Автомобильные коды стран мира. Новые номерные знаки для автотранспорта в китае Как получают номер на машину в китае

Автомобильные коды стран требуются для идентификации государства регистрации автомобиля. Ранее для этой цели служила наклейка, на которой код страны указывался заглавными буквами. Отличительный знак страны регистрации должен крепиться в задней части транспортного средства возле номерного знака, а также может быть включен в регистрационный номер транспортного средства. Если отличительный знак включен в регистрационный номер, он также должен присутствовать на передней регистрационной табличке транспортного средства.

Отличительный знак может быть дополнен флагом или эмблемой национального государства или эмблемой региональной организации экономической интеграции, которой страна принадлежит. Знак отличия должен отображаться в крайнем левом или крайнем правом углу регистрационной таблички. Если на регистрационном номере присутствует символ/флаг/эмблема, отличительный знак должен быть помещен в крайнее левое положение на регистрационной пластине.

В последнее время страны переходят на определение принадлежности на регистрационных знаках. Например, в странах Евросоюза этот код изображается на стандартном регистрационном номере автомобиля. Наклейка в этом случае уже не требуется.

Тем не менее были случаи (например, в Германии), когда за её отсутствие выписывали штраф. Во избежание недоразумений, даже если не хотите её приклеивать, лучше возить наклейку с собой и приклеить по первому требованию.

Согласно Конвенции о международном движении наклейка должна быть выполнена в виде эллипса, главная ось которого горизонтальна, а буквы должны быть черными на белом фоне.

Данные во всех таблицах можно отсортировать по возрастанию/убыванию, кликнув по заголовку столбца.

Автомобильные коды Европы

Автомобильные коды стран Европы
Код Страна Действует с Предыдущий код Примечания
A Австрия 1910
ABH* Абхазия 2006
AL Албания 1934
AM Армения 1992 SU Ранее часть СССР
AND Андорра 1957
AX* Аландские острова 2002 SF Официальный код - FIN
AZ Азербайджан 1993 SU Ранее часть СССР
B Бельгия 1910
BG Болгария 1910
BIH Босния и Герцеговина 1992 YU Ранее часть СФРЮ
BY Беларусь 1992 SU Ранее часть СССР
BZH* Бретань Регион на северо-западе Франции
CAT* Каталония Автономное сообщество Испании, расположенное на северо-востоке Пиренейского полуострова
CD* дипломатический корпус
CH Швейцария 1911 C onfoederatio H elvetica
CY Кипр 1932
CYM* Уэльс 1932 Cym ru
CZ Чехия 1993 CS Ранее часть Чехословакии
D Германия 1910 D eutschland
DK Дания 1914
E Испания 1910 E spaña
EH* Французская Страна Басков Расположена в юго-западной части французского департамента Атлантические Пиренеи
EIR Ирландия 1938 GB − 1910
SE − 1924
Ранее часть Великобритании и Ирландского Свободного государства (1922-1937). Используется вместе с кодом IRL.
ENG* Англия
EST Эстония 1993 EW 1919–1940 & 1991–1993
SU 1940–1991
Ранее часть СССР
F Франция 1910
FIN Финляндия 1993 SF Suomi Finland
FIN Лихтенштейн 1923 F ürstentum L iechtenstein
FO Фарерские острова 1996 FR royar
GB Великобритания 1910
GBA Олдерни 1924 G reat B ritain – A lderney
GBG Гернси 1924 G reat B ritain – G uernsey
GBJ Джерси 1924 G reat B ritain – J ersey
GBM Остров Мэн 1932 G reat B ritain – M an
GBZ Гибралтар 1924 G reat B ritain – Gibraltar (Z использован так как G уже задействован для Гернси)
GE Грузия 1992 SU Ранее часть СССР
GEO Грузия 1992 SU Ранее часть СССР
GR Греция 1913
H Венгрия 1910
HR Хорватия 1992 SHS 1919–1929
Y 1929–1953
YU 1953–1992
Hr vatska. Ранее часть Королевства Югославия, затем часть СФРЮ
I Италия 1919
IRL Ирландия 1962 GB − 1910
SE − 1924
EIR − 1938
Ранее часть Великобритании и Ирландского Свободного государства (1922-1937). Используется вместе с кодом EIR.
IS Исландия 1936
KN* Гренландия 1910 GRO K alaallit N unaat. Официальный код - DK
L Люксембург 1911
LT Литва 1992 SU 1940–1991 Ранее часть СССР
LV Латвия 1992 LR 1927–1940
SU 1940–1991
Ранее часть СССР
M Мальта 1966 GBY 1924–66
MC Монако 1910
MD Молдавия 1992 SU − 1991 Ранее часть СССР
NMK Северная Македония 2019 YU − 1992
MK - 2019
Ранее часть СФРЮ.
С 1992 по 2019 годы Македония.
MNE Черногория 2006 MN 1913–1919
SHS 1919–1929
Y 1929–1953
YU 1953–2003
SCG 2003–2006
Независимая нация до 1918 года. После этого часть Королевства Югославия, затем часть СФРЮ, а затем Сербия и Черногория (Сербия и Крна Гора - Сербский). Независимость восстановлена в 2006 году.
N Норвегия 1922
NIR* Северная Ирландия N orthern Ir eland
NL Нидерланды 1910
P Португалия 1910
PL Польша 1921
PMR* Приднестровье 1990
RKS Косово 2010 KS
RO Румыния 1981 R 1930–1981
RSM Сан-Марино 1932
RSO* Южная Осетия
RUS Россия 1992 R 1910–1917
SU 1917–1992
S Швеция 1911
SCO* Шотландия
SCV* Ватикан
SK Словакия 1993 CS 1919–1939 & 1945–1992
SQ 1939–1945
Ранее часть Чехословакии
SLO Словения 1992 SHS 1919–1929
Y 1929–1953
YU 1953–1992
Ранее часть Королевства Югославия, затем часть СФРЮ
SMOM Суверенный Мальтийский орден S overeign M ilitary O rder of M alta
SRB Сербия 2006 SB – 1919
SHS 1919–1929
Y 1929–1953
YU 1953–2003
SCG 2003–2006
Ранее часть Королевства Югославия, затем часть СФРЮ, а затем Сербия и Черногория (Сербия и Крна Гора - Сербский). Независимость восстановлена в 2006 году.
TR Турция 1923
UA Украина 1992 SU Ранее часть СССР
V Ватикан 1931 SCV (Stato della Città del Vaticano) используется как префикс на самом номерном знаке
VL* Фландрия 1923 Историческая область на территории современных Франции, Бельгии и Нидерландов.

