Дроссельная заслонка – это часть впускного тракта автомобиля, которая отвечает за регулировку количества воздуха, поступающего во впускной коллектор и нужного для образования топливно-воздушной смеси. Важно, чтобы дроссель содержался в чистом состоянии.
Двигатели внутреннего сгорания, применяемые на большинстве автомобилей, работают благодаря топливу, поступающему в цилиндры. В цилиндрах горючее сгорает, энергия от сгорания двигает поршни, автомобиль едет. Чтобы топливо воспламенилось, необходима искра в бензиновом двигателе или высокое давление в дизельном. Но чтобы получить энергию для движения, важно не только воспламенение, но и поддержание процесса горения. А из школьного курса физики мы знаем, что для процесса горения необходим газ-окислитель. Вокруг нас полно самого распространённого окислителя – кислорода, он содержится в воздухе. Соединяем топливо и воздух – получаем топливно-воздушную смесь, которая легко воспламенится и сгорит внутри двигателя. Для подачи воздуха и регулирования его количества в автомобили и устанавливают дроссельный узел .
Существует два вида дроссельных заслонок:
Механическая заслонка напрямую связана с педалью газа тягой. Нажимаете на педаль газа – заслонка открывается, во впускной коллектор поступает больше воздуха, образуется больше смеси. Педаль газа отпускаете – заслонка закрывается. Такая конструкция применяется на бюджетных старых автомобилях.
В современных машинах применяют принцип электронного управления. Заслонку регулирует ЭБУ (электронный блок управления), который сам считывает показатели с датчиков и принимает решение о положении дроссельной заслонки.
В отличие от механического привода, электронный обеспечивает оптимальный крутящий момент во всех режимах работы двигателя, даже когда водитель не взаимодействует с педалью газа. Эта конструкция дросселя помогает соблюдать экологические требования, обеспечивает безопасность и оптимизирует расход топлива.
Как и любой агрегат автомобиля, дроссельная заслонка должна периодически обслуживаться. Распространённая проблема этого узла – засор.
Засориться дроссель может по нескольким причинам :
А теперь представьте, что частички масла из картерных газов соединяются с частичками пыли и/или нагара от выпускных газов. Образуется грязно-маслянистая плёнка, которая постоянно оседает на заслонке. Спустя десятки тысяч километров слой этой грязи нарушит работу или вовсе выведет из строя дроссельный узел. Поэтому периодическая чистка дроссельной заслонки важна для правильной работы двигателя.
Если Вы заметите нижеописанные симптомы у своего автомобиля, то это явная причина осмотреть узел дросселя и всерьёз задуматься о чистке:
Проверить и осмотреть заслонку можно и самостоятельно. Для этого достаточно отсоединить патрубок, идущий от воздушного фильтра, и заглянуть в блок дросселя. Сразу визуально заметно, если на стенках корпуса и на самой заслонке грязь.
Саму же чистку лучше доверить автомеханику . Но если Вы решили заняться устранением загрязнений самостоятельно, то Вам будут полезны наши советы.
Конструкций дроссельного узла много, нюансы у каждой свои, но общий принцип везде одинаковый. Для начала дадим общие рекомендации:
Рассмотрим этот процесс на примере Subaru Impreza WRX.
1. Для начала снимаем патрубок, идущий от воздушного фильтра к дросселю. Патрубок держится на хомуте, чтобы снять просто ослабляем винт на хомуте.
2. Отсоединяем два шланга (крепятся зажимными хомутами), один спереди, второй сзади. Отключаем контакт, идущий на дроссель.
3. Откручиваем четыре болта, которыми узел крепится к корпусу впускного коллектора.
4. Агрегат чистим специальной жидкостью для промывки карбюраторов – карбклинером. Используйте любую марку, но не приобретайте совсем уж дешёвые флаконы в сомнительных магазинах. Средняя цена за баллончик – 100-150 рублей. Ветошь для протирки применяйте мягкую.
5. По возможности меняем резиновую прокладку. Стоит она в районе 25-100 рублей для разных марок и моделей автомобиля.
6. Собираем всё в обратном порядке.
7. Если требуется, проводим «обучение» дросселя, то есть новую адаптацию ЭБУ – показываем электронике крайние положения заслонки, чтобы блок понимал, когда дроссель открыт, а когда закрыт.
