не улучшил. Все они остановились в прямой видимости от того места, где встали мы. Исходя из этого, я считаю, что если не совершать безрассудных поступков, то внедорожных возможностей Vesta Cross вам хватит. Все же 203 мм под днищем - это много, проверено на практике.

И в заключение о шоколадке

Нет, не о дизайн-центре АвтоВАЗа, который в простонародии за характерный коричневый цвет частенько именуют «шоколадкой». Про дизайн я уже се рассказал. А о простой шоколадке, горькой и желательно с миндалем. Сейчас объясню, при чем тут она.

Надеюсь вы уже поняли, что мне симпатична Vesta SW и просто очень симпатична Vesta SW Cross. Думаю, что понравятся они и вам. Да, эти машины не лишены недостатков, но по сравнению со всей предыдущей продукцией АвтоВАЗа это огромный шаг вперед. По большому счету, их можно шагом вперед даже по сравнению с седаном Vesta! Тольяттинцы предложили нам автомобили хорошего европейского уровня. Правда, и цена у них уже тоже почти европейская. Как я уже сказал, «базовая» Lada Vesta SW обойдется в 639 900 руб. За эти деньги вам предложат машину со 102-сильным двигателем объемом 1,6 л. и с МКПП. У нее даже задние тормоза будут не дисковыми, а барабанными. А за самую дорогую машину с мотором 1.8, АМТ и максимальным набором опций придется выложить 804 900 руб. Версия Cross, понятно, дороже. Здесь с отметки 755 900 руб. все только начинается. Машина, на которой мы ездили во время тест-драйва (1.8, МКПП), потянет уже минимум на 780 900. Добавьте сюда пакет опций, включающий в себя штатную навигацию и мультимедийную систему - будет уже более 800 т.р. А за самую богатую, дорогую и престижную Lada Vesta SW Cross в комплектации Prestige с вас попросят 847 900 руб. Это максимум.

Как вы видите, Cross стоит заметно дороже «простого» универсала. Но на мой взгляд она того стоит. Я уже не говорю, что при прочих равных условиях «внедорожная» версия всегда будет более богата оснащена - это политическое решение: на сегодняшний день Vesta Cross SW является флагманской моделью АвтоВАЗа. Она еще и интереснее едет, а к тому же обладает довольно приличными внедорожными способностями. Другими словами - такой универсал, значительно, простите за тавтологию, универсальнее. В общем, я советую Cross! Зря что ли я поспорил на шоколадку с исполнительным вице-президентом АвтоВАЗа, что Vesta SW Cross будет пользоваться большим спросом чем простой универсал?

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

LADA VESTA SW CROSS

ГАБАРИТЫ, ММ

4410 х 1764 х 1512

4424 x 1785 x 1532

КОЛЕСНАЯ БАЗА, ММ

ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, ММ

ОБЪЕМ БАГАЖНИКА, Л

СНАРЯЖЕННАЯ МАССА, КГ

ТИП ДВИГАТЕЛЯ

R4, бензин

R4, бензин

РАБОЧИЙ ОБЪЕМ, КУБ. СМ

МАКС. МОЩНОСТЬ, Л.С.

122 при 5900 об/мин

122 при 5900 об/мин

МАКС. МОМЕНТ, НМ

170 при 3700 об/мин

170 при 3700 об/мин

передний

передний

ТРАНСМИССИЯ

5-ст. МКПП

5-ст. МКПП

МАКС. СКОРОСТЬ, КМ/Ч

ВРЕМЯ РАЗГОНА 0-100 КМ/Ч, С

РАСХОД ТОПЛИВА (СРЕДНИЙ), Л/100 КМ

ОБЪЕМ БАКА, Л

Автор Издание сайт Фото фирма-производитель

Если судить цинично - только по деньгам, - универсал кладет Cross на лопатки с преимуществом в 116 тысяч. «Внедорожный» вариант не взять дешевле 755 900 рублей, в то время как SW доступен за 639 900 - всего на 32 тысячи дороже аналогичного по наполнению седана. Но есть нюанс: «Кроссы» пока не выпускают в доступных комплектациях, прайс-лист стартует сразу с высшего исполнения Luxe. А SW начинается с Comfort, где нет боковых подушек безопасности, противотуманок, двойного пола багажника, обогрева ветрового стекла, датчиков света и дождя, климат-контроля... С другой стороны, все эти вещи закаленный «Жигулями» человек смело отнесет к излишествам. А для удобной жизни в «Комфорте» даже на фоне иномарок найдется многое: пара подушек, система стабилизации с АБС и антипробуксовкой, регулировка руля по наклону и вылету, центральный замок со складным ключом, подогрев сидений, электрические стеклоподъемники по кругу, кондиционер, музыка и даже круиз-контроль. Поэтому первое очко отправляется более доступному, но небедному SW.