* - неофициальный код

Автомобильные коды Америки

Код Страна Действует с Предыдущий код Примечания
AG* Антигуа и Барбуда
ARU* Аруба
AXA* Ангилья
BDS Барбадос 1956
BH Белиз 1938 B ritish H onduras. После обретения независимости и смены названия государство не уведомляло о смене кода
BOL Боливия 1967
BR Бразилия 1930
BS Багамские острова 1950
BVI Британские Виргинские острова 1910
C Куба 1930
CND Канада 1956 CA
CO Колумбия 1952
CR Коста-Рика 1956
DOM Доминиканская Республика 1952
EC Эквадор 1962
ES Сальвадор 1978
GCA Гватемала 1956
GUY Гайана 1972 BRG Ранее Британская Гвиана
HN* Гондурас
JA Ямайка 1932
KAN* Сент-Китс и Невис Saint K itts a nd N evis
MEX Мексика 1952
NA Нидерландские Антильские острова 1957
NIC Никарагуа 1952
PA Панама 1952
PE Перу 1937
PR* Пуэрто-Рико
PY Парагвай 1952
RA Аргентина 1927 R epública A rgentina
RCH Чили 1930 R epública de Ch ile
RH Гаити 1952
SME Суринам 1936
TT Тринидад и Тобаго 1964 TD
USA США 1952 US
UY Уругвай 2012 U 1930-1979
ROU 1979-2012
WD Доминика 1954
WG Гренада 1932
WL Сент-Люсия 1932
WV Сент-Винсент и Гренадины 1932
YV Венесуэла 1955