Обучать нужно не всегда. На дросселях с механическим приводом всё регулируется вручную – просто закрываете заслонку механически перед установкой или после неё. Если у Вас электронное управление, включите зажигание и посмотрите, закрылась ли заслонка плотно. Если закрылась, то адаптация не требуется.
Если настройки всё же сбились, необходимо произвести ряд манипуляций (в каждой марке свои действия). В целом это выглядит как работа зажиганием и педалью газа в определённой последовательности и с определённой амплитудой. Приготовьте секундомер, свою реакцию и следуйте инструкциям своего производителя.
На некоторых моделях достаточно скинуть клеммы с аккумулятора, чтобы сбросить все настройки до заводских, после чего заслонка сама встанет в нужное положение.
На современных моделях BMW, к примеру, адаптация нужна, но она происходит автоматически при первом включении зажигания после чистки дросселя.
Выглядит процесс чистки дроссельной заслонки несложно, но если Вы не уверены в своих знаниях, то обратитесь в сервис, для автомехаников эта процедура не составит никакого труда. При самостоятельной очистке будьте осторожны и следуйте нашим советам.
Ровных дорог и счастливого пути!
Классическое управление дроссельной заслонкой посредством жёстких тяг или гибкого стального троса постепенно уходит в прошлое. Ни один современный двигатель не обходится без микроконтроллеров и компактных электрических приводов, поэтому неудивительно, что и управление акселератором осуществляется блоком управления двигателем. Сегодня мы постараемся развеять расхожее мнение о сложности электронного дросселя и расскажем о том, как выполнить его чистку своими руками.
Электронный дроссель выполняет такие же функции, что и механический – регулирует количество воздуха, поступающего во впускной коллектор двигателя. Конструктивно он состоит из корпуса с дроссельной камерой и установленной на подвижной оси заслонки. Основные отличия находятся в механизме привода.
Раньше при нажатии на педаль акселератора водитель приводил в движение трос, который проворачивал сектор газа на нужный угол. Сегодня поворотом заслонки управляет установленный на ее оси электропривод, а степень открытия дросселя регулируется по команде блока управления силовым агрегатом. Утратив механическую функцию, педаль газа выполняет роль аналого-цифрового преобразователя – с её помощью отслеживается степень нажатия и скорость перемещения ноги водителя. При этом электроника контролирует поведение педали акселератора и анализирует множество параметров работы двигателя.
Конструкция стала более сложной, а значит, менее долговечной, не так ли? Однако на деле внедрение электронного привода позволило получить ряд преимуществ:
Механизм электронного акселератора, напротив, стал более простым. Так, отпала потребность в механическом регуляторе холостого хода с его диафрагмами, клапанами и переходными каналами. В электронном дросселе устанавливаются поворотом заслонки на небольшой угол. Происходит это по команде блока управления, есть возможность запрограммировать степень ее открытия в зависимости от температуры поступающего воздуха, степени нагрева двигателя и т. д. По этой же причине отпала и необходимость подогрева дроссельного устройства, из-за чего удалось упростить еще и систему охлаждения двигателя.
Что же касается механики привода электронной педали газа, то она состоит из простейшего редуктора, из пары пластиковых шестерён и маломощного электромоторчика. Проблемы доставляет электронная плата управления акселератором, которая интерпретирует команды микроконтроллера и предоставляет ему информацию о положении заслонки. Если же говорить о надёжности конструкции в целом, то чаще проблемы, связанные с неправильной работой электронной педали газа, пропадают после тщательной чистки узла от грязи и нагара.
Поскольку конструкция заслонок электронных дросселей не отличается от устройств традиционного типа, и они требует периодической чистки дроссельной заслонки. О необходимости технического обслуживания электронной педали газа свидетельствуют следующие признаки:
Ускоренному отложению грязи и нагара на деталях акселератора способствует эксплуатация автомобиля с забитым топливным и воздушным фильтром, повреждение воздуховода и длительная езда на некачественном топливе. Но не думайте, что загрязнение узла происходит только по причине недостаточного внимания к машине со стороны водителя. К усиленному загрязнению приводит появление масляной пыли в картерных газах по причине износа цилиндропоршневой группы – в этом случае ситуацию исправит только ремонт двигателя.
Специалисты рекомендуют проводить обслуживание дроссельных заслонок с электронным управлением не реже 1 раза в год или через каждые 20 тыс. км пробега. Процедуру чистки заслонки лучше выполнять перед наступлением осенних дождей, чему есть логичное объяснение. Дело в том, что из-за повышенной влажности поступающего воздуха отложения грязи на деталях привода, оси и заслонке размягчаются. Из-за этого заслонка залипает, что приводит к невозможности контролировать обороты двигателя и может стать причиной аварии.