Vesta SW

Vesta SW Cross

При запуске седана «АВТОВАЗ» дал право первой ночи по продажам «Весты» лучшим дилерам. В случае с универсалами от этой практики отказались. Предзаказ оформят в любом фирменном салоне, «живые» машины ожидаются к концу октября

Багажник: 3:2

Разница в счете сохраняется, поскольку грузовые отсеки полностью идентичны. Но за багажники обе «Весты» получают по два балла. Еле сдержался, чтобы три не добавить. Ведь ничего подобного отечественный автопром еще не делал. Наконец-то о людях задумались! Такой грамотной организации пространства даже Skoda позавидует с ее решениями Simply Clever. В обеих «Ладах» полно крючков, сеток, есть розетка, подсветка, потайной отсек в стенке справа, лоток для тряпок и прочей мелочи. А главное - российское ноу-хау: специальный карман для пятилитровой бутыли с водой или канистры с омывайкой. Их предлагается ставить в удобную нишу по левому борту и фиксировать эластичным ремнем. Хоть яйца в багажник клади: с такой фиксацией ничего летать и разбиваться о стенки не будет. Проблема одна - места маловато. Унификация пола с седаном не позволила выжать из универсала больше 480 литров (как у четырехдверки). И это с учетом «двухэтажного» подполья: органайзера вокруг 15-дюймового запасного колеса и съемных лотков над ним. Еще в пятидверных «Вестах» нет лючка для длинномеров, а разделенная в пропорции 40:60 спинка заднего дивана не умеет складываться в горизонт.

Пятая дверь открывается кнопкой, в будущем должны поставить и сервопривод. Максимальный объем со сложенными сиденьями - 825 литров

Проходимость: 3:3

Vesta SW не пузотерка: 178 мм под стальной защитой силового агрегата - нормальный вариант для России. А Cross еще универсальнее. Под ровным брюхом у него аж 203 мм. Вазовцы не приукрасили, кузов реально задран на новую высоту - беспристрастная рулетка подтвердила. Для сравнения, у популярных кроссоверов вроде Kia Sportage, Volkswagen Tiguan или Ford Kuga реальный клиренс порядка 180 мм. Вот только полного привода у «Кросса» пока не будет. И вкупе с дорожными шинами Pirelli Cinturato P7 205/60 R17 (у SW - Matador Elite 3 195/55 R16) это главные ограничения по проходимости. Но пока хватает сцепления и геометрии, Cross ползет вперед. В чем мы убедились сами, когда корявая штатная навигация завела нас на сильно пересеченную грунтовку, где, как вспомнил коллега, недавно проходил тест внедорожника Mitsubishi Pajero Sport. Приподнятая «Веста» сползла вниз по склону, попрыгала по валунам, взяла грязевой брод и споткнулась только на влажном подъеме, изрытом колеями. На обратном пути Cross пришлось чуть-чуть подтолкнуть в горку, но главное - выбрались. Экзамен по офф-роуду сдан, получи балл в копилку.

За исключением переднего бампера пластиковый обвес «Кросса» натуральный, некрашеный. Углы въезда-съезда примерно на 1,5 градуса больше, чем у обычного SW, даже несмотря на удлиненные свесы кузова. Из электронных помощников - имитация межколесной блокировки и ассистент старта на подъеме