* - неофициальный код

Автомобильные коды Азии

Автомобильные коды стран Америки
Код Страна Действует с Предыдущий код Примечания
AFG Афганистан 1971
BD Бангладеш 1978 PAK Ранее Восточный Пакистан
BRN Бахрейн 1954
BRU Бруней 1956
BRU Бруней 1956
BT Бутан BHT
CL Шри-Ланка 1961 Ранее C eyl on
CN* Китайская Народная Республика
HK* Гонконг H ong K ong
HKJ Иордания 1966 JOR H ashemite K ingdom of J ordan
IL Израиль 1952
IND Индия 1947 BI 1930-1947 Ранее Британская Индия
IR Иран 1936 PR 1930-1936 Ранее Персия
IRQ Ирак 1930
J Япония 1964
K Камбоджа 1956
KG Киргизия 2016 SU − 1991
KS 1991-2016
Ранее часть СССР
KGZ* Киргизия 1992 SU − 1991
KS 1991-2016
Ранее часть СССР
KP* Северная Корея
KSA Саудовская Аравия 1973 SA K ingdom of S audi A rabia
KWT Кувейт 1954
KZ Казахстан 1992 SU − 1991 Ранее часть СССР
LAO Лаос 1959
MAL Малайзия 1967 PRK – 1957
FM 1954-1957
PTM 1957–1967
Ранее Перак, затем Федеративные Малайские Штаты, затем Малайская Федерация
MNG Монголия 2002 MGL 1997–2002
MV* Мальдивы
MYA Мьянма 1989 BUR 1956-1989
NEP Непал 1970
OM Оман
PK Пакистан 1947
PS* Палестина
Q Катар 1972
RC Китайская Республика (Тайвань) 1932
RI Индонезия 1955 R epublik I ndonesia
RL Ливан 1952
ROK Южная Корея 1971
RP Филиппины 1975
SGP Сингапур 1952
SYR Сирия 1952
T Таиланд 1955
TJ Таджикистан 1992 SU − 1991 Ранее часть СССР
TL* Восточный Тимор P, RI T imor-L este
TM Туркмения 1992 SU − 1991, TMN Ранее часть СССР
UAE Объединённые Арабские Эмираты 1971
UZ Узбекистан 1992 SU − 1991 Ранее часть СССР
VN Вьетнам 1953
YEM Йемен 1990 YAR 1960-1990

* - неофициальный код

Автомобильные коды Африки

Автомобильные коды стран Америки
Код Страна Действует с Предыдущий код Примечания
ANG Ангола 1975 PAN 1932-1957
P 1957-1975
BF Буркина Фасо 1990
BW Ботсвана 2003 BP 1967-2003
CAM Камерун 1952
CGO Демократическая Республика Конго 1997 CB, RCL, CGO, ZR
CI Кот д"Ивуар 1961
COM Коморские острова
CV* Кабо-Верде 1975 P
DJI* Джибути F
DY Бенин 1910 F До 1975 года Дагомея
DZ Алжир 1962 F − 1911
EAK Кения 1938 E ast A frica K enya
EAT Танзания 1938 E ast A frica T anzania
EAU Уганда 1938 E ast A frica U ganda
EAZ Занзибар 1964 E ast A frica Z anzibar
ER Эритрея 1993 AOI Africa Orientale Italiana (Italian)
ET Египет 1927
ETH Эфиопия 1964 AOI − 1941 A frica O rientale I taliana
G Габон 1974 ALEF − 1960 Afrique Équatoriale Française
GH Гана 1959 WAC − 1957 West Africa Gold Coast
GQ* Экваториальная Гвинея G uinée Éq uatoriale
LAR Ливия 1972 I − 1949, LT L ibyan A rab R epublic
LB Либерия 1967
LS Лесото 1967 BL
MA Марокко 1924
MOС Мозамбик 1975 MOC 1932–1956
P 1957–1975
Ранее часть Португалии
MS Маврикий 1938
MW Малави 1965 EA 1932–1938
NP – 1938–1970
RNY option 1960–1965
NAM Намибия 1990 SWA Ранее Юго-Западная Африка
RCA Центральноафриканская Республика 1962
RCB Республика Конго 1962
RG Гвинея 1972
RIM Мавритания 1964
RM Мадагаскар 1962 R épublique de M adagascar
RMM Мали 1962 AOF − 1960 République du Mali.
RN Нигер 1977 AOF − 1960 R épublique du N iger"
Ранее часть Французской Западной Африки (Afrique Occidentale Française).
RU Бурунди 1962 R uanda-U rundi
RWA Руанда 1964 RU − 1962 R uanda-U rundi
SD Эсватини 1935 Ранее Свазиленд до 2018 г.
SN Сенегал 1962
STP* Сан-Томе и Принсипи 1975 P S ão T omé and P ríncipe
SUD Судан 1963
SY Сейшельские острова 1938
TCH Чад 1973
TG Того 1973
TN Тунис 1957 F − 1956
WAG Гамбия 1932 W est A frica G ambia
WAL Сьерра-Леоне 1937 W est A frica Sierra L eone
WAN Нигерия 1937 W est A frica N igeria
WSA* Западная Сахара 1932 W estern Sa hara
Z Замбия 1964
ZA ЮАР 1936 Z uid-A frika
ZW Зимбабве 1980 SR - 1965
RSR - 1980
Ранее Южная Родезия, затем Родезия