На большинстве автомобилей зарубежного и отечественного производства привод электронной педали газа установлен непосредственно перед впускным коллектором. Доступность механизма и простота его обслуживания позволяют провести профилактику буквально за 15-20 минут.
Для этого вам понадобятся:
Работу лучше выполнять последовательно – так вы избежите ошибок и будете уверены, что сделали все правильно:
После вмешательства в узел изменятся параметры положения дроссельной заслонки, поэтому в некоторых случаях проводят её обучение. Если («плавать», как говорят автомеханики), то обнулите энергозависимую память контроллера, на короткое время отсоединив «плюсовую» клемму от аккумуляторной батареи.
И последнее, о чем хотелось бы напомнить: при первом запуске не нажимайте на педаль газа до тех пор, пока мотор не прогреется. Обеспечивая работу двигателя с номинальными оборотами в широком температурном диапазоне, вы позволите контроллеру адаптироваться к изменившимся условиям и установить оптимальные значения настроек холостого хода. В дальнейшем это даст возможность эксплуатировать автомобиль без каких-либо неожиданностей со стороны дроссельного узла.
Печать
Выработавшие свой ресурс и фильтра;
Некачественное топливо;
Износ цилиндропоршневой группы;
На фото — грязная дроссельная заслонка
Так при износе цилиндропоршневой группы увеличивается прорыв газов в картер двигателя, куда попутно попадают и частицы нагара. Это в свою очередь помимо окисления моторного масла, вызывает его загрязнение различным отложениями.
После запуска двигателя от работы коленчатого вала и шатунов в поддоне образуется масляный туман, состоящий из газов и различных примесей, которые по системе вентиляции картера поступают в узел ДЗ, вызывая появление масляных и смолистых отложений и слоя прочного нагара.
Все это в свою очередь ведет к закусыванию оси заслонки, ее неплотному прилеганию к стенкам корпуса или ее подклиниванию при работе. Соответственно это отражается на работе силовой установке, выраженной в:
Нестабильном запуске;
Холостом ходе;
И мощности;
Увеличении расхода топлива.
Перед тем, как приступить к прочистке ДЗ, при обнаружении выше перечисленных признаков, рекомендуется произвести ее визуальный осмотр. Если на оси заслонки, стенках диффузора нет каких-либо сильных отложений и нагара, то вероятнее всего, проблема вызвана другими причинами и сама чистка ничего не изменит.
Исходя из опыта обслуживания и ремонта ДЗ необходимость в ее чистке возникает при пробеге порядка 30-50 тыс. километров, либо раньше при обнаружении признаков ее сильного загрязнения.
Чистку ДЗ можно выполнять различными подручными средствами, такими как растворитель, WD40 и ему подобными препаратами. Однако при их использовании всегда остается доля риска их действия на внутренности мотора. Сегодня же есть специальные разработки именно для выполнения подобных операций по чистке сильных загрязнений, безвредные для двигателя, это такие наиболее распространенные препараты, как:
LIQUI MOLY DrosselKlappen-Reiniger (LM-5111) – 520 руб;
Mannol Carburetor Cleanor – 115 руб;
ABRO Carb&Choke Cleaner (CC-220) – 200 руб.
Очиститель дросселя от Ликви-Молли
Все эти составы отлично справляются с чисткой любых загрязнений дроссельного узла, и каждый автовладелец может сделать выбор по своему предпочтению.
Очистку дроссельного узла можно выполнить как на месте, не снимая с двигателя, так и с ее демонтажем. Более качественная промывка и прочистка возможна только со снятие ДЗ, когда появляется возможность очистить все ее самые уязвимые места.
Это объясняется тем, что без снятия узла невозможно добраться до внутренних стенок и проходу воздушных каналов, что будет являться существенным минусом при работе и может не дать желаемого эффекта.
В этом случае необходимо снять воздуховод, чтобы добраться до заслонки. Далее, используя одно из средств для очисти нанести его на стенки диффузора и саму заслонку (заслонка закрыта), затем все тщательно вытереть чистой ветошью (не оставляющей волокон).
Затем нужно поставить заслонку в открытое положение и снять загрязнения с ее боков. Сделать все возможное для попадания очистителя во все каналы узла.