Двигатели: 2:2

Пожалуй, моторы - самое слабое место новых универсалов, штрафуем на один балл обе машины. Не знаем, как ведут себя SW и Cross с базовой 1,6-литровой 106-сильной «четверкой» ВАЗ-21129 - таких на тест-драйв не привезли, но «Весты» с флагманским двигателем, мягко говоря, не порадовали. У нового агрегата ВАЗ-21179 вроде бы и объем солидный - 1,8 л, и мощность достойная - 122 л.с., крутящий момент за счет фазовращателя на впуске неплохой - 170 Н∙м. Но худо-бедно все это работает только на равнине. А когда от сочинского побережья мы углубились в горы, «Веста» стала совсем вялой: внизу у мотора пусто, наверху грустно, середина так себе - какие обороты не держи, порой автомобиль не то что ускоряться на подъемах не желал, требовал перейти на передачу вниз. По проселку ползти вдвойне напряжно - приходится ювелирно играть сцеплением. Как итог - расход под 12-13 литров 92-го бензина. Ниже 9 л борткомпьютер вообще за все время не показал ни разу. А ведь универсалы всего на 50-70 кг тяжелее седана... Кстати, SW по вазовской логике - Sport Wagon. Похоже на злую иронию. Хорошо хоть детонацией движок 1.8 больше не страдает, другие детские болезни тоже вроде как излечили, но утром холодный мотор все же огорчил пару раз неожиданными провалами тяги.

Во время загрузки произошла ошибка.

Универсал Vesta - автомобиль негромкий. Шины, мотор, ветер слышны примерно одинаково, шум на уши не давит. И «сверчки» в жестком пластике салона не верещат даже на грунтовке. Хочется верить, детали не разболтаются со временем и передняя подвеска не застучит, как на седанах первых выпусков

Коробки передач: 2:2

Главная «трансмиссионная» беда пятидверных «Вест» - отсутствие нормальной автоматической коробки. Правда, вазовцы клянутся, что покупатели научились обращаться со строптивым роботом АМТ (2182) и нареканий по нему не высказывают. Но нам кажется, так говорят только те люди, которые ни разу не ездили на машине с хорошей АКП. Умения пятиступенчатого робота «Лады» лучше всего иллюстрируют цифры разгона до «сотни»: автоматизированным универсалам 1.8 на это требуется неприлично много времени - 12,9-13,3 с, в то время как с механикой цифры куда более оптимистичные - 10,9-11,2 с. Ручные коробки, кстати, разные: «Вестам» 1.6 положена отечественная трансмиссия 2180, а модификациям с 1.8 - французская JR5. И нам она понравилась: переключается достаточно четко, легко, не гудит и не воет. Но в целом баллы тут начислять не за что, счет в битве остается прежним.

Vesta SW

Vesta SW Cross

Между передними креслами появился подлокотник с боксом (полезен, но мешает пристегиваться и передачи переключать), обогрев сидений теперь трехступенчатый, крышка бардачка с микролифтом, а обогрев ветрового стекла включается отдельной кнопкой. Скоро эти вещи перейдут и на седан

Управляемость: 2:3

Универсалу SW инженеры определили особые задние пружины с целью адаптировать шасси под другую жесткость и массу пятидверного кузова. Поэтому поведением на дороге эта версия напоминает седан. Стелет так же плотно, с азартом докручивается в поворот под сброс газа и радует живым откликом на повороты руля. Никогда раньше российские универсалы не ехали так «вкусно». Но высокий Cross оказался еще интереснее! Вазовцы избрали для увеличения клиренса непростой, но правильный путь - полностью заменили пружины и амортизаторы, расширили колею на 14 мм, потратив уйму времени на доводку ходовых качеств. В итоге «внедорожный» вариант не стал более валким, сохранил приемлемую плавность хода на низкопрофильных 17-дюймовых колесах, а в управляемости даже выиграл: у «Кросса» чище руль, сочнее усилие на нем, на дуге в повороте машина стоит стабильнее. Только окантовку циферблатов приборов в рыжий зря покрасили - цифры плохо читаются. Но все же Cross заслуженно вырывается вперед по баллам. Маленькая ремарка: на шпильках серпантина передние покрышки «Кросса» терлись об опорные чашки пружин подвески. Надеемся, это единичная проблема нашего автомобиля, равно как соскочившая с креплений декоративная крышка двигателя...

Споры в отношении безопасности отечественных авто не утихают, а сторонники и первой, и второй точек зрения упорно доказывают свою правоту, что стало еще заметнее после выхода на рынок новинок от АвтоВАЗа – Лада Веста и Икс Рей.

Однако после того как в серию пошла новая внедорожная версия универсала Лада Веста Кросс, споры разгорелись с новой силой. А это значит, что нужно как можно более тщательно проанализировать не только результаты краш-тестов универсала Лада Веста Кросс, но также условия, в которых проводились испытания и оценивание.