* - неофициальный код

Автомобильные коды Австралии и Океании

Автомобильные коды стран Америки
Код Страна Действует с Предыдущий код Примечания
ARK* Антарктида
AUS Австралия 1954
FJI Фиджи 1971
FSM* Федеративные Штаты Микронезии F ederated S tates of M icronesia
KIR* Кирибати
MH* Маршалловы острова M arsh all Islands
NAU Науру 1968
NC* Новая Каледония 1968 N ouvelle-C alédonie
NZ Новая Зеландия 1958
PAL* Палау
PNG Папуа - Новая Гвинея 1978
SOL* Соломоновы острова
TO* Тонга
TUV* Тувалу
VU* Вануату
WS Самоа 1962

* - неофициальный код

Устаревшие коды

Автомобильные коды стран Америки
Код Страна Действовал до Заменён на Примечания
ADN Аден 1980 Y 1938-1967 Южный Йемен
1967-1980 Народная Демократическая Республика Йемен
AEF Французская Экваториальная Африка 1960 G, TCH
AOF Французская Западная Африка 1962 DY, RMM, RN
AOI Итальянская Восточная Африка 1964 ER, ETH
BA Бирма 1956 BUR
BP Бечуаналенд 1966 BW
CS Чехословакия 1992 CZ, SK
DA Вольный город Данциг 1939 D (1939–1945)
PL (1945-...)
1919-1939
DDR ГДР 1990 D 1974-1990 Германская Демократическая Республика
GBY Мальта 1966 M
EW Эстония 1940 SU 1919-1940
LR Латвия 1940 SU 1927-1940
PR Персия 1936 IR 1930-1936
R Российская Империя 1917 SU 1910-1917
RSR Южная Родезия 1917 SU 1910-1917
SA Саар 1956 D 1926–1935, 1947–1956
SHS Королевство Югославия 1929 Y 1919–1929
SM Сиам 1939 T 1930–1939
SU СССР 1991 EST, LT, LV, BY, MD, UA, TJ, TM, GE, KZ, UZ, KS, AZ, AM, RUS 1917-1991
TS Свободная территория Триест 1954 I
Y Югославия 1953 YU 1929-1953
YU Югославия 2003 BIH, HR, MK, MNE, SLO, SRB 1953–2003
HV Верхняя Вольта 1984 BF сейчас Буркина Фасо
MK Македония 2019 NMK Сейчас Северная Македония

* - неофициальный код

Слишком большое количество автомобилей — одна из главных проблем современных городов. Избыток средств передвижения приводит к пробкам, пожирающим время и деньги водителей, их пассажиров и всей экономики. По расчетам консалтингового агентства Roland Berger, трудности с движением в тридцати крупнейших городах мира обходятся в общей сложности в $266 млрд в год и эта сумма будет только расти.

Простого решения проблемы с транспортом на сегодняшний день нет, но страны, города и отдельные компании пытаются использовать различные варианты снижения потерь. Одни инвестируют в общественный транспорт, другие увеличивают дорожную сеть, третьи пытаются заранее ограничить количество автомобилей в городе административными методами — повышая налоги или вводя дополнительную плату за регистрацию машины.

Китай имеет преимущество перед развитыми странами: несмотря на быстрый рост количества автомобилей, спрос населения на них далек от насыщения.

Сегодня по дорогам страны ездят более 140 млн машин (и еще более 110 млн мотоциклов, мотороллеров и мопедов). Для почти полуторамиллиардного населения это совсем немного, в Европе соотношение машин и людей выше в разы. А значит, у Китая есть время, чтобы попытаться заранее понять, как решать надвигающуюся проблему пробок и загрязнения воздуха. Правда, времени не так много: за год автопарк в стране увеличивается на 20-22 млн автомобилей.

Выигрышные номера

Очевидный способ сдержать рост количества автомобилей в городах — ограничить возможность их покупки. Учитывая, что машины необходимо регистрировать, проще всего выдавать покупателям столько номеров, сколько сочтет нужным местная власть, а автомобили с номерами из других регионов пускать в город только за деньги или не пускать на самые загруженные магистрали вовсе. Вопрос лишь в организации процесса: желающих приобрести дефицитный номер будет намного больше, чем самих номеров. Вариантов, по большому счету, три: создать очередь и выдавать знаки тем, кто раньше в нее встал, разыгрывать номера в лотерею или продавать их за деньги.