Чистку нужно производить аккуратно до появления чистого металла, стараясь не прилагать значительных усилий.
Снимается воздуховод между заслонкой и корпусом воздушного фильтра;
Открутить крепеж узла и снять все имеющиеся разъемы;
Нанести на все элементы узла и видимые каналы моющее средство;
Тщательно вытереть чистой ветошью обработанные поверхности;
Выполнить сборку в порядке, обратном снятию, поставив новую уплотнительную прокладку;
Подключиться к ЭБУ автомобиля и произвести «обучение» заслонки с новыми параметрами.
При кажущейся простоте операции по чистке, многие автолюбители по неопытности совершают ошибки, которые помимо того, что не дадут желаемого эффекта, еще могут и принести вред узлу либо вывести его из строя.
Так, не стоит прилагать больших усилий при чистке, так как это может повредить как саму заслонку, так и ее положения. Также нельзя очищать заслонку с использованием жестких щеток, так как на некоторых моделях стенки диффузора и сама заслонка имею заводское покрытие из молибдена.
По неопытности многие принимают это покрытие за нагар и удаляют. Это может привести либо к подклиниванию, либо к появлению щели и лишнему подсосу воздуха.
По завершению работы не выполняется обучение (адаптация) узла с новыми параметрами работы мотора и установки необходимых оборотов холостого хода.
Для стабильной работы мотора и продления «жизни» дроссельной заслонки рекомендуем, при появлении ее неисправности, выполнять ее прочистку, а также для профилактики через указанные выше 30-50 тыс. километров пробега.
Дроссельная заслонка инжектора (ДЗ) – обязательный компонент системы пуска бензиновых силовых агрегатов, которая предназначена для регулирования объёма воздуха, идущего внутрь мотора. Потребность в ее чистке возникает не часто, однако стоит знать, как почистить дроссельную заслонку инжектора, ведь такое может произойти в любой момент на подержанном авто.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!
Как правило, симптомами загрязнения заслонки выступают следующие моменты:
Одним из главных признаков загрязненной заслонки является плохая тяга машины на низких оборотах. Кроме того, в процессе передвижения автомобиль дергается, особенно при ускорении. Почему же это происходит?
На стенках заслонки набирается много всевозможных отложений, которые закрывают прохождение воздуха на малых углах открытия ДЗ. Очевидно, что такое не предусмотрено изначально производителем. Инженеры рассчитывали динамику автомобиля, исходя из нормальных показателей, на чистую ДЗ, как говорится. По этой причине, как только загрязняется заслонка, начинается провал тяги. После грамотной чистки все процессы налаживаются, включая и расход горючего.
Чистка ДЗ обязательна после промывки форсунок инжектора. Кроме того, процедура рекомендуется для проведения после одновременного появления 2-3 описанных выше признаков (может быть, и всех вместе).
Полезно будет знать, что основным источником загрязнения ДЗ становится фильтрация (работа) картера. На старых моторах из картера выходит масляный нагар. Пар садится и остывает, превращаясь в отложения.
Нужно ли проверять ДЗ часто? Да, если автомобиль подержанный, однозначно. Это нужно делать каждый раз, обслуживая силовой агрегат. Если на заслонке видны следы нагара, как на фото, надо срочно начинать процедуру чистки дроссельной заслонки.
Если на машине ДЗ совмещена с РХХ, то датчик тоже нужно тщательно промыть.
ДЗ допускается промывать в домашних условиях, хотя это в большей степени зависит от модели авто. Например, если автомобиль с тросиковой, механической педалью газа (стандарт), можно смело начинать чистку. Отнюдь, если установлен электронный дроссель, ситуация меняется. Возможно понадобится адаптация.
Адаптация сбрасывается либо со сканера, либо принудительно, когда просто нажимается до упора и опускается педаль акселератора на стоячем ДВС. Адаптация – это не что иное, как уменьшение УОД (угла открытия дросселя). Часто после промывки электронного дросселя УОД открывается больше, чем нужно.
Есть люди, которые утверждают, что после нескольких десятков километров ДЗ автоматически адаптируется, но это не так. Бывали случаи, когда и после 200 км на машине оставались плавающие обороты. Они мгновенно исчезали после проведения принудительной адаптации.
Вот как проводится обучение (адаптация):
После этого:
Чем чистят дроссельную заслонку на инжекторе? Легче всего очистителем карбюратора. ДЗ открывается принудительно, жидкостью от карбюратора вымывается вся грязь изнутри. Очищать можно и с помощью куска мягкой ткани.