Досерийные тесты

Как известно, еще до начала серийного выпуска были проведены комплексные испытания, которые прошли в мае 2017 года. Один из этапов тестирования застал аналитик от авторитетного издания Авторевю.

Ниже особенности конструкции кузова вагона.


В тот день краш тест Лада Веста Кросс SW подразумевал боковой удар тараном, весом в 900 кг со сминаемым наконечником, на скорости в 50 км/ч. При этом в качестве «испытуемого» выступал вагон в максимальной комплектации, «вооруженный» сразу 4-мя подушками безопасности.

Боковой удар

Итоги отнюдь не заставили конструкторов АвтоВАЗа покраснеть от стыда. Наоборот! Автомобиль показал достойный результат. Значительную долю энергии при ударе принял на себя порог, боковые подушки отработали как должно, причем разбилось только водительское стекло – заднее осталось целым.

По информации из отчетов АвтоВАЗа стало ясно, что датчики, закрепленные на манекене, не отметили чрезмерных нагрузок, а стандарт HIC (травмы головы) показал отличный результат в 21.8 ед.

Состояние манекена после удара

Однако эксперт от Авторевю подметил один интересный факт – АвтоВАЗ не стал проводить испытания кросс-версии универсала с загруженным багажником, хотя подобный тест напрашивается сам собой. Это же касается и комплексов безопасности, которые позволили бы надежно фиксировать габаритную поклажу, которая находится выше оконной линии.

На заводе прокомментировали свое решение, объяснив его назначением самой машины. По словам представителей компании, краш тест универсала Лада Веста Кросс в таких условиях не проводился, так как этот лишь лайфстайл-модель с увеличенной проходимостью, а не машина для перевозки груза.


Не менее интересно решение завода отказаться от комплектации авто задними боковыми подушками безопасности – даже в топовых версиях имеются только передние. В данном случае причиной стало то, что наличие таких подушек само по себе (без соответствующих комплексов активной безопасности) никак не повлияет на итоговую оценку во время испытаний по критериям ЕС. Хотя многие уверены, что покупатели топовых комплектаций согласились бы немного переплатить за дополнительную защиту задних пассажиров.

Задних боковых подушек у универсала LADA Vesta Cross нет даже в топе

Испытания серийной версии

После начала продаж были проведены краш тесты универсала Лада Веста Кросс уже серийной модели. Сначала рассмотрим фронтальный удар, который проводился силами непосредственно Авторевю по их методике ARCAP. А затем оценим результаты бокового удара, проведенного уже на АвтоВАЗе.

Необходимость в повторных испытаниях полного цикла, в сравнении с обычным универсалом, обусловлена увеличенным клиренсом и выросшей массой Кросса.

Фронтальный удар

К слову, сами журналисты отметили, что выбор именно этой модели был предопределен читателями, которые отдали за данный вариант множество голосов – больше, чем за Рено Каптур, Хендай Крета и Тойота Камри вместе. В итоге за 797900 рублей машина была приобретена и разбита. Фронтальный удар о деформируемое перекрытие на скорости в 64 км/ч.

Перед тестом специалисты сразу отметили большие колеса, ведь на универсале Кросс в топе стоят диски на 17 дюймов, против 15-дюймовых на седане. Кроме того, были проведены замеры массы, и оказалось, что вагон тяжелее седана на 148 кг – 1298 кг против 1150 кг, соответственно. Следовательно, он должен поглотить на 13% больше энергии (кинетической).



Естественно, на краш тест универсала LADA Vesta Cross были приглашены специалисты из АвтоВАЗа.

Конструктивно версия Кросс идентична простому универсалу. Однако в сравнении с седаном есть изменения:

  1. Дополнительный усилитель в передних стойках – этот усилитель доходит до центра дверного проема.
  2. Усилены пороги.



Все подробности испытаний продемонстрированы на видео.

Стоит отметить, что служба ЭРА-ГЛОНАСС отработала отлично, и после удара с машиной сразу связался оператор.



Что касается результатов удара, то, на первый взгляд, машина выдержала его просто на отлично! Передняя стойка осталась на своем месте (видимо, сказалось наличие дополнительного усилителя). Кроме того, отменно отработал лонжерон с левой стороны – он сложился, поглотив большую часть энергии удара, тогда как на седане этот силовой элемент просто согнулся. Кроме того, часть энергии пришлась на литой колесный диск, который от удара треснул.