На сегодняшний день в Китае шесть городов установили ограничения на выдачу номерных знаков. Первопроходцем в этом деле стал Шанхай, который ввел аукционную систему продажи автомобильных номерных знаков еще в 1986 году, правда, тогда она не была востребована в силу бедности населения и низкого спроса на машины. Реальная работа началась в 1994 году. За прошедшие годы система торгов много раз менялась: власти набивали шишки в борьбе со спекулянтами и коррупционерами, вводили ограничения для иногородних, создавали компьютерную инфраструктуру, меняли количество продаваемых номеров, предлагали преференции покупателям отечественных машин — и отказывались от преференций. В более-менее нынешнем виде аукционная система существует с 2008 года.

Намного позже, в 2011 году, власти столицы страны Пекина поняли, что не справляются с наплывом автомобилей, число которых в городе приблизилось к 5 млн. Но они решили пойти более «справедливым» путем — распределять ограниченный ресурс через ежемесячную лотерею. Сначала власти разыгрывали 250 000 номеров в год, но с 2014 года снизили это число до 150 000. Спрос же тем временем продолжал расти. В результате, если в 2011 году номер получал один участник лотереи из десяти, то к весне 2014 года соотношение достигло уровня 1:150.

В небольшом провинциальном городке Гуйян с населением 4 млн человек и 1 млн автомобилей пошли по столичному пути: там тоже ежемесячно проводится лотерея, но количество разыгрываемых номеров — всего 24 000 штук в год. В Гуанчжоу власти решили совместить лотерею и аукцион: половина из 120 000 номеров в год разыгрывается среди счастливчиков, остальные продаются за деньги. Гибридная система действует также в Тяньцзине и Ханчжоу.

Шанхайская система

По официальным данным на конец 2013 года, в Шанхае насчитывалось около 1,8 млн частных автомобилей с местными номерами, несколько сотен тысяч государственных и примерно 0,5 млн «приезжих». По мнению властей, центр города в состоянии выдержать до 2,5 млн машин, то есть точка насыщения уже близка, несмотря на то что часть водителей не выезжает за пределы окраинных районов. Поэтому в 2014 году будет выдано всего 100 000 номеров, большую часть из них получат жители города, остальное — компании. Иногородние автомобилисты ранее также могли претендовать на покупку шанхайского номера, но с нынешнего года решено закрепить это право только за местными жителями.

Способ проведения аукциона за последние годы менялся несколько раз: если в самом начале он проходил в виде «живых» торгов в специальном зале, то сейчас ставки делаются через интернет. Нынешняя формула была введена в 2008 году и с тех пор почти не менялась.

Все начинается с внесения на счет аукциона безвозвратного взноса в 2000 юаней ($320), в обмен на который будущий участник торгов получает код доступа в систему. Сам аукцион проходит каждую третью субботу месяца. Процедура состоит из двух шагов. Сначала с 10 до 11 часов утра все участники должны сделать первую ставку. После этого электронная аукционная система определяет цену отсечения, с которой, согласно алгоритмам, должно согласиться достаточное количество участников. На втором этапе, формально продолжающемся полчаса (в реальности — несколько минут или даже секунд), участники могут сделать еще одну или две ставки в небольшом диапазоне вокруг назначенной цены. При этом те, кто еще на первом этапе сделал более высокую ставку, могут ее оставить (и гарантированно получить табличку с номером) или снизить до разрешенного коридора. В случае если количество ставок на втором этапе превысит количество номеров, победители определяются исходя из времени второй ставки: чем раньше — тем лучше.

В реальности, учитывая огромный спрос на номера, все «соревнование» сводится к тому, кто быстрее сделает ставку в районе верхней границы коридора на втором этапе. Это не так просто, как может показаться. Дело в том, что организаторы аукциона не хотят, чтобы в торгах участвовали «роботы», поэтому процесс специально усложняется: людям надо ввести три или четыре специальных кода (по сути, «капчи»), что занимает некоторое время и требует особой ловкости пальцев.

Самый дорогой кусок железа

Шанхайские автомобильные номера часто называют самым дорогим куском железа в мире. В 2002 году — в начале продолжающегося до сих пор периода роста цены — металлическая пластинка с номером обходилась покупателям примерно в 15 000 юаней ($1800). В то время аукцион проходил по простой схеме: все участники в закрытом режиме делали свою ставку, после чего несколько тысяч лучших предложений (по числу выставленных на торги номеров) удовлетворялись. Заранее предсказать цену отсечки при такой схеме крайне сложно, поэтому покупатели были вынуждены делать завышенные ставки, с каждым месяцем поднимая их все выше и выше.