Если ДЗ снята, то очищать можно уже чем угодно: растворителем, кисточкой. Главное – не использовать жесткие абразивные составы и острые, грубые предметы.
При использовании очистителя карбюратора в аэрозольном баллончике, рекомендуется надевать очки. Жидкость под давлением, при промывке она разлетается во все стороны, может попасть и в глаза.
Снимать ДЗ вовсе не обязательно. Очистку можно проводить на машине, хотя промывка со снятием дает куда более эффективный результат. Кроме того, чистка без снятия невозможна, если на машине установлен датчик ХХ, и он соединен с заслонкой.
На практике вполне достаточно промывки ДЗ без снятия. Есть и свои преимущества в такой процедуре: нет риска порвать герметизирующий уплотнитель, который находится между ВК (коллектором) и заслонкой, чистить можно на горячем моторе, нет риска ошпариться горячим тосолом и т.д.
Если решено чистить ДЗ со снятием, надо не забыть стравить воздух. Для этого отворачивается пробка бачка с тосолом.
Промывка и чиста как дроссельной заслонки, так и всего узла не представляет собой трудновыполнимую задачу. Но тем не менее, многие автовладельцы не знают как правильно чистить, зачем чистить и когда чистить, да и имея всего лишь небольшой опыт в обслуживании машины, боятся лезть под капот и делать что либо своими руками.
В данной статье мы разберём всю процедуру промывки дроссельного узла, и надеюсь, что у типичного автовладельца отпадут все вопросы по выполнению данной операции.
Говоря простым языком, дроссельная заслонка – грубо говоря «педаль газа». Нажимая на газ, мы открываем дроссельную заслонку, откуда поступает воздух в двигатель, а вместе с ним в цилиндр попадает бензин, тем самым повышая обороты двигателя. Чем сильнее нажимаем на газ – тем больше открыта дроссельная заслонка – тем больше повышаются обороты двигателя.
Весь дроссельный узел находится в подкапотном пространстве. Он расположен между связкой «впускной коллектор» и «воздушный фильтр». Иными словами: воздух заходит в воздушный фильтр, проходит через ДМРВ, поступает в дроссельный узел, а оттудова идет в двигатель через впускной коллектор (ресивер). Чтобы узнать, где расположена дроссельная заслонка – обратите внимание на рисунок (под номером 3).
Существую такие понятия, как масляная пыль, картерные газы, масляные отложения. И вся эта грязь оседает на стенках дроссельного узла как снаружи так и внутри. Из-за этой грязи дроссельная заслонка перестает закрываться или полностью открываться.
Самые основные признаки, возникающие в связи с грязной заслонкой:
Все эти признаки свидетельствуют о грязном дроссельном узле. Но не спешите делать выводы и бросаться на чистку узла, т.к. эти же признаки могут свидетельствовать о неисправности некоторых датчиков: РХХ, ДПДЗ – эти датчики находятся на дроссельном узле и могут быть неисправны. В частности, качественная промывка дроссельного узла может вылечить эти датчики, но не факт (пройдя по ссылке, вы можете , РХХ, ДПДЗ, и заменить его). Так же, похожие симптомы имеет неисправный . Чистить дроссельный узел желательно с периодичностью в 30 тыс. км.
В данной статье мы опишем два вида чистки дроссельной заслонки:
Эти два вида отличаются степенью сложности очистки, соответственно — качеством.
Суть данной очистки заключается в том, что мы не будем разбирать полностью весь дроссельный узел, а пройдемся тряпочкой по заслонке и уберём поверхностную грязь.
Для работы нам понадобится:
Первым делом снимаем гофру воздушного фильтра с дроссельной заслонки, берём наше чистящее средство и брызгаем внутрь дроссельной заслонки. Начинаем чистить поверхность тряпкой и щеткой. Так же не забываем открывать саму заслонку чистить её с обратной стороны. На этом наш процесс закончен, обратно устанавливаем патрубок воздушного фильтра и все. Но при данном способе очистки, мы не сможешь полностью прочистить все внутренности дроссельной заслонки, не сможем продуть все отверстия и каналы, поэтому лучше воспользоваться полной чисткой.
Для выполнения полной чистки заслонки, помимо тряпки и чистящего средства нам понадобится:
В этом случае нам нужно полностью снимать дроссельный узел и чистить его со всех сторон.