Что это такое – нс синтетическое моторное масло? Синтетические моторные масла – выбор Что такое нс синтетическое масло.

Любое моторное масло - это смесь базового масла и пакета присадок. Сейчас базовые масла принято делить на пять основных групп.

Первая группа - обычная минералка, получаемая из тяжелых фракций нефти в присутствии различных растворителей.

Вторая группа - улучшенные минеральные масла, прошедшие процедуру гидрообработки, повышающую стабильность базового масла, и лучше очищенные от вредных примесей. У них своя ниша, преимущественно в области грузового транспорта, тяжелых судовых и промышленных дизелей, - они используются там, где расходы масла огромны и применение дорогой синтетики разорительно.

Третья группа - базовые масла, полученные по технологии гидрокрекинга (НС-технологии). На интернет-форумах «спецы» презрительно называют эти масла «кряком», хотя они занимают основную часть рынка. Какие-то фирмы позиционируют их как полусинтетические (хотя сами признают некорректность самого термина «полусинтетика»), какие-то называют НС-синтетиками. По сути это тоже минеральное масло, получаемое из соответствующих фракций нефти, но улучшенное - и по степени чистоты, и по молекулярной структуре.

Четвертая группа - Full Synthetic, или полностью синтетические масла. Их основа - полиальфаолефины (ПАО). Молекулы ПАО - это чисто синтетический продукт, который получается в результате химических реакций преимущественно из нефтяных газов - этилена или бутилена. Такие масла «собирают», как конструктор, а потому их свойства более предсказуемы, чем у минералки. Недостаток ПАО - высокая цена. Поэтому идут в ход маленькие хитрости: почему бы не смешать процентов двадцать- тридцать-сорок ПАО с «кряком» и не назвать такое масло полностью синтетическим? Ведь доля ПАО в синтетике нигде не оговаривается! Хитрость можно разгадать лишь по температуре вспышки, которая указывается в техническом описании масла: у ПАО она стремится к 250 °C и даже выше (бывает и 280 °C), а у чистых НС-синтетик - около 225 °C.

Пятая группа базовых масел объединяет все то, что не попало в первые четыре. И основное, вошедшее в эту группу и получившее активное распространение в производстве товарных масел, - это базовое масло на основе эстеров.

Эстеры - полностью синтетические соединения, полученные не из нефти, а преимущественно из растительного сырья, в основном из рапсового масла. Это чисто синтетический продукт, отличающийся полной стабильностью. Его молекулы имеют заряд, благодаря чему прилипают к металлическим стенкам и уверенно снижают износ. К сожалению, невозможно сделать масло, состоящее из одних эстеров: будут велики потери на трение. Потому масла пятой группы - это тоже смесь, чаще всего эстеров и ПАО, но при этом, поскольку для чистой синтетики часть эксплуатационных свойств получается задать на стадии сборки базового масла, объем пакета присадок может быть существенно меньше.

ЧТО НОВЕНЬКОГО?

Самая крутая группа - пятая, из которой мы и взяли три эстеровых масла, каждое со своими изюминками .

Cupper SAE 5W-40 Full Ester

Самое эстеровое, если можно так сказать: по заявлению производителя, содержит до 80% эстеров и всего 2,5% присадок со специальными металлоплакирующими (фр. laquer - покрывать) компонентами.

XENUM WRX 7.5W40

Эстеровое с микрокерамическими присадками на основе нитрида бора. Вообще-то, нитрид бора - мощный абразив, но тут используется очень мелкая фракция, которая, как утверждается, являет собой аналог твердой смазки в зонах трения. Отметим нетрадиционный, «дробный» класс по SAE и немалую цену.

KROON Oil Poly Tech 10W-40

Здесь применена так называемая OSP-технология, при которой в базовое масло на основе ПАО и эстеров включается до 30% специальных полиэфиров - полиалкиленгликолей (ПАГ). Они полностью растворяются в масле и способствуют лучшему растворению пакета присадок. Отметим высокий индекс вязкости ПАГ (свыше 180 единиц), что обеспечивает хорошие пусковые свойства при низких температурах. Примерная цена - 5000 рублей за 5 литров.

В компанию к эстерам взяли любопытную парочку из третьей и четвертой групп.

ТОТЕК Астра Робот 5W40

RAVENOL HCS 5W-40 API SL/SM/CF

Эту гидрокрекинговую синтетику примем за точку отсчета. Цена смешная.

Задача испытаний - посмотреть, как работают эти масла в идентичных условиях стендовых испытаний: чего ждать и на что надеяться? При этом мы не будем сравнивать между собой масла четвертой и пятой групп: соревнуются не они, а принципы развития направлений современного «маслостроения».

ДЛИННЫЙ ЗАЕЗД

Практически все маслопроизводители декларируют энергосберегающие функции, снижение износа, исключительную чистоту деталей, а также продленный ресурс масла. Проверить и сопоставить это можно только в ходе длительных стендовых испытаний, обеспечивающих идентичные условия работы для каждого продукта. Методика обкатанная.

Сердце исследовательской установки - стендовый двигатель на базе ВАЗ‑2111, причем условия работы масла в нем специально ужесточены. В частности, повышена степень сжатия и введено масляное охлаждение поршней: масло греется дополнительно. Пробы исследовали в химмотологической лаборатории кафедры двигателей, автомобилей и гусеничных машин Санкт-Петербургского политехнического университета и в «Северо-Западном центре экспертиз».

В таких условиях каждое масло отходило по 180 моточасов в режиме, характерном для движения машины по трассе (обычный автомобиль прошел бы за это время примерно 15 000 км); разве что число пусков‑прогревов у нас было значительно меньше.

По ходу испытаний мы отбирали пробы масла, чтобы отследить историю его старения. Параллельно замеряли мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов. После каждого цикла мотор разбирали, чтобы оценить его состояние - в частности, степень износа.

МУЧЕНИЯ ГИДРОКРЕКИНГА

Первым в стендовый мотор залили масло, призванное задать начальный уровень отсчета. Это НС-синтетика RAVENOL HCS 5W‑40. Все было нормально, но через 130 моточасов после начала испытаний вязкость вывалилась за верхний предел, определяемый заявленным классом по SAE (16,3 сСт), что всегда приравнивается нами к формальному отказу. Пробег (в пересчете) - чуть больше 11 000 км. Резкое увеличение вязкости и определило заметное ухудшение характеристик двигателя: мощность снизилась на 3%, расход топлива увеличился на 7%.