В 2007 году средняя цена номера выросла до 56 000 юаней ($7400). Безудержный рост стоимости права на автомобиль заставил местные власти принять срочные меры по охлаждению рынка. Была введена новая система торгов (в основном сохранившаяся до сих пор, см. выше), в результате чего средняя цена рухнула до 23 000 юаней ($3000). Впрочем, сразу после этого рост возобновился.

Исторического максимума стоимость шанхайского номерного знака достигла в марте 2013 года. «Счастливчики», победившие в аукционе, в среднем выложили по 91 898 юаней ($14800). В китайских газетах тогда писали, что на такие деньги можно купить пару дешевых отечественных машин, еще и сдача останется. Несмотря на запредельные цены, на каждого победителя тогда пришлось почти двое проигравших. Аналитики рынка (и такие есть) начали говорить о скором пересечении психологически важной отметки в 100 000 юаней ($16 130) за номер. Однако не сложилось: власти в очередной раз приняли меры по охлаждению рынка, увеличили срок «блокировки» номера (время, в течение которого машину с номером нельзя продать), временно увеличили объем предложения. Понятливый рынок отреагировал, как и ожидалось: цены упали до рекомендованного местным правительством уровня — около 75 000 юаней ($12 000).

Опыт и немного наглости

Торги автомобильными номерными знаками по заказу властей города проводит компания Shanghai International Commodity Auction Co. Штаб-квартира компании расположена в одном из больших офисных зданий на Фужоу-роад, там же арендуют офисы десятки фирм, формально не имеющих отношения к происходящему в компьютерах аукционного дома, но находящихся здесь совсем не случайно. Агенты этих фирм «отлавливают» автомобилистов, пришедших подавать заявку на участие в аукционе, и делают им заманчивые предложения: за скромную сумму от 900 до 5000 юаней ($145-800) они могут повысить вероятность выигрыша в аукционе без необходимости делать завышенную ставку.

Смысл услуги заключается в том, что на основе опыта работы с торговой системой и знания психологии покупателей, агенты могут очень быстро сделать нужную ставку, «попав» в правильный диапазон. При этом они натренированы быстро распознавать защитные коды («капчу») при вводе данных, что дает дополнительный выигрыш во времени. Естественно, удачный «выстрел» получается не каждый раз, но они и не дают 100-процентную гарантию и возвращают деньги в случае неудачи. Вроде бы все честно.

С другой стороны, такой бизнес напоминает классическое мошенничество: если агентская фирма заключит договоры с несколькими десятками клиентов, то ставки некоторых из них выиграют и без особой «магии», то есть агентство гарантированно получит какую-то сумму, по сути ничего не делая, точнее, технически делая ставки за клиента. Оформляется это все как «консультационные услуги» и не является преступлением в Китае.

Черный рынок

Если государство устанавливает какие-то ограничения, всегда найдется некоторое количество людей, готовых помочь эти ограничения обойти. Автомобильный рынок в городах с лимитированной регистрацией процветает — пусть даже в «черном» или «сером» режиме.

Так, до недавних пор шанхайские номерные спекулянты использовали пробел в правилах, чтобы перепродавать полученные на аукционе знаки. Согласно правилам, покупатель номера для новой машины не мог продавать машину в течение нескольких лет (в разное время этот срок колебался от 3 до 10 лет). Но в правилах ничего не было сказано про новые номера, устанавливавшиеся на старые машины. Номер просто ставили на б/у машину и продавали вместе с ней. Однако в прошлом году эту лазейку закрыли, запретив продавать старую машину в течение года после установки номера.

Обойти правила получения номеров в Шанхае крайне сложно.

Единственный вариант — так или иначе воспользоваться старой машиной с уже зарегистрированным номером. Но особого нарушения в этом нет: количество машин в городе в результате таких операций не увеличивается. Более того, руководство города недавно объявило, что намерено привести к цивилизованному виду дикий вторичный рынок: действующие номера можно будет продать и купить официально, через ту же аукционную систему.

В Пекине же процветает «номерной» черный рынок: номерные знаки, выигранные в лотерею, легально или нелегально сдаются в аренду за несколько тысяч юаней в год или продаются за несколько десятков тысяч (сообщается и о сделках на сумму 100 000 юаней). Вместо получения денег в бюджет, как в Шанхае, власти Пекина почему-то предпочитают кормить спекулянтов.