Водительская дверь открылась с минимальными усилиями, подушки безопасности сработали эффективно, что также можно записать в актив вагона.

Водительская дверь открылась легко

  1. Голова и шея – тут все в пределах нормы. Только у водителя при отскоке авто повернулась голова, но здоровью это не угрожает.
  2. Грудь – к ремню никаких претензий, так как сила сдавливания ребер полностью в норме и даже слабее, нежели на седане. Очень важно, что при ударе рулевое колесо отодвинулось от водителя на 30 мм.
  3. Колени – правое колено слегка ударилось о торпедо, тогда как левое вовсе не дотронулось до пластика.
  4. Ступни – несмотря на небольшое смещение педального узла, ничего опасного не произошло.

Следовательно, на первый взгляд, краш тест универсала LADA Vesta Cross при фронтальном ударе прошел на высшем уровне и автомобиль достоин самой высокой оценки. Однако все не так гладко…



Дело в том, что в Европе используется гораздо более прогрессивная методика оценивания и если применить ее, то результаты будут не столь радужными. Во время тестирования по системе Euro NCAP оценивается еще и «структурная целостность пассажирской клетки салона».

Если снять декоративный пластик, которым прикрыты пороги и крылья, станут заметны заломы металла на заднем и переднем порогах. Особенно важна ситуация с передним порогом, ведь как раз эта зона в 2016 году была доработана и усилена заводом – использован утолщенный металл.



Также с универсала сняли полы и напольную шумоизоляцию. В данной ситуации картина такая же – пол разорван и смят, что определяется как «разрушение пространства для ног» и означает снятие одного балла в оценке. Причем сварка выдержала – разрывы появились вокруг точек. Следовательно, АвтоВАЗу стоит обратить внимание на качество листового металла, поставляемого на завод.

Осложнилась ситуация и с ногами водителя. Пол вздыбился и создал излишнюю нагрузку на голени – согласно итогу оценка не «отлично» и даже не «хорошо», а лишь «удовлетворительно».

Все это существенно снизило оценку в категории «Защита нижней части ног» – по результатам краш теста универсала Лада Веста Кросс, из предельных 4 баллов автомобиль набрал только 1.7 балла.

Деформация порога также сняла 1 балл с итоговой оценки, ведь по системе Euro NCAP это расценивается как «нарушение устойчивости дверного проема».

Кроме того, из-за излома порога АвтоВАЗ лишился возможности применить протокол «О безопасности передней панели». Во время испытаний манекен слегка ударился левым коленом о пластик рулевой колонки. Это совершенно не опасно, но усугубляется тем, что под пластиком находятся металлические компоненты. В итоге с оценки сняли еще один балл.



Этого можно было бы избежать, если бы не повреждения порога, что спровоцировало нарушение «структурной целостности пассажирской клетки салона». При таком условии АвтоВАЗу не удалось обеспечить безопасность конструкции, и штраф за колени был наложен.

Итоговая оценка – 11.7 балла из возможных 16, и только 3 звезды.

Реакция завода

Такой результат сильно озадачил инженеров АвтоВАЗа. В итоге автокомпания выкупила разбитый на тесте экземпляр и тщательно его исследовала. Сперва были подозрения на брак во время сборки, но эта версия не подтвердилась.

Все стало ясно после проведения компьютерного моделирования, когда полученные данные сравнили с испытаниями, что были проведены непосредственно на АвтоВАЗе и дали тогда гораздо лучший результат. Причина заключается в балласте.


Любая машина подготавливается к краш-тесту по определенному алгоритму. Она подразумевает:

  1. Передние кресла – по 88 кг на каждое (манекены);
  2. Задний диван – 32 кг (балласт);
  3. Багажник – 36 кг (вес необходимой для тестирования аппаратуры);
  4. Бензобак – наполненность в 90% (используется вода).

Во время испытаний на АвтоВАЗе в качестве балласта для заднего дивана были использованы 2 детских кресла с креплением Isofix и пара детских манекенов. А вот в Авторевю применили обычные металлические слитки, привинченные к полу, весом по 20 кг. Такой подход разрешен критериями Euro NCAP при том условии, что он не сказывается на результате. И стоит отметить, что во время проведения прочих испытаний (Веста седан, Фольксваген Поло, Хендай Солярис) балласт использовался такой же (болванки на полу) и он никак не влиял на итоговую оценку.