ЧЕТВЕРТЫМ БУДЕШЬ?

Четвертую группу базовых масел в нашем тесте представляло «самое» синтетическое моторное масло - «ТОТЕК Астра Робот 5W40». И, надо признать, весьма успешно. На фоне гидрокрекингового масла были четко видны преимущества полной синтетики на базе ПАО.

Во‑первых , это ресурс. Условные 15 000 км масло проработало легко, его параметры остались в пределах заданных. Темп старения даже в предложенных жестких условиях оказался заметно более низким, чем у масел «младших» групп. И моторные характеристики в конце испытаний не слишком отличались от начальных.

Во‑вторых , это масло удивило своими низкотемпературными свойствами: -54 ºС - такова температура замерзания! Высокий индекс вязкости (под 170) обеспечивает хорошую вязкостно-температурную характеристику, гарантирующую оптимальную работу масла как при высоких температурах в нагруженных режимах, так и при холодном пуске.

Угар за весь цикл испытаний был минимальным. Сказалась малая летучесть, что косвенно подтверждается самой высокой температурой вспышки среди всех масел этой группы. А также результатами замеров токсичности отработавших газов: выход остаточных углеводородов заметно меньше, чем при работе мотора на других маслах, - нетопливная, то есть масляная, составляющая токсичности заметно уменьшилась. Откуда знаем, что именно масляная? Оттуда, что топливная составляющая при одном и том же бензине и одинаковых регулировках дает разницу только в пределах погрешности.

Уровень загрязнений в двигателе характерен для синтетик: невелик, но все-таки заметен.

МЕДЬ В МАСЛЕ

Первым представителем пятой группы было масло Cupper 5W40 Full Ester. Новый оригинальный пакет присадок, содержащий медь, должен обеспечивать металлоплакирующие свойства. Что это означает? На рабочих поверхностях деталей будет формироваться тонкая медная пленка, сглаживающая шероховатости, а также защищающая узлы трения от задира и износа. Положенные 15 000 км масло выдержало. После вскрытия двигателя увидели, что поверхности цилиндров стали напоминать шпон карельской березы - и цветом, и рисунком. Это и есть медь. А взвешивание деталей вообще повергло в шок: на вкладышах подшипников вместо убыли наблюдалось устойчивое увеличение массы! Минимальное, на уровне нескольких миллиграммов, - но увеличение! Неужели медь из масла перешла на рабочие поверхности вкладышей? И еще одно чудо: щелочное число в свежей (до испытаний) пробе масла составило всего около 3 мг КОН/г вместо привычных 6–10 КОН/г. Ошибка? Перемерили несколько раз - всё верно! И после испытаний оно снизилось лишь чуть-чуть. Вот что дает сочетание эстеровой основы и металлоплакирующего пакета присадок. С кольцами обошлось без чудес, но темп износа реально меньше, чем на эталонной гидрокрекинговой синтетике.

Ресурс похуже, чем у масла «ТОТЕК Астра Робот» на базе чистых ПАО, но значительно лучше, чем у эталонного «гидрокрекинга». Оно и понятно: присадки работают интенсивно, но их немного - поэтому ресурс масла не может быть бесконечным. Но напоминаем: условные 15 000 км масло честно отработало.

ЭСТЕРОВОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО: БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ

«Эстеро-керамическое» масло Xenum WRX 7.5W40 с микрокерамикой дало рекордно низкую скорость износа поршневых колец и цилиндров, вдобавок снизилась скорость износа и у подшипников. «Твердая смазка» из нитрида бора работает! Энергосберегающий эффект в масле проявился как раз там, где обычным моторам приходится особенно тяжело - в максимальных режимах и, что выглядит странным для непрофессионалов, в режиме холостого хода. В первом случае на все детали действуют максимальные нагрузки, которым должно противостоять масло. Во втором - нагрузок нет, но и скорость относительного движения деталей, заставляющая их «всплыть» на слое масла, очень мала. Потому работает не все масло, а в основном его присадки.

Но без дегтя не обошлось.

Во‑первых , скорость старения этого масла из эстеровой группы оказалась заметно выше, чем у масла Cupper, - Xenum проиграл даже маслу ТОТЕК из группы ПАО. Цикл испытаний выдержан, но запас ресурса по его окончании был минимальным. По нашему мнению, это следствие более жестких условий работы масляной пленки в присутствии микрочастиц керамики. Очаговые локальные температуры в зонах трения, где работают твердые микрочастицы, могут повышаться, а это неизбежно портит базу масла.

Во‑вторых , низкотемпературные свойства этого масла тоже оказались не ахти. Впрочем, нестандартные «7.5» в классификации по SAE ничего другого и не обещали. И еще. После того как пробы масла некоторое время постояли на полочке, в них обнаружился плохо смываемый осадок! Даже долгое взбалтывание пробы не удаляло его с донышка бутылки. Чудес не бывает: керамика - тяжелая, долго удержать ее в объеме масла невозможно. Конечно, осадка было немного, но от него как-то не по себе. Успокаивает лишь тот факт, что масло на нашем рынке присутствует не первый день, но никаких связанных с ним «страшилок» вроде бы не обнаружено.

Отметим, что цвет проб менялся интенсивно. Изначально масло напоминало по цвету кефир: белое-белое. Через 40 моточасов оно уже стало похоже на обычное масло - темное, но осадок все равно был белесым. Нитрид бора, однако.

«ПОЛИ ТЕХ» В ПОЛИТЕХЕ

Испытания проводились в лаборатории кафедры двигателей питерского политеха. Как же пройти мимо масла с таким знакомым именем - KROON Oil Poly Tech? Единственное на нашем рынке масло группы ПАГ в целом подтвердило то, что гласило описание. Главное - при вскрытии мотора после 180 моточасов работы в жестких режимах мы обнаружили практически чистые поршни! Высокотемпературных отложений фактически не было, зона поршневых канавок оказалась чистой. А это значит, что кольца на этом масле работают нормально, никакого залегания ожидать не приходится.