Миллиарды на завтра

Доходы от аукционов номерных знаков поступают в бюджет Шанхая. Доходы эти весьма велики и быстро растут. По данным китайских официальных источников, только с 2002 по 2010 год выручка от продажи номеров составила 23 млрд юаней ($3,3 млрд). На следующий год автолюбители принесли в казну еще 5,1 млрд юаней ($0,8 млрд), в 2012-м город получил 6,7 млрд юаней ($1,1 млрд), а в 2013-м — уже 9,4 млрд юаней ($1,5 млрд). За первое полугодие 2014 года Шанхай заработал на номерах 4,7 млрд юаней ($0,76 млрд) — и это при проведении политики охлаждения рынка.

Небольшая часть вырученных денег (плата за право сделать ставку) идет на поддержание системы, а основная — на строительство и содержание инфраструктуры общественного транспорта, покупку новых автобусов и поездов и субсидирование проезда в общественном транспорте для жителей города. Десятки миллиардов юаней, вложенные в общественный транспорт в числе инвестиций из других источников, превратились в самое длинное (более 500 км) и быстрорастущее метро в мире, более тысячи автобусных маршрутов, поезд на магнитной подушке до аэропорта и низкие цены на билеты.

С помощью аукционной системы и искусственного сдерживания развития автотранспорта Шанхай создал для себя запас времени и средств на построение современной общественной транспортной системы, которая в конечном итоге избавит многих жителей города от необходимости покупать машину и тем более вторую или третью, как это принято в развитых странах.

Впрочем, в ближайшие годы Шанхай немного отступит от этого плана. Уже в этом году к стандартной аукционной квоте будет добавлено некоторое количество номеров, предназначенных для электромобилей. Покупатели «зеленых» машин как китайского производства, так и иностранного смогут зарегистрировать их без аукциона, лотереи и ожидания. Это больше похоже на символический шаг: вряд ли объем покупок таких машин достигнет значительных величин в обозримой перспективе, а значит, они не будут создавать заметные проблемы с движением в городе.

В городах Китая номера на авто просто так не выдаются. Их можно получить, например, с помощью лотереи. А помощь от нее далеко не всегда бывает — на то и лотерея . В Шанхае же и вовсе регистрационные номера выставляются на торги.

В общем, власти Китая стараются сдерживать огромное количество автомобилей на улицах своих городов.

Например, уже давно действует достаточно серьезное ограничение на приобретение автомобильных номеров: квота на это дело — 20 тысяч номеров в месяц.

И не больше.

И что бы зарегистрировать свое авто, владельцу необходимо принять участие в специальной лотерее: повезет — не повезет.

Кому не повезло в течение двух предыдущих месяцев, тот автоматически включается в список участников на третий месяц.

А невезучих тут с избытком: по статистике только в Пекине вожделенный номер получает один из 53 жаждущих.

Очередь из автовладельцев, не имеющих возможности прокатиться в своем авто, в китайской столице достигла одного миллиона человек.

То есть, на улицах Пекина, который, как и положено мегаполисам, страдает от пробок, теоретически могло бы быть еще на один миллион авто больше .

А то и на все два, не будь у китайских автомобилистов ограничений.

С 2014 года правила проведения лотереи еще более

На сегодняшний день в Пекине уже больше пяти миллионов автомобилей.

За один только 2010 год их число увеличилось на 800 тысяч.

Хотя еще 15 лет назад — в 1997-м, — по пекинским улицам бегало всего полтора миллиона машинок.

Лотерея на государственные регистрационные номера была введена в январе 2011 года.

…В Шанхае же регистрационные номера выставляются на аукцион (пока это единственный в Китае город, где применяется такая практика).

Кто больше даст — того и тапки номер.

И по сообщению агентства «Синьхуа», в сентябре этого года средняя стоимость регистрационного номера на аукционе перескочила рубеж в 66 тысяч юаней (почти десять с половиной тысяч долларов США) — очередной рекорд.

Тем не менее, девять с половиной тысяч номеров разлетелись, что называется, по рукам.

А что делать? Автомобиль-то куплен.