Лучше всего этот факт доказывает то, что на всех испытаниях присутствовали представители компании, выпустившей машину (Хендай, Фольксваген, АвтоВАЗ) и никаких претензий не было.

После создания математической модели стало ясно, что 2 слитка металла, весом по 20 кг каждый, на 20% увеличивают нагрузку на усилители и сварные швы, в результате чего и происходит деформация пола.


Когда этот факт всплыл, АвтоВАЗ провел еще 2 аналогичных испытания со слитками металла возле заднего дивана и результат получился точно таким же, как и у Авторевю. Во время же третьего теста на заднем диване были детские манекены. В итоге краш тест универсала Лада Веста Кросс прошел как нельзя лучше – ремни отработали в требуемом режиме, никаких складок на полу, разрывов металла или сварки.

Если рассматривать такую ситуацию, то из максимально возможных 16 баллов, Веста получила уже не 11.7, а 14.9 баллов!

Что касается АвтоВАЗа, то его конструкторы уже провели подсчеты и выяснили, как можно сделать универсал Кросс прочнее, чтобы избежать разрывов пола.

Боковой удар

В данном случае ситуация перекликается с той, что сложилась после проведения испытаний с фронтальным ударом. Итоговый результат варьируется в зависимости от критериев оценивания.

В этот раз все произошло в лаборатории пассивной безопасности АвтоВАЗа. Для теста взяли универсал Кросс в топовой комплектации. Боковой удар подразумевает столкновение с тележкой, массой в 950 кг, оборудованной сминаемым барьером, на скорости в 50 км/ч. Сам удар приходится в центр машины.



После разгона тележки на катапульте и удара, через 27 сек. с автомобилем связался оператор ЭРА-ГЛОНАСС, в который раз продемонстрировав оперативность. Как и у большинства современных моделей, центр тяжести машины смещен вперед, из-за чего после удара ее частично развернуло кормой. Стекло водительской двери разлетелось, тогда как задней осталось целым, равно, как и зеркало заднего вида.

После удара начинается анализ повреждений, оценивается состояние салона, фиксируется усилие, необходимое для открывания дверей и т. д. Только после всего этого осуществляется анализ состояния манекена.

Стоит отметить, что сразу после удара на площадку вышел Андрей Матвеев, который занимает пост главного инженера всего проекта «Веста универсал». Он сказал, что это уже 10-е из 12-ти запланированных испытаний и он доволен результатами. Боковая подушка раскрылась в установленное время.


Во время проработки проекта конструкторы усилили порог, так как у машины увеличенный клиренс, а это значит, что удар будет приходиться именно в порог. Потому необходимо было снизить влияние порога на смещение центральной стойки.

Относительно вероятности краш тестов универсала Лада Веста Кросс с полным багажником – загруженным до потолка либо с тяжелой поклажей – то они пока не планируются. Но все технические решения, направленные на увеличение прочности сидений, реализованные в седане, есть и в универсале.

Казалось бы, все прошло как нельзя лучше – открылись двери легко, топливо осталось в баке, у манекена не зафиксировали серьезных повреждений и достали его без применения инструментов, в салон не попали опасные детали, АКБ осталась целой. Все критерии травм в разы ниже допустимых значений!


Сначала в ЕС ужесточили критерии оценивания, а позже изменили массу тележки. АвтоВАЗ использует тележку, массой в 950 кг, однако на дорогах уже почти нет машин такого веса, ведь даже Лада Гранта в базовом исполнении весит свыше 1000 кг.

Даже если рассматривать новые критерии Euro NCAP при той же массе тележки в 950 кг, то голова водителя в безопасности, а вот ребра и таз уже находятся у границы вероятности получения травм – 5% для ребер и 20% для таза.

Но главное – в начале 2016 года масса тележки, используемой в Euro NCAP, с 950 кг выросла до 1300 кг, при сохранении тех же критериев оценивания.

Правила в EURONCAP более строгие

Естественно, с такими стандартами результат краш теста универсала Лада Веста Кросс был бы не столь впечатляющим, но и не провальным, разумеется.

Впрочем, вины АвтоВАЗа в этом нет. Все дело в законах, принимаемых правительством.