Уровень низкотемпературных отложений оказался ниже, чем у других масел. Похоже, что полиалкиленгликолевая база масла их растворяет, как и было обещано производителем. И с ресурсом всё нормально: 15 000 км масло «прошло» с запасом на еще несколько тысяч километров.

Что касается ресурса двигателя и защиты от износа, всё тоже очень достойно, на уровне лучших эстеровых образцов и значительно лучше, чем у базовой НС-синтетики. А вот с «холодными» свойствами не так однозначно. Температура застывания - под минус пятьдесят, и это один из лучших показателей, а вот индекс вязкости не самый высокий. Не зря указан класс 10W‑40 по SAE.

МАСЛА ИЗ БУДУЩЕГО

Кто сказал, что все моторные масла льют из одной бочки? В ходе испытаний мы сделали для себя два важных открытия.

Во‑первых, НС-масла за свою цену работают вполне достойно и не способны испортить даже самый современный мотор.

Во‑вторых, есть более интересные варианты, чем самая распространенная на рынке третья группа. И каждое из рассмотренных масел имеет свои плюсы при единственном минусе - высокой цене. Но за хорошее и заплатить не грех, тем более что переплата чаще всего не превышает стоимости одной-двух заправок топливом. Если же учесть эффект энергосбережения (экономия бензина в среднем на 2–4%), улучшение динамики автомобиля, пусковых свойств и снижение скорости износа двигателя, то переплата и вовсе не выглядит пугающей.

Любое из испытанных нами масел можно безбоязненно заливать в мотор. По нашим сведениям, тот же Xenum очень любят гонщики. Cupper с его медью до сих пор кажется чем-то необъяснимым, но ведь выдержал же! К маслу ТОТЕК нет никаких вопросов. А полиалкиленгликолевое масло KROON Oil Poly Tech вообще расходится на ура. Короче, используйте смело - конечно, если группа качества выбранного масла согласуется с требованиями инструкции по эксплуатации автомобиля.

Xenum WRX 7.5W40

Цена, руб. от 6000

Объем, л 5

KROON Oil Poly Tech 10W‑40

Ориентировочная цена, руб. 5000

Объем, л 5

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Производителей базовых масел и присадок - единицы, а потому разнообразию конечных продуктов взяться неоткуда. Испытанные нами масла выпускают малыми объемами. На таких продуктах отрабатывают новые решения. Kroon Oil - бывшая дочка «Шелла», XENUM часто используется в автоспорте, Cupper и ТОТЕК - новинки российского производства. Отнести масло к той или иной группе бывает сложно: производитель не афиширует его состав. Основная часть - НС-масла, остальные, примерно поровну, - дешевые минералки (популярны за океаном и на Ближнем Востоке) и так называемые полные синтетики.

Часто владельцы автомобилей не знают, какое именно масло подходит для двигателя машины. Такое незнание приводит к тому, что в двигатель начинают заливать смазки, которые не отвечают необходимым параметрам мотора. Несоответствие масла может вызвать перегрев двигателя и последующий его ремонт.

Смазочные жидкости подразделяются на следующие группы.

  1. Минеральные масла. Такие смазки появляются после переработки некоторых нефтепродуктов. Имеют доступные цены, но подходят не для всех разновидностей двигателей.
  2. Полусинтетические. Состоят из определённой пропорции как минеральной, так и синтетической смазки. Эксплуатируются во многих автомобилях.
  3. Синтетическая смазочная жидкость. Считаются одними из наиболее качественных масел, так как создаются путём синтеза определённых органических веществ.

К какому виду относится hc-синтетическое моторное масло?

Что такое hc синтетическое моторное масло? Этот вопрос достаточно популярен в современном автомобильном обществе. Моторное масло, которое имеет большую часть hc-синтетической составляющей, также называется гидрокрекинговым.

Смазочная жидкость, которая состоит из hc-синтетического компонента, имеет повышенную вязкость и качественные температурные показатели. Благодаря некоторым присадкам, которые повышают характеристики, индекс вязкости такого масла может быть увеличен до 175 единиц, учитывая тот факт, что у минеральных смазок он не повышается свыше 100 единиц.

Рассматривая структуру нс-синтетического моторного масла, можно сделать вывод, что оно не относится к полусинтетической группе смазок. Гидрокрекинговая смазочная жидкость почти на 80% состоит из нс-составляющей, остальной процент принадлежит разного рода присадкам. Полусинтетика не может показать подобные характеристики, так масла такого рода содержат в себе только 20-35% синтетических веществ, большую часть занимает минеральное масло и несколько процентов отведено под присадки.

Делая выводы, можно отнести гидрокрекинговое моторное масло к синтетической группе. Данная смазка имеет весомое преимущество в цене, так как стоит в несколько раз дешевле полусинтетического масла и на порядок дешевле синтетического.

Что такое гидрокрекинг?

Чтобы ответить на вопрос, что такое hc синтетическое моторное масло, не стоит забираться вглубь химии, достаточно понять процесс гидрокрекинга. Гидрокрекинг является не просто термином, это обозначение целой технологии, которая позволяет поднять техническую составляющую нефтепродуктов на совершенно другой уровень. Данная процедура включает в себя переработку и очистку минерального сырья до той степени, когда оно приблизится к синтетической группе. Это означает, что гидрокрекинговые масла, как и минеральные, производятся из нефтепродуктов, но по своей структуре относятся к синтетическим смазочным жидкостям.

Для процесса гидрокрекинга используется определённое углеводородное сырье, а именно длинные углеводородные цепочки. Такие цепочки разрывают химическим путём, а после, места разрывов заполняют молекулами водорода. После проведения гидрокрекинга получается новое вещество, со структурой, которая полностью отличается от структуры минеральных масел. Данный процесс является не просто очисткой и переработкой нефтепродуктов, а разновидностью синтеза.

Чтобы понять, что такое гидрокрекинг, посмотрите это видео:

Положительные качества hc-синтетического масла

Что такое hc-синтетическое моторное масло было описано выше, теперь осталось узнать, действительно оно может стоять в одном ряду с другими синтетическими маслами.

Основным плюсом гидрокрекингового масла является высокая вязкость, которая позволит сохраняться смазке на поверхности трущихся деталей, при этой не теряя текучести. Также, подобные масла нечувствительны к низким температурам, что позволяет сохранять коэффициент вязкости круглый год.

Смазочные жидкости с hc-составляющей не причиняют вреда резиновым прокладкам, уплотнителям и втулкам. Такие масла не так чувствительны к попаданию воды. После разбавления некоторым количеством воды, гидрокрекинговое масло не испортит составные части двигателя и не нарушит температурный процесс.

Существует такое понятие как термоокислительная стабильность. Этот термин обозначает продолжительность эксплуатации масла между его заменами. В основном, замена масла происходит при техническом обслуживании, которое проводят через определённое количество пройденных километров. Но наработка двигателя может составлять намного большее количество, так как автомобиль не всегда едет. Приходится принимать в расчет пробки и прогревание машины. Именно при городской езде важна термоокислительная стабильность. Гидрокрекинговое масло стоит на третьем месте по термоокислительной стабильности, пропуская перед собой только синтетическое.

Большинство автолюбителей не без оснований считают, что синтетические смазки – это идеальное решение для двигателей. Однако практически никто из них не знает, что синтетика классифицируется на две большие группы в зависимости от основы – это НС и ПАО.

Что такое ПАО и НС-синтетика?

Обозначение НС на упаковке говорит о том, что базой смазки является масло, произведенное по гидрокрекинговой технологии, а сырьем здесь выступают тяжелые нефтепродукты. Гидрокрекинг удаляет вредные добавки из минеральной основы и позволяет разрушать длинные молекулярные цепочки.

А вот ПАО-синтетику делают из газа, проводя синтез легких углеводородов полиальфаолефинов. Технология позволяет получить продукт без серных и металлических примесей.

Многие думают, что разницы нет и главное – вязкость. Однако эксплуатация транспортных средств доказывает обратное. Масла с различными базами отличаются показателями термоокислительной стабильности.

Сегодня специалисты все чаще рекомендуют снижать межсервисные интервалы замены масла. Все дело в том, что в крупных городах, в пробках, машины работают с перегрузками, и говорить об идеальных условиях эксплуатации в данном случае не приходится.

В чем преимущества ПАО-синтетики

НС-синтетика дешевле из-за особенностей в технологии. Но интервал замены здесь не очень велик, хотя и можно найти масла с увеличенным на 30% межсервисным пробегом (все зависит от производителя и используемых им присадок).

А вот если перейти на «полную» синтетику, то есть на ПАО, то двигатель (в том числе и современный высокофорсированный) будет содержаться чистым намного дольше.

Кстати, именно такие масла используют автогонщики, на каждой трассе выжимая весь ресурс из своего двигателя.

Достоинства ПАО-синтетики заключаются в следующем:

  • Повышенные антифрикционные характеристики;
  • Снижение трения в рабочих зонах, приводящее к экономии топлива;
  • Стабильность элементов двигателя при воздействии высоких температура;
  • Минимальный расход на угар;
  • Повышенная устойчивость к окислению;
  • Стабильность химических свойств смазки на протяжении всего эксплуатационного периода;
  • Повышенные моющие свойства, обеспечивающие чистоту двигателя;
  • Быстрый запуск мотора даже при пониженных температурах;
  • Увеличенный межсервисный интервал.

Почему-то считается, что полностью синтетические масла (ПАО) созданы исключительно для любителей скоростной езды. Однако этот продукт рассчитан, в первую очередь, на тех, кто бережет двигатель и свои средства. Так, ПАО-синтетика дороже масел НС на 25-30%, но по термостабильности двукратно его превосходит. В результате – очевидна экономия топлива и снижение затрат на сервисное обслуживание.

Как правильно выбрать ПАО-синтетику?

Отечественное законодательство не делает различия между ПАО и НС маслами. Информацию о типе используемых базовых масел сложно найти и на сайтах производителей.

Однако есть несколько мелочей, на которые стоит обращать внимание при выборе:

  • В Германии разница между синтетическими маслами определена законодательно – здесь надпись «vollsynthetisches» свидетельствует о принадлежности смазки к группе ПАО;
  • А вот надписи на упаковке «НС-synthetic» или «НС» свидетельствуют о принадлежности к совсем другой группе;
  • Масла, классифицирующиеся как 0W-, в большинстве своем имеют синтетическую основу, а смазки категорий 5W-, 10W-, 15W-,20W почти всегда гидрокрекинговые;
  • Стоимость полностью синтетического масла – не ниже 6-10 долларов за литр;
  • Среди большого числа производителей можно найти компании, которые делают различия между этими двумя группами масел.

Особенности использования полностью синтетических масел

Существует несколько заблуждений по поводу полностью синтетических масел:

  1. Считается, что из-за текучести такой смазки в двигателе может возникнуть течь. На самом деле течи вызваны изношенными элементами мотора, например сальниками и уплотнителями, и гораздо чаще возникают при езде на минералке.
  2. Синтетика не может отрицательно сказаться на двигателе – и если он только проходит обкатку, и если его гарантийный период уже закончился. Однако для этого следует соблюдать сервисные интервалы замены и использовать смазку регламентированной вязкости.
  3. Утверждение, что синтетика нужна только машинам, работающим с экстремальными перегрузками (например, в режиме такси) ошибочно. Ее можно использовать на авто любого типа – главное, правильно выбирать вязкость.
  4. В полностью исправном двигателе синтетика почти не требует контроля уровня, поскольку угар здесь минимальный по сравнению с минеральными смазками.
  5. Может показаться, что стоимость синтетики завышена, и ни о какой экономичности речи быть не может. Да, такие смазки действительно более дорогие, но их рабочие параметры как раз говорят об экономичности. Так, быстрый старт в холода, улучшенная смазка в рабочих зонах приводят к снижению расхода топлива. Кроме того, это масло дольше сохраняет работоспособность и ему не требуется долив.
  6. В двигателях с большим пробегом можно заменить минералку на синтетику. Кроме того, в этом случае произойдет мягкая промывка мотора от отложений различного происхождения.
  7. С высокой моющей способностью синтетики связано еще одно заблуждение, гласящее, что «как только масло приобрело черный цвет, его нужно тут же сменить». Свежая синтетическая смазка действительно может быстро потемнеть, но это говорит лишь о том, что моющие присадки в ее составе работают. А вот на дизельных двигателях, работающих на отечественном топливе, масло всегда будет черным, поскольку в дизеле повышенное количество сажи и сернистых соединений.

Выбираем моторное масло: Синтетическое или HC-синтетическое? Чем отличается одно синтетическое масло от другого. В данной статье мы расскажем как выбрать и где купить качественное моторное масло. «Выбираем моторное масло: НС-синтетическое или ПАО-Синтетическое?». Так стало понятнее? Нет! Ну, тогда милости просим за разъяснениями. Дорогие наши автолюбители. Маркетинговые отделы масляных компаний долгие годы объясняли вам, что синтетическое масло это хорошо для двигателя. И теперь все вы это прекрасно знаете. А вот то, что синтетическое масло бывает двух видов - это знают единицы. А стоило бы разобраться в этом вопросе. Ведь от того к какому виду относится база синтетического масла - к НС-синтетике или ПАО-синтетике - зависят его потребительские свойства и стоимость. Что же скрывается за этими аббревиатурами? Что такое НС-синтетика? Если на канистре моторного масла написано НС-синтетика, это означает, что базовое масло, из которого оно изготовлено, произведено по гидрокрекинговой технологии из тяжелых нефтепродуктов. Так вот при гидрокрекинге из базового минерального масла удаляются вредные примеси и разрушаются длинные молекулярные цепочки. То есть масло синтезируется из тяжелых углеводородов. Что такое ПАО-синтетика? Базовые масла относящиеся к ПАО-синтетики производят из газа. Это происходит за счет синтеза из легких углеводородов полиальфаолефинов (PAO), которые являются основой данного типа масел. При этой технологии получается вещество с однородным молекулярным составом, лишенное примесей серы и металлов. Легкие или тяжелые? На первый взгляд, никакой разницы, каким способом получена та или иная база масла одной и тоже товарной вязкости, например, 5W30 не видно. Но практика эксплуатации моторных масел говорит об обратном. Самое главное отличие кроется в термоокислительной стабильности масла, а проще говоря в продолжительности меж сервисного пробега масла до того, как оно загустеет. Наиболее наглядно это характеризуется диаграммой ниже. Выбрать моторное масло не дочитав статьи:

Диаграмма, иллюстрирующая термоокислительную стабильность моторного масла, в зависимости от типа базового масла: минерального, синтетического – гидрокрегингого, полностью синтетического. Зачем нужна термоокислительная стабильность? Неискушенный читатель может спросить:«А зачем мне заботиться о термоокислительной стабильности моторного масла, если я четко выполняю рекомендации автопроизводителя по срокам его замены?» В этом вопросе нужно разобраться поподробнее: а так ли это? А может ли вообще среднестатистический автолюбитель, проживающий в мегаполисе, четко выполнить требования автопроизводителей по срокам замены моторного масла? Давайте прикинем. Пусть срок замены моторного масла будет каждые 15 тыс. км. И наш условный водитель будет каждый день ездить на работу на расстояние 50 км. При этом на дорогу он затратит в среднем 1 час утром и 1 час вечером. При таком режиме эксплуатации необходимость менять масло, если судить по одометру наступит через 300 дней или, грубо говоря, через год. За это время двигатель проработает 600 моточасов. А сколько можно проехать за 600 моточасов, если не стоять в пробках и если двигатель работает на 2500 оборотов в минуту (на прямой передаче это соответствует скорости 90-100 км/ч)? Умножили? Получается 60 000 км. Т.е. получается, что у нашего условного жителя мегаполиса у двигателя получается четырехкратный (!!!)перепробег масла за время межсервисного интервала. Представляете, что за это время наработается в двигателе? Именно поэтому, термоокислительная стабильность моторного масла так важна для городской эксплуатации автомобиля. Автопроизводители в полной мере столкнулись с той проблемой. Десять лет назад между ними шло маркетинговое соревнование в том, кто заявит более длинный межсервисный интервал. А вот сейчас все официальные пункты технического обслуживания снижают реальный интервал замены масла. Делается это по-тихому, без громкого афиширования. Происходит это на основании того, что в каждой сервисной книжке появилась специальная сноска. Она говорит, что укороченный срок замены моторного масла рекомендован при «тяжелых условиях эксплуатации». К подобным условиям отнесено и движение в пробках наших больших городов! Выбрать моторное масло не дочитав статьи: http://autolider42.ru/masla-motornie/

Чем заменить синтетику? Вернемся к началу нашего повествования - к моторному маслу. Сегодня основной тип масла, использующийся в современных легковых автомобилях - это синтетика. Причем в силу экономических причин, это НС-синтетика, т.е. продукт изготовленный по технологии гидрокрекинга. На просторах сети Интернет можно найти много дискуссий по поводу стабильности и качества моторных масел разных производителей. Но если смотреть результаты лабораторных тестов, окажется, что разница «в качестве» между продукцией разных брендов, в единицах меж сервисного пробега, не превышает 25-30%. Это тоже немало, но заведомо не перекроет даже двукратный пере пробег моторного масла. При этом решение лежит, как всегда, на поверхности. Это переход на другой тип базы на ПАО-синтетику. И что мне больше всего нравится в этом решении - оно делается самим автовладельцем и не зависит от авто производителей. Использование полностью синтетических моторных масел, позволяет содержать двигатель в чистоте, что особенно важно для современных высокофорсированных двигателей. Преимущества ПОА-синтетики. Первыми, кто в полной мере оценил работу моторных масел на базе ПОА-синтетики, были автогонщики. Во время соревнований двигатель может выработать свой ресурс за одну гонку: пилот его никак не жалеет, стараясь выжать из форсированного мотора все, на что он способен. И тут как нельзя кстати пришлись особые свойства масел данного типа, которые мы еще не затрагивали в нашем рассказе. Перечислим их: - Высокие антифрикционные свойства; - Экономия топлива из-за снижения трения; - Устойчивость деталей двигателя к температурным перегрузкам;Низкий расход масла на угар; - Высокая стойкость к окислению в процессе эксплуатации. Все это позволяло выжать из двигателя максимум и при этом доехать до финишной черты. Из спортивных «конюшен» ПОА-синтетика начала перекочевывать и на гражданские машины, пока не была незаметно вытеснена НС-синтетикой. Обратный переход от НС-синтетики к ПОА-синтетике возможен уже с нового уровня понимания того, что пользователь приобретает от этого перехода. Ведь помимо указанных выше качеств, актуальных для мотоспорта, простой пользователь получает еще несколько преимуществ в повседневной эксплуатации машины. Вот они: - Стабильность химических свойств, в течении всего периода использования; - Чистота двигателя за счет высоких моющих свойств; - Уверенный запуск двигателя при низких температурах; - Удлиненный межсервисный интервал. Явно есть за что бороться. ПОА-синтетика - продукт для бережливых! Поясню свою позицию. ПОА-синтетика дороже НС-синтетики, но не намного -примерно на 30%.При этом оно почти двукратно превосходит ее по термостабильности, без учета дополнительных положительных свойств. Это позволяет защитить двигатель и избежать его повышенного износа, увеличить межсервисный пробег и, конечном итоге, получить лучшее состояние двигателя во время эксплуатации. Это приводит к экономии как на возможном сервисном обслуживании, так и на топливе. Причем применение ПОА-синтетики особенно актуально для современных теплонагруженных двигателей, у которых еще и конструктивно заужены масляные каналы. Ведь забился канал, и двигателю «крышка». При применении полностью синтетического масла подобное развитие событий исключено. Как купить ПОА-синтетику? Вопрос, кажущийся банальным в эпоху победившего капитализма, но актуальный при совершении покупки. Как простому потребителю найти на «развалах» магазинов именно полностью синтетическое масло, а не масло изготовленное по технологии гидрокрекинга? К сожалению, мы можем констатировать, что это непростая задача. Российское потребительское законодательство не различает эти два типа синтетики в отличие, например, от немецкого. Сайты производителей масел на своих страницах рассказывают обо всем, что угодно, кроме как о том, какое базовое масло используется. Информацию о базе масла приходится искать также как и сведения о составе пищевых добавок в продуктах– то есть читать текст, написанный мелким шрифтом на этикетке. Приведем несколько простых рекомендаций, как самостоятельно разобраться с надписями на канистре с маслом. Так, Европейские производители масел, как правило, делают ссылку в спецификации на масло,что оно сделано по НС-технологии (гидрокрекинг) или пишут, что масло "НС-synthetic". В это же время как японские, корейские и американские производители масел смело называют свои, по сути, минеральные или гидрокрекинговые масла 100%-ной или FULL SYNTHETIC. Реально разобраться, какое же масло находится в канистре, можно только сложным лабораторным путем. Но есть несколько мелочей, на которые можно обращать внимание при выборе масла: Если масла произведены в Германии, то надписи «vollsynthetisches» обычно достаточно, так как Германия единственная страна, где законодательно определено понятие синтетического масла. Если на этикетке написано «НС-synthetic» или «НС», это масла, выпущенные на основе гидрокрекинга, и не являются ПАО синтетикой.Если масла идут в градации 0W-, то их основа в большинстве случаев синтетическая. Настоящие синтетические масла не могут стоить дешевле 400 рублей за литр. Масла 5W-, 10W-, 15W-,20W в большинстве своем «полусинтетика» или «гидрокрекинг». Купить качественное моторное масло.

Если заголовок ввел в вас в ступор - отлично. Мы этого и добивались. Попробуем, и напишем его по другому: «Выбираем моторное масло: НС-синтетическое или ПАО-синтетическое?». Так стало понятнее? Нет! Ну, тогда милости просим за разъяснениями.

Дорогие наши автолюбители. Маркетинговые отделы масляных компаний долгие годы объясняли вам, что синтетическое масло это хорошо для двигателя. И теперь все вы это прекрасно знаете. А вот то, что синтетическое масло бывает двух видов - это знают единицы. А стоило бы разобраться в этом вопросе. Ведь от того к какому виду относится база синтетического масла - к НС-синтетике или ПАО-синтетике - зависят его потребительские свойства и стоимость. Что же скрывается за этими аббревиатурами?

Что такое НС-синтетика?

Если на канистре моторного масла написано НС-синтетика, это означает, что базовое масло, из которого оно изготовлено, произведено по гидрокрекинговой технологии из тяжелых нефтепродуктов. Те, кому интересны подробности технологии, могут самостоятельно «погуглить».Мы же ограничимся упроченным описанием, чтобы читатель просто мог составить общее представление о ней. Так вот при гидрокрекинге из базового минерального масла удаляются вредные примеси и разрушаются длинные молекулярные цепочки. Т.е масло синтезируется из тяжелыхуглеводородов.

Что такое ПАО-синтетика?

Базовые масла относящиеся к ПАО-синтетики производят из газа. Это происходит за счет синтеза из легких углеводородов полиальфаолефинов (PAO), которые являются основой данного типа масел. При этой технологии получается вещество с однородным молекулярным составом, лишенное примесей серы и металлов.

Легкие или тяжелые

На первый взгляд, никакой разницы, каким способом получена та или иная база масла одной и тоже товарной вязкости, например, 5W30 не видно. Но практика эксплуатации моторных масел говорит об обратном. Самое главное отличие кроется в термоокислительной стабильности масла, а проще говоря в продолжительности межсервисного пробега масла до того, как оно загустеет. Наиболее наглядно это характеризуется диаграммой ниже.

Зачем нужна термоокислительная стабильность?

Неискушенный читатель может спросить:«А зачем мне заботиться о термоокислительной стабильности моторного масла, если я четко выполняю рекомендации автопроизводителя по срокам его замены?» В этом вопросе нужно разобраться поподробнее: а так ли это? А может ли вообще среднестатистический автолюбитель, проживающий в мегаполисе,четко выполнить требования автопроизводителей по срокам замены моторного масла?

Давайте прикинем. Пусть срок замены моторного масла будет каждые 15 тыс. км. И наш условный водитель будет каждый день ездить на работу на расстояние 50 км. При этом на дорогу он затратит в среднем 1 час утром и 1 час вечером. При таком режиме эксплуатации необходимость менять масло, если судить по одометру наступит через 300 дней или, грубо говоря, через год. За это время двигатель проработает 600 моточасов. А сколько можно проехать за 600 моточасов, если не стоять в пробках и если двигатель работает на 2500 оборотов в минуту (на прямой передаче это соответствует скорости 90-100 км/ч)? Умножили? Получается 60 000 км. Т.е. получается, что у нашего условного жителя мегаполиса у двигателя получается четырехкратный (!!!)перепробег масла за время межсервисного интервала. Представляете, что за это время наработается в двигателе?Именно поэтому, термоокислительная стабильность моторного масла так важна для городской эксплуатации автомобиля.

Автопроизводители в полной мере столкнулись с той проблемой. Десять лет назад между ними шло маркетинговое соревнование в том, кто заявит более длинный межсервисный интервал. А вот сейчас все официальные пункты технического обслуживания снижают реальный интервал замены масла. Делается это по-тихому, без громкого афиширования. Происходит это на основании того, что в каждой сервисной книжке появилась специальная сноска. Она говорит, что что укороченный срок замены моторного масла рекомендован при «тяжелых условиях эксплуатации ». К подобным условиям отнесено и движение в пробках наших больших городов!

Чем заменить синтетику?

Вернемся к началу нашего повествования - к моторному маслу. Сегодня основной тип масла, использующийся в современных легковых автомобилях - это синтетика. Причем в силу экономических причин, это НС-синтетика, т.е. продукт изготовленный по технологии гидрокрекинга. На просторах сети Интернет можно найти много дискуссий по поводу стабильности и качества моторных масел разных производителей. Но если смотреть результаты лабораторных тестов, окажется, что разница «в качестве» между продукцией разных брендов, в единицах межсервисного пробега, не превышает 25-30%. Это тоже немало, но заведомо не перекроет даже двукратный перепробег моторного масла.

При этом решение лежит, как всегда, на поверхности. Это переход на другой тип базы на ПАО-синтетику. И что мне больше всего нравится в этом решении - оно делается самим автовладельцем и не зависит от автопроизводителей.

Преимущества ПОА-синтетики

Первыми, кто в полной мере оценил работу моторных масел на базе ПОА-синтетики, были автогонщики. Во время соревнований двигатель может выработать свой ресурс за одну гонку: пилот его никак не жалеет, стараясь выжать из форсированного мотора все, на что он способен. И тут как нельзя кстати пришлись особые свойства масел данного типа, которые мы еще не затрагивали в нашем рассказе. Перечислим их.

  1. Высокие антифрикционные свойства;
  2. Экономия топлива из-за снижения трения;
  3. Устойчивость деталей двигателя к температурным перегрузкам;
  4. Низкий расход масла на угар;
  5. Высокая стойкость к окислению в процессе эксплуатации.

Все это позволяло выжать из двигателя максимум и при этом доехать до финишной черты.

Из спортивных «конюшен» ПОА-синтетика начала перекочевывать и на гражданские машины, пока не была незаметно вытеснена НС-синтетикой.

Обратный переход от НС-синтетики к ПОА-синтетике возможен уже с нового уровня понимания того, что пользователь приобретает от этого перехода. Ведь помимо указанных выше качеств, актуальных для мотоспорта, простой пользователь получает еще несколько преимуществ в повседневной эксплуатации машины. Вот они:

  1. Стабильность химических свойств, в течении всего периода использования;
  2. Чистота двигателя за счет высоких моющих свойств;
  3. Уверенный запуск двигателя при низких температурах;
  4. Удлиненный межсервисный интервал.

Явно есть за что бороться.

Масло для перфекционистов?...

Когда разговариваешь со специалистами масляной индустрии по вопросам полностью синтетических моторных масел (это еще одно общеупотребительное название ПОА-синтетики), все говорят о том, что позиционируют этот продукт как масло для перфекционистов и любителей погонять. Принимая их мнение, я в глубине души испытывал какой то диссонанс, и во время подготовки статьи, наконец, смог его отрефлексировать. Я понял, что не согласен с ними. Не согласен, прежде всего, с таким сужением целевой аудитории. Конечно, если ты любишь погонять, без ПОА-синтетики не обойтись. Но это не только масло для любителей покупать самое дорогое.

ПОА-синтетика - продукт для бережливых!

Поясню свою позицию. ПОА-синтетика дороже НС-синтетики, но не намного -примерно на 30%.При этом оно почти двукратно превосходит ее по термостабильности, без учета дополнительных положительных свойств. Это позволяет защитить двигатель и избежать его повышенного износа, увеличить межсервисный пробег и, конечном итоге, получить лучшее состояние двигателя во время эксплуатации. Это приводит к экономиикак на возможном сервисном обслуживании, так и на топливе. Причем применение ПОА-синтетики особенно актуально для современных теплонагруженных двигателей, у которых еще и конструктивно заужены масляные каналы. Ведь забился канал, и двигателю «крышка». При применении полностью синтетического масла подобное развитие событий исключено.

Как купить ПОА-синтетику?

Вопрос, кажущийся банальным в эпоху победившего капитализма, но актуальный при совершении покупки. Как простому потребителю найти на «развалах» магазинов именно полностью синтетическое масло, а не масло изготовленное по технологии гидрокрекинга?

К сожалению, мы можем констатировать, что это непростая задача. Российское потребительское законодательство не различает эти два типа синтетики в отличие, например, от немецкого. Сайты производителей масел на своих страницах рассказывают обо всем, что угодно, кроме как о том, какое базовое масло используется. Информацию о базе масла приходится искать также как и сведения о составе пищевых добавок в продуктах- то есть читать текст, написанный мелким шрифтом на этикетке.

Приведем несколько простых рекомендаций, как самостоятельно разобраться с надписями на канистре с маслом. Так, Европейские производители масел, как правило, делают ссылку в спецификации на масло,что оно сделано по НС-технологии (гидрокрекинг) или пишут, что масло "НС-synthetic". Вэтоже время как японские,корейские и американские производители масел смело называют свои, по сути, минеральные или гидрокрекинговые масла 100%-ной или FULL SYNTHETIC. Реально разобраться, какое же масло находится в канистре, можно только сложным лабораторным путем. Но есть несколько мелочей, на которые можно обращать внимание при выборе масла:

  1. Если масла произведены в Германии, то надписи «vollsynthetisches» обычно достаточно, так как Германия единственная страна, где законодательно определено понятие синтетического масла.
  2. Если на этикетке написано «НС-synthetic» или «НС», это масла, выпущенные на основе гидрокрекинга, и не являются ПАО синтетикой.
  3. Если масла идут в градации 0W-, то их основа в большинстве случаев синтетическая.
  4. Настоящие синтетические масла не могут стоить дешевле 450 рублей за литр.
  5. Масла 5W-, 10W-, 15W-,20W в большинстве своем «полусинтетика» или «гидрокрекинг».

Несколько особняком в этом секретном списке стоит компания LIQUI MOLY, которая специально для того чтобы избежать смешения, представляет отдельные линейки моторных масле с базами с HC -синтетики и ПАО синтетики. Так, HC -синтетика представленная линейкой масел LIQUI MOLY Top Tec , а ПАО синтетика - LIQUI MOLY Synthoil . Есть еще ряд компаний, которые отдельно выделяют гидрокрекинговую синтетику и ПАО синтетика. Именно на их продукцию мы и рекомендуем ориентироваться.

Краткие ответы на вопросы

Для заинтересовавшихся темой

Вопрос: Бытует мнение, что синтетические масла более текучи, что может вызвать протекание через сальники и уплотнения мотора. Правда ли это?
Ответ: Нет, синтетические масла не могут сами по себе вызвать течь на исправном двигателе с неизношенными уплотнениями и сальниками! Течи, как правило, вызваны возрастом и применением минеральных масел, от которых уплотнения попросту затвердевают (дубеют) и теряют рабочую эластичность.

Вопрос от старшего поколения: Не скажется ли отрицательно на гарантийном автомобиле применение моторного масла на синтетической основе?
Ответ: Разумеется, нет. Практически все гранды мирового автопрома уже на заводе заливают синтетические моторные масла и рекомендуют их к дальнейшему применению, в том числе и при окончании гарантийного срока!

ВАЖНО:чтобы не потерять гарантию на автомобиль, применяйте масло рекомендованной производителем авто вязкости, в соответствии с сезоном и регионом эксплуатации . Важно также не превышать сроков замены масла, установленных изготовителем автомобиля .

Вопрос: Требуется ли обкатка нового двигателя на минеральном масле? И лишь потом надо переходить на синтетику?
Ответ: Нет, это давнее заблуждение. Обкатку нового двигателя и последующую эксплуатацию можно и нужно проходить на синтетических моторных маслах. Лучшее тому подтверждение - выше: что синтетика заливается в новые моторы уже на конвейере завода-изготовителя автомобиля!

Вопрос: Действительно ли область применения синтетических моторных масел в основном распространяется на суперсовременные технологичные автомобили или при эксплуатации авто в экстремальных погодных (температурных) условиях, а также в режиме "такси" и т.п.?
Ответ: Нет, опять ошибочное мнение. Синтетические моторные масла (с оглядкой на вязкость и класс по SAE/API) могут применяться на абсолютно любых типах автомобилей, в любом регионе эксплуатации и на любом классе нагрузки. Чем сложнее условия эксплуатации автомобиля, тем очевиднее становятся преимущества масел на синтетической основе перед стандартными минеральными "коллегами". Высочайшая степень защиты двигателя при низких температурах наилучшим образом сказывается на ресурсе, в то же время значительно облегчая запуск.

Вопрос: Увеличивается ли расход (угар) при использовании масел на синтетической основе по сравнению с минеральными?
Ответ: Опять неверно: наоборот, синтетика, в исправном (неизношенном) двигателе требует меньше внимания к контролю уровня, нежели минеральные масла. Угар - удел разложения базовых минеральных основ, синтетические по всем параметрам более стабильны.

Вопрос: Сравнивая стоимость минеральных масел с синтетическими, создается впечатление о нецелесообразности применения последних, как менее экономичных.
Ответ: Естественно, что синтетические масла стоят дороже, но при этом они более экономичны, чем "минералка" - быстрый старт в холодную погоду, ранний выход на рабочие параметры, улучшенная смазка при высоких температурах и перегрузках - экономия топлива, более долгая жизнь масла - реже замена, экономия на "доливе" (он попросту не требуется). Прибавляем к этому увеличенный ресурс самого агрегата и делаем однозначный вывод в пользу синтетических моторных масел.

Вопрос: Как обстоят дела у синтетики с лаковыми отложениями и шламом?
Ответ: Повторимся: проблемы описанные в вопросе - прерогатива, как раз минеральных масел, синтетические же во много раз превышают показатели минеральных по всем "дисциплинам".

Вопрос: Требуется ли промывать двигатель перед началом использования синтетических масел?
Ответ: См. ответ на первый вопрос:)

Вопрос: Стоит ли использовать масла на синтетической основе в двигателях автомобилей имеющих большой пробег?
Ответ: Нет никакой разницы, при каком пробеге вы решите заменить минеральное масло на синтетическое, новый у вас автомобиль или видавший виды. С момента перехода на синтетическое моторное масло вы можете быть уверены, что двигатель защищен по полной программе, к тому же некоторые характеристики ДВС ощутимо улучшатся. Благодаря моющим присадкам (содержащимся в синтетике), на автомобиле с пробегом, вы сможете привести ваш двигатель в порядок, отмыв высоко- и низкотемпературные отложения. Возвращаясь к теме промывки - в отличие от "пятиминуток" и даже от полнообъемных промывок системы смазки двигателя, синтетические моторные масла Мобил отмывают отложения мягко (плавно), и вы не рискуете забить масляные каналы большими кусками шлама.

Вопрос: Синтетическое моторное масло быстро приобрело черный цвет, значит ли это, что его необходимо срочно заменить?
Ответ: Нет, быстрая смена цвета свежего синтетического масла говорит о том, что моющие присадки работают, отмывая застаревшие отложения на деталях двигателя. Особенно это касается дизельных двигателей. Если с момента покупки вы используете исключительно синтетические масла, черного цвета на масляном щупе контроля уровня вы не увидите никогда! Исключением, опять же, являются только дизельные моторы - к сожалению, количество сажи в отечественном дизельном топливе, как и сернистых соединений, превосходит все допустимые нормативы.