Источники:

ИА «Синьхуа», russian.news.cn

С 1 ноября 2007 г. в КНР вступил в силу новый отраслевой стандарт GA36-2007 Номерные знаки автотранспортных средств . Стандарт заменяет ранее действовавший отраслевой стандарт GA36-1992. Основные изменения:

1. В новом отраслевом стандарте впервые введено определение «номерного знака автотранспортного средства». В соответствии с GA36-2007 номерной знак автотранспортного средства – установленное законом обозначение, разрешающее передвижение автотранспортного средства на дорогах в пределах КНР; номер, указанный на номерном знаке, является регистрационным номером.

Регистрационный номер состоит из: 1) иероглифа, обозначающего регион или принадлежность машины; 2) буквы латинского алфавита, обозначающего орган, выдавший номерной знак; 3) второй буквы латинского алфавита и арабских цифр. В некоторых случаях в конце номера указывается дополнительный иероглиф, который обозначает некую особенность (например, принадлежность автомобиля полиции, консульскому учреждению иностранного государства и др.).

Каждый китайский номерной знак начинается с иероглифа, который может обозначать регион или принадлежность автомашины определенным организациям или ведомствам. Новый стандарт добавляет отдельное обозначение для автомобилей, зарегистрированных в Чунцине (Чунцин стал городом центрального подчинения в 1997 г., то есть, после публикации прежнего стандарта для номерных знаков). В соответствии со стандартами номерные знаки могут начинаться с одного из 32 иероглифов:

Иероглиф Значение
Пекин
Тяньцзинь
Шанхай
Чунцин
провинция Хэбэй
провинция Шаньси
автономный район Внутренняя Монголия
провинция Ляонин
провинция Цзилинь
провинция Хэйлунцзян
провинция Цзянсу
провинция Чжэцзян
провинция Аньхой
провинция Фуцзянь
провинция Цзянси
провинция Шаньдун
провинция Хэнань
провинция Хубэй
провинция Хунань
провинция Гуандун
Гуанси-Чжуанский автономный район
провинция Хайнань
провинция Сычуань
провинция Гуйчжоу
провинция Юньнань
Тибетский автономный район
провинция Шэньси
провинция Ганьсу
провинция Цинхай
Нинся-Хуэйский автономный район
Синьцзян-Уйгурский автономный район
使 дипломатические представительства иностранных государств в КНР

Буква, следующая за иероглифом, обозначает государственный орган, выдавший номерной знак. В провинциях и автономных районах это позволяет узнать, в каком именно городе выдан номерной знак. Например, номерные знаки, выданные в городах провинций Хэбэй и Гуандун начинаются со следующего сочетания иероглифа (обозначающего провинцию) и цифры:

Город

Как начинается номерной знак

Провинция Хэбэй
Шицзячжуан 冀A
Таншань 冀В
Циньхуандао 冀С
Ханьдань 冀D
Синтай 冀Е
Баодин 冀F
Чжанцзякоу 冀G
Цанчжоу 冀J
Ланфан 冀R
Хэншуй 冀Т
Провинция Гуандун
Гуанчжоу 粤А
Шэньчжэнь 粤В
Чжухай 粤С
Шаньтоу 粤D
Фошань 粤Е, Х, Y
Шаогуань 粤F
Чжаньцзян 粤G
Чжаоцин 粤Н
Цзянмэнь 粤J
Маомин 粤К
Хойчжоу 粤L
Мэйчжоу 粤М
Шаньвэй 粤N
Хэюань 粤P
Дунгуань 粤S
Чжуншань 粤T
Чаочжоу 粤U

2. Внесены изменения в перечень цветов, используемых для номерных знаков автотранспорта. В частности, в КНР прекратили выдавать номера черного цвета для автомобилей, зарегистрированных на имя иностранных граждан и предприятий с иностранными инвестициями. Действовавшая ранее практика выдачи специальных номеров черного цвета для иностранцев была связана с необходимостью ограничить доступ в некоторые части городов и районы КНР. Вступление нового стандарта в силу означает введение для автомобилей, принадлежащих иностранным гражданам и предприятиям с иностранными инвестициями национального режима и ликвидацию ранее действовавших ограничений. Новые правила выдачу специальных знаков прекращают и предусматривают постепенную замену черных номеров на обычные номера синего цвета при продаже автомобиля, замене номерного знака при утрате или повреждении и т.п. Выданные ранее черные номера могут использоваться в обычном режиме.

Кроме того, для общественного транспорта (автобусов) в КНР будут выдаваться номерные знаки желтого цвета. Ранее для автобусов выдавались обычные номера синего цвета.

С новым государственным стандартом для номерных знаков автотранспортных средств (на китайском языке) можно ознакомиться по ссылке